Статья "Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках информатики"
статья

Комарова Наталья Васильевна

В статье представлены приемы, которые могут применяться на уроках информатики с детьми ОВЗ.

Приемы, описываемые с статье могут быть использованы и на других учебных предметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_raboty_s_detmi_ovz_na_urokah_informatiki.doc603 КБ

Предварительный просмотр:

Комарова Наталья Васильевна,

учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория

Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках информатики

В статье представлены некоторые методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на уроках информатики. Из опыта работы предложены задания, которые можно использовать на разных этапах урока.

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах в общеобразовательных школах.

Обучение детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) в школе осуществляется по общеобразовательным программам на двух уровнях общего образования:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование.

Дети с задержкой психического развития занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по адаптированным общеобразовательным программам. Определены и основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

  • подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности (приведение примеров из повседневной жизни);
  • приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с задержкой психического развития;
  • индивидуальный подход;
  • сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями (физкультминутки), переключение видов деятельности в целях выполнения охранительного режима;
  • объяснение учебного материала с неоднократным повторением и подбор дополнительных заданий;
  • проявление большого такта со стороны учителя;
  • наличие специальных упражнений, направленных на развитие высших психологических функций: памяти, внимания, мышления;
  • соблюдение требований к продолжительности непрерывного применения технических средств на уроках[1].

На уроках информатики целесообразным является использование наглядных материалов к уроку. Возможно использование графических, видеоматериалов, аудиоматериалов. На доске (или в раздаточном материале) обязательно должен быть написан план урока. Каждый вид деятельности на уроке необходимо чередовать с физкультминутками, включая физкультминутки для глаз.

Для выполнения работы на компьютере учащимся нужно раздавать подробную инструкционную карту с описанием каждого шага выполнения задания.

Задания следует подбирать индивидуально, обеспечивая тем самым самооценку ребенка, так как нет возможности у детей сравнивать темп выполнения собственного задания с результатом выполнения задания другими учащимися.

Для повышения эффективности обучения используются такие приемы, как: применение алгоритмов, использование схем и таблиц, действия по аналогии и образцу.

Учащимся можно раздать заранее подготовленный дидактический материал (например, таблицы для заполнения недостающей информации, определения с пропущенными словами, которые нужно вставить).

Одним из требований коррекционной направленности урока является включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей. Например, сведения из истории развития информатики.

Для коррекции задержки психического развития на этапе актуализации знаний можно использовать следующие задания:

  1. Продолжи ряд:

      6, 13, 20, 27, 34, …                                        Ответ: 41 (+ 7)

2, 6, 3, 7, 4, …                                                    Ответ: 8 (+4, -3)

41, 37, 39, 35, 37, …                                        Ответ: 33 (-4, +2)

2, 5, 15, 18, 54, …                                        Ответ: 57 (+3, * 3)

3, 10, 5, 12, 6, …                                                    Ответ: 13 (+7, :2)

2. Задания, выполняемые в графическом редакторе:

- символико-графические тесты (что отсутствует);

Рисунок2

- решить анаграммы, исключить лишнее: нимотро, ансерк, чеврнисрете;

- комбинированные тесты  «Вставьте пропущенное слово»:

И _ _ _ _ _ _ _ _ _ А  (информатика);

3 ≤ х ≤ 8   (формат – тип файла)

При повторении теоретического материала можно применять кроссворды, при решении которых у детей развиваются память, мышление, внимание.

На уроках при объяснении нового материала можно использовать прием «Верно – неверно». Принцип использования приема: учащимся объявляется тема урока, зачитываются высказывания (имеются в раздаточном материале у детей или слайде), учащиеся фиксируют «+» или «-», затем проводится работа на уроке, в конце урока еще раз осуществляется проверка верности высказываний, учащиеся вносят (при необходимости) коррективы.

Можно использовать прием «Ассоциация», задавая наводящие вопросы: «С чем ассоциируется данная тема?», «О чем пойдет речь на уроке?».

Прием «Перепутанные логические цепочки»: даются определения, которые выводятся на экран. Учащимся предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

Например, изучая раздел «Человек и информация», можно предложить такой материал:

  • «Сообщение информативно для человека, если оно является известным и письменным», для учащихся классов коррекции предлагается несколько слов на выбор для восстановления правильного определения: новым, старым, закодированным, декларативным, понятным.
  • «Язык – это письменный способ представления информации», предлагаемые слова на выбор: устный, символьный, цифровой, знаковый.

На этапе объяснения нового материала можно включить задания, которые будут не только познавательными, но и интересными для детей.

Изучая тему «Устройство компьютера» можно предложить заполнить таблицу (таблица в раздаточном материале):

Человек

Компьютер

Прием информации

c:\users\марина\desktop\p3_organyichuvstv.jpg

Ввод информации

http://edu.znate.ru/tw_files2/urls_42/13228/d-13227558/7z-docs/11_html_2f489269.jpg

Запоминание информации

память

Устройства запоминания

винчестер

Обработка информации

Устройство обработки

Передача информации

Вывод информации

Схему обработки информации в компьютере можно представить в упрощенном виде:

Тема «Элементы алгебры логики» является наиболее сложной для изучения учащимися, особенно учащимися с задержкой психического развития. С целью развития логического мышления на уроках на этапе актуализации знаний можно решать следующие задачи:

  1. Таня, Кристина и Валя играли в мяч. Две девочки играли с большим мячом. Одна девочка играла с маленьким мячом. У Кристины и Вали был мяч одинакового размера. Какого размера был мяч у Кристины?
  2. Миша, Петя и Коля рисовали. Два мальчика рисовали деревья, один мальчик рисовал дом. Петя и Коля рисовали одинаковые картинки. Что рисовал каждый из них?
  3. Алла, Вера и Галя вязали. Две девочки вязали шапки, а одна — варежки. Алла и Вера вязали разные вещи. Вера и Галя - тоже. Что вязала каждая девочка?
  4. Вася и Саша имеют фамилии Чернов и Белов. Какая фамилия у каждого мальчика, если Вася на два года старше Белова?
  5. Было три брата – Леша, Ваня и Сережа. Леша был не старше Сережи, а Ваня не старше Леши. Назовите имена старшего, среднего и младшего братьев.

На этапе закрепления знаний можно использовать прием «Ложная альтернатива»: внимание учащегося уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или". Варианты подобраны так, что ни один из предлагаемых ответов не является верным. Детям можно предложить такие вопросы из раздела «Графическая информация и компьютер»:

  1. Специальные устройства для графического вывода на бумагу принтер или монитор.
  2. Компьютерная анимация – это получение красочных изображений или звуковых эффектов.
  3. Код пикселя – это информация о количестве цветов или месте на экране.
  4. Графический редактор – прикладная программа для обработки текста или звука.

Прием «Логические поисковые задания»: найди «лишнее» слово из списка, дай объяснение своему выбору (устно):

  • зрение, слух, вкус, запах, осязание;
  • рисунок, схема, чертеж, формула, диаграмма;
  • монитор, дисковод, клавиатура, шина, принтер.

На заключительном этапе урока можно проводить «Конкурс шпаргалок»: учащиеся на листе записывают основную информацию, которую запомнили на уроке, обмениваются с соседом, который пытается воспроизвести полученную информацию.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР. Таким образом, применение этих методов и приёмов обучения позволит повысить познавательную активность учащихся, развить их способности, активно вовлечь обучающихся в образовательный процесс, повысить словарный запас, речь, память и внимание, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.

Список литературы:

  1. Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.,1984. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995. 
  2. И. Агафонова. Учимся думать. Санкт-Петербург, «МиМ-Экспресс», 1996.
  3. Лубовской В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
  4. Лубовской В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. Смоленск, 1994.
  5. Шевченко С.Г., Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей, М.Ж АРКТИ, 2001.


[1] САНПИН 2.4.2.2821-10. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Работа с детьми с нарушениями развития . ДЦП "

Ранее эстетическое развитие- эта работа посвещенна работе с детьми младше школьного возраста . Раннее  обучение в школах искусств очень востребованно. Сейчас можно встретить смешенные группы...

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Применение фонопедической методики постановки голоса В.В. Емельянова на уроках вокала при работе с детьми, имеющими нарушения дыхательных путей (астма)

В разработке описаны приёмы постановки голоса в процессе распевки на уроке вокала у ребенка, имеющего нарушения дыхательных путей (аллергическая астма). Используется лечебная методика В. Емельянова....

Методическая разработка бинарного урока по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Бинарный урок по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями разработан для студентов педагогического колледжа, обучающихся по ...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии

laquo;Особенности работы с детьми, имеющими статус ОВЗ на уроках биологии»...