Методические рекомендации по выполнению СРС по дисциплине "Операционные системы"
учебно-методический материал

Авилкина Татьяна Павловна

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам при освоении дисциплины “Операционные системы” по специальности 09.02.02 «Компьютерные сети».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_vypolneniyu_srs_po_os_.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Бутурлиновский механико-технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по программе дисциплины

“Операционные системы”

по специальности

09.02.02 “Компьютерные сети”

Бутурлиновка 2018

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы для студентов, обучающихся по дисциплине “Операционные системы” по специальности 09.02.02 «Компьютерные сети»: / Составитель
Т.П. Авилкина – Бутурлиновка, 2018.

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам при освоении дисциплины “Операционные системы” по специальности 09.02.02 «Компьютерные сети».

Утверждены на заседании цикловой комиссии специальности 09.02.02 Протокол №      от             2018 г. Председатель ПЦК                  Д.А. Коржов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        5

1 Содержание внеаудиторной самостоятельной работы        7

1.1 Задания к выполнению самостоятельных работ        7

2. Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам учебной дисциплины «Операционные системы»        8

Самостоятельная работа №1        8

Составление тестовых вопросов по теме “Принципы построения, типы и функции ОС“        8

Самостоятельная работа №2        9

Подготовка сообщения по теме «Выдающиеся деятели IT сферы», “Корпорации, имеющие отношение  к операционным системам”        9

Самостоятельная работа №3        9

Составление схемы аппаратного  обеспечения ПК        9

Самостоятельная работа №4        9

Составление алгоритмов планирования.        9

Самостоятельная работа №5        10

Составить таблицу прерываний        10

Самостоятельная работа №6        10

Составить таблицу для сравнения способов организации ввода – вывода        11

Самостоятельная работа №7        11

Составление сравнительной таблицы «Файловые системы». Подготовка к контрольной работе.        11

Самостоятельная работа № 8        12

Реферат “Проблема тупиков и методы борьбы с ними”        12

Самостоятельная работа № 9        12

Подготовка ответов на контрольные вопросы  по теме ”Управление виртуальной памятью “. Подготовка к контрольной работе        12

Самостоятельная работа № 10        13

Создать презентацию “Современные кластерные системы”        13

Самостоятельная работа № 11        14

Подготовить доклад “Обзор современных файловых менеджеров”        14

Самостоятельная работа № 12        14

Выполнение команд при работе с дисками, каталогами, файлами        14

Самостоятельная работа №13        16

Доклад “Обзор виртуальных машин”        16

Самостоятельная работа №14        16

Подготовка рефератов по теме «ОС семейства Windows»        16

Самостоятельная работа №15        17

Подготовка презентации по теме «ОС семейства Linux»        17

Самостоятельная работа №16        17

Выполнение команд при работе с файлами  и каталогами в ОС Linux        17

Самостоятельная работа №17        18

Составление кроссворда по теме “ОС Linux”        18

Самостоятельная работа № 18        19

Составить таблицу сравнения работы архиваторов        19

Самостоятельная работа № 19        19

Составить таблицу антивирусные программы        19

Самостоятельная работа № 20        20

Подготовить доклад по теме «Базовые технологии безопасности»        20

Самостоятельная работа № 21        21

Подготовка ответов на контрольные вопросы по теме “Работа с реестром”        21

Самостоятельная работа № 22        21

Доклад по теме “Дисковые массивы Raid”        21

Самостоятельная работа № 23        21

Подготовить презентацию по теме «Сетевые функции ОС»        21

Самостоятельная работа № 24        22

Работа с глоссарием        22

Самостоятельная работа №25        22

Доклад по теме “Современные операционные системы  для  мобильных устройств и облачных вычислений”        23

Самостоятельная работа №26        23

Подготовка к зачету        23

3. Методические рекомендации для студентов по конкретным видам самостоятельной работы        24

Методические рекомендации по оформлению докладов        24

Методические рекомендации по подготовке сообщения        25

Методические рекомендации по выполнению реферата        29

Методические рекомендации по составлению презентаций        32

Методические рекомендации по составлению таблиц и схем        34

Методические рекомендации к формулировкам тестовых вопросов        36

Методические рекомендации по составлению кроссвордов        37

Методические указания по подготовке ответов на контрольные вопросы        38

Методические рекомендации по составлению глоссария        38

Литература        40

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 09.02.02 «Компьютерные сети».

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Операционные системы».

Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы. Количество часов ВСРС по дисциплине “Операционные системы” – 68 часов.

Настоящие методические указания содержат методические рекомендации к различным видам самостоятельных работ, описание работ, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.3. - Обеспечивать защиту информации в сети с  использованием программно-аппаратных средств.

ПК 2.1. Администрировать локальные вычислительные сети и принимать меры по устранению возможных сбоев.

ПК 3.1 Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.

ПК 3.2 Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях.

ПК 3.4. Участвовать в разработке схемы послеаварийного восстановления работоспособности компьютерной сети, выполнять восстановление и резервное копирование информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • устанавливать и сопровождать операционные системы (на серверах и рабочих станциях);
  • выполнять оптимизацию системы в зависимости от поставленных задач;
  • восстанавливать систему после сбоев;
  • осуществлять резервное копирование и архивирование системной информации;
  • обеспечивать защиту информации в сети с использованием программных средств;
  • устанавливать и сопровождать операционные системы для мобильных устройств.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы построения, типы и функции операционных систем;
  • машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем;
  • модульную структуру операционных систем;
  • работу в режиме ядра и пользователя;
  • понятия приоритета и очереди процессов;
  • особенности многопроцессорных систем;
  • управление памятью;
  • принципы построения и защиту от сбоев и несанкционированного доступа;
  • сетевые операционные системы;
  • принцип работы операционных систем для мобильных устройств и облачных вычислений.

Перечень видов самостоятельной работы и их форма контроля представлены в таблице

Вид самостоятельной работы

Форма контроля

Схема

Проверка преподавателем

Тест

Проверка преподавателем

Реферат

Защита реферата

Доклад

Защита доклада

Таблица

Проверка преподавателем

Глоссарий

Проверка преподавателем

Презентация

Представление мультимедийной презентации

Ответы на вопросы

Проверка преподавателем

1 Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

1.1 Задания к выполнению самостоятельных работ

Самостоятельные работы выполняются индивидуально на домашнем компьютере или в компьютерном классе в свободное от занятий время.

Студент обязан:

−        перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;

−        выполнить работу согласно заданию;

−        по каждой самостоятельной работе представить преподавателю отчет в виде конспекта или результирующего файла на внешнем носителе;

−        ответить на поставленные вопросы.

При выполнении самостоятельных работ студент должен сам принять решение об оптимальном использовании возможностей программного обеспечения. Если по ходу выполнения самостоятельной работы у студентов возникают вопросы и затруднения, он   может консультироваться у преподавателя. Каждая работа оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки приведены в конце методических рекомендаций.

2. Распределение часов на выполнение самостоятельной работы по разделам и темам учебной дисциплины «Операционные системы»

Раздел 1. Принципы построения, типы и функции операционных систем (ВСР 4 часа)

Тема 1.1. Введение. Принципы построения, типы и функции операционных систем (ВСР 2 часа)

Самостоятельная работа №1

Составление тестовых вопросов по теме “Принципы построения, типы и функции ОС“

Цель работы: актуализировать знания о принципах построения, типах и функциях ОС.

Задание 1: Пользуясь лекционным материалом, источниками литературы составьте 10 тестовых вопросов следующего типа:

Тип вопроса

Описание

Количество вопросов

Открытая форма

Формулируется тезис и предлагаются 4-5 вариантов ответов, среди которых 1 является верным

4

Открытая форма

Формулируется тезис и предлагаются 4-5 вариантов ответов, среди которых 2-3(4) являются верными

3

Соответствие

Предлагаются варианты тезисов (3-5)в соответствие которым ставятся варианты ответов (по количеству тезисов)

2

Закрытая форма

Формулируется тезис, в котором началом или окончанием фразы является термин (определение)

1

Тестовые вопросы оформите в текстовом документе        в виде многоуровневого списка. Укажите верные варианты ответов на ваше усмотрение. Вопросы на соответствие оформите в виде двух колонок разного типа списков или невидимой таблицы.

Задание 2. Создайте на компьютере текстовый документ «Глоссарий по ОС», добавьте в него информацию, объясняющую термины по  теме  “Принципы построения, типы и функции ОС”.

Литература:

1. Батаев А.В. Операционные системы и среды. Учебник для студ. учреждений среднего проф. образования. /А.В. Батаев, Н.Ю. Налюдин, С.В. Синицин. –М.: Издательский центр “Академия”, 2014,  стр. 8-17.

Тема 1.2 Обзор современных операционных систем (ВСР 2 часа)

Самостоятельная работа №2

Подготовка сообщения по теме «Выдающиеся деятели IT сферы», “Корпорации, имеющие отношение к операционным системам”

Цель работы: повысить свои знания по истории возникновения и развития операционных систем, заниматься самообразованием.

Задание 1: Найти материал по заданной тематике.

Задание 2: Подготовить сообщение на 5-10 минут

(см. методические рекомендации по подготовке сообщения)

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Раздел 2. Машино-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем (ВСР 10 часов)

Тема 2.1 Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы (ВСР 2 часа)

Самостоятельная работа №3

Составление схемы аппаратного обеспечения ПК

Цель работы: отработать виды аппаратного обеспечения ПК, привести их примеры. Использовать графические возможности текстового редактора для построения схемы ПО.

Задание 1: Повторите теоретический материал по структуре и классификации аппаратного обеспечения ПК, его назначении и особенностях.

Задание 2: Пользуясь графическими возможностями текстового редактора MS Word, составьте развернутую схему классификации аппаратного обеспечения. В схеме укажите все виды АО, их структуру и краткую характеристику.

Литература:

  1. Партыка, Т. Л., Попов, И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. – 559 с.: ил.

Тема 2.2. Планирование процессов (ВСР 2 часа)

Самостоятельная работа №4

Составление алгоритмов планирования.

Цель работы: систематизировать знания о принципах планирования заданий и процессов.

Задание 1. Пользуясь интернет ресурсами и технической литературой, найдите информацию о видах алгоритмов планирования.

Задание 2. Классифицируйте алгоритмы планирования, приведите примеры.

Задание 3. Составьте алгоритмы планирования "Первый пришел - первым обслужен" (FIFO - First In Fist Out), "Кратчайшая задача - первая", Наименьшее оставшееся время выполнение, Трехуровневое планирование, Планирование в интерактивных системах.

Работу выполните в тетради. К каждому виду планирования дайте краткое описание.

Литература:

1. Партыка, Т. Л., Попов, И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. –  стр. 49-55

Тема 2.3 Обработка прерываний (ВСР 2 часа)

Самостоятельная работа №5

Составить таблицу прерываний

Цель работы: отработать понятие прерывания, закрепить виды прерываний.

Задание 1: Запустите на вашем компьютере сведения о прерываниях: Пуск – Программы – Стандартные – Служебные – Сведения о системе – Ресурсы аппаратуры – Прерывания IRQ. Внимательно изучите прерывания, которые отражены в сведениях.

Задание 2: В текстовом редакторе Word составьте и заполните таблицу: Пример таблицы представлен ниже.

Признаки для сравнения: ресурс, устройство, характеристика, тип прерываний, приоритет прерываний

Ресурс

Устройство (название, назначение)

Краткая характеристика прерывания

Тип и приоритет прерывания

Интернет-источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Тема 2.4 Обслуживание ввода-вывода (ВСР 2 часа)

Самостоятельная работа №6

Составить таблицу для сравнения способов организации ввода – вывода

Цель работы: получить более глубокие знания по данной теме, систематизировать полученные знания

Задание 2: в текстовом редакторе Word составьте и заполните таблицу: Признаки для сравнения: краткая характеристика, алгоритм ввода, алгоритм ввода; активное и пассивное ожидание. 

Литература:

1. Партыка, Т. Л., Попов, И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. – стр. 35-37

Тема 2.5 Файловая система (ВСР 2 час)

Самостоятельная работа №7

Составление сравнительной таблицы «Файловые системы». Подготовка к контрольной работе.

Цель работы: систематизировать полученные знания.

Задание 1: Пользуясь лекционным материалом и интернет-источниками, подберите материал о файловых системах, которые используются при работе с современными операционными системами.

Задание 2: Составить таблицу для сравнения файловых систем FAT16, FAT32 и NTFS (или других файловых систем на выбор)

Пример таблицы представлен ниже.

п/п

Название файловой системы

Операционная система

Особенности строения ФС, краткая характеристика

Преимущества

Недостатки

Источник информации

Задание 3. Подготовиться к контрольной работе по разделам 1,2, повторив лекционный материал.

Литература:

  1. Батаев А.В., Налюдин Н.Ю., Синицын С.В./ Операционные системы и среды: уч. для студ. учреждений сред. проф. обр. – М.: Изд. цент  “Академия”, 2014. стр. 33-54 с.
  2. Партыка, Т. Л., Попов, И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. – 29-35

Раздел 3. Понятие приоритета и очереди процессов (ВСР 4часа)

Тема 3.2. Взаимоблокировки (ВСР4 часа)

 Самостоятельная работа № 8

Реферат “Проблема тупиков и методы борьбы с ними”

Цель работы: Систематизация знаний по машинно-независимым свойствам ОС.

Задание 1.

Составьте план работы над рефератом.

Задание 2.

Пользуясь интернет-источниками и литературой, выполните подбор материала по выбранной теме. Напишите введение к реферату (объем 2-3 страницы).

Задание 3.

Определите разделы и подразделы основной части реферата. Соотнесите найденный материал с содержанием

Задание 4.

Напишите заключение.

Задание 5.

Оформите реферат и подготовьте его к печати. Распечатайте и сдайте на проверку. (см Требования к реферату)

Вопросы, отражаемые в реферате:

1) Причины возникновения и методы предотвращения тупиков.

2) Условия возникновения тупиков.

3) Основные направления борьбы с тупиками.

4) Предотвращение тупиков путем тщательного распределения ресурсов

5) Предотвращение тупиков за счет нарушения условий возникновения тупиков

6) Обнаружение тупиков

7) Восстановление системы после тупика

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Раздел 4. Управление памятью (СРВ 2 час)

Тема 4.2 Управление виртуальной памятью (СРВ 2 час)

Самостоятельная работа № 9

Подготовка ответов на контрольные вопросы по теме: ”Управление виртуальной памятью “. Подготовка к контрольной работе

Цель работы: получить более глубокие знания по данной теме.

Задание: письменно ответьте на контрольные вопросы:

  1. Что такое виртуальная память?
  2. Какие преимущества дает применение метода виртуальной памяти?
  3. Какие два способа используются для организации виртуальной памяти?
  4. Что такое страничная организация по требованию?
  5. Что такое сегментная организация по требованию?
  6. Что такое отказ страницы (page fault) и как ОС обрабатывает эту ситуацию?
  7. Что такое бит valid-invalid?
  8. Проблема фрагментации памяти и способы ее разрешения?
  9. Типы памяти?
  10.  Способы разрешения проблемы фрагментации памяти?

Задание 2. Используя лекционный материал подготовиться к контрольной работе по разделам 3,4.

Литература:

1. Батаев А.В., Налюдин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды: уч. для студ. учреждений сред. проф. обр. – М.: Изд. цент  “Академия”, 2014. стр.  55-69

2. Партыка, Т. Л., Попов, И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. – стр. 61-68.

Раздел 5. Особенности многопроцессорных систем (ВСР 2 часа)

Тема 5.1 Особенности многопроцессорных систем (ВСР 2 часа)

Самостоятельная работа № 10

Создать презентацию “Современные кластерные системы”

Цель работы: актуализировать сведения о кластерных ОС, найти и представить материал.

Задание 1: Найдите в сети Интернет материал о современных кластерных системах.

Задание 2: Подготовьте презентацию. В презентации отразите следующие вопросы:

1). что такое кластерные системы? их классификация;

2) схема кластерной системы;

3) узлы кластерной системы.

4) перспективы развития.

Интернет – источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Раздел 6. Модульная структура операционных систем, работа в режиме ядра и пользователя (ВСР 20 часов)

Тема 6.2. Оболочки ОС (ВСР 2 часа)

Самостоятельная работа № 11

Подготовить доклад “Обзор современных файловых менеджеров”

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал

Задание: найти информацию в Интернет и подготовить доклад

План доклада:

1) Назначение файловых менеджеров.

2) Обзор современных файловых менеджеров.

3) Перспективы развития.

Литература:

1. Партыка, Т. Л., Попов, И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. – стр. 428-499

Тема 6.4 Установка и сопровождение ОС MS-DOS (ВСР 4 часа)

Самостоятельная работа № 12

Выполнение команд при работе с дисками, каталогами, файлами

Цель работы: отработать выполнение команд для работы с дисками, каталогами, файлами в операционной среде

Задание 1: Пользуясь лекционным материалом, повторите команды и синтаксис их ввода в командной строке для работы с дисками, каталогами, файлами:

переход к другому диску, логическому разделу,

просмотр содержимого диска,

переход к каталогу,

возврат к каталогу верхнего уровня,

просмотр содержимого каталога,

создание нового каталога (папки),

переименование каталога (папки),

удаление каталога (папки),

создание текстового файла,

просмотр содержимого текстового файла,

копирование файла в этот же каталог, в другой каталог,

переименование файла,

объединение содержимого текстовых файлов в новый файл, удаление файла,

сортировка файлов по имени, по дате создания, по типу, по размеру.

Задание 2: Запустите на вашем ПК командную строку. Выполните переход к рабочему разделу диска с помощью команды {[имя диска]:}, посмотрите его содержимое при помощи команды dir.

Задание 3: Выполните обратный переход к системному диску. Посмотрите информацию о количестве файлов и папок, определите наличие свободного места на диске.

Задание 4: На рабочем диске командой {md [имя папки]} создайте свою папку, в ней создайте папку «СР-11». В папке «СР-11» создайте папку «Задание4». В папке «Задание4» командой {copy con [имя файла.тип]} создайте текстовый файл «zadanie», в который поместите информацию «Я изучаю команды для работы с дисками, каталогами, файлами». Создайте еще один текстовый файл, в который запишите свои ФИО, группу. Объедините содержимое созданных текстовых файлов командой {copy [файл1]+[ файл2] [имя нового файла]}. Переименуйте созданный файл в «new_file» командой {ren [имя файла]}.

При выполнении заданий результаты работы сохраняйте в виде скриншотов в документе.

Задание 5: Создайте в каталоге «СР-11» папку «Задание 5». Найдите и скопируйте {copy [путь-откуда] [путь-куда]} в нее 6 файлов разного типа, созданных в разное время с отличающимися размерами. Переименуйте папку «Задание5» в папку COPY при помощи команды {move [имя папки]}. Выполните просмотр содержимого папки COPY.

Задание 6: Выполните сортировку файлов в папке COPY по имени, по типу, по размеру, по дате создания, используя команду dir/o c параметрами \n, \e, \s, \d соответственно.

Задание 7: Удалите созданные вами текстовые файлы        из папки «Задание4» командой {del [имя файла]}. Выполните просмотр содержимого папки «Задание4». Удалите папку COPY командой {rd [имя папки]}. Выполните просмотр содержимого папки «СР-3». Удалите свою папку с рабочего каталога диска. Выполните просмотр содержимого рабочего каталога.

Литература:

1. Партыка, Т. Л., Попов, И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. – стр. 95-102.

Тема 6.5 Установка виртуальной машины. Конфигурирование (ВСР 2)

Самостоятельная работа №13

Доклад “Обзор виртуальных машин”

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал

Задание: найти информацию в литературных источниках и Интернет и подготовить доклад

План доклада:

1. Назначение виртуальных машин.

2. Обзор программ виртуализации.

3. Перспективы развития.

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Тема 6.6.Структура ОС семейства Windows NT (ВСР 2)

Самостоятельная работа №14

Подготовка рефератов по теме «ОС семейства Windows»

Цель работы: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, систематизировать знания по ОС Windows, составлять и оформлять рефераты.

Задание 1: Изучить правила выполнения реферативных работ. Составьте план работы над рефератом.

Задание 2: Пользуясь интернет-источниками и литературой, выполните подбор материала (текстовый и графический) по выбранной теме. Напишите введение к реферату (объем 2-3 страницы).

Задание 3: Определите разделы и подразделы основной части реферата. Соотнесите найденный материал с содержанием.

Задание 4: Напишите заключение.

Задание 5: Оформите реферат в соответствии со всеми требованиями. Распечатайте и сдайте на проверку.

Темы для рефератов:

1). ОС Vista.

2) ОС Windows7.

3) ОС Windows8, 8.1.

4) ОС Windows8, 10

5) Перспективы развития ОС семейства Windows.

Литература:

1. Партыка, Т. Л., Попов, И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. стр. 193-257.

Тема 6.7. Структура ОС семейства Linux (ВСР 10 часов)

Самостоятельная работа №15

Подготовка презентации по теме «ОС семейства Linux»

Цель работы: актуализировать сведения об ОС семейства Linux, найти и представить материал по ОС.

Задание 1: Повторите лекционный материал по данной теме. Найдите в сети Интернет материал об ОС Linux.

Задание 2: Подготовьте презентацию. В презентации отразите следующие вопросы:

1). Характеристика. Достоинства и недостатки

2). Дистрибутивы

3). Структура

4). Файловая система.

5). Перспективы развития

Литература:

1. Партыка, Т. Л., Попов, И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. стр. 361-406.

Самостоятельная работа №16

Выполнение команд при работе с файлами и каталогами в ОС Linux

Цель работы: отработать выполнение команд для работы с дисками, каталогами, файлами в операционной среде Linux.

Задание 1: Пользуясь лекционным материалом, повторите команды и синтаксис их ввода в командной строке для работы с дисками, каталогами, файлами. Для этого установите на виртуальную машину ОС Ubuntu. Потренируйтесь в выполнении команд: date, oclock, history, clear, ls, date, who. cd, pwd, rm. сp, cat.

Литература:

1. Батаев А.В., Налюдин Н.Ю., Синицын С.В./ Операционные системы и среды: уч. для студ. учреждений сред. проф. обр. – М.: Изд. цент  “Академия”, 2014. стр. 140-149 с.

2. Партыка Т. Л., Попов И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. стр. 301-357.

Интернет – ресурсы

1.        Учебный курс по операционной системе Linux. Ссылка:intuit.ru/departamrnt/os/linux

Самостоятельная работа №17

Составление кроссворда по теме “ОС Linux”

Цель работы: закрепить основные понятия операционных систем, знать терминологию.

Задание 1: Пользуясь программой MS Excel, создайте кроссворд по основным понятиям операционных систем. Лист 1 - Вопросы, Лист 2 - Ответы.

Задание 2: Организуйте возможность проверки разгаданных слов и получение результата (оценки) по следующим критериям (от количества возможных верных ответов): 

87-100% - отлично;

73-86% - хорошо;

60-72% - удовлетворительно;

менее 60% - неудовлетворительно.

Пример: в кроссворде 30 терминов. 60% от 30 составляет 18, значит, если верно разгадано менее 18 слов – оценка «неудовлетворительно», 18-21 верных слов – оценка «удовлетворительно», 22-25 верных слов – оценка «хорошо», более 25 слов – оценка «отлично».

Задание 3: Подготовьте кроссворд к печати: подберите соответствующую ориентацию страницы и расположение информации на листе.

Требования к кроссворду: 

не менее 30 понятий;

понятия и термины используются в единственном числе в виде одного слова.

Литература:

1. Батаев А.В., Налюдин Н.Ю., Синицын С.В./ Операционные системы и среды: уч. для студ. учреждений сред. проф. обр. – М.: Изд. цент  “Академия”, 2014. стр. 140-149 с.

2. Партыка Т. Л., Попов И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. стр. 301-357.

Интернет – ресурсы

1.        Учебный курс по операционной системе Linux. Ссылка:intuit.ru/departamrnt/os/linux.

Раздел 7. Принципы построения и защита от сбоев и несанкционированного доступа (ВСР 12 часа)

Тема 7.1 Принципы построения и защита от сбоев и несанкционированного доступа (ВСР 8 часа)

Самостоятельная работа № 18

Составить таблицу сравнения работы архиваторов

Цель работы: систематизировать сведения о файловых системах.

Задание 1: Пользуясь лекционным материалом и интернет-источниками, подберите материал об архиваторах, которые используются при работе с современными операционными системами.

Задание 2: Составить таблицу для сравнения работы архиваторов.

Признаки для сравнения:

  • возможности
  • степень сжатия (размер архива)
  • время сжатия

Информацию занести в таблицу. Пример таблицы представлен ниже.

Архиватор

Возможности

Степень сжатия (размер архива)

Время сжатия

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Самостоятельная работа № 19

Составить таблицу антивирусные программы

Цель работы: систематизировать сведения об антивирусных программах.

Задание 1: Пользуясь лекционным материалом и интернет-источниками, подберите материал об антивирусных программах, которые используются при работе с современными операционными системами.

Задание 2: Составьте таблицу для сравнения работы антивирусных программ.

Признаки для сравнения:

  • Влияние на время загрузки ОС,
  • Замедление системы,
  • Использование ОЗУ,
  • Использование системного кэш,
  • Время сканирования файлов,
  • Загрузка CPU при сканировании,
  • Использование ОЗУ при сканировании файлов,
  • Использование системного кэш при сканировании файлов,
  • Влияние на копирование файлов,

Информацию занести в таблицу. Пример таблицы представлен ниже.

Касперский

ESET

Dr.WEB

Влияние на время загрузки ОС, сек

Замедление системы, %

Использование ОЗУ**, КБ

Использование системного кэш**, КБ

Время сканирования файлов*, мин

Загрузка CPU при сканировании*, %

Использование ОЗУ при сканировании файлов*, КБ

Использование системного кэш при сканировании файлов*, КБ

Влияние на копирование файлов*, сек

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki - Свободная электронная энциклопедия «Википедия».

Самостоятельная работа № 20

Подготовить доклад по теме «Базовые технологии безопасности»

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал

План доклада:

  1. Понятие безопасности информационной системы
  2. Аутентификация
  3. Авторизация
  4. Аудит
  5. Технология защищенного канала.

Самостоятельная работа № 21

Подготовка ответов на контрольные вопросы по теме “Работа с реестром”

Цель работы: получить более глубокие знания по данной теме.

Задание: письменно ответьте на контрольные вопросы:

1). Что такое реестр?

2). Какая информация хранится в реестре?

3). Перечислите содержание основных разделов реестра

4). Как редактируется реестр?

5). Как изменить значения параметра реестра?

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Тема 7.2 Отказоустойчивость файловых и дисковых систем (ВСР 4 час)

Самостоятельная работа № 22

Доклад по теме “Дисковые массивы Raid”

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал

Задание: подготовить доклад по заданной теме, распечатать и выступить на уроке.

План доклада:

1) Назначение дисковых массивов Raid

2) Обзор дисковых массивов Raid. Их достоинства и недостатка.

3) Перспективы развития.

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Раздел 8. Сетевые операционные системы (ВРС 4 часа)

Тема 8.1 Сетевые операционные системы (ВРС 4 часа)

Самостоятельная работа № 23

Подготовить презентацию по теме «Сетевые функции ОС»

Цель работы: актуализировать сведения сетевых функциях ОС, найти и представить материал.

Задание 1: Повторите лекционный материал по данной теме. Найдите в сети Интернет материал сетевых ОС и их функциях.

Задание 2: Подготовьте презентацию. В презентации отразите следующие вопросы:

1. Понятие сетевой операционной системы, понятие компьютерной сети.

2. Основные функциональные компоненты сетевой операционной системы

3. Подходы к построению сетевых операционных систем

4. Типы сетевых операционных систем

5. Функции и характеристика сетевых операционных систем

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Самостоятельная работа № 24

Работа с глоссарием

Цель работы: приобретение навыков систематизации знаний, составления технических словарей.

Задание 1: Создайте на домашнем компьютере текстовый файл в формате Microsoft Word «Глоссарий по ОС» добавьте информацию, объясняющую термины по  теме  “Сетевые ОС”.

Задание 2: Пользуясь интернет ресурсами, технической литературой и лекционным материалом, найдите информацию, объясняющую следующие термины: сетевые ОС, DNS сервер, DHCP сервер, файловый сервер, служба ActiveDirectory, контроллер домена, роли сервера, домен, рабочая группа,  

Литература:

1. Партыка Т. Л., Попов И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. стр. 525-539.

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Раздел 9. Операционные системы для мобильных устройств и облачных вычислений (ВСР 10)

Самостоятельная работа №25

Доклад по теме “Современные операционные системы для мобильных устройств и облачных вычислений”

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал

Задание: подготовить доклад, распечатать и выступить на уроке.

Темы докладов:

1). Аналитический обзор и сравнение возможностей ОС для мобильных устройств.

2) Аналитический обзор ОС для облачных вычислений.

3) Перспективы развития современных операционных систем.

Интернет-источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»

Самостоятельная работа №26

Подготовка к зачету

Цель работы: повторить и систематизировать изученный материал по дисциплине «Операционные системы», подготовиться к зачету.

Задание 1: Для повторения материала воспользуйтесь лекциями, выполненными практическими и самостоятельными работами по данной дисциплине.

3. Методические рекомендации для студентов по конкретным видам самостоятельной работы

Методические рекомендации по оформлению докладов

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме доклада является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Доклад должен содержать следующие структурные элементы:

  1. Название доклада
  2. ФИО и группа студента
  3. План
  4. Введение
  5. Основная часть
  6. Заключение
  7. Список литературы

Рекомендуемый объем доклада составляет не более 3-5 страниц машинописного текста.

Оформление доклада

  • Поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм;
  • Шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman;
  • Междустрочный интервал – полуторный;
  • Отступ красной строки - 1,25 см;
  • Выравнивание текста - по ширине.
  • Заголовок темы по центру в верхнем регистре, ФИО по центру.
  • Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов

Доклад оценивается по системе

Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, представлены необоснованные выводы.

Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

  • - «Это Вам позволит…»
  • - «Благодаря этому вы получите…»
  • - «Это позволит избежать…»
  • - «Это повышает Ваши…»
  • - «Это дает Вам дополнительно…»
  • - «Это делает вас…»
  • - «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Критерии оценки сообщения

1 Содержательность: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.

4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.

Критерии и оценивания сообщения: соответствие содержания сообщения выбранной теме, качество подготовки сообщения.

Оценка «5 (отлично)»: работа выполнена полностью, сообщение составлено по плану, определенной форме, проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу, отражен весь объем материала.

Оценка «4 (хорошо)»: сообщение подготовлено правильно, но допущены незначительные ошибки в содержании, либо недостаточно полно раскрыта тема;

Оценка «3 (удовлетворительно)»: сообщение подготовлено правильно, не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе работы, в оформлении работы, которая исправляется по требованию преподавателя;

Оценка «2 (неудовлетворительно)»: допущены две (и более) существенные ошибки в структуре работы, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя, не проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу.

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения (при необходимости).

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Титульный лист (1 стр.)

Содержание (с указанием страниц)

Введение (1-2 стр.)

Основная часть (15-20 стр.)

Заключение (1-2 стр.)

Список использованных источников (1-2 стр.)

Приложения. Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
  • размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
  • междустрочный интервал - одинарный
  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
  • отформатировано по ширине листа
  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы
  • в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
  • нумерация страниц текста

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Методические рекомендации по составлению презентаций

Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

При создании презентации следует придерживаться

  1. Основных рекомендаций по дизайну презентации;
  2. Правил шрифтового оформления;
  3. Основных правил компьютерного набора текста.

Правила оформления презентации

Правило № 1: Обратите внимание на качество картинок. Картинки должны быть крупными, четкими. Не пытайтесь растягивать мелкие картинки через весь слайд: это приведет к ее пикселизации и значительному ухудшению качества. На одном слайде — не более трех картинок, чтобы не рассеивать внимание и не перегружать зрение. Картинка должна нести смысловую нагрузку, а не просто занимать место на слайде.

Правило № 2. Не перегружайте презентацию текстом. Максимально сжатые тезисы, не более трех на одном слайде. Текст не должен повторять то, что говорят, возможно, лишь краткое изложение сути сказанного.

Правило № 3. Оформление текста. Текст должен быть четким, достаточно крупным, не сливаться с фоном.

Правило № 4. Настройка анимации. Порой составитель презентации, как будто играя в интересную игру, перегружает презентацию анимационными эффектами. Это отвлекает и бывает очень тяжело для глаз. Используйте минимум эффектов, берите только самые простые. Особенно утомляют такие эффекты как вылет, вращение, собирание из элементов, увеличение, изменение шрифта или цвета.

Правило № 5. Смена слайдов. Здесь тоже обращаем внимание, как сменяются слайды. Лучше не использовать здесь эффекты анимации совсем. Когда слайды сменяются, наезжая друг на друга или собираясь из отдельных полос, начинает просто рябить в глазах. Берегите свое зрение и зрения ваших слушателей.

При оценивании презентации учитываются как дизайн и оформление презентации, так и ее содержание. Критерии оценивания приведены в Таблице 1. По каждому разделу презентация оценивается отдельно.

Критерии оценки презентации

Таблица 1

Оценка

5

4

3

2

Содержание

Работа полностью завершена 

 Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

Не все важнейшие компоненты работы выполнены

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа демонстрирует минимальное понимание

Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

Научная лексика используется, но иногда не корректно.

Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 

Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

Предложена собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

в большинстве случаев предложена  собственная интерпретация или развитие темы

Иногда предлагается своя интерпретацию

Интерпретация ограничена или беспочвенна

Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

Почти везде выбирается более эффективный процесс

нужна помощь в выборе эффективного процесса

Студент может работать только под руководством учителя

Дизайн

Дизайн логичен и очевиден 

Дизайн есть 

Дизайн случайный

Дизайн не ясен

Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

Графика соответствует содержанию

Графика мало соответствует содержанию

Графика не соответствует содержанию

Грамотность

Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

Минимальное количество ошибок 

Есть ошибки, мешающие восприятию

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 

Методические рекомендации по составлению таблиц и схем

Для заполнения таблицы используйте основы конспектирования.

Этот творческий вид работы был введён в учебную деятельность Шаталовым В.  Ф.   -  известным педагогом-новатором и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.

При работе с заполнением таблицы используем нормализованный конспект, где записи вносятся в заранее подготовленные таблицы.

Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам.

Особенно если есть необходимость сравнения данных.  Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.

Составление схем, таблиц служит не только для запоминания материала.

Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности -  от общего понятия к его частным составляющим.

Нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, чтобы они образовали основу. Далее присоединить частные составляющие (ключевые слова, фразы, определения), которые служат опорой для памяти и логически дополняют основное общее понятие.

Рекомендации по составлению таблиц:

  1. Определите цель составления таблицы.
  2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
  3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
  4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
  5. Включайте не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  6. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
  7. Чтобы форма записи отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
  9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля
  10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Запись учебного материала в виде таблицы позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

Критерии оценки сравнительных таблиц:

эстетичность оформления, изложение материала в определенной логической последовательности, в полном объеме в соответствии с требованиями; качество составления таблицы;

Оценка «5 (отлично)»: работа выполнена полностью, таблица составлена по плану, определенной логической последовательности, проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;

Оценка «4 (хорошо)»: работа выполнена правильно, в определенной логической последовательности, при этом допущены две - три несущественные ошибки.

Оценка «3 (удовлетворительно)»: работа выполнена правильно, не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе работы, в оформлении работы.

Оценка «2 (неудовлетворительно)» работа выполнена меньше чем наполовину, допущены две (и более) существенные ошибки в структуре работы.

Действия при составлении схемы могут быть такими

  1. Подберите факты для составления схемы.
  2. Выделите среди них основные, обще понятия.
  3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
  4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
  5. Дайте название выделенным группам.
  6. Заполните схему данными.

Критерии оценивания схем:

Оценка «(отлично)»:

- схема составлена правильно, четко, логично и соответствует теме;

- проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;

- отражены все составляющие;

Оценка «(хорошо)»:

- схема составлена правильно, но допущены незначительные ошибки;

Оценка «3(удовлетворительно)»:

- схема недостаточно полная; допущены существенные ошибки;

Оценка «2(неудовлетворительно)»

- схема составлена неправильно, не соответствует теме;

- не проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу.

Методические рекомендации к формулировкам тестовых вопросов

Тест определяется как система вопросов определенного содержания, специфической формы. Тест состоит из тестовых заданий и ответов к ним.

Правила составления тестов:

- в задании формулируется вопрос или утверждение, содержащее постановку проблемы, и готовые ответы, которые студент подбирает самостоятельно;

- среди ответов правильным обычно бывает только один, неправильных ответов должно быть 2-3;

- в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

- в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;

- частота выбора одного и то же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;

- из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;

- правильный ответ необходимо выделить.

Критерии оценки составленных тестовых вопросов

1. Соответствие правилам составления тестов.

2. Выбор верного варианта правильного ответа (указанного студентом).

3. Ясность формулировок.

Методические рекомендации по составлению кроссвордов

В процессе работы обучающиеся:

просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;

составляют список слов раздельно по направлениям;

составляют вопросы к отобранным словам;

проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;

оформляют готовый кроссворд.

Общие требования при составлении кроссвордов:

Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;

Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;

Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;

Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;

Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;

Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);

Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;

Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Требования к оформлению:

На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;

Рисунок кроссворда должен быть четким;

Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Критерии оценивания составленных кроссвордов:

Четкость изложения материала, полнота исследования темы;

Оригинальность составления кроссворда;

Практическая значимость работы;

Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;

Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;

Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

Методические указания по подготовке ответов на контрольные вопросы

  1. Внимательно прочитайте вопрос.
  2. Прочитайте конспект. Определите дополнительные информационные источники и изучите информационные материалы. Уточните в справочной литературе непонятные слова.
  3. Кратко сформулируйте и запишите ответ на контрольный вопрос в тетрадь, учитывайте лаконичность, значимость основных положений.
  1. Аналогично выполните запись ответов на следующие контрольные вопросы в тетради.

Критерии оценивания:

Оценка «(отлично)»: – правильно даны все ответы на контрольные вопросы;

Оценка «(хорошо)»: - ответы на контрольные вопросы даны с небольшими неточностями;

Оценка «(удовлетворительно)»: дано только половина правильных ответов;

Оценка «(неудовлетворительно)»: почти все ответы не правильные

Методические рекомендации по составлению глоссария

Работа над составлением глоссария (словаря терминов) помогает систематизировать и закрепить знания по теме.

Алгоритм работы над составлением глоссария.

1. Изучите заданный теоретический материал по учебнику.

2. Внимательно прочитайте текст лекции.

3. Продумайте и выберите из текстового материала наиболее важные, на ваш взгляд, термины и определения.

4. Определения терминов должны быть точными, краткими, лёгким для понимания, доступными для запоминания.

5. При выборе терминов не применяйте малопонятные, редко употребляемые слова, затрудняющие восприятие и запоминание.

6. Необходимо составить список минимум из 10 определений.

7. Словарь терминов по теме необходимо правильно оформить, грамотно, аккуратно.

Критерии оценки:

Оценка «отлично»:  глоссарий выполнен аккуратно, все определения указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.

Оценка «хорошо»: - глоссарий содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыты определения.

Оценка «удовлетворительно»: глоссарий выполнен неаккуратно, определения приведены с многочисленными неточностями.

Оценка «неудовлетворительно»: работа выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.

Литература

Основная литература

1. Батаев А.В., Налюдин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды: уч. для студ. учреждений сред. проф. обр. – М.: Изд. цент  “Академия”, 2014.-272 с.

2. Баранников А.И. Баранников П.А., Громов А.Ю., Ломтева  О.А., Организация сетевого администрирования: Учебник. – М.: курс6 ИНФРА-М. 2017.-384 с.

3. Олифер В., Олифер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. Учебник для вузов. 5-у изд.- СПб.: Питер. 2016.- 992 с.:ил.

4. Партыка Т. Л., Попов И. И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – 2-е изд./ Партыка, Т. Л., Попов, И. И. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2014. – 500с.: ил.

Интернет – ресурсы

1.        Учебный курс по операционной системе Linux. Ссылка:

intuit.ru/departamrnt/os/linux.

2.         Свободная электронная энциклопедия «Википедия». Ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к выполнению ВСР по дисциплине "Операционные системы"

Методические рекомендации содержат указания по деятельности студента при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ ....

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине: "Микропроцессоры и микропроцессорные системы"

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине: "Микропроцессоры и микропроцессорные системы"Используется интегрированная среда разработки программного обеспечения Visual DSP+...

Методические рекомендации для выполнения дипломного проекта по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое руководство по дипломному проектированию по специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы» разработано в соответствии с ФГОС 3-го поколения, внутренним Положением по курсовому и ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы"

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 Программирование в к...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы" для неуспевающих студентов

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Операционные системы"

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 П...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА по разработке информационной системы на платформе 1С:Предприятие для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)», 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»

Методические рекомендации содержат структуру, цели, задачи и требования к выполнению курсового проекта по разработке информационной системы на платформе 1С:Предприятие. Рекомендации предназначены для ...