Обзор современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального образования
статья

Киселёва Лариса Борисовна

Обзор  современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального  образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обзор  современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального  образования

Киселева Л.Б. преподаватель спецдисциплин

ГБОУ МО Электростальский колледж

Термин «технология» появился несколько столетий назад в период становления промышленности. Затем, благодаря широкому использованию  этот термин пришёл в профессиональную педагогику. Этому также способствовало развитие информационных технологий, которые также стали использоваться в сфере образования.

Авторы С.А. Смирнов, И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов полагают, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке (схема 1):

Схема 1. Цепочка развития любой сферы деятельности человека.

Сначала, сталкиваясь с каким-либо объектом, предметом, явлением, человек получает случайный опыт, начальные умения работы с ними. Затем – на втором этапе – этапе развития ремесла – человек не просто осваивает данное явление, предмет, объект, но и осваивает на нём определённый вид деятельности, приспосабливает его для обеспечения своей жизнедеятельности. В этот период возникает профессия по виду деятельности (рыболов, гончар, лекарь и т.д.).

Следующий этап – этап технологий – этап, на котором для производства продукта создаются механизмы, технические средства и именно они теперь выполняют основную работу. Отсюда первоначальное понимание технологий как  производства продукции при помощи конкретных средств (технических средств) производства. Всякое изменение в наборе средств производства приводит к изменению технологической цепочки, характеристик и параметров производства, а значит и к изменению самой технологии.

Машинное производство потребовало более детального описания каждого действия. Простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении) уже не достаточно. В описание необходимо вносить точные характеристики используемых средств, регламент их использования.

С.А. Смирнов, И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов считают, что если перенести смысл «промышленного» термина «технология» в педагогику, то под технологией обучения можно понимать определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека.

Из этого определения следует, что человек руководит не процессом обучения, а средством обучения и ведущая роль в обучении отводится средству обучения. Используя ту или иную технологию обучения,   преподаватель не обучает студентов, а выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности обучающихся .

И.Б. Котова, С.А. Смирнов и Е.Н. Шиянов также считаю, что разница между технологией и методикой в сфере образования состоит в том же, в чём заключается различие между технологией и ремесленичеством в производственной сфере.

Первое упоминание термина «технология» в педагогической науке относят к 40-м годам XX в. и связывают его с введением плана обучения студентов Индианского университета США с помощью технических средств обучения. План аудиовизуального образования в 1946 году разработал Л. Ларсон.

С того времени содержание понятия «технология» в сфере образования неоднократно менялось. Авторы, работающие в этом направлении, предлагают свои оригинальные трактовки данного понятия. Таким образом, на данный момент образовалось порядка четырёх десятков формулировок понятия «технология».

Несмотря на широкое использования термина «технология» за рубежом, в отечественной педагогике термин «педагогическая технология» не признавался до 1971 г.

 Обзор педагогических технологий обучения

Технология обучения связана  с эффективным построением  и реализацией учебного процесса  с учётом гарантированного достижения дидактических целей.

Технологизация учебного процесса базируется на положении о проектировании учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей обучения, исходя из заданных установок.

Преподаватель обязан рассматривать конкретные средства обучения, которые раскрывают сущность технологического подхода к учебному процессу.

Современные технологии обучения характеризуются системностью, научностью, интеративностью, воспроизводимостью, эффективностью, качеством, мотивированностью обучения, новизной, алгоритмичностью, информационностью, возможностью тиражирования и переноса в новые условия.

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая новую научно обоснованную модель дидактического процесса, которая обладает более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет при традиционных моделях обучения ( 28).

Технология обучения может рассматриваться как упорядоченная совокупность педагогических действий, операций  и процедур, а также приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Между методикой обучения и технологией обучения существует разница. Методика обучения отвечает на вопрос: Каким путем можно достичь требуемых результатов обучения? Технология обучения отвечает на вопрос: Как сделать это гарантировано?

Методика обучения выражает конкретные процедуры использования комплекса методов и приемов обучения, но в применении технологии обучения присовокупляется и личность преподавателя во всех многообразиях его деятельности.

Но методика и технология обучения при многократном использовании  позволяют получить заранее спрогнозированный результат.

Опыт использования различных технологий обучения позволяют сделать вывод, что при применении любой технологии обучения  необходимо помнить  о личных качествах обучаемых, направленности на активизацию познавательной деятельности студентов и оптимальности.

Сущность технологии обучения сводится к следующим положениям.

1. Проектирование учебного процесса должно проводиться заранее с последующей возможностью воспроизведения этого процесса в педагогической практике.

2. Должна быть разработана в конкретной технологии система слежения объективным контролем за качеством достижения поставленных целей.

3. Структура и целостность технологии обучения должна сохраняться, так как внесение хотя бы одного нового элемента в технологии приводит к затрагиванию изменений в связях с другими элементами технологии.

4. В технологии должны использоваться только оптимальные формы и методы обучения.

5. Конкретная технология должна иметь оперативную обратную связь, позволяющую своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.

В итоге, по мнению В.А. Сластенина, технология обучения включает систему дидактических целей и задач, содержание обучения, средства  педагогического взаимодействия, организацию учебного процесса, средства обучения, обучающихся, педагогов, а также результат их совместной деятельности [28].

В работе В. А. Сластенина приведена классификация существующих технологий по следующим критериям:

  • Направленности действий (личностно-развивающие и профессионально-ориентированные);
  • По целям обучения (получение знаний, выработка навыков и умений, формирование профессиональных качеств личности);
  • По предметной среде (гуманитарные и социально – экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины);
  • По применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные);
  • По организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные).

Селевко Г.К. классифицирует технологии обучения по сущностным и инструментально значимым свойствам на общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные), признаком классификации является уровень применения.

Второй признак классификации -  научная концепция усвоения. По этому признаку все технологии обучения делятся на: ассоциативно-рефлекторные; интериоризаторские; развивающие.

По ориентации на личностные структуры выделяют: операционные (формирование способов умственных действий); информационные (формирование знаний, навыков и умений); эмоционально-нравственные и эмоционально-художественные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).

По организационным формам: альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективный способ обучения и дифференцированное обучение.

По преобладающему (доменирующему) методу: догмативные (репродуктивные), объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, проблемные (поисковые), программированное обучение, развивающее обучение, саморазвивающее обучение; информационные (компьютерные) и творческие.

По направлению модернизации существующей традиционной системы обучения – на основе гуманизации и демокритизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, на основе эффективности и организации управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, альтернативные, природосообразные, целостные технологии авторских школ.

По категориям обучающихся: продвинутого образования, компенсирующие, виктимологические, массовой технологии, технологии работы с трудными обучающимися, технология работы с одаренными обучающимися.

Крившенко Л.П. по многочисленным сходствам и общим признакам выделяет следующие технологии:

1. По уровню применения: общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные).

2. По философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные.

3. По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие.

4. По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы).

5. По характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности обучаемых; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между педагогом и обучаемыми; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала.

Крившенко Л.П. рекомендует анализировать известные технологии по следующим признакам: уровень применения; философская основа; концепция усвоения знаний; характер содержания; организационные формы обучения; преобладающие методы обучения; категория обучаемых.

Буквальное значение термина «технология» – «учение о мастерстве». В настоящее время  педагоги стали чётко различать понятия, которые уже чётко установились среди педагогов. Термины  как «педагогическая технология», «технология обучения», «обучающая технология» воспринимались в разном контексте.

Так «педагогическая технология» понималась как технология, где обучение велось с помощью технических средств. В настоящее время педагоги понимают эту технологию как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, воплощение на практике заранее спланированного педагогического процесса (19,20].

Отечественная теория и практика технологизации обучения основана на трудах таких учёных как П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.В. Кларин.

Беспалько В.П. чётко определил, что педагогические технологии характеризуются рядом признаков, среди которых выделяются следующие:

1. Чётко выделяются педагогическая, дидактическая разработки целей обучения и воспитания.

2. Информация, подлежащая усвоению, должна быть структурирована, упорядочена, уплотнена.

3. Все дидактические, технические и компьютерные средства обучения, а также контроля должны применяться комплексно.

4. По мере возможности должны постоянно усиляться контрольная и диагностическая функции обучения и воспитания.

5. Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения должна обеспечиваться постоянно [4].

По мнению Крившенко Л. П. педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством и совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство.

В работе Л.П. Крившенко приведены педагогические технологии, получившие признание в системе отечественного образования. Среди многочисленных педагогических технологий выделяются следующие педагогические технологии.

Это репродуктивная технология, технология развивающего обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология коллективного взаимодействия, технология полного усвоения, технология разноуровневого обучения, технология адаптивного обучения, технология программированного обучения, технология компьютерного обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология концентрированного обучения, технология проектного обучения, технология дистанционного обучения, авторские технологии обучения.

По мнению Кукушина В.С. выделяют дополнительные технологии следующего назначения:

1. Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе.

2. Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе.

3. Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе.

4. Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе.

5. Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе.

6. Технология, построенная на алгоритмической основе.        

7. Технология, построенная на программированной основе [19,20].

Особое внимание уделяется гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили. Технология Ш.А. Амонашвили включает следующие положения:

1. Идеал воспитания человека – самовоспитание.

2. Наличие условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений.

3. Развитие и становление познавательных сил обучаемого.

4. Способствование становлению, развитию и воспитанию благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

Технология знаково-контекстного обучения в педагогике разработана профессором Вербицким А. А. Впервые был сделан вывод, что традиционная система обучения не обеспечивает условий для развития активной позиции обучаемого в учебно-познавательной деятельности, усложняет процессы перехода от абстрактной модели профессиональной деятельности специалиста, к реальной, конкретной деятельности со всеми трудностями и противоречиями [10].

В качестве  переходных от традиционных до новейших форм учебного процесса являются следующие занятия:

1. Спецкурсы и спецсеминары.

2. Имитационное моделирование (игровые ситуации, деловые игры, разыгрывание ролей).

3. Неимитационное моделирование (дискуссии, коллективно-познава-тельная учебная деятельность, лекция с обратной связью, лекция-шоу, лекция вдвоём, проблемное изложение).

По мнению Вербицкого А.А. такие технологии позволяют преодолеть противоречия профессионального образования, что формы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых неадекватны формам профессиональной деятельности специалистов.

В настоящее время многие педагоги ориентируются на интерактивные технологии обучения. В своей работе Кашлев С.С. описывает особенности интерактивных технологий обучения, которые отражают суть новейших технологий.

В своих работах Кашлев С.С. указывает следующие отличительные особенности интеративных технологий обучения:

1.Педагог становится не транслятором готовых знаний, а организует самостоятельную познавательную деятельность обучаемых, побуждая к самостоятельному поиску путей решения проблемы.

2. Педагог в учебном процессе становится помощником в организации мыслительной деятельности, смыслового творчества обучаемого.

3. В учебном процессе создаются условия для активности обучаемых на занятиях, разрешается свободное перемещение по аудитории, рисование на интерактивной доске, обмен мнениями и использование аргументов для отстаивания своей точки зрения [18].

Интерактивные технологии обучения предполагают введение новых понятий и определений, которые ранее не использовались в педагогике.

Понятие «полилог» используется для объяснения в интерактивных технологиях обучения возможностей обучаемых иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме, но отказываться от права на абсолютную истину педагога и обучаемого.

Вместо монотонной традиционной лекции появляется возможность ведения диалога на лекции. Диалогичность общения педагога и обучаемого предполагает наличие правильного слушания и понимания друг друга, внимательного отношения к участнику учебного процесса, желания помогать друг другу в формировании своего образа мыслей.

Педагог обязан организовать мыследеятельность обучаемых, где используются анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации и так далее, что приводит к сочетанию различных форм организации мыслительной деятельности обучаемых.

Педагог обязан при использовании интерактивных технологий обучения создать условия для ситуации успеха в обучении, когда на занятиях обучаемые испытывают только три эмоции: радость, интерес и удивление.

Успех обучаемых на занятиях приводит к саморазвитию, самосовершенствованию, к позитивности и оптимистичности  обучаемых.

Такое взаимодействия  на занятиях приводит к возвышению достижений личности и саморазвитию.

Названные признаки интерактивной технологии обучения интегрируются в единый комплекс, составляющих содержательную и технологическую основу использования интерактивных методов обучения.

По мнению Кашлева С.С. технологию интерактивного обучения можно представить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия обучаемых и педагога, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для их развития [18].

Описание некоторых технологий вводит понятия, которые используются в образовательных системах, например, технологическая карта.

В технологической карте  описывается учебный  процесс по  предмету в виде  поэтапной последовательности  действий   с точным  указанием  применяемых форм, методов,  приемов и средств. Это программа  действий  и ее рабочее исполнение.

Технологическая карта может быть представлена в графической форме, как бы  в виде опорного конспекта, все выстраивается в логической технологической последовательности, образуется  целостная  педагогическая  технология    (Пионова). К критериям эффективности педагогических технологий следует отнести то, что можно оценить качественно или количественно:

1. Создание успеха в деятельности обучаемых и педагогов во время процесса реализации технологии.

2. Собственный опыт использования педагогом педагогических технологий.

3. Опыт использования  педагогических технологий  в аналогичных образовательных учреждениях.

4. Достаточно полное описание технологий.

5. Возможности технологии в актуализации, саморазвитии обучаемых и педагогов.

Кроме рассмотренных  технологий обучения, существует  большое количество  авторских технологий.

Любая авторская технология обучения  содержит  общеизвестные  приемы, методы, которые организуются  в своем применении вокруг  какой – то наиболее значительной  авторской идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Используемые педагогические технологии в производственном обучении.

Используемые технологии в производственном обучении....

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ Е.Н. ИЛЬИНА КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ Е.Н. ИЛЬИНА КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ...

Актуальные педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности преподавателя Биологии.

Реализуемые на данный момент мной педагогические технологии, а именно: развивающего и функционального обучения, проектные технологии и проблемный подход, включают в себя следующие качества:•...

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов

Работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов...

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла

Настоящая работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла...

Педагогические технологии в образовательной деятельности студентов СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №3», используемые на занятиях по биологии.

Понятие педагогических технологий. Методика и способы образовательных технологий, используемые на занятиях по биологии. Организационные формы обучения, применяемые на занятиях по ...