Электронное тестирование как метод промежуточного и итогового контроля
статья на тему

Промежуточный и итоговый контроль являются неотъемлемой частью учебного процесса, без них невозможна эффективная обратная связь между преподавателем и учеником.

В настоящее время, в связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, тестирование, в том числе электронное, становится одной из распространенных форм контроля.

В современном толковом словаре Т.Ф. Ефремовой термин тест определяется как задание, испытание стандартной формы, по результатам выполнения которого можно судить о способности, предрасположенности и кого-либо к чему-либо, а также о знаниях и умениях испытуемого.

Как вид контроля, тестирование обладает как преимуществами, так и недостатками.

Прежде всего, процедура тестирования ставит всех учащихся в равные условия, используя единые для всех критерии выполнения и оценки. Благодаря тому, что весь процесс стандартизирован, также исключаются и любые корректировки со стороны педагога при проверке работ.

Тесты - это объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Среди недостатков тестовых заданий можно отметить то, что результаты тестирования хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но при этом они не всегда помогают определить сами причины этих пробелов.

Также, чтобы обеспечить справедливость теста зачастую требуется принятие специальных мер по обеспечению секретности тестовых вопросов и заданий. При повторном прохождении теста появляется необходимость вносить изменения в задания.

Кроме того, нельзя не обратить внимание на самую, наверное, часто указываемую проблему, связанную с тестовыми заданиями - при наличии вариантов ответа на заданный вопрос всегда существует вероятность того, что ученик может отвечать, выбирая вариант наугад. Естественно, что в таком случае смысл тестового задания как инструмента контроля теряется. Тем не менее, хотя этого риска нельзя полностью избежать, его можно свести к минимуму. Зависит это от того, насколько хорошо педагог сумел донести до учащихся мысль о важности контроля в процессе обучения прежде всего для них самих. Также роль играет и то, насколько грамотно составлен сам тест, насколько он объективно оценивает реальные знания.

Если говорить именно об электронном тестировании, проводимом на компьютере при помощи компьютерных программ, то у него есть ряд преимуществ, по сравнению с тестами, выполняемыми на бумаге:

·        меньшая трудоемкость во время проверки и редактирования тестов;

·        возможность моделирования тестовых заданий (их последовательности, вариативности и условий) на основе заданного алгоритма;

·        возможность проведения самоконтроля;

·        сам процесс тестирования вызывает больший интерес у учащихся;

·        быстрота фиксирования и систематизации результатов обеспечивает оперативность при подведении итогов;

·        объективность и беспристрастность оценок;

·        возможность проведения дистанционного тестирования;

·        можно ввести ограничения по времени выполнения тестирования.

Использование таких программ, как Microsoft Word, Excel или Power Point при проведении электронного тестирования хотя и возможно, но не представляется практичным. Поскольку основные функции у этих программ все-таки несколько иные, то это значительно осложняет некоторые аспекты проведения тестов, прежде всего фиксирование и последующий подсчет результатов.

На сегодняшний день существует большое количество программ, специально предназначенных для создания и проведения тестов, которые различаются интерфейсом, возможными типами заданий, количеством вопросов и многими другими параметрами.

Среди подобных программ, отталкиваясь от собственного опыта, хотелось бы выделить систему MyTestX. Это система программ, включающая в себя три модуля – MyTestStudent (программа тестирования учащихся), MyTestEditor (редактор тестовых заданий) и MyTestServer (журнал учета результатов). Эта система достаточно проста для освоения и удобна в использовании даже для педагогов, не имеющих большого опыта работы с компьютерными программами.

При прохождении теста поддерживается несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной и свободный. В обучающем режиме выводятся сообщения об ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы. В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить и возвращаться к любому вопросу самостоятельно.

При составлении теста в редакторе, открываются широкие возможности для внесения разнообразия в последовательность вопросов. Всего предлагается десять типов заданий:

·        одиночный выбор;

·        множественный выбор;

·        установление порядка следования;

·        установление соответствия;

·        указание истинности или ложности утверждений;

·        ручной ввод числа;

·        ручной ввод текста;

·        выбор места на изображении;

·        перестановка букв;

·        заполнение пропусков.

В заданиях с выбором ответа можно использовать до 10 вариантов. Вопросы можно разделять на группы по собственному усмотрению, например, в зависимости от их темы, типа, либо их сложности. Для каждого вопроса имеется возможность задать сложность (количество баллов за правильный ответ), прикрепить подсказку (может быть показана за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме). Может использоваться любая система оценивания - от 2-х до 100-бальной.

В целом, при умелом подходе к широким возможностям электронного тестирования, содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения, обеспечивая взаимосвязь этих двух процессов. Творчески и подробно составленные вопросы могут позволить ученику самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и устранять их.

Таким образом, даже учитывая перечисленные недостатки, и несмотря на мнение о том, что с помощью тестовых заданий невозможно оценить индивидуальные способности ученика, их, тем не менее, можно считать достаточно объективным и эффективным методом проведения контроля.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnoe_testirovanie_prezentatsiya.pptx307.83 КБ
Файл testirovanie.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т ест - задание , испытание стандартной формы, по результатам выполнения которого можно судить о способности, предрасположенности и кого-либо к чему-либо, а также о знаниях и умениях испытуемого.

Слайд 2

Преимущества электронного тестирования: - меньшая трудоемкость во время проверки и редактирования тестов ; - возможность моделирования тестовых заданий (их последовательности, вариативности и условий) на основе заданного алгоритма; - возможность проведения самоконтроля; сам процесс тестирования вызывает больший интерес у учащихся; - быстрота фиксирования и систематизации результатов - - - обеспечивает оперативность при подведении итогов; - объективность и беспристрастность оценок; - возможность проведения дистанционного тестирования; - можно ввести ограничения по времени выполнения тестирования.

Слайд 3

MyTestStudent – модуль для прохождения тестирования

Слайд 4

MyTestEditor – модуль для создания тестовых заданий

Слайд 5

MyTestServer – модуль для проверки и анализа результатов



Предварительный просмотр:

Промежуточный и итоговый контроль являются неотъемлемой частью учебного процесса, без них невозможна эффективная обратная связь между преподавателем и учеником.

В настоящее время, в связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, тестирование, в том числе электронное, становится одной из распространенных форм контроля.

В современном толковом словаре Т.Ф. Ефремовой термин тест определяется как задание, испытание стандартной формы, по результатам выполнения которого можно судить о способности, предрасположенности и кого-либо к чему-либо, а также о знаниях и умениях испытуемого.

Как вид контроля, тестирование обладает как преимуществами, так и недостатками.

Прежде всего, процедура тестирования ставит всех учащихся в равные условия, используя единые для всех критерии выполнения и оценки. Благодаря тому, что весь процесс стандартизирован, также исключаются и любые корректировки со стороны педагога при проверке работ.

Тесты - это объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Среди недостатков тестовых заданий можно отметить то, что результаты тестирования хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но при этом они не всегда помогают определить сами причины этих пробелов.

Также, чтобы обеспечить справедливость теста зачастую требуется принятие специальных мер по обеспечению секретности тестовых вопросов и заданий. При повторном прохождении теста появляется необходимость вносить изменения в задания.

Кроме того, нельзя не обратить внимание на самую, наверное, часто указываемую проблему, связанную с тестовыми заданиями - при наличии вариантов ответа на заданный вопрос всегда существует вероятность того, что ученик может отвечать, выбирая вариант наугад. Естественно, что в таком случае смысл тестового задания как инструмента контроля теряется. Тем не менее, хотя этого риска нельзя полностью избежать, его можно свести к минимуму. Зависит это от того, насколько хорошо педагог сумел донести до учащихся мысль о важности контроля в процессе обучения прежде всего для них самих. Также роль играет и то, насколько грамотно составлен сам тест, насколько он объективно оценивает реальные знания.

Если говорить именно об электронном тестировании, проводимом на компьютере при помощи компьютерных программ, то у него есть ряд преимуществ, по сравнению с тестами, выполняемыми на бумаге:

  • меньшая трудоемкость во время проверки и редактирования тестов;
  • возможность моделирования тестовых заданий (их последовательности, вариативности и условий) на основе заданного алгоритма;
  • возможность проведения самоконтроля;
  • сам процесс тестирования вызывает больший интерес у учащихся;
  • быстрота фиксирования и систематизации результатов обеспечивает оперативность при подведении итогов;
  • объективность и беспристрастность оценок;
  • возможность проведения дистанционного тестирования;
  • можно ввести ограничения по времени выполнения тестирования.

Использование таких программ, как Microsoft Word, Excel или Power Point при проведении электронного тестирования хотя и возможно, но не представляется практичным. Поскольку основные функции у этих программ все-таки несколько иные, то это значительно осложняет некоторые аспекты проведения тестов, прежде всего фиксирование и последующий подсчет результатов.

На сегодняшний день существует большое количество программ, специально предназначенных для создания и проведения тестов, которые различаются интерфейсом, возможными типами заданий, количеством вопросов и многими другими параметрами.

Среди подобных программ, отталкиваясь от собственного опыта, хотелось бы выделить систему MyTestX. Это система программ, включающая в себя три модуля – MyTestStudent (программа тестирования учащихся), MyTestEditor (редактор тестовых заданий) и MyTestServer (журнал учета результатов). Эта система достаточно проста для освоения и удобна в использовании даже для педагогов, не имеющих большого опыта работы с компьютерными программами.

При прохождении теста поддерживается несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной и свободный. В обучающем режиме выводятся сообщения об ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы. В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить и возвращаться к любому вопросу самостоятельно.

При составлении теста в редакторе, открываются широкие возможности для внесения разнообразия в последовательность вопросов. Всего предлагается десять типов заданий:

  • одиночный выбор;
  • множественный выбор;
  • установление порядка следования;
  • установление соответствия;
  • указание истинности или ложности утверждений;
  • ручной ввод числа;
  • ручной ввод текста;
  • выбор места на изображении;
  • перестановка букв;
  • заполнение пропусков.

В заданиях с выбором ответа можно использовать до 10 вариантов. Вопросы можно разделять на группы по собственному усмотрению, например, в зависимости от их темы, типа, либо их сложности. Для каждого вопроса имеется возможность задать сложность (количество баллов за правильный ответ), прикрепить подсказку (может быть показана за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме). Может использоваться любая система оценивания - от 2-х до 100-бальной.

В целом, при умелом подходе к широким возможностям электронного тестирования, содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения, обеспечивая взаимосвязь этих двух процессов. Творчески и подробно составленные вопросы могут позволить ученику самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и устранять их.

Таким образом, даже учитывая перечисленные недостатки, и несмотря на мнение о том, что с помощью тестовых заданий невозможно оценить индивидуальные способности ученика, их, тем не менее, можно считать достаточно объективным и эффективным методом проведения контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное тестирование как форма контроля знаний обучающихся

В данной статье я попыталась расскрыть возможности электронного тестирования. Указала на плюсы и минусы данной метода контроля знаний....

Входной, промежуточный и итоговый контроль

ведомости 2017-2018 учебный год...

Входной, промежуточный и итоговый контроль

Ведомости и анализ за 2018-2019 учебны год...

Входной, промежуточный и итоговый контроль

Ведомости и анализ за 2019-2020 учебный год...

Фонд оценочных средств: входной, промежуточный, текущий, итоговый контроль

Министерство образования и науки РБГАПОУ «Техникум строительства и городского хозяйства»Входная диагностическая работа по русскому языку для 1 курса ППКРС и ППССЗ ГАПОУ РБ «Техн...