Методическая разработка олимпиады по информатике
методическая разработка на тему

Касаткина Ольга Николаевна
Методическая разработка предназначена для начинающих и опытных педагогов с целью использования при проведении внеклассных мероприятий, направленных на развитие логического мышления, памяти, интеллекта. Данное мероприятие предназначено для студентов 1 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_olimpiady_po_informatike.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия «Олимпиада по информатике»

(в рамках Недели ООД)

Автор: Мазаева О. Н.,

преподаватель информатики и ИКТ, ВКК

Бутурлиновка, 2016

Автор: О.Н. Мазаева – преподаватель информатики и ИКТ.

Методическая разработка предназначена для начинающих и опытных педагогов с целью использования при проведении внеклассных мероприятий, направленных на развитие логического мышления, памяти, интеллекта.

Данное мероприятие предназначено для студентов 1 курса.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных  дисциплин.

Протокол № ____от «___»________ 20__ г.

Председатель ПЦК _________ О.Н. Мазаева

Цели и задачи олимпиады:

  • развитие творческого потенциала студентов, формирование у них интереса к изучению современных информационных технологий и навыков их использования;
  • содействие более глубокому и прочному овладению студентами современными знаниями, умению находить решение в условиях поставленных задач;
  • выявление талантливых студентов, определение их дальнейшего интеллектуального и профессионального развития;
  • активизация творческой деятельности преподавателей.

Оборудование:   мультимедийный проектор, листы с заданиями, Карта индивидуальных достижений (Приложение 1), ключи к ответам для жюри (Приложение 2),  мультимедийная презентация, призы, грамоты.

Вступительное слово Мазаевой О.Н.-  преподавателя информатики (Ведущая).

Добрый день, уважаемые члены жюри, гости и участники олимпиады! Сегодня проводится  внеклассное мероприятие «Олимпиада по информатике» среди студентов 1 курса.

Наше мероприятие проходит в рамках Недели общеобразовательных дисциплин и приурочено оно ко дню рождения советской, российской информатики, который отмечается 4 декабря. Поздравляю нас всех с этим днем!

Девиз мероприятия: «Дорогу осилит идущий, а информатику - знающий!». Мы с вами попробуем использовать знания по информатике в нашей игре, в которой принимают участие команды: О-11, О-12, ТЗ-11, КС-11 групп.

А теперь представляю вам жюри:_______________________________________

.

Ход игры.

Ведущая: 

Олимпиада состоит из трех туров: I тур – тест, II тур – решение задач, III тур – финальный.

Начинаем!

I тур (Тест)

  1. Выберите наиболее точное продолжение фразы: «Информатика – это наука, изучающая…».
  1. Устройство компьютера
  2. Способы представления, хранения, обработки и передачи информации
  3. Архитектуру компьютера
  4. Программное обеспечение
  1. Процессы получения, хранения и преобразования информации называются…
  1. Информационными процессами
  2. Вычислениями
  3. Обработкой информации
  4. Информацией
  1. Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на:
  1. Текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную
  2. Обыденную, общественно-политическую, эстетическую
  3. Визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую
  4. Социальную, техническую, биологическую, генетическую
  1. Информация по форме представления подразделяется на:
  1. Обыденную, эстетическую, общественно-политическую
  2. Социальную, техническую, биологическую, генетическую
  3. Визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую
  4. Текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную
  1. Информатизация общества – это процесс…
  1. Более полного использования накопленной информации во всех областях человеческой деятельности за счет широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий
  2. Возрастания роли в социуме средств массовой информации
  3. Повсеместного использования компьютеров (где надо и где в этом абсолютно никакой необходимости)
  4. Обязательного изучения информатики в общеобразовательных учреждениях
  1. Информация происходит от латинского слова information, что означает…
  1. Процесс, протекание
  2. Сведения, изложение
  3. Происхождение, возникновение
  4. Передача, перенос

7. Программируемое устройство управления, входящее в системный блок – это…

  1. Монитор
  2. Процессор
  3. Оптическое устройство
  4. клавиатура

8. Наибольшую скорость печати документов и качество печати обеспечивает

a. Все принтеры одинаково

b. Струйный принтер

c. Матричный принтер

d. Лазерный принтер

  1. Правильное соотношение терминов и определений

А. операционная система

1. программа, обрабатывающая таблицы различной структуры

В. Электронная таблица

2. комплекс программ для управления всеми ресурсами компьютера

С. архиватор

3. программа для плотной записи информации на диске

имеет вид:

  1. A-2, B-1, C-3
  2. A-3, B-1, C-2
  3. A-1, B-3, C-2
  4. A-2, B-3, C-1
  1. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными, - это…
  1. Интерфейс
  2. Шины данных
  3. Компьютерная сеть
  4. адаптер
  1. Совокупность компьютеров, соединенных каналами для обмена информации и находящихся в пределах одного (или нескольких) помещения, здания, называется…
  1. Глобальной компьютерной сетью
  2. Информационной системой с гиперсвязями
  3. Региональной компьютерной сетью
  4. Локальной компьютерной сетью
  1. Режим ввода прописных или строчных букв фиксирует клавиша
  1. Компьютер, подключенный к сети Интернет, обязательно имеет…
  1. Доменное имя
  2. URL-адрес
  3. IP-адрес
  4. Домашнюю WEB-страницу
  1. WEB-страницы имеют расширение…
  1. HTM
  2. WEB
  3. EXE
  4. WWW
  1. Программа, устанавливая на компьютере пользователя и используемая для навигации по сети Интернет, - это…
  1. Почтовый сервер
  2. Сетевой робот
  3. Yandex
  4. Браузер
  1. Модем – это …
  1. Устройство, преобразующее цифровые сигналы компьютера в аналоговый телефонный сигнал и обратно
  2. Персональная ЭВМ, используемая для получения и отправки корреспонденции
  3. Программа, с помощью которой осуществляется диалог между несколькими компьютерами
  4. Мощный компьютер, к которому подключаются остальные компьютеры
  1. Точное и полное предписание о последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа – это…

Ответ: __________________

  1. Наименьшая единица измерения информации – это…

Ответ: __________________

19. Файл – это…

a. Единица измерения информации

b. Текст, распечатанный на принтере

c. Программа или данные на диске

20. Всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации – это…

           Ответ: ___________________

II тур (решение задач)

Задание 1.

 Как, имeя лишь два сосуда емкостью 3 л и 5 л, отметить 4 литра воды?

Ответ:

Задание 2.

Витя шифрует русские слова (последовательности букв), записывая вместо каждой буквы её код.

А        В        Д        О        Р        У

01        011        100        111        010        001

Некоторые шифровки можно расшифровать не одним способом. Например, 00101001 может означать не только УРА, но и УАУ. Даны три кодовые цепочки:

 

0100100101

011011111100

0100110001

 Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе расшифрованное слово.

 

Ответ:

Задание 3.

В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

а := 17

b := 5

а := b*9 - a*2

b := а*4 - 4

 

В ответе укажите одно целое число - значение переменной b.

Ответ:

Задание 4.

На рисунке - схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город G?

Ответ:

Задание 5.

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

 

1 команда - зачеркни справа

2 команда - возведи в квадрат 2

 

Первая из них удаляет крайнюю правую цифру, вторая - возводит число во вторую степень. Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 6, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 12121 — это алгоритм зачеркни справа, возведи в квадрат, зачеркни справа, возведи в квадрат, зачеркни справа, который преобразует число 73 в 1.) 

Ответ:

III тур (финальный)

Автомат получает на вход трёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам:

1. Вычисляются два числа — сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов заданного числа.

2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей).

 Пример. Исходное число: 277. Поразрядные суммы: 9, 14. Результат: 149.

 Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата:

 1616 169 163 1916 1619 316 916 116

В ответе запишите только количество чисел.

Ведущая: В заключении мероприятия подведем итоги. Обобщив и повторив материал по информатике, жюри определило победителей. Слово предоставляется председателю жюри – Прокофьевой С.И., преподавателю ИТвПД. (озвучивает фамилии студентов-победителей).

Награждение грамотами студентов, занявших I, II и III места. (грамоты вручает заведующая отделением ООД Скользнева Е.Н.)

Ведущая:

Окончена игра, но не грустите,

Хоть проиграли или выиграли сейчас-

Будут в вашей жизни успехи

И победы еще не раз.

Главное, не забывайте:

Чтоб врачом, моряком

Или  техником стать

Нужно непременно информатику знать.

Спасибо за участие!

Приложение 1

Карта индивидуальных достижений

Фамилия  студента

(участника олимпиады)

Тур

Количество

баллов

Общее количество баллов

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Приложение 2

Ключи к ответам (для жюри)

Тур I (тест)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

b

a

c

d

a

b

b

d

a

c

d

a

c

a

d

a

алгоритм

бит

с

Интернет

Тур II (решение задач)

сосуды

переливания

5 литров

-

3

3

5

-

1

1

4

3 литра

3

-

3

1

1

-

3

-

Задание 1                Ответ:        

        

Задание 2                Ответ: ВВОД

Задание 3                Ответ: 40

Задание 4                Ответ: 11

Задание 5                Ответ: 22121

Тур III (финальный)

Задача                Ответ: 3


Список использованной литературы

1. Михеева Е.В.: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для  10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку включает в себя материалы для тестирования, аудирования....

Методическая разработка Олимпиады по математике

Олимпиада по математике проводится в рамках Декады профессий.Основная цель данного мероприятия  проверить умение обучающихся логически рассуждать, умение выбирать правильные ответы, развивать поз...

Методическая разработка Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Основными целями и задачами Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» (далее Олимпиада)являются:-        ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДА ПО МАРКЕТИНГУ

1.  Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения предметной олимпиады студентов ГБПОУ НГК, (далее Олимпиада), ее организационное, методическое обеспечение, порядок участия в и ...

Методическая разработка "Олимпиада по ремонту и содержанию автомобильных дорог"

Методическая разработка "Олимпиада по ремонту и содержанию автомобильных дорог"...

Методическая разработка олимпиады "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия по пофессиональному модулю 02 для отделения "акушерское дело"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Талантливые студенты — это будущее нашей страны. Не случайно практически все развитые государства мира считают систему поиска талантов своей главной задачей; там университеты, начиная с младших классо...