Информация, информационные процессы и информационное общество
план-конспект урока на тему

Кончигаримова Динара Сатановна

Лекция №1 «Информация, информационные процессы и информационное общество»

Понятие «Информатика».

СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИ

Информатика – предмет и задачи.

Информация и ее свойства.

Информатизация общества.

Роль и значение информационных революций

Информационный потенциал общества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция №1 «Информация, информационные процессы и информационное общество».

Понятие «Информатика».

В нашей стране подобная трактовка термина "информатика" утвердилась с момента принятия решения в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как "комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики".

Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных, моделей. Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т.п. с помощью информационных моделей.

Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Обобщая опубликованные в литературе по информатике определения этого термина, предлагаем такую трактовку.

Информатика — это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Часто возникает путаница в понятиях "информатика" и "кибернетика". Попытаемся разъяснить их сходство и различие.

Основная концепция, заложенная Н. Винером в кибернетику, связана с разработкой теории управления сложными динамическими системами в разных областях человеческой деятельности. Кибернетика существует независимо от наличия или отсутствия компьютеров.

Кибернетика — это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.

Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика. Поэтому может сложиться впечатление об информатике как о более емкой дисциплине, чем кибернетика. Однако, с другой стороны, информатика не занимается решением проблем, не связанных с использованием компьютерной техники, что, несомненно, сужает ее, казалось бы, обобщающий характер. Между этими двумя дисциплинами провести четкую границу не представляется возможным в связи с ее размытостью и неопределенностью, хотя существует довольно распространенное мнение, что информатика является одним из направлений кибернетики.

Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без нее. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники. Кибернетика и информатика, внешне очень похожие дисциплины, различаются, скорее всего, в расстановке акцентов:

  • в информатике — на свойствах информации и аппаратно-программных средствах ее обработки;
  • в кибернетике — на разработке концепций и построении моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода.

СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИ

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.

Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей — технических средств (hardware), программных средств (software), алгоритмических средств (brainware). В свою очередь, информатику как в целом, так и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций (рис. 1.3): как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.

Информатика – предмет и задачи.

Термин «информатика» возник в 60-е гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью ЭВМ.

Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники в середине 70-х.

Информатика – область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Информатику можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей: технических средств, программных средств, алгоритмических средств.

Информатику как в целом так и каждую ее часть можно рассматривать с разных позиций: как отрасль народного хозяйства, фундаментальную науку, прикладную дисциплину.

Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.

Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных ИС.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

  • изучением закономерностей в информационных процессах
  • созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях деятельности
  • разработкой ИС и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла

Главная функция Информатики – разработка методов и средств преобразования информации и их использование в организации технологического процесса переработки информации.

Задачи Информатики:

  • исследование информационных процессов любой природы
  • разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов
  • решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни

Информация и ее свойства.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника к потребителю называются информационными коммуникациями.

Возможность и эффективность использования информации обуславливается ее потребительскими показателями качества.

  1. репрезентабельность – связана с правильностью отбора.
  2. достаточность
  3. актуальность
  4. своевременность
  5. точность
  6. достоверность
  7. устойчивость

Информатизация общества.

Роль и значение информационных революций

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.

Справка о смене поколений ЭВМ. 1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база —г- электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база — полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки. 3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база — интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов. 4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база — микропроцессоры, большие * интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микро-ЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Информационный потенциал общества.

Одним из ключевых понятий ИО является:

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в ИС (библиотеках, архивах, фондах и т.д.)

Информационные ресурсы базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт воплощает представление производителя о конкретной предметной области, для которой он создан. ИП должен быть зафиксирован на носителе в виде документа, статьи, программы и т.д.

ИП – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

ИП распространяется с помощью услуг.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя ИП.

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных.

БД – совокупность связанных данных, правила которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

БД разделяются на

  1. библиографические – содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации
  2. небиблиографические – имеют множество видов:
  • справочные – содержат информацию о различных объектах: адреса, телефоны, расписания
  • полного текста – содержат первичную информацию – статьи, журналы и т.д.
  • числовые – количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные
  • текстово-числовые – описание объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, по фирмам
  • финансовые – финансовая информация, предоставляемая банками, биржами, фирмами
  • юридические – правовые документы по отраслям, регионам, странам

При использовании ИР люди должны знать, где они находятся, сколько стоят, кто владеет, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы дает

Информационный рынок – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами информационного труда на коммерческой основе.

Основные источники – БД

Поставщики:

  • центры создания и хранения БД
  • службы телекоммуникации и передачи данных
  • коммерческие фирмы
  • информационные брокеры

Потребители – различные физические и юридические лица

Структура:

  1. техническая и технологическая составляющая – современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитые КС
  2. нормативно-правовая – юридические документы: законы, указы, постановления. Пример: закон «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и сложных правах»
  3. информационная – справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию ()справочники, энциклопедии
  4. организационная – элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг

Основные секторы рынка информационных продуктов и услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка, хранение информации"

Материалы урока могут быть использованы при изучении раздела Информационные процессы на первом курсе...

"Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий как одно из условий подготовки компетентностного специалиста" - статья опубликована в журнале " Профессиональное образование и общество", № 2, 2014 г.

Апрель 2014 года. Принимала участие в межрегиональной научно-практической конференции "Обеспечение качества подготовки кадров в условиях модернизации экономики"....

Лекция "Информация, ее свойства, классификация. Информационные процессы"

Работа содержит лекционный материал по информатике для обучающихся 2 курса СПО...

Тест по теме "Информация. Свойства информации. Информационные процессы"

Промежуточный тест по теме  "Информация. Свойства информации. Информационные процессы". Состоит из 10 вопросов с выбором ответов. По итогам выводится результат и рядом с вопросом стоит ...

01. Информация и информационные процессы

01. Информация и информационные процессы - презентация...

Информация. Информационные процессы.

Обобщающий урок в 10 классе по теме "Информация, информационные процессы".Для проверки теоретических знаний по теме учащиеся решают онлайн тест за компьютерами. Основная часть урока посвящен...