Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления
план-конспект занятия на тему

Забродина Марина Игоревна

Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления.

Цели урока:

предметные  – Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

метапредметные –  Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

личностные  –  Использовать готовые  материалы, оценивать их обрабатывать и перекодировать.

Решаемые учебные задачи: 

1) рассмотрение общего правила "быстрого" перевода в компьютерных системах счисления;

2) Перевод целых чисел между двоичной и восьмеричной системами счисления;

3) Перевод целых чисел между двоичной и 16-ной системами счисления;

4) Перевод дробной части между двоичной и восьмеричной системой;

5) закрепление навыков быстрого перевода чисел в компьютерных системах счисления. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ

Слайд 2

Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления Способ «быстрого» перевода основан на том, что каждой цифре числа в системе счисления, основание которой q кратно степени двойки, соответствует число, состоящее из n ( q=2 n ) цифр в двоичной системе счисления. Замена восьмеричных цифр двоичными тройками ( триадами ) и шестнадцатеричных цифр двоичными четвёрками ( тетрадами ) позволяет осуществлять быстрый перевод, для этого: данное двоичное число разбить справа налево на группы по n цифр в каждой; если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов; рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать её соответствующей цифрой системы счисления с основанием q = 2 n .

Слайд 3

8= 2 3 Перевод целых чисел между двоичной и восьмеричной системами счисления Цифра → Двоичный код 0 → 0 1 → 1 2 → 1 0 3 → 1 1 4 → 1 0 0 5 → 1 0 1 6 → 1 1 0 7 → 1 1 1 А 2 А 8 А 8 Восьмеричные цифры меняем триадами Триады меняем на восьмеричные цифры Цифра → Триада 0 → 0 0 0 1 → 0 0 1 2 → 0 1 0 3 → 0 1 1 4 → 1 0 0 5 → 1 0 1 6 → 1 1 0 7 → 1 1 1 № 11 . 11 00 1 0 1 2 = Х 8 = 145 8 1 4 5 № 12. 302 8 = Х 2 = 11000010 2 3 0 2 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 0 1

Слайд 4

0 1 0 1 1 0 1 0 0 0 1 1 Цифра → Двоичные коды 0 → 0 1 → 1 2 → 1 0 3 → 1 1 4 → 1 0 0 5 → 1 0 1 6 → 1 1 0 7 → 1 1 1 8 → 1 0 0 0 9 → 1 0 0 1 A ( 10 ) → 1 0 1 0 B ( 11) → 1 0 1 1 C ( 12 ) → 1 1 0 0 D ( 13 ) → 1 1 0 1 E ( 14 ) → 1 1 1 0 F ( 15 ) → 1 1 1 1 Цифра → Тетрада 0 → 0 0 0 0 1 → 0 0 0 1 2 → 0 0 1 0 3 → 0 0 1 1 4 → 0 1 0 0 5 → 0 1 0 1 6 → 0 1 1 0 7 → 0 1 1 1 8 → 1 0 0 0 9 → 1 0 0 1 A ( 10 ) → 1 0 1 0 B ( 11) → 1 0 1 1 C ( 12 ) → 1 1 0 0 D ( 13 ) → 1 1 0 1 E ( 14 ) → 1 1 1 0 F ( 15 ) → 1 1 1 1 16 = 2 4 Перевод целых чисел между двоичной и 16-ной системами счисления А 2 А 16 А 16 16-ные цифры меняем тетрадами Тетрады меняем на 16-ные цифры № 13. 11 0 11 0 1 2 = Х 16 = 6D 16 6 D № 1 4. 5 A3 16 = Х 2 = 10 11 0 1 00 0 1 1 2 5 A 3 0 1 1 0 1 1 0 1

Слайд 5

Перевод дробной части между двоичной и восьмеричой системой № 15. 0, 111 0 1 2 = Х 8 = 0,72 8 7 2 № 16. 0,132 8 = Х 2 = 0,00101101 2 1 3 2 0, 0 0 1 0 1 1 0 1 0 0, 1 1 1 0 1 0 Цифра → Триада 0 → 0 0 0 1 → 0 0 1 2 → 0 1 0 3 → 0 1 1 4 → 1 0 0 5 → 1 0 1 6 → 1 1 0 7 → 1 1 1 Чтобы записать правильную двоичную дробь в системе счисления с основанием q = 2 n , достаточно: 1) двоичное число разбить слева направо на группы по n цифр в каждой; если в последней правой группе окажется меньше n разрядов, то её надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов; 2) рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать её соответствующей цифрой. 0, 0, Реши сам ?

Слайд 6

Решите самостоятельно Цифра → Двоичный код 0 → 0 0 0 0 1 → 0 0 0 1 2 → 0 0 1 0 3 → 0 0 1 1 4 → 0 1 0 0 5 → 0 1 0 1 6 → 0 1 1 0 7 → 0 1 1 1 8 → 1 0 0 0 9 → 1 0 0 1 А(10) → 1 0 1 0 B (11 ) → 1 0 1 1 C( 12 ) → 1 1 0 0 D( 13 ) → 1 1 0 1 E( 14 ) → 1 1 1 0 F( 15 ) → 1 1 1 1 № 17. Заполните таблицу: переве - дите число из одной системы счисления ( q ) в другую методом «быстрого» перевода: ОТВЕТ q=2 q=16 q=8 705 111000110010 C0DE 11011,1101 2E,8 470,04 111000101 1C5 E32 7062 1100000011011110 140336 1B,D 33,64 101110,1 56,4 100111000,0001 138,

Слайд 7

Вопросы и задания Задание 3. Все 5-буквенные слова, составленные из букв А , Б и В , записаны в алфавитном порядке и пронумеро-ваны . Вот начало списка: 1. ААААА 2. ААААБ 3. ААААВ 4. АААБА 5. АААББ … Какие слова находятся в этом списке на 51-м и 200-м местах ? Решение : Слово в трехбуквенном алфавите можно рассматривать , как запись слова в троичной системе в 5-разрядном представлении. Тогда А – 0, Б – 1, В – 2.

Слайд 8

А – 0, Б – 1, В – 2. При такой записи незначащие нули в начале (слева) тоже записываются: 1 . ААААА 2. ААААБ 3. ААААВ 4. АААБА … 51. ? 200. ? Вопросы и задания Задание 3 (решение). = 00000 3 = 0 10 = 00001 3 = 1 10 = 00002 3 = 2 10 = 00010 3 = 3 10 … Чтобы понять, какое слово соответствует этому числу, надо перевести его в троич-ную систему счисления и при необходимости дополнить слева «0» до пяти разрядов. 3 50 48 2 16 3 15 5 1 3 3 1 2 3 0 0 1 На 51-м месте в списке стоит число 51-1 = 50, а на 200-м – число 200-1=199. → АБВБВ 50 10 = 01212 3 = ***** 3 = 50 10 = ***** 3 = 199 10 Аналогично надо перевести в троичную систему счисления число 199. 3 199 198 1 66 3 66 22 0 3 21 7 1 3 6 2 1 → ВББАБ 199 10 = 21101 3 3 0 0 2 Ответ: АБВБВ и ВББАБ

Слайд 9

Вопросы и задания Задание 4 . Все 5-буквенные слова, составленные из букв А , Б и В, записаны в алфавитном порядке и пронумерованы . Вот начало списка: 1. ААААА 2. ААААБ 3. ААААВ 4. АААБА 5. АААББ … На каких местах будут стоять слова АБВБА и ВВВВВ? Ответ: 49 и 243 ОТВЕТ



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока.

по УМК  Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.

Информатика . 10 класс. ФГОС.

Урок 14. "Быстрый" перевод чисел в компьютерных системах счисления

Романова МБОУ СОШ №108 им. Ю. В. Андропова

Дата __________________________________

Урок 14. Быстрый перевод чисел в компьютерных системах счисления.

Цели урока:

предметные  – Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

метапредметные –  Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей 

личностные  –  Использовать готовые  материалы, оценивать их обрабатывать и перекодировать.

Решаемые учебные задачи:  

1) рассмотрение общего правила "быстрого" перевода в компьютерных системах счисления;

2) Перевод целых чисел между двоичной и восьмеричной системами счисления;

3) Перевод целых чисел между двоичной и 16-ной системами счисления;

4) Перевод дробной части между двоичной и восьмеричной системой;

5) закрепление навыков быстрого перевода чисел в компьютерных системах счисления.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- воспитание требований безопасности 

- развитие логического мышления

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

-  умение обрабатывать  информацию и делать вывод;

2

Запись домашнего задания.

§11.5,  вопросы и задания в конце параграфа 11 - 14 (письменно).

Работа с дневниками

3

Проверка Домашнего задания

№1 - 10 (учебник, с. 118 - 119)

Учащиеся отвечают на вопросы, показывают и объясняют выполнение письменных заданий.

4

Объяснение темы

Просмотр презентации на тему " "Быстрый " перевод в компьютерных системах счисления"

- смотрят изображения на слайдах;

- разбирают примеры "быстрого"  перевода в компьютерных системах счисления.

8

Закрепление

Выполняют задания к презентации

- осуществляют перевод целых и дробных чисел между двоичной и 8-ной, двоичной и 16-ной систем счисления

Личностные УУД:

совершенствование навыков использования языка запросов на практике

9

Итоги урока

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

-

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- развитие самооценки

  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 10 класс». Бином. 2016.
  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 10 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую»

Маетриал содержит задания по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую». Представлены 10 вариантов заданий. Для удобства проверки преподавателю прикрепляю на последних ...

МП Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую

Методическое Пособие. Тема: "Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую."...

Практическая работа. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Цель работы: научиться переводить числа из одной системы счисления в другую....

Тема «Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную»

Конспект урока содержит теоретическую и практическую часть, а также самостоятельную работу учащихся...

Методическое пособие Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую

Методическое пособие Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую...