РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
рабочая программа по теме

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия"

 

Профессия 09.01.03  «Мастер  по  обработке  цифровой  информации»

 

                       Квалификация:

                                                             Оператор электронно-вычислительных

                                                                            и  вычислительных машин (ЭВМ)  3 (4) разряда

                                    Форма  обучения: очная

                                            Срок  обучения – 10 месяцев

                                                                на  базе среднего (полного)  образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ  И  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ  рт

Государственное автономное образовательное  учреждение  начального  профессионального образования

«профессиональное училище №90»

 «Утверждаю»

Директор  ГАОУ НПО  «ПУ - 90»

______________  Р.Р. Ахметов

                                                « 29 » августа  2011г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика отрасли и предприятия

Профессия 2301103.2  «Мастер  по  обработке  цифровой  информации»

                       Квалификация:

                                                             Оператор электронно-вычислительных

                                                                            и  вычислительных машин (ЭВМ)  3 (4) разряда

                                    Форма  обучения: очная

                                            Срок  обучения – 10 месяцев

                                                                на  базе среднего (полного)  образования

                                                                                                                   Разработал преподаватель

                                                                                                      высшей категории

                                                                                              Бакиров А.А.

с.  Ст. Дрожжаное  2011г.

     

 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе  Федеральных государственных образовательных стандартов (далее-ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее- НПО) 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации».

Организация-разработчик:

ГАОУ НПО «Профессиональное училище №90».  

Разработчик:

Бакиров  А.А., преподаватель высшей категории, ГАОУ НПО  «ПУ-90».

Рекомендована на  совместном  заседании методической комиссии.

Заседание  МК  № 1 от «29» августа 2011г.

                                                 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

5

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15


  1. паспорт  рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика отрасли и предприятия

Область применения  рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли и предприятия» предназначена для изучения экономики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В программу включено профессиональное направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Данная дисциплина относится к общеобразовательному социально-экономическому циклу.

1.3. Рабочая  программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  2. развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  3. воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  1. овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  2. формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

              В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  2. описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  3. объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Дополнительные  знания  и  умения

    Вариативная  часть  направлена  на  расширение  и  углубление  подготовки,  определяемой  содержание обязательной  части,  получения  дополнительных  компетенций,  умений  и  знаний,  необходимых  для  обеспечения  конкурентоспособности  выпускника  в  соответствии  с  запросами  регионального  рынка труда  и  возможностями  продолжения  образования.

Обучающийся в ходе освоения дополнительных  знаний должен:

знать:

- основные  технико-экономические и  финансовые показатели  работы;

- основные  формы  организации  труда;

уметь:

-выявлять  резервы  производства  и  определять  основные  направления,  и  организационно-технические  мероприятия  по  повышению  эффективности  производства.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка  обучающегося  60 часов, в  том  числе,

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося  40 часов,

самостоятельная работа обучающегося  20 часов.

 

2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

               2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

     практические занятия

7

     контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

    Индивидуальное проектное задание

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

-

Итоговая аттестация в форме диф. зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика отрасли и предприятия»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Экономика и экономическая наука


8

Тема 1.1

Свободные и экономические блага

Содержание учебного материала

3

1



Экономика. Экономические блага.

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Факторы производства

 Свободные и экономические блага общества.

Важнейшие экономические ресурсы.


2


2

Практическое занятие № 1

Выступить с докладом «Идеи выдающихся экономистов».


1

Самостоятельная работа обучающихся

Домашнее задание

Подготовить доклад на тему «Идеи выдающихся экономистов теоретиков» таких, как А. Смит, К.Маркс, Дж. Кейнс.


2


       Тема 1.2

Типы       экономии-

ческих систем

Содержание учебного материала

2

1



Типы       экономических  систем

Традиционная экономика. Административно-командная экономика.  Рыночная экономика.  

Смешанная экономика

1

2

Практическая занятие № 2

Составить таблицу на тему «Плюсы и минусы экономики»



1

Самостоятельная работа обучающихся

Домашняя работа:

Написать реферат.


2

Тема 1.3

Собственность.     Конкуренция

Содержание учебного материала


3





1




2




Собственность.

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании.

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

1

2


Конкуренция.

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции

Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

1

2

Практическая работа№3

Защита рефератов по теме «Конкуренция»


1

Раздел 2.

Механизм рыночной экономики в сфере

рынка


8

Тема 2.1.

Рынок и его виды

Содержание учебного материала

4

1


Виды рынка.

Основные понятия, определения. Функции рынка. Виды рынка.

1

2

2

Спрос и предложение.

Спрос

Предложение.

1

2

3

Равновесная цена.

Равновесная цена.

1

2

Практическое занятие №4

Составить график спроса и предложения на зерно.


1

Самостоятельная работа обучающихся:

Домашняя работа:

  1. Выберите товар, который вас интересует и проведите исследование: в течении четырех недель отмечайте изменение цены на него в нескольких магазинах нашего города, округа. По результатам наблюдений сделайте доклад, в котором отразите следующие вопросы:

2.Изменилась ли цена (объясните снижение её или повышение)

3Различается ли цена на этот товар в различных магазинах. Объясните.

Удалось ли вам установить связь между спросом на выбранный товар и его ценой в разное время и разных местах. Приведите примеры.


  1. Написать реферат


8

Тема 2.2

Экономика фирмы: цели, организационные формы

Содержание учебного материала

4

1








Предприятие.

 Предпринимательская деятельность.

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия.

 Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. Устав и учредительный договор.

1

2


2





Капитал фирмы. Издержки.

Основной и оборотный капитал фирмы.

Издержки производства и их структура.

Менеджмент. Маркетинг.

1

2



3

Ценообразование. Прибыль


Определение системы цен. Ценообразование. Понятие дохода, прибыли и принципы их формирование.

1

2

Практическое занятие №5

Дидактическая игра «Предпринимательство»


1

Самостоятельная работа обучающихся:

Домашняя работа

1Составить кроссворд по теме: «Предпринимательство».

  1. Составить подробный план ваших действий для решения одной из проблем по выбору:
  1. Продать старый велосипед
  2. Сшить юбку.
  3. Принять гостей в день рождения.
  1. Написать реферат



8

Раздел 3

Труд и заработная плата




6

Тема 3.1

Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда

Содержание учебного материала

2


1


Рынок труда.

Рынок труда. Цена труда.

1

2


2


Заработная плата.

Формы оплаты труда.

1

2

Тема 3.2

Безработица

Содержание учебного материала

4


1



Безработица.

Безработица. Виды безработицы. Социальные последствия безработицы.

1

2

2

Профессиональные союзы.

Профессиональные союзы. Коллективный договор.

1

2

Практическое занятие  № 6

Составление кроссворда по теме «Безработица»

         

         1


Контрольная работа №1

Тестирование на тему «Труд и заработная плата».

       

         1

Раздел 4


Деньги и банки





 

5

Тема 4.1

Понятие денег и их роль в экономике












Содержание

       2

1


Деньги. Виды денег.

Деньги и сущность денег. Виды денег. Свойство и функции денег. Рынок валют (национальная валюта и её стоимость)

        1

2

2


Банковские системы.

Понятие банковской системы. Центральный банк, коммерческие банки и их функции. Виды банковских операций.

1

2

Тема 4.2

Инфляция и её социальные последствия

Содержание

3



1.



Сущность и виды инфляции.

Сущность и виды инфляции.

 Типы инфляции. Причины и последствия  инфляции.

Взаимосвязь безработицы и инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

       

          2


2

Контрольная работа №2

Тестирование по теме «Деньги и банки»

     

         1

Раздел 5

Государство и экономика


       

         8

Тема 5.1

Налоги. Система и функции налоговых органов

Содержание

        3

       



1

 Налоги,  виды  налогов.

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.

 Понятие налогов. Виды налогов.

3

2

Тема 5.2

Бюджетный дефицит и государственный долг

Содержание

        2


1





Государственный бюджет.

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов.


1


2


2

Дефицит и профицит. Государственный долг.

Дефицит и профицит государственного бюджета.

 Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

1

2

Тема 5.3

Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы


Содержание

     

3


1.



Валовой внутренний продукт.

Понятие валового внутреннего продукта. Методы расчета ВВП.

Реальные и номинальные доходы государства.


1


2



2

Экономические циклы.

Экономический цикл. Основные факторы                 экономического роста

1

2

Контрольная работа №3

Тестирование по теме «Государство и экономика»


1

Раздел 6

Международная экономика


5

 

Тема 6.1

Международная

торговля. Государственная политика в области международной торговли

Содержание

2


1.











Международная торговля.

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Международная торговая политика.

Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле.


1


2



2


Государственная политика в области торговли.

Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.


1


2

Тема 6.2 

Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы

Содержание

     

3



1








Валюты. Глобальные экономические проблемы.

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Конвертируемость валюты.

Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.

     

1


2

Практическое занятие  №7

Решение кроссворда по теме «Валюта».

       

1

Дифференцированный зачет.

1

Тематика рефератов:

Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.

Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.

Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).

Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.

Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.

Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.

Экономические кризисы в истории России.

Центральный банк и его роль.

Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.

Проблемы вступления России в ВТО.

Россия на рынке технологий.

Финансовый кризис 1998 года в России.

Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.

Электронные рынки как феномен мировой экономики.

Внешний долг России и проблемы его урегулирования.

Мировой опыт свободных экономических зон.

Возникновение и эволюция денег на Руси.

Международные валютно-финансовые организации.

Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс).


Итого

     

40

Тематика вариативной  части


1.Основные  технико-экономические и  финансовые показатели  работы;

2. Основные  формы  организации  труда;

3.Резервы  производства  и  определение  основных  направлений.    

4.Организационно-технические  мероприятия  по  повышению  эффективности  производства.



2



2



2




2

Итого

8

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:  

  1. экономики;
  2. мастерских- нет;
  3. лабораторий -нет.

                       

Оборудование учебного кабинета: плакаты, планшеты, учебно-планирующая документация, учебно-методические материалы.

Технические средства обучения;  ПК, мультимедиа.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: нет.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: нет.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гомола  А.И., Экономика.  Учебник  для  НПО. М., Академия, 2011.
  2. Терещенко О.Н. Основы экономики. Учебник,  М., Академия, 2010.
  3. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательное учреждение- 6-е изд., -М.: Вита-Пресс, 2004.-256 с.
  4. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2002.
  5. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.
  6. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.
  7. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
  8. Сафонов Н.А. Экономика предприятия. – М., 2002.
  9. Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
  10. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.
  11. Соколова С.В. Основы экономики. Учебник для НПО. – М., 2002.
  12. Соколова С.В. Основы экономики. Рабочая тетрадь к учебнику для НПО. – М., 2002.
  13. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
  14. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  15. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Учащийся должен уметь:

  1. приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  2. описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  3. объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
  1. Учащийся должен знать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;


 Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, работа по карточкам, беседа. Итоговая государственная аттестация.





 Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос. Итоговая государственная аттестация.








 Тестирование, практическая работа, устный опрос, беседа.

Итоговая государственная аттестация.





Контрольная работа, работа с научной литературой, диалог, наблюдение Беседа

Самостоятельная работа, устный опрос, тестирование.

Итоговая государственная аттестация.

Разработчик:

ГАОУ НПО  «ПУ-90»      преподаватель             А.А. Бакиров

           (место  работы)                                          (занимаемая  должность)                       (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации Профессия 09.01.03 "Мастер по обработке цифровой информации"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01   Ввод и обработка цифровой информацииПрофессия 09.01.03 «Мастер  по  обработке  цифровой  информации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины УД.02 «Технология» по специальности 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Технология» предназначена для изучения технологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего обще...

Комплект оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» (технический профиль)

Комплект оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01«Ввод и обработка цифровой информации»,МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информациипо программам подготовки...

Рабочая программа ПМ 01 "Ввод и обработка цифровой информации" по профессии 09.03.01. "Мастер по обработке цифровой информации"

Рабочая программа профессионального модуляПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации»по программам подготовки   квалифицированных рабочих, служащих по профессии09.01.03 «Мастер по обработке...

Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Учебно – методический комплекс по учебной практике ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» и ПМ 02 «Публикация цифровой информации» по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...

КОС по профессиональному модулю ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Комплект оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессионального модуля ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации» по программам подготовки квалифицированных р...