«Тенденции развития компьютерных технологий в медицине.»
план-конспект занятия на тему

Лекция по дисциплине "Информационные технологии в профессионаьной деятельности" для специальности Сестринское дело, 2 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l-8_telemeitsina.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Группы 9-2х

Лекция №8

«Тенденции развития компьютерных технологий в медицине.»

2. Что такое телемедицина

 Понятие «телемедицина» было введено в оборот в 1974 году, однако гораздо раньше врачи приобрели богатый опыт проведения дистанционных консультаций, используя для этого обычный телеграф.  

В 1965 году известнейший кардиохирург М. ДеБейки впервые провел межконтинентальную видеоконференцию, в рамках которой консультировал процесс имплантации искусственного сердца.

В Россию телемедицина пришла несколько позже. Первые видеоконсультации были организованы сотрудниками петербургской Военно-медицинской академии в 1995 г. Правда, еще за 20 лет до этого они уже передавали данные электрокардиограмм на расстоянии в медицинские центры.

В 1997 г. был запущен проект видеоконференций «Москва - регионы России», а спустя два года в Москве появилась своя корпоративная сеть, включившая 32 учреждения ЛПУ. В 2001 году отечественные телемедицинские сети стали частью мирового информационного пространства.

Создание телемедицинских систем (и сетей) является составным элементом общего направления информатизации здравоохранения в настоящее время. Без интеграции технологий телемедицины во вновь создаваемые или уже эксплуатирующиеся клинические (и госпитальные) автоматизированные информационные системы (АИС) невозможно построить сколько-нибудь жизнеспособного решения поддержки лечебно-диагностических процедур. Это связано с тем, что на каждом этапе диагностики, лечения и реабилитации пациента врач должен иметь возможность обратиться к опыту коллег. Но хорошо, когда этот коллега работает в этом же лечебно-профилактическом учреждении, а как быть, если проблема настолько специфична, что для ее решения необходимо созвать консилиум высококлассных специалистов. Вот тут и заходит речь об использовании телемедицины и телеконференций в медицине.

1.1 Определение «телемедицины»


        «
Телемедицина - это использование телекоммуникационных технологий для обеспечения медицинской информацией и медицинским обслуживанием потребителей, которые находятся на расстоянии от медицинского персонала.

Этот термин используется в настоящее время как общее обозначение обеспечения консультаций и постановки диагноза на расстоянии.

Телемедицина не является медицинской субдисциплиной (или субспециальностью), а является вспомогательным средством для всех терапевтических и хирургических специальностей. Это понятие включает все, начиная от телефонной системы и заканчивая высокоскоростными системами широкополостной передачи с использованием фиброоптики, спутников или сочетания технологий наземной и спутниковой коммуникаций.»[2]

«Телемедицина - это интегрированная система оказания медицинской помощи с использованием телекоммуникаций и компьютерной технологии вместо прямого контакта между медиком и пациентом.»[3]

Телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов с клиниками, больницами, врачами, оказывающими первичную помощь, пациентами, находящимися на расстоянии, с целью диагностики, лечения, консультации и непрерывного обучения".[6]


        1.2 Предмет и задачи телемедицины


         Телемедицина - это использование достижений телекоммуникационных технологий в здравоохранении.

Телемедицина позволяет поднять эффективность лечения и диагностики на качественно новый уровень. С помощью технологий телемедицины можно, например, удаленному больному, оказать высококвалифицированную медицинскую помощь.

Врачи могут поставить диагноз на основании полученных через электронную почту или глобальную сеть Интернет изображений рентгеновских снимков, компьютерных томограмм, электрокардиограмм, электроэнцефалограмм или других данных лабораторных и инструментальных исследований больного.

В связи с тем, что зачастую основная часть узких специалистов в различных областях медицины работает в специализированных медицинских центрах крупных городов, это привело к определенной централизации медицинской помощи. Однако достижения телемедицины устраняют необходимость в физическом присутствии специалиста на месте.

Современные телемедицинские подходы позволяют проводить удаленные консультации врачей и их пациентов, находящихся в самых отдаленных районах. При этом для проведения консультации тяжелого больного врач может полагаться не только на собственный опыт. Благодаря телемедицинским технологиям врачи и специалисты могут слушать лекции известных ученых по самым актуальным проблемам здравоохранения и медицинской науки, поддерживать профессиональные связи с ведущими мировыми научными центрами, а также со своими коллегами из соседних районных больниц или с ведущими специалистами областного центра. Крайне привлекательна возможность использования технологий видеоконференций, позволяющих сторонам живое общение в режиме видео.

К основным задачам телемедицины относят:

·   профилактическое обслуживание населения;

·   снижение стоимости медицинских услуг;

·   обслуживание удаленных субъектов, устранение изоляции;

·   повышение уровня обслуживания.

Сегодня по всему миру создано свыше 250 телемедицинских проектов, которые принято делить на несколько категорий:

  • клинические (самые распространенные);
  • образовательные;
  • информационные;
  • аналитические.

Немало проектов носят многоцелевой характер. Около половины из них — телеобучение, четверть каналов информации задействованы в целях администрирования, а в 23% случаев телемедицина обслуживает нужды людей, проживающих в труднодоступной и удаленной местности.

  1. Направления современной телемедицины

  1. Трансляция хирургических операций в онлайн режиме. Важное направление телемедицины в плане обучения и заимствования опыта. Например, более опытный врач дистанционно может контролировать ход операции молодого коллеги. Система позволяет транслировать изображение различных медицинских инструментов и приборов, а также передавать телеметрические данные о состоянии больного (частота пульса, давление и другие). Технологически трансляция картинки обеспечивается с помощью веб-камер.

 

  1. Телеобучение медицинских специалистов. Использование современного оборудования позволяет максимально эффективно использовать опыт и мастерство коллег с помощью дистанционных семинаров, лекций и конференций. Благодаря этому появляется возможность практического освоения знаний, например, получая ценные советы во время проведения операций.

 

  1. Телемедицинские консультации. Один из самых востребованных сервисов, позволяющий в режиме двусторонней связи или видеоконференции получить профессиональную консультацию специалиста по широкому кругу медицинских вопросов. Благодаря наличию аудиовизуального взаимодействия врач и больной могут обмениваться важными текстовыми и графическими сведениями.

 

  1. Домашняя телемедицина. Направление дает возможность оказывать помощь больным, проходящим лечение дома. Домашняя телемедицина востребована у людей, которым требуются периодические обследования. Для этого используется специальное оборудование, способное собирать и передавать необходимую информацию о больном непосредственно из дома. Схема выполнения задачи выглядит так: к домашнему компьютеру пациента подключаются датчики, предназначенные для сбора объективных данных о состоянии больного (температура тела, пульс и др.). С помощью ВКС они моментально передаются в телемедицинский центр для обработки врачами, которые и принимают решение о дальнейших действиях.

 

  1. Дистанционный биомониторинг. Направление телемедицины, связанное с наблюдением и контролем состояния здоровья пациентов удаленно. Нередко используется для работы с людьми в возрасте, которым сложно самостоятельно проводить лечебные манипуляции.

 

  1. Мобильные телемедицинские комплексы. Их основой выступает современный высокопроизводительный компьютер, способный подключаться к различному медицинскому оборудованию и устройствам беспроводной связи. Используются в местах аварий и чрезвычайных происшествий.

Удаленные медицинские услуги, оформившиеся в единое и мощное телемедицинское направление, становятся привычными и повседневными для практикующих врачей всего мира. Состояние здоровья стареющего человечества далеко не всегда дает возможность делать радужные прогнозы будущей жизни нашего общества и цивилизации. Точные науки, не раз спасавшие человечество в кризисные времена, помогут и сейчас. Проникновение новейших телекоммуникационных и информационных технологий во все отрасли медицины – редкий шанс превратить науку о болезнях и их лечении в науку о здоровье.

ТМС должна соответствовать требованиям к системам подобного типа:

·   обеспечивать доступ ко всем сервисам круглосуточно и ежедневно;

·   эффективно защищать всю информацию и обеспечивать идентификацию пользователей ТМС;

·   обеспечивать сколь угодно необходимое географическое и функциональное расширение ТМС;

·   предоставлять необходимый и достаточный набор функций для решения задач диагностики, лечения и реабилитации больных, обучения и повышения квалификации медицинских работников, а также сбора и распространения управленческой информации;

·   объединять объекты регионального здравоохранения в единое информационное телемедицинское пространство;

·   базироваться на информационной инфраструктуре на основе автоматизированных информационных систем (АИС) в лечебных учреждениях, объединяемых в ТМС.

В составе ТМС можно выделить четыре типа элементов, взаимодействие которых и образует ТМС:

·   каналообразующая среда - набор аппаратных, программных средств, носителей информации и технологических решений (протоколы и стандарты), обеспечивающих передачу разнородной информации в территориально распределенной среде;

·   консультационный центр - медицинское учреждение, имеющее в штате высококвалифицированных врачей по направлениям медицины и соответствующее оборудование для проведения дистанционных консультаций, консилиумов и лечебно-диагностических процедур, а также организации обучения (проведение семинаров, лекций) врачей на удаленных станциях ТМС;

·   диспетчерский пункт - выделенная или функционирующая в составе других элементов ТМС структура, выполняющая функции фильтрации запросов на консультирование, планирования и обеспечения консультаций, организации консилиумов, а также сбора и распространения информации о возможностях консультационных центров. Также содержит службу администрирования, выполняющую функции сопровождения сетевой структуры;

·   удаленные пункты - особым образом оборудованное медицинское учреждение, персонал которого непосредственно взаимодействует с пациентами и выполняет комплекс лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных процедур.

При необходимости в структуре ТМС формируются временные ячейки например, комплекс удаленных медицинских подразделений в местах боевых действий или техногенных катастроф. Такие станции разворачиваются и подключаются к ТМС с целью привлечения групп опытных специалистов ведущих центров к решению оперативных проблем, возникающих в таких местах, причем риск потери этих специалистов сводится к нулю, а получение консультаций возможно круглосуточно, используя разницу времени в различных часовых поясах.

В структуре аппаратного обеспечения телемедицинских систем выделяется 4 основных составляющих:

·   инфраструктура передачи мультимедийной информации;

·   компьютерное оборудование общего профиля;

·   специализированное компьютерное оборудование;

·   специализированное медицинское оборудование.

1.4 Необходимость информационных стандартов в медицине


        На сегодняшний день следует признать, что ключевую роль для внедрения информационных технологий в медицине играет стандартизация.

В последние десятилетия наибольшие усилия специалистов по медицинской информатике были сосредоточены в двух основных предметных областях:

  • стандартизация медицинской терминологии
  • стандартизация передачи медицинских данных.

Концепция функциональных стандартов подразумевает решение следующих основных задач медицины:

1.   Медицинскую информационную систему, в состав которой входили бы только компоненты, разработанные одним производителем, создать невозможно. Это объясняется тем, что в настоящее время большое количество медицинской техники оснащено компьютерами со своим программным обеспечением. Такие программы либо не имеют возможности общаться с другими компонентами, либо могут общаться в неком своем формате, либо поддерживают тот или иной стандарт обмена информацией. Введение единого стандарта обмена информацией позволит решить эти проблемы внутри медицинской информационной системы.

2.   В настоящий момент заканчивается период автономных медицинских компьютерных систем, которые создаются автономно отдельными медицинскими подразделениями для решения своих задач. Наступает другой период - период взаимодействующих между собой медицинских компьютерных систем. Стандарты в медицинских информационных технологиях позволяют обмениваться информацией не только внутри своей системы, но и с внешними системами. Это обеспечит взаимодействие региональных медицинских учреждений с крупными центрами, а так же Российских учреждений с иностранными.

3.   Стандарты способствуют облегчению внедрения в медицину современных информационных технологий. Используя программное обеспечение, поддерживающее стандарт, медицинские учреждения будут иметь возможность постепенно внедрять информационные системы, начиная с отдельных отделов, и постепенно создавать системы большого масштаба.

4.   Программное обеспечение, поддерживающее стандарты, дольше не устаревает, легко модернизируется и обновляется, и, как показывает практика, работает стабильнее. К тому же оно дешевле, так как введение стандартов вызывает всплеск конкуренции на рынке ПО.

                

1.5 Проблемы телемедицины

  1. Проблема несоответствия

Законопроект о телемедицине обсуждали ещё в 2015 году, но тогда мнения разошлись между Минздравом с одной стороны и Институтом развития интернета (ИРИ) при участии Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и «Яндекса» с другой.

Что предлагает Минздрав? Сделать телемедицину просто информационной услугой, основная цель которой дистанционно решить, требуется ли очная помощь. Врач не может в режиме онлайн выписать пациенту рецепт, поменять дозу препарата или установить диагноз.

Документ получил поддержку основного медицинского сообщества и был предложен еще в апреле. Сейчас находится на рассмотрении.

Что предлагает ИРИ? Сделать телемедицину полноценной дистанционной услугой, которая предполагает и лечение. Законопроект внес 30 мая депутат Леонид Левин и на сегодня документ размещен на сайте нижней палаты парламента. ИРИ продвигает идею телемедицины в России больше всех.

То есть, Минздрав отказывается считать телемедицину терапией, считая ее лишь услугой для получения информации.

  1. Проблема врачей

Малоинформированы. По результатам проведенного опроса 10% врачей не знают или слышали, но не помнят, что такое телемедицина.

Сомневаются. Результаты того же опроса показывают, что 83% врачей считают, что телемедицина не подходит для первичного обращения. Большая часть боится увеличения среди пациентов случаев самолечения. Еще врачи опасаются, что система будет не защищена должным образом. Но при всем при этом 90% из них поддержали идею дистанционной медицинской помощи.

Боятся ответственности. В медицинском сообществе большое внимание уделяется ответственности. Пока никто не понимает, кто несет ответственность за здоровье пациента при оказании медицинской помощи на расстоянии. Оператор связи, сам врач или пациент? Пока не будет ясны все аспекты и регламентированы в протоколах медики работать не будут.

Боятся, что их заменят. Да, среди врачей есть и такие. Некоторые медики понимают, что IT в итоге входит в противоречие с индустрией здравоохранения. Диагностика уже заменяется продвинутыми технологиями.  

  1. Проблема IT-специалистов

Трудно делать ПО. В медицине больше всего данных. Их настолько много и не совсем структурировано, что разработчикам приходится сложно. Огромный объем данных нужно не просто хранить, но и обрабатывать и анализировать.

Нет единой базы. Сложность еще в том, что в мире нет единого хранилища данных. Также нет единого формата. Чтобы обрабатывать разные форматы данных программы должны уметь распознавать разные языки и приводить к общему знаменателю.

Устаревшая инфраструктура. Медицина стремительно развивается, но при этом в медицинских учреждениях врачи не любят, когда им заменяют систему, к которой они привыкли. Информация хранится в базах, плохо приспособленных к омиксной специфике, а многие популярные библиотеки приложений для анализа геномной информации и вовсе разрабатывались учеными для собственных нужд — они плохо приспособлены для новых задач промышленного масштаба.

Взаимопонимание. Со слов Германа Клименко, советника президента по вопросам развития интернета, медики долго не шли на встречу к IT-специалистам, и наоборот. Они шли параллельно. И тем и другим не нравилось, что кто-то лезет на их территорию — медики писали программные обеспечения, а разработчики пытались структурировать медицину в виде кода.

  1. Проблема пациентов

По результатам опроса, проведенного в твиттере среди 965 респондентов 36% ответили, что положительно относятся к телемедицине, 26% ответили, что не готовы принимать услуги такого рода, и 36% вообще не понимают что это такое.

У молодого контингента слово «телемедицина» ассоциируется с телевизором. А у более взрослого поколения с Кашпировским, который лечил людей через телевизор.

  1. Проблема бизнеса

Не видит монетизации. Медицинские стартапы не похожи на обычные. Тут не подходят обычные бизнес-модели. Несмотря на то, что частная медицина на слуху, нет смысла запускать медицинские стартапы. Государственное финансирование сокращается, частная медицина не показала того роста, которого от нее ждали.

Низкая информационная грамотность клиентов. IT-технологии предполагают бурное развитие, в том числе развитие бизнес-модели. Клиники на сегодня не готовы переходить на новый уровень. Главное правило: идеи не должны идти вразрез с бизнес-процессами конкретного учреждения, либо медицинской отрасли в целом.

Проекты есть, но у них есть недостатки.

В России уже имеются проекты, которые занимается тем, что очень похоже на телемедицину. ООО «Мобильные Медицинские Технологии» — ведущий российский разработчик онлайн-проектов в области здравоохранения и телемедицины (врач—пациент). Им принадлежит два крупных проекта «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор».  

«Педиатр 24/7» — это сервис онлайн-консультации врачей-педиатров 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.

«Онлайн Доктор» — онлайн-клиника, схожая с «Педиатр 24/7», но уже для всей семьи.

«ONDOC» — медицинский сервис для контроля здоровья. По сути, электронная медицинская карта.

Телемедицина от «Доктор на работе».  «Доктор на работе» — это крупнейшая закрытая сеть для врачей (более 500 000 зарегистрированных). Недавно запустили самую настоящую «Платформу Телемедицины». Будут продавать компаниям, которые решат заниматься телемедициной. Но пока не работает, потому что удаленные консультации в РФ пока запрещены.

Основной недостаток этих проектов в том, что они локальны. Нет государственной регламентированности. Тут еще будет уместно вспомнить неудачную попытку «Теледоктора», который закрылся через некоторое время после запуска. Основная причина — законодательство не готово.

  1. Проблема законодательства

Для телемедицины готовы все, но не законодательство. Страна не готова с юридической точки зрения. Все есть, но нет определения слова «телемедицина» в 323 ФЗ. Его планируют вести.  

Разработка. Прежде чем вносить в законы, нужно все тщательно проработать. Тут все непросто. Необходимо, чтобы был контроль качества, то есть, ввести порядок лицензирования всех участников этого рынка. А еще, этих участников нужно определить. Нужно еще понять, где и кем будет контролироваться качество оказания медпомощи.

Идентификация и аттестация. Как пациент, которому оказывают дистанционную медицинскую помощь поймет, кто перед ним? Может это мошенник? Поэтому, нужно подумать о том, как пациент сможет получить достоверную информацию о лицензии врача и об уровне его компетенции.

Кроме этого, нужно будет развернуть масштабный проект по аттестации будущих врачей, которые планируют заниматься телемедициной.

Стандарты. В США протоколы оказания телемедицинских услуг разрабатывались и обновлялись на протяжении 15 лет и это два тома по две тысячи страниц. Это сложная задача, на решение которой уйдет много времени.

Лицензирование инфраструктуры. Сейчас многие используют носимые устройства для сбора данных о здоровье. Но они от разных производителей и некоторые имеют неточные данные. А на эти данные будут опираться врачи. Поэтому, в идеале необходимо будет разработать свои устройства, сертифицировать их и проводить периодические проверки.

Страхование. Логично, что телемедицину введут в перечень услуг обязательного медицинского страхования. Это нечто новое, поэтому, нужно будет придумать механизм контроля всей этой истории.

Можно ли решить?  

Решение проблемы несогласия Минздрава и ФРИИ в объединении двух документов. Российский Телемедицинский Консорциум (РТК) создал рабочую группу, которая занимается объединением в один документ два ныне существующих законопроекта об оказании услуг телемедицины. Ответственен за группу Михаил Натензон, председатель совета директоров НПО «Национальное телемедицинское агентство». В общем-то, ИРИ согласны и на условия Минздрава, главное, чтобы законопроект приняли.

Чтобы медики, IT-специалисты были хорошо проинформированы и лучше понимали важность присутствия в этой системе друг друга, необходимо создавать различные форумы. И эти форумы уже проводятся. Например, ОНФ, провел круглый стол 10 июня 2016 году на тему доступности медицинской помощи — основное решение во внедрении телемедицинских услуг. Проводятся еще и форумы «Интернет+Медицина», где решаются другие важные проблемы.

Безопасность. Для оказания медуслуг дистанционно и врач, и пациент должны пройти процедуру идентификации. Все это должно быть официально и на государственном уровне. У каждого врача должна быть цифровая подпись. Аптека будет выдавать лекарства по цифровому рецепту, проверив цифровую карту пациента.

Проблему страхового бизнеса можно решить разработкой методической доказательной базы. Нужно доказать, что телемедицина способна снизить затраты на медпомощь, повысить долю коммерческого страхования.

Малоинформированность населения ликвидируется запросами на исследования, статей, научных работ в этой области. Уже создаются бумажные и электронные журналы про телемедицину, где можно узнавать последние новости этой сферы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Основные цели и задачи государства, определенные Президентом РФ – это повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития. Ва...

Тенденции развития здравоохранения в г. Вольске

Тенденции развития здравоохранения в г. Вольске...

«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ в г. ВОЛЬСКЕ»

«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ в г. ВОЛЬСКЕ»...

Учебный проект «Развитие творческого потенциала студентов средствами компьютерных технологий»

Актуальность проекта. В условиях повышения требований к системе образования  основной целью, стоящей перед современными педагогами, является создание условий для профессионального, и в том ч...

Тенденции развития общего и начального профессионального образования

План:- Тeндeнции рaзвития профессионального образования-сегодня;- Задачи и типы НПО;- Концепции и задачи НПО...

Современные тенденции развития общественного питания

Представленный материал показывает итоги маркетингового исследования в сфере общественного питания, которое выполнялось под руководством преподавателя студентами выпускного курса: Буткарёвым  Дан...