Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практическом обучении
методическая разработка по теме

Проект "Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практитческом обучении" позволит сформировать общие и профессиональные компетенции. Для будующего медицинского работника крайне важно уметь общаться с пациентом, поэтому данный проект необходимо внедрить в каждом образовательном учреждении медицинской направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt1.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Свердловской области

ГОУ СПО СО  «Медицинское училище №6»

Развитие коммуникативной компетенции

студентов медицинского училища

в практическом обучении

проект

Составитель: Шестакова Наталия Владимировна,

заместитель директора по практическому обучению

                                                   Екатеринбург,

2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение …………………………………………………………………………3

Тезаурус …………………………………………………………………………13

1. Методологическое обоснование…………………………………………….15

2. План реализации проекта……………………………………………………32

Заключение………………………………………………………………………41

Список литературы………………………………………………….…………..44

Приложения……………………………………………………………………...47

ВВЕДЕНИЕ

  Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1], поэтому повышение качества образования – одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Ориентация  профессионального образования на социальный заказ нашего общества в период экономических и политических пре образований закономерно соотносится, с одной стороны, с тенденцией к фундаментальности, с другой - со стремлением профессиональных образовательных учреждений предложить наиболее актуальный спектр практической профессиональной подготовки.

Одной из тенденций развития современного профессионального образования является его стандартизация. В качестве требований к его результату выступают компетенции.

Активно обсуждаются идеи компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, А.М. Новиков, В.В. Сериков и др.). Раскрытию понятий компетентности, компетенций и компетентностного подхода посвящены работы В.И. Андреева, А.М. Аронова, Д.А. Иванова, Л.Ф. Ивановой, В.А. Кальней, Т.М. Ковалевой, К.Г. Митрофанова, Дж. Равена, О.В. Соколовой,  И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина.

         Ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в  работах  А.В. Хуторского.[21]

        Английские специалисты в области менеджмента М. Вудкокк и

 Д. Френсис пишут: «О компетентности можно судить по уровню мастерства. Подразумевая под этим производственные знания, навыки, опыт, отношения к делу».[11] 

    В.А. Болотов характеризует компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет. [4]

Совет Европы выделяет 5 базовых компетенций, необходимых сегодня любому специалисту, в том числе  медицинскому работнику: «политические и социальные; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе; компетенции, связанные с возникновением общества информации; компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь; компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни». [19] В контексте профессиональной подготовки медицинского работника  данные умения приобретают особое звучание, поэтому обращение профессионального   образования к проблеме уровня коммуникативной подготовки кадров является актуальным на сегодняшний день.

Уровень коммуникативной компетенции  медицинского работника отражает социально-психологическую атмосферу общества, состояние общественной морали, успех профессиональной деятельности. Данная компетенция обеспечивает управление системами ролевого и межличностного взаимодействия субъектов  лечебного и сестринского  процессов.

        Практика подготовки  медработников показывает, что многие выпускники  медицинского училища не обладают необходимым уровнем развития коммуникативной компетенции. Так, наблюдения показали, что в ходе 1 этапа итоговой государственной аттестации 13 % выпускников испытывали затруднения в установлении контакта с пациентом, 15 % имели трудности в составлении рекомендаций пациентам по мерам профилактики заболеваний.         В практической деятельности студентов медицинского училища необходимо находить общий язык с пациентом, собирать анамнез жизни, анамнез заболевания, проводить профилактическую работу среди населения, поэтому развитие коммуникативности является приоритетной задачей практического обучения.    

     Студентам 205 группы специальности 060501 «Сестринское дело» в марте 2010 года, перед выходом на производственную практику по приобретению первичных профессиональных навыков были даны задания по выбору:

- разработать сценарий беседы с пациентом;

- составить памятку для пациентов;

- оформить санбюллетень.

С работой справились – 76% студентов.

Остальные испытывали затруднения при работе с профессионально-ориентированной информацией.

         Студентам  выпускных групп 2010 года специальности «Сестринское дело» (78 человек) было предложено высказаться по социально-психологической среде в училище, отражающей следующие стороны:

- комфортность коммуникационной среды (общение с однокурсниками, преподавателями, администрацией);
- гарантия справедливого и уважительного отношения со стороны преподавателей.
        Ответы студентов позволяют охарактеризовать среду обучения, коммуникативную среду  в целом, как комфортную: 82 % согласны, что им всегда приятно общаться со сверстниками, 93 % отмечают уважительное отношение к себе со стороны преподавателей.

Одной из задач практического обучения студентов является налаживание и развитие каналов и техник коммуникаций, общения не только с пациентами, но и непосредственно с однокурсниками.

              В отзывах  студентов о прохождении производственной практики, встречаются замечания  о конфликтных ситуациях медицинских работников и пациентов.

         Мной были проанализированы должностные инструкции медицинских сестер стационаров, поликлиники, общеврачебной практики. Как выяснилось,  ни в одном документе не предъявляются требования к коммуникативной компетентности специалистов. Это еще раз  доказывает актуальность избранной темы.

Выше обозначенные результаты свидетельствуют о необходимости развития коммуникативной компетенции.

Формирование у студентов коммуникативной компетенции на первом  и втором году обучения порождает проблему, связанную с их недостаточной готовностью к осознанному усвоению и необходимых умений.

Актуальность проблемы подтверждают результаты исследований, проведенных педагогами- психологами ГУСОН СО «Центр помощи семье и детям города Красноуфимска» в мае 2010 года. Они свидетельствуют о том, что студенты   испытывают потребность в повышении уровня сформированности коммуникативной компетенции, стремление освоить законы межличностного познания, профессионально-медицинского (в том числе речевого) этикета с целью развития умений адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности, чувствовать другого, сопереживать, располагать к общению, выстраивать эффективное коммуникативное взаимодействие.

     Результаты диагностики студентов 2 года обучения отражены в приложении 1. Они  показали, что коммуникативные способности:

- выше среднего уровня  у 17 %

- средний - 74 %

- ниже среднего уровня - 9 %

Организаторские способности:

- выше среднего уровня - 7 %

- средний - 79 %

- ниже среднего - 14 %

        Содержательные основания каждого из уровней представлены в приложении 5.

Сегодня существует реальная потребность в медработниках, имеющих высокий уровень коммуникативной компетенции, которая обусловливает формирование у них профессиональной компетентности.

 Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании профессиональную направленность, с другой - создать условия для повышения коммуникативной компетенции будущих  фельдшеров и медицинских сестер.

Отсюда очевидна необходимость совершенствования учебного процесса в соответствии с новыми тенденциями в науке и практике в плане развития личности, обладающей коммуникативной компетенцией.

Анализ   теории и практики позволил выделить ряд противоречий: 

- между потребностью современного общества в социально мобильном специалисте и уровнем сформированности коммуникативной компетенции.

- между современными требованиями к повышению качества преподавания специальных дисциплин   как средства профессиональной и личностной коммуникации специалиста и затруднениями, которые испытывают преподаватели при коррекции методического и технологического компонентов процесса развития коммуникативной компетенции, реализуемых в педагогической практике.

        С учетом значения коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке будущих  фельдшеров, медицинских сестер и отсутствием единого подхода в решении данного вопроса в педагогической теории и была определена тема  проекта:  «Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практическом обучении» и сформулирована  проблема: каким образом должно быть организовано практическое обучение студентов медицинского училища, чтобы оно максимально способствовало развитию коммуникативной компетенции обучающихся? 

     Основная идея представляемого проекта: Методы социального управления, применяемые на уровне образовательного учреждения среднего профессионального образования обеспечивают условия для реализации компетентностного подхода у студентов и развитие коммуникативной компетенции в практическом обучении.

Объект: процесс развития коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в рамках  практического обучения.

Предмет: модель развития коммуникативной компетенции студентов  в процессе  организации профессиональной практики.

Цель: теоретически обосновать и разработать модель развития коммуникативной компетенции студентов  медицинского училища  в практическом обучении.

        Гипотеза – предполагаем, что целенаправленная систематическая работа по развитию коммуникативной компетенции у студентов в практическом обучении повысит уровень профессиональной подготовки студентов.  

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития  коммуникативной компетенции.

2. Обосновать методы, формы и средства формирования  коммуникативной компетенции в процессе практического обучения.

3. Разработать модель развития коммуникативной компетенции студентов   в  практическом обучении, определив и обосновав содержание всех её компонентов.

        В нашем училище созданы достаточные условия для реализации обозначенных задач: во-первых, по состоянию на 1 сентября 2010 года в ГОУ СПО СО «Медицинское училище № 6»  работают 23 преподавателя, из них 22 человека с высшим образованием; во-вторых, значительная часть преподавателей имеет большой стаж работы: 5 преподавателей – свыше 30 лет, 7 – от 20 до 30 лет, 5 от 15 до 20, 3 – до 15 лет и 3 педагога имеют стаж работы до 10 лет; в третьих, 47 % штатных преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, 17% - первую, 26 % - вторую. В училище

27 % педагогов – совместители, 50 % из них с высшей категорией, 15 % с первой.         Кроме этого,   известен общий алгоритм управленческой деятельности, позволяющий организовать деятельность студентов и педагогического коллектива медицинского училища:

-педагогический  анализ;

-подготовка к принятию управленческого решения;

-организация коллектива на его выполнение;

-внутриучилищный контроль и координация;

- регулирование действий.

     Реализовать задачи, обозначенные в проекте, позволят следующие принципы управления воспитательно-образовательным процессом: демократичность, гуманизм, ориентированность на результат, ресурсный подход, функциональность, научность, системность, необходимость и достаточность.

         Теоретико-методологическую основу  проекта составили:

- психолого-педагогическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А., С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин);

- теория личностно-ориентированного образования ( Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, И.Я Якиманская);

- концепция системного подхода (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, Э.А.  и др.);

- теория речевой деятельности ( Н.Н. Жинкин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя);

- основные положения коммуникативного подхода (И.Е. Пассов, Л.В. Скалкин);

- положения, раскрывающие понятия «коммуникативные качества, свойства личности» (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская, А.У. Хараш), «коммуникативные процессы» (Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев, В.А. Якунин);

- теория упражнений и взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности ( И.А. Зимняя, И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Н.И. Гез, А.А. Миролюбов и др).

 

 

ТЕЗАУРУС

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – уровень достижения отдельного гражданина в обществе в процессе обучения, определяемый в рамках государственного стандарта образования; степень соответствия (адекватности) уровня и содержания образования социально-экономическим условиям в обществе. (Н.Н. Хридина)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – степень удовлетворения ожиданий различных участников образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач. (С.Е. Шишов)

 КОМПЕТЕНТНОСТЬ - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.  (Б.Г. Мещерякова)

КОМПЕТЕНЦИЯ - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. (М.Д.Ильязова)

 КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – способность, знание и умение услышать другого человека, выразить свои мысли и чувства, регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другими людьми. (В.П. Зинченко)

УПРАВЛЕНИЕ – функция организационных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание определенного состояния или перевода в другое состояние в соответствии с объективными закономерностями существования данной системы, реализацией программы или сознательно поставленной целью. Управление осуществляется путем воздействия одной подсистемы – управляющей на другую – управляемую посредством информационных сигналов или управленческих действий. (С.Е.Шишов)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к человеку или коллективу, являющемуся объектом управления. Управленческая деятельность включает в себя постановку цели управления, сбор и переработку информации, подготовку, принятие и реализацию управленческого решения. (Н.Н. Хридина)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УЧИЛИЩА В ПРАКТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ

      Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения. Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации.

 В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.[5]

        Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Данные понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается различное их понимание:

- компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

- компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. [7]

     В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю с И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении». [10]

      В  настоящее  время  ещё  не  сложилось  окончательного  определения  понятий  «компетенция»  и  «компетентность»  в педагогике  и  в  психологии. Однако несколько аспектов в их понимании можно  обозначить  следующим  образом:

     1. Понятие  «компетенция»  относится к  области  умений, а не знаний.

   «Компетенция – это  общая способность, основанная  на  знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые  приобретены  благодаря  обучению. Компетенция не сводится  ни к   знаниям, ни к навыкам. Необходимо различать компетенцию  и  умение. Умение – это  действие в специфической  ситуации, компетенция – это характеристика, которую  можно извлечь  из наблюдений  за действиями, за умениями. Таким образом, умения  представляются  как  компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие». [4]

     2. Компетенция формируется в результате  осознанной  деятельности.

 «Необходимо остерегаться слишком когнитивистского, даже инструментального упрощения  понятия компетенции. Наблюдение за умениями не может игнорировать вопрос смысла, особенно того, который придают субъекты  ситуациям, смысла, который они в них видят, интерпретации, которую они осуществляют». [4] Терминология  варьируется вокруг этой темы  смысла: одни ученые  говорят о мотивации   или интересе, другие – о ценностях, третьи – об эмоциональном заряде или моральном обязательстве. Для того чтобы стать генератором компетенций, деятельность должна приобрести смысл  для студентов, стать осознанной деятельностью.

     3. Приобретение компетенций зависит от активности  обучаемых.

   Эту   точку   зрения, основанную   на  достижениях теории обучения (Пиаже,  Выготский, Брюнер),  разделяют  европейские  эксперты. Для того чтобы научиться работать, нужно работать. Нельзя научиться французскому языку, не говоря по-французски; пользоваться  компьютером, не прибегая к практике. Таким образом,  для приобретения  компетенций обучаемый должен стать субъектом  данной  осознанной  деятельности.[9]

     4. Природа компетенций  носит контекстуальный характер.

    Значительная роль в проявлении компетенций принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным  означает умение мобилизовать  в данной  ситуации полученные  знания и  опыт. При обсуждении компетенций внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. «Компетенция не может быть изолирована от конкретных  условий  её реализации. Она одновременно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной  деятельности». [5] Часто можно встретить людей, обладающих  обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их  в нужный момент, когда предоставляется  возможность.  Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.

      Таким образом, для формирования  определённых компетенций  необходимы  соответствующие условия, в которых они проявляются.

    5. Компетенция развивается, обогащается, расширяется или укрепляется, отталкиваясь от начального уровня. Для формирования компетенций важен процесс совершенствования. Быть компетентным значит обладать  определенным уровнем  мастерства, совершенства владения  деятельностью.

        Существуют различные подходы к определению компетентности специалиста. Так, например, Н.Ф. Талызина, считает, что она должна соответствовать трем составным частям: качествам, знаниям, умениям и включает в себя следующие характеристики:

1. Качества, выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход;

- характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;

2. Умственные способности:

- гибкость, прозорливость, дальновидность;

3. Административно-организаторские  характеристики:

-умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;

-  характеризующие отношение к людям: честность, воспитанность;

- характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование;

- знания: профессиональные по своей специальности, общая культура, информированность о профессиональной деятельности;

- умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать работе, планировать деятельности. [8]

        Данный  перечень может пополняться или сокращаться в зависимости от вида деятельности.

        Выделяют следующие ключевые компетенции выпускника учебного заведения: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования.[12] Все это позволяет выпускнику осмысленно применять комплекс профессиональных знаний, умений и способов деятельности в дальнейшей жизни. Этот состав ключевых суперкомпетентностей содержится в рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования».

                 Рассматривая данную проблему, необходимо, в первую очередь, определить, что такое  коммуникативная компетентнция, выявить ее структуру и условия ее формирования.       

        Прежде чем рассматривать способы формирования коммуникативной
деятельности субъектов образовательного процесса, необходимо сформулировать, что же включает в себя такие понятия, как «коммуникация», «коммуникативные способности», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность», и как они отражаются в воспитательно-образовательном процессе.

        Анализ литературы позволил определить следующие подходы к определению «коммуникаций»:

- сообщение, общение;

- общение, специфическая форма взаимодействия моделей в процессах их познавательно-трудовой деятельности;

- процесс обмена информацией;

- смысловой аспект социального взаимодействия.

        Таким образом, коммуникация представляет собой самостоятельную часть процесса общения и специфическую форму взаимодействия субъектов.

В лечебном процессе коммуникация выступает как полифункциональное условие общения и выполняет ряд функций: информационную, мотивационную, социальную, регулятивную, развивающую, воспитательную и конфликтологическую. В социально-психологическом смысле коммуникация - это процесс передачи информации от респондента к реципиенту. Подходы разных авторов к определению коммуникативных умений представлены в приложении 4. Мы разделяем определение А.Н. Леонтьева, который рассматривает коммуникативные умения, как владение социальной перцепцией, умение адекватно моделировать личность партнера по общению, его психическое состояние по внешним признакам, умение организовывать сотрудничество в процессе общения. Все составляющие данного определения необходимо развивать у студентов медицинского училища.

      Общение между людьми происходит не только словами. Точнее, даже не только словесно, сколько при помощи невербальной информации, преподаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это существенно дополнит, обогатит содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнеся красивые фразы.[18]
        Невербальная коммуникация - мощное средство общения. Владеть им полезно любому человеку. Медицинскому работнику  же это просто необходимо.
        Подсчитано, что словесно человек получает лишь 8 % информации. Остальное приходится на невербальную коммуникацию. Язык мимики, жеста и взгляда, модуляций голоса использовался человеком еще с тех времен, когда он, не обремененный научными познаниями, постигал все интуитивно. И, как всякий атавизм, невербалика оказывает сильнейшее воздействие на наше общение. По мимике и жестам читают  внутреннее состояние человека.
        Коммуникативная компетенция студентов, достигнутая в процессе формирования коммуникативных навыков, предполагает решение задач на различных уровнях (микроуровне - простейший акт общения «субъект - субъект» (общение между собой); мезоуровне - общение, ограниченное рамками определенной темы или группы (общение с пациентами); макроуровне - общение с другими субъектами в системе сложившихся в социуме норм, традиций и устоев).[18]
        Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема профессиональной компетентности, в том числе коммуникативной, которая находит свое выражение в умениях передать информацию разными речевыми средствами; понять состояние собеседника; в искусстве воздействия на партнера по общению; в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
        Анализ деятельности свидетельствует о необходимости специальной целенаправленной подготовки субъектов в плане коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетенция.

Процесс развития коммуникативной компетенции нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения (коммуникация --> коммуникативные способности --> коммуникативные умения --> коммуникативная компетентность).

        Формирование коммуникативной компетентности - процесс поэтапный. Обучение и воспитание способствует развитию коммуникативных способностей, формированию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов. Коммуникативная деятельность - целенаправленный процесс. Субъект - субъективные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации. Информационные умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

     Формирование коммуникативной компетенции у студентов предполагает три группы умений:

  1. Умения, связанные с коммуникацией.
  2. Интерактивные умения, обеспечивающие взаимодействие в социальной среде.
  3. Перцептивные умения.

      Схема структуры процесса общения представлена в приложении 2.

     Коммуникация – это общение как обмен информацией,  умение передавать информацию вербальными и невербальными средствами; умение выстраивать обратную связь в общении; умение преодолевать барьеры в общении (психологические, социальные, речевые); умение отслеживать реакцию партнера в общении на полученную информацию.

     Интерактивные умения – умение применять разнообразные стратегии общения (соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание); умение работать в команде; организаторские умения; умение предотвращать конфликт и выходить из конфликта, умение взаимодействовать с коллегами, пациентами и с родственниками пациентов.

                Перцептивные умения, проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других людей. А для этого необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у студента представления о себе, что он приписывает себе, против чего возражает.

Совокупность перцептивных умений В.Л. Сластенин представляет как следующий взаимосвязанный ряд:

- воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;

- глубоко проникать в личностную суть других людей;

- улавливать индивидуальное своеобразие человека;

- на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;

- определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;

- по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;

- находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

- видеть главное в человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).

      Я считаю, что для студентов медицинского училища важными перцептивными умениями являются умения отследить изменение в состояние здоровья пациента на основе невербальных реакций. Социальная психология предлагает комплекс перцептивных умений, необходимых студентам для взаимодействия с субъектами лечебного процесса. Во-первых, умение сочувствовать другому человеку (эмпатия), умение поставить себя на место другого человека (идентификация), умение понимать причины поведения другого человека (каузальная атрибуция), умение посмотреть на себя со стороны глазами другого человека (рефлексия).

         В практической деятельности медицинским работникам постоянно приходится общаться с пациентами. И владение коммуникативной компетенцией им просто необходимо. Студенту надо научиться управлять процессом взаимодействия с участниками лечебного и сестринского процессов.

Управление общением в  процессе предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях):

- организовать совместную с пациентами деятельность;

- выбрать правильный стиль и тон в обращении с пациентами;

- управлять их вниманием;

- располагать к себе собеседника;

- образно передавать информацию и др.

В Российской педагогической энциклопедии готовность к общению рассматривается как совокупность мотивационного, содержательного и поведенческого компонентов. Мы считаем, что совокупность этих компонентов обозначает уровни  сформированности коммуникативной компетенции, определяет степень готовности студента к общению. Соответственно, подготовленность к общению рассматриваем как наличие у студента языковых, социокультурных, предметных, психолого- педагогических знаний, практических умений и навыков использования  языковых средств, позволяющих успешно выполнять деятельность в ситуациях общения.[10]

Мотивационный, содержательный и поведенческий компоненты находятся в диалектической взаимосвязи. На основе знаний в процессе коммуникативной ситуации у студента формируются коммуникативные умения; отдельные, доведенные до автоматизма умения, становятся коммуникативными навыками, и, наоборот, на основе комбинации навыков происходит формирование новых коммуникативных умений. С другой стороны, коммуникативная ситуация формирует коммуникативный опыт студента, который проявляется в новых коммуникативных знаниях, Мотивационный компонент побуждает студента к постоянному пополнения знаний, расширению репертуара коммуникативных умений и навыков, т.е. развитию коммуникативной компетенции.

Соответственно, развитие коммуникативной компетенции студентов  медицинского училища  в ходе практического обучения,   следующие обязательные компоненты: содержательный (или когнитивный), поведенческий (или деятельностный) и мотивационный (или личностный). (Приложение 3) 

Рассмотрим содержание данных компонентов.

КОГНИТИВНЫЙ компонент связан с изменениями когнитивной сферы студента, предполагает углубление его знаний (лингвистических, социокультурных, предметных, психологических), касающихся общих законов общения, закономерностей коммуникации, современных концепций развития личности.

Когнитивный компонент включает в себя следующие знания:

- лексико-грамматические знания и навыки  языка;

- знания общеупотребительной лексики, грамматических структур и категорий;

- знания социокультурного, историко-культурного, этнокультурного

фона;

- знания терминологии (подъязыка специальности), профессионализмов;

- знания о стратегии и тактике эффективного общения.

          ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ компонент направлен на развитие у студентов разнообразных способов коммуникативной деятельности, на целостное самоопределение и самовыражение личности студента в ходе решения коммуникативных задач. Данный компонент определяет как характер профессионального развития будущего  медицинского работника, так и его жизненную перспективу.

Деятельностный компонент ориентирован на формирование умений. Под умениями понимаем сформированную в личном опыте студентов на основе знаний способность выполнять определенную деятельность. Соответственно, в нашем исследовании это касается коммуникативных умений, способности соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, осуществлению коммуникации, адекватных определенному типу ситуаций и ситуативных задач.  

Деятельностный компонент включает в себя:

- умения применять знания (лингвистические, социокультурные, предметные, психолого-педагогические) в ситуациях общения;

- умение строить высказывание в рамках актуальной профессионально значимой тематики для решения профессиональных коммуникативных задач;

- владение социокультурно обусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в определённой этнокультуре;

- способность успешно реализовывать стратегию и тактику эффективного общения.

МОТИВАЦИОННЫЙ компонент имеет целью оказание помощи студенту в осознании профессионально значимых личностных и коммуникативных качеств, связанных с профессиональной деятельностью, развитие мотивации развития коммуникативной компетенции как необходимого условия профессионального самосовершенствования.[8]

Мы полагаем, что в процессе развития коммуникативной компетенции    системообразующим компонентом следует считать мотивационный, т.к. именно он в большей мере способствует реализации общения и обусловливает процесс профессионального развития личности   молодого специалиста в ходе профессиональной подготовки. Данный компонент затрагивает наиболее глубинные слои личности студента: личностные ценности, установки, систему убеждений, мотивационную сферу.

Мотивационный компонент включает в себя:

- учет иерархической системы потребностей студентов;

- интерес к овладеваемой профессии;

- личностную ориентацию;

- гуманистическую направленность образовательного процесса.

Мы считаем, что углубление теоретических знаний (когнитивный компонент), расширение репертуара коммуникативных умений (деятельностный компонент) ведут к трансформации их мотивационной сферы (мотивационный компонент), обеспечивая студентам осознание будущей профессиональной деятельности и лежащих в ее основе мотивов, смыслов, ценностей.

Таким образом, процесс развития и совершенствования коммуникативной компетенции оказывает непосредственное позитивное влияние на профессионально личностное развитие студентов, находит свое практическое выражение в осуществлении активной и эффективной деятельности  в ходе практического обучения.

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

      Планирование и проектирование работы будет осуществлено:

- на основании основных нормативных документов, регламентирующих работу ГОУ СПО СО «Медицинского училища № 6» как учреждения среднего профессионального  образования (Закон РФ «Об образовании», Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, - в соответствии с целями и задачами ГОУ СПО СО «Медицинское училище № 6»)

- с учетом выявленных противоречий и проблем;

- по следующим направлениям:

1. Целеполагание:

а) прогнозируемый результат качества образования студентов

б) прогнозируемый результат собственной деятельности.

2. Способ достижения цели:

а) внедрение компетентностного подхода в воспитательно-образовательный процесс, формирование у студентов коммуникативной компетенции.

3. Предполагаемые сроки реализации указанных направлений 2010 – 2014 г.

     Деятельность, обеспечивающая реализацию данного проекта,  предполагает активное взаимодействие с различными субъектами образовательного сообщества:

- с лечебно-профилактическими учреждениями города Красноуфимска и Красноуфимского района, р.п. Арти и Артинского района, р.п. Ачит и Ачитского района;

- с образовательными учреждениями города Красноуфимска, Красноуфимского района, р.п. Арти и Артинского района, р.п. Ачит и Ачитского района;

- с социальными учреждениями города Красноуфимска и Красноуфимского района ( ГУСОН СО «Центр помощи семье и детям», ГУСОН СО «Комплексный центр для лиц пожилого возраста».

 Планирование управленческой деятельности представлено в таблице.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Условия

реализации

Содержание деятельности

Сроки

Участники

1. О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е

Работа со студентами:

1.1 Организация собраний студентов перед выходом на производственную практику, выдача практических заданий по проведению профилактических бесед с населением.

Организация конкурсов профессионального мастерства.

1.3 Организация и проведение бесед со студентами на темы:

«Медицинский работник-организатор общения с пациентом»

«Умение общаться – залог успеха в современном обществе»

В течение года (в соответствии с графиком учебного процесса)

ежегодно

Зам. директора по практическому обучению

Студенты

Методисты-конролеры

Зам. директора по практическому обучению

Зам. директора по практическому обучению

Условия

реализации

Содержание деятельности

Сроки

Участники

1. О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е

1.4 Организация профилактической работы населения в учреждениях социального партнерства.

Работа с педагогическим коллективом училища:

1.5 Проведение собраний с методистами-контролерами, с руководителями практики в целях развития у студентов коммуникативных и организационных умений.

Ежегодно

Ежегодно (в соответствии с планом работы ГОУ СПО СО «Медицинское училище № 6»

Студенты

Сотрудники учреждений социального

партнерства

Зам. директора по практической работе

Методисты-контролеры

Зам. директора по учебной работе

2. Научно-методические

2.1 Разработка «Коммуникативного паспорта студента»

2.2 Разработка заданий для студентов к производственной

практики по профилю специальностей, обеспечиваю-

щих  развитие

2010

2011

Зам. директора по практическому обучению

Зам. дир. по

практ.обуч.

Условия

реализации

Содержание деятельности

Сроки

Участники

2. Н А У Ч Н О  -  М Е Т О Д И Ч Е С К И Е

коммуникативной компетенции.

2.3 Оформление мультимедийных презентаций с рекомендациями по  приемам эффективного общения с пациентом.

 2.4 Оформление каталога материалов периодической печати по вопросам общения с пациентом.

2.5Создание электронного банка информационных материалов, обеспечивающих организацию практического

обучения на электронных носителях.

2.6 Разработка анкет для проведения педагогических

исследований уровней

2012

2013

2014

2010

Зам. директора по практическому обучению

Зам. директора по практич. обучению

Условия

реализации

Содержание деятельности

Сроки

Участники

2. Н А У Ч Н О  - М Е Т О Д И Ч Е С К И Е

сформированности коммуникативной компетенции студентов.

2.8 Разработка карты самооценки студентов для организации рефлексии по итогам производственной практики по профилю специальности.

Для методистов-контролеров, для руководителей практики

2.9 Разработка рекомендаций сопровождения практики для развития коммуникативной компетенции студентов.

2011

2012

Зам. директора по практическому обучению

Зам. директора по практическому обучению

3. И  С С Л Е Д О В А Т Е Л Ь С К И Е

3.1 Диагностика    уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов (анкетирование)

3.2 Организация оценки и взаимооценки по результатам заполнения «Коммуникативного паспорта студента» с целью выявления проблемных моментов в сфере организации коммуникаций студентами медицинского училища, определения перспективных направлений, внесение корректив в управленческую программу.

3.3 Исследование уровней коммуникативной компетенции студентов на различных этапах обучения.

 Ежегодно (июнь)

 

 

2014

 

 ежегодно

 Зам. директора по практическому обучению,

методисты-контролеры

Зам. директора по практическому обучению

Зам. директора по практическому обучению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди многочисленных проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема развития и совершенствования коммуникативной компетенции будущих  специалистов в сфере медицины. Выявление наиболее эффективных педагогических условий, средств развития и совершенствования коммуникативной компетенции и структурирование  их в виде модели, реализуемой при организации процесса практического обучения  в условиях  медицинского училища, способствует профессиональному развитию студентов, явилось целью настоящего  проекта. В процессе его проведения были получены следующие научные выводы и практические результаты:

1.Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции в соответствии со стратегией всей деятельности  медицинского училища является наиболее значимым компонентом процесса профессионально-  медицинского обучения студентов. Данная компетенция придает особый ценностно-ориентационный оттенок в становлении, развитии профессионально значимых характеристик и качеств личности  медицинского работника, объединяя их в единое целое. Это предполагает установление отношений, позволяющих учитывать и удовлетворять запросы общения, верно понимать и оценивать информацию об эффективности коммуникации, своевременно перестраивать воздействие в соответствии с необходимостью, способствует реализации качественной профессионально-педагогической подготовки студентов в  медицинском училище, их профессиональному развитию.

2. Практическое обучение способно сформировать у студентов мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты коммуникативной компетенции, которые определяют ее поступательное развитие и совершенствование у будущих фельдшеров и медицинских сестер. При этом установлено, что в процессе развития и совершенствования коммуникативной компетенции в  медицинском училище системообразующим является мотивационный компонент, т.к. именно он в большей мере способствует реализации общения и обусловливает процесс профессионального развития личности будущего  медицинского работника.

3. Педагогически целесообразна в рамках разработанной модели развития и совершенствования коммуникативной компетенции будущих  медиков реализация комплекса психолого-педагогических, организационно-педагогических и дидактико-методических условий в процессе практического обучения.  

 Проведенный анализ подтвердил основную гипотезу  проекта:  развитие и совершенствование коммуникативной компетенции будущих  медицинских работников проходит более эффективно при реализации модели развития коммуникативной компетенции студентов  при организации практического обучения, объединяющую:

        - когнитивный, деятельностный и мотивационный компоненты коммуникативной компетенции;

        - комплекс психолого-педагогических, организационно-педагогических и дидактико-методических условий развития коммуникативной компетенции.  К таким условиям относятся:

а) ориентация процесса обучения на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции;

б) переориентация студентов с позиции объектов на позиции субъектов  профессиональной деятельности;

в) установка на необходимость самообразования, в частности на совершенствование коммуникативной компетенции;

  1. обеспечение возможности участия студентов во внеаудиторной рабо те творческих групп различных направлений, ориентированных на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции:

        а) коммуникативно-ориентированную систему опережающих заданий, коммуникативно-ориентированные ситуации учебного общения, коммуникативно-ориентированные творческие задания, коммуникативно-ориентированную проектную деятельность;

        б) осуществление междисциплинарной интеграции на содержательном и технологическом уровнях.

Список литературы

  1. Анисимов, П.Ф. Сосонков, В.Е. Управление качеством СПО, монография. -  Казань, институт СПО РАО, 2001.
  2. Антонова, Л.Е. Рефлексивное мышление как ядро культурной компетентности. – Специалист,  2007, № 5.
  3. Байденко, В.И., Оскарссон, Б.В. Базовые навыки  (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. -Профессиональное образование и формирование личности специалиста.- М., 2002.
  4. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - Педагогика, 2003, №10.
  5. Воробьева, М.Н. Совершенствование профессиональной компетентности выпускников, - Специалист, 2007, № 7.
  6. Государственный образовательный стандарт профессионального образования,- М., - 2002.
  7. Гренов, Г.С. Компетентность в структуре образовательных услуг. -Профессиональное образование. Столица, 2008, № 3.
  8. Денисова, О.Ю. Роль педагога в формировании мотивации обучения. - Профессиональное образование. Столица, 2009, № 6.
  9. Ефремичева, Н.В. Компетентностная модель подготовки педагогов в условиях модернизации профессионального образования. - Профессиональное образование. Столица, 2008, № 1.
  10. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития.- Учебное пособие для студентов ВУЗов, - Академия, 2007.
  11. Ильязова, М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований, -Научные исследования в образовании, 2008, № 1.
  12. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года, М. ,- 2002.

13. Лебедева, И.Г. Система контроля и управления качеством подготовки специалистов.-2005, № 8.

  1. Мещерякова, Б.Г., Зинченко, В.П. Современный психологический словарь. – Пб, прайм-знак, 2007.

15.Нечаев, М.П. Теория и практика управления воспитанием, - М., 2005.

16.Новиков, А.М. Постиндустриальное образование,– М.: издательство «Эгвес», 2008.

17.Почепцов,  Г.Г. Коммуникативные технологии. – М.: Рефл-бук, 2000.

  1. Смятских, А.Л., Скляренко, А.Н. Проектирование основной образовательной программы на основе компетентностного подхода,-

 Научные исследования в образовании, 2009.

19. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования,-М., Национальный фонд подготовки кадров, 2001.

20.Чайковский, В.А. Опыт разработки модульных программ, основанных на компетенциях,-  Специалист, 2006, № 6.

21.Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения, -М., -Владос, 2005.

22.Якупова, А.Р., Чернявская, В.И. Компетентностная модель специалиста технического профиля,  - Профессиональное образование Столица, - 2009, №6.

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                                         


Приложение 1

Диаграмма 1

Уровни развития коммуникативных  способностей студентов  2 года обучения ГОУ СПО СО «Медицинское училище № 6» ( в %)

Диаграмма 2

Уровни развития организаторских способностей студентов 2 года обучения ГОУ СПО СО «Медицинское училище № 6» (в %)

                                                                                                          Приложение 2

                     

ОБЩЕНИЕ

 коммуникация

интеракция

 перцепция

 

                     Рисунок  1.  Структура процесса общения

                                                                                                     


Приложение 3

когнитивный

мотивационный

деятельностный

когнитивный

Рисунок 2. Компоненты развития коммуникативной компетенции

                                                                                                 

                                                                                               Приложение 4

Таблица 1

Подходы к определению коммуникативных умений

Авторы

Характеристика коммуникативных умений

Н.М.Яковлева, Е.Е.Боровикова

Гностические, конструктивно-проектировочные, организаторские, специальные - адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, субъектами общения.

А.Н. Ксенофонтов

Речевые умения, умение регулировать отношения, умение сочетать требовательность с уважением, умение объективно оценивать - способ выражения идей, мыслей, чувств, переживаний, отношений, способ воздействия на других и их преобразование.

В.А. Кан-Калик

Умение общаться на людях, умение через верно созданную систему общения организовывать совместную с обучающимися творческую деятельность, умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении и т.п.

А.Н. Леонтьев

Владение социальной перцепцией или «чтением по лицу»; умение адекватно моделировать личность партнера по общению, его психическое состояние по внешним признакам; умение, «подавать себя» в общении с людьми; умение речевого общения, речевого и неречевого контакта ; умение организовывать сотрудничество в процессе общения;

А.В. Мудрик

Умение трансформировать известные знания и навыки, варианты, решения, приемы общения в соответствии со спецификой новой ситуации; умение находить решения в коммуникативной ситуации с помощью уже известных идей, знаний, навыков, приемов; умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной ситуации и т.д.

П. Диксон

Индивидуальные, социальные, межличностные -предприимчивость, организация самообразования; умение общаться, применение цифровой и информационной технологии.

 Приложение 5

Уровни развития коммуникативной компетенции студента

1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий.

На низком уровне развития коммуникативной компетенции — коммуникативная деятельность студентов носит неосознанный характер, выбор методов, средств общения является случайным. Коммуникация зависит от стратегий повторов, низкой скорости речи, перефразирования и поправок (таблица 1).

На среднем уровне развития  коммуникативной компетенции - коммуникативная деятельность является осознанной, но не отличается творческим характером, не всегда соответствует определенному типу ситуации, выбор методов и средств не всегда адекватен нормам речевого поведения (таблица 2).

На высоком уровне развития коммуникативной компетенции - коммуникативная деятельность является осознанной, целенаправленной, отличается творческим характером, общение адекватно нормам речевого поведения, применяют ся эффективные определенному типу ситуации методы и средства (таблица 3).

Покажем, как представлены на каждом уровне коммуникативной компетенции студента основные компоненты описываемой модели: когнитивный, деятельностный и мотивационный.


Таблица 2

Низкий уровень развития коммуникативной компетенции

Компоненты

Характеристика компонентов коммуникативной компетенции

Когнитивный

Знания являются стихийно-эмпирическими, бессистемными, неоперативными. Студенты взаимодействуют при выполнении простых задач в ситуациях общения, требующих несложного прямого обмена мнениями по знакомым вопросам, относящимся к сфере конкретного окружения, условий жизни и деятельности

Деятельностный

Студенты владеют отдельными коммуникативными умениями и навыками, но используют их неосознанно и неэффективно. Не способны осуществить и применять языковые средства адекватно ситуациям общения. Обращение закрытое (не проявляют чувств, позиции), эмпатия и рефлексия не развиты. Коммуникативная креативность отсутствует

Мотивационный

Мотивы совершенствования коммуникативной компетенции не сформированы, поэтому отсутствует активность, направленная на достижение общения. В ситуациях общения гуманистические идеалы не являются приоритетными. Ответственность за характер общения возлагается студентами на партнеров и внешние обстоятельства.

Таблица 3

Средний уровень развития коммуникативной компетенции

Компоненты

Характеристика компонентов коммуникативной компетенции

Когнитивный

Владеют эмпирическими, системными знаниями, с небольшой долей обобщения, ощущают недостаток оперативных знаний в области общения. Студенты взаимодействуют с определенной степенью уверенности по широкому кругу вопросов, касающихся повседневных ситуаций, учебные темы, будущей профессиональной деятельности.

Деятельностный

Сформированы основные коммуникативные умения и навыки. Методы и средства общения используют осознанно. В ситуациях речевого общения действуют успешно, хотя нестандартные ситуации вызывают затруднения. Не всегда проявляют эмпатию, обладают недостаточной рефлексией. Обращение частично открытое (отчасти раскрывают чувства, позицию), и рефлексия не развиты. Коммуникативная креативность в некоторых ситуациях общения отсутствует

Мотивационный

Мотивы совершенствования коммуникативной компетенции сформированы частично, поэтому активность, направленная на достижение общения, является частичной. В сложных ситуациях общения гуманистические идеалы не являются приоритетными. Ответственность за характер общения студент принимает на себя.


Таблица 4

Высокий уровень развития коммуникативной компетенции

Компоненты

Характеристика компонентов коммуникативной компетенции

Когнитивный

Знания носят системный, научный, оперативный характер. Студенты легко выбирают языковые средства общения, корректны и эффективны в ситуациях общения на личные, общие, учебные, профессиональные темы.

Деятельностный

Коммуникативные умения и навыки сформированы. Студенты эффективно и осознанно используют методы и средства общения. Нестандартные коммуникативные ситуации общения не вызывают затруднений, часто проявляется коммуникативная креативность. Отношение к партнеру по общению личностное, обращение - открытое.

Мотивационный

В индивидуальной системе профессионально- педагогических ценностей гуманистические идеалы являются приоритетными. Студенты проявляют эмпатию, развита рефлексия. Студенты взаимодействуют таким образом, что это не вызывает напряжения ни у одной из сторон, выделяя личную значимость событий и переживаний, выражая свою позицию четко, используя адекватные языковые средства.