Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения
статья на тему

Кузнецова Наталья Николаевна

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества образования. На сегодняшний день в системе СПО обучение с применением дистанционных технологий переживает этап своего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества образования. На сегодняшний день в системе СПО обучение с применением дистанционных технологий переживает этап своего развития.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» понятие «обучение» трактует как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [1], т.е. под обучением понимается взаимодействие педагога и обучающегося, в процессе которого не только происходит развитие обучающегося и усвоение им определенных знаний, но и превращение этих знаний в жизненно необходимые, в условиях актуальной для него деятельности.

Применение дистанционных технологий, является одной из эффективных и перспективных форм удовлетворения образовательных потребностей современного общества. В основе образовательного процесса с применением дистанционных технологий лежит целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающегося. Именно применение дистанционных технологий может вооружить будущего педагога механизмом самообразования и самоизменения на всю жизнь, готовит слушателей к повышению своего профессионального мастерства и «непрерывному образованию».

Внедрение в систему среднего профессионального обучения дистанционных образовательных технологий позволяет приобретать студентам не только ИКТ компетентность: умение использовать информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, но и сформировать у них умение критически мыслить, принимать взвешенные, обоснованные решения, сформировать навыки профессионального общения.

К сожалению, обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает наличие у студентов повышенного уровня мотивации, а также стремления к самостоятельному повышению уровня компетентности.

Студентами очного отделения педагогики Архангельского педагогического колледжа становятся выпускники 9 – 11 классов, то есть личности уже вступившие в пору юношеского возраста.

Какова же социальная ситуация развития в этот возрастной период? Юность, время самоопределения, время, когда человек может выбирать свой жизненный путь, время профессионального самоопределения. Учащийся юношеского возраста должен определиться с выбором профессии, но, к сожалению, за время обучения в колледже профессиональное самоопределение учащегося может не произойти, не все выпускники, после окончания колледжа идут работать, по выбранной профессии, а некоторые, отработав 1- 2 года меняют место работы или идут учиться по другой специальности.

Учебно-профессиональная деятельность является в юношеском возрасте ведущей, желание самоопределиться начинает активно побуждать данный вид деятельности, при этом возникает активная избирательность к учебным дисциплинам, т.к. учебную деятельность определяет желание профессионального становления. Стремление личности в юношеском возрасте выбрать профессию определяет потребность занять свое место в рамках взрослой жизни, понять свои потенциальные возможности.

Важное значение, для учащихся юношеского возраста, имеет общение, и это не только общение в рамках микрогруппы, где увеличиваются индивидуальные контакты и привязанности, но также общение со взрослыми, при этом, мнение уважаемых ими людей, родителей и преподавателей становиться крайне необходимым, они стремятся быть понятыми и признанными окружающими. У учащихся юношеского возраста увеличивается область познавательных интересов, необходимость в новом актуальном для них опыте, за счет высокой потребности в общении и взаимодействии с окружающими их людьми.

К основным новообразования юношеского возраста относятся: развитие индивидуальности, построение собственных жизненных планов, готовность к самоопределению в профессиональной деятельности, формирование собственного мировоззрения [3].

Студента педагогического коллежа, прежде всего, необходимо обучить умению планировать, организовывать и контролировать собственную деятельность, умению полноценно учиться и общаться, выстраивать адекватную самооценку собственной профессиональной деятельности.

Студент, являясь активным участником образовательного процесса, в условиях применения дистанционных технологий обучения, сталкивается с большим количеством самостоятельной работы, широким применением информационных технологий, общением с преподавателем на расстоянии.

Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий преподавателю необходимо средство, которое бы позволило организовать качественную работу обучающихся, помогло понять им цель обучения и саморазвития, таким средством может стать рефлексия.

«РЕФЛЕКСИЯ тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя» [4].

Она может помочь студенту, повысить его мотивацию к обучению, благодаря которой у него появиться стремление к самостоятельному повышению уровня компетентности.

Рефлексия может помочь обучающемуся понять, какими знаниями он обладал в начале обучения, чему новому научился, какие знания необходимо получить в дальнейшем для решения возникающих проблем.

Рефлексия в рамках дистанционного обучения - это деятельность по осознанию субъектом обучения своей образовательной деятельности.

Целью использования рефлексии в образовательной деятельности является помощь студенту в выявлении основных компонентов учебно-профессиональной деятельности – определение ее смысла, способов решения возникающих проблем, путей их решения, осознания качества полученных результатов, формирование адекватной самооценки, развитие индивидуальности.

Рефлексия помогает студенту осознать и скорректировать свой образовательный путь, показывает ему, в каком направлении двигаться.

Основой эффективного формирования субъектной позиции обучающегося служит включение в процесс обучения рефлексии учебной и профессиональной деятельности.

С помощью рефлексии студент может ответить на несколько важных для него вопросов:

· что сделано (каков результат деятельности)?

· каким способом (определение этапов, алгоритма деятельности)?;

· зачем мне это необходимо (соответствует ли результат поставленной мною цели, какие изменения могут произойти во мне благодаря этой деятельности)?

Доктор исторических наук Н.С. Бардыго предлагает несколько правил обучения студентов рефлексии учебно-профессиональной деятельности:

1.Внедрение «идеологии незнания» [2] - необходимо поощрять даже отрицательные результаты поисковой деятельности студентов. «Отсутствие результата – тоже результат», фиксация отрицательных результатов, когда студенты делятся информацией о том, что у них не получилось, помогает сформировать знание о том, каких именно знаний не хватает, чтобы достичь результата, а когда понимаешь что необходимо найти, найти это гораздо легче. А вот признаться в незнании – большой труд, который способствует развитию самосознания и формированию адекватной оценки.

2. Формирование готовности студентов задать самим себе вопросы. Вопросы - являются средством фиксации незнаемого, если вопрос задает себе сам обучаемый, то он фиксирует себя в позиции незнания, что в свою очередь способствует поиску правильных ответов, то есть дальнейшему самообразованию.

3. Ко всему подходи с сомнением – развитие в студенте чувства несогласия, сомнения с мнением окружающих, подталкивает студентов к независимой оценке происходящего и высказывание своего собственного мнения, к самостоятельному поиску правильного ответа, что способствует развитию индивидуальности и дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

4. «Введение идеологии знаковости» [2] - развитие в студенте узнавшем, что-то новое, желания идти далее, так как каждый знак, слово, понятие, означает новое незнание, которое еще предстоит открыть, это будет способствовать развитию в студенте желания искать в каждом знании новое незнание, идти дорогой постоянного самообразования и саморазвития.

5. Формирование системы контроля – развитие у обучающегося готовности предоставить отчет преподавателю о проделанной работе и ответить на вопросы: Что сделано? Каким образом? Для чего это необходимо? - что способствует развитию навыка самоконтроля.

6. Выстраивание системы планирования – не поощрение решений полученных на основе проб и ошибок, а поощрение решений, которые получены в результате создания плана или алгоритма работы, механизм которого студент разработал самостоятельно, что способствует развитию планирования собственной учебной и профессиональной деятельности.

7. Системность – установка на поиск взаимосвязи между различными предметами и явлениями, поощрение студентов за высказывания об интеграции различных компонентов известного знания и открытие на этой основе нового неизвестного до этого знания, как в рамках изучаемой дисциплины, так и в рамках изучаемых ранее дисциплин, что будет способствовать развитию креативного мышления и профессиональному совершенствованию, «стремление проникнуть внутрь своей специальности выводит человека за пределы ее» [5].

9. Отказ преподавателя от постоянного оценивания учебно-профессиональной деятельности студентов, организация оценивания студентом качества собственных работ, перевод студента в позицию, в которой он вынужден самостоятельно оценивать собственную деятельность.

10. Перевод теории в практику – формирование у студентов умения использовать полученные теоретические данные в собственной практической деятельности, что способствует более глубокому осознанию своей будущей профессиональной деятельности, углубления чувства принадлежности к выбранной профессии.

11. Свободное общение в рамках обучения – организация свободного обмена мнениями, формирование умения слышать мнение каждого участника общения, свобода иметь собственное мнение, что ведет к развитию мышления, ответственности и индивидуальности [2].

Правила обучения рефлексии можно применять в различных комбинациях, в зависимости от создавшейся педагогической ситуации.

В соответствии с правилами развития рефлексивного мышления можно составить алгоритм решения любого задания в рамках обучения с применением дистанционных технологий:

· перечислите, что необходимо узнать, чтобы выполнить данное задание;

· сформулируйте вопросы, ответы на которые помогут выполнить вам это задание;

· выберите один из вопросов и представьте свой ответ;

· прочитайте все ответы на вопросы, если не согласны с каким-либо ответом, выскажите свое мнение;

· укажите, информация, полученная на каких дисциплинах, может Вам помочь при выполнении задания;

· если информации достаточно, предложите план выполнения задания;

· разместите выполненное задание на форуме, для ознакомления с ним участников группы;

· познакомьтесь со всеми ответами;

· ответьте на вопросы: чей вариант ответа понравился Вам больше всего? Почему? Что было сложным при выполнении задания? Что нового Вы узнали? Что помогло выполнить задание? Какие новые вопросы у Вас появились? Что Вы хотели бы обсудить друг с другом и преподавателем?

Узнать на какой стадии развития рефлексии находится студент, можно разными способами, но есть способ, который можно использовать в рамках обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Одним из элементов дистанционных технологий обучения является форум. Форумы – это активные элементы курса, которые созданы для общения слушателей и преподавателей в процессе обучения, и создают условия для обсуждения актуальных тем. Форумы позволяют выявить индивидуальность проблем каждого слушателя, выявить содержание тех знаний, которые будут необходимы для дальнейшей работы, позволяют наметить пути дальнейшего самосовершенствования обучающегося.

Для выявления уровня развития рефлексивного мышления у студентов, необходимо лишь открыть форум в рамках дисциплины и обязательно поддерживать начавшийся диалог, задавая вопросы но, не давая оценок высказываниям студентов.

В рамках форумов могут существовать несколько видов высказываний обучающихся, свидетельствующих о развитии рефлексии, которые будут свидетельствовать о том, что:

1. Новый материал подтолкнул к началу размышления:

· Что касается изменений в моей деятельности…

· Результат может быть успешным только при условии, если…

· Если я правильно понимаю…

· На мой взгляд…

· Я бы хотела обсудить наболевшую для меня тему…

· Считаю, что…

· Хотелось бы уточнить…

2. Осознание проблемы и желание ее разрешить:

· Может, вы мне посоветуете, как в такой ситуации работать?

· Прошу поделиться мнением о том, как

· Как вы решаете эту важнейшую задачу?

· Кто может поделиться опытом…

3. Представление своих результатов, осознание того, какими знаниями и умениями обладают:

· В практике использую…

· Из личного опыта:

· Конечно, такая проблема существует, но мы пытаемся её решать при помощи…

· Представляю наши результаты:…

4. Осознание того, что необходимо продолжать обучение, осознание новых проблем:

· Но где новое, там, разумеется, встречаются трудности, для меня это:..

· Для этого необходимо…

· Не все сразу получится, но…

· Я, как и все, испытываю, некоторые трудности…

Таким образом, форум, как средство коммуникации обеспечивает слушателей достаточной интерактивностью, повышает мотивацию, направленную на обучение в условиях применения дистанционных образовательных технологий, а также позволяет провести рефлексию в рамках обучения. Дистанционные образовательные технологии позволяют организовывать совместную образовательную деятельность, находящимся на удалении друг от друга обучающимся, с целью освоения необходимых им знаний и реализации индивидуального образовательного маршрута, выбранного самим обучающимся.

В процессе рефлексии студент самостоятельно анализирует собственную деятельность, осуществляет поиск решения имеющихся профессиональных и учебных задач, а также анализ собственной деятельности. Применение рефлексии в рамках обучения с применением дистанционных технологий носит развивающий характер и используется при регуляции учебной деятельности студентов колледжа.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/ © КонсультантПлюс, 1992-2014 (дата обращения: 10.09.2014);

2. Бардыго Н.С. Рефлексия в дистанционном обучении, URL:http://nalog-i.ru/nalog-i/index.php?option=com_content&view=article&id=841:2013-12-11-12-48-06&catid=9:2013-04-17-11-33-32&Itemid=144. (дата обращения: 14.12.14);

3. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация / General and Professional Education 2012, №1, С.8 – 14, с.8, http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf, (дата обращения 19.09.14);

4. История философии: Энциклопедия / URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/431/%D0%A0%D0%95%D0%A4%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A1%D0%98%D0%AF. [Электронный ресурс]. – (дата обращения: 29.11.14);

5. Романова Ю. В. Формирование рефлексивной позиции учителя как субъекта педагогической деятельности в образовательном процессе Вуза / АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-refleksivnoy-pozitsii-uchitelya-kak-subekta-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения 17.12.14).