Методические рекомендации ОУД.07 Информатика
методическая разработка

Газыева Галина Андреевна

Методические рекомендации  ОУД.07 Информатика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_po_oud_07.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД. 07 ИНФОРМАТИКА

Для специальности

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Урай, 2022

Организация – разработчик: Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Урайский политехнический колледж»

Разработчик:  преподаватель Газыева Галина Андреевна

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНО

на заседании цикловой методической

Заместитель директора

комиссии

Математики, информатики и

  вычислительной техники        

«           

»           

20                 

г.

Протокол №                 

от

«           

»            

20        

22  

г.                 

/           

/

подпись

ФИО

Руководитель ЦМК

          /

  И.А.Ларина        

/

подпись

ФИО

ВВЕДЕНИЕ

Цель методических рекомендаций: оказание помощи студентам в выполнении практических работ по учебной дисциплине ОУД 07. Информатика для специальности среднего профессионального образования 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Выполнение студентами практических занятий по дисциплине проводится с целью:

  • закрепления полученных теоретических знаний по дисциплине;
  • углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
  • формирования умений решать практические задачи;
  • развития самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования активных умственных действий студентов, связанных с поисками рациональных способов выполнения заданий;

В процессе выполнения заданий у студентов формируются умения:

- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания  (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

Правила выполнения практических работ:

  1. Студент должен выполнить практическую работу самостоятельно (или в группе, если это предусмотрено заданием).
  2. Если студент не выполнил практическую работу или часть работы за отведенное время, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
  3. Каждый студент после окончания урока, должен представить преподавателю выполненную работу в электронном виде с анализом полученных результатов и выводом по работе.

Критерии оценки практических работ

Практические занятия оцениваются преподавателем, исходя из следующих критериев успешности работ:

  1. соответствие содержания работы заданной теме и оформление в соответствии с существующими требованиями;
  2. логика изложения, взаимосвязь структурных элементов работы;
  3. объем, характер и качество использованных источников;
  4. обоснованность выводов, их глубина, оригинальность;
  5. теоретическая и методическая достаточность, стиль и качество оформления работы.

Оценивая итоговое задание, преподаватель ставит отметку.

«5»   –        работа        соответствует        всем        критериям,        обучающиеся        демонстрируют творческий подход, самостоятельно находят дополнительный материал;

«4» – работа не соответствует одному из критериев (1, 2, 4);

«3» – работа не соответствует критериям 1, 2, 4, 5;

«2» – работа не соответствует ни одному из критериев.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  1. Дифференцированную оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:
  • работа выполнена правильно и в полном объеме;
  • сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
  • студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

Инструкция по технике безопасности при выполнении практических работ студентами запрещается:

  1. Трогать разъёмы соединительных кабелей.
  2. Прислоняться к экрану и тыльной стороне монитора.
  3. Включать и выключать ЭВМ без разрешения преподавателя.
  4. Прислоняться к проводам и устройствам заземления.
  5. При обнаружении запаха гари немедленно остановить работу, выключить клавиатуру и сообщить преподавателю.

Перед началом работы:

  1. Убедится в отсутствии видимых повреждений рабочего места.
  2. Запрещается работать во влажной одежде (и вообще в верхней одежде) и с влажными руками.
  3. На рабочем месте размещать тетрадь и учебные пособия так, чтобы они не мешали работе.

Во время работы:

  1. Работать 60-80 см на расстоянии от ЭВМ.
  2. Строго выполняйте вышеуказанные правила.
  3. Следить за исправностью аппаратуры.
  4. Немедленно прекратить работу при появлении постороннего звука и сообщить преподавателю.
  5. Работать на клавиатуре чистыми руками, правильно нажимать на клавиши.
  6. Никогда не пытаться самим устранить неисправность при работе с аппаратурой.
  7. Не вставать со своих мест, когда входит посетитель.

По окончании работы:

  1. Отключить ЭВМ, навести порядок на рабочем месте.
  2. Сдать рабочее место преподавателю.

ПЕРЕЧЕНЬ

практических работ по учебной дисциплине

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

№ , наименование раздела, темы программы

Содержание учебного материала

Объем

часов

Введение

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО.

1

Раздел I. Информационная деятельность человека

Тема 1.1. Основные понятия автоматизированной обработки информации

Содержание учебного материала. Практические работы

3

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности

Тема 1.2.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.

Содержание учебного материала. Практические работы

Правовые нормы. Электронное правительство. Стоимостные характеристики информационной деятельности.

Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности

4

Раздел 2. Информация и информационные процессы

2.1.Представление и обработка информации

Содержание учебного материала. Практические работы

6

Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Тема 2.2. Алгоритмизация и программирование 

Тема 2.3.Компьютерные Модели

Содержание учебного материала. Практические работы

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. Принципы обработки информации при помощи компьютера.  Арифметические основы работы компьютера.

Логические основы работы компьютера.

Алгоритмы и способы их описания.

Программный принцип работы компьютера. Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная  реализация несложного алгоритма.

Примеры компьютерных моделей различных процессов. Составление и отладка программ на языке программирования для линейных алгоритмов.

Составление и отладка программ на языке программирования для разветвляющихся алгоритмов. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации.

Архив информации. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов

18

Тема 2.4. Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров.

Содержание учебного материала. Практические работы

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления

2

Раздел 3. Средства ИКТ

Тема 3.1. Архитектура компьютеров.

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Структурная  схема ЭВМ.  Магистрально-модульный принцип архитектуры ПК. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

8

Тема 3.2.  Компьютерные сети.

Содержание учебного материала. Практические работы

Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Работа со стандартными программами. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях Защита информации, антивирусная защита

8

Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Содержание учебного материала. Практические работы

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места.

4

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Тема 4.1

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

Содержание учебного материала. Практические работы

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов

Гипертекстовое представление информации.

6

Тема 4.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).

Редактирование и форматирование текста. Оформление абзацев в документе. Колонтитулы. Таблицы.

Возможности динамических (электронных) таблиц.

Математическая обработка числовых данных. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.

6

Тема 4.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.

Представление об организации баз данных и систем управления ими. Организация и заполнение баз данных. СУБД Access.Фильтры и запросы. Отчеты.

5

Тема 4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

5

Радел 5. Телекоммуникационные технологии

Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.

Содержание учебного материала. Практические работы

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Методы создания и сопровождения сайта Сетевое программное обеспечение. Методы и средства сопровождение сайта.

 Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

 Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

8

Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях

Возможности сетевого программного обеспечения в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат

Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет - журналы и СМИ

8

Тема 5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности

Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности Участие в онлайн - конференции, анкетировании, дистанционных курсах, Интернет-олимпиаде или компьютерном тестировании.

8

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

Учебники:

  1. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018
  2. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.

Дополнительные источники

  1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2017.
  2. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2018.
  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова — М., 2018.
  4. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2018.
  5. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С.А.Клейменова. — М., 2018.
  6. Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2017.
  7. Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2017.
  8. Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г. Трусова. — М., 2017.
  9. Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2017

3.2.3. Интернет-ресурсы

1. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»

(тесты ЕГЭ)

Поисковые системы и каталоги

2. http://www.aport.ru Русские поисковые системы

3. http://www.rambler.ru

4. http://www.yandex.ru

5. http://www.altavista.ru Международные поисковые системы

6. http://www.google.com

7. http://www.yahoo.ru

Библиотеки

8. http://www.km.ru Библиотека Кирилла и Мефодия

9. http://www.encyclopedia.ru Энциклопедия Брокгаузon-line

10. http://www.lib.ru Электронная библиотека

Отечественные Интернет - магазины

11. http://www.books.ru Продажа книг

Программы

12. http://www.shareware.ru Условно – бесплатные программы

Почтовые службы

13. http://www.mail.ru Отечественный сервер бесплатной почты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по информатике "Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся структурой на языке Turbo Pascal"

Данная методическая  разработка создана с целью оказания преподавателю методической помощи составления программ на языке программирования Turbo Pascal....

Методическое пособие по информатике "Построение диаграмм в MS Excel"

Методическое  пособие  создано с целью оказания методической помощи студенту для эффективного формирования знаний,  умений и практических навыков по теме:  «Построение диаграмм в M...

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика и ИКТ»,ОЗО

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика  и ИКТ» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), III курс, заочной формы обучения....

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика и ИКТ», ОЗО

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика  и ИКТ» для специальности 110809 Механизация сельского хозяйства разработаны для студентов заочной формы об...

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Назначение и классификация программного обеспечения"

Сегодня преподаватели профессиональной школы отмечают падение интереса у студентов к изучаемым дисциплинам. Это касается и такой, казалось бы востребованной дисциплины, как «Информатика». И если практ...

Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""

В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...

Методическая разработка урока информатики "Компьютерная графика"

Методическая разработка урока информатики, проведенного в группе 1 курса профессии НПО "Машинист электровоза"...