Методическая разработка "Влияние профессиональной деятельности преподавателя аккомпанемента на развитие ключевых и профессиональных компетенций выпускника музыкально – педагогического колледжа"
методическая разработка по теме

 

Вопросы профессиональной подготовки учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой, что обеспечивает актуальность данного исследования. От того, каким будет учитель музыки, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры учащихся. Решение этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности.

Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях среднего профессионального музыкального образования была связана не только с прагматичным предметным  обучением, овладением информацией и мастерством, но и с развитием потенциальных возможностей студента, с процессом становления и совершенствования его как субъекта собственного развития.

 Поиск путей улучшения эффективности образовательного процесса необходимо вести не только в направлении художественного воспитания, развития музыкальных способностей и творческого воображения, но и создавать условия для плодотворной самостоятельной социально-продуктивной деятельности будущего выпускника, т.е. заботиться о приобретении им профессиональной компетентности.

Опираясь на идеи подхода, связанного с выявлением интегративных характеристик профессиональной деятельности, ученые-педагоги РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) предлагают следующее определение профессиональной компетентности учителя. Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [4,С.13].

Объектом исследования являются ключевые и профессиональные компетенции студентов музыкально-педагогического колледжа.

Предметом исследования являются ключевые и профессиональные компетентности студентов музыкально-педагогического колледжа на уроках аккомпанемента.

Целью данной работы является рассмотрение роли дисциплины «Аккомпанемент» как одной из профилирующих дисциплин в формировании  компетентности выпускников музыкально-педагогического колледжа.

Цель работы определила следующие задачи:

  1. дать общий анализ содержания и структуры предмета аккомпанемент;
  2. выявить основные ключевые и профессиональные компетенции студентов музыкально – педагогического колледжа;
  3. рассмотреть формирование ключевых компетентностей  у студентов музыкально-педагогического колледжа на  уроках

аккомпанемента

  1. изучить методическую литературу по данной тематике.

Структурно исследование представлено введением, двумя главами (I глава включает в себя анализ содержания и структуры предмета аккомпанемент, II глава – ключевые и профессиональные компетенции студентов музыкально – педагогического колледжа); заключением и  библиографией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_professionalnoy_deyatelnosti_ns_portal.doc92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО  Московский областной колледж искусств и технологий

Методическая разработка

Влияние профессиональной деятельности преподавателя аккомпанемента на развитие ключевых и профессиональных компетенций выпускника музыкально – педагогического колледжа

Выполнила: преподаватель по аккомпанементу

ГБОУ СПО МОКИТ г. Егорьевска

Бегларян И.С.

Егорьевск, 2011

Оглавление



Введение…………………………………………………………3

Глава I. Анализ содержания и структуры предмета аккомпанемент ………………………………………………...5

Глава II.  Ключевые и профессиональные компетенции студентов музыкально – педагогического колледжа………………………………………………………...8

2.1 Формирование ключевых компетентностей  на  уроках

     аккомпанемента……………………………………………………….12


Заключение…………………………………………………..  14

Библиография…………………………………………………16



                                                                                                  

Введение

Вопросы профессиональной подготовки учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой, что обеспечивает актуальность данного исследования. От того, каким будет учитель музыки, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры учащихся. Решение этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности.

Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях среднего профессионального музыкального образования была связана не только с прагматичным предметным  обучением, овладением информацией и мастерством, но и с развитием потенциальных возможностей студента, с процессом становления и совершенствования его как субъекта собственного развития.

 Поиск путей улучшения эффективности образовательного процесса необходимо вести не только в направлении художественного воспитания, развития музыкальных способностей и творческого воображения, но и создавать условия для плодотворной самостоятельной социально-продуктивной деятельности будущего выпускника, т.е. заботиться о приобретении им профессиональной компетентности.

Опираясь на идеи подхода, связанного с выявлением интегративных характеристик профессиональной деятельности, ученые-педагоги РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) предлагают следующее определение профессиональной компетентности учителя. Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [4,С.13].

Объектом исследования являются ключевые и профессиональные компетенции студентов музыкально-педагогического колледжа.

Предметом исследования являются ключевые и профессиональные компетентности студентов музыкально-педагогического колледжа на уроках аккомпанемента.

Целью данной работы является рассмотрение роли дисциплины «Аккомпанемент» как одной из профилирующих дисциплин в формировании  компетентности выпускников музыкально-педагогического колледжа.

Цель работы определила следующие задачи:

  1. дать общий анализ содержания и структуры предмета аккомпанемент;
  2. выявить основные ключевые и профессиональные компетенции студентов музыкально – педагогического колледжа;
  3. рассмотреть формирование ключевых компетентностей  у студентов музыкально-педагогического колледжа на  уроках

аккомпанемента

  1. изучить методическую литературу по данной тематике.

Структурно исследование представлено введением, двумя главами (I глава включает в себя анализ содержания и структуры предмета аккомпанемент, II глава – ключевые и профессиональные компетенции студентов музыкально – педагогического колледжа); заключением и  библиографией.

Глава I. Анализ содержания и структуры предмета аккомпанемент

В  исследовании на тему «Предмет «Аккомпанемент» и его роль

в музыкально-педагогическом процессе по развитию компетентности студентов», был проведен анализ содержания предмета и структуры аккомпаниаторской  деятельности с целью выявления факторов, влияющих на развитие ключевых и профессиональных компетентностей обучающихся.

Анализ показал, что такой вид  деятельности осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы преподавателю аккомпанемента необходимо владение пианистическими навыками, основами теории и практики аккомпанемента, достаточное развитие музыкальных способностей, знание произведений разных стилей и композиторов, умение анализировать логику драматургического развития музыкально-поэтических произведений, сформированность навыков и умений аккомпанирования, а так же определенные философско-эстетические воззрения, эмоциональность и волевые качества.

На уроках аккомпанемента ярко проявляется комплексность подготовки студента, которая обусловливает тесную взаимосвязь знаний, умений и навыков, приобретаемых на других музыкально - исполнительских и музыкально-теоретических дисциплинах, поскольку без прочной опоры на знания в области теории, гармонии, полифонии музыки, без усвоения таких понятий, как стиль, жанр, форма, музыкальный образ, исполнительская интерпретация, невозможно развитие профессиональных и творческих навыков [7,С.35].

Важнейшим видом практической деятельности студентов на уроках аккомпанемента является исполнительство. В нем наиболее ярко выражается личность аккомпаниатора как человека, способного создавать. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпретация максимально развивает творческую самостоятельность, актуализирует прошлый опыт, создает ассоциативные связи.

Согласно данным психологии и искусствоведения, музыкально-творческий процесс в сфере искусства, как и всякий продуктивный процесс,— это движение от исходного познания через осмысление, поиск к художественному воплощению представляемого. Применительно к деятельности студента на уроках аккомпанемента, творческий процесс - это движение от замысла музыкального произведения композитором к его воплощению исполнителями. Реализация творческого замысла органично связана с активным поиском, который проявляется в раскрытии, корректировке и уточнении, совместно с солистом (хором) художественного образа произведения, заложенного в представлении и нотном тексте.

Главенствующую роль в формировании компетентностей студента на уроке аккомпанемента играет репертуар. Некоторые педагоги ошибочно считают разучивание и исполнение тех или иных музыкальных произведений целью музыкально-творческой деятельности студента, а не средством формирования его компетентностей.

Создание художественного образа невозможно без развития культурологической компетентности,  которая, в свою очередь, формируется в результате использования стилистически разнообразного репертуара и активного подключения межпредметных связей. Поэтому, приступая к работе над музыкально-поэтическим произведением, необходимо знание истории музыки, литературы, эстетических взглядов композиторов и поэтов той или иной эпохи, их ценностных ориентаций.

По мере овладения знаниями на уроках аккомпанемента, перед студентами открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска.

Профессиональные навыки, обобщенные понятия, эвристические методы и приемы, а главное, активное отношение к познавательной деятельности — взаимосвязь и развитие всех этих компонентов приводят к формированию сложного ансамбля, который лежит в основе принципа музыкально-творческой деятельности будущего учителя музыки. Поэтому познавательную потребность (когнитивную компетентность) можно рассматривать как одно из условий, необходимых для музыкально-профессионального творчества.

Сложность аккомпаниаторской деятельности обуславливается её полифункциональностью.  Изучая тему «Аккомпанемент солисту» или «Аккомпанемент школьному хору», студенты создают собственную трактовку композиторского сочинения, отбирают вариант определенного звукового воплощения этой интерпретации, доносят до детской аудитории художественное содержание музыкального произведения, увлекают и заинтересовывают юных слушателей своим искусством. Будущий учитель музыки – зачастую и солист, и аккомпаниатор в одном лице - является одновременно и актером, и режиссером исполнения. В процессе совместной творческой деятельности (сначала с преподавателем, затем с детьми на практике) развивается его коммуникативная компетентность.

Глава II.   Ключевые и профессиональные компетенции студентов музыкально – педагогического колледжа

Социокультурные изменения, характеризующие настоящий период и являющиеся следствием преобразований в сфере общественно-экономических отношений, определяют и направляют сегодня модернизацию образовательной сферы.  Степень глубины указанных изменений не

может не вызывать коренных преобразований в профессиональном педагогическом образовании, связанных с появлением новых образовательных парадигм, одним из которых является

компетентностный подход к содержанию и процессу современного образования в целом [2,С.52]. В исследованиях, посвященных современным проблемам зарубежного образования, определяются различные способы понимания компетентности. В традициях американского подхода

компетентность связывается с базовыми характеристиками человека, обусловливающими его успехи в определенных видах деятельности. В европейском понимании компетентность определяется способностями, знаниями и личностными характеристиками человека, которые обеспе-

чивают соответствие результатов его деятельности требованиям стандартов. Следует заметить, что сегодня употребляются одновременно два понятия: «компетенция» и «компетентность». В настоящее время закрепилось использование их в следующих значениях: под компетенцией обычно понимается круг чьих-нибудь полномочий, прав, а под компетентностью – «обладание кругом знаний, умений, необходимых для реализации этих полномочий» [6,С.12]. Компетентностный подход в педагогическом образовании, выявляющий и исследующий разного уровня компетенции, а также ориентирующий на результаты образовательного процесса в полной мере востребован и в такой специфической области, как музыкальное образование. Какие же компетенции представляются здесь существенными в первую очередь, на что направлено сегодня внимание исследователей в указанной сфере? Прежде всего, отметим, что с появлением в профессионально-творческом арсенале музыканта-педагога в последнее десятилетие веера программ музыкального образования детей «вызвало к жизни» такой содержательный компонент его профессиональной подготовки, как методологическая культура. Именно благодаря ей современный музыкант-педагог, учитель музыки оказывается способен к решению целого ряда профессионально-ориентированных задач, осмыслению всего опыта музыкального образования - от его цели и задач до статусного видения результатов музыкально-образовательного процесса и собственного музыкально-педагогического опыта -  его значимости и результативности в социуме.

В свете сказанного сегодня в контексте определения ведущих компетенций учителя-музыканта выявлены и исследованы, прежде всего, такие личностно-профессиональные качества педагога-музыканта, как его музыкальность, эмпатия, артистизм, музыкально-педагогическая интуиция, профессиональное мышление и самосознание, личностно-профессиональная

позиция. Именно данные компетенции являются сегодня и критериями профессиональной готовности будущего учителя-музыканта к его профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Следует заметить, что указанные компетенции не однопорядковы: «Если

первое качество (музыкальность) очень специфично и как приоритетное может относиться только к учителю музыки, то любовь к детям, эмпатия, безусловно, является качеством, в равной мере необходимым для учителя любого предмета» [7,С.11-12] .

Не менее существенным в исследуемом аспекте являются качества личности учащихся, развитие которых специфицирует музыкально-образовательный процесс и наоборот, специфика последнего позволяет эффективно решать задачи развитии указанных качеств. В педагогике музыкального образования, в связи со сказанным, выделяются сегодня следующие: музыкаль-

ность, эмпатийность, музыкальное мышление и креативность.

Обращение к исследованиям, связанным с формированием профессиональной готовности учителя-музыканта позволяет констатировать музыковедческую компетентность как важнейшую в ее содержании и структуре. «Знания музыки» и «знания о музыке» выделены

сегодня в качестве ведущих в формировании и развитии музыкальной культуры учащихся, в связи с чем актуализируется обозначенная компетентность педагога-музыканта.

Изучение некоторых теоретических работ показало, что компетенции можно разделить на две группы: те, которые относятся к общим (универсальным, ключевым, надпрофессиональным), и те, которые можно назвать предметно-специализированными (профессиональными).

Обе группы соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности. В числе последних можно выделить компетенции для всех специальностей подготовки (инвариантные) и компетенции, связанные с конкретными специальностями (вариативные) [5,С.143].

При характеристике ключевых компетенций важным является учет пяти основных потенциалов, которыми должна владеть личность. Это познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, задающие направленность процессу развития личности.

Познавательный потенциал определяется, прежде всего, объектом и качеством информации, которой владеет личность. Он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

Морально-нравственный потенциал характеризуется нравственно-этическими нормами, ценностями, устремлениями, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в мироощущении, мировоззрении, взаимодействии с другими.

Творческий потенциал личности определяется комплексом умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения.

Коммуникативный потенциал личности оценивается степенью общительности, характером и прочностью устанавливаемых контактов, а также динамикой исполняемых социальных ролей.

Эстетический потенциал личности характеризуется уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

2.1 Формирование ключевых компетентностей  на  уроках

аккомпанемента.

 Проведенный  анализ  деятельности на уроках аккомпанемента показал, что в процессе этой деятельности развиваются личностные качества, на основе которых формируются такие ключевые компетентности студента, как:

– познавательные (когнитивные) и культурологические - посредством знакомства студентов с различными музыкальными жанрами, в частности, вокальной  музыкой, которая принципиально отличается от инструментальной музыки тем, что романсы и песни являются музыкально-поэтическими произведениями. В них логика драматургического развития поэтического текста дополняется яркой эмоциональной окраской музыкального текста, что развивает умение глубже чувствовать окружающий мир, отыскивать причины проявлений тех или иных человеческих чувств в различных жизненных ситуациях, закономерности влияния этих ситуаций на психологическое состояние человека.

Кроме того, студенты-музыканты глубже узнают о творчестве не только композиторов, но и поэтов различных эпох, о сходстве и различии их философских взглядов, особенностях поэтического языка. Их эстетическое развитие  осуществляется в процессе содержательного освоения художественно-эстетических ценностей;

– творческие  (креативные) - творческий и эстетический потенциал формируется за счет совместного прочтения  педагогом и самими студентами художественного замысла композитора. Работа над вокальными произведениями формирует такие качества, как вдохновленность, фантазия, гибкость ума, раскованность чувств;

– коммуникативные - обусловленные необходимостью в процессе творческой деятельности взаимодействовать с другими людьми, умением прислушиваться к их мнению и отстаивать своё, а также умением получать, преобразовывать и передавать информацию (формирование репертуара, репетиционная и концертная деятельность), выполнять различные социальные роли в группе, в том числе и лидерские, вступать в творческий диалог со слушателями;

– мировоззренческие - способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свою роль в окружающем мире, способность сопереживать чувствам других людей, так как в музыкально-поэтических произведениях выражена вся гамма человеческих переживаний и чувств, что положительно влияет на развитие морально-нравственного потенциала студента.

– оргдеятельностные (методологические) – способность осознания целей учебной и творческой деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение. Кроме того, совместное творчество развивает способность к самоанализу и самооценке.

Разумеется,  деятельность на уроках аккомпанемента активно влияет и на развитие профессиональной компетентности  -   студенты совершенствуют свои пианистические навыки, приобретенные на занятиях по музыкальному инструменту, развивают музыкальный слух и память, музыкально-творческие способности, музыкальное мышление, восприятие, воображение, эмоционально-волевые качества.

Специальные компетентности – это приобретение таких необходимых навыков как: умение играть по нотам, отслеживая и фортепианную и вокальную партии, создание музыкально-художественного образа в ансамбле (фортепианном, вокальном), умение слышать партнера, вносить, при необходимости, вокальную партию в аккомпанемент, читать нотный текст с листа, транспонировать, владеть навыками подбора по слуху и импровизировать.

Заключение

Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2002 года), где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…». В то же время  профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочивания является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у учащихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российских образовательных учреждений, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.


Обобщая представленные в работе данные, мы можем сделать вывод, что в рамках такой учебной дисциплины как «Аккомпанемент» заложены значительные возможности для реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста – выпускника музыкально – педагогического колледжа. И задача преподавателей  -  не просто дать определенную сумму знаний, которая может впоследствии оказаться для выпускника «мертвым грузом», а реализовать эти возможности, воспитав учителя 21 века, владеющего всеми необходимыми компетенциями.

Библиография

  1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. - 2005. - № 2.
  2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. – N 11.
  3.  Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. - 2003. - N 10.

4.   Давыдов Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального        образования //Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 9. – С.67-70.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата     образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.

    6.  Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред.      В.А. Козырева. Н.Ф., Радионовой, А.Р. Тряпициной. – Спб., 2004.

    7. Материалы областной научно - практической конференции (8 – 9 ноября 2007 года). Часть 2. – Омск: ГОУ «РИЦ»,  2007 – 80с.

8.   Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

    9.  Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию. -Красноярск, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание кот...

Информационно-аналитический отчет о профессиональной деятельности преподавателя русского языка и литературы Куренковой Натальи Кирилловны

Информационно-аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности преподавателя КГБОУ СПО "Хабаровский торгово-экономический техникум" Куренковой Натальи Кириллоовны. Формы, методы, приемы...

Актуальные педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности преподавателя Биологии.

Реализуемые на данный момент мной педагогические технологии, а именно: развивающего и функционального обучения, проектные технологии и проблемный подход, включают в себя следующие качества:•...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор

Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...

Методическая разработка "Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ 03 Иностранный язык в профессиональной деятельности"

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ 03 Иностранный язык в профессиональной деятельнсоти составлена в соотвествии с требованиями ФГОС СПО по специальности 43.02.14 Гостиничное дело...