Информационно-аналитический отчет о профессиональной деятельности преподавателя русского языка и литературы Куренковой Натальи Кирилловны
статья по теме
Информационно-аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности преподавателя КГБОУ СПО "Хабаровский торгово-экономический техникум" Куренковой Натальи Кириллоовны. Формы, методы, приемы, современные образовательные технологии, используемые педагогом в своей педагогической деятельности. Достижения педагога и обучающихся за 2010-2013 г.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_1_2._3_4_5_6.docx | 168.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Куренкова Наталья Кирилловна
Раздел 2
«Информационно-аналитический отчет педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период»
Критерий 1. «Знание информационной основы деятельности»
Показатель 1.1. Знание педагогического работника в области государственной образовательной политики, педагогики, психологии, методики преподавания и содержания предмета (направления деятельности)
Удостоверение о прохождении квалификационного экзамена от
_______________. Результат: ______________________
Показатель 1.2. Повышение квалификации в области ИКТ
Курсы повышения квалификации в области ИКТ в межаттестационный период в рамках прохождения курсовой подготовки по теме: «Актуальные проблемы преподавания и современные образовательные технологии в системе профессионального образования», блок «Информационные технологии в образовательной деятельности» в объеме 24 часа, 02.11.2011 – 17.11.2011г, КГОУ ДПО «ХК ИРО» (приложение 6)
Критерий 2 «Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания»
Показатель 2.1. Использование педагогическим работником программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса
2.1.1. Обоснование выбора программы, учебно-методического обеспечения.
Нормативно-правовой базой для составления рабочей программы является федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, определяющий цели обучения учебной дисциплины, обязательный минимум учебного материала образовательных программ, требования к уровню подготовки квалифицированных специалистов среднего звена и Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык», которая является основой разработки рабочих программ для образовательных учреждений среднего профессионального образования. Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
При получении профессий специальностей СПО технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 78 часов, при получении специальностей СПО гуманитарного профиля - как профильный учебный предмет в объеме 117 часов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности учащегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной формах, соблюдать этические нормы общения.
В своей практической профессиональной деятельности применяю следующие современные образовательные технологии и методики: технология эвристического мышления, технология проблемно-модульного обучения, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), технология уровня дифференциации, технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся, активная учебная лекция, групповая дискуссия, здоровьесберегающие технологии, мозговой штурм, групповая дискуссия, информационный лабиринт, творческая мастерская и т.д.
2.1.2. Обоснование календарно-тематического плана/рабочей
образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего специального образования, реализует образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена. В рабочей программе определена последовательность изучения учебного материала, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования (Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода и ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития личности. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи), языковая, лингвистическая (языковедческая) (систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащегося) и культуроведческая (работа над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов) компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности учащегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной формах, соблюдать этические нормы общения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
В данной программе предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на занятиях проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
(Приложение 7,8,9,10,11,12,13,14,15)
2.1.3. Информация о полноте реализации действующих ГОС (ФГОС НПО/СПО) в межаттестационный период:
Учебный год | Наименование реализуемой программы | Класс/ группа | Полнота реализации программы (в %) |
2008/2009 | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык», составленная на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2004г.) | Б-1, Т-1, СБ-1, Ш-1, Ю-1 | 100 |
2009/2010 | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык», составленная на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2004г.) | Б-1, Т-1, СБ-1, Ш-1, Ю-1 | 100 |
2010/2011 | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык», составленная на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2004г.) | Б-1, Т-1, СБ-1, Ш-1, Ю-1 | 100 |
2011/2012 | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык», составленная на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Москва 2008г.), утвержденная ФИРО | Б-1, Т-1, ТК-1, Ю-1 | 100 |
2012/2013 | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык», составленная на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Москва 2008г.), утвержденная ФИРО | Б-1, Т-1, ТК-1, Ю-1, М-1 | 100 |
Показатель 2.2. Использование современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств
2.2.1 – 2.2.2. Обоснование выбора конкретных современных образовательных технологий, используемых в практической деятельности, и описание способов их применения.
В основе процесса обучения лежат технологии личностно-ориентированного, рефлексивного обучения, современные методы психолого-педагогической диагностики, интерактивные методы обучения, блочно-модульные технологии, коллективно-мыслительная деятельность. Эффективно сочетаю традиционные методы и инновационные технологии обучения.
Название технологии | Автор | Годы внедрения | Результаты |
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов | В.В.Фирсов | с 2003г. | Успеваемость 100%; средний балл на уровне краевого |
Деятельностный подход | Л.Г.Петерсон | с 2004г. | Возрос качественный уровень исследовательской деятельности обучающихся |
Коллективного взаимообучения А.Г.Ривина | А.Г.Ривина | с 1998г. | Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей, реализация потребности в расширении информационной базы обучения, новых подходов к объяснению нового материала |
Здоровьесберегающие технологии | Н.К.Смирнов | с 1996г. | Положительная динамика показателей здоровья: сокращается заболеваемость, уменьшается количество пропусков занятий по болезни. |
За последние годы возрос интерес к проектно-исследовательской деятельности в виде создания мультимедийных презентаций и написания проектов, что, в свою очередь, способствует и повышению качества исследовательских работ.
Одним из приоритетных направлений моей деятельности является проектный метод. Моей задачей, как педагога, является: создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг подростка, среды, которая способствовала бы решению задач, стоящих перед учителем-словесником. Прежде всего, развитие речи учащихся, повышение общей культуры. Этого можно достичь тогда, когда учащийся стал участником процесса познания. Таким процессом познания стала проектная деятельность на уроках русского языка .
Проектирование - это целенаправленная, в целом, самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно и социально значимой проблемы и получение конкретного результата .
Основные педагогические характеристики проектной технологии при изучении языка :
- целеполагание (учащийся выступает, наряду с преподавателем, в качестве активного субъекта деятельности);
- активизация всех сторон личности учащегося: эмоциональной сферы, интеллекта, индивидуальных особенностей;
- развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе (предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждению дискуссионных вопросов).
Так как реализация проектов происходит в рамках действующих программ, выбирается значимая тема курса, на которую выделено достаточное количество часов. В содержании проекта предусматривается наличие значимой, в исследовательском плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска и творческого подхода.
Таким образом, содержание проекта - это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть оформлено в виде материального продукта и обладает социально значимым смыслом для его участников. В основе метода проектов - решение какой-либо проблемы, что предполагает возможность интеграции, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного и других), возможность поиска нового содержания учебной работы, освоения новых методических решений. Учащиеся в процессе реализации легко овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, развивают личностные качества, необходимые для жизни.
Приведу пример конкретного проекта, реализованного вместе с учащимися по русскому языку.
Описание проектной работы учащихся:
Учебная дисциплина: русский язык
Название проекта: Где «копать» лингвистику?
Тема учебного курса: Русский язык в семье славянских языков.
Цель проекта: Лингвистический анализ текста; исследование исторических процессов в лингвистике; выявление источников информации лингвиста.
Основополагающий вопрос: Где «копать» лингвистику? Что можно найти в старых рукописях? Можно ли узнать знакомых в чужестранцах?
Конечный результат: исследование исторических изменений в языке, выявление их причин.
В рамках проектного обучения происходит усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе как самого предмета, так и исследовательской деятельности учащихся, затрагивающей предметную область - русский язык. В коллективную работу над проблемой вовлекаются не только одаренные ученики, но и дети с низкой учебной мотивацией.
Главным результатом введения педагогических технологий является создание эффективной системы обучения.
Информационно-коммуникативные технологии обучения: кино-, аудио- и видеосредства, Интернет – технология, технология мультимедиа, - повышают эффективность процессов обучения и воспитания. В кабинете имеется видео- и мультимедиатека (30 видеофильмов и 15 СD и DVD –дисков, содержащих учебный материал по русскому языку, литературе, культуре речи, мировой художественной культуре, обучающие и контролирующие программы), аннотированные ссылки – Толковый словарь В.И.Даля, Словарь русского языка С.И.Ожегова, справочно-информационный портал «Русский язык» - полный электронный орфографический словарь В.Лопатина. Имеется картотека с адресами различных электронных библиотек и «порталы геокультурной навигации». При подготовке к экзамену учебной дисциплины «Русский язык» используется компьютерное тестирование, позволяющее учащимся самостоятельно готовиться к сдаче экзамена.
Учебный год | Предмет | % мультимедиа уроков от общего количества учебных занятий |
2008-2009 | Русский язык | 15% |
Литература | 18% | |
2009-2010 | Русский язык | 17% |
Литература | 23% | |
2010-2011 | Русский язык | 20% |
Литература | 25% | |
2011-2012 | Русский язык | 33% |
Литература | 38% | |
2012-2013 1 полугодие | Русский язык | 23% |
Литература | 35% |
Применение информационных технологий дает возможность сделать и обучение, и воспитание более прочными, осознанными, наглядными, осуществить интеграцию значительных объемов информации, отследить и направить траекторию изучения материала, осуществляя обратную связь. Собраны адреса сайтов, содержащие интересные методические разработки.
2.2.3. Диагностика и результативность использования современных образовательных технологий (если имеет место).
№ | Название используемой технологии | Группы, в которых используется | Обоснование применения | Результат |
1 | Применение ИКТ | Во всех группах | -повышение мотивации обучающихся; -новый уровень восприятия учебного материала; -достижение дифференциации обучения учащихся; -развитие информационной компетенции | -развитие самостоятельных умений и навыков; -повышение интереса к изучаемому предмету; -развитие компетенций; -повышение уровня компьютерных знаний |
2 | Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов | Во всех группах | применение заданий разного уровня | развитие умения самостоятельного выполнения работы; |
2.2.4. Совершенствование и развитие известных методов и средств обучения и воспитания
Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В двадцать первом веке объёмы учебного материала, высокие требования к учащемуся и учителю подталкивают нас, педагогов, к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов.
Поэтому особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого обучающегося. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к деятельностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.
Организуя проектную деятельность, учитываю следующее:
- Проект – это цельная работа, её нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание и опыт.
- Проект – это сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, - все подвиды деятельности объединены цельностью.
- Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование) – практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения учащегося.
- Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая учит делать умозаключения.
5.Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровой компонент помогает усилить мотивацию, увеличить количество обрабатываемой информации.
6. Результатом работы над проектом, является продукт.
7. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
8. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
В ходе проектной деятельности формируются такие ключевые компетенции, как
Общеучебные компетентности:
- уметь ставить цель и организовывать ее достижение;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию своей деятельности;
- задавать вопросы по поводу наблюдаемых фактов, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание изучаемой проблемы;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты деятельности, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно по результатам своего исследования с использованием информационных средств и технологий (текстовых и графических редакторов, презентаций)
Информационные компетентности:
-владеть навыками работы с различными источниками информации;
-уметь самостоятельно искать и отбирать информацию для решения учебных задач;
-уметь преобразовывать, сохранять и передавать информацию;
-осознанно воспринимать и критически относиться к информации;
-владеть навыками использования информационных устройств;
-применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии
Коммуникативные компетентности:
-уметь представлять себя с помощью разных видов устной и письменной речи;
-владеть способами взаимодействия с другими людьми;
-выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести диалог и полилог;
-владеть различными формами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
-владеть способами совместной деятельности в группе, умением разрешать конфликтные ситуации;
-иметь позитивные навыки общения в поликультурном обществе.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Представляю одну из классификаций видов проектов (Сергеев И.С.)
По содержательному аспекту выделяют следующие виды проектов:
- Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика (палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций как добиться чистоты родного языка). Важно оценить реальность использования продукта на практике.
- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование (актуальность избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов). При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (публикация в СМИ, в Интернете).
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)
- Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт?
Представляю подробную последовательность проектной деятельности:
- Идея, замысел – представление результата в общей форме (краткое описание, рисунок, схема).
- Краткое обоснование идеи (зачем, почему, кто заинтересован).
- Цели – результаты (детальная формулировка конечной цели).
- Анализ существующей ситуации и «проблемных зон».
- Анализ возможных негативных последствий реализации проекта.
- Постановка задач – промежуточных результатов.
- Определение ресурсов: финансовых, кадровых, технических и др.
- Формирование команды исполнителей, распределение обязанностей.
- Определение системы мониторинга и контроля – разработка системы критериев и показателей эффективности проекта.
- Рефлексия деятельности: по ходу реализации и итоговая.
В заключение хочется отметить, что проектное обучение не должно вытеснять классно – урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
Предлагаю познакомиться с моим урочным проектом по теме: «Рецензия как жанр сочинения».
Время, необходимое для реализации учебного занятия: 3 часа (2 часа – урочное занятие; 1 час – домашнее написание собственных рецензий учащимися.
Форма организации занятия: групповая.
В начале первого занятия учащимся предлагаются проблемные ситуации, которые требуют разрешения проблемы:
- -руководитель художественной выставки попросил ребят после экскурсии написать рецензии на посещенную выставку художника (была посещена перед этим выставка, посвященная творчеству В.И.Сурикова);
- -создается стенд на тему «О пользе чтения», в рубрику «Что я сейчас читаю» необходимо написать рецензию на последнюю прочитанную книгу;
- -студенты провели классный час с показом кинофильма по теме «Пирсинг» и просят написать рецензию на кинофильм.
Проблема состоит в том, что учащиеся не могут дать оценку увиденному и услышанному в жанре рецензии, так как еще не знакомы с этим видом сочинения.
Затем вместе с учащимися определяется тема занятия – «Рецензия как жанр сочинения» - и формулируются цель и задачи урока.
Цель: написать рецензию на основе полученных знаний об особенностях этого жанра сочинения, используя образцы творческих работ по теме из различных источников информации.
Задачи:
- познакомиться с определением жанра рецензии;
- сопоставить рецензию с другими жанрами (эссе, аннотация, отзыв) и выявить особенности этого жанра сочинения;
- познакомиться с образцами рецензий из различных источников информации и проанализировать их;
- отредактировать неправильно составленные рецензии;
- написать рецензию на одну из предложенных тем.
Предлагается следующий вариант работы:
1.Учащиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом (понятием «рецензия») по словарям, учебнику русской речи, анализируют в группах предложенные образцы рецензий на выставку, фильм, книгу, выявляют особенности жанра рецензии, ее отличие от известных им жанров (эссе, аннотация, отзыв) и предъявляют результаты работы в коллективном обсуждении (1 урок).
При работе с новым материалом учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:
- Каким образом можно дать оценку увиденному и услышанному?
- Какие жанры сочинений вы можете использовать для оценки увиденного и услышанного?
- Что такое рецензия?
- Чем рецензия отличается от эссе, аннотации, отзыва? Какова структура рецензии?
- Как написать рецензию?
2. Учащиеся в группах составляют презентацию по теме и представляют ее (2 урок).
3. Учащиеся самостоятельно редактируют предложенные рецензии и обсуждают коллективно полученный результат (2 урок).
4. Учащиеся самостоятельно пишут рецензию на одну из тем (3 час - это домашнее задание).
Такая форма организации дает возможность построить занятие на деятельностной основе, вовлечь в работу всех учащихся и развивает их творческие способности.
Задания для учащихся:
- Проанализируйте предложенный образец рецензии на (выставку, фильм, книгу) и выявите особенности жанра рецензии, ее отличие от эссе, отзыва, аннотации. Составьте примерный план рецензии.
- Составьте презентацию по теме и представьте ее.
- Отредактируйте тексты рецензии, используя полученные знания по теме.
- Напишите собственную рецензию на одну из тем (рецензия на выставку по творчеству В.И.Сурикова, которую посетили в Художественном музее; рецензия на фильм «Пирсинг», просмотренный на классном часе; рецензия на последнюю прочитанную книгу).
Выводы и организация домашнего задания:
После защиты группами своих презентаций подводятся итоги занятия (что узнали? каковы особенности жанра рецензии? каков план рецензии?) и задается письменная творческая работа на дом (рецензия на посещенную выставку, на просмотренный фильм и на прочитанную книгу).
Планируется следующий конечный результат:
- учащиеся научатся составлять рецензию, узнав особенности этого жанра сочинений, и отличать рецензию от эссе, отзыва, аннотации.
- учащиеся представят собственные рецензии на одну из тем (рецензия на посещенную выставку, на просмотренный фильм и на прочитанную книгу).
Это занятие уже было проведено, поэтому предлагаются итоговые работы учащихся. В результате проектной деятельности на уроке был получен конечный продукт – творческие работы учащихся в жанре рецензии.
(Приложение 16,17)
2.2.5.Владение навыками работы с интерактивной доской, электронной почтой, Интернетом, на форумах.
Адрес сайта (ов) педсообществ, на которых работает педагог | Какие материалы размещены (адрес сайта, тема материала) | Адрес электронной почты |
www.festivai.1september.ru умная-школа.рф/profile/5293/ | Статья «Практическая направленность в преподавании русского языка и культуры речи». Программа по патриотическому воспитанию клуба-музея «Память» | natalya-kurenkova@mail.ru |
2.2.6. Использование обучающих программ, цифровых образовательных ресурсов и средств
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
- репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
- репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
- программа «Домашний репетитор»;
- орфотренажер «Грамотей».
Показатель 2.3. Создание здоровьесберегающей среды
2.3.1. Условия для рационального сочетания труда и отдыха обучающихся в образовательном процессе, которые создает педагогический работник
Концепция использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
В основе моей концепции лежат основные аспекты философии здорового образа жизни, рассмотренные в трудах — Сатпаевой Х.К., Тель Т.З., Аканова А.А., Даленова Е.Д., Адылханова А.С, Брусенко З.Г., Рахметова СР., Чупрасова Л.В. и др.
Здоровье - величайшая человеческая ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Болезнь и нездоровье - это жизнь, ограниченная в своей свободе. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не в праве перекладывать её на окружающих.
Современная реальность требует поиска новых подходов к решению проблемы здорового образа жизни. Постепенно в современном обществе пришло признание индивидуальности каждого молодого человека, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием и самоизменением личности. Сохраняя и охраняя индивидуальность студента, необходимо помочь ему разобраться, в чем именно состоит его индивидуальность. Главным моментом мы считаем «выращивание» таких форм сознания и мышление, которые позволяли бы осуществлять молодому человеку свое здоровое самостроительство, свой личностный рост, что на определенном этапе обязательно приведет к выбору своего пути, или, другими словами позволят ему самоопределиться сложить свою личностную концепцию здорового образа жизни.
С одной стороны, здоровье одно из основных условий выполнения человеком его биологических и социальных функций, деятельности в материальной и духовной сферах, творческой самореализации, с другой стороны, без сознательного, деятельного стремления индивида к развитию и укреплению своего физического, психического и социального здоровья невозможно реализовать свой потенциал. Вся нравственность человека, учат нас мудрецы, все здоровые силы, которыми он обладает, — все концентрируется в выполненной им работе. Труд — основное призвание человека на земле. На то ему и требуется хорошее здоровье, чтобы хорошо трудиться.
Поэтому основополагающей идеей формирования у студентов здорового образа жизни, я считаю развитие ответственности за свое профессиональное и личностное самосовершенствование.
Профилактическая деятельность по формированию здорового образа жизни должна строиться на следующих основных принципах:
1. Комплексность (взаимодействие и координация различных профилактических мероприятий в русле единой программы комплексной профилактики)
2. Дифференцированность. (дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом, возраста и состояния здоровья студентов).
3. Аксиологичность (ценностная ориентация) - формирование у студентов мировоззренческих представлений о здоровом образе жизни.
4. Многоаспектность (сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности). Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков и курени;
- психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации;
- образовательный аспект, формирующий систему знаний о сохранении и укреплении здоровья.
5. Последовательность (этапность).
Творчески работающий преподаватель постоянно задается вопросом: кок построить занятие, что бы студентам было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда.
Под здоровьесбережением участников образовательного процесса понимается решение образовательных задач с учетом сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
Здоровьесбережение, с одной стороны, является частью образовательного процесса, а с другой стороны – условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации обучающихся.
В настоящее время нет четких стандартов единого перечня критериев здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Предполагается, что деятельность в данном направлении эффективна, если наблюдается положительная динамика показателей состояния здоровья: сокращается заболеваемость, уменьшается количество пропусков занятий по болезни. Но здоровье человека вообще и особенно студента – это не только физическое здоровье, это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия ученика во всех указанных сферах настолько, насколько это позволяют ресурсы образовательного учреждения.
Цель каждого студента – получить знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Реализация названной цели в ССУЗе может быть достигнута с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья студентов и преподавателей.
Педагогу просто необходимо быть в тесном взаимодействии со студентами, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Рассмотрим ключевые направления здоровьесберегающей деятельности непосредственно на уроках русского языка и литературы:
- рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
- организация оптимального двигательного режима;
- пропаганда здорового образа жизни и ценности здоровья человека, разработка и использование педагогических технологий, ориентированных на укрепление здоровья подростков;
- приобщение обучающихся к проблеме сохранения своего здоровья, формирование образовательной среды в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими требованиями.
- Основные цели здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы:
- создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния студентов;
- создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
- Для реализации данных целей учителю русского языка и литературы на каждом уроке необходимо решать следующие задачи:
- отслеживать санитарно-гигиеническое состояние класса;
- нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствии с требованиями;
- давать знания, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образ жизни студентов;
- осваивать новые методы деятельности в процессе обучения учащихся, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья учащихся являются:
- сидячее положение в течение длительного времени;
- утомление глаз, нагрузка на зрение.
При составлении тематического планирования учителю русского языка и литературы необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках (в зависимости от содержания учебного материала) необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий и методов обучения, которые содействуют сохранению здоровья студентов.
На уроках русского языка и литературы студентам необходима постоянная смена деятельности.
Немаловажными факторами сохранения здоровья обучаемых на уроках русского языка и литературы являются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм деятельности другими.
Для сохранения высокой работоспособности на уроках русского языка и литературы необходимо проводить уроки по следующему плану:
- Организационный момент.
- Сообщение темы, целей урока.
- Объяснение теоретического материала.
- Практическая работа.
5. Зарядка для глаз
6. Подведение итогов.
В заключение хочется отметить следующее: отклонения в состоянии здоровья подрастающего поколения могут свести на нет все усилия государства по созданию качественной образовательной системы, главная цель которой – подготовка грамотного, компетентного, социально адаптированного и здорового специалиста.
Именно учебное заведение остается той социальной структурой, в которой обучаемые не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.
Ценностное отношение обучающихся к собственному здоровью может быть сформировано только в том случае, если эмоционально – психологический климат в группе, в которой учится подросток, отличается доброжелательностью, доверительностью, сотворчеством учителя и учащегося.
2.3.2. Создание психологически комфортных условий в процессе обучения
Я стараюсь создать на уроке комфортную эмоционально-психологическую атмосферу, способствующую предупреждению проявления факторов риска. Использование методического приёма «Шесть шляп мышления» позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу личностно – ориентированной. Личностно – ориентированное обучение позволяет мне переводить педагогическую систему на новый уровень: от монолога - к диалогу, от управления - к самоуправлению, от контроля - к развитию. Поэтому практикую такие типы уроков, как:
- работа по группам («Иван Флягин – грешник или праведник?», «Живая или мёртвая душа Чичиков?» и др.)
- урок – диспут («Может ли повториться история Катерины в наши дни?» «Смерть Катерины – это самоубийство или освобождение?» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»); «Что нужнее: истина или сострадание?» (по пьесе М.Горького «На дне») и др.)
- урок – суд («Суд над Раскольниковым» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление т наказание»);
- литературная гостиная («Певец родных просторов…» - о жизни и творчестве С. Есенина; «Мне имя – Марина…» - страницы жизни и творчества М.Цветаевой; «Только он не вернулся из боя…» - военная проза В.Высоцкого и др.)
- проведение уроков в форме КВН, литературных турниров по творчеству А.С.Пушкина, А.П.Чехова;
- « Я – литературный редактор»;
- составление кроссвордов;
- «Я – творец» (придумай продолжение истории; сочинение былин на тему ЗОЖ);
- интеллектуальные разминки (несложные, окрашенные юмором вопросы, например: чем похожи слова казак и шалаш?);
- игровые пятиминутки на уроках: конкурс на самого внимательного читателя, «Кто больше…» (назовёт пословиц, подберёт синонимов и т.п.)
Такая организация учебной деятельности позволяет преподавать материал урока с учётом индивидуальных особенностей учащихся, избегать стрессовых ситуаций. Выбирается оптимальный объём домашнего задания, предупреждая перегрузку обучающихся.
При изучении и анализе стихотворений о Родине, о родной природе, написании сочинений ребята учатся вглядываться в окружающий мир природы. Опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение и развивает фантазию.
Только внутреннее «чувство природы», сложившееся в детстве и отрочестве, может сформироваться в определенный психологический механизм, который будет реагировать всякий раз при взгляде человека на окружающий мир природы.
Постоянно обращаю внимание на физическое состояние здоровья учащихся (осанку, зрение), учитываю их психическое состояние, потому что оно может стать причиной отставания в учебе.
Для профилактики мышечной и нервно-психической напряжённости на уроке использую различные тренинги:
- расслабляющие различные группы мышц;
- задающие ритм всему организму;
Для снятия напряжённости и усталости во время урока предлагаю учащимся выполнять несложные упражнения для саморегуляции.
Таким образом, личностно ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций, оптимальный объём домашнего задания, предупреждающий перегрузку учащихся, «модульный» подход к выполнению домашнего задания формируют ту гигиеническую и позитивную психологическую среду, в которой приоритеты отдаются поведению с ориентацией на здоровье.
Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье учащегося, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств (улучшение памяти, внимания) логики и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни:
- формируется не только потребность в здоровом образе жизни, но и отношение к человеку и его здоровью как к ценности;
- вырабатывается понимание сущности здорового образа жизни; индивидуальный способ безопасного поведения;
- повышается мотивация учащихся.
2.3.3. Формирование мотивации к здоровому образу жизни, культуры здоровья
Убеждена, что учащимся необходимо раскрыть и показать возможности правильной организации их досуга, помочь сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску разносторонних знаний, а не просто бороться с вредными привычками, пагубно влияющими на их здоровье.
Если подросток будет занят и увлечён интересным делом, какой-либо творческой работой, у него не будет лишнего времени на вредные привычки, а значит, подростковый кризис пройдет незаметно и безболезненно для личности и её окружения.
Здоровье учащихся – это политика, в которой воплотится наше будущее, сегодняшнее поколение - поколение 21 века, которое впитывает в себя множество культур, языков, традиций. Наша задача - помочь каждому учащемуся развить свои способности, помочь правильно выразить свои мысли и чувства, очень чётко координировать себя в мультикультурном обществе.
(Приложение 18)
Показатель 2.4. Система работы с талантливыми обучающимися
2.4.1. Механизмы выявления талантливых обучающихся
В ходе учебной деятельности, подготовке и участии в конкурсах и олимпиадах разного уровня по учебным дисциплинам «Русский язык», «Русский язык и культура речи» я выявляю способных детей и определяю дальнейший маршрут их развития.
Банк данных способных детей на 2009-2010 уч.год
№ | Ф.И.учащегося | группа | учебный предмет | Участие в олимпиадах 2009-2010 уч.год | ||||||
техникум | Х.край | РФ | Междунар. | |||||||
1. | Мимоход Мария | Б-21 | Русский язык и культура речи | + | + | |||||
2. | Игнатова Анастасия | Б-21 | Русский язык и культура речи | + | + |
Банк данных способных детей на 2010-2011 уч.год
№ | Ф.И.учащегося | группа | учебный предмет | Участие в олимпиадах 2010-2011 уч.год | ||||||
техникум | Х.край | РФ | Междунар. | |||||||
1. | Теплякова Наталья | Б-21 | Русский язык | + | + | |||||
2. | Челомбитько Виктория | Т-21 | Русский язык | + | + |
Банк данных способных детей на 2011-2012 уч.год
№ | Ф.И.учащегося | группа | учебный предмет | Участие в олимпиадах 2011-2012 уч.год | ||||||
техникум | Х.край | РФ | Междунар. | |||||||
1. | Алексеенко Кристина | Б-21 | Русский язык | + | + | |||||
2. | Теплякова Наталья | Б-21 | Русский язык | + | + | + | ||||
3. | Салий Наталья | Т-21 | Русский язык | + | + | |||||
4. | Мельниченко Полина | Ю-1 | Русский язык | + | + | |||||
5. | Куликова Валентина | Ю-21 | Литература | + | + |
Ежегодно в техникуме проводятся олимпиады по русскому языку, русскому языку и культуре речи, литературе. Призеры внутритехникумовских олимпиад становятся участниками краевых, Всероссийских, Международных конкурсов и олимпиад.
№ | дисципли- на | курс | количество участников | миним. результат | максим. результат | Ф.И. победителей и призеров |
1. | русский язык | первый | 2 (50%) | 26% | 56% | Мельниченко Полина (победитель Всероссийского фестиваля в номинации «Знаток русского языка») |
2. | русский язык | второй | 2 (100%) | 39% | 68% | Теплякова Наталья (3 место во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку) |
3. | русский язык и культура речи | второй | 1(100%) | 46% | 73% | Алексеенко Кристина, Теплякова Наталья (высшая лига Международной олимпиады по основам наук (русский язык) |
4. | Литература | второй | 1(100%) | 47% | 75% | Куликова Валентина (3место в краевой краеведческой викторине «Бородинское поле-поле русской славы») |
2.4.2. Разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения талантливых обучающихся.
План обучения способного учащегося по предмету на семестр.
№ | Виды деятельности | Опорные действия |
1. | Чтение программного материала | Прочитать, составить план, выделить главное, рассказать, классифицировать |
2. | Чтение дополнительной литературы | Прочитать, свернуть в опору, систематизировать, рассказать |
3. | Задание конвергентного (логического) типа | Задание с одним ответом (хронометраж выполнения) |
4. | Задание дивергентного типа | Задание с множеством ответов и способов выполнения |
5. | Решение проблемных ситуаций | Задачи на поиск нового знания, разрешение противоречия |
6. | Задание по обнаружению ошибок | Тексты, ситуации, имеющие ошибки, задание на отработку версий |
7. | Задание по редактированию текстов | Проекты, рефераты, творческая продукция (экспресс, анализ, рефераты, сочинения, их достоинства и критическая справка) |
8. | Рецензирование материала | |
9. | Задание по развитию воображения | Сеансы-упражнения по методу управляемого воображения |
10 | Работа в динамических парах | Диалогический метод, отработка партнерского взаимодействия с элементами педагогического менеджмента |
11. | Вопросы преподавателю | Подготовка вопросов по теме (глубина, информативность, оригинальность) |
(Приложение 19 Программа «Способные дети: выявление и создание условий для развития»)
2.4.3. Механизмы учета индивидуальных достижений талантливых обучающихся (портфолио т.д.)
Ф.И. студента | год | вид работы | место | уровень |
Игнатова Анастасия | 2010 | олимпиада | первое | Хабаровский край |
Мимоход Мария | 2010 | олимпиада | первое | Хабаровский край |
Теплякова Наталья | 2011 | олимпиада | третье | Всероссийский |
Челомбитько Виктория | 2011 | олимпиада | высшая лига | Международный |
Алексеенко Кристина | 2012 | олимпиада | высшая лига | Международный |
Теплякова Наталья | 2012 | олимпиада | высшая лига | Международный |
Мельниченко Полина | 2012 | фестиваль | победитель в номинации | Всероссийский |
Куликова Валентина | 2012 | викторина | третье место | краевой |
(Приложение 20,21,22,23,24,25,26,27,28)
Показатель 2.5. Другие сведения, подтверждающие данный критерий
Критерий 3. «Высокие результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ»
Показатель 3.1. Динамика учебных достижений обучающихся
3.1.1. Показатели годового значения среднего балла по предмету (направлению деятельности) в межаттестационный период
Русский язык
Предмет (направление деятельности) группа | Средний балл по предмету (направлению деятельности) | ||||
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |||
Э-1 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | ||
Т-1 | 3,6 | 3,6 | 3,7 | ||
Б-1 | 3,7 | 3.8 | 3,8 |
Литература
Предмет (направление деятельности) группа | Средний балл по предмету (направлению деятельности) | ||||
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |||
Э-1 | 3,9 | 3,9 | 4,0 | ||
Т-1 | 3,9 | 4,0 | 4,2 | ||
Б-1 | 4,2 | 4,3 | 4,3 |
3.1.2. Показатели качества знаний обучающихся по предмету (направлению деятельности) в межаттестационный период (доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года)
Русский язык
Предмет (направление деятельности) (группа) | Качество знаний обучающихся по предмету (в %) Средний балл по предмету (направлению деятельности) | ||||
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |||
Э-1 | 63% | 65% | 68% | ||
Б-1 | 68% | 71% | 73% | ||
Т-1 | 61% | 63% | 63% |
Литература
Предмет (направление деятельности) группа | Качество знаний обучающихся по предмету (в %) Средний балл по предмету (направлению деятельности) | ||||
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |||
Э-1 | 66% | 67% | 67% | ||
Б-1 | 67% | 69% | 76% | ||
Т-1 | 67% | 68% | 68% |
3.1.3. Показатели учебных достижений обучающихся по результатам внешнего, независимого мониторинга в межаттестационный период (ЕГЭ, ГИА, независимый мониторинг учебных достижений учащихся начальных классов, результаты единых контрольных работ по профессиям, результаты итоговой аттестации обучающихся ГОУ НПО, СПО и другие)
Предмет (направление деятельности) группа | Показатели учебных достижений обучающихся по результатам внешнего, независимого мониторинга | ||||
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |||
Ю-1(русский язык) | 3,7 | 3,7 | 3,6 | ||
Б-1 (русский язык) | 3,7 | 3,8 | 3,8 | ||
Т-1 (русский язык) | 3,6 | 3,7 | 3,7 |
3.1.4. Наличие участников, призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников; краевой олимпиады по предметам (специальностям), конкурсов профессионального мастерства по профессии для учащихся НПО/СПО
Учебный год | Уровень участия | Наименование олимпиады, конкурса, предмет (направление деятельности) | Фамилия, имя обучающего-ся | Результат участия (участник, призер, победитель |
2009-2010 | краевой | -краевой конкурс творческих работ «Моя будущая профессия в судьбе страны» -краевая олимпиада по русскому языку и культуре речи | Салий Наталья Игнатова Анастасия, Мимоход Мария | Участник первое |
2010-2011 | Федеральный Международный | дистанционная олимпиада по русскому языку -олимпиада по основам наук | Теплякова Наталья Челомбитько Виктория | третье высшая лига |
2011-2012 | Федеральный Международный | фестиваль по русскому языку олимпиада по основам наук | Мельниченко Полина Алексеенко Кристина Теплякова Наталья | победитель Интернет-тура в номинации «Знаток русского языка» высшая лига |
2012-2013 | Краевой | викторина | Куликова Валентина | третье место |
(Приложение (20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30)
Показатель 3.2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся
3.2.1. Участие обучающихся в сетевых проектах, конкурсах разных уровней:
Учебный год | Уровень участия | Наименование сетевого проекта | Фамилия, имя обучающего-ся | Результат участия (участник, призер, победи- тель |
2010-2011 2011-2012 | Международ-ный Федеральный Международ-ный Федеральный | Международная олимпиада по основам наук (русский язык) Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку Международная олимпиада по основам наук (русский язык) Всероссийский фестиваль русского языка | Челомбитько Виктория Теплякова Наталья Алексеенко Кристина Теплякова Наталья Мельниченко Полина | высшая лига третье высшая победитель в номинации «Знаток русского языка» |
2012-2013 | краевой | Краевая викторина | Куликова Валентина | третье место |
Показатель 3.3. Результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся
3.3.1. Создание условий для успешной социализации обучающихся
Участие в акциях разного уровня (внутритехникумовских, городских, краевых, региональных) позволяет выявить активность жизненной позиции, гражданскую зрелость студентов. Из числа обучающихся в группе сформировался студенческий актив студентов, которые отличаются коммуникабельностью, активностью, заинтересованностью во всех текущих делах, неравнодушных ко всему происходящему: Гончар Алина, Гогичаева Екатерина, Горбачова Дарья, Ахмедова Мадина, Полозова Виктория, Кашанина Дарья.
К третьему году обучения у студентов, курируемой мной группы, сформировался позитивный социальный опыт, который используется в различных сферах внеучебной деятельности. Студентка группы Ю-31 Гончар Алина является председателем Молодежной общественной палаты при исполнительном комитете села Ракитное Хабаровского края. По ее инициативе в селе Гаровка проводятся акции: «Ветеран живет рядом», «Мы – за здоровый образ жизни», «Чистое село», «Двор образцового порядка».
Те деловые качества, навыки работы с коллективом и в коллективе, приобретенные в совместной деятельности в группе, плодотворно реализуются в общественной работе Гончар Алины.
В течение 3-х лет обучения в техникуме Алина во время каникул работает вожатой в Краевом центре внешкольной работы «Созвездие». В 2010 году стала победителем конкурса «Вожатый года». Умение работать с детьми, инициировать мероприятия по интересам, стремление быть примером для подражания своим подопечным – все эти качества сформировались в процессе развития самоуправления в группе под руководством классного руководителя Куренковой Н.К.
Студенты группы Ю-31 активно участвуют в избирательных компаниях. Гогичаева К., Горбачева Д., Полозова В., Ахмедова М. входят в состав лекторской группы «Молодой избиратель», которая работает в ХТЭТ. Успешность социальной деятельности студентов, куратором которых является Куренкова Н.К., определяется теми навыками и опытом работы, которые приобретены в процессе развития студенческого самоуправления.
(Приложение 31)
3.3.2. Участие обучающихся в самоуправлении в пределах возрастных компетенций
Педагогической целью студенческого самоуправления является демократизация жизни группы и формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом. Имеется следующая структура самоуправления группы:
Актуальность данной модели сформирована социальным заказом общества и государства на профессионально-компетентную личность, готовую к социальной и профессиональной мобильности с устойчивой гражданской позицией:
Цель:
Создание максимально эффективной и комфортной для всех участников образовательного процесса модели самоуправления в группе.
Задачи:
1. Создание механизмов выявления и поддержки талантливых студентов.
2. Формирование гражданской позиции и обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности студента.
3. Анализ студенческих проблем, определение путей их решения.
4 . Профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде.
Важным является то, что студенты, которые активно работают в системе самоуправления, приобретают первый опыт организаторской и творческой работы. Каждый из них – будущий лидер.
Модель самоуправления в группе Ю-31 построена на основе концепции воспитательной системы Хабаровского торгово-экономического техникума, где системообразующей идеей, которая поможет целенаправленно организовать воспитательный процесс в техникуме, может быть идея воспитания «Успешной личности».
На сегодняшний день для студентов группы характерно:
- смутное представление о своих способностях и возможностях;
- не умеют выстраивать личную успешную образовательную траекторию;
- недостаточно сформированы коммуникативные умения;
- плохо сформированы интересы в совместной деятельности;
- недостаточный уровень социальной готовности студентов в условиях рыночных отношений;
- не сформировано понятие «конгруэтности» общения в группе (умения выстраивать бесконфликтные взаимоотношения между людьми, умение сопереживать, умение прислушиваться к мнению другого, умение принять точку зрения другого человека и т.д.);
- в большей степени развиты индивидуалистические потребности (ярко выраженное «эго»), пассивность и перекладывание принятия решений на других людей, отсутствие интереса в развитии сообщества, что в свою очередь противоречит развитию социальной успешности личности;
- занижена потребность в успешной будущей карьере, студенты практически не задумываются о дальнейшей жизни в условиях рыночных отношений и не видят (тем самым не используют) возможности техникума в подготовке их к дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
Методы реализации модели самоуправления в группе
Разработка модели самоуправления совместно со студентами группы
- включение студентов в процесс разработки модели самоуправления в группе,
- обсуждение путей совершенствования организации жизнедеятельности группы, повышения роли самоуправленческой деятельности студентов (анкетирование, конкурс сочинений "Самоуправление, в котором я хотел бы участвовать", сочинения "Я и наша группа".
Анкета для студентов, используемая в разработке данной модели самоуправления
- Как ты понимаешь слово "самоуправление"?
- Каким, на твой взгляд, оно может быть в группе?
- Какова роль, по твоему мнению, классного руководителя, преподавателя в студенческом самоуправлении?
- Какие вопросы может решать совет группы?
- Как ты думаешь, что могут организовать студенты самостоятельно?
- Какое поручение в группе ты хотел бы выполнять?
- Твои предложения в организации жизнедеятельности группы
- Нравственно-патриотическое воспитание (Клуб «Отчизна», клуб-музей «Память», Клуб молодого избирателя, программа «Я в этом мире», Клуб призывника и т.д.)
- Формирование здорового образа жизни (спортивный клуб «Здоровье»)
- Развитие эстетической культуры (музыкальная студия)
- Развитие индивидуальных художественно-творческих способностей (КВН, творческие вечера и конкурсы, Пресс-центр)
- Организация различных видов трудовой деятельности (мастерская трудовых дел)
- Профессиональные конкурсы (Лучшего юриста, Лучшего технолога…)
- Формирование индивидуального карьерного роста (тренинги, факультатив, студенческий отряд «Технолог»)
- Нормативно – правовая грамотность (защита прав и интересов) (правовой лекторий)
- Социальное партнерство (Совет ветеранов, шефство над воинской частью
- Развитие лидерских качеств (система самоуправления)
- Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность (студенческое научное общество)
3.3.3. Вовлеченность обучающихся в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты
В основе взаимоотношений – доверие друг к другу, выработка общих позиций, преодоление отстраненности семьи, учащихся от дел города, социума, студенческой жизни. Взаимодействие успешно реализуется с помощью технологии коллективных творческих дел, которая наиболее соответствует принципам выбранного направления работы.
60% родителей активно участвуют в реализации целей и задач классного руководителя. 40% родителей ситуативно оказывают помощь в тех или иных делах. О результатах качественной помощи свидетельствуют следующие данные:
Уч. год | Уровень проведения социально-значимых мероприятий | Название социальных акций, проектов, инициируемых извне / количество участников | % вовлеченности обучающихся |
2009 г. | ХТЭТ | Акция «Мы - за здоровый образ жизни». Акция «Нет - наркотикам». | 100% |
2010 г. | ХТЭТ | Акция, посвященная Всемирному дню борьбы с курением «Даже не пробуй!» | 95% |
2010 г. | Городской | Акция «Выбери свою дорогу в будущее». | 80% |
2010г. | Районный | Церемония вручения юбилейных медалей «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» | 100% |
2012 г. | Краевой | Выставка-ярмарка «Парад профессий 2012». | 75% |
2012 г. | Региональный | VI Всероссийская Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. | 7% |
Ежегодно | ХТЭТ | Акция «Ветеран живет рядом». Встреча с участниками событий 1968г. на острове Даманский | 100% |
2012 г. | Городской | Акция «Мы против нацизма». | 92% |
Ежегодно | Городской | Акция «Чистый город». | 96% |
(Приложение 32, 33,34.35Модель самоуправления)
Показатель 3.4. Познавательная активность обучающихся по предмету (направлению деятельности)
3.4.1. Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность по предмету (направлению деятельности)
Результатом системной работы по внеурочной деятельности является участие обучающихся а научно-практических конференциях:
год | мероприятие | количество участников | уровень |
2009 | в рамках месяца творческого отчета предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин доклады на тему: «Русский язык: вчера, сегодня, завтра» | 2 | техникум |
2010 | в рамках месяца творческого отчета предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин доклады на тему: «Проблемы молодежного сленга», «Способы образования окказионализмов в поэзии М.Цветаевой» | 2 | техникум |
2011 | в рамках месяца творческого отчета предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин доклады на тему: «Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка», «Значение языковой культуры в рекламе» | 2 | техникум |
2012 | в рамках месяца творческого отчета предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин доклады на тему: «Лексические ошибки в текстах песен современной российской эстрады», «Прецедентные феномены в СМИ» | 2 | техникум |
Охват обучающихся внеурочной деятельностью (%) | ||||||||
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | ||||
78% | 80% | 80% | 83% | 85% |
3.4.2. Количество обучающихся, занимающихся в кружках, секциях, факультативах по предмету (направлению деятельности), которыми руководит педагогический работник
3.4.4. Количество обучающихся, занимающихся в предметной секции научного общества учащихся, малой академии по профилю преподаваемого предмета (направлению деятельности) педагогического работника
Наименование предметной секции студенческого научного общества | Количество обучающихся | ||||||||
год | год | год | год | Год | |||||
«Родное слово» | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | ||||
12 | 12 | 15 | 15 | 15 |
3.4.4. Уровень мотивации к изучению предмета (деятельности по направлению)
Изучение учебной мотивации проводится ежегодно по методике П.С.Лернера, Т.Н.Кожевниковой «Мотивация учения». В учебные интересы включены следующие мотивы учебной деятельности и получены следующие результаты:
- нравится учебный материал, подобранный учителем – 99,9% обучающихся;
- преподаватель подбирает разнообразные формы работы на уроке – 100%;
- нравится изучать предмет – 98,7%.
Изучение учебного интереса к уроку русского языка:
Средний показатель за период 2009-2012г.г. – 68%
Изучение учебного интереса к уроку литературы:
Средний показатель за период 2009-2012 г.г.- 70,3%
Данные результаты позволяют сделать вывод, что русский язык и литература являются одними из любимых предметов и, по мнению самих учащихся, влияют на формирование профессиональных планов, качественных умений и навыков, хороших знаний.
Показатель 3.5. Другие сведения, подтверждающие данный критерий
Критерий 4. «Результаты деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе»
Показатель 4.1. Инновационная деятельность педагогического работника (если имеет место)
4.1.1. Участие в работе проблемной (творческой) группы, временного научно-исследовательского коллектива
Учебный год | Наименование и уровень проблемной (творческой) группы, временного научно-исследовательского коллектива | В чем заключалось участие, результаты деятельности |
2010 2011 2012 2012 | Руководитель творческой группы «Исследовательская деятельность студентов и преподавателей» -участие в Международной заочной научно-практической конференции «Филологическая наука в условиях диверсификации образования»; -участие в региональной научно-практической конференции «Организация развивающего воспитательного пространства в профессиональной школе»; - участие в Международной заочной научно-практической конференции «Филологическая наука в условиях диверсификации образования»; -разработка программы по патриотическому воспитанию клуба-музея «Память» и представление ее на Всероссийском конкурсе «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи; Всероссийском конкурсе «Мир молодости» молодежных социально значимых инициатив; -участие в Международной заочной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования»; -участие в краевой краеведческой викторине «Бородинское поле – поле русской славы» -участие в Международной научно-практической конференции «Филологическая наука в условиях диверсификации образования» | -Публикация статьи «Практико-ориентированный подход в преподавании русского языка и культуры речи»; -Публикация статьи «Роль гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании»; -Публикация статьи «Инновационный подход в преподавании словесности»; -Диплом Всероссийского конкурса «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи; -Диплом серебряного призера Всероссийского конкурса «Мир молодости» молодежных социально значимых инициатив; -Публикация статьи «Три недуга русского языка» Диплом призера краевой краеведческой викторине «Бородинское поле – поле русской славы» (третье место) -Публикация статьи «Самостоятельная работа как фактор повышения эффективности профессионального образования» |
2012 | -участие в Международном конкурсе «Я иду на урок» | -Публикация методической разработки урока «Война все спишет?..» (по повести В.Распутина «Живи и помни» |
(Приложение 36,37,38,39,40)
4.1.2. Участие в инновационном поиске
Учебный год | Тема и уровень опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы, апробации | Наименование, номер и дата подтверждающего документа | В чем заключалось участие, результаты деятельности |
4.1.3. Разработанные педагогическим работником продукты инновационной деятельности (программные, методические, дидактические и др. материалы), прошедшие внешнюю экспертизу
Наименование продукта инновационной деятельности | Авторская разработка или модификация | Область применения | Дата проведения экспертизы, ФИО эксперта (наименование организации), осуществившего экспертизу |
Показатель 4.2. Распространение педагогического опыта
4.2.1. Информация о внесении педагогического опыта в банк данных инновационного педагогического опыта
Образовательное учреждение | Тема педагогического опыта | Номер и дата документа о внесении опыта в соответствующий банк данных |
4.2.2. Диссеминация инновационного педагогического опыта
Учебный год | Уровень | Наименование, место проведения мероприятия по диссеминации | Форма участия, тема |
2009 | Образовательное учреждение | Педагогический совет | Выступление по теме: «Роль гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании» |
2009 | Образовательное учреждение | Педагогические чтения | Выступление по теме: «Формирование у подростков ценностной ориентации на Отечество» |
2010 | Образовательное учреждение | Педагогический совет | Выступление по теме: «Самостоятельная работа как фактор повышения профессионального образования» |
2010 | Образовательное учреждение | Педагогические чтения | Выступление по теме: «Инновационный подход в преподавании словесности» |
2010 | Образовательное учреждение | Научно-методический совет | Выступление по теме: «Роль преподавателя в период адаптации студентов нового набора» |
2010 | Образовательное учреждение | Школа начинающего преподавателя | Выступление по теме: «Рекомендации по ведению учебной документации» |
2010 | краевой | Научно-практическая конференция | Выступление по теме: «Формирование социально-культурной компетенции студентов на примере краеведческой деятельности как одно из направлений реализации модели воспитательной системы ССУЗа» (презентация программы по патриотическому воспитанию клуба-музея «Память») |
2010 | Образовательное учреждение | Методическое объединение учителей словесников МБОУ СОШ №23 | Выступление по теме: «Комплексный анализ текста», «Систематизация работы над ошибками» |
2011 | Образовательное учреждение | Предметно-цикловая комиссия общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин | Выступление по теме: «Современные требования к уроку. Пути повышения эффективности преподавания на основе новых технологий» |
2011 | Образовательное учреждение | Предметно-цикловая комиссия общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин | Выступление по теме: «Методика проведения урока с применением интерактивных технологий» |
2011 | Образовательное учреждение | Методическое объединение учителей словесников МБОУ СОШ №15 | Выступление по теме: «Смысловые функции изобразительно-выразительных средств» (на примере рассказа И.Бунина «Темные аллеи») |
2012 | Образовательное учреждение | Школа начинающего преподавателя | Выступление по теме: «Современные требования к уроку» |
2012 | Образовательное учреждение | Методический семинар | Выступление по теме: «Экспертная оценка квалификации педагога» |
2012 | Федеральный | Всероссийский интернет-педсовет | Размещение материала «Практическая направленность в преподавании русского языка и культуры речи» |
2012 | Федеральный | Всероссийский интернет-педсовет | Размещение материала «Программа клуба-музея «Память» |
2012 | Международный | Международный фестиваль деятелей образования «Сотрудничество, сообразование, сотворчество» | Интернет- участие Мастер-класс «Проектное обучение» |
2012 | Международный | Международный конкурс «Я иду на урок» | Размещение методической разработки урока «Война все спишет?...» (по повести В.Распутина «Живи и помни») |
(Приложение 41.42,43,44)
4.2.3. Научно-методические публикации по проблемам образования и воспитания обучающихся
Учебный год | Уровень | Выходные данные публикации, издания |
2009 | Муниципальный | Программа клуба-музея «Память» |
2009 | Муниципальный | Сценарий музыкального историко-литературного внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» |
2009 | Муниципальный | Литературная композиция «В начале было слово…» |
2009 | Муниципальный | Литературно-музыкальная композиция «Художественные открытия Серебряного века» |
2010 | Региональный | «Роль гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании» Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Организация развивающего воспитательного пространства в профессиональной школе» (Благовещенск Издательство БГПУ 2010) |
2011 | Международный | «Практическая направленность в преподавании русского языка и культуры речи» Материалы Международной научно-практической конференции «Филологическая наука в условиях диверсификации образования» (Комсомольск-на-Амуре 2011) |
2012 | Международный | «Инновационный подход в преподавании словесности» Материалы Международной научно-практической конференции «Филологическая наука в условиях диверсификации образования» (Комсомольск-на-Амуре 2012) |
2012 | Международный | «Три недуга русского языка» Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки и образования» (Таганрог 2012) |
2012 | Международный | «Самостоятельная работа как фактор повышения эффективности профессионального образования» Материалы Международной научно-практической конференции «Филологическая наука в условиях диверсификации образования» (Комсомольск-на-Амуре 2013) |
(Приложение 45 Программа клуба-музея «Память» копии публикаций)
4.2.4. Распространение опыта в системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации
Учебный год | Наименование учреждения педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации, привлекавшего педагогического работника | Форма участия, тема |
Показатель 4.3. Методическая работа
4.3.1. Информация об участии в работе или руководстве деятельностью методических объединений, советов
Учебный год | Наименование и уровень методических объединений, советов | В чем заключалось участие, результаты деятельности |
2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 | Предметно-цикловая комиссия общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин | Председатель |
(Приложение 46)
4.3.2. Информация об участии в деятельности профессиональных клубов, ассоциаций, сетевых сообществах педагогов
Учебный год | Наименование и уровень профессиональных клубов, ассоциаций, сетевых сообществ | В чем заключалось участие, результаты деятельности |
2012 | Всероссийский Интернет-педсовет http://sert.alledu.ru | Материал «Практическая направленность в преподавании русского языка и литературы» |
2012 | Всероссийский Интернет-педсовет http://sert.alledu.ru | Материал «Программа клуба-музея «Память» |
2012 | умная-школа.рф/profile/5293/ www.festivai.1september.ru | Регистрация и работа на сайтах |
4.3.3. Участие в деятельности экспертных комиссий, жюри разных уровней
Учебный год | Уровень | Наименование комиссии, жюри и т.п. |
2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 | Региональный | Работа в составе предметной подкомиссии по русскому языку Государственной экзаменационной комиссии Хабаровского края |
2011-2012 2012-2013 | Федеральный | Работа в составе аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников образовательных учреждений Федерального агентства железнодорожного транспорта |
(Приложение 47,48,49,50,51)
Показатель 4.4. Другие сведения, подтверждающие данный критерий
Критерий 5. «Профессиональные и личные достижения педагога в межаттестационный период»
Показатель 5.1. Повышение квалификации
5.1.1. Повышение квалификации по дополнительным профессиональным
образовательным программам по профилю преподаваемого предмета (направлению деятельности)
Год повышения квалификации | Наименование образовательного учреждения | Название образовательной программы | Количество часов | Способы и результаты реализации новых знаний |
2008 | Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров | Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в условиях модернизации образования | 108 | |
2011 | КГОУ ДПО «ХК ИРО» | Актуальные проблемы преподавания и современные образовательные технологии в системе профессионально го образования | 72 |
(Приложение (52,53)
5.1.2. Повышение квалификации по актуальным проблемам образования
Год повышения квалификации | Наименование образовательного учреждения | Название образовательной программы | Количество часов | Способы и результа- ты реализа-ции новых знаний |
Показатель 5.2. Сертифицированные достижения педагогического работника
5.2.1. – 5.2.2. Грамоты, поощрения, благодарственные письма разных уровней; государственные или отраслевые награды, звания
Учебный год | Уровень | Наименование |
2009 | Образовательный | Грамота за проведение и методическую разработку открытого мероприятия |
2009 | Министерство образования Хабаровского края | Благодарственное письмо за высокий профессионализм, педагогическое мастерство, значительный вклад в интеллектуальное развитие, формирование личности учащихся и наибольшее количество голосов по итогам краевой акции «Поздравь своего учителя» |
2010 | Образовательный | Благодарственное письмо за подготовку победителей краевой олимпиады по русскому языку и культуре речи среди студентов средних специальных учебных заведений Хабаровского края |
2010 | Министерство образования Российской Федерации | Почетная грамота за большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов среднего звена, значительные успехи в научно-педагогической и научно-методической работе и многолетний труд |
2010 | Международный | Грамота за подготовку дипломанта финального этапа Седьмой Международной олимпиады по основам наук по предмету «Русский язык» |
2011 | Образовательный | Почетная грамота за подготовку финалистов Седьмой Международной олимпиады по основам наук и участие в Международной научно-практической конференции |
2011 | Федеральный | Диплом лауреата Всероссийского конкурса «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи за разработку Программы клуба-музея «Память», раскрывающей ресурсы эффективной работы по патриотическому воспитанию на основе краеведения |
2011 | Федеральный | Серебряная медаль Всероссийского конкурса «Мир молодости» молодежных социально значимых инициатив, начинаний и опыта за модель работы клуба-музея «Память» по патриотическому воспитанию молодежи |
2012 | Образовательный | Почетная грамота по итогам научно-методической работы |
2012 | Международный | Грамота за подготовку дипломанта финального этапа Восьмой Международной Олимпиады по основам наук по предмету «Русский язык» |
2012 | Краевой | Благодарственное письмо директора Хабаровской краевой детской библиотеки им.Н.Д.Наволочкина за участие в проекте по профориентационной работе «Куда пойти учиться?» |
2012 | Международный | Диплом Международного конкурса «Я иду на урок» (второе место) |
(Приложение 54,55,56,57,58,59,60,61,62,63,64,65,66)
Показатель 5.3. Участие в профессиональных конкурсах
Учебный год | Уровень участия | Наименование конкурса | Результат участия (участник/призер/ победитель) |
2009 | краевой | Акция «Поздравь своего учителя» | Победитель |
(Приложение 55)
Критерий 6. «Личностные качества педагогического работника»
Показатель 6.1. Общая культура
6.1.1 Соблюдение этических норм в общении с участниками образовательного процесса
6.1.2. Владение речевой культурой
Показатель 6.2. Культура общения
6.2.1. Уровень эмпатии во взаимодействии с участниками образовательного процесса
Категория респондентов | Доля респондентов (в %), определивших уровень проявления эмпатийности аттестуемого педагога как | ||||
низкий | средний | высокий | |||
14 человек | 0% | 35% | 65% |
6.2.2. Проявление толерантности в отношениях
Категория респондентов | Доля респондентов (в %), определивших уровень проявления толерантности в отношениях аттестуемого педагога как | ||||
низкий | средний | высокий | |||
14 человек | 0% | 20% | 80% |
6.2.3. Умение конструктивно разрешать конфликты
Категория респондентов | Доля респондентов (в %), определивших уровень проявления конфликтности в отношениях аттестуемого педагога как | ||||
низкий | средний | высокий | |||
14 человек | 10% | 40% | 50% |
(Приложение 67,68)
Показатель 6.3. Другие сведения, подтверждающие данный критерий
«______»________________2012г. _____________________________
Сведения, представленные в информационно-аналитическом отчете о профессиональной деятельности в межаттестационный период Куренковой Натальи Кирилловны верны.
Директор краевого государственного бюджетного
образовательного учреждения среднего профессионального
образования «Хабаровский торгово-экономический техникум»
_______________/ В.В.Корсаков/
«______»_____________2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ ПО ДЕКАДЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2014-2015 УЧ.Г.
ОТЧЕТ ПО ДЕКАДЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2014-2015 УЧ.Г....
Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».
Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...
"Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"
quot;Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"...
"Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"
quot;Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"...
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы
Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...
Статья «Применение современных информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности по русскому языку и литературе»
Статья «Применение современных информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности по русскому языку и литературе» (XII Всероссийской научно-практической конференции «...
Примеры заданий профессиональной направленности по русскому языку и литературе для специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения (молоко и молочные продукты)
В статье приводятся примеры заданий профессиональной направленнности по русскому языку и литературе для специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения (молоко и молочные п...