Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 08 ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ по профессии СПО35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
рабочая программа
Рабочая программа дисциплины «Охрана труда и экологическая безопасность » составлена в соответствии с обязательными требованиями ФГОС к среднему профессиональному образованию по профессии 35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство промышленности и торговли Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Вышневолоцкий колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08 ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ППКРС ПО ПРОФЕССИИ
35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и
ремонту машинно-тракторного парка
Вышневолоцкий городской округ
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Охрана труда и экологическая безопасность » составлена в соответствии с обязательными требованиями ФГОС к среднему профессиональному образованию по профессии 35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Согласовано:
Заместитель директора по УР Т. В. Бордодымова
Одобрена на заседании цикловой комиссии профессионального цикла филиала ГБПОУ «ВВК» в п.Красномайский
«____»_____________________20___ протокол № ______
Председатель: ________________________________
Подпись/ расшифровка подписи
Авторы:
преподаватель ГБПОУ
«Вышневолоцкий колледж»
____________________________________________
Подпись/ расшифровка подписи
преподаватель ГБПОУ
«Вышневолоцкий колледж»
____________________________________________
Подпись/ расшифровка подписи
Рецензенты:
________________________________________________________________________
Должность, место работы, Подпись/ расшифровка подписи
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Охрана труда и экологическая безопасность » является является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
- Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1 - 7 ПК 2.1 – 2.4. ПК 3.1.-3.4. | - ориентироваться в системе нормативных правовых актов по охране труда и использовать их в профессиональной деятельности; - выполнять мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий вредных производственных факторов. планировать мероприятия по снижению уровня загрязнений окружающей среды; - ориентироваться в основных аспектах взаимовлияния человечества и его среды обитания; - прогнозировать и оценивать экологическую опасность, моделировать пути её предотвращения. | - системы нормативных правовых актов по охране труда; - структуры и системы охраны труда в АПК; - источников и способов защиты человека от вредных и опасных производственных факторов; эргономические и психофизиологических основ охраны труда; - глобальных и региональных экологических проблем; - способов снижения техногенной нагрузки на природную среду; - механизмов обеспечения экологической безопасности; - критериев оценки состояния природной и техногенной среды. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 47 |
в т.ч. в форме практической подготовки | |
теоретическое обучение | 24 |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа | 11 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда и экологическая безопасность»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Правовые и организационные основы охраны труда | 10 | |||
Тема 1.1. Законодательные основы охраны труда | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Термины и определения охраны труда. Основные законы по трудовому праву в РФ. Основные положения правительства РФ по охране труда в РФ. Государственные гарантии и социальная поддержка граждан РФ. Защита прав и свобод граждан РФ. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 1.Порядок действий работника при несчастном случае. | |||
Тема 1.2. Государственный надзор и контроль за охраной труда на предприятиях | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства по охране труда. Основные функции, задачи, цели и права государственных инспекторов по охране труда. Общественный контроль за охраной труда. Профессиональные союзы. | |||
Тема 1.3. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды | Содержание учебного материала | 4 | ||
Виды, классификация и идентификация негативных факторов. Источники и характеристика негативных производственных факторов. Аттестация рабочих мест по условиям труда Опасные и вредные производственные факторы, их воздействие на работающих, определение уровней воздействия и меры защиты Воздействие на организм человека вредных веществ, находящихся в воздухе. Метеоусловия. Шум и вибрация. Световой поток. Ионизирующее излучение. | 2 | |||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 2 Классификация условий труда по степени вредности и опасности. | |||
Раздел 2. Техника безопасности | 16 | |||
Тема 2.1. Основы безопасности в сельскохозяйственном производстве | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Требования безопасности к машинам, механизмам, инструментам и приспособлениям для технического обслуживание машин. Средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов. Допуск к работе на тракторах, автомобилях, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Требования безопасности в учебных помещениях, гараже и на территории предприятия. | 2 | ||
2 | Меры безопасности при весенне-полевых работах Меры безопасности при работе с удобрениями и ядохимикатами Требования по охране труда при уборке зерновых и технических культур Требования по охране труда при послеуборочной обработке зерна Меры безопасности при подготовке семян к посеву. | 2 | ||
3 | Правила безопасности при хранении, погрузке, выгрузке и перевозке топливосмазочных материалов, и при работе с ними. Меры безопасности при использовании антифриза, смазочных материалов. Применение и хранение ветоши. Меры безопасности при использовании баллонов, наполненных сжиженным и сжатым газами. Применение спецодежды и средств индивидуальной защиты при работе с эксплуатационными материалами. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 3. Применение средств индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов. | |||
Тема 2.3. Основы пожарной безопасности | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Основные понятия. Классификация производственных объектов по пожаровзрывоопасности. Организационные и технические противопожарные мероприятия. Пожарная безопасность объекта. Предотвращение пожаров в организациях. Первичные средства пожаротушения. Причины возникновения пожаров. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 4. Изучение устройства огнетушителя. Отработка приемов работы с огнетушителем. | |||
Тема 2.4. Основы электробезопасности | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Особенности поражения электрическим током. Причины электротравматизма. Допуск к работе с электричеством и электрифицированными машинами. Защита от статического электричества. Молниезащита зданий и сооружений. Правила поведения во время грозы в поле и в помещении. Оказание помощи человеку, попавшему под действие электрического тока. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 5. Выбор средств обеспечения электробезопасности. Оказание первой помощи пострадавшим при поражении электрическим током. | |||
Раздел 3. Экологическая безопасность | 8 | |||
Тема 3.1. Понятие об экологической безопасности | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие об экологической безопасности. Экологическая политика как целенаправленная деятельность государственных органов по обеспечению экологической безопасности населения, рационального природопользования и охраны природы. Уровни экологической безопасности: международный, национальный, региональный, локальный. Приоритеты глобальной экологической безопасности (сохранение биоразнообразия, мониторинг климатических изменений, сохранение лесов и т. п.) и их значение для формирования политики на национальном и региональном уровнях. Природоохранное законодательство как основа экологической политики. Цель и задачи экологической безопасности и их проецирование на региональный уровень. Основные направления государственной экологической безопасности. Экологическая доктрина РФ, ее значение для устойчивого развития регионов. | |||
Тема 3.2. Глобальные экологические проблемы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Глобальные и региональные экологические проблемы. Загрязнение воздушной среды и её защита. Нарушение озонового слоя. Проблема кислотных и щелочных осадков. Изменение климата. Обеспечение безопасности гидросферы. Истощение запасов пресной воды, загрязнение вод Мирового океана. Таяние ледников. Деградация естественных ландшафтов. Деградация почвенного покрова. Опустынивание. Проблемы и способы защиты биосферы в современных условиях. Деградация биоразнообразия (редкие, исчезнувшие, находящиеся под угрозой исчезновения виды, и т.п.). Сокращение площади лесов. Красная книга МСОП, Красные книги федерального и регионального значения. Критерия внесения видов в Красную книгу. | |||
Тема 3.3. Прикладные экологические проблемы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные аспекты взаимодействия человечества и его среды обитания. Способы снижения техногенной нагрузки на природную среду. Механизмы обеспечения экологической безопасности. Критерии оценки состояния природной и техногенной среды. Экология городов (урбоэкология). Перенаселение планеты. Накопление поллютантов и ксенобиотиков в средах и организмах, их миграция в трофических цепочках. Ухудшение качества жизни, рост числа заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды (в т. ч. генетических), появление новых болезней. Энергетические проблемы | |||
Тема 3.4. Региональная экологическая безопасность | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие о региональной экологической безопасности. Региональная экологическая политика как часть комплексной региональной политики государства. Цель и задачи региональной экологической политики: сохранение и восстановление природных систем и их экологических функций для устойчивого развития регионов России, повышения качества жизни и улучшения здоровья населения регионов, обеспечения их экологической безопасности. Основные направления региональной экологической безопасности. Государственная экологическая политика и подходы к ее реализации в регионах России. Основные направления региональной экологической политики в России. Региональные экологические программы: в сфере энергосбережения и развития альтернативных источников энергии; утилизации отходов; территориальной организации и оптимизации землепользования; развития сетей особо охраняемых природных территорий и сохранения биоразнообразия. Статус "особой экономической зоны" региона и его роль в формировании региональной экологической политики. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 6. Определение антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в сельскохозяйственном производстве. | |||
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| 11 | |||
Всего | 47 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета « Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
- Булгаков, А. Б. Охрана труда: несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания : учебное пособие для СПО / А. Б. Булгаков. — Саратов : Профобразование, 2021. — 116 c. — ISBN 978-5-4488-1136-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105149.html . — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
- Ковальчук А. Н. Охрана труда на предприятиях АПК : учебное пособие / А. Н. Ковальчук. — Красноярск: КрасГАУ, 2021. — 328 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/225149 . — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Корнийчук, Г. А. Охрана труда на транспорте : законодательные и нормативные акты с комментариями / Г. А. Корнийчук. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2009. — 168 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/1554.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Кривова, М. А. Охрана труда : учебное наглядное пособие для СПО / М. А. Кривова, Д. А. Мельникова, Н. Г. Яговкин. — Саратов : Профобразование, 2022. — 156 c. — ISBN 978-5-4488-1397-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116280.html . — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
- Луцкович, Н. Г. Охрана труда при производстве механизированных работ в агропромышленном комплексе : учебное пособие / Н. Г. Луцкович, М. В. Сосонко. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 188 c. — ISBN 978-985-503-651-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/67709.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Охрана труда : учебное пособие для СПО / составители А. Б. Булгаков, В. Н. Аверьянов. — Саратов : Профобразование, 2021. — 197 c. — ISBN 978-5-4488-1137-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105148.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ||
ориентироваться в системе нормативных правовых актов по охране труда и использовать их в профессиональной деятельности | порядок действий работника при несчастном случае. | оценивание выполнения практических работ |
выполнять мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий вредных производственных факторов | классификация условий труда по степени вредности и опасности | оценивание выполнения практических работ |
Знания: | ||
Системы нормативных правовых актов по охране труда | система нормативных правовых актов по охране труд; организация охраны труда; порядок расследования и оформления несчастных случаев | оценка устных и письменных ответов |
Структуры и системы охраны труда в АПК | обеспечение безопасности при выполнении основных видов работ в лесном хозяйстве | оценка устных и письменных ответов |
Источников и способов защиты человека от вредных и опасных производственных факторов | идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды; способы защиты человека от вредных и опасных производственных факторов | оценка устных и письменных ответов |
Знания эргономических и психофизиологических основ охраны труда | эргономические основы безопасности труда; психологические аспекты безопасности труда | оценка устных и письменных ответов |
Глобальных и региональных экологических проблем
| Глобальные и региональные экологические проблемы | оценка устных и письменных ответов |
Способов снижения техногенной нагрузки на природную среду | Способы снижения техногенной нагрузки на природную среду. | оценка устных и письменных ответов |
Механизмов обеспечения экологической безопасности | Обеспечение экологической безопасности | оценка устных и письменных ответов |
Критериев оценки состояния природной и техногенной среды | Критерии оценки состояния природной и техногенной среды | оценка устных и письменных ответов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561843-1420913937.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" для специальности 090305 Информационная безопасность автоматизированных систем
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС для специальности СПО 090305 Информационная безопасность автоматизированных систем, 2 курс....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-660401-1441099306.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-660401-1441099306.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995686-1516001385.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Организация охраны труда на предприятиях" по профессии "Парикмахер"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 43.01.02 «пар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.02 ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ специальности 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы технологии отделочных строительных работ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/23/picture-1281772-1642886519.jpg)
Программа учебной дисциплины ОП12. Охрана труда
Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования...