Особенности организации практического обучения по разделу «Информационные технологии»
методическая разработка

Авдиенко Виктория Валерьевна

Правильная организация практического обучения является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.

Практика – составная часть процесса профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющая целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых трудовых умений и навыков практической работы по изучаемой профессии, в условиях, приближенных к профессиональной деятельности. Практика – это вид учебных занятий, в процессе которых студент самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производств, задачи, определенные учебной программой.

К методическому обеспечению практики относятся программа, включающая тематический план и содержание производственной практики, условия реализации программы производственной практики (условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой; характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику), контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ppo.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации практического обучения по разделу «Информационные технологии»


Содержание

Введение        3

Глава 1. Особенности организации практического обучения как теоретико-методическая проблема        5

1.1 Организация практического обучения как основа подготовки специалистов        5

1.2 Учебно-методическое обеспечение практического обучения в системе профессионального образования        12

Выводы по главе 1        17

Глава 2. Организация практического обучения по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» раздел «Информационные технологии»        18

2.1 Характеристика профессионального модуля «Обработка отраслевой информации» и раздела «Информационные технологии»        18

2.2 Организация практического обучения по разделу «Информационные технологии»        23

Выводы по главе 2        28

Заключение        29

Список литературы        31


Введение

Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники профессиональных организаций среднего профессионального образования, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В связи с этим необходимы поиск новых подходов и радикальное обновление структуры и содержания существующих стандартов среднего профессионального образования.

Вопросы профессиональной подготовки специалистов освещаются в работах С.А. Батышева, Н.Е. Селезневой, А.В. Баранникова и др.; теоретические основы инновационных процессов в образовании раскрываются в исследованиях В.И. Загвязинского, Н.В. Кларина, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина и др.; раскрытие сущности профессиональной подготовки (В.А. Беликов, М.А. Данилов, А.М. Лушников, А.С. Лында и др.); роли педагога в профессиональном образовании (А.К. Буряк, Т.А. Терехова и др.).

Особое место в профессиональном обучении занимает учебная и производственная практика, призванная обеспечить комплексное освоение обучающимися в профессиональных образовательных организациях всех видов профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального образования, формирование у них общих и профессиональных компетенций, а также приобретение ими опыта практической работы по профессии.

Актуальность выбранной темы, ее теоретическая значимость обусловили выбор темы работы: «Особенности организации практического обучения по разделу «Информационные технологии».

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка рекомендаций по организации практического обучения по по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» по разделу «Информационные технологии».

Объект исследования – практическое обучение в системе профессионального образования.

Предмет исследования – руководство и организация практического обучения по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» по разделу «Информационные технологии».

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы исследования в теоретической и методической литературе.

2. Рассмотреть особенности организации практического обучения по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» по разделу «Информационные технологии».

3. Разработать рекомендации по руководству производственной практики обучающихся по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» по разделу «Информационные технологии».

Методологической основой исследования явились: основные положения теории содержания профессионального образования (А.Н. Лейбович), основные идеи психолого-педагогической концепции деятельности (Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, А.К. Маркова, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков).

Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучения в учебном заведении СПО; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения.

Структура исследования включает: введение, основную часть (две главы), заключение, список литературы.


Глава 1. Особенности организации практического обучения как теоретико-методическая проблема

1.1 Организация практического обучения как основа подготовки специалистов

В условиях развития рыночных отношений качество профессионального образования приобретает большое значение. Система подготовки специалистов в новых условиях должна выработать эффективную схему обучения, при которой учащийся получает максимальное количество общетеоретических знаний в сочетании с сугубо практическими, и в то же время востребованными и перспективными, что может обеспечить будущему специалисту социальную защищенность из более быструю и успешную адаптацию в социуме.

Понятие практика В.А. Скакун определяет, как составную часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренную учебными планами и программами, организуемую в реальных производственных условиях (или близких к ним) с целью формирования у обучающихся представления о конкретной профессиональной сфере, обучения практическим занятиям, навыкам и умениям, приобретения опыта самостоятельной работы по избранной профессии [12].

Взаимосвязь познания и практики имеет исключительно важное значение и предопределяется такими факторами:

а) в практической деятельности рождаются познавательные отношения, которые служат основой˙ практики и обеспечивают ее развитие; практическое отношение человека к действительности есть первичным, основным и определяющим, при этом практика – основа существования и развития человека и общества в целом;

б) практика выступает как движущая сила познания, которое дает необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке, а потребности и задачи, поставленные практикой, служат стимулом развития науки;

в) практика является сферой применения знаний, и в этом понимании она – конечная цель познания [2].

Теория, как система знаний, составляет в той или иной форме структуру любого учебного предмета в виде сроков и закономерностей, формул, расчетов и т.п. Так, учебные планы предусматривают непрерывную и тесную связь теоретического и практического обучения студентов на протяжении всего периода обучения. Практическое обучение в подготовке квалифицированных рабочих, благодаря своим методам, является ведущим по сравнению с обучением инженеров и техников-технологов.

Среди специфических особенностей практического обучения, можно отметить следующие:

1. Цель практического обучения – формирование у обучащихся основ профессионального мастерства в области определенной профессии.

2. Основой практического обучения является коэффициент производительности труда обучащихся, подчиненный решению учебно-воспитательных задач.

3. Содержанием практического обучения является формирование у обучащихся умений и навыков, характерных для изучаемой профессии.

4. Процесс практического обучения осуществляется на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практические умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

5. Процесс учения в ходе практического обучения объективно более активен, чем в ходе теоретического обучения. В этой связи в деятельности мастера по сравнению с деятельностью преподавателя растет «удельный вес» информативной функции и усиливается руководящая, направляющая, инструктивная функция.

6. Для нормального хода процесса практического обучения особую, зачастую решающую роль играют средства обучения, прежде всего материальнотехническое оснащение, а также объекты учебно-производственной деятельности обучащихся [8].

Педагогическая задача – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что правильная организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.

На теории студент достигает определенного уровня понимания, на практическом занятии он их закрепляет. При системном подходе к практическому профессиональному образованию с точки зрения содержания выявляются следующие его составные части:

1. Практические занятия и лабораторные работы. Для системной организации лабораторных работ необходимы планирование учебно-опытных работ, оборудование специальных учебных лабораторий, в которых должны быть выполнены учебно-опытные технологии, проведен текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных навыков, приобретенных учащимися, и разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.

2. Учебная практика. Для системной организации должны быть планированы учебно-практические работы, специально оборудованы учебные мастерские, предназначенные для выполнения учебно-практических технологий и проведения текущего, промежуточного и итогового контроля первичных и промежуточных навыков и умений, приобретенных учащимися, разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая методической службой данные процессы.

3. Производственная практика. Для системной организации производственной практики должны быть планированы учебно-производственные работы, проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении), в котором должны быть осуществлены учебно-производственные технологии, текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных и промежуточных навыков и умений обучающихся и разработана и внедрена методика производственной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.

4. Выпускная квалификационная практика. Для системной организации выпускной квалификационной практики должны быть планированы выпускные квалификационные работы (дипломные), проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении) и учебных лабораториях. В них должны быть осуществлены исследовательски-проверочные технологии и текущий, промежуточный, итоговый контроль окончательных умений и навыком обучающихся и разработана и внедрена методика выполнения выпускных квалификационных работ, обеспечивающая методической службой данные процессы.

Производственная практика – составная часть процесса профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющая целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых трудовых умений и навыков практической работы по изучаемой профессии, в условиях, приближенных к профессиональной деятельности.

Цель производственной практики – совершенствование трудовых умений и навыков в соответствии с перечнем учебно-производственных работ, предусмотренных планируемым уровнем квалификации выпускника в соответствии со стандартом. Осуществляется в производственных мастерских, производственных цехах, отделах учреждений, предприятий, организаций [8].

Задачами производственной практики являются:

- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- освоение современных производственных процессов, технологий;

- адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.

Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.

Практика проходит на основе прямых договоров, заключаемых организациями и образовательным учреждением. Место практики студента должно отвечать методическим требованиям, быть оснащено современными средствами труда. В качестве баз производственной практики должны быть выбраны предприятия, отвечающие следующим требованиям:

- соответствовать данной специальности и виду практики;

- иметь сферы деятельности, предусмотренные программой практики;

- располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.

Базами практики могут быть производственные, исследовательские, сервисные, торговые, консалтинговые и другие организации, предприятия различных отраслей промышленности и их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм, некоммерческие, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и т. д.

В зависимости от профессиональной направленности подготовки производственная практика называется педагогической, технологической, эксплуатационной, сестринской, научно-исследовательской работой студентов и т. п.

Производственная практика может совмещаться по времени с другими видами учебных занятий или для её проведения в учебном плане выделяется отдельный период.

Производственная деятельность обучающихся (студентов) в ходе производственной практики должна нести учебную нагрузку и удовлетворять таким требованиям учебного процесса, как соответствие решаемых задач будущей профессиональной деятельности специалиста, постепенное усложнение выполняемых заданий по мере роста объёма получаемых знаний, выполнение предлагаемых производств, задач в сроки, определённые учебным планом.

Производственная практика является интегрирующим видом подготовки специалиста, при её прохождении учащиеся (студенты) изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и т. д. Возможность применения полученных знаний в деятельности и во взаимодействии с коллегами по профессии позволяет производственной практике выполнять важную воспитательную функцию, трудно реализуемую в других видах учебных занятий.

Распределение обучающихся (студентов) по базам производственной практики производится учебным заведением с учётом профиля подготовки, места будущей работы и желания обучающегося.

В процессе производственной практики учащийся (студент) выполняет задания в соответствии с планом (рабочей программой), разработанным преподавателем и руководителем производственной практики от производства.

Основным требования и объём заданий по производственной практике определяются учебным заведением в сквозной программе производственной практики. Как правило, задания на производственную практику совмещаются с заданиями на курсовое и дипломное проектирование.

Завершается производственная практика отчётом перед комиссией и получением дифференцированного зачёта.

Учащиеся (студенты) во время производственной практики приравнены в правах, обязанностях и льготах к штатному персоналу предприятия – базы практики.

Руководители производственной практики от предприятия, назначаемые из числа высококвалифицированных специалистов, получают материальное вознаграждение из средств предприятия.

От производственной практики отличается учебная практика – вид учебных занятий, в процессе которых учащийся (студент) овладевает начальными умениями использования орудий труда, входящих в сферу его будущей проф. деятельности [11].  

Учебная практика проводится в специально оборудованных учебных лабораториях, мастерских, на учебных полигонах, базах и т. д. Учащиеся (студенты) выполняют дидактически сформулированные учебные задания. Выпуск реальной продукции здесь возможен, но не обязателен (в отличие от производственной практики).

Учебная практика, как правило, проводится при подготовке рабочих и специалистов, использующих в своём труде сложную технику или природную среду. В подготовке педагогов, юристов, врачей учебная практика широко не используется. Учебная практика проводится, как правило, на начальном этапе обучения и в зависимости от материально-технической базы и профиля подготовки может проводиться одновременно с теоретическими занятиями или в специально выделенный учебным планом период.

Таким образом, производственная практика – это вид учебных занятий, в процессе которых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производств, задачи, определенные учебной программой.

Целью производственной практики является: формирование общих и профессиональных компетенций; комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального образования, заложенных в ФГОС СПО.

Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.

1.2 Учебно-методическое обеспечение практического обучения в системе профессионального образования

Обеспечение образовательного процесса соответствующими методиками – совокупность методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, которая позволяет педагогу достичь определенных целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического воздействия или педагогического взаимодействия с обучающимися.

В определениях «системно-методическое» и «научно-методическое» подчеркивается глубина проработки данных аспектов обеспечения. В первом случае говорится о необходимости подходить к методическому обеспечению учебного процесса с системных позиций, учитывая все компоненты процесса обучения как целостной педагогической системы, во втором – с позиций научного обоснования применяемых педагогом методов, способов, приемов организации обучения и используемых при этом дидактических средств [16].

Несколько отличается подход к трактовке такого вида обеспечения, как программно-методическое. В отличие от предыдущих, при раскрытии его сущности главный акцент делается, как правило, не столько на методической стороне обеспечения, сколько на необходимости выбора педагогом соответствующих средств обучения.

Впервые вопрос о программном обеспечении возник с появлением в учебных заведениях компьютерных средств обучения и необходимостью их программной поддержки. Это привело к созданию в учебных заведениях специальных программно-методических комплексов (ПМК), представляющих собой совокупность программных продуктов учебного назначения, созданных под конкретные методики обучения.

Сущность различных обеспечения учебного процесса раскрывается через совокупность используемых методов, средств и форм обучения, позволяющих педагогу всесторонне поддержать учебный процесс, делать его эффективным и результативным.

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине. Целями учебно-методического комплекса являются:

- систематизация содержания дисциплины с учетом достижений науки, техники производства;

- улучшение ее методического обеспечения;

- повышение эффективности и качества занятий;

- внедрение активных методов обучения;

- оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала;

- правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов;

- оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства [2].

Проектирование учебно-методических комплексов состоит из четырех этапов:

1 этап – стратегического планирования: постановка целей и задачи проектирования на основе анализа учебной дисциплины, анализ теоретической информации на пригодность решения задачи исследования;

2 этап – системно-деятельностный: построение базовой модели учебно-методического комплекса; подбор учебного материала, составляющего основу УМК;

3 этап – внедрение учебно-методического комплекса в учебный процесс;

4 этап – регулировка и коррекция в соответствии с полученными результатами.

Учебно-методический комплекс практики – это сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности.

Перечень документов учебно-методического комплекта практики включает следующие документы:

1. Программы учебных практик.

2. Календарно-тематические планы учебных практик.

3. Программы производственных (технологических) практик.

4. Программа преддипломной квалификационной практики (стажировки).

5. Критерии оценки результатов практик.

6. Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению.

Итак, под методическим обеспечением мы понимаем процесс разработки и применения системы нормативных, методических и дидактических материалов как условия успешного проектирования учебно-познавательной деятельности, а также перечень самих средств сопровождения данной деятельности.

Рабочая программа учебной практики содержит:

- титульный лист;

- паспорт программы учебной практики;

- тематический план и содержание учебной практики;

- условия реализации учебной практики;

- контроль и оценка результатов освоения учебной практики.

Рабочая программа учебной практики должна быть рассмотрена на заседании методической цикловой комиссии и рекомендована ею, утверждена заместителем директора образовательного учреждения по учебно-производственной работе. Поэтому на оборотной стороне титульного листа располагают грифы рекомендации и утверждения, а также указывают авторов-разработчиков программы и рецензентов

Паспорт программы содержит несколько пунктов:

1. Область применения программы.

2. Цели и задачи учебной практики. Целью учебной практики является освоение обучающимися практического опыта по видам профессиональной деятельности.

3. Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики – определяется образовательным учреждением.

Тематический план и содержание учебной практики оформляется в виде таблицы, где указываются наименование профессионального модуля, номер и наименование темы учебной практики, содержание учебного материала, объем часов на изучение тем.

Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ, определенных в программах профессиональных модулей ОПОП.

Третий раздел программы учебной практики «Условия реализации учебной практики» включает в себя следующие пункты:

1. Требования к материально-техническому обеспечению (наличие учебных мастерских, лабораторий, перечень средств обучения, оборудования, технических средств).

2. Информационное обеспечение учебной практики (перечень рекомендуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

3. Общие требования к организации учебной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики).

Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики отражается в четвертом разделе программы, осуществляется мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения учащимися учебно-производственных заданий. Формы и методы контроля определяются образовательным учреждением.

Таким образом, к методическому обеспечению производственной практики относятся программа, включающая тематический план, условия реализации практики, способы контроля и оценки результатов, формы отчетности, перечень учебно-производственных работ.


Выводы по главе 1

Производственная практика – это вид учебных занятий, в процессе которых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производств, задачи, определенные учебной программой.

Целью производственной практики является: формирование общих и профессиональных компетенций; комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального образования, заложенных в ФГОС СПО.

Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.

К методическому обеспечению производственной практики относятся программа, включающая тематический план и содержание производственной практики, условия реализации программы производственной практики (условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой; характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику), контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики.


Глава 2. Организация практического обучения по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» раздел «Информационные технологии»

2.1 Характеристика профессионального модуля «Обработка отраслевой информации» и раздела «Информационные технологии»

Программа профессионального модуля «Обработка отраслевой информации» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности ППССЗ СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обработка отраслевой информации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент.

ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.

ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.

ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

ПК 1.6. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

ПК 1.7.Обрабатывать отраслевую информацию средствами вычислительной техники.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

1) иметь практический опыт: обработки статического информационного контента; обработки динамического информационного контента; монтажа динамического информационного контента; работы с отраслевым оборудованием обработки информационного контента; осуществления контроля работы компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечение их правильной эксплуатации; подготовки оборудования к работе;

2) уметь: осуществлять процесс допечатной подготовки информационного контента; инсталлировать и работать со специализированным прикладным программным обеспечением; работать в графическом редакторе; обрабатывать растровые и векторные изображения; работать с пакетами прикладных программ верстки текстов; осуществлять подготовку оригинал-макетов; работать с пакетами прикладных программ обработки отраслевой информации; работать с программами подготовки презентаций и др.;

3) знать: основы информационных технологий; технологии работы со статическим информационным контентом; стандарты форматов представления статического информационного контента; стандарты форматов представления графических данных; компьютерную терминологию; стандарты для оформления технической документации; последовательность и правила допечатной подготовки; правила подготовки и оформления презентаций и др.

Профессиональный модель «Обработка отраслевой информации» предусматривает практическое обучение студентов в форме практических занятий, а также учебной практики. Содержание практических занятий по профессиональному модулю «Обработка отраслевой информации» представлено в таблице 1. На каждое практическое занятие отводится 2 учебных часа.


Таблица 1

Организация практического обучения по ПМ «Обработка отраслевой информации»

Раздел

Тема

Практическое занятие

Раздел ПМ.01.01. Применение информационных технологий

Тема 1.2. Программное обеспечение обработки информационного контента

1. Инсталляция и работа со специализированным прикладным программным обеспечением.

Тема 1.3. Работа с пакетами прикладных программ обработки отраслевой информации

1. Форматирование абзаца в документе.

2. Разбиение текста на колонки.

3. Добавление и редактирование таблиц в документе.

4. Вставка рисунков, фигур, SmartArt, диаграмм.

5. Оформление формул в документе.

6. Работа с колонтитулами в документе.

7. Слияние документов.

Тема 1.4. Прикладные программы обеспечения обработки экономической информации

1. Работа с прикладной программой обеспечения обработки экономической информации. Решение задач на использование в формулах абсолютной адресации.

2. Графическая обработка данных.

3. Анализ данных. Применение фильтров при анализе документа.

4. Решение задач на использование в формулах функции ЕСЛИ.

5. Решение задач на использование функции ВПР.

6. Подбор параметра. Таблицы подстановки.

7. Обработка экономической информации при помощи сводных таблиц.

8. Решение задач с применением поиска решения.

Тема 1.5. Правила подготовки и оформления презентаций

1. Работа с программой подготовки презентаций. Создание презентации. Форматирование текста, добавление таблиц и картинок. Дизайн слайда.

2. Настройка анимации презентации.

Раздел ПМ.01.02. Организация работы технических средств информатизации

Тема 2.1. Технические средства сбора, обработки, хранения и демонстрации статического и динамического контента

1. Осуществление мониторинга рабочих параметров дисковой подсистемы.

2. Диагностика неисправностей дисковой подсистемы с помощью технических и программных средств.

3. Устранение мелких неисправностей в работе дисковой подсистемы. Подготовка оборудования к работе.

4. Осуществление технического обслуживания дисковой подсистемы на уровне пользователя. Осуществление подготовки отчета об ошибках.

5. Подготовка дисковой подсистемы к работе.

6. Работа со специализированным оборудованием обработки статического и динамического контента.

7. Запись и воспроизведение видеофайлов.

8. Подготовка печатающих устройств к работе. Устранение мелких неисправностей в работе печатающих устройств.

9. Осуществление технического обслуживания печатающих устройств на уровне пользователя.

10. Подготовка сканеров к работе. Осуществление пусконаладочных работ сканеров.

11. Устранение мелких неисправностей в работе сканеров. Осуществление технического обслуживания сканеров на уровне пользователя.

Тема 2.2. Принципы работы специализированного оборудования

1. Выполнение подключения и работа со специализированным оборудованием.

2. Подготовка специализированного оборудования к работе.

3. Выбор нестандартного оборудования для решения поставленной задачи.

Тема 2.3. Правила технического обслуживания оборудования

1. Осуществление контроля работы компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечение их правильной эксплуатации.

2. Осуществление контроля работы компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечение их правильной эксплуатации.

3. Осуществление испытаний отраслевого оборудования.

4. Коммутация аппаратных комплексов отраслевой направленности.

Раздел ПМ.01.03. Реализация компьютерной графики

Тема 3.2. Векторная графика

1. Построение объектов. Объединение, пересечение и исключение объектов. Автофигуры.

2. Работа с узлами. Перевод в кривые.

3. Интерактивное перетекание. Вытягивание объектов.

4. Ореолы. Виды заливки. Прозрачность.

5. Группировка и разгруппировка объектов. Слои. Распылители.

6. Трассировка отсканированного (растрового) рисунка. Приемы работы с текстом.

Тема 3.3. Растровая графика

1. Выделение фрагментов изображения различными способами. Работа со слоями.

2. Каналы. Настройка цветового баланса и исправление цвета настройкой тоновых уровней и кривых.

3. Коррекция выцветшего изображения и "слабого цвета". Выборочная цветовая коррекция.

4. Работа с текстом в редакторе.

5. Работа с текстом в редакторе с применением фильтров.

6. Коллажи: дорисовка элементов.

7. Коллажи: соединение фрагментов фотографий.

8. Свет и тени. Фоторисование: имитация различных техник рисования.

9. Свет и тени. Фоторисование: имитация различных техник рисования.

Раздел ПМ.01.04. Использование трехмерного моделирования

Тема 4.2. Создание трехмерных моделей

1. Создание трехмерных моделей с заданными параметрами

Тема 4.4. Размещение и настройка источников света

1. Нацеленные параллельные лучи.

2. Ключевой свет. Заполняющий свет. Обратный свет.

Тема 4.5. Размещение и настройка камер

1. Виды камер. Их отличия.

2. Расположение камер

Тема 4.6. Анимация

Виды анимации

Раздел ПМ.01.05. Работа с динамическим контентом

Тема 5.1. Работа со звуком

1. Создание различных аудиоэффектов.

2. Создание плавных повторений.

3. Микширование звука.

Тема 5.2. Работа с видеоизображением.

1. Создание различных эффектов с видеоизображением.

2. Создание титров.

3. Использование альфа-канала.

4. Монтаж и редактирование звуковой дорожки в проекте.

Учебная практика включает следующие разделы:

1. Работа с текстовым процессором.

2. Работа с табличным процессором.

3. Работа с программой подготовки презентаций.

4. Работа с техническими средствами информатизации.

5. Работа с программой компьютерной графики.

6. Работа с программой трёхмерного моделирования.

7. Работа с программой обработки звука и видео.

Рассмотрим далее задания, которые можно использовать в процессе учебной и производственной практики обучающихся.

2.2 Организация практического обучения по разделу «Информационные технологии»

Требования к документации, необходимой для проведения практики:

– Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).

– Положение об учебной и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.

– Рабочий учебный план.

– Программа профессионального модуля ПМ.01. Обработка отраслевой информации.

– Приказ о направлении на практику обучающихся.

– Программа практики ПМ.01. Обработка отраслевой информации.

– Бланк дневника производственного обучения.

– Перечень индивидуальных заданий производственной практики.

– Бланк характеристики.

Перечень индивидуальных заданий:

1. Работа с отраслевым оборудованием обработки информационного контента:

– подготовка оборудования к работе компьютер и его комплектующие, фотоаппарат, видеокамера, колонки и акустические системы, оборудование для записи звука, сканер, принтер, плоттер, графический планшет);

– принципы работы с оборудованием;

– правила технического обслуживания оборудования;

– подбор оборудования для решения поставленной задачи;

– установка и конфигурирование программного обеспечения оборудования;

– осуществления контроля работы компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечение их правильной эксплуатации.

2. Обработка динамического информационного контента:

– выбор и подготовка специального оборудования для обработки видеопродукции и мультимедиа (компьютер и его комплектующие, фотоаппарат, видеокамера, колонки и акустические системы, оборудование для записи звука); выбор прикладного программного обеспечения обработки экономической информации, видеопродукции и мультимедиа (Mathcad, AdobeAudition, AdobePremiere, AdobeFlash);

– работа с прикладным программным обеспечением обработки видеопродукции и мультимедиа(AdobeAudition, AdobePremiere, AdobeFlash);

– работа с прикладным программным обеспечением обработки экономической информации (MS Excel, Mathcad);

– конвертация конвертирование аналоговых форматов аудио-, видеофайлов в цифровые;

– импорт и экспорт аудио- и видеофайлов и анимации;

– запись аудио- и видеофайлов в заданном формате.

3. Монтаж динамического информационного контента:

– выбор и подготовка специального оборудования для монтажа видеопродукции и мультимедиа (компьютер и его комплектующие, фотоаппарат, видеокамера, колонки и акустические системы, оборудование для записи звука);

– выбор прикладного программного обеспечения для монтажа видеопродукции и мультимедиа (AdobeAudition, AdobePremiere, AdobeFlash);

– работа со специализированным прикладным программным обеспечением монтажа видеопродукции и мультимедиа(AdobeAudition, AdobePremiere, AdobeFlash);

– осуществление выбора средств монтажа видеопродукции и мультимедиа(AdobeAudition, AdobePremiere, AdobeFlash);

– монтаж видеопродукции и мультимедиа(Adobe Audition, Adobe Premiere, Adobe Flash);

– осуществление событийно-ориентированного монтажа видеопродукции и мультимедиа.

Задания оформляются в форме отчета. Также обучающимися заполняется дневник практики, в котором отражаются выполненные виды работ за каждый день практики.

Рассмотрим пример практической работы.

Тема 1.5 Правила подготовки и оформления презентаций.

Цель: формирование умений и навыков создания и оформления презентации.

Задания для практической работы:

1. Запустите программу Office PowerPoint.

2. Создайте 12 слайдов: на вкладке «Главная» выберите соответствующие макеты слайдов (для первого слайда – «Титульный слайд», для остальных – «Заголовок и объект»).

3. Щелкните в поле с надписью «Заголовок слайда» и введите необходимый заголовок для вашей презентации.

4. Выполнить сохранение презентации с помощью команды «Сохранить» из меню «Файл» или через графическое меню.

5. Выполните оформление слайдов.

6. Наполните слайды информацией, для этого используйте материал по выбранной Вами теме, найденный в Internet.

7. Перейдите на вкладку анимация.

8. Выберите вариант смены слайдов, выставьте смену слайдов «по щелчку» → Применить ко всем.

9. Добавьте звуковое  сопровождение. В области структуры слайдов выберите первый слайд. Вкладка «Вставка» → «Звук» → Звук из файла (выберите аудиофайл) → настройте непрерывное воспроизведение.

10. Скройте значок .

11. Встройте звуковой файл в презентацию, для этого раскройте вкладку «Параметры» для вашего аудиообъекта и велите в поле максимального размера звукового файла наибольшее значение.

12. Ваша презентация должна удовлетворять всем требованиям, изложенным в инструкционной карте.

Инструкционная карта:

1) Правила шрифтового оформления:

1. Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек). Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем.

2. Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст). Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

3. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать, но не резко.

4. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

5. Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов. Существуют не сочетаемые комбинации цветов. Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст. Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия).

2) Правила общей композиции.

1. Логотип должен быть простой и лаконичной формы.

2. Дизайн должен быть простым, а текст – коротким.

3. Графическая информация: рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде; желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.

4. Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.

5. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом; если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

6. Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса.

7. Информационных блоков не должно быть слишком много (3-6). Рекомендуемый размер одного информационного блока – не более 1/2 размера слайда.

8. Желательно присутствие на странице блоков с разнотипной  информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.

9. Информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки – слева направо.

10. Наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда.

3) Звук.

1. Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации.

2. Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным. Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.


Выводы по главе 2

Программа профессионального модуля «Обработка отраслевой информации» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности ППССЗ СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обработка отраслевой информации.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт: обработки статического информационного контента; обработки динамического информационного контента; монтажа динамического информационного контента; работы с отраслевым оборудованием обработки информационного контента; осуществления контроля работы компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечение их правильной эксплуатации; подготовки оборудования к работе.

Профессиональный модель «Обработка отраслевой информации» предусматривает практическое обучение студентов в форме практических занятий, а также учебной практики. Учебная практика включает следующие разделы: работа с текстовым процессором, работа с табличным процессором, работа с программой подготовки презентаций, работа с техническими средствами информатизации, работа с программой компьютерной графики, работа с программой трёхмерного моделирования, работа с программой обработки звука и видео.

Задания оформляются в форме отчета. Также обучающимися заполняется дневник практики, в котором отражаются выполненные виды работ за каждый день практики.


Заключение

Правильная организация практического обучения является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.

Практика – составная часть процесса профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющая целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых трудовых умений и навыков практической работы по изучаемой профессии, в условиях, приближенных к профессиональной деятельности. Практика – это вид учебных занятий, в процессе которых студент самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производств, задачи, определенные учебной программой.

К методическому обеспечению практики относятся программа, включающая тематический план и содержание производственной практики, условия реализации программы производственной практики (условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой; характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику), контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики.

Программа профессионального модуля «Обработка отраслевой информации» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности ППССЗ СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обработка отраслевой информации.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт: обработки статического информационного контента; обработки динамического информационного контента; монтажа динамического информационного контента; работы с отраслевым оборудованием обработки информационного контента; осуществления контроля работы компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечение их правильной эксплуатации; подготовки оборудования к работе.

Профессиональный модель «Обработка отраслевой информации» предусматривает практическое обучение студентов в форме практических занятий, а также учебной практики. Учебная практика включает следующие разделы: работа с текстовым процессором, работа с табличным процессором, работа с программой подготовки презентаций, работа с техническими средствами информатизации, работа с программой компьютерной графики, работа с программой трёхмерного моделирования, работа с программой обработки звука и видео.

Задания оформляются в форме отчета. Также обучающимися заполняется дневник практики, в котором отражаются выполненные виды работ за каждый день практики.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.


Список литературы

  1. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. [Текст] / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 2004. – 568 с.
  2. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведен [Текст] / Е.П.Белозерцев; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
  3. Бородина, Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие [Текст] / Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2002. – 260 с.
  4. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография [Текст] / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – М.: Логос, 2011. – 288 с.
  5. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 334 с.
  6. Гордеева, Н.Н. Организация индивидуальной учебно-познавательной деятельности: Методическое пособие [Текст] / Н.Н.Гордеева. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. Пед. ун-та «Факел», 2001. – 145 с.
  7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х томах [Текст] / В.И. Даль. – Т.4. – М.: Аст, 2014. – 921 с.
  8. Евплова, Е.В. Методика преподавания экономических дисциплин [Текст] / Е.В. Евплова, И.И. Тубер. – Челябинск, 2015. – 108 с.
  9. Жарова, Л.В. Организация самостоятельной работы учебно-познавательной деятельности учащихся. Учеб. пособие [Текст] / Л.В. Жарова. – М., 2008. – 59 с.
  10. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.А. Сыманюк // Высш. образование в России. –  2005. –  № 4. –  С. 23–29.
  11. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. А.Г.Казакова – М.: Издательский центр «Академия», 202. – 368 с.
  12. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с.
  13. Психологический словарь [Текст] / под ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2007. – 800 с.
  14. Розов, Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании [Текст] / Н.Х. Розов. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 79 с.
  15. Рыжов, В.Н. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев [Текст] / В.Н. Рыжов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.
  16. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие [Текст] / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
  17. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение» [Текст] / Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 90 с.
  18. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
  19. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 512 с.
  20. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 365 с.
  21. Узарханова, А.С. Условия формирования экономической компетенции будущего педагога профессионального обучения: дисс. канд. пед. наук [Текст] / А.С. Узарханова. – М., 2011. – 158 с.
  22. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» [Текст] / сост.: А.А. Кельцева. – М.: Эксмо, 2014. – 787 с.
  23. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современный социальный заказ требует приспособить систему образования к рынку труда, создать условия для более осознанного профессионального выбора обучающихся. Создавая условия для подготовки грамотн...

Формирование информационной компетентности учащегося при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подход

Целью реализации модели является подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью В разработке представлен краткий материал по предмету «Информатика и информационные технологии» напр...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для обучающихся по специальности 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка) по разд

Данные методические рекомендации предназначены для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 38.02.01 (080114) Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (...

Разработка опорных конспектов по разделу «Информационные технологии»

Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Перед педагогами...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...

Педагогический проект АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Стремительное развитие общества, совершенствование технологий вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. С увеличением количества компьютеров в учебных заведениях  возра...