Актуальные педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности преподавателя Биологии.
статья на тему

Реализуемые на данный момент мной педагогические технологии, а именно: развивающего и функционального обучения, проектные технологии и проблемный подход, включают в себя следующие качества:

•        Системность (технологии имеют множество компонентов, которые интегрально дают особые свойства и качества)

•        Комплексность (применяю несколько видов технологий)

•        Целостность (все используемые технологии подчиняются поставленным мной педагогическим задачам)

•        Развивающий характер (название есть в применяемых мной технологиях, а проекты и проблемные задачи несут непосредственно такой характер для учащихся)

•        Логичность, вариантивность и гибкость (соответствует выбору технологии к определенному занятию по биологии)

•        Диагностичность (на каждом занятии можно получить информацию о ходе процесса, контроле и мониторинге результатов)

•        Воспроизводимость (мной предполагается, что применение технологий в других условиях и другими субъектами допустимо, и будут получены схожие результаты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_tehnologii.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, используемые в рабочей практике преподавания ОДП. 03 Биология.

Реализуемые на данный момент мной педагогические технологии, а именно: развивающего и функционального обучения, проектные технологии и проблемный подход, включают в себя следующие качества:

•        Системность (технологии имеют множество компонентов, которые интегрально дают особые свойства и качества)

•        Комплексность (применяю несколько видов технологий)

•        Целостность (все используемые технологии подчиняются поставленным мной педагогическим задачам)

•        Развивающий характер (название есть в применяемых мной технологиях, а проекты и проблемные задачи несут непосредственно такой характер для учащихся)

•        Логичность, вариантивность и гибкость (соответствует выбору технологии к определенному занятию по биологии)

•        Диагностичность (на каждом занятии можно получить информацию о ходе процесса, контроле и мониторинге результатов)

•        Воспроизводимость (мной предполагается, что применение технологий в других условиях и другими субъектами допустимо, и будут получены схожие результаты)

Описание проектной технологии (соответственно структуре в теме 4.4).

1.        Название: Проектная технология.

2.        Идентификация:

1.         В рамках применяемого в моей работе аспекта технология является Мезотехнологией (осуществляет отдельные модули работы);

2.        Позиции: в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

3.        Методологические подходы: В Федеральной программе развития образования одним из основных направлений названо «развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования». Требование интеграции науки и образования, развития и формирования исследовательских навыков учителей и учащихся становится особенно актуальным в наши дни, поскольку интенсификация процессов научно-технического прогресса стимулирует необходимость пожизненного образования. Работа над проектом обычно включает следующие этапы: подготовка, планирование, исследование, получение результатов и выводов, представление отчета, оценка результатов и процесса.

4.        Отношение к факторам развития: проектная технология напрямую направлена на развитие личности как в целом, так и в рамках предмета биологии, предполагает отчасти творческий подход к развитию и обучению.

5.        Особенности: создаются условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

6.        Ориентация технологии: на ЗУН (вышеуказанные), развиваются коммуникативные навыки, творческое мышление, практические навыки, умение анализировать и вычленять важное.

7.        Технология является содержательной по своей сути, включает в себя различные техники и виды проектной деятельности.

8.        В данной технологии место педагога как более опытного товарища, который помогает, направляет работу.

9.        Тип управления: демократический.

10.         Методы и средства: главный метод – метод проектов. Выделяют следующие виды: Проекты игр - различные игры, постановки и т.п. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа по теме биология. Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, к примеру.

11.        Организационные формы: можно проводить как в группах, так и индивидуально.

12.        Преобладающие средства обучения: проектные методы.

13.        Воспитательные ориентации подхода: к человеку как к субъекту, который создает проекты, на основе которых происходит изучение предмета биология.

14.        Данная технология является одной из модернизирующих, применяется сравнительно с недавних пор.

15.        Контингент, на который может быть направлена технология, может быть достаточно различен: от детей школьного возраста до взрослых.

3.        Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы.

4.        Концептуальная основа. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. деи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

5.        Содержание УВП. Проектное обучение имеет множество вариантов: по продолжительности работы над задачей (от одного урока до полугодия или года (курсовые проекты)), по формам организации (индивидуальная или групповая работа), по формам представления результатов работы (письменный или устный отчет, презентация, защита).

6. Процессуальная характеристика:

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

7. Программно-методическое обеспечение. Существует множество учебных пособий и авторских материалов по проектному обучению.

8. Данная технология соответствует критериям технологичности: системность, научность, структурированность и управляемость.

9. Технология является эффективной и результативной, с ее помощью происходит обучение различным аспектам предмета биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитический отчет о профессиональной деятельности преподавателя русского языка и литературы Куренковой Натальи Кирилловны

Информационно-аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности преподавателя КГБОУ СПО "Хабаровский торгово-экономический техникум" Куренковой Натальи Кириллоовны. Формы, методы, приемы...

Методическая разработка "Влияние профессиональной деятельности преподавателя аккомпанемента на развитие ключевых и профессиональных компетенций выпускника музыкально – педагогического колледжа"

Вопросы профессиональной подготовки учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой, что обеспечивает актуальность данного исследования. От того, каким будет учи...

Обзор современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального образования

Обзор  современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального  образования...

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов

Работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов...

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла

Настоящая работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла...

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя

Доклад на ЦМК Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя...