Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа
методическая разработка по теме

Сальникова Татьяна Григорьевна

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание которой тесно связано с теорией и способствует формированию педагогических умений.  При этом происходит изменение позиции обучающегося - абитуриент, студент - первокурсник, студент, студент - практикант, студент - профессионал, студент - выпускник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа

                                    Сальникова Т.Г., методист   Николаевского- на Амуре      

                                                     педагогического колледжа КМНС – филиала

                                                       КГБОУ СПО ХПК

Направления работы по формированию коммуникативной компетентности студентов:

I. Психологическое направление ( внеклассные мероприятия). Одним из путей формирования коммуникативных компетенций у студентов является организация внеклассной воспитательной работы. Она предполагает включение студентов  в различные виды деятельности во внеклассной воспитательной работе.

1. Организовать профессионально-ориентированную среду коммуникативного взаимодействия с ее направленностью на расширение арсенала владения коммуникативными приемами, навыками самодиагностики и самостоятельной работы студентов.

2.  Для студентов 2 курса  провести  серию  классных часов по проблемам общения, на следующие темы:

- «Понятие общения»;

- «Невербальное общение»;

- «Правила ведения деловой беседы»;

- «Как победить в споре».

3. С группой студентов, имеющих низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей проводить тренинговую  работу. Ее цель -  устранение причин, которые препятствуют  процессу общения студентов.

II. Педагогическое направление.

1.  В учебный процесс включать  методы и приемы по дисциплинам предметной подготовки, которые направлены на развитие коммуникативной компетентности студентов:

Приёмы активизации речевой деятельности студентов по технологии

развивающего обучения:

  1. Проблемные лекции
  2. Лекция – дискуссия
  3. Анализ конкретной ситуации
  4. Организационно-мыслительные игры
  5. Критический анализ учебно-профессиональных текстов
  6. Метод проектов
  7. Тренинги
  8. Практико-ориентированные задания
  9. Творческие задания

Приёмы активизации речевой деятельности студентов по технологии

контекстного обучения:

  1. Лекции-беседы
  2. Интерактивное обучение
  3. Деловые имитационные игры
  4. Анализ конкретной ситуации
  5. Учебный эксперимент

Приёмы активизации речевой деятельности  студентов по технологии

 личностно-ориентированного обучения:

  1. Разноуровневые личностно-ориентированные задачи
  2. Диалог
  3. Игра-имитация социально-ролевых условий
  4. Игра-имитация пространственно-временных условий

2. В рамках преподавания учебной дисциплины «Социальная психология» студентам 3 курсов выдать  теоретический материал по темам: «Общение как социально-психологический феномен», «Барьеры общения», «Приемы активного слушания», «Невербальное общение», «Природа конфликтов и пути их разрешения».

Для закрепления теоретического материала  провести социально-психологические тренинги:

- по невербальному общению, с целью обучения студентов передаче предметной информации жестами, мимикой; демонстрации и расшифровки эмоциональных переживаний и отношений невербальными средствами общения;

- по тренировке в применении приемов активного слушания в различных жизненных ситуациях;

- по расширению практических навыков в разрешении конфликтов.

3. В рамках преподавания спецкурса «Основы педагогического мастерства» на 3 курсах осветить теоретические основы некоторых аспектов делового общения и закрепить их в практических упражнениях (умение вести диалог, аргументировать, доказывать и резюмировать).

4. Преподавателям познакомиться с уровнями развития коммуникативной компетенции для осуществления дифференцированного подхода при организации учебного процесса:

         Высокий уровень:

Студент легко входит в любую роль - исполнителя, координатора, участника при организации групповой формы работы на занятии, гибко реагирует на изменение ситуации, проявляет высокий уровень коммуникативного контроля за своим поведением, умеет выслушать точку зрения собеседника, при необходимости аргументировано доказывает свою, свободно владеет средствами вербального общения; групповая форма работы, как правило, имеет положительные результаты, соответствует обозначенным критериям оценки.

         Средний уровень:

Студент испытывает затруднения в измененной ролевой ситуации общения, выборе вербальных средств общения, проявляет средний коммуникативный контроль по отношению к участникам деятельности, недостаточно аргументирует собственную точку зрения, результат групповой формы работы соответствует большинству критериев.

          Низкий уровень:

Студент использует стереотипные способы коммуникации, не учитывает изменившиеся условия деятельности и ролевую ситуацию, затрудняется в использовании вербальных средств, иногда заменяет их невербальными, проявляет низкий уровень коммуникативного контроля, не умеет аргументировать собственную точку зрения и учитывать мнение других; результат групповой формы работы не соответствует большинству критериев.

          Следует отметить, что формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание которой тесно связано с теорией и способствует формированию педагогических умений.  При этом происходит изменение позиции обучающегося - абитуриент, студент - первокурсник, студент, студент - практикант, студент - профессионал, студент - выпускник.

Список литературы:

1. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО, «Модек», 1996. - 256с.

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н.Введенский // Педагогика. - 2003. - №10. - с. 51-55.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: Академия, 2003.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002. 373с

5.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 306 с.

6. Мелибурда Е.Л. Ты - мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

8. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. - М.: Сентябрь, 1999. – 128 с.

9. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности

Современная  образовательная  ситуация предъявляет новые требования к личностным и  социальным установкам, мировоззрению личности,  социальной направленности,  профессионально...

Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практическом обучении

Проект "Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практитческом обучении" позволит сформировать общие и профессиональные компетенции. Для будующего медицинского работника к...

Методическая разработка "Влияние профессиональной деятельности преподавателя аккомпанемента на развитие ключевых и профессиональных компетенций выпускника музыкально – педагогического колледжа"

Вопросы профессиональной подготовки учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой, что обеспечивает актуальность данного исследования. От того, каким будет учи...

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"

Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...

Методическое пособие по развитию коммуникативной деятельности студентов медицинского колледжа

В данном пособии описана методика обучения студентов речевой деятельности на занятиях английского языка...