Носители информации
план-конспект урока на тему

Хомушку Аляна Анатольевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nositeli_informatsii.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Носители информации.

Цели урока:

Обучающая: осмыслить понятие «носитель информации», различать виды носителей информации по классификации и форме записанной информации.

Развивающая: развивать познавательный интерес, внимание.

Воспитательная: формировать самостоятельность и ответственность при работе на компьютере.

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: собеседование

Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация.

 План урока.

 1. Организационный этап (проверка присутствующих, сообщение темы урока)

2. Актуализация знаний, субъективного опыта учащихся:

Прежде чем, мы с вами приступим к формированию новых знаний, давайте вспомним материал прошлых занятий:

· Что такое информация? (это сведения, знания, сообщения, сигналы, т.е. все то, что используется для управления ситуацией, поведением, организацией, государством).

· Имеет ли информация материальную основу? (нет) · Как вы думаете, что использовалось в первобытные времена для хранения информации? (человеческая память)

· Количество информации, которой человек пользовался, постоянно и неуклонно возрастало. Но, к сожалению, человек многое забывает. По этому, еще с древности человек записывал информацию, для того, чтобы многократно ее использовать и далее передать ее потомкам. Давайте вспомним, какие изобретения человечества помогали людям в дальнейшем хранить уже достаточно большие объемы информации? (камень, папирус, береста, пергамент и бумага)

· Начиная с середины 19 века, века зарождения компьютера как средства обработки информации появилась возможность хранить еще большие по объему массивы информации. С помощью чего мы с вами сейчас храним информацию? (магнитные диски, лазерные диски, флэш) В любом случае, информация хранится на каком – то носителе, т.к. информация не материальна. И этот носитель должен обладать «памятью», т.е. способен сохранить свое состояние длительное время. При записи информации свойства носителя меняются: на бумагу наносятся текст и рисунки, на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки, на лазерных дисках образуются области, по-разному отражающие свет. С течением времени эти свойства сохраняются, что позволяет читать записанную информацию множество раз.

 

3. Формирование новых знаний.

Итак, мы с вами готовы дать понятие носителя информации. Запишем определение.

Носитель информации (информационный носитель) — любой материальный объект или среда, используемый для хранения или передачи информации.

Все носители информации применяются для: записи, хранения, чтения, передачи информации. Самым распространенным носителем информации до недавнего времени была бумага. Но время идет, и качество бумажных носителей перестало устраивать современное общество, озабоченное все возрастающим и возрастающим количеством информации, которое нужно было сохранить и передать потомкам.

· Почему бумага перестала удовлетворять современное общество в качестве носителя информации? (1. Малая емкость 2. Лес рубят 3. Нельзя перезаписать)

Для этих целей были придуманы запоминающие устройства, основным плюсом которых была возможность многократной перезаписи информации и длительного времени хранения информации. Бумажные носители начали постепенно вытесняться сначала аналоговыми, а за тем и цифровыми запоминающими устройствами. Минусом их является то, что для работы с носителями разного типа и формата необходимы соответствующие ему устройства считывания. Информация записывается на носители информации посредством изменения физических, химических или механических свойств запоминающей среды. Таким образом мы с вами подошли к понятию запоминающего устройства.

Запишем определение.

Запоминающее устройство — носитель информации, предназначенный для записи и хранения данных.

В основе работы запоминающего устройства может лежать любой физический эффект, обеспечивающий приведение системы к двум или более устойчивым состояниям.

Запоминающие устройства можно классифицировать по различным признакам. Давайте определим эти признаки.

Классификация запоминающих устройств:

   I. По форме записанной информации выделяют только две большие группы: аналоговые и цифровые запоминающие устройства. Аналоговые запоминающие устройства предназначены для запоминания и временного хранения уровней аналоговых сигналов. Аналоговый компьютер (используется для автоматического контроля над производственными процессами и в научной деятельности, т.к он чутко реагируют на изменение параметров физической среды). Цифровые запоминающие устройства — устройства, предназначенные для записи, хранения и считывания информации, представленной в цифровом коде.

   II. По устойчивости записи и возможности перезаписи ЗУ делятся на: · Постоянные ЗУ (ПЗУ), содержание которых не может быть изменено конечным пользователем (например, CD-ROM). ПЗУ в рабочем режиме допускает только считывание информации. · Записываемые ЗУ, в которые конечный пользователь может записать информацию только один раз (например, CD-R). · Многократно перезаписываемые ЗУ (например, CD-RW, FLASH). · Оперативные ЗУ (ОЗУ) обеспечивает режим записи, хранения и считывания информации в процессе её обработки. Быстрые, но дорогие ОЗУ (SRAM) строят на триггерах, более медленные, но дешёвые разновидности ОЗУ — динамические ЗУ (DRAM) строят на конденсаторах. В обоих видах ЗУ информация исчезает после отключения от источника тока. (В большинстве современных компьютеров оперативная память представляет собой динамические модули памяти содержащие полупроводниковые БИС ЗУ, организованные по принципу устройств с произвольным доступом. Память динамического типа дешевле, чем статического, и её плотность выше, что позволяет на том же пространстве кремниевой подложки размещать больше ячеек памяти, но при этом её быстродействие ниже. Статическая, наоборот, более быстрая память, но она и дороже. В связи с этим массовую оперативную память строят на модулях динамической памяти, а память статического типа используется для построения кеш-памяти в микропроцессоре).

    III. По типу доступа ЗУ делятся на: · Устройства с последовательным доступом (например, магнитные ленты). · Устройства с произвольным доступом (например, оперативная память). · Устройства с прямым доступом (например, жесткие магнитные диски).

   IV. По геометрическому исполнению: · дисковые (магнитные диски, оптические, магнитооптические); · ленточные (магнитные ленты, перфоленты); · барабанные (магнитные барабаны); · карточные (магнитные карты, перфокарты, флэш-карты, и др.) · печатные платы (карты DRAM).

   V. По физическому принципу: · перфорационные (с отверстиями или вырезами) o перфокарта o перфолента · с магнитной записью o ферритовые сердечники o магнитные диски § Жесткий магнитный диск (носителем информации является пластина с магнитным покрытием) Гибкий магнитный диск o магнитные ленты o магнитные карты · оптические o CD(Compact Disc) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации которого осуществляется при помощи лазера. Дальнейшим развитием CD-дисков стали DVD-диски). Компакт-диск (CD-ROM) стал основным носителем для переноса информации между компьютерами (вытеснив с этой роли флоппи-диск). Сейчас он уступает эту роль более перспективным твердотельным носителям. o DVD( Digital Video Disc — цифровой видеодиск) — носитель информации, выполненный в виде диска, внешне схожий с компакт-диском, однако имеющий возможность хранить бо́льший объём информации за счёт использования лазера с меньшей длиной волны, чем для обычных компакт-дисков). o HD-DVD (High-Density DVD — DVD высокой ёмкости) — технология записи оптических дисков, разработанная компанией Toshiba, использует в работе лазер с другой длиной волны. В 2008 году компания Toshiba объявила о прекращении поддержки технологии HD DVD в связи с решением положить конец войне форматов) o Blu-Ray Disc(синий луч и disc — диск; написание blu вместо blue — намеренное) — формат оптического носителя, используемый для записи с повышенной плотностью и хранения цифровых данных, включая видео высокой чёткости, в борьбе форматов HD и Blu-ray победил Blu-ray) · магнитооптические: o CD-MO (Сompact Disc-Magneto-Optical, Магнитооптический компакт-диск) — разновидность компакт-диска (CD), разработан в 1988 году и позволяет многократно записывать и стирать информацию. Появился до внедрения технологии записываемых CD-RW компакт дисков) · использующие накопление электростатического заряда в диэлектриках (конденсаторные ЗУ, запоминающие электроннолучевые трубки); · использующие эффекты в полупроводниках (EEPROM ( Electrically Erasable Programmable Read-Only Memory, электрически стираемое перепрограммируемое ПЗУ, ЭСППЗУ). Память такого типа может стираться и заполняться данными несколько десятков тысяч раз. Используется в твердотельных накопителях. Одной из разновидностей EEPROM является флэш-память (Flash Memory); флэш-память — разновидность твердотельной полупроводниковой энергонезависимой перезаписываемой памяти (ПППЗУ). ПРИНЦИП ТРАНЗИСТОРА (ячейка флэш-памяти изменяет свое состояние под воздействием электрического разряда). Носителем информации является полупроводниковая среда. Она может быть прочитана сколько угодно раз и перезаписана около миллиона циклов, не содержит подвижных частей, так что, в отличие от жёстких дисков, более надёжна и компактна. Благодаря своей компактности, дешевизне и низкому энергопотреблению флэш-память широко используется в цифровых портативных устройствах

· В каких именно цифровых портативных устройствах используется флэш-память?

— фото- и видеокамерах, диктофонах, MP3-плеерах, КПК, мобильных телефонах, а также смартфонах и коммуникаторах. Кроме того, она используется для хранения встроенного программного обеспечения в различных устройствах (маршрутизаторах, мини-АТС, принтерах, сканерах, модемax), различных контроллерах. Из перечисленных запоминающих устройств наибольшее распространение получили:

· Магнитные ЗУ в пластиковых картах · Флэш-память: USB-накопители, карты памяти в телефонах и фотоаппаратах, SSD

· Оптические диски: CD, DVD, Blu-Ray и др.

· Жёсткие диски (НЖМД)

· Микросхемы SDRAM (DDR и XDR)

 

Где применяются ЗУ?

Самое большое распространение запоминающие устройства приобрели в компьютерах (компьютерная память). Кроме того, они применяются в устройствах автоматики и телемеханики, в приборах для проведения экспериментов, в бытовых устройствах (телефонах, фотоаппаратах, холодильниках, стиральных машинах и т. д.), в пластиковых карточках, замках.

4. Закрепление материала.

Для закрепления материала выполним задание по карточке.

Д/З – применение ЗУ (информацию взять из Интернет)

Карточка-задание по теме: Носители информации.

Отметка за работу: 100-90% – оценка 5; 80-90% – оценка 4; 70-80% - оценка 3;< 70;% – оценка 2

ОТВЕТЫ:

Итак, мы с вами изучили множество ЗУ, которые на протяжении истории своей эволюции придумало человечество. А знаете ли вы ЗУ, не придуманное самим человеком, но постоянно им используемое? Правильно. Это человеческий мозг, содержащий около109-1015 нейронов – ячеек, совмещающих функции памяти и логической обработки информации; объём мозга в среднем 1,5 дм3, масса 1,2 кг, потребляемая мощность около 2,5 Вт. Лучшие современные электронные ЗУ при такой же ёмкости занимают объём в несколько м3 при массе в десятки и сотни кг, а потребляемая мощность достигает несколько КВт. Научно обоснованные прогнозы утверждают, что совершенствование электронной техники и применение новых высокоэффективных накопительных сред в сочетании с широким использованием методов бионики ( Бионика это наука, занимающаяся использованием биологических процессов и методов для решения инженерных задач. Бионику можно определить также как учение о методах создания технических систем, характеристики которых приближаются к характеристикам живых организмов.

Бионика изучает биологические системы и процессы с целью применения полученных знаний для решения инженерных задач. Другими словами, бионика помогает человеку создавать оригинальные технические системы и технологические процессы на основе идей, найденных и заимствованных у природы. Бионика интересуется всем, что может быть названо «техникой природы»). При решении проблем, связанных с синтезом ЗУ, позволят создавать ЗУ, близкие по параметрам к памяти человека. Но это – будущее, а на сегодня – все, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест дифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»

Тестдифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»...

Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...

Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we

В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...

Открытый урок: «Работа с накопителями (носителями) информации»

Информационные технологии в профессиональной деятельности...

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях...