В чем состоит процесс информатизации?
методическая разработка на тему

Егорова Наталья Борисовна

Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счетов и книгопечатания. Около пятидесяти лет назад начались исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров. Узкий смысл термина «информационная технология» определился к концу 1970-х годов, когда его стали употреблять в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.informatika.docx103.88 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ ВПО  «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»

«В чем состоит процесс информатизации? Информационный ресурс. Информационный продукт. Информационная услуга»

Реферат по курсу «Информатика»

Егорова Наталья Борисовна

Москва 2015

                                                           

Содержание

Введение                                                                                                               3

1. Понятие информатизации                                                                                4

2. Роль информатизации в развитии общества                                                   6

3. Понятие информационной технологии                                                           7

4. Классификация информационных технологий                                                8

5.Понятие информационного ресурса                                                                 9

6.Знание как национальное достояние в развитии страны                                 12

7.Классификация информационных ресурсов                                                   13

8.Информационные продукты и услуги                                                            14

9.Информационный рынок                                                                               17

10. Информационный бизнес

Заключение

Список использованной литературы                                                              22

Цели:

  • сформировать представление об особенностях информационного общества и о роли информатизации в его становлении;
  • показать роль информационных ресурсов в развитии информационного общества;
  • познакомить со структурой рынка информационных продуктов и услуг;
  • разъяснить необходимость правового регулирования на рынке информационных услуг и продуктов.

Введение

Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счетов и книгопечатания. Около пятидесяти лет назад начались исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров. Узкий смысл термина «информационная технология» определился к концу 1970-х годов, когда его стали употреблять в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации.

Появление ЭВМ положило начало кибернетическому направлению применения технических средств для повышения эффективности труда. Автоматизация явилась закономерным, но непростым продолжением механизации. Если механизация охватывает процессы получения, передачи, преобразования и использования энергии. То автоматизация – процессы получения, передачи, преобразования и использования информации. Говоря образно, если орудия труда выступают продолжением человеческой руки, то ЭВМ – продолжение человеческого мозга.

Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании ,здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, военной сфере, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.

В современном информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Очередной революционный этап информатизации общества связан с необыкновенным ростом использования глобальных компьютерных сетей. Всемирная компьютерная сеть Internet развивается столь стремительно, что ежегодно число ее подписчиков и объём информационных ресурсов практически утраивается.

1. Понятие информатизации

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XXв. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. Образование больших потоков информации обусловливается: чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов ,диссертаций, докладов и т.п.; постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; и т.д. Как результат –наступает информационный кризис. Одним из проявлений которого является: появление противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработки информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.

Это породило весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества.

Информатизация – это процесс создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих кардинальное улучшение качества труда и условий жизни в обществе.

Информатизация тесно связана с внедрением информационно — вычислительных систем, с повышением уровня автоматизации организационно — экономической, технологической, административно — хозяйственной, проектно- конструкторской, научно-исследовательской и других видов деятельности.

Основные задачи информатизации:

—модернизация информационно — телекоммуникационной инфраструктуры;

— развитие информационных телекоммуникационных технологий;

—эффективное формирование, использование информационных ресурсов и обеспечение широкого и свободного доступа к ним; информационный ресурс получает приоритет по сравнению с прочими материальными ресурсами, он служит основой создания информационного продукта;

— обеспечение гражданобщественно значимой информацией и развитие независимых СМИ;

— создание необходимой нормативно- правовой базы построение информационного общества;

— привитие населениюинформационной культуры, т.е. умение целенаправленно работать с информацией ииспользовать её для получения, передачи, обработки и использования компьютернуюинформационную технологию, современные технические средства и методы.[2]

Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Информатизация общества– это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества.

Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счёт увеличения производительности и облегчения условий их труда.

2. Роль информатизации в развитии общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас всё в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие- то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, её осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объёмов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Информатизация общества– организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и органов государственной власти на основе формирования и использования информационных ресурсов; современный этап информатизации связан с использованием персональных ЭВМ, систем телекоммуникаций и сетей ЭВМ.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Этапы информатизации:

1.изобретение письменности → 2. книгопечатание → 3. Электричество (телеграф, телефон, радио и телевидение) → 4. компьютеризация

Каждый этап – качественный ″скачок″, направленный на преодоление противоречия между увеличением объёмов информации и ограниченными человеческими способностями по её восприятию и обработке.

На определённом этапе развития информационной индустрии формируется информационное общество; в таком обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний

С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

3. Понятие информационной технологии

Технология при перевод с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под ними понимать определенную совокупность действий, направленных на достижения поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информационного качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационная технология (далее ИТ) – это совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации. Информация как объект воздействия представляет собой данные, записанные на том или ином носителе.

Цель ИТ – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия..

4. Классификация информационных технологий

В настоящее время классификация ИТ проводится по следующим признакам:

1.  По способу реализации в АИС

Новая ИТ – это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения,

2.  По степени охвата задач управления

— Электронная обработка данных – когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач..

3.  По классу реализуемых технологических операций ИТ подразделяются: на работу с текстовыми и табличными процессорами, графическими объектами, системы управления БД, гипертекстовые и мультимедийные системы.

Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики. Компьютерная графика – это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ. Эта технология проникает в рекламную деятельность, делает занимательным досуг.

4.  По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам..

5.По способу построения компьютерной сети

Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления, к срочности обработки информации привело к созданию не только локальных, но и многоуровневых и распределительных систем организационного управления объектами, какими являются, например банковские, налоговые, статистические и др. службы. Их информационное обеспечение реализуют сети автоматизированных банков данных.

6. По обслуживаемым предметным областям ИТ подразделяются разнообразно.

Например, бухгалтерский учёт, управление финансовыми потоками, управлением складом, управление маркетингом, документооборот и др.[12]

5.Понятие информационного ресурса

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

 Ресурс — это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.

Понятие  информационных  ресурсов  является  сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности

В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России 25 января 1995 года, дано следующее определение понятия  информационные ресурсы ИРО – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). 

Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства – новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.

Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения. Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Можно определить информационные ресурсы следующим образом: «Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение  вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики.  При этом  будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства.

Информационные ресурсы являются своеобразным «сырьем» для информационных процессов (т. е. предметом информационного труда). И там, где это «сырьё» рационально используется (на базе современных средств труда), управление существенно влияет на эффективность производственного процесса.

Использование информационных ресурсов происходит, как правило, в сфере управления. Наиболее важным его результатом являются принимаемые управленческие решения.

Информационные ресурсы могут быть использованы в управлении как фактор увеличения объема производства и повышения его эффективности. Для различных элементов информационных ресурсов характерны разные периоды сохранения актуальности или сроки использования. Наибольшие сроки использования в условиях управления предприятием имеют данные, необходимые для перспективного и текущего управления, наиболее коротки они для оперативной производственной информации.

 Данные с длительными сроками использования называются информационными основными фондами - это информационные ресурсы, отражающие относительно постоянные данные (например, нормативы трудоёмкости и расхода материалов, технология изготовления деталей и т. д.).

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

6. Знание как национальное достояние в развитии страны

В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.   Классификация национальных информационных ресурсов: библиотечные, архивные, научно-техническая информация, правовая информация, отраслевая информация, финансовая и экономическая информация, информация о природных ресурсах и т.д.

Существуют еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов. Прежде всего, это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Эти знания могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях (например, международные, национальные и региональные выставки достижений).

Другая форма представления знаний в обществе – это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения – человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний,

7. Классификация информационных ресурсов

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  •  тематика хранящейся в них информации – общественно политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;
  •  форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
  •  доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
  •  принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
  •  источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
  •  назначение и характер использования информации – массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
  • форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
  • вид носителя информации – бумажный, электронный.

Различие между ИР и другими ресурсами:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.

8. Информационные продукты и услуги

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.

Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества. Совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов

Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.

  • Поиск и подбор информации;
  • Консалтинг;
  • Обучение;
  • Телекоммуникации;

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг , оказываемых библиотечной сферой:

- предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

- выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

- получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

- организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);

- выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. 

http://www.bestreferat.ru/images/paper/70/40/7574070.jpeg

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан.

Основные виды информационных продуктов

Информационные продукты

(аналитические обзоры, статьи, доклады, монографии, справки и др.)

Библиотечная система:

Система научно-технической информации:

Информационные центры различного начинания:

-первоисточники

 и их копии;

-обзоры;

-каталоги, справки;

-рубрикаторы

 перспективных

 направлений

-обзора;

-переводы;

-реферативные

 сборники;

-бюллетени новых

  поступлений;

-комплекты технической документации;

-журналы или их  

 копии, в том числе электронные

-базы данных по

 определенным направлениям деятельности общества;

-мультимедийные

 продукты;

-образовательные

 программы и методики

Схема наиболее полно отражает многообразие информационных продуктов  

9. Информационный рынок

Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов. Товар – информационные продукты  и услуги. Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.

Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям. 

Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники

  • Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  • Службы связи и телекоммуникации;
  • Бытовые службы;
  • Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);
  • Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;
  • Консалтинговые фирмы;
  • Биржи;
  • Частные лица (программисты) и пр.

Пользователи  информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий

Потребители информации – частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.

  • Частные лица;
  • Предприятия;
  • Органы власти;
  • Иностранные государства.

Несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса  информатизации общества, цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.

10. Информационный бизнес

Это сравнительно новая отрасль деловой активности общества. Но в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике. Высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес. Под информационным бизнесом понимается не только предпринимательство в информационной сфере, но и  оно охватывает торговлю и посредничество на информационном рынке, организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.

Заключение

В настоящее время в развитых странах решаются вопросы информатизации общества. Информатизации уделяется огромное внимание. Активно идет процесс перестройки экономики на базе научно-технического прогресса на самых его перспективных направлениях.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время более половины всего занятого населения наиболее развитых капиталистических стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства и распространения информации. Теперь, по исследованиям зарубежных специалистов, конкуренция за первенство в мире перемещается в область производства информации. Чем быстрей нужная информация внедряется в народное хозяйство, тем выше экономический и политический потенциал общества. В развитых странах информационные услуги и продукты превратились в главный товарный продукт.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием НТП, появлением новых технических средств переработки информации.

ИТ являются не только объектом исследований и разработки, но и средством создания информационных систем в различных предметных областях. Несмотря на специфику конкретных объектов, удалось разработать методологию, модели, методы и средства прикладных ИТ, что позволяет снизить затраты и сократить сроки информатизации. Спектр прикладных ИТ широк.

Информатизация– одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран. Человечество вступило в такой этап развития цивилизации, в которой информация и знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. При этом информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста. Необходимо понимать, что технологический прогресс является сегодня не только главным фактором обеспечения благосостояния нации, но и важнейшим условием процесса ее устойчивого развития. При этом приоритетное внимание должно быть уделено именно ИТ, которые благодаря их особым свойствам катализатора будут активно содействовать технологическому прорыву страны не только в информационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, ИТ, телекоммуникаций и др.обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в    социальному регрессу общества, т.к. порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

 

.

Список использованной литературы

1. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: Научно-методическое пособие / А.Б.Антопольский. – М.: Либерия, 2004. – 424 с.

2. Гулин В.Н. Информационный менеджмент. Информационные технологии, обеспечивающие управление информационными ресурсами. – М.: Современная школа, 2008. – 320 с.

3. Информатика: Учебник / Под ред.Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 658 с.

4. Информационные ресурсы России. Национальный доклад. - М.: Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации, 2000. – 15 с.

5. Попов В.Н. Информационные технологии в сфере управления: учебное пособие / В.Н.Попов. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 158 с.

         6. Кольцов,А.С., Федорков, Е.Д. Информационные технологии: Учебное пособие./А.С. Кольцов,Е.Д. Федорков. – Воронеж: Государственный технический университет, 2005. –241с.

7. Корнеев,И.К., Машурцев, В.А. Информационные технологии в управлении./ И.К. Корнеев,В.А. Машурцев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 158с. – Серия «Вопрос – ответ»

8. Чалиев,А.А. Необходимость развития информатизации общества /Лекции по информационнымсистемам в экономике. Режим доступа:

chaliev.ru/ise/lections-ise-zo.php#1

9.Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (от 25.01.95). http://www.qrz.ru/law/detail/114.

 

3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

 

Современному этапу использования средств вычислительной техники характерны отношения к информации как к особому виду информационных ресурсов, гибкий подход построения информационных систем, приведение их в соответствие с организацией управления.

Разработка организационно-методических основ применения ЭВМ наиболее эффективна в рамках концепции «управление информационными ресурсами», в соответствии с которой информация рассматривается как один из важнейших ресурсов предприятия наряду с материалами, оборудованием, кадрами. Такой подход означает, что к информации как к ресурсу могут быть применены методы сопоставления альтернативных видов источников информации, оценка затрат на приобретение, использование информации.

Информационные ресурсы являются своеобразным «сырьем» для информационных процессов (т. е. предметом информационного труда). И там, где это «сырьё» рационально используется (на базе современных средств труда), управление существенно влияет на эффективность производственного процесса. Использование информационных ресурсов происходит, как правило, в сфере управления. Наиболее важным его результатом являются принимаемые управленческие решения.

Информационные ресурсы могут быть использованы в управлении как фактор увеличения объема производства и повышения его эффективности. Для различных элементов информационных ресурсов характерны разные периоды сохранения актуальности или сроки использования. Наибольшие сроки использования в условиях управления предприятием имеют данные, необходимые для перспективного и текущего управления, наиболее коротки они для оперативной производственной информации. Данные с длительными сроками использования называются информационными основными фондами - это информационные ресурсы, отражающие относительно постоянные данные (например, нормативы трудоёмкости и расхода материалов, технология изготовления деталей и т. д.).

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Этот же закон установил, что информационные ресурсы являются объектом права собственности . Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством РФ.

Надо также понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе;это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство: это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют .

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них.

Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Формирование и использование информационных ресурсов

Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям. 

.Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг , оказываемых библиотечной сферой:

- предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

- выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

- получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

- организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);

- выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. 

http://www.bestreferat.ru/images/paper/70/40/7574070.jpeg

Рисунок 1 - Основные виды информационных услуг

4. ВЫВОДЫ

Заключение

В настоящее время в развитых странах решаются вопросы информатизации общества. Информатизации уделяется огромное внимание. Активно идет процесс перестройки экономики на базе научно-технического прогресса на самых его перспективных направлениях.

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время более половины всего занятого населения наиболее развитых капиталистических стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства и распространения информации. Теперь, по исследованиям зарубежных специалистов, конкуренция за первенство в мире перемещается в область производства информации. Чем быстрей нужная информация внедряется в народное хозяйство, тем выше экономический и политический потенциал общества. В развитых странах информационные услуги и продукты превратились в главный товарный продукт.

Информационныетехнологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средствомповышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческойдеятельности, незаменим для социальной сферы.

ИТявляется наиболее важной составляющей процесса использования информационныхресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционныхэтапов, смена которых определялась главным образом развитием НТП, появлениемновых технических средств переработки информации.

ИТявляются не только объектом исследований и разработки, но и средством созданияинформационных систем в различных предметных областях. Несмотря на спецификуконкретных объектов, удалось разработать методологию, модели, методы и средстваприкладных ИТ, что позволяет снизить затраты и сократить сроки информатизации.Спектр прикладных ИТ широк.

Информатизация– одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран.Человечество вступило в такой этап развития цивилизации, в которой информация изнания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. При этоминформация становится в современном обществе важнейшим фактором экономическогороста. Необходимо понимать, что технологический прогресс является сегодня нетолько главным фактором обеспечения благосостояния нации, но и важнейшимусловием процесса ее устойчивого развития. При этом приоритетное вниманиедолжно быть уделено именно ИТ, которые благодаря их особым свойствам катализаторабудут активно содействовать технологическому прорыву страны не только винформационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях.

Развитиюсредств массовой информации во многом способствует процесс информатизацииобщества. Появление новых технических средств, ИТ, телекоммуникаций и др.обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачуинформации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становитсявозможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий наобщество. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средствамассовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странахзаявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторыхслучаях социальному регрессу общества, т.к. порой разрушает веками создаваемыесоциальные коммуникационные связи.

 

Под информацией понимается совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в какой-либо системе и в окружающей ее среде.

Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация - совокупность сведений в сфере экономики, которые необходимо фиксировать, передавать, хранить, преобразовывать и использовать для осуществления функций управления народным хозяйством и его отдельными звеньями.

Информационным потенциалом общества называют информационные ресурсы и информационные составляющие трудовых ресурсов (информационных работников).

Информация - потребляемый всеми отраслями народного хозяйства ресурс, имеющий для них такое же значение, как энергетические ресурсы или запасы полезных ископаемых.

Информационные ресурсы (ИР) представляют собой один из обязательных элементов, необходимых для осуществления любого вида человеческой деятельности: производства, управления, научных исследований, проектирования новой техники и технологии, подготовки и переподготовки кадров.

 

.

Список использованной литературы

1. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: Научно-методическое пособие / А.Б.Антопольский. – М.: Либерия, 2004. – 424 с.

2. Гулин В.Н. Информационный менеджмент. Информационные технологии, обеспечивающие управление информационными ресурсами. – М.: Современная школа, 2008. – 320 с.

3. Информатика: Учебник / Под ред.Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 658 с.

4. Информационные ресурсы России. Национальный доклад. - М.: Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации, 2000. – 15 с.

5. Попов В.Н. Информационные технологии в сфере управления: учебное пособие / В.Н.Попов. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 158 с.

6. Шауцукова Л.З. Информатика: 10-11 кл. Теория (с задачами и решениями) / Л.З.Шауцукова. - М.: Просвещение, 2000. – 202 с.


Библиографическийсписок

1. Кольцов,А.С., Федорков, Е.Д. Информационные технологии: Учебное пособие./А.С. Кольцов,Е.Д. Федорков. – Воронеж: Государственный технический университет, 2005. –241с.

2. Корнеев,И.К., Машурцев, В.А. Информационные технологии в управлении./ И.К. Корнеев,В.А. Машурцев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 158с. – Серия «Вопрос – ответ»

3. Чухарева,О.В. Конспект лекций по дисциплине: «Информационные технологии»./ О.В.Чухарева.– Вязьма: Филиал Московского государственного индустриальногоуниверситета, 2005. – 95 с.

4. Чалиев,А.А. Необходимость развития информатизации общества /Лекции по информационнымсистемам в экономике. Режим доступа:

chaliev.ru/ise/lections-ise-zo.php#1

  1. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (от 25.01.95). http://www.qrz.ru/law/detail/114.
  2. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику: Учебное пособие. – М.,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В МАДИ состоится вебинар с распространением методических рекомендаций и мультимедийного сопровождения для организаций, реализующих программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий для лиц с наруш

Вебинар проводится Минобрнауки России в рамках проекта федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».В ходе вебинара состоится презентация мет...

В МАДИ состоится вебинар с распространением методических рекомендаций и мультимедийного сопровождения для организаций, реализующих программы профессионального обучения водителей транспортных средств для лиц с нарушением слуха

В МАДИ состоится вебинар с распространением методических рекомендаций и мультимедийного сопровождения для организаций, реализующих программы профессионального обучения водителей транспортных средств с...

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете состоялись вебинары с распространением методических рекомендаций и мультимедийного сопровождения для организаций, реализующих программы профессионального обучения водителей

4 декабря 2017 года в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете состоялись вебинары с распространением методических рекомендаций и мультимедийного сопровождения для орг...

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете состоялись вебинары с распространением методических рекомендаций и мультимедийного сопровождения

4 декабря 2017 года в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете состоялись вебинары с распространением методических рекомендаций и мультимедийного сопровождения для орг...

Презентация к занятию «Я приглашаю вас в свой мир творчества… или концерт состоится! »

Презентация к занятию «Я приглашаю вас в свой мир творчества… или концерт состоится! »...

«Из каких химических элементов состоят автомобили»

Из 118 открытых на сегодняшний момент элементов Периодической системы Д.И. Менделеева активно в автомобилестроении применяется 29. В статье подробно раскрыта роль этих элементов, и их место в современ...