Программа ОП.04 Охрана труда и техника безопасности для специальности 09.01.03 Мастер обработки цифровой информации.
рабочая программа

Шавелкова Елена Петровна

Адаптированная образовательная программа По дисциплине: ОП.04 ППКРС «Охрана труда и техника безопасности» По профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (срок обучения 2 года 10 месяцев) Содержание 1. Паспорт программы учебной дисциплины «Охрана труда и техника безопасности» - 6 1.1. Область применения программы - 6 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: - 6 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - 6 1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины и виды учебной работы: - 8 2. Условия реализации учебной дисциплины - 9 2.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению -9 2.2. Информационное обеспечение обучения -10 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины - 12 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины - 16 4.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся. - 16

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа ОП.04 Охрана труда199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое профессиональное образовательное

учреждение Московской области

 «Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»

                                                                          Утверждаю

                                                                   Директор СЭТ

                          ___________/Карасева С.Г./

                        «___»_____________ 20__ г.

        

Адаптированная образовательная программа

По дисциплине: ОП.04 ППКРС «Охрана труда и техника безопасности»

По профессии: 09.01.03  Мастер по обработке цифровой информации

(срок обучения 2 года 10 месяцев)

г. Хотьково  

 2019 г.


Рабочая программа дисциплины ОП. 04«Охрана труда и техника безопасности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (профессии) среднего профессионального образования

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Автор программы: Преподаватель   Шавелкова Е.П.   ___________

                                     

Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой методической (предметной) комиссии         

Протокол заседания№         от   «                                     »        20___   г.

Председатель цикловой методической (предметной)комиссии______________________________/_______________

Представитель работодателя        

«        »        20_   г.

Руководитель библиотечной системы               

Фамилия И.О., подпись

Пояснительная записка

Адаптированная программа учебной дисциплины ОП.04 «Охрана труда и техника безопасности» предназначена для изучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 

Нормативную правовую основу адаптированной образовательной программы составляет:

-Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. №175;

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая;

-Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291;

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 нюня 2013 г. № 464;

-Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 т. № 968;

-Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2;

-Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36;

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности;

Методическую основу адаптированной образовательной программы составляют:

-Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях,

  • том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. № 06-281;

-Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015г.№06-830

-Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по очной и заочной форме обучения утвержденного директором техникума от 26.06.2015г

- Профстандарт № 06.013 специалист по информационным ресурсам. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 n 629н (зарегистрировано в минюсте России 26.09.2014 n 34136)

Данная программа является адаптированной образовательной программой для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)


Содержание        

1.        Паспорт программы учебной дисциплины «Охрана труда и техника безопасности»        6

1.1.        Область применения  программы        6

1.2.        Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:        6

1.3.        Цели и задачи учебной дисциплины        6

1.4.        Количество часов на освоение учебной дисциплины и виды учебной работы:        8

2. Условия реализации учебной дисциплины        9

2.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению        9

2.2.        Информационное обеспечение обучения        10

3. Тематический план и содержание учебной дисциплины        12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины        16

4.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся.        16


  1. Паспорт программы учебной дисциплины «Охрана труда и техника безопасности»
  1. Область применения  программы

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины является частью ППКРС и разработана в соответствии с ФГОС по профессии СПО 09.01.03  Мастер по обработке цифровой информации.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:

  1. в программах профессиональной подготовки по профессии ОКПР 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»;
  2. для эффективной организации индивидуального информационного пространства, автоматизации коммуникационной деятельности, эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;
  3. в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

Данная программа является адаптированной образовательной программой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл, в объеме 17 часов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ)

  1.  Количество часов на освоение учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

25

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

17

В том числе:

      Теоретические  занятия

17

      Практические  занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

Итоговая аттестация в форме зачета

2. Условия реализации учебной дисциплины

2.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»

Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места по количеству обучающихся;
  2. рабочее место преподавателя;
  3. наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).

Технические средства обучения:

  1. мультимедийный проектор;
  2. телевизор;
  3. принтер черно-белый струйный;
  4. компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
  5. блок питания;
  6. источник бесперебойного питания;
  7. наушники с микрофоном;
  8. сканер;
  9. колонки.

      Оборудование кабинета для лиц с нарушением слуха:

1.  компьютерная техника

2.  аудиотехника (акустический усилитель и колонки)

3.  видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор), электронная доска с  документ-камерой

4. мультимедийная система.  

5. видеоуроки с сурдопереводом

6. Печатная форма материала

7. Электронный документ                                                                                                                                                                    

Оборудование кабинета для слабовидящих обучающихся:

1.  компьютерная техника

2.  аудиотехника (акустический усилитель и колонки, гарнитура)

3.  видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор), электронная доска с  документ-камерой

4. мультимедийная система.  

5. Ручное увеличительное устройство    

6. Программа экранного увеличения

7. Программа экранного доступа с синтезом речи

8. Печатная форма с увеличенным шрифтом

9. Аудиофайл

Оборудование кабинета для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

1. Подъемно-поворотный стул

2. Виртуальный проектор лазерной клавиатуры

3. Виртуальная экранная клавиатура

Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  1. Правила техники безопасности  и производственной санитарии;
  2. Инструкции по эксплуатации компьютерной техники.

      Программное обеспечение:

  1. текстовый редактор WORD;
  2. электронные таблицы Excel
  3. СУБД Access
  4. программы организации сетей
  5. интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Opera,
  6. мультимедиа-проигрыватели  RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp;
  7. растровый графический редактор PAINT;
  8. программа создания презентации POWER POINT;
  1. Информационное обеспечение обучения

1.    Попов Ю.П. Охрана труда: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2007.
2.    Конституция Российской Федерации.
3.    Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99 № 181-ФЗ.
4.    Федеральный закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 № 125-ФЗ.
5.    Закон РСФСР «О коллективных договорах и соглашениях». Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11.03.92 № 2490-1,
6.    Указ Президента Российской Федерации «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» от 04.05.94 № 850.
7.    Постановление Правительства Российской Федерации «О государственных нормативных требованиях по охране труда» от 12.08.94 № 937.
8.    Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по улучшению условий труда» от 26.08.95 № 843.
9.    Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной инспекции труда» от 28.01.00 № 78.
10.    Постановление «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.97 № 12.
11.    ГОСТ 12.0.004—90 ССБТ. Организация, обучение безопасности труда. Основные положения. Госстандарт СССР, 1990.
12.    ГОСТ 12.0.003—74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. Госстандарт СССР, 1974. Изменения И-1—78.
13.    СНиП 21-01—97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
14.    СНиП 23-05—95. Естественное и искусственное освещение. Минстрой России от 02.08.95.
15.    Положение о государственной противопожарной службе МЧС Российской Федерации.
16.    Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.02 № 279.
17.    Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.00 № 14.
18.    Схема определения тяжести несчастных случаев на производстве. Утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.08.99 № 322.

3. Тематический план и содержание учебной дисциплины  

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Охрана труда

2

Тема 1.1 Основные понятия охраны труда

1

2

Тема 1.2 Основы законодательства по охране труда

Трудовой кодекс. Основы законодательства по охране труда.
Основные понятия: охрана труда, условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, безопасные условия труда и др. Требования охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда. Обеспечение прав работника на охрану труда. Охрана труда женщин и молодежи.
Закон об охране окружающей среды.

1

3

Самостоятельная работа:

Заполнить глоссарий основных терминов по охране труда

1

Раздел 2. Санитарные правила и нормы

4

Тема 2.1 Гигиена труда.

Органы санитарного надзора, их назначение и роль в охране труда. Основные понятия о гигиене труда. Гигиенические нормативы.

1

3

Тема 2.2 Организация рабочего места

Организация рабочего места. Режим работы и занятий. Требования к освещенности и оборудованию. Требования к содержанию рабочего места. Санитарные нормы времени.

1

3

Тема 2.3 Профилактика рабочего места

Защита от вредного воздействия компьютера на состояние психики человека и его физическое состояние, меры профилактики. Виды вентиляционных устройств, правила их эксплуатации. Санитарный уход за производственными и другими помещениями.

1

3

Практические занятия:

Измерения своего рабочего места в соответствии с Санитарными правилами.

1

Самостоятельная работа:

Сделать доклад по профилактическим мероприятиям ПК

2

Проверочная работа по разделу 1,2   (Тест)

1

Раздел 3. Правила поведения в компьютерных кабинетах, электробезопасность и пожарная безопасность

4

Тема 3.1 Трудовая дисциплина

Организация учебного процесса. Трудовая дисциплина.

1

Тема 3.2  Безопасность при работе с электрооборудованием

Требования безопасности при обращении с электрооборудованием. Электробезопасность: действие электрического тока на организм человека и виды поражения электрическим током, факторы, влияющие на исход поражения; мероприятия по защите от поражения электрическим током.

Первая помощь пострадавшему от электрического тока. Первая помощь при термоожогах и обморожениях.

1

3

3.3  Пожарная безопасность

Пожарная безопасность: понятие о пожаре, горении; основные причины возникновения пожаров, противопожарные мероприятия, огнетушительные средства и правила их применения, правила поведения при пожарах. Пользование ручными средствами пожаротушения. Защитные приспособления, ограждения, средства сигнализации и связи. Вызов пожарной команды. Правила по безопасности труда. Причины травматизма. Виды травм, меры предупреждения травматизма. Правила ухода за ЭВМ и офисной техникой. Правила технической эксплуатации ПК. Ответственность за нарушение требований безопасности труда.

2

3

Самостоятельная работа:

Создать презентацию по пожарной безопасности

3

Проверочная работа по разделу 3   (Тест)

1

Раздел 4.  Здоровьесберегающие технологии

3

Тема 4.1  Эргономика

Эргономика: рабочее место, офисная мебель, требования к рабочему месту при работе сидя. Снятие локального утомления.

1

2

Тема 4.2  Предотвращение переутомлений

Предотвращение переутомлений. Ознакомление с упражнениями для глаз, комплексом упражнений для физкультурных минуток. Рациональный режим труда и отдыха. Значение правильной рабочей позы.

1

2

Тема 4.3  Профилактика проф.заболеваний

Профилактика профессиональных заболеваний. Принципы оказания первой помощи. Определение признаков жизни. Виды повреждений и первая помощь при ранениях, вывихах, ушибах, переломах, растяжениях связок.

1

2

Практические занятия:

Выполнение зрительной гимнастики

1

Самостоятельная работа:

Создать доклад о вредном воздействии ПК на здоровье человека.

2

ЗАЧЕТ

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  1.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

4.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Результаты обучения (освоенные умения, знания)

ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)

ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)

ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)

ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)

ПК  1.5. Создавать   и   воспроизводить   видеоролики,   презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)

ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)

ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)

ПК  2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)

ПК  2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.

уметь:

  • выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

знать:

  • правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
  • нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
  • виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ)

5. Приложения. 

Задания для оценки освоения дисциплины

Приложение 1

 

Паспорт

фонда оценочных средств

 по дисциплине _Охрана труда и техника безопасности         

                                              (наименование дисциплины)

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Наименование

оценочного средства

Раздел 1. Охрана труда

У1,  

З1, З2, З3,

ОК 1-6

Тест

Раздел 2. Санитарные правила и нормы

Тест

Раздел 3. Правила поведения в компьютерных кабинетах, электробезопасность и пожарная безопасность

У1,

З1, З2, З3,

ОК 1-6

Тест

Раздел 4.  Здоровьесберегающие технологии

У1,

З1, З2, З3,

ОК 1-6

Тест


Приложение 2

Примерный перечень оценочных средств

№ п/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

2

3

4

Зачет

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Вопросы по темам/разделам дисциплины

  1.  

Задания для самостоятельной работы

Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.

Комплект заданий

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

Темы докладов, сообщений

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Фонд тестовых заданий

Приложение 3

Оформление вопросов для  собеседования, зачета

ГБОУ СПО МО

«Сергиево-Посадский СЭТ»

Вопросы для  зачета

по дисциплине  «Охрана труда и техника безопасности»

  1. Основные понятия охраны труда
  • Охрана труда
  • Условия труда
  • Рабочее место
  • Вредный производственный фактор
  • Безопасные условия труда
  • Производственная деятельность
  • Содержание федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»
  1. Гигиена труда
  • Определение гигиены труда
  • Изменения состояния здоровья профессиональных пользователей ПЭВМ
  • Организация рабочего места для пользователей ПК
  • Размещение ПК
  • Рабочее положение пользователя
  • Профилактические мероприятия
  • Включение и выключение ПК
  • Мониторинг работы системы
  • Системный блок
  • Жесткие диски
  • Монитор
  • Принтеры
  • Трудовая дисциплина
  • Определение трудовой дисциплины
  • Методы обеспечения трудовой дисциплины

3. Работа с электрооборудованием

  • Причины возникновения электротравм
  • Меры уменьшения опасности поражения током
  • Определение защитного заземления, зануления.
  • Определение электротравм
  • Оказание медицинской помощи при электрических травмах

4.Пожарная безопасность

  • Организация мероприятий по обеспечению ПБ
  • Требования в аварийных ситуациях
  • Первичные средства пожаротушения
  • Оказание первой помощи пострадавшим
  • требования безопасности в кабинетах ПК

5.. Эргономика

  • определение эргономики
  • предмет эргономики
  • цели и задачи эргономики
  • монотонность труда
  • мероприятия по борьбе с монотонностью
  • плюсы и минусы машин на производстве

6.. Предотвращение переутомлений

  • требования к организации режима труда и отдыха при работе с персональным компьютером 

Критерии оценки:

  • зачет выставляется обучающемуся, если  верных ответов теста более 50%


Приложение 4 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


1. Основные положения трудового права
1.1. Основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда (приказ Минсвязи России от 02.09.93 № 207).
1.2. Рабочее время и время отдыха.
1.3. Трудовые отношения между работодателем и работником, порядок их оформления и гарантии соблюдения.
1.4. Коллективный договор и ответственность сторон по его выполнению.
2. Правовые основы охраны труда
2.1. Понятие охраны труда, основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда.
2.2. Нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их соблюдение.
2.3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда.
2.4. Права и гарантии работников на охрану труда.
2.5. Обязанности работников по соблюдению требовании охраны труда, действующих на предприятии.
2.6. Особенности охраны труда молодежи.
3. Организация работы по охране труда на предприятии
3.1. Общие принципы организации работы по охране труда на предприятии.
3.2. Инструктаж по охране труда, порядок проведения и оформления.
4. Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них
4.1. Классификация основных опасных и вредных производственных факторов, понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
5. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев и профзаболевании на производстве
5.1. Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
6. Оказание помощи пострадавшим при несчастных случаях и иных повреждениях здоровья на производство
6.1. Действия при возникновении аварий, пожаров, несчастных случаев и других происшествий на предприятии и ликвидация их последствий.
6.2. Организация первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.
6.3. Оказание доврачебной помощи при ожогах, обморожениях, поражениях электротоком, отравлениях, ранениях, ушибах, переломах и иных повреждениях здоровья работников на производстве.

Практическое задание 1 по теме «Профилактика переутомлений»

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть в даль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда налево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Практическое задание 2 по теме «Организация рабочего места»

Приведем пример правильной организации рабочего места при работе с компьютером

1. Помещение и освещение.

В данном помещении имеется как естественное, так искусственное освещение. Окно выходит на север. Помещение оборудовано отопительными приборами и системой кондиционирования воздуха. Стены и потолки окрашены матовой краской. В помещении ежедневно проводится влажная уборка. Площадь рабочего места составляет 6 кв. м. Стол стоит сбоку от окна, свет падает слева. Окно имеет регулируемые жалюзи. Искусственное освещение равномерно. Дополнительно рабочий стол оборудован настольной лампой.

2. Рабочий стол.

На рабочем столе свободно помещается монитор, клавиатура, "мышь", а также документы, книги, бумаги. Стол находится в ряду с другими столами на расстоянии 2 метров, а расстояние между рядами 1,2 м.

3. Стул (кресло).

Стул позволяет не только поддерживать правильную позу с учетом особенностей фигуры , но и изменять ее для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Стул регулируется по высоте, углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Поверхность сиденья, спинки и подлокотников полумягкая, с покрытием, которое не скользит, не электризуется и пропускает воздух.

4. Монитор.

Монитор размещен на столе прямо на расстоянии примерно 600 мм.

5. Клавиатура и "мышь".

Клавиатура и "мышь" расположены так, что локти находятся параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Запястья не согнуты. Клавиатура расположена в 10 - 15 см от края стола.

Провести измерения своего рабочего места и результаты записать в таблицу

 Приложение 5

Лист согласования

Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год


 

Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________ 

В комплект КОС внесены следующие изменения:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ЦМК _______________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). 

Председатель  ЦМК ________________ /___________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по дисциплине ОП.04 "Охрана труда и техника безопасности"

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины  ОП.04 «Охрана труда и техника безопасности», разработанной на основе Федерального государственного образовательн...

Программа учебной дисциплины "Охрана труда и техника безопасности"

Примерная программа учебной дисциплины для профессий НПО и СПО "Мастер по обработке цифровой информации"...

Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Охрана труда и техника безопасности"

КОС к учебной дисциплине "Охрана труда и техника безопасности" профессий СПО и НПО "Мастер по обработке цифровой информации"...

Рабочая тетрадь Учебной дисциплины ОП.04 «Охрана труда и техника безопасности при работе с вычислительной техникой» (часть 1.1)

Рабочая тетрадь Учебной дисциплины ОП.04 «Охрана труда и техника безопасности при работе с вычислительной техникой» (часть 1.1)дляобучающихся  очной формы обученияПрофессия: 09.01.03 ...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП.04 Охрана труда и техника безопасности образовательной программы по профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (код и наименование профессии)

Комплект Контрольно – измерительных материаловпо учебной дисциплинеОП.04 Охрана труда и техника безопасности (код и наименование дисциплины)образовательной программы по профессии: 09.0...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ самостоятельной внеаудиторной работы студентов по ОП.04 Охрана труда и техника безопасности по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

МЕТОДИЧЕСКие рекомендациипо выполнениюсамостоятельной внеаудиторной работы студентов  по ОП.04 Охрана труда и техника безопасности...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 08 ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ по профессии СПО35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

Рабочая программа дисциплины «Охрана труда и экологическая безопасность »  составлена в соответствии с обязательными требованиями ФГОС к среднему профессиональному образованию по проф...