"ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ"
статья на тему

Рысина Ольга Ивановна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_prepodavaniya.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рысина Ольга Ивановна

ГБПОУ НО  

«Арзамасский медицинский колледж»

преподаватель информатики и математики

город Арзамас

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАЦИЯ И

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»

Содержание раздела программы «Информация и информационные процессы» обусловлена задачами развития, обучения и воспитания студентов, заданными  социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным содержанием обучения.  

Приоритетными объектами изучения представленного раздела  программы «Информатика и ИКТ» выступают информация и информационные процессы. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие понятия как: информационный процесс, кодирование информации,  количество информации.

Практическая часть раздела направлена на освоение студентами навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, их социализации, последующей деятельности, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

В связи с переходом образования на Федеральные государственные образовательные стандарты преподавание информатики предусматривает формирование общеучебных умений и навыков обучающихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Раздел «Информация и информационные процессы» является сложным для усвоения учащимися в той его части, где рассматриваются задачи на нахождение количества информации с помощью содержательного (равновероятностного) и алфавитного подходов. Сложности в изучении связаны с тем, что эта тема пересекается с другими разделами: «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации», «Кодирование и обработка текстовой информации», «Кодирование и обработка числовой информации». Поэтому также должны быть заложены вычислительные навыки, необходимые для решения задач на определение количества информации при изучении вышеперечисленных тем.

Государственные стандарты нового поколения устанавливают требования к результатам освоения программы: личностным, метапредметным и предметным. Содержание раздела «Информация и информационные процессы» полностью отвечает данным требованиям.

При изучении этого раздела программы хорошо прослеживаются межпредметные связи: с математикой, историей, обществознанием,  физикой, биологией, русским языком.

Актуальность изучения раздела состоит в том, чтобы отвечать потребностям современности, быть ориентированным на эффективное решение актуальных проблем студентов и соответствовать социальному заказу общества.

Основная цель раздела: изучение содержательного (равновероятностного) и алфавитного подходов к определению количества информации через решение задач данного типа.

При этом необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать систему знаний об основных понятиях раздела «Информация и информационные процессы»;
  • сформировать умения и навыки по определению количества информации, используя содержательный (равновероятностный) и алфавитный подходы;
  • сформировать освоение основных видов деятельности, необходимых для успешных действий в информационном обществе;
  • сформировать понимание значимости освоения информационных и коммуникационных технологий  для профессионального роста в будущем;
  • сформировать понимание необходимости соблюдения правовых и этических норм при работе с информацией;
  • освоить знания, составляющие основу научных представлений об информации, информационных процессах, о количестве информации;
  • изучить содержательный (равновероятностный) и алфавитный подходы к определению количества информации;
  • показать практическое применение изученного материала;
  • работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;
  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий;
  • осознавать основные психологические особенностей восприятия информации человеком;
  • оценивать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации;
  • повышать свой образовательный уровень и уровень готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Место информатики в системе общечеловеческих ценностей, на овладение которыми нацелена система образования, определяется тем глубоким воздействием, которое она может оказать на развитие личности студента.

Для развития творческих способностей обучающихся может использоваться не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов, что даёт большую эффективность и позволяет преподавателю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей обучающихся и социального заказа общества.

На занятиях используются такие методы, как:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа (репродуктивная и поисковая);
  • наглядные методы (иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций, таблиц, рисунков);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы);
  • активные методы (анализ контрольных ситуаций, решение проблемных задач, обучение алгоритму);
  • индуктивный и дедуктивный.

Каждый метод рассматривается как определенная система приемов. Используются приемы общей (внешней) организации учебной деятельности (приемы слушания, наблюдения, планирования работы с учебником, компьютером, пересказа, самоконтроля, организации домашней работы) и приемы познавательной (внутренней) деятельности (приемы внимания, запоминания, приемы словесного описания, объяснения, приемы постановки вопросов и проблем, приемы рефлексии, приемы оперирования образами, суждениями, понятиями).

  На занятиях используются различные формы организации учебной деятельности студентов: индивидуальная, парная, групповая работа. Организация индивидуальной деятельности позволяет учитывать способности и образовательные потребности каждого, а коллективная  деятельность  оказывает помощь каждому обучающему в успешном освоении учебной программы.

Создаются также условия для реализации основных  принципов личностно-ориентированной технологии обучения. Это выражено в следующем:

-создание атмосферы взаимной заинтересованности  в работе  студента и преподавателя;

 -оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно, неправильно), но и по процессу его достижения;

-создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на занятиях, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

В работе  используются и другие педагогические технологии, а именно, проблемное обучение  и информационно-коммуникационные технологии обучения с целью стимулирования интеллектуальной активности обучающихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирования внутренних мотивов, способов умственной деятельности студентов, их творческих способностей; формирования творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.

Результатом деятельности обучающихся является  понимание сути  информации и информационных процессов, количественного измерения информации,  осознанный и вдумчивый подход к решению задач.

Для усвоения раздела «Информация и информационные процессы» весь материал разделен на логически завершенные части и данный раздел можно представить в виде следующей таблицы:

Тема

Задачи

Информация, информационные процессы в природе, обществе, технике

Знать, что такое информация, информационные процессы в живой и неживой природе, информация в обществе, информация и информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем

Знать, как происходит кодирование информации с помощью знаковых систем, знаки, их формы и значения, знаковые системы.

Количество информации

Знать подходы к определению количества информации: количество информации как мера уменьшения неопределенности знания (равновероятностный подход к определению количества информации), алфавитный подход к определению количества информации, знать единицы измерения информации, уметь решать задачи на количество информации.

Содержание раздела включает в себя теоретическую часть и практическую в виде задач и практических работ. Содержание задач имеет практическое применение в жизни. Практические работы методически ориентированы на развитие критического мышления, использования личностно-ориентированного метода, разноуровневых заданий, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Это способствует формированию функциональной грамотности, социализации студентов, а также формированию метапредметных, общеучебных умений.

Система деятельности в ходе освоения учебного материала раздела включает такие виды:

  • познавательная через формирование системы мышления, осуществление интеллектуальных мыслительных операций (анализ, синтез, аналогия), наблюдение и приобретение опыта;
  • преобразующая через поиск путей решения проблем;
  • общеучебная через общение (диалог, умение слушать, задавать вопросы), работу с информацией;
  • самоорганизующая через умение самостоятельно ставить цели и планировать деятельность по их достижению, самоанализ, самоконтроль, рефлексия.

Таким образом, при изучении раздела программы «Информация и информационные процессы» получены следующие результаты:

- личностные образовательные результаты:

  • умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном кабинете;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
  • представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми;
  • навыки концентрации внимания;
  • понимание значимости информационной деятельности для современного человека; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

- метапредметные образовательные результаты:

  • целостные представления о роли ИКТ при изучении предметов и в повседневной жизни;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником;
  • понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»;
  • понимание общепредметной сущности понятия «знак»;
  • общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;
  • понимание универсальности двоичного кодирования;
  • навыки анализа информации;
  • способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов;
  • понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
  • навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей;
  • общепредметные навыки обработки информации;
  • основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

- предметные образовательные результаты:

  • общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ;
  • обобщённые представления о различных способах представления информации, понимание сущности двоичного кодирования;
  • о содержательном и алфавитном подходе к измерению информации;
  • знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;
  • оценка информации с позиции интерпретации ее свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, и т.п.);
  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Список используемых интернет - ресурсов

  1. Информация по теории и методике обучения информатике - http://www.bogomolovaev.narod.ru.
  2. НИРО Кафедра теории и методики обучения информатики - http://www.niro.nnov.ru/?id=608.
  3. Образование и информатика (сайт журнала) -  http://infojournal.ru/.
  4. Российский общеобразовательный портал Министерство образования и науки -  http://www.school.edu.ru/default.asp/.
  5. Федеральные стандарты образования - http://standart.edu.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Информация, информационные процессы и информационное общество

Лекция №1 «Информация, информационные процессы и информационное общество»Понятие «Информатика».СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИИнформатика – предмет и задачи.Информация и ее свойств...

Тест по теме "Информация. Свойства информации. Информационные процессы"

Промежуточный тест по теме  "Информация. Свойства информации. Информационные процессы". Состоит из 10 вопросов с выбором ответов. По итогам выводится результат и рядом с вопросом стоит ...

01. Информация и информационные процессы

01. Информация и информационные процессы - презентация...

Тест «Информация и информационные процессы»

Тесты  для СПО «Информация и информационные процессы»...

Понятие информации и информационных процессов

Представленное пособие используется в качестве иллюстрации при объяснении теоретического материала по теме "Информация и информационные процессы" в рамках учебной дисциплины Информатика на 2...

Информация и информационные процессы

Презентация на тему информации и информационных процессов, этапы развития информационного общества, а также про законы по теме...