Главные вкладки

    Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов заочной формы обучения специальности СПО 36.02.02 Зоотехния
    учебно-методическое пособие на тему

    Сазанова Анастасия Александровна

    Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности "Зоотехния". Данный сборник содержит краткий курс лекций, соответствующий рабочей программы данной дисциплины, а так же список практических заданий. Для оценки результатов изучения дисицлипны, обучающимся дается домашняя контрольная работа в форме реферата, расписанная по вариантам. Крткое изложение и целостность материала, позволяет изучить основные наиболее важные вопросы курса и подготовиться самостоятельно к дифференцированному зачету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod._rekomendatsii_dlya_z-4_zaochno.docx130.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

    государственное бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение Воронежской области

    «Лискинский аграрно-технологический техникум»

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Методические указания по изучению дисциплины

    для студентов заочной формы обучения

    специальности СПО

    36.02.02 Зоотехния

    Лиски

    2015 г.


    Рассмотрено на заседании

    цикловой методической естественно-математических дисциплин

    Протокол №__от «___»______20__г.

    Утверждено решением

    Методического совета

    ГБПОУ  ВО «ЛАТТ»

    Протокол №__от «__»______20__г.

    Методические рекомендации по изучению дисциплины составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности. Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 36.02.02 Зоотехния.

    Авторы:

    Сазанова А. А., преподаватель

    Рецензенты:

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________


    Оглавление

    Введение        

    1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины        

    2. Содержание дисциплины        

    2.1 Тематический план учебной дисциплины        

    2.2 Тематика обзорных лекций        

    2.3 Содержание дисциплины        

    2.4 Перечень практических занятий        

    3. Список рекомендуемой литературы        

    4. Домашние контрольные работы        

    4.1 Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ        

    4.1.1 Общие требования к выполнению контрольной работы        

    4.1.2 Общие требования к оформлению домашней контрольной работы        

    4.1.3 Требования к оформлению домашней контрольной работы в форме реферата        

    4.2 Распределение вариантов домашних контрольных работ        

    4.3 Варианты заданий домашних контрольных работ        

    5. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету        

    6. Критерии оценки уровня освоения дисциплины        


    Введение

    Методические указания по изучению дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов заочной формы обучения составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для специальности «Зоотехния».

    Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» входит в цикл естественно-математических дисциплин.

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

    • использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
    • обрабатывать текстовую и табличную информацию;
    • использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
    • создавать презентации;
    • применять антивирусные средства защиты информации;
    • читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
    • применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
    • пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
    • применять методы и средства защиты бухгалтерской информации.

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

    • основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
    • назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники;
    • основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
    • основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
    • назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
    • технологию поиска информации в сети Интернет;
    • основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности;
    • принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
    • правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
    • основные понятия автоматизированной обработки информации;
    • направления автоматизации бухгалтерской деятельности;
    • назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем;
    • основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.

    Получаемые в процессе изучения дисциплины навыки работы с информацией призваны получить развитие в решении профессиональных задач, а также в решении задач, возникающих при изучении такой дисциплины как информатика.

    Изучение дисциплины предполагает аудиторные занятия, в ходе которых рассматриваются основные теоретические вопросы курса; выполнение практических работ; самостоятельную работу, предполагающую поиск информации и самостоятельное освоение программных продуктов по методическим указаниям преподавателя.

    Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

    максимальная учебная нагрузка – 72 часа,

    в том числе:

    количество аудиторных учебных занятий – 10 часов;

    из них обзорных, установочных – 2 часа;

    практических занятий — 8 часов;

    самостоятельная работа студента – 24 часа.

    Итоговая аттестация выполняется в форме дифференцированного зачета. Зачет предполагает два этапа: выполнение домашней контрольной работы по индивидуальному заданию и выполнение аудиторного задания, предусмотренного данным курсом обучения.


    1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

    Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности в части освоения студентами заочной формы обучения вышеуказанной учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой.

    При изучении дисциплины особое внимание следует обратить на  ее содержание, уяснить объем рабочей  дисциплины, руководствуясь приведенным списком информационных источников. Учебно-методические материалы по дисциплине изучаются студентами самостоятельно в соответствии с рабочей программой и графиком учебного процесса.

    После изучения теоретического материала программой предусмотрено выполнение практических работ. Чтобы избежать трудностей при выполнении практических заданий, рекомендуется изучить весь теоретический материал, предложенный в данных методических указаниях.

    Согласно учебного плана студентами так же выполняются домашние контрольные работы. Домашняя контрольная работа является одной из форм проверки и оценки усвоенных студентом знаний, а так же средством самоконтроля. Выполнять их следует в соответствии с установленными учебным планом и графиком учебного процесса сроками сдачи.Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается без оценки.

    Для выполнения домашней контрольной работы необходимо:

    • ознакомиться с общими вопросами организации и выполнения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения;
    • ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;
    • определить свой вариант согласно приведенной таблице;
    • выполнить все задания по всем пунктам.

    При изучении дисциплины особое внимание следует обратить на список литературы, предложенный в данных методических рекомендациях.


    2. Содержание дисциплины

    2.1 Тематический план учебной дисциплины

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

    Объем часов

    1

    2

    3

    Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии в автоматизированной обработке экономической информации.

    Введение.

    Содержание учебного материала

    1

    Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе за компьютером. Рациональная организация рабочего места.

    Тема 1.1. Информация. Информационные системы.

    Содержание учебного материала

    3

    Роль информации в современном обществе. Понятие информации. Свойства информации. Информационные процессы.

    Информационные системы: понятие, классификация ИС, состав и характеристика качества ИС.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    2

    Тема 1.2. Технические средства информационных технологий.

    Содержание учебного материала

    4

    Применение компьютерной техники в профессиональной деятельности, классификация персональных компьютеров.

    Компьютер как техническое устройство обработки экономической информации, назначение, состав, основные характеристики компьютера. Периферийные устройства: классификация, назначение, основные характеристики.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    2

    Тема 1.3. Программное обеспечение информационных технологий.

    Содержание учебного материала

    4

    Базовое программное обеспечение: состав, классификация, назначение. Прикладное программное обеспечение: состав, классификация, назначение.

    Операционные системы семейства Windows. Организация работы в среде Windows. Оконный интерфейс. Справочная система.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    2

    Раздел 2. Офисные технологии.

    Тема 2.1. Обработка текстовой информации.

    Содержание учебного материала

    2

    Основы работы в текстовом редакторе MSWord. Создание текстовых документов.

    Практические занятия

    2

    ПЗ №1. Создание деловых документов в редакторе MSWord.

    ПЗ №2. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    2

    Тема 2.2. Обработка числовой информации.

    Содержание учебного материала

    2

    Основы работы в электронных таблицах MSExcel. Организация вычислений в электронных таблицах: организация формул, использование функций. Графическое представление данных в электронных таблицах.

    Практические занятия

    2

    ПЗ №3. Организация расчетов в табличном процессоре MSExcel. Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация в MSExcel.

    ПЗ №4. Встроенные функции в MSExcel. Математические расчеты. Построение диаграмм.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    2

    Тема 2.3. компьютерные презентации.

    Содержание учебного материала

    2

    Компьютерные презентации: назначение, область применения, технология создания презентаций.

    Практические занятия

    2

    ПЗ №5. Создание презентации: подбор материала, выбор оформления, вставка изображений.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    3

    Тема 2.4. Табличные базы данных. Система управления базами данных.

    Содержание учебного материала

    2

    Организация данных в виде таблиц.  Работа с формами. Формирование запросов. Построение отчетов.

    Практические занятия

    2

    ПЗ №6. Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД MSAccess.

    ПЗ №7. Работа с данными с использованием запросов в СУБД MSAccess. Создание отчетов.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    2

    Раздел 3. Справочно-информационные системы.

    Тема 3.1.  Справочно-информационные системы.

    Содержание учебного материала

    4

    Компьютерные справочные правовые системы (СПС): обзор, достоинства и ограничения, принципы выбора. Особенности российских СПС. Основные функции и правила работы с СПС. Поисковые возможности СПС.

    Специализированные отраслевые справочные системы.

    Практические занятия

    4

    ПЗ №8. Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в СПС «Консультант Плюс». Организация полнотекстного поиска. Работа со списками.

    ПЗ №9. Работа со специализированными отраслевыми справочными системами.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    3

    Раздел 4. Коммуникационные технологии.

    Тема 4.1. Компьютерные сети.

    Содержание учебного материала

    2

    Основные компоненты компьютерных сетей, классификация сетей, средства передачи данных.  Применение электронных коммуникаций в профессиональной деятельности.

    Практические занятия

    2

    ПЗ №10. Осуществление документооборота в локальной сети, совместное использование сетевых устройств.

    Тема 4.2. Глобальная сеть Интернет.

    Содержание учебного материала

    2

    Структура сети Интернет, основные протоколы. Гипертекстовая система WWW. Электронная почта.

    Практические занятия

    2

    ПЗ №11. Электронная почта. Почтовая программа MSOutlookExpress.

    ПЗ №12. НастройкабраузераMSInternetExplorer. Поиск информации в глобальной сети Интернет.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    4

    Глава 5. Основы информационной и компьютерной безопасности.

    Тема 5.1. Защита информации.

    Содержание учебного материала

    2

    Защита данных с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Компьютерные вирусы  защита от них.

    Самостоятельная работа:

    Проработка конспекта, углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.

    2

    Дифференцируемый зачет

    2

    ИТОГО:

    72


    2.2 Тематика обзорных лекций

    Тема 1. Компьютер как техническое устройство обработки экономической информации, назначение, состав, основные характеристики компьютера. Периферийные устройства: классификация, назначение, основные характеристики.

    ПЗ №1. Создание деловых документов в редакторе MSWord.

    ПЗ №2. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы.

    ПЗ №3. Организация расчетов в табличном процессоре MSExcel. Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация в MSExcel.

    ПЗ №4. Встроенные функции в MSExcel. Математические расчеты. Построение диаграмм.

    ПЗ №5. Компьютерные презентации: подбор материала, выбор оформления, вставка изображений.


    2.3 Содержание дисциплины

    Тема 1. Роль информации в современном обществе. Понятие информации. Свойства информации. Информационные процессы.

    Основные вопросы темы:

    1. Информация. Свойства информации.
    2. Информационные процессы.
    3. Единицы измерения количества информации.
    4. Информационная культура современного человека.

    Главным в данной теме является определение основных понятий информатики: сообщения, данные, информация. Информатика – наука о сборе, хранении и обработке информации. Информацию можно рассматривать  как объект, который характеризуется набором свойств. Каждый вид информации характеризуется своим предметным содержанием, однако все они подчинены общим закономерностям их хранения, представления, обработки, доступа и т.п. Таким образом информация – это сведения об объекте и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

    Понятие «данные» необходимо связывать с формой представления информации, позволяющей хранить, передавать или обрабатывать ее. Бухгалтер имеет дело с дискретными формами представления информации.

    В современном обществе информация становится таким же стратегическим ресурсом общества как продукты питания, промышленные товары и энергетические ресурсы. В связи с этим появилось новое понятие – информационные ресурсы.Информационные ресурсы – это информация, используемая на производстве, в технике, в управление обществом, в социальной сфере, но информация специально-организованная и обрабатываемая с помощью средств компьютерной техники.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Определение информации. Основные цели и задачи дисциплины.
    2. Основные информационные процессы.
    3. Свойства информации.

    Тема 2. Информационные системы: понятие, классификация ИС, состав и характеристика качества ИС.

    Основные вопросы темы:

    1. Определение информационной системы.
    2. Классификация ИС.
    3. Состав ИС.

    Информационная система — система, предназначенная для хранения,поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию.

    Классификация информационных систем:

    1) Классификация по архитектуре

    • настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;
    • распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким

    2) Классификация по степени автоматизации

    • автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);
    • автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

    3) Классификация по характеру обработки данных

    • информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;
    • ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.

    4) Классификация по сфере применения

    5) Классификация по охвату задач

    • Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.
    • Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.
    • Корпоративная ИС в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое ИС?
    2. Дайте краткую классификацию ИС.

    Тема 3. Применение компьютерной техники в профессиональной деятельности, классификация персональных компьютеров.

    Основные вопросы темы:

    1. Классификация ПК.
    2. Применение компьютерной техники в профессиональной деятельности.

    Все компьютеры можно разделить на:

    • базовые настольные ПК

    Обычный настольный персональный компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры и мыши.Самая важная часть компьютера - системный блок, содержащий процессор и оперативную память (ОЗУ и ПЗУ), жесткий диск, или винчестер, дисковод (FDD - floppydiskdrive), CD-ROM и несколько так называемых портов (СОМ, LTP, USB - port) - плат, снабженных разъемами для присоединения к компьютеру дополнительных устройств: для печати - принтера, для связи с другими компьютерами - модема, для ввода изображений в компьютер - сканера и некоторых других устройств.

    • мобильные компьютеры - планшетные, ноутбуки,нетбуки и телефоны-компьютеры;

    Мобильные компьютеры – это выбор тех, кому компьютер нужно постоянно. Современные ноутбуки обладают таким же набором функций, что и обычные настольные базовые ПК. В настоящее время большое развитие получили планшетные компьютеры. Расширилось количество ОС, применяемых на планшетных компьютерах (iOS, Androud, Windows 8, Windows 10). ОС Windows 8, Windows 10 помогли сделать планшетный компьютер полноценным компьютером, который легко и удобно использовать для работы и досуга.

    • специализированные ПК - сетевые компьютеры, рабочие станции и серверы высокого уровня

    К специализированным ПК относятся сетевые компьютеры, рабочие станции и серверы высокого уровня. Сетевые компьютеры, предлагаемые компаниями Sun, Oracle и IBM, не располагают локальной дисковой памятью и поэтому зависят от сети и серверов. Сетевые компьютеры и сервер приложений управляются собственной фирменной ОС, которая отличается от Windows, но в которой можно запускать Windows-приложения.

    • суперкомпьютерные системы

    Основным ядром суперкомпьютера является мощный компьютерный комплекс, в котором объединены до 12 двухпроцессорных серверов на базе последних моделей IntelPentium. Объединенная оперативная память такого комплекса составляет 7 Гбайт, а общее дисковое пространство более 200 Гбайт.Среди областей применения суперкомпьютеров можно отметить атомную и ядерную физику, метеорологию, сейсмологию, математическое моделирование.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Классификация компьютеров.
    2. Персональные ПК.
    3. Для чего используются ноутбуки и планшетные ПК?
    4. В каких областях применяются суперкомпьютеры?

    Тема 4. Базовое программное обеспечение: состав, классификация, назначение. Прикладное программное обеспечение: состав, классификация, назначение.

    Основные вопросы темы:

    1. Базовое программное обеспечение.
    2. Прикладное программное обеспечение.

    Программы – это упорядоченные последовательности команд. По назначению всё программное обеспечение делится:

    Базовое ПО служит для обеспечения эффективной работы аппаратурыкомпьютера. К системному ПО относятся программы-оболочки (TotalCommander..), драйверы, операционная система, вспомогательные программы (утилиты) - архиваторы, русификаторы, КЭШи и т.д.Операционная система (ОС) предназначена для управления выполнением пользовательских программ, планирования и управления вычислительными ресурсами ЭВМ.

    Инструментальное ПО служит для разработки всевозможных пакетов программ, применяемых в самых разных областях деятельности человека. Системы программирования позволяют разрабатывать, вводить в компьютер,отлаживать и исполнять программы на языках программирования различныхтипов.

    Прикладное ПО обеспечивает решение задач в различных областях применения компьютерных систем обработки данных. Прикладное программноеобеспечение позволяет создавать и преобразовывать документы, которые являются файлами различных типов. Практически каждый пользователь нуждается в приложениях общего назначения, к числу которых относятся:

    • текстовые редакторы (Word, Lexicon);
    • графические редакторы (Paint);
    • электронные таблицы (Excel);
    • системы управления базами данных (Access);
    • создание мультимедиа-презентаций (PowerPoint);
    • коммуникационные программы (InternetExplorer) и другие.

    Кроме этого существуют приложения специального назначения, необходимые для профессионального использования квалифицированными пользователями компьютера в различных сферах деятельности. К ним относятся:

    • системы машинной графики (AdobePhotoshop, CorelDraw);
    • системы автоматизированного проектирования (AutoCad);
    • системы разработки Web-узлов (FrontPage);
    • бухгалтерские программы (1С Бухгалтерия);
    • системы распознавания текста (FineReader) и другие.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Базовое программное обеспечение.
    2. Прикладное программное обеспечение.
    3. Выбор программного обеспечения в соответствии с целями его использования для выбранной профессии.

    Тема 5. Операционные системы семейства Windows. Организация работы в среде Windows. Оконный интерфейс. Справочная система.

    Основные вопросы темы:

    1. Операционная система.
    2. Организация работы в среде Windows.
    3. Графический интерфейс пользователя.

    Операционная система (ОС) предназначена для управления выполнением пользовательских программ, планирования и управления вычислительными ресурсами ЭВМ.

    Основными функциями ОС являются:

    1. загрузка программ в оперативную память (ОП) и управление ходом их выполнения;
    2. обеспечение операций по обмену данными между выполняющейся программой и внешними устройствами;
    3. обслуживание нестандартных ситуаций в ходе выполнения программы (например, если пользователь по каким–то причинам желает прекратить выполнение программы);
    4. удаление выполненной программы из ОП и освобождение места для загрузки новой программы;

    Windows является наиболее популярной операционной системой с графическим интерфейсом и обеспечивает возможность многозадачности - одновременной работы нескольких приложений.

    Простой и удобный интерфейс операционных систем семейства Windows обеспечивает естественность общения пользователя с компьютером.

    Интерфейс пользователя - способ представления информации на экране, связующее звено между пользователем и компьютером. После загрузки операционной системы Windows вся поверхность монитора - это Рабочий стол. На Рабочем столе как на поверхности обычного письменного стола - всё самое нужное для работы: значки, папки, Мой компьютер, ярлыки, корзина. В нижней части Рабочего стола располагается панель задач, на ней находится кнопка Start (Пуск), с которой начинается и заканчивается работа, а также ярлыки всех загруженных в оперативную память программ, между которыми можно переключаться. Главное системное меню “всплывает” после щелчка мыши кнопки Пуск. С его помощью можно выполнить различные операции: запустить программу, открыть документ, вызвать панель управления для настройки компьютера, провести поиск файла или папки, получить справку и т.д.

    ОперационныесистемысемействаWindows: Windows 2000, WindowsXP, WindowsVista, Windows 7, Windows 8, Windows 8.1, Windows 10.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое ОС?

    2. Что такое интерфейс пользователя?

    3. Для чего необходима справочная система?

    Тема 6. Основы работы в текстовом редакторе MSWord. Создание текстовых документов.

    Основные вопросы темы:

    1. Основы работы в текстовом редакторе MicrosoftOfficeWord.
    2. Форматирование страниц и документа в целом.
    3. Создание текстовых документов.

    Текстовые редакторы– программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и организации печати текстовых документов.

    Основные возможности текстовых редакторов:

    • Ввод текста
    • Редактирование текста
    • Вывод текста на печать
    • Форматирование текста
    • Сохранение текстового файла
    • Поиск и замена символов

    Рассмотрим работу с текстовым редактором на примере MicrosoftOfficeWord.

    Основные правила набора текста:

    1. Клавиша Enter нажимается толькопосле завершения абзаца.
    2. Клавиша ПРОБЕЛ используется толькодля разделения слов, а не для выполнения отступов текста.

    Создание документа:

    • Шаблон
    • Новый (чистый) документ

    Изменение параметров шрифта (размер, вид, цвет и пр.):

    • Выделить текст.
    • Инструменты: Мини-панель – возникает при выделении фрагмента текста или после нажатия правой кнопки мыши.
    • Вкладка «Главная» - группа «Шрифт»

    Установка отступов абзаца по линейке:

    • Установить курсор в пределах абзаца или выделить несколько абзацев.
    • Переместить управляющие маркеры вдоль линейки на необходимое расстояние.

    Изменение параметров абзаца (выравнивание, отступы, междустрочный интервал и пр.):

    • Установить курсор в пределах абзаца или выделить несколько абзацев.
    • Инструменты: Мини-панель – возникает при выделении фрагмента текста или после нажатия правой кнопки мыши.
    • Вкладка «Главная» - группа «Абзац»

    Оформление списков:

    Вкладка «Главная» - группа «Абзац» или в контекстном меню (по правой кнопке)

    Вставка таблиц:

    Вкладка «Вставка» - Таблицы .

    Для дальнейшего форматирования таблицы установить курсор в любую ячейку таблицы и использовать дополнительные вкладки в разделе «Работа с таблицами» - «Макет», «Конструктор».

    Вставка формулы:

    Вкладка «Вставка» – Формула – Вставить новую формулу

    Рисование схем:

    Вкладка «Вставка» - Фигуры.

    Оформление колонтитулов (информация печатается на каждой странице):

    Дважды щелкнуть по странице в области верхнего (нижнего) поля. Ввести текст. Для перехода к обычному тексту – дважды щелкнуть по странице в области документа.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Как настраиваются параметры абзаца?

    2. Что такое список? Приведите примеры списков.

    3. Что такое колонтитулы и для чего они используются.

    Тема 7. Основы работы в электронных таблицах MSExcel. Организация вычислений в электронных таблицах: организация формул, использование функций. Графическое представление данных в электронных таблицах.

    Основные вопросы темы:

    1. Назначение MicrosoftExcel и электронных таблиц в целом.
    2. Правила ввода формул и встроенных функций.
    3. Работа с абсолютными и смешанными ссылками.

    Программы обработки электронных таблиц служат для оперативного выполнения различного рода расчетов, математических операций и манипуляций сними.

    Электронные таблицы позволяют также осуществлять обработку информации:

    • Графическое представление данных в виде диаграмм и графиков;
    • Создавать списки, осуществлять их сортировку, фильтрацию данных;
    • Формировать итоги;
    • Создавать сводные таблицы;
    • Осуществлять консолидацию данных.

    Формулы подчиняются определенному синтаксису, то есть правилам,определяющим запись формулы. Основными синтаксическими элементамиформулы являются постоянные значения, операторы и операции, ссылки наячейки, имена, функции. Формула активной ячейки отображается в строке формул. Она всегда начинается со знака =.

    Выражение - это последовательность операторов и операндов, служащихдля определения некоторого значения.

    Операнд - это данные, используемые в вычислениях. Операнд можетбыть задан явно или с помощью ссылок на ячейки рабочего листа.

    Операторами обозначаются операции, которые следует выполнить надоперандами выражения. В MicrosoftExcel включено четыре вида операторов:арифметические, текстовые, а также операторы сравнения и адресные операторы.

    Функция - это заранее созданная формула, которая выполняет операции над заданными значениями. Excel предоставляет обширный набор функций, предназначенных для различного рода вычислений. Все функции разделены на категории (финансовые, математические, статистические, логические и др.), каждая из которых включает в себя определенный перечень функций.Можно создавать формулы непосредственным набором имен ячеек и операторов, а также используя встроенные функции MS Exsel. Для этого необходимо выполнить команду Вставка – Функция – выбрать необходимую функцию,например, СУММ – сумма.

    При создании формул в электронных таблицах используются различныетипы ссылок.

    • Относительная - изменяется в зависимости от того, куда копируется формула
    • Абсолютная – всегда обращается к одной и той же ячейке. Задается символом $. (Пример - $D$1).
    • Смешанная – содержит относительную и абсолютную части $D1, D$1. Прикопировании меняется лишь один параметр.

    Диаграммы – это графическое представление данных. Диаграммы используются для анализа и сравнения данных, представления их в наглядном виде. Диаграмма создается с помощью Мастера диаграмм, который позволяет строить диаграммы 14 стандартных и 20 нестандартных типов плоскостного и объемного представления и осуществляет построение диаграммы в режиме диалога за три шага:

    1. Выделите необходимый диапазон ячеек;
    2. На вкладке Вставка выберите нужный вид диаграмм;
    3. Настройте необходимые параметры на вкладках Формат, Конструктор и Макет.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Какие типы данных применяются в программе MicrosoftExcel?
    2. Что такое встроенные функции?
    3. Что такое сводная таблица?

    Тема 8. Компьютерные презентации: назначение, область применения, технология создания презентаций.

    Основные вопросы темы:

    1. Назначение компьютерных презентаций.
    2. Технология создания компьютерной презентации.

    Для создания компьютерных презентаций используется программа MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах.

    Критерии создания презентации:

    • на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления;
    • объем текста на слайде – не больше 7 строк;
    • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
    • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
    • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации;
    • максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
    • обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд.

    Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Перечислите критерии создания презентации.
    2. Сколько времени дается на показ одного слайда?
    3. Сколько строк текста может располагаться на одном слайде?

    Тема 9. Организация данных в виде таблиц.  Работа с формами. Формирование запросов. Построение отчетов.

    Основные вопросы темы:

    1. Определение базы данных и СУБД.
    2. Работа с формами.
    3. Работа с запросами.
    4. Построение отчетов в MSAccess.

    База данных представляет собой определенным образом организованную совокупность данных некоторой предметной области, хранящуюся в компьютере и постоянно используемую. Базу данных, хранящую данные о группе объектов с одинаковыми свойствами, удобно представлять в виде двумерной таблицы: в каждой ее строке последовательно размещаются значения свойств одного из объектов; каждое значение свойства – в своем столбце, озаглавленном именем свойства. Столбцы такой таблицы называются полями; каждое поле характеризуется своим именем и типом данных, представляющих значения данного свойства. Строки таблицы являются записями об объекте. Каждая таблица должна содержать одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в таблице.

    Система управления базами данных (СУБД) – это программа, позволяющая создать базы данных, а так же обеспечивающая обработку (сортировку) и поиск данных.

    Формы в СУБД позволяют отображать данные, содержащиеся только в одной записи. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а так же редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты.

    Запросы в СУБД являются важнейшим инструментом. Главное предназначение запросов – это отбор данных на основании заданных условий. Запросы позволяют отобрать те записи, которые удовлетворяют заданным условиям. Запросы бывают простые и сложные. Простой запрос содержат одно условие, а сложный несколько условий.

    Отчеты предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое база данных?
    2. Что такое СУБД?
    3. Для чего используются запросы?

    Тема 10. Компьютерные справочные правовые системы (СПС): обзор, достоинства и ограничения, принципы выбора. Особенности российских СПС. Основные функции и правила работы с СПС. Поисковые возможности СПС.

    Основные вопросы темы:

    1. Компьютерные справочно-правовые системы.
    2. Возможности СПС (справочно-правовой системы).

    Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла еще во второй половине 1960-х годов.

    Компьютерная СПС – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

    Уникальные свойства компьютерных технологий дают возможность реализовывать поиск документов в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными фондами. Система предоставляет пользователю большой объем информации, нормативные акты, мнения экспертов, что весьма помогает в принятии профессиональных решений. В настоящее время на рынке справочно-правовых систем работают довольно много компаний – разработчиков СПС и очень большое количество сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных СПС. Наиболее известные из них:

    • Консультант-плюс
    • Гарант
    • Кодекс
    • Референт

    Владение компьютерными технологиями поиска, отбора, обработки и систематизации информации является сегодня актуальным требованием, предъявляемым к специалистам в различных областях деятельности.

    В Стартовом окне вы можете:

    a. Перейти к поиску документов. Для этого перейдите в один из разделов:

    • Законодательство
    • Судебная практика
    • Финансовые консультации
    • Комментарии законодательства
    • Формы документов
    • Международные правовые акты

    b. Поиск информации по практическому вопросу. Для этого перейдите в раздел Правовой навигатор.

    c. Изучить последние поступления в разделе Новые документы и обзоры документов Обзоры законодательства.

    d. Быстро получить часто используемую информацию. Для этого перейдите в раздел Справочная информация.

    e. Работать с кодексом с помощью раздела Кодексы.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Перечислите основные достоинства СПС.
    2. Какие СПС вы знаете?
    3. Назовите общие рекомендации по поиску в системе Консультант-плюс.

    Тема 11. Специализированные справочные системы.

    Основные вопросы темы:

    1. Специализированные справочные.
    2. Основные принципы работы со специализированными справочными системами.

    Специализированные справочные системы - это полнотекстовые электронные библиотеки нормативно-правовых и нормативно-технических документов, справочного материала и другой необходимой специалистам информации. Значительную часть материалов составляют документы, которые устанавливают комплексы норм, правил, требований и являются обязательными для использования в определенных отраслях производства и экономики.Системы формируются по отраслевому или профессиональному принципу, и каждая из систем имеет определенную тематическую направленность. В основу всех систем положены разделы, содержащие правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти России. В состав этих разделов включаются как основополагающие документы, касающиеся деятельности всех предприятий и граждан, так и узкоотраслевые ведомственные акты. Комплектование этих разделов осуществляется при участии специалистов, ведомств и наиболее авторитетных организаций в соответствующей отрасли. Наибольший интерес для специалистов представляют разделы нормативных документов, определяющих организационно-экономические аспекты деятельности в конкретной отрасли. Разделы состоят из тематических блоков, что позволяет пользователю выбрать только необходимую в работе информацию. Электронные тексты отдельных документов из других разделов или тематических блоков пользователи могут получить по специальному запросу. Важное значение отводится комплектованию разделов справочной и аналитической информации. В эти разделы включаются материалы справочного и консультационного характера, необходимые в повседневной деятельности, а также авторские разработки наиболее авторитетных специалистов.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое ССС?
    1. Для чего применяются ССС?

    Тема 12. Основные компоненты компьютерных сетей, классификация сетей, средства передачи данных.  Применение электронных коммуникаций в профессиональной деятельности.

    Основные вопросы темы:

    1. Компоненты компьютерных сетей.
    2. Классификация компьютерных сетей.
    3. Электронные коммуникации в профессиональной деятельности.

     

    Компьютерная сеть– представляет собой систему распределенной обработки информации, состоящую как минимум из двух компьютеров, взаимодействующих между собой с помощью специальных средств связи.

    Основное назначение компьютерных сетей – совместное использование ресурсов и осуществление интерактивной связи как внутри одной фирмы, так и за ее пределами.

    Классификация:

    1) По территориальной распространенности

    • BAN (BodyAreaNetwork — нательная компьютерная сеть) - сеть надеваемых или имплантированых компьютерных устройств.
    • PAN (PersonalAreaNetwork) — персональная сеть, предназначенная для взаимодействия различных устройств, принадлежащих одному владельцу.
    • ЛВС (LAN, LocalAreaNetwork) — локальные сети, имеющие замкнутую инфраструктуру до выхода на поставщиков услуг. Термин «LAN» может описывать и маленькую офисную сеть, и сеть уровня большого завода, занимающего несколько сотен гектаров. Зарубежные источники дают даже близкую оценку — около шести миль (10 км) в радиусе. Локальные сети являются сетями закрытого типа, доступ к ним разрешён только ограниченному кругу пользователей, для которых работа в такой сети непосредственно связана с их профессиональной деятельностью.
    • CAN (CampusAreaNetwork — кампусная сеть) — объединяет локальные сети близко расположенных зданий.
    • MAN (MetropolitanAreaNetwork) — городские сети между учреждениями в пределах одного или нескольких городов, связывающие много локальных вычислительных сетей.
    • WAN (WideAreaNetwork) — глобальная сеть, покрывающая большие географические регионы, включающие в себя как локальные сети, так и прочие телекоммуникационные сети и устройства. Пример WAN — сети с коммутацией пакетов (Framerelay), через которую могут «разговаривать» между собой различные компьютерные сети. Глобальные сети являются открытыми и ориентированы на обслуживание любых пользователей.

    2) По архитектуре

    К одноранговым сетям относятся локальные сети. Локальные сети (от английского local - местный) - это сети, состоящие из близко расположенных компьютеров, чаще всего находящихся в одной комнате, в одном здании или в близко расположенных зданиях.

    Архитектура  локальнойсети определяет основные элементы сети, характеризует ее общую логическую организацию, техническое обеспечение, программное обеспечение, описывает методы кодирования. Архитектура также определяет принципы функционирования и интерфейс пользователя. Топология компьютерной сети — это конфигурация физических связей компьютеров или других сетевых устройств друг с другом. Существуют четыре основных топологии: шина (Bus), кольцо (Ring), звезда (Star) и ячеистая топология (Mesh).

    3) По типу среды передачи

    4) По скорости передачи

    • низкоскоростные (до 10 Мбит/с),
    • среднескоростные (до 100 Мбит/с),
    • высокоскоростные (свыше 100 Мбит/с);

    Вопросы для самопроверки:

    1. На какие виды делятся компьютерные сети по территории распространения?
    2. Какие принципы организации локальной сети вы знаете?

    Тема 13. Структура сети Интернет, основные протоколы. Гипертекстовая система WWW. Электронная почта.

    Основные вопросы темы:

    1. Сеть Интернет.
    2. Сетевые протоколы.
    3. Электронная почта.

    Интернет— всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.

    Сетевые протоколы:

    • TCP/IP — набор протоколов передачи данных, получивший название от двух принадлежащих ему протоколов: TCP (англ. TransmissionControlProtocol) и IP (англ. InternetProtocol)[1]
    • HTTP (HyperTextTransferProtocol) — это протокол передачи гипертекста. Протокол HTTP используется при пересылке Web-страниц между компьютерами, подключенными к одной сети.
    • FTP (FileTransferProtocol) — это протокол передачи файлов со специального файлового сервера на компьютер пользователя. FTP дает возможность абоненту обмениваться двоичными и текстовыми файлами с любым компьютером сети. Установив связь с удаленным компьютером, пользователь может скопировать файл с удаленного компьютера на свой или скопировать файл со своего компьютера на удаленный.
    • POP (PostOfficeProtocol) — это стандартный протокол почтового соединения. Серверы POP обрабатывают входящую почту, а протокол POP предназначен для обработки запросов на получение почты от клиентских почтовых программ.
    • SMTP (SimpleMailTransferProtocol) — протокол, который задает набор правил для передачи почты. Сервер SMTP возвращает либо подтверждение о приеме, либо сообщение об ошибке, либо запрашивает дополнительную информацию.
    • TELNET — это протокол удаленного доступа. TELNET дает возможность абоненту работать на любой ЭВМ находящейся с ним в одной сети, как на своей собственной, то есть запускать программы, менять режим работы и так далее. На практике возможности ограничиваются тем уровнем доступа, который задан администратором удаленной машины.

    Электронная почта (e-mail) - наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

    Электронная почта позволяет:

    • посылать сообщение сразу нескольким абонентам;
    • пересылать письма на другие адреса;
    • включить автоответчик, на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ;
    • создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и так далее.

    Правила поиска информации в сети Интернет. Прежде чем задавать строку для поиска, необходимо понять, что именно нужно найти. Также требуется понять, каким образом следует составить строку, чтобы поисковая система как можно быстрее выдала то, что нужно. При составлении запроса необходимо руководствоваться следующими правилами:

    1. Пишите грамотно слова поискового запроса.
    2. Используйте синонимы.
    3. Уточняйте запрос.
    4. Используйте ключевые слова
    5. Не пишите запрос в верхнем регистре.
    6. В сложных случаях используйте язык запросов.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Какие сетевые протоколы вы знаете?
    2. Каким образом осуществляется поиск в сети Интернет?
    3. Какие возможности дает электронная почта?

    Тема 14. Защита данных с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Компьютерные вирусы  защита от них.

    Основные вопросы темы:

    1. Биометрические системы защиты.
    2. Компьютерные вирусы.
    3. Антивирусные программы.
    4. Защита информации от несанкционированного доступа.

    Для защиты от несанкционированного доступа к программам и данным, хранящимся на компьютере, используются пароли. Вход по паролю может быть установлен в программе BIOSSetup, компьютер не начнет загрузку операционной системы, если не введен правильный пароль. Так же от несанкционированного доступа может быть защищен каждый диск, папка или файл локального компьютера. Для них могут быть установлены определенные права доступа.

    Биометрические технологии основаны на биометрии, измерении уникальных характеристик отдельно взятого человека.

    • Отпечатки пальцев
    • Геометрия ладони руки
    • Радужная оболочка глаза
    • Характеристики речи

    Компьютерный вирус — это целенаправленно созданная программа, автоматически приписывающая себя к другим программным продуктам, изменяющая или уничтожающая их. Компьютерные вирусы могут заразить компьютерные программы, привести к потере данных и даже вывести компьютер из строя. Компьютерные вирусы подразделяются на: черви, вирусы, трояны.

    Основным средством борьбы с вирусами были и остаются антивирусные программы. Антивирусная программа (антивирус) — программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще, и восстановления зараженных (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики — предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом (например, с помощью вакцинации).

    Современные антивирусные программы:

    • Антивирус Dr. Web
    • Антивирус Касперского
    • Avast
    • Nod 32
    • Panda и др

    Вопросы для самопроверки:

    1. Какие антивирусные программы вы знаете?

    2. Что такое компьютерный вирус?

    3. Какие биометрические системы защиты существуют?


    2.4 Перечень практических занятий

    ПЗ №6. Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД MSAccess.

    Создание базы данных.

    1. Загрузите СУБД ACCESS. Появятся выплывающие карточки-подсказки. Сверните их. Если вам понадобится подсказка, то в любой момент вы можете вызвать карточки в меню Справка или соответствующей кнопкой на панели инструментов.
    2. Сначала нужно создать новую базу данных. Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий: в меню Файл выбрать команду Создать. Имя файла: skaz.mdb. OK. Перед вами появилось диалоговое окно «База данных».
    3. Внимательно прочитайте назначение кнопок на панели инструментов, медленно перемещая курсор мыши по кнопкам.
    4. После этого создайте таблицу, выполнив следующую последовательность действий: Таблица/Создать/Новая таблица.
      Создание таблицы, то есть определение входящих в таблицу полей, производится заполнением специальной таблицы:

    Поле

    Тип данных

    Описание

    1. Заполните такую таблицу, внеся в нее следующие данные:

    Поле

    Тип данных

    Описание

    Счетчик

    Персонаж

    Текстовый

    Профессия

    Текстовый

    Особые приметы

    Текстовый

    Герой

    Логический

    Положительный
    или отрицательный герой

    1. Поле  не обязательное, мы его вводим для того, чтобы определить ключевое поле, так как любая таблица должна иметь ключ.
    2. Созданную таблицу  сохраните, дав ей имя с помощью команд: Файл/Сохранить как..., Имя таблицы: «Персонаж», OK.
    3. Введите информацию в таблицу Таблица/«Персонаж»/Открыть и обычным образом введите данные, например такие:

    Персонаж

    Профессия

    особые приметы

    герой

    1

    Буратино

    деревянный человечек

    длинный нос

    Да

    2

    Папа Карло

    Шарманщик

    Да

    3

    Карабас Барабас

    директор кукольного театра

    длинная борода, достающая до пола

    Нет

    4

    Лиса Алиса

    Мошенница

    хромая на одну ногу

    Нет

    5

    Кот Базилио

    Мошенник

    слепой на оба глаза

    Нет

    6

    Мальвина

    артистка театра

    девочка с голубыми волосами

    Да

    7

    Дуремар

    Фармацевт

    характерный запах тины

    Нет

    8

    Тортилла

    хранительница золотого ключика

    черепаха

    Да

    1. Измените ширину каждого столбца, так чтобы ширина колонок была минимальной, но был виден весь текст.
      Это можно сделать при помощи мыши, раздвинув столбцы или следующим образом.
      Выделите нужный столбец и нажмите правую кнопку мыши, в контекстном меню выберете команду
      «Ширина столбца»; в открывшемся окне нажмите кнопку По ширине данных.
      Проделайте такую же работу со всеми полями.
      Высоту строки можно изменить аналогичным образом с помощью мыши или в меню
      Формат командой Высота строки. Причем достаточно отредактировать одну строку, высота остальных строк изменяется автоматически.
    2. Любым способом измените высоту строки и сделайте ее равной 30.
    3. Измените шрифт таблицы на ArialCyr, размер шрифта 14, полужирный.
      Изменить шрифт можно так: вывести указатель мыши за пределы таблицы и нажать левую кнопку мыши, в контекстном меню выбрать
      Шрифт или в меню Правка на панели инструментов выбором команды Шрифт.
    4. Измените шрифт текста на TimesNewRomanCyr.
    5. Сохраните таблицу «Персонаж».
    6. Закройте таблицу «Персонаж».

    ПЗ №7. Работа с данными с использованием запросов в СУБД MSAccess. Создание отчетов.

    Задание 1. Формирование простых запросов. Как делать.

    1. С помощью запроса из БД « Персонаж» вывести на экран поля «персонаж», «профессия».
    2. С помощью запроса из БД «Персонаж» вывести на экран все поля.
    3. С помощью запроса из БД « Персонаж» вывести на экран поле «Персонаж», который является положительным.

    Задание 2. Формирование отчета. Как делать. Создать отчет в произвольной форме, отсортировав жанр по возрастанию, дата выдачи по убыванию.

    ПЗ №8. Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в СПС «Консультант Плюс». Организация полнотекстного поиска. Работа со списками.

    Задание. Найти действующую редакцию Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».

    Порядок поиска:

    1. Находясь в программе «Консультант Плюс», выберите корешок Карточка поиска, в которую вносятся реквизиты документа для организации его поиска.
    2. Очистите Карточку поиска, если это необходимо (Правка/Удалить все или через контекстно-зависимое меню или нажав [Crtl]+[Del]).
    3. Дважды щелкните на поле Номер.
    4. Наберите на клавиатуре 2300-1.
    5. Нажмите кнопку Выбрать, при этом в Карточке поискапоявится номер документа.
    6. Дважды щелкните на поле Поиск по статусу.
    7. Установите курсор на запись «Все акты, кроме недействующих редакций и утративших силу».
    8. Нажмите кнопку Выбрать.

    ПЗ №9. Работа со специализированными отраслевыми справочными системами.

    Задание. Найти действующую редакцию закона «О защите прав потребителей» (искать тот же документ, что и в предыдущем задании, предполагая, что его номер неизвестен).

    Порядок поиска:

    1.Очистите Карточку поиска.

    2.Дважды щелкните мышью на поле Название документа.

    3.Начните набирать слово «защите», пока курсор не останется на слове «ЗАЩИТ*».

    4.Нажмите клавишу [Ins] на клавиатуре, чтобы отметить выбранное слово. Обратите внимание, что слово «ЗАЩИТ*» появилось в нижней части окна Название документакак выбранное слово.

    5. Начните набирать слово «прав», пока курсор не установится на слово «ПРАВ*».

    6. Нажмите клавишу [Ins] на клавиатуре, чтобы отметить выбранное слово.

    7. Начните набирать слово «потребителей», пока курсор не установится на слово «ПОТРЕБИТЕЛ*».

    8. Нажмите клавишу [Ins] на клавиатуре, чтобы отметить выбранное слово.

    9. Установите условие Инажмите кнопку Выбрать.

    10. Дважды щелкните на поле Вид документа иустановите курсор на поле Закон(наберите слово «закон»).

    11. Нажмите кнопку Выбрать.

    12. Дважды щелкните на поле Поиск по статусу.

    13. Установите курсор на запись «Все акты, кроме недействующих редакций и утративших силу».

    14. Нажмите кнопку Выбрать.

    15. Нажмите кнопку Построить списокдля формирования списка документов.  

    ПЗ №10. Осуществление документооборота в локальной сети, совместное использование сетевых устройств.

    Задание. В компьютерном классе сделайте печать документа с помощью сетевого принтера.

    ПЗ №11. Электронная почта. Почтовая программа MS Outlook Express.

    Задание. Настройте свой почтовый ящик в программе OutlookExpres.

    ПЗ №12. Настройка браузера MS Internet Explorer. Поиск информации в глобальной сети Интернет.

    Задание. С помощью браузера InternetExplorer и поисковой системы google.com заполнить таблицу.

    Слово

    Лексическое значение

    Видеокарта

    Железо

    Папирус

    Скальпель

    Дебет

    Личности 20 века

    Фамилия, Имя

    Годы жизни

    Род занятий

    Джеф Раскин

    Лев Ландау

    Юрий Гагарин


    3. Список рекомендуемой литературы

    Основные источники:

    1. Михеева  Е.В.   Титова   О.И.   Информационные   технологии   в   профессиональной деятельности. Технические специальности: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Е. В. Михеева, О. И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
    2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб, пособие. / Е. В. Михеева – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
    3. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб, пособие. / Е. В. Михеева – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 352 с.

    Дополнительные источники:

    1. Безека С.В. Создание презентаций в MsPowerPoint 2007. / С. В. Безека – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 275 с.
    2. Пикуза В.И. Экономические и финансовые расчеты в Excel. / В. И. Пикуза – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 384с.
    3. Ташков П.А. Интернет. Общие вопросы. / П. А. Ташков – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 416 с.

    Интернет-ресурсы:

    1. Электронный ресурс: MSOffice 2007 Электронный видео учебник. Форма доступа: http:// gigasize.ru.
    2. Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал. Форма доступа: http:// www.edu.ru/fasi.
    3. Электронный ресурс: Лаборатория виртуальной учебной литературы. Форма доступа: http:// www.gaudeamus.omskcity.com.


    4. Домашние контрольные работы

    4.1 Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ

    4.1.1 Общие требования к выполнению контрольной работы

    Домашняя контрольная работа является одним из видов самостоятельной учебной работы студентов-заочников, формой контроля освоения ими учебного материала по дисциплине, уровня знаний, умений и навыков.

    Выполнение контрольной работы формирует учебно-исследовательские навыки, закрепляет умение самостоятельно работать с первоисточниками, помогает усвоению важных разделов основного курса.

    Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изложение соответствующей темы учебной дисциплины на основе указанных источников и/или решение задач.

    Цели проведения контрольной работы:

    • проверка и оценка знаний студентов,
    • получение информации о характере их познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности, об эффективности форм и методов учебной деятельности.

    Выполнение и рецензирование контрольных работ может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий.

    К домашней контрольной работе предъявляются следующие требования:

    1. Соответствие названия работы варианту и содержанию.
    2. Логическая последовательность изложения теоретического материала.
    3. Полнота освещения теоретических вопросов.
    4. Полнота и правильность выполнения практических заданий.
    5. Корректное изложение материала и грамотное оформление работы.
    6. Своевременное предоставление выполненной работы на проверку (рецензирование) преподавателю.

    4.1.2 Общие требования к оформлению домашней контрольной работы

    Текст должен быть набран на компьютере с использованием текстового редактора MicrosoftOfficeWord и отпечатан на принтере на листах формата А4, текст размещается только с одной стороны листа.

    Размеры полей: верхнее и нижнее - 15 мм, левое - 25 мм, правое - 10 мм.

    Шрифт основного текста TimesNewRoman, обычный, кегль 14 пт, междустрочный интервал 1,5, отступ 1,25 см, выравнивание текста по ширине.

    Нумерация страниц контрольной работы должна быть сквозной, первой страницей является Содержание. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом нижнем  углу. На титульном листе номер страницы не проставляется.

    Каждый раздел работы должен начинаться с нового листа. Перед названием раздела ставится его порядковый номер в соответствии с содержанием. Заголовки размещаются симметрично относительно центра страницы. Перенос слов в заголовках не разрешается. Точка в конце заголовка не ставится. Шрифт заголовков TimesNewRoman, полужирный, кегль 16 пт, выравнивание по центру.

    Между заголовком раздела и текстом пропускают 2 строки. Если раздел разбивается на подразделы (вопросы), то они нумеруются двумя арабскими цифрами через точку. Первая цифра соответствует номеру раздела, вторая - порядковому номеру подраздела в данном разделе. Между заголовком подраздела и текстом пропускают одну строку.

    Опечатки или графические неточности можно исправлять с помощью специальных корректирующих средств черными чернилами. На странице не должно быть более трёх исправлений.

    При необходимости в тексте могут присутствовать иллюстрации в форме диаграмм, графиков, схем, таблиц и т.д. Иллюстрации могут располагаться на отдельных листах, помещаться в приложения или непосредственно в тексте контрольной работы после первого же упоминания о них.

    Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, помещенных в приложения. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и номера иллюстрации, разделенных точкой, например: «Рис. 1.1» Иллюстрация должна сопровождаться подписью, содержащей название рисунка и, при необходимости, пояснения к нему, которые располагаются снизу или слева. Если в тексте приведена одна иллюстрация, то её не нумеруют, а слово «Рисунок» пишут полностью.

    Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением таблиц, помещенных в приложения. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и номера таблицы, разделенных точкой. Таблица должна иметь содержательный заголовок, который пишется в одну строку с номером таблицы, например:

    При ссылках в тексте слово «Таблица» пишут сокращенно, например: «Типы линий чертежа приведены в табл. 2.1»; «см. табл. 2.1».

    Таблицу с большим количеством строк или колонок допускается переносить на другую страницу, при этом колонки нумеруются, а над продолжением таблицы пишется: «Продолжение табл. 2.1».

    Если в тексте приведена одна таблица, то её не нумеруют, а слово «Таблица» пишут полностью.

    Формулы или уравнения, на которые приходится ссылаться неоднократно, выделяются в отдельную строку и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела (если приводятся две формулы и более). Номер формулы ставится справа от нее и заключается в круглые скобки, например:

    Y = а0 + aix + а2х2 + а3х3 +...+ amxn.        (1.2)

    Сразу после формулы расшифровываются и поясняются входящие в неё символы и обозначения, если они не были расшифрованы ранее в тексте, например:

    Е = тс2,        (2.1)

    где:  

    Е - энергия, Дж;

    m - масса, кг.

    c - скорость света в вакууме,  с = 3×108 м/с

    Небольшие формулы, на которые нет ссылок в дальнейшем тексте (например: X> 0, Т2

    Используемые в тексте и формулах единицы физических величин должны быть приведены к единой системе измерения (СИ).

    Список литературы и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию. Страницу с перечнем использованной литературы помешают в конце контрольной работы.

    В конце текстового документа приводится список литературы, в который включают все использованные источники, расположенные в алфавитном порядке согласно фамилиям авторов. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами и содержать наименования литературных источников из перечня рекомендованных для выполнения работы.  

    Приложения к контрольной работе располагают после списка литературы в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение помещают на новой странице с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и порядкового номера. Приложения нумеруют арабскими цифрами (например, Приложение 1). Приложение должно иметь заголовок, который записывают отдельной строкой с выравниванием по центру.

    Приложения должны иметь сквозную нумерацию.

    Готовая контрольная работа с внесенными исправлениями в соответствии с замечаниями руководителя, оформленная согласно изложенным требованиям и отредактированная, должна быть оформлена в файловую папку.

    Объем контрольной работы 10-15 печатных страниц формата А4.


    4.1.3 Требования к оформлению домашней контрольной работы в форме реферата

    Реферат выполняется в печатном виде.

    Реферат включает в себя следующие структурные элементы: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

    Титульный лист является первым листом документа, выполняется на листах формата А4, оформляется согласно образцу (Приложение 1).

    Содержание размещают после титульного листа. В содержании приводятся названия структурных компонентов реферата: введение, название пунктов и подпунктов основной части, заключение, список использованной литературы. Содержание оформляется согласно образцу (Приложение 2).

    Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование.

    В основной части кратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в квадратных скобках.

    В заключении автор реферата обобщает положения, высказанные во введении и основной части; формулирует основные выводы. Его объем обычно не превышает 1 страницу.

    Список использованной литературы приводится в алфавитном порядке. Он должен содержать публикации последних лет, в т.ч. статьи, опубликованные по данной проблеме в журналах за последние 2-3 года.


    Приложение 1

    Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

    государственное бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение Воронежской области

    «Лискинский аграрно-технологический техникум»

    Реферат

    по дисциплине: _______________________________________________

    на тему:  «___________________________________________________»

    Вариант:                 

    Выполнил(а) : студент(ка) заочного отделения

    ______ курса   _______группы  

                            

    Иванов Иван Иванович

    Дата сдачи работы          ____________________

    Подпись студента        ___________________

    Проверил:        преподаватель __________________________

    Оценка                 ___________________

    Дата проверки работы____________________

    Подпись преподавателя___________________

    Лиски, 2015

    Приложение 2

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение ……………………………...………………………………3
    2. Основная часть
    1. Раздел 1. …..………………………………………………………3
    2. Раздел 2  …………………………………………………………..8
    1. Заключение …..…………………………………………………….. 14
    2. Список использованной литературы……………………………....15


    4.2 Распределение вариантов домашних контрольных работ

    Выберите вариант согласно пересечению строк и столбцов первой буквы вашей фамилии и первой буквы вашего имени

    Первая буква имени

    Первая буква фамилии

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Ж

    З

    И

    Й

    К

    Л

    М

    Н

    О

    П

    Р

    С

    Т

    У

    Ф

    Х

    Ц

    Ч

    Ш

    Щ

    Ъ

    Ы

    Ь

    Э

    Ю

    Я

    А

    Р

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Б

    С

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    В

    Т

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Г

    У

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    Д

    Ф

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Е

    Х

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    Ж

    Ц

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    З

    Ч

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    И

    Ш

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Й

    Щ

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    К

    Ъ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Л

    Ы

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    М

    Ь

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Н

    Э

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    О

    Ю

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    П

    Я

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32


    4.3 Варианты заданий домашних контрольных работ

    Темы рефератов

    1. Безопасность работы на персональном компьютере
    2. Информационные модели
    3. Правовые аспекты защиты информации
    4. Современная структура Интернета
    5. Внешняя память ПК и тенденции ее развития
    6. Эргономика персональных компьютеров
    7. Средства организационной техники в офисах
    8. Сервисы локальных и глобальных сетей
    9. Сканеры и их использование
    10. Средства связи и передачи информации в офисной деятельности
    11. Аппаратное обеспечение ИТ-технологий
    12. Программное обеспечение ИТ-технологий
    13. Тенденции развития прикладного программного обеспечения ПК
    14. Компьютерные правонарушения в локальных сетях и сети Интернет
    15. Компьютерные вирусы и борьба с ними
    16. Возможности российских справочно-правовых систем и история развития
    17. Пакет прикладных программ Microsoft Office
    18. Информационные системы
    19. Сравнительная оценка современных операционных систем для ПК
    20. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
    21. Технические средства информационных технологий: настольные компьютеры
    22. Мультимедийные технологии в профессиональной деятельности
    23. Виртуальные компьютерные технологии
    24. Проблемы обеспечения безопасности информации в Интернет
    25. Программно-аппаратные средства защиты данных на ПК
    26. Развитие устройств памяти на компакт-дисках
    27. Информатизация и ее социально-экономические аспекты
    28. Обзор и сравнительный анализ отечественных справочных правовых систем
    29. Технические средства информационных технологий: печатающие устройства
    30. Средства внутрикомпьютерного интерфейса
    31. Использование сети Интернет в профессиональной деятельности
    32. Современные подходы к классификации программного обеспечения ПК

    5. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету

    1. Роль информации в современном обществе.
    2. Информационные системы.
    3. Информация, свойства информации.
    4. Единицы измерения количества информации.
    5. Классификация персональных компьютеров.
    6. Основные характеристики компьютеров.
    7. Классификация Периферийных устройств.

    8. Базовое программное обеспечение: классификация, состав, назначение.

    1. Прикладное программное обеспечение: классификация, состав, назначение.
    2. Операционные системы семейства Windows: графический интерфейс пользователя, справочная система.
    3. Текстовый редактор MS «Word». Назначение, порядок запуска, структура окна, основные возможности, функции и операции. Редактирование и форматирование документов.
    4. Электронный процессор MS «Excel». Назначение, порядок запуска, структура окна, рабочая область, строение ячейки, диапазон ячеек.
    5. Основные действия в программе MS «Excel», форматирование внешнего вида таблицы MSExcel.
    6. Правила вычисления в таблице MSExcel, порядок построения диаграмм (графиков) в программе, построение сложных диаграмм (графиков) с несколькими рядами, форматирование графиков (диаграмм).
    7. Основные правила создания презентаций.
    8. Базы данных, СУБД: запросы, формы, отчеты.
    9. Компьютерные справочно-правовые системы. Основные возможности СПС «Консультант-плюс».
    10. Электронная почта. Почтовая программа OutlookExpress.
    11. Глобальная сеть Интернет.
    12. Поиск информации в сети Интернет. Правила поиска.
    13. Локальная компьютерная сеть.
    14. Биометрические способы защиты информации.
    15. Классификация компьютерных вирусов.
    16. Антивирусная защита информации. Современные антивирусные программы.


    6. Критерии оценки уровня освоения дисциплины

    - оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой; как правило оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины, проявившим способности в понимании, изложении и практическом использовании учебно-программного материала;

    - оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу; как правило данная оценка выставляется студентам показавшим систематичность знаний и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей профессиональной деятельности;

    - оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объёме, необходимым для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, предусмотренной программой; как правило, данная оценка выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе и при выполнении заданий, но способных их устранить под руководством преподавателя;

    - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические указания по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 260502 "Технология продукции общественного питания"

    Методические указания включают в себя тематический план, темы изучаемого материала; приведены требования к формируемым представлениям, знаниям, умениям, вопросы для самопроверки. Темы п...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по инженерной графике по выполнению практических заданий для студентов заочной формы обучения по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

    Методические указания по выполнению практических заданий дисциплины составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Инженерная графика» по специальности  151031 «Монтаж и техническая э...

    Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов заочной формы обучения

    Методические указания по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"  для студентов заочной формы обучения для специальности СПО "Экономика и бухгалтерский уче...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ РАЗДЕЛА «ТЕКСТОВЫЕ ПРОЦЕССОРЫ»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ РАЗДЕЛА «ТЕКСТОВЫЕ ПРОЦЕССОРЫ»...

    Методические указания и контрольные задания по УД Семейное право для студентов заочной формы обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

    Методические указания и контрольные задания поУД Семейное право для студентов заочной формы обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»...

    Методические указания и контрольные задания по УД Уголовное право для студентов заочной формы обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

    Методические указания и контрольные задания по УД Уголовное право для студентов заочной формы обучения специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»...