Опорный конспект
план-конспект занятия
Конспект теоретического занятия
по теме: «Заполнение электронной медицинской документации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №7»
ГБПОУ ДЗМ «МК №7»
Конспекты теоретических занятий
ПМ/Дисциплина: ЕН. 01 Информатика
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
2 курс 4 семестр
Конспект теоретического занятия
по теме: «Заполнение электронной медицинской документации»
План:
- Понятие электронного документооборота
- Цели и принципы перевода документов в электронную форму
- перевод и хранение информации в электронном виде
- преимущества перевода документов в электронную форму
- Электронная медицинская карта (ЭМК)
- принципы работы
- создание выписки из истории болезни пациентов
- Создание выписки из истории болезни пациентов
- Примеры медицинских статистических отчётов
Понятие электронного документооборота
Электронный документооборот — это обмен электронными документами по телекоммуникационным каналам связи оператора электронного документооборота. Основой этой системы является документ.
Документ – это упорядоченная информация определенным образом.
Сначала поясним понятие «электронный документ». Электронный документ — это файл, заверенный электронной подписью. Его не нужно распечатывать, так как юридически значимым оригиналом он является именно в электронном виде.
С развитием информационных технологий для документооборота открылись огромные возможности. С появлением и развитием глобальной сети Интернет и его важным атрибутом - электронной почтой, проблема расстояния перестала быть проблемой.
Документооборот может быть двух типов:
- универсальный – автоматизирующий существующие информационные потоки слабоструктурированной информации. Его порой называют аморфным или беспорядочным документооборотом;
- операционный – ориентированный на работу с документами, содержащими операционную атрибутику, вместе с которой ведётся слабоструктурированная информация.
Цели и принципы перевода документов в электронную форму
Для общества обременительно расходование огромного количества бумаги, да и информация, поступающая на таких носителях, менее динамична, чем электронная.
Безбумажное делопроизводство предусматривает применение компьютера в управленческой деятельности для хранения, поиска и отображения информации, позволяя свести к минимуму или исключить полностью применение бумажных носителей.
Использование сетей и средств электронной почты позволяет мгновенно пересылать документы из одного подразделения в другое без временных задержек на передачу бумажного документа. Упрощает хранение, контроль, поиск, архивирование, включая ведение долговременного архива документов. Здесь есть два существенных препятствия: внешнее и внутреннее.
Электронный документооборот – это электронный обмен деловыми электронными документами между автоматизированными системами различных компаний в стандартизованной форме, действенное средство повышения эффективности управления в организациях.
перевод и хранение информации в электронном виде
В настоящее время практически все государственные учреждения сталкиваются с проблемами сохранения огромного количества бумажных документов и организации оперативного доступа к содержащейся в них информации. Традиционно эти проблемы решаются с помощью бумажных архивов. Однако это не отвечает требованиям времени: бумажные носители недолговечны, подвержены старению, могут быть искажены, утеряны или уничтожены. Все это может привести к невосполнимой утрате информации. Кроме того, структура расположения бумажных носителей в архиве предполагает использование только одного параметра при поиске необходимого документа (например, по годам или по алфавиту), что приводит к лишним трудозатратам и потерям времени при получении необходимой информации.
На сегодняшний день единственной альтернативой большому количеству бумаг и документов, находящихся по тем или иным причинам на обязательном хранении, являются электронные архивы.
Для того, чтоб найти нужную бумагу в обычной картотеке документов специалист затрачивает в среднем от 16 - 18 минут. Для того, чтобы найти этот же документ в электронном виде, специалисту понадобится меньше 30 секунд. Перевод бумажных носителей в цифровой вид в промышленных масштабах и размещение их в специально созданной электронной системе с возможностью архивирования, хранения, поиска и т.д.
преимущества перевода документов в электронную форму:
- высокая скорость обработки документов
- оперативный доступ к документам электронного архива для всех специалистов предприятия в рамках служебных полномочий;
- возможность интеграции с внешними ресурсами, информационными системами, мобильными приложениями и др.
- отечественная разработка, имеющая высокую степень защищенности
- обеспечение технической поддержки и сопровождения в режиме 24/7
В ходе преобразования бумажного документа в вид, используемый в Системе, производится ряд регламентов, выполняемых либо автоматически автоматизируемой системой, либо автоматизировано с участием человека, либо вручную:
- операции по подготовке к сканированию
- на данном этапе производится подготовка бумажных дел к состоянию, при котором возможен массовый ввод документов с помощью протяжных высокоскоростных сканеров. Если дело сшитое, его расшивают; скрепленные листы раскрепляют. Страницы нумеруют (используется автоматический нумератор). Все листы пролистываются для избегания слипания при сканировании. Заполняется сопроводительная форма. Если дело не скрепленное, то процедуры подготовки упрощаются;
2. массовое сканирование
- оператор сканирования производит сканирование расшитых дел с помощью специализированного ПО для работы со сканером;
- возврат бумажного дела в исходное состояние
- после сканирования, бумажное дело приводят к исходному состоянию и передают в бумажный архив.
4. загрузка отсканированного образа бумажного дела
- информационный администратор загружает полученные образы бумажных дел в Систему.
- разбор электронного образа бумажного дела на документы
- оператор разбора с помощью специального интерфейса производит разбор электронного образа бумажного дела на документы и создает электронный документооборот.
6. Индексирование и автозаполнение реквизитов
-информационный администратор запускает регламенты построения полнотекстового индекса и автозаполнения реквизитов документа. После приведенных выше шагов, документ готов для поиска и может использоваться пользователями в бизнес-процессах
Электронная медицинская карта
Цифровизация — это необходимое условие развития медицины.
Электронная медицинская карта пациента – это комплекс данных о состоянии здоровья пациента и назначаемом ему лечении, которые хранятся и обрабатываются в электронном виде.
Принципы работы
Электронная медицинская карта позволяет быстро находить существующую и добавлять новую информацию обо всех случаях оказания пациенту медицинской помощи, а также в автоматизированном режиме формировать медицинские документы.
За счет использования разнообразных пополняемых справочников и шаблонов ввод данных о случаях оказания пациенту медицинской помощи в электронной медицинской карте занимает гораздо меньше времени, чем при ручном заполнении амбулаторных карт и историй болезни.
Кроме того, с внедрением электронная медицинская карта устраняется проблема транспортировки документов из одних медицинских организаций в другие, а значит, повышается степень защиты персональных данных пациентов.
Создание выписки из истории болезни пациентов
База паспортных данных – это основное приложение для работы регистраторов. В ней консолидирована вся персональная информация о лицах, зарегистрированных в комплексной медицинской информационной системе:
• паспортные данные;
• страховая информация о медицинских полисах;
• информация об имеющихся льготах, инвалидности.
Разделы базы данных
• Все документы - список зарегистрированных в системе пациентов. Предусмотрена дополнительная сортировка пациентов по предприятиям, предприятиям и цехам, табельным номерам, личному коду, номеру паспорта. Отдельно выделена разбивка по прописке и фактическому проживанию;
• Месторасположение карт - для упорядочивания данных о месте фактического нахождения карт каждого типа предусмотрено данное представление, в котором размещены представления расположения карт каждого типа. Информация в представлениях сгруппирована по типам расположения карт. На панели команд размещены действия указания расположения карты выделенного документа ПЧ пациента, изменения примечания, а также функция сканирования штрих-кода карты с целью указания расположения карты;
• Страховые полисы сгруппированы по номеру, по номеру и адресу, по страховым компаниям. Отдельно выделены страховые полисы, созданные вручную, по датам создания и страховым компаниям;
• Прикрепление к медицинской организации - на основании данных, заполняемых в разделе «Данные о прикреплении к МО» каждого пациента, заполняются представления о прикреплении граждан к медицинским организациям при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
• Льготная категория обеспечивает поиск по СНИЛСу, фамилиям, группам льгот, по созданным вручную документам о льготах;
• Инвалиды сгруппированы по видам и степеням инвалидности;
Регистрация пациентов
Регистрация пациента осуществляется добавлением пациента из резервной базы паспортных данных по ФИО или номеру страхового полиса, а также вручную.
Для регистрации нового пациента, как минимум, необходимы ФИО, полная дата рождения, пол, адрес постоянного места жительства. Документ состоит из нескольких разделов - паспортных данных и места жительства; данных о работе; документов, удостоверяющих личность; служебной информации; страховой информации, а также о льготах и инвалидности:
- паспортные данные
Паспортные данные включают полное имя, пол, дату рождения, гражданство, образование, семейное положение. Специальные данные – терапевтический территориальный участок, группа учёта, принадлежность к ведомствам и министерствам, удостоверения, информацию о родственниках и представителях пациента.
- место жительства
Место прописки и фактического жительства включает подробный почтовый адрес, коды территории, контактные телефоны и электронный почтовый адрес, территориальную принадлежность к наблюдающему ЛПУ. Предусмотрена регистрация лиц без установленного места жительства.
- данные о работе
Данные о работе включают социальный статус, ведомственную принадлежность, полную характеристику места работы, наличие профессиональной вредности и опасных условий труда, контактные телефоны, а также дополнительные места работы по совмещению.
- документы
Предусмотрено указание документа, удостоверяющего личность, идентификаторы пациента. СНИЛС, данные страхового полиса и удостоверений о льготах и инвалидности переносятся автоматически из соответствующих документов. Личный уникальный код пациента заполняется автоматически при первом сохранении документа «Паспортные данные». В «Паспортных данных» фиксируется хронология изменений ФИО, адреса и места работы с указанием даты и автора изменений. Краткое описание функциональных возможностей КМИС | стр. 17 из 213
- страховой медицинский полис
Имеется возможность автоматизированного импорта в комплексную медицинскую информационную система БД страховых полисов региональной страховой компании. Страховая информация включает отметку о действительности полиса, тип документа, серию и номер, номер договора, даты выдачи окончания срока действия полиса, коды территории и района страхования по ОМС, компанию-плательщицу.
- договор на платные медицинские услуги
В базе паспортных данных предусмотрена печать договора на платные медицинские услуги. Лечебное учреждение может самостоятельно отредактировать и доработать текст договора, используя стандартные возможности подсистемы печатных форм КМИС.
- документы о льготах
Информация об имеющихся льготах вносится вручную в БД паспортных данных из предоставляемых персональных документов граждан. Данные о льготе включают отметки о действительности льготы и возможности выписки рецептов ДЛО; процент оплаты льготных рецептов; источник финансирования льготного рецепта (федеральный, региональный, муниципальный) и название препарата, получаемого по льготе; СНИЛС; шифр и группу льготы; вид, серию и номер документа, удостоверяющего льготу; номер договора и название организации, выдавшей документ; сроки действительности документа.
- удостоверения
Документ содержит информацию о действительности документа; его серии и номере, сроке действия, номере договора и организации, выдавшей его.
Примеры медицинских статистических отчётов
Для всех органов и учреждений здравоохранения существуют единые формы статистической отчетности, утверждаемые Федеральной службой государственной статистики (Росстат), а также единые формы учета и инструкции по их заполнению. Это позволяет выполнять одно из важнейших требований к медицинской статистике — обобщать в государственном масштабе статистический материал по здравоохранению и сравнивать результаты по субъектам федерации, городам и районам.
Важными принципиальными особенностями медицинской статистики являются: во-первых, ее связь с процессом управления, использование статистических данных для планирования мероприятий в области здравоохранения и для оценки их реализации, иллюстрацией чему служат ежемесячные, ежеквартальные и годовые сообщения Росстата в частности, в области охраны здоровья населения; во вторых, тесная взаимосвязь с практическими задачами организации здравоохранения.
Статистические данные о сети, кадрах и деятельности органов и учреждений здравоохранения по району, городу, области, республике и по России в целом формируются на основании сводки материалов статистической отчетности отдельных учреждений здравоохранения. В силу этого обеспечение полноты и достоверности статистической отчетности любого лечебно-профилактического учреждения и органов управления здравоохранением является важной государственной обязанностью каждого организатора здравоохранения.
Медицинская отчетность - На основании первичной медицинской документации складывается медицинская отчетность – система документов установленной формы, представляемых учреждениями и органами, органами управления, организациями здравоохранения вышестоящим органам управления здравоохранения.
Медицинская отчетность характеризует здоровье населения, объем и качество получаемой медицинской помощи, ресурсы учреждений здравоохранения и эффективность их использования.
Медицинская отчетность является стержневой частью медицинской статистики, имеет высокое значение для: — обеспечения планирования и регулирования деятельности учреждений здравоохранения; — оценки эффективности мероприятий проводимых органами управления здравоохранения.
Годовой медицинский отчет представляет собой в сжатом виде сводку данных: — об объеме и характере работы учреждения; — условия, в которых протекала деятельность учреждений за отчетный период.
Контрольные вопросы
- Что такое ЭМК пациента?
- Какая альтернатива на данный момент стоит взамен большому количеству бумаг?
- Что содержит Удостоверение?
- Что такое «База паспортных данных»?
- Как производиться регистрация пациентов?
Ответы к вопросам
- Что такое ЭМК пациента?
(ЭМК пациента – это комплекс данных о состоянии здоровья пациента и назначаемом ему лечении, которые хранятся и обрабатываются в электронном виде)
- Какая альтернатива на данный момент стоит взамен большому количеству бумаг?
(единственной альтернативой большому количеству бумаг, являются электронные архивы)
- Что содержит Удостоверение?
(Документ содержит информацию о действительности документа, такие как серия и номер паспорта)
- Что такое «База паспортных данных»?
(База паспортных данных – это основное приложение для работы регистраторов)
- Как производиться регистрация пациентов?
(Регистрация пациента осуществляется добавлением пациента из резервной базы паспортных данных по ФИО или номеру страхового полиса, а также вручную)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Омельченко В.П., Демидова А.А. «Информационные процессы в профессиональной деятельности»: учебник для медицинских училищ и колледжей – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
Дополнительная литература:
1. Омельченко В.П., Демидова А.А. «Информационные процессы в профессиональной деятельности»: учебник для медицинских училищ и колледжей – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. -416 с.: ил.
2. Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии»: учебник – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. -511 с.: ил.
Интернет-ресурсы
1. Мировая цифровая библиотека –http://www.wdl.org.ru
2. Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru/defaultx.asp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Имя прилагательное"
Подготовлено для повторения знания студентами самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Имя числительное"
Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Лексика по сфере употребления"
Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Местоимение"
Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Морфемика. Словообразование".
Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Знаки препинания при обращениях"
Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...
Опорный конспект по теме: Реакции ионного обмена
Опорный конспект для студентов 1 курса при изучении темы: Реакции ионного обмена может быть использован на занятиях а также при отработке пропущенных занятий по этой теме....