Конструирование модели электронного обучения
статья на тему

Пузырев Александр Евгеньевич

Статья на тему конструирования модели электронного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_modeli_elektronnogo_obucheniya.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Бийск – 2018


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность и степень разработанности проблемы исследования

Реалии нашего века таковы, что Интернет и различные формы заочного обучения образовали новый вид педагогики, опирающийся на электронное обучение в современной телекоммуникационной среде и дистанционные образовательные технологии.

        Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

(Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

        Обратим внимание на не бесспорное, но вполне актуальное высказывание известного американского философа и социолога Элвина Тоффлера (Alvin Toffler), одного из авторов концепции постиндустриального общества: “The illiterate of the 21st Century are not those who cannot read and write but those who cannot learn, unlearn and relearn”. В переводе это звучит как «безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться разучиваться и переучиваться».

Спрос на образование растёт. Также растёт спрос на гибкость и более удобные формы и методы передачи знаний. Этот спрос в сочетании с появившимися в последние десятилетия мощными сетевыми компьютерными и телекоммуникационными системами способствует внедрению дистанционных образовательных технологий и разработке электронных образовательных ресурсов. 

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Дистанционное образование и повышение квалификации даёт реальную возможность людям повышать уровень своего образования в течение всей жизни.

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями разного уровня задачу подготовки выпускников, способных:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

• грамотно работать с информацией.

В свою очередь модернизация системы образования, происходящая в последнее десятилетие, ставит перед педагогами, работающими в системе профессионального образования новые стратегические задачи. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497) отведена значительная роль развитию системы профессионального образования в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Современные дистанционные образовательные технологии (ДОТ) открывают реальные перспективы для повышения качества знаний и оперативности образовательного процесса, для решения различных социальных проблем, связанных с функционированием института образования.

В образовательной программе высшего профессионального образования по направлению «Профессиональное обучение» профиль подготовки «Экономика и управление» отмечено, что в рамках учебных курсов должно быть предусмотрено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов в области экономического профессионального образования, инновационных образовательных технологий, дистанционного образования свидетельствует об актуальности вопроса создания систем профессионального экономического образования на основе дистанционных технологий и востребованности таких систем различными категориями граждан.

Теоретическая основа исследования опирается на фундаментальные работы в области:

- системного и деятельностного подходов в образовании (Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.);

-  профессионального образования (С.Л. Батышев, A.A. Вербицкий и др.);

-  теории проблемного и модульного обучения (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.).

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что к настоящему времени определены теоретические основы, методы, механизмы проектирования профессионального электронного обучения, однако отдельного исследования по конструированию модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление) ещё не проводилось.

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью расширения практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в профессиональном экономическом образовании и недостаточной исследованности данного вопроса в теории и практике высшей школы.

Проблема исследования: Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования,- ускорение темпов развития общества. В результате чего для обеспечения потребностей общества, диктуемых увеличением образовательного рынка, усложнением технологий и интеллектуализацией труда в производстве, требуется совершенствование системы дистанционного образования и электронного обучения, призванное удовлетворить потребности общества и страны в высококвалифицированных кадрах.

Проблема определила выбор темы исследования: «Конструирование модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление)».

Цель исследования – теоретическое обоснование эффективности модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление).

Объект исследования – профессиональное экономическое образование студентов.

Предмет исследования – процесс проектирования и реализации модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление).

В основу нашего исследования положена гипотеза о том, что модель электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки будет более эффективной, если:

• выявлены особенности и принципы (целостности и непрерывности, опережения и развития способности самообучения и саморазвития) внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в содержание профессиональной подготовки;

• спроектирована модель профессионального экономического образования;

• разработана технология поэтапной реализации предлагаемой модели (организационный комплекс мероприятий и предварительная методическая работа), направленная на решение проблем учебно-программного и методического сопровождения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы (в области педагогики, психологии, информатики) с целью выявления степени её значимости для профессиональной подготовки студентов.

2. Теоретически обосновать и спроектировать модель электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление).

3. Экспериментально проверить, апробировать и проанализировать эффективность предлагаемой модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление)

4. Подготовить методические рекомендации по использованию модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки (экономика и управление).

В рамках первой задачи был сделан анализ теоретических исследований по проблеме исследования.

Решение второй задачи – проектирование модели запланировано на февраль-май.

Решение третьей и четвертой задач запланировано на сентябрь –декабрь этого года.

Следует отметить, что опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности внедрения модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки будет включать следующие этапы: диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий.

Первый этап связан с изучением особенностей существующей практики профессиональной подготовки студентов факультета технологии и профессионально-педагогического образования Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина по направлению «Профессиональное обучение», профиль подготовки «Экономика и управление».

На прогностическом этапе поставлены цели, выдвигаются задачи эксперимента; уточняется объект и предмет исследования; формулируется рабочая гипотеза; осуществляется выбор методов и методик формирующего эксперимента; происходит подбор контрольных и экспериментальных групп; определяются критерии оценки эффективности опытно-экспериментальной работы; прогнозируются положительные результаты и способы коррекции возможных негативных последствий.

Практический этап представляет собой формирующий эксперимент. На данном этапе будет осуществляться непосредственное внедрение в образовательный процесс системы профессионального экономического образования на примере электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при параллельном отслеживании результатов.

Обобщающий этап включает в себя анализ и интерпретацию полученных данных, корректировку гипотезы, описание хода исследования и результатов эксперимента. Логическим завершением формирующего этапа эксперимента является контрольный эксперимент.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель электронного обучения и дистанционных образовательных технологий профессиональной подготовки, обеспечивающая положительную динамику развития компетентности в условиях профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий, должна базироваться на модели, включающей:

1) целевой блок, отражающий цели, задачи, теоретико-методологическую и нормативно-правовую базу организации компетентностно-ориентированной подготовки;

2) проектный блок, описывающий технологию проектирования дистанционного курса;

3) организационный блок, раскрывающий начальные условия обучения и принципы его организации;

4) диагностический блок, определяющий принципы диагностики компетенций и критерии их оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль технического конструирования моделей подводных лодок в профессии судостроитель-судоремонтник металлических судов

Студенты нашего техникума изучают  тенденции развития внешней формы современных подводных лодок РФ, на основании полученных данных возможно изготовление уменьшенных копий подводных лодок для даль...

Модель: перевернутый класс (одна из имеющихся классификаций моделей смешанного обучения) Тема АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРОВ

Дисциплина: ИНФОРМАТИКАГруппа: ДЗ104Тип урока: контроля и коррекции знанийМодель: перевернутый класс (одна из имеющихся классификаций моделей смешанного обучения).УМК: рабочая программа дисциплины Инф...

Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).

 Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения)....

Система дистанционного обучения "1С Электронное обучение"

Содержит примеры разработанного образовательного контента программ повышения квалификации для системы дистанционного обучения «1С Электронное обучение»...

Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга

Внедрение передовых подходов к подготовке рабочих и инженеров — один из ключевых вопросов для технологического и экономического прорыва страны, а также повышения качества жизни и реальных доходов граж...

Оценка рентабельности использования модели электронной образовательной среды по управлению самостоятельной работой студентов СПО

Современный педагог предусматривает возможность одномоментного педагогического контроля результатов самоуправляемой самостоятельной работы студентов,  в том числе  путем тестирования по како...

«Модели инклюзивного обучения: анализ и характеристика»

laquo;…можно ли прибегать к образованиюглухих, слепых и отсталых, которым из-за физическогонедостатка невозможно в достаточной мере привитьзнания? Отвечаю: из человеческого образования н...