Самостоятельная работа обучающихся по Информатике и ИКТ
учебно-методический материал на тему

Токаренко Елена Васильевна

Материалы для самостоятельной внеаудиторной работы по Информатике и ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam.rab_._inform.docx213.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 42»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

 по учебной дисциплине «Информатика»

для обучающихся

по профессии «Продавец, контролёр – кассир»

Разработчик:

преподаватель

высшей категории

Токаренко Е.В.

Тула, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по информатике предназначены для обучающихся при освоении профессии социально-экономического профиля «Продавец, контролёр-кассир».

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа обучающихся  является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу обучающихся  отводится 29  часов. В материалах для самостоятельной работы обучающихся представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.

Самостоятельная работа обучающихся  проводится с целью:

  • систематизации   и   закрепления   полученных   теоретических   знаний   и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • развития     познавательных    способностей     и     активности     обучающихся: самостоятельности,    ответственности    и    организованности,    творческой инициативы;
  • формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

В процессе выполнения самостоятельной работы обучающихся  получают:

- практические умения и навыки:

  • умение оперировать данными на информационном рынке;
  • умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
  • умения обрабатывать информацию средствами информатики.

- учебные умения:

  • использовать различные информационные источники;
  • расспрашивать,   описывать,   сравнивать,   исследовать,   анализировать оценивать;
  • проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

- специальные учебные умения:

  • осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
  • организовывать работу на компьютере;
  • выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;
  • излагать информацию средствами информатики.

Виды заданий для самостоятельной работы.

  1. Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка сообщений.
  2. Для закрепления и систематизации знаний: создание модели сайта лицея, применение электронных таблиц для решения профессиональных задач в MS Excel, создание презентации в Ms Power Point, создание структуры базы данных MS Access.
  3. Для формирования умений:  обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов.  

Формы самостоятельной работы.

  1. Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
  2. Исследовательская работа.
  3. Составление информационных моделей объектов.

Критерии оценки результатов внеаудиторной

самостоятельной работы обучающихся:

  • уровень освоения обучающимися учебного материала;
  • умение   обучающихся   использовать   теоретические   знания   при   выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, на семинаре, при защите рефератов и проектов:

  • Контроль сообщений осуществляется  на уроках.
  • Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
  • Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.
  • Защита исследовательской работы осуществляется на уроках и семинарах  внутри лицея.

Правила оформления списка литературы

  • Книга:

Подьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Просвещение, 2011.

  • Статья из сборника:

Пятибратова С.И. Акмеологоческая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. // Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - Спб.: СПбГУПМ, 2010. - С.102-104.

  • Статья из журнала:

Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С.52 - 63.

  • Источник, взятый из Интернета:

http://xxx.iter.ru/astro-ph/0504276/

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Перечень самостоятельных работ

№ п/п

Тема работы и краткое содержание

Количество часов

1.

Информационные технологии в профессиональной деятельности (исследование информационных технологий, применяемых в профессии).

2

2.

Технические средства в организации труда продавца (изучение технических средств, применяемых в профессии)

2

3.

Профессиональные АИС (обзор АИС, применяемых в профессии)

4

4.

Применение электронных таблиц для решения профессиональных задач (расчет рентабельности с помощью программы Microsoft Excel)

4

5.

Работа в Microsoft Power Point (создание мультимедийной презентации)

4

6.

Работа в Microsoft  Access (создание книги клиентов)

4

7.

Алгоритмы в нашей жизни (исследование алгоритмических структур, встречающихся во всех сферах жизни человека, в том числе в будущей профессии)

3

8.

Работа с информационно-поисковыми системами (поиск информации в сети Интернет)

2

9.

Сайт лицея  (создание структуры сайта лицея)

4

ИТОГО

29


Самостоятельная работа № 1

Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Задание: проведите исследование информационных технологий, применяемых в вашей профессиональной деятельности.

Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 2

Технические средства в организации труда

продавца, контролёра – кассира.

Задание: изучите технические средства, которые необходимы в  работе продавца, контролёра – кассира. Подготовьте сообщение по данной теме в следующем виде:

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 3

Профессиональные автоматизированные системы.

Задание: приведите обзор автоматизированных систем с техническим и программным обеспечением, применяемых в профессии продавец, контролёр - кассир.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 4

Применение электронных таблиц

для решения профессиональных задач (по экономике).

Выберите одну из задач и решите её MS Excel.

Задача 1: Отобразите на графике данные из таблицы и охарактеризуйте функциональную зависимость между переменными.

Точки

Стоимость билетов на ж.д. транспорт (руб.)

Покупатели (тыс. чел.)

А

25

0

В

20

4

С

15

8

Д

10

12

Е

5

16

Г

0

20

Решение: Приведенные данные позволяют построить кривую спроса на железнодорожные билеты.

  1. Запустите программу Microsoft Excel.
  2. Введите исходные данные:

image1

  1. Постройте точечный график:
  1. На панели инструментов “Форматирование” выбрать пиктограмму “Мастер диаграмм”.

image2

  1. Выполнить 4 шага Мастера диаграмм

image3

на первом шаге выбрать:

тип диаграммы Точечная,

вид Точечная диаграмма с сохранением пар значений

Второй, третий и четвертый шаги учащиеся выполняют самостоятельно по известному алгоритму

  1. Ожидаемый результат построения точечного графика:

image4

  1. Постройте линию тренда (уравнение линии тренда задаст функциональную зависимость спроса)
  1. На диаграмме выделить ряд данных
  2. Вызвать контекстное меню ряда данных
  3. Выбрать команду Добавить линию тренда
  4. Выбрать тип Линейная, параметры Показать уравнение на диаграмме

image5

image6

  1. Ожидаемый результат построения точечного графика:

image7

Данный график показывает обратную (отрицательную) функциональную зависимость между двумя переменными: по мере роста цены спрос на данный товар снижается.

Задача 2: Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения Q= 48-5P, а функция предложения в виде Q= 12+7P, где Р - цена товара. Определите цену на товар А и объем продаж в условиях равновесия.

Решение: В рыночных условиях равновесие достигается при равенстве спроса и предложения, т.е. точка равновесия (Е) соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.

I способ (алгебраический): чтобы найти равновесную цену, надо Qприравнять QS:

48-5P = 12+7P => РЕ = 3.

Для нахождения равновесного объема продаж подставляем найденную цену равновесия в функцию спроса или предложения: QDЕ 48-5P = 48 – 5*3 = 33.

II способ (графический) можно осуществить с помощью электронных таблиц:

Построить графики для функций QD и QS

image8

Задача 3: Покупатели и продавцы вышли на рынок некоторого товара со следующими предложениями по цене и количеству:

Покупатели

А

Б

В

Г

Д

Е

Цена

12

3

14

14,5

15

15,5

Количество

5

3

5

2

4

1

 

Продавцы

А

Б

В

Г

Цена

13,5

14,0

14,5

15

Количество

5

10

10

5

  1. Постройте шкалы и графики спроса и предложения.
  2. Что можно сказать о цене равновесия?
  3. Как изменится точка равновесия, если на рынок а выйдут покупатели Б и Г?
  4. Сколько товаров приобрел каждый покупатель?
  5. Сколько товаров продал каждый продавец?
  6. Определите неудовлетворенный спрос, и количество товаров оставшихся нереализованными.
  7. Определите эластичность спроса покупателя А и продавца Б.

Решение: (прогнозируемые результаты деятельности учащихся)

А)  image9  image10

Б) image11

В) Если на рынок не выйдут покупатели Б и Г, график будет иметь вид:

image12

Г, Д)image13

Приобретения покупателей: А-0, Б-0, В,-5, Г-2, Д-4, Е-1

Продажи: А-5, Б-10, В-0, Г-0.

Е) Общий неудовлетворенный спрос: 20-12=8

Избыточное предложение: 30-12=18

Форма выполнения задания: решение задачи в программе MS Excel.

Самостоятельная работа № 5

Работа в MS Power Point

Задание: создайте и сохраните в своей папке мультимедийную презентацию на одну из следующих тем:

- Создание базы данных библиотеки.

- Простейшая информационно-поисковая система.

- Тест по учебному предмету (предметам).

- Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.

- Прайс-лист.

- Оргтехника и профессия «Продавец, контролёр – кассир».

- Мой «рабочий стол» на компьютере.

- Электронная библиотека.

- Вернисаж работ на компьютере.

- Электронная доска объявлений.

-Моя профессия «Продавец, контролёр – кассир».

- Телекоммуникации (в профессии: конференции, интервью, репортаж и др.)

- Резюме «Ищу работу»

- или выберите другое самостоятельно.

Презентации должны быть выполнены с соблюдением следующих требований.

Требования к презентации.

На первом слайде размещается:

  • название презентации;
  • автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
  • год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

Оформление слайдов

Стиль

  • необходимо соблюдать единый стиль оформления;
  • нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

  • для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета

  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
  • для фона и текста используются контрастные цвета;
  • особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

  • нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

  • следует использовать короткие слова и предложения;
  • время глаголов должно быть везде одинаковым;
  • следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
  • заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;
  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
  • если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • для заголовков не менее 24;
  • для остальной информации не менее 18;
  • шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
  • нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
  • нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку
  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

  • не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с  текстом, с таблицами, с диаграммами.

Форма выполнения задания: презентация.

Самостоятельная работа № 6

Работа в MS Access.

Задание: спроектируйте базу данных персонала некоторой фирмы (магазина).

В базе данных должны храниться следующие сведения о сотрудниках: Фамилия, Имя, Отчество; дата рождения, место рождения, пол, образование, отдел, оклад, а также сведения о его прежней работе (послужной список): место работы (организация), должность, с какого времени по какое работал, способ перехода (перевод (да/нет)).

Спроектируйте и опишите базу данных.

Создайте экранную форму для ввода данных.

Заполните БД произвольными данными. Сохраните в своей папке под именем Сотрудники.

Форма выполнения задания: база данных.

Самостоятельная работа № 7

Алгоритмы в нашей жизни.

Задание: проведите исследование алгоритмических структур, встречающихся во всех сферах жизни человека, в том числе в будущей профессии.

Форма выполнения задания: исследовательская работа.

Самостоятельная работа № 8

Работа с информационно-поисковыми системами

Задание: используя любые поисковые системы, заполните пробелы в тексте и сохраните в своей папке под именем Поиск.

Форма выполнения задания: поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.

Самостоятельная работа № 9

Сайт лицея.

Задание: разработайте структуру сайта лицея.

Форма выполнения задания: модель сайта.

Список литературы

Цветкова М.С.,Великович Л.С. Информатика и ИКТ. Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2011

Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.

Бешенков С.А., Ракитина Е.А.  Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.

Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.

Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.

Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.

Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2005.

Интернет – ресурсы.

  1. http//www.informatika.ru
  2. http//www.student.informatika.ru
  3. http://mirgeo.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно тол...

Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ"

Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплины "Информатика и ИКТ" для специальностей СПО "Агрономия", "Зоотехния". Включают в себя разделы "Знать", "Уметь" и задания для с...

Статья "Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта"

Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести ст...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Аннотация к использованию методических рекомендаций для выполнения самостоятельной внеаудиторной работыВ ваших руках медодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисципл...

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Информатика" 1 курс (Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕпо учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП  ОУД.13 ИНФОРМАТИКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДН...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ по дисциплине "Информатика" 1 курс (Технология продукции общественного питания)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕпо учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП  ОУД.12 ИНФОРМАТИКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДН...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса...