Лекция "Информация, ее свойства, классификация. Информационные процессы"
план-конспект занятия на тему

Работа содержит лекционный материал по информатике для обучающихся 2 курса СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_2.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Информация, ее свойства, классификация. Информационные процессы

Термин информация происходит от латинского information, что означает разъяснение, осведомление, изложение.

В широком смысле информация– это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация– это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

С точки зрения информатики наиболее важными являются следующие свойства информации:


В зависимости от типа носителя различают следующие виды информации:

  • документальную;
  • акустическую (речевую);
  • телекоммуникационную.

Документальная информация представляется в графическом или буквенно-цифровом виде на бумаге, а также в электронном виде на магнитных и других носителях.

Речевая информация возникает в ходе ведения разговоров, а также при работе систем звукоусиления и звуковоспроизведения. Носителем речевой информации являются звуковые колебания в диапазоне частот от 200…300 Гц до 4…6 кГц.

Телекоммуникационная информация циркулирует в технических средствах обработки и хранения информации, а также в каналах связи при ее передаче. Носителем информации при ее обработке техническими средствами и передаче по проводным каналам связи является электрический ток, а при передаче по радио- и оптическому каналам – электромагнитные волны.

Источник информации может вырабатывать непрерывное сообщение (сигнал), в этом случае информация называется непрерывной, или дискретной – информация называется дискретной.

Например, сигналы, передаваемые по радио и телевидению, а также используемые в магнитной записи, имеют форму непрерывных, быстро изменяющихся во времени зависимостей. Такие сигналы называются непрерывными, или аналоговыми сигналами. В противоположность этому в телеграфии и вычислительной технике сигналы имеют импульсную форму и называются дискретными сигналами.

Сравнивая непрерывную и дискретную формы представления информации, нетрудно заметить, что при использовании непрерывной формы для создания вычислительной машины потребуется меньшее число устройств (каждая величина представляется одним, а не несколькими сигналами), но эти устройства будут сложнее (они должны различать значительно большее число состояний сигнала).

Информация, циркулирующая в обществе, требует специальных средств и методов обработки, хранения и использования. Сформировались новые научные дисциплины – кибернетика, бионика, робототехника и другие, имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.

Существует три подхода к измерению информации:

I подход– Неизмеряемость информации в быту (информация как новизна).

II подход– Технический или объемный (информация как сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, перерабатываемые и обрабатываемые с помощью технических устройств).

В вычислительной технике применяются две стандартные единицы измерения информации: бит и байт. Поскольку компьютер предназначен для обработки больших объемов информации, то используют производные единицы – килобайт (Кб), мегабайт (Мб), гигабайт (Гб). Обычно приставка «кило» означает тысячу, а приставка «мега»– миллион. Но в вычислительной технике осуществляется привязка к принятой двоичной системе кодирования.

В силу этого один килобайт равен не 1000 байтов, а 210 = 1024 байта.

Аналогично, 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб = 220 байтов = 1 048 576 байтов.

1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб = 220 Кб = 230 байтов = 1 073 741 824 байта.

III подход– Вероятностный. Измерение информации в теории информации (информация как снятая неопределенность).

Получение информации (ее увеличение) означает увеличение знания, что, в свою очередь, означает уменьшение незнания или информационной неопределенности.

За единицу количества информации принимают выбор одного из двух равновероятных сообщений («да» или «нет», «1» или «0»). Она также названа битом.

Презентация «Кодирование числовой информации»

Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. В наиболее общем виде

информационный процесс определяется как совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информационные процессы могут быть целенаправленными или стихийными, организованными или хаотичными, детерминированными или вероятностными. Следует обратить внимание на то, что информационный процесс всегда протекает в какой-либо информационной системе– биологической, социальной, технической, социотехнической.

В зависимости от того, какого рода информация является предметом информационного процесса и кто является его субъектом (техническое устройство, человек, коллектив, общество в целом), можно говорить о глобальных информационных процессах, или макропроцессах, и локальных информационных процессах, или микропроцессах.

Наиболее общими информационными процессами являются три процесса:

  • сбор,
  • преобразование,
  • использование информации.

Каждый из этих процессов распадается, в свою очередь, на ряд процессов, причем некоторые из последних могут входить в каждый из выделенных обобщенных процессов.

Так, сбор информации состоит из процессов поиска и отбора. В то же время поиск информации осуществляется в результате выполнения процедур целеполагания и использования конкретных методов поиска.

Методы поиска бывают «ручные» или автоматизированные. Они включают в себя такие процедуры, как формирование поискового образа (в явном или неявном виде), просмотр поступающей информации с целью сравнения ее с поисковым образом.

Отбор информации производится на основе ее анализа и оценки ее свойств в соответствии с выбранным критерием оценки. Отобранная информация сохраняется.

Хранение информации– это распространение ее во времени. Хранение информации невозможно без выполнения процессов кодирования, формализации, структурирования, размещения, относящихся к общему процессу преобразования информации.

В свою очередь кодирование, формализацию, структурирование вполне обоснованно можно отнести к процессам обработки информации. Наряду с вышеперечисленными к процессам обработки информации относятся также информационное моделирование, вычисления по формулам (численные расчеты), обобщение, систематизация, классификация, схематизация и тому подобное.

Обработка информации составляет основу процесса преобразования информации.

Информация может быть передана (распространена в пространстве) для ее последующего использования, обработки или хранения. Процесс передачи информации включает в себя процессы кодирования, восприятия, расшифровки и прочее.

Важнейшим процессом использования информации субъектом является процесс подготовки и принятия решений. Наряду с этим часто использование информации сводится к процессам формирования документированной информации с целью подготовки информационного или управляющего воздействия.

В реальной практике широко используются процедуры, входящие в процесс защиты информации. Защита информации– важный компонент процессов хранения, обработки, передачи информации в системах любого типа, особенно в социальных и технических. К ней относятся разработка кода (шифра), кодирование (шифрование), сравнение, анализ, паролирование и тому подобное

После того, как процесс использования информации завершен, например, решение принято и субъект приступил к его реализации, как правило, возникает новая задача и необходимы новая информация либо уточнение уже имеющейся. Это приводит к тому, что субъект вновь обращается к процедуре сбора информации и прочее. Поэтому, говоря об информационных процессах, следует подчеркивать не только их взаимосвязь, но и цикличность.

Особый интерес представляет механизм переработки обучаемыми воспринимаемой информации. Обучаемый для понимания, осмысления и запоминания привлекает те же приемы умственной деятельности, которые использует человек для познания реальной действительности. Следует обратить внимание на такие способы обработки информации как анализ, синтез, сравнение, группировка, опорные пункты, мнемический план, структурирование, систематизация, схематизация, аналогии, ассоциация и другие.

Анализ– метод научного исследования, путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо.

Синтез– метод исследования какого-либо явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

Сравнение– процесс сопоставления для установления сходства или различия.

Группировка– разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.).

Опорные пункты– выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты и так далее.). Это выразитель некоторого общего смысла. Сам набор опорных пунктов есть инструмент или орудие запоминания или воспроизведения иного порядка, где закодирован весь материал.

Мнемический план– совокупность опорных пунктов. В нем могут отражаться и внешние связи, и внутренние, характеризующие отношения различных групп материала и смысловые связи с имеющимися в тексте данными, связи с личным опытом, знаниями и ценностями субъекта.

Классификация– распределение каких-либо объектов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков. При построении классификации можно выделять: состав, структуру, количественные характеристики, условия и причины возникновения, этапы развития.

Структурирование– процесс установления взаимного расположения частей, составляющих целое, определение внутреннего строения материала.

Систематизация– установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними.

Схематизация– изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

Аналогии– установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий в целом различных.

Ассоциация– установление связей по сходству, смежности или противоположности и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация информационных систем

В лекции рассматриваются следующие вопросы:Основные классификационные признаки ИС. Классификация ИС по сфере применения. Классификация ИС по масштабу использования. Классификация ИС по ...

Классификация информационных систем по различным признакам

Цель работы: Изучить основные термины и понятия, характеристики, классификацию информационных систем.Задание: составить таблицу по параметрам  «Классификация информационных систем по различн...

Информация, информационные процессы и информационное общество

Лекция №1 «Информация, информационные процессы и информационное общество»Понятие «Информатика».СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИИнформатика – предмет и задачи.Информация и ее свойств...

Тест по теме "Информация. Свойства информации. Информационные процессы"

Промежуточный тест по теме  "Информация. Свойства информации. Информационные процессы". Состоит из 10 вопросов с выбором ответов. По итогам выводится результат и рядом с вопросом стоит ...

Лекция Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Графический интерфейс WINDOWS

Лекция на тему "Понятие об информационных системах  и автоматизации информационных процессов. Графический интерфейс WINDOWS"...

Открытое учебное занятие на тему: "Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов" (РСК)

Понятие об информационных системах  и автоматизации информационных процессов...

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

Теоретический материал о представлении об информационных системах и автоматизации информационных процессов, рассмотрение возможности настольных издательских систем....