Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в" БПТТ им.Н.В.Грибанова"
консультация на тему

Шинтемирова Алёна Юрьевна
Изучение психолого-педагогических особенностей детей сирот и ОБПР в техникуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekoiendatsii.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

В современном Российском обществе наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными причинами увеличения числа детей-сирот являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Важно знать, что сиротство – это фактор, из-за которого ребенок теряет связь с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, тем самым, вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности. Эмоционально нестабильное положение ребенка ведет к нарушению аффективно-личностных отношений(искажение личностного развития)

Важность понимания принципов взаимодействия с детьми сиротами и ОБПР, является актуальной психолого-педагогической проблемой

Изучением психолого-педагогических особенностей детей сирот и ОБПР  в техникуме  я занимаюсь уже в течении 3 лет

. По результатам исследований у большинства студентов имеются значительные проблемы развития личности. Это наблюдается в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д. Все эти проблемы отражаются на успешности обучения детей сирот, проявляются в особенностях психолого-педагогическом взаимодействии на учебных занятиях

В соответствии с исследованиями можно поставить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические особенности взаимодействия  в процессе обучения;
  2. Раскрыть психологические особенности развития детей;
  3. Выявить психологические причины, определяющие особенности взаимодействия на уроках;
  4. Составить рекомендации по работе с детьми-сиротами и обпр на уроках с учётом психолого-педагогических особенностей.

По итогам проведённого исследования сформулированы следующие выводы:  

  1. Дети-сироты ОБПР, имеют крайне слабое психологическое и социально – педагогическое сопровождение воспитательного процесса;
  2. Дети не получают необходимого развития их личности, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них;
  3. Существующая педагогическая система не формирует у них навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.

Дети сироты и ОБПР, значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации.

Сниженная  мотивация  к обучению, нарушения в эмоциональной сфере и низкий  интеллектуальный  уровень  развития. создают проблемы в обучении.

Современные педагогические технологии позволяют больше индивидуализировать дифференциацию на уроке, расширяя диапазон творческих работ учащихся и включая их в образовательный компонент учебно-воспитательного процесса.

Эффективным методом взаимодействия с детьми сиротами и ОБПР, является личностно-ориентированный метод.

Обучение детей-сирот ОБПР  на уроках необходимо выстраивать с учётом особенностей их личностно-эмоционального состояния, а именно уровня тревожности, а также  актуальных проблем подросткового возраста.

При планировании уроков в группах, где присутствуют дети сироты и обпр  преподавателю необходимо вводить задания направленные на коррекцию эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной сферы развития. Задача преподавателя не только дать знания детям, но и закладывать основы развития личности учащихся, а также корректировать существующие проблемы студента. Так же нельзя забывать о применении здоровье сберегающих технологий на уроках, что дает возможность создавать на занятиях  атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье.

 Исходя из изученного можно определить ряд рекомендаций для преподавателей по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на учебных занятиях:

  1. Повышать  мотивации обучения детей сирот ОБПР  эффективно проводить путём личностно-ориентированного подхода, вовлекая детей в кружковую деятельность;
  2. Использовать методы поощрения и одобрения:
  3. Внедрять  дифференцированные уроки , подбирать  заданий, соответствующие уровню интеллектуального развития;
  4. Повышать самооценку учащихся со сниженным уровнем интеллекта путем похвалы;
  5. Дифференцировать домашние задания, варьировать  формы опроса, корректировать системы оценок;
  6. Использовать игровые методы на уроках, позволяющие  повысить познавательную активность и мотивацию обучения детей сирот и ОБПР
  7. Активно внедрять в процесс обучения средств ИКТ
  8. Вырабатывать  индивидуальные психолого-педагогические взаимодействия и подходы в обучении и воспитании.

Таким образом, задача нашего коллектива - развивать и поддерживать социальную и психолого–педагогическую работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, так как в России по статистическим данным за 2016-2017 годы количество таких детей увеличивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...

СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В КОЛЛЕДЖЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки дет...

Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»

Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...

Методические материалы предназначены для сотрудников детских домов, школинтернатов, стационаров, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Методические материалы предназначены для сотрудников детских домов, школинтернатов, стационаров, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей....