Методическая разработка "Технология разработки баз данных средствами MS Access"
план-конспект занятия по теме

Дисциплина "Базы данных" по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) реализуется за счет часов вариативной части. Программа дисциплины рассчитана на 104 часа, из них обязательной аудиторной агрузки - 69 часов, на практические занятия отводится 35 часов.

Результатом освоения дисциплины являются умения:

  • проектировать структуру базы данных для заданной предметной области,
  • создавать таблицы базы данных и определятьсвязи между таблицами,
  • формировать систему запросов для базы данных,
  • создавать формы и отчеты на основе данных базы данных.

Результатом освоения должны быть знания:

  • основ теории баз данных,
  • виды и ососбенности моделей данных,
  • особенности реляционной модели данных и ее основные понятия,
  • основы реляционной алгебры,
  • принципы проектирования баз данных, обеспечения непротиворечивости и целостности данных.

Контрольная работа предполагает прохождение теста по основным теоретическим вопросам, а также выполнение практического задания. Контрольная работа представлена в двух вариантах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazy_dannyh_urok_obobshcheniya_i_sistematizatsii.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

№ п/п

Структурные элементы урока

Время

Методические особенности и краткие указания по проведению этапа урока

Примечания

1

Организационная часть

Проверка готовности обучающихся к занятию

2.

2.1.

Сообщение темы, цели и хода занятия

2 мин.

Сообщить тему, цель, ход занятия

2.2.

Актуализация изученного материала

7 мин.

Устный опрос (основные понятия теории баз данных, способы создания таблиц и определение связей между ними, формирование системы запросов различных видов, создание форм, отчетов)

Отвечают индивидуально

2.3.

Проверка теоретических знаний (работа с тестом)

30 мин

Прохождение теста (два варианта, 16 вопросов в каждом)

Отвечают на вопросы теста

2.4.

Выполнение практической части контрольной работы

40 мин

Практическое задание (включает в себя выполнение основных технологических операций по созданию базы данных – создание таблиц базы данных, определение связей между таблицами, формирование системы запросов, создание форм)

В процессе выполнения работы провести целевые обходы:

-проверить правильность выполнения задания;

-осуществить текущую оценку правильности выполнения задания.

Выполняют индивидуально задания

5 мин

Проверка выполненного задания.

3.

Подведение итогов

3мин

Подвести итоги работы группы в целом.

Отметить работу отдельных обучающихся. Выставление оценок.

4.

Домашнее задание

3 мин

Подготовка к зачету по дисциплине


ПЛАН УРОКА

Специальность

Группа

Дисциплина  

Базы данных

Тема

Контрольная работа по разделу «Технологи разработки баз данных средствами MS Access»

Вид занятия

Обобщающее занятие, систематизация изученного материала

Цели занятия

Образовательные

  1. Сформировать у обучающихся систему теоретических знаний по разделу «Технологии разработки баз данных средствами MS Access»;
  2. Систематизировать знания в целом по основным темам дисциплины «Базы данных»;
  3. Провести проверку знаний и учет знаний, навыков и умений по всему учебному материалу дисциплины.

Развивающие

  1. развитие умений обобщения полученных знаний, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
  2. развитие способности логически рассуждать.

Воспитательные

  1. воспитывать  у обучающихся внимательность и чувство воспитание творческого подхода к работе, умение экспериментировать;
  2. способствовать воспитанию информационной культуры.

Межпредметные связи

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Оборудование

компьютер, проектор, экран

Дидактические материалы

тест по теоретическому материалу – два варианта; практическое задание – два вариант

Литература

Базы данных: учеб.пособие для студ.сред. проф. образования /Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев . – 3-е изд., стер. – М: Издательский дом «Академия», 2011


Комплект заданий для контрольной работы

по разделу   «Технологи разработки баз данных средствами MS Access»

Условия выполнения задания

1 Место (время) выполнения задания: кабинет информатики.

2 Максимальное время выполнения задания: выполнение теста – 30 мин, выполнение практического задания – 40 мин.

3 Указать другие характеристики, отражающие сущность задания: контрольная работа предполагает прохождение теста, а также выполнение практического задания.

Контрольная работа представлена в двух вариантах.

Тест

Вариант 1

  1. В … модели данных каждый из элементов связан только с одним стоящим выше элементом, при этом на него могут ссылаться один или несколько стоящих ниже элементов.
  1. Реляционной;
  2. Иерархической;
  3. Сетевой.
  1. Связь … устанавливается в случаях, когда конкретная строка главной таблицы в любой момент времени связана только с одной строкой подчиненной таблицы.
  1. Один к одному;
  2. Один ко многим;
  3. Многие ко многим.
  1. В качестве ключевого поля можно использовать поле …
  1. Фамилия;
  2. Код сотрудника;
  3. ИНН;
  4. Номер паспорта.
  1. Вычисления можно проводить над данными … поля.
  1. Числового;
  2. Текстового;
  3. Денежного;
  4. Логического.
  1. Возможно ли редактирование данных поля МЕМО?
  1. Да;
  2. Нет.
  1. База данных не может полноценно функционировать без …
  1. Таблиц;
  2. Запросов;
  3. Отчетов;
  4. Форм.
  1. СУБД является …
  1. MS Word;
  2. MS Excel;
  3. MS Access;
  4. MS Office.
  1. Схема данных – это …
  1. Совокупность всех объектов базы данных: таблиц, запросов, отчетов, форм и др.
  2. Группа связанных таблиц;
  3. Группа запросов и таблиц, на основе которых формируется система запросов.
  1. При  создании формы больше возможностей предоставляет пользователю …
  1. Конструктор форм;
  2. Мастер форм;
  3. Автоформа.
  1. Поля, с помощью которых осуществляется связь «один к одному» между таблицами, должны …
  1. Иметь одинаковый тип данных;
  2. Содержать совпадающие значения;
  3. Иметь одинаковое имя поля;
  4. Иметь равное количество записей.
  1. В случае если перед выполнением запроса необходимо задавать конкретные условия, то создается запрос …
  1. На выборку;
  2. С параметром;
  3. Итоговый;
  4. Модифицирующий.
  1. Для изменения значений числового поля в таблице необходимо создать запрос ….
  1. Итоговый;
  2. На выборку;
  3. На обновление данных;
  4. На удаление данных.

  1. Указать соответствие между именами полей и типами данных
  1. Фамилия
  2. Телефон
  3. Дата рождения
  4. Группа
  5. № паспорта
  6. Количество пропусков
  1. Текстовый
  2. Числовой
  3. Дата-время

  1. Для полей логического типа можно использовать такой элемент управления как …
  1. Поле;
  2. Кнопка;
  3. Флажок;
  4. Поле со списком.
  1. Ключевое поле ….
  1. Однозначно определяет запись в таблице;
  2. Может содержать повторяющиеся значения;
  3. Может содержать пустые значения;
  4. Не позволяет однозначно определить запись в таблице.
  1. Недопустимыми именами полей таблицы являются …
  1. Фамилии сотрудников!
  2. Фамилии сотрудников.
  3. Фамилии сотрудников?
  4. Фамилии сотрудников...

Вариант 2

  1. В … модели данных каждый элемент может быть связан с любым другим элементом.
  1. Реляционной;
  2. Иерархической;
  3. Сетевой.
  1. Связь … устанавливается в случаях, когда конкретная строка главной таблицы в любой момент времени связана с несколькими строками подчиненной таблицы, при этом любая строка подчиненной таблицы связана только с одной строкой главной таблицы.
  1. Один к одному;
  2. Один ко многим;
  3. Многие ко многим.
  1. Размерность текстового поля измеряется в …
  1. Символах;
  2. Байтах;
  3. Кбайтах;
  4. Сантиметрах.
  1. Возможно ли редактирование данных поля Счетчик?
  1. Да;
  2. Нет.
  1. Запрос на обновление позволяет …
  1. Изменить данные в таблицах;
  2. Создать новую таблицу;
  3. Обновить связи между таблицами;
  4. Удалить таблицу из базы данных.
  1. Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет ни одного поля?
  1. Да;
  2. Нет.
  1. Поля, с помощью которых осуществляется связь «один ко многим» между таблицами, должны …
  1. Иметь одинаковый тип данных;
  2. Быть ключевыми;
  3. Иметь равное количество записей.
  1. Добавить запись в середину таблицы ...
  1. Возможно;
  2. Невозможно.
  1. При удалении запроса …
  1. Данные таблицы обновляются;
  2. Данные таблиц не изменяются.
  1. В Форме поля могут располагаться …
  1. Произвольным образом;
  2. В соответствии в порядком следования полей в таблице.
  1. Имена объектов в Access имеют длину не более …
  1. 50 символов;
  2. 10 символов;
  3. 255 символов;
  4. 32 символов.
  1. Создать новую БД – это значит …
  1. Создать новую таблицу;
  2. Создать новую форму;
  3. Создать новый файл.
  1. Связать две таблицы отношением «один к одному» между собой можно…
  1. Только по ключевым полям;
  2. Только по неключевым полям;
  3. По любым полям.
  1. Изменение структуры таблицы – это …
  1. Добавление нового поля в таблицу;
  2. Добавление новой записи в таблицу;
  3. Изменение типа данных поля;
  4. Отбор записей с помощью фильтра.
  1. СУБД Access использует … модель данных.
  1. Реляционную;
  2. Иерархическую;
  3. Сетевую.
  1. Запрос на модификацию таблицы – это …
  1. Запрос с групповой операцией;
  2. Запрос на обновление записей;
  3. Запрос по условию.

Эталон ответов

№ вопроса

Вариант 1

Вариант 2

b

c

a

b

b, c, d

a

a, c

b

a

a

a

b

c

a

b

b

a

b

a, b, c

a

b

c

c

c

1-a, 2-a, 3-c, 4-a, 5-a, 6-b

a

b

a, c

a

a

a, b, c

b

Критерии оценки

«Отлично»  выполнено от 91% до 100 %  теста, «Хорошо» - от 71% до 90%, «Удовлетворительно» - от 60% до 70%, «Неудовлетворительно» менее 60%.


Практическое задание контрольной работы

Вариант 1

  1. Создать базу данных в соответствии с приведенной схемой данных.
  2. Ввести в базу данных данные, не противоречащие условиям целостности данных.
  3. Сформировать к базе данных следующую систему запросов:
  • определить стоимость заказа заданного заказчика;
  • определить стоимость заказа, оплаченного в заданный временной интервал;
  • определить общую сумму заказа заказчиков в заданный временной промежуток.
  1. Создать формы для таблиц базы данных.


Вариант 2

  1. Создать базу данных в соответствии с приведенной схемой данных.
  2. Ввести в базу данных данные, не противоречащие условиям целостности данных.
  3. Сформировать к базе данных следующую систему запросов:
  • вывести список сотрудников заданного отдела;
  • вывести информацию о детях сотрудников заданного отдела;
  • определить размер среднего оклада.
  1. Создать формы для таблиц базы данных.


4  Критерии оценки

Оценка «Отлично» – база данных создана в соответствии с приведенной схемой данных, сформирована система запросов, выполняющая выборку данных из таблиц по приведенным критериям, созданы формы для таблиц базы данных, позволяющие просматривать  и вводить данные.

Оценка «Хорошо» – база данных создана в объеме от 71% до 90%, при этом обязательно соответствие таблиц и связей между ними приведенной схеме данных, сформирована система запросов к базе данных по приведенным критериям выборки.

Оценка «Удовлетворительно» – выполнено от 60% до 70% документа, имеются  ошибки в оформлении, не влияющие на структуру базы данных.

Оценка «Неудовлетворительно» – выполнено менее 60% работы, имеются существенные ошибки в структуре базы данных, построении запросов, форм.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Основы теории баз данных. Понятия объект, сущность, параметр, атрибут, основной и альтернативный ключ.
  2. Информационные модели баз данных: концептуальные, логические, физические модели данных.
  3. Системы управления базами данных, их место в системе программного обеспечения ЭВМ.
  4. Базовые понятия СУБД.
  5. Основные компоненты СУБД
  6. Автоматизированные информационные системы на основе баз данных
  7. Классификация, обзор СУБД.
  8. Основные понятия теории баз данных
  9. Модели данных.
  10. Реляционный подход к построению модели данных.  
  11. Основные операции реляционной алгебры
  12. Типы связей между объектами.
  13. Связь один к одному
  14. Связь один ко многим.
  15. Связь многие ко многим
  16. Нормализация таблиц базы данных.
  17. Этапы проектирования реляционных баз данных
  18. Информационные модели реляционных баз данных
  19. Примеры определения взаимосвязей между объектами в моделях данных.
  20. Основные этапы проектирования реляционной базы данных
  21. Технологии разработки баз данных  средствами MS Access
  22. СУБД MS Access. Экранный интерфейс программы.
  23. Технологии разработки таблиц базы данных
  24. Способы создания таблиц базы данных.
  25. Конструктор таблиц. Типы данных.
  26. Свойства полей.
  27. Модификация структуры таблиц
  28. Проектирование структуры  многотабличной базы данных.
  29. Определение связей между таблицами.
  30. Создание многотабличных баз данных.
  31. Пример нормализации таблиц базы данных в предметной области
  32. Виды запросов. Технологии разработки запросов.
  33. Формирование критериев отбора данных в зависимости от типа данных
  34. Создание запросов на выборку данных, запросов с параметром
  35. Создание итоговых запросов, вычисляемых полей
  36. Формирование системы запросов к многотабличным базам данных
  37. Создание запросов, изменяющих данные базы  данных
  38. Примеры профессиональных задач, решаемых с использованием возможностей систем управления баз данных.
  39. Способы создания форм, отчетов.
  40. Конструктор форм, элементы управления. Конструктор отчетов
  41. Создание форм ввода и управления данными.
  42. Создание отчетной документации на основе данных базы данных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 02. «Разработка и администрирование баз данных» МДК 02.02 «Технология разработки и защиты баз данны...

Методические рекомендации к учебной практике МДК 02.02 Технология разработки и защиты баз данных

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.02. «Разработка и администрирование баз данных» разработаны на основе Федерального государственного...

Отчеты к материалам УП по МДК 02.02 Технология разработки и защиты баз данных

Методические рекомендации по выполнению учебной практики по МДК 02.02 Технология разработки и защиты баз данных...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсового проекта по МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных модуля ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных

Выполнение курсового проекта имеет цель закрепить и систематизировать знание студентов по междисциплинарному курсу Технология разработки и защиты баз данных; способствовать развитию навыков самостояте...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по МДК 02.02 "Технология разработки и защиты баз данных"

Методические указания содержат лабораторные работы по МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных. Они посвящены выработке у студентов навыков работы с базами данных в том числе:Разработке ба...

Практическая работа №12. Разработка пользовательского приложения "Печатный двор" средствами MS Access 2013

Тема: разработка пользовательского приложение на основе разработанной базы данных «Печатный двор» средствами MS Access.Цель: закрепить полученные навыки проектирования базы данных средства...

Методические указания к практическим работам по МДК 11.01 Технология разработки и защиты баз данных

Методические указания к практическим работам по МДК 11.01 Технология разработки и защиты баз данных...