СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В КОЛЛЕДЖЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
статья на тему

 Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем.
Социальная защита детей-сирот предполагает необходимость не только накормить, одеть их, но и предоставить возможность каждому подростку получить общее и профессиональное образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В КОЛЛЕДЖЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Харатян Г.Н.,

социальный педагог ГБПОУ ГАК с. Московское

Как прозвучало на совещании при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, «при постоянно растущей рождаемости, на Ставрополье ежегодно снижается число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Так, за последние три года количество выявляемых сирот сократилось вдвое. Одновременно сокращается число воспитанников детских домов – на смену «казенным» учреждениям приходят замещающие семьи».

 Справочно: за последние три года  число детей-сирот снизилось на 52%, а процент устройства детей в семьи достиг 116% от вновь выявленных детей-сирот. За 10 месяцев 2015 года выявлено 565 детей-сирот, но при этом  657 детей устроено в замещающие семьи.

 Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем.

Социальная защита детей-сирот предполагает необходимость не только накормить, одеть их, но и предоставить возможность каждому подростку получить общее и профессиональное образование.

Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. Самое трудное время наступает после выпуска из детского дома или приемной семьи.

Согласно психологическим исследованиям, дети-сироты не могут преодолеть трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии правильно выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Выявлены такие проблемы как недостаточная сформированность картины мира, пониженный уровень развития абстрактно-логического мышления, снижен уровень вербально-логического мышления. Симптомами нарушений служат: повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность.

 Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации, является организация в образовательном учреждении деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения, ведь в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки.

Главной особенностью социально-педагогической деятельности в колледже является адаптация детей-сирот, ориентированная  на познание, общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями.

Правильно организованная работа социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание обучающимся комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальная работа всегда должна быть направлена на конкретного обучающегося, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Особенности социально-педагогической деятельности также определяются, возрастной категорией обучающихся, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.

Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.    

Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.

Специалистами выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:

– отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями обучающегося;

– завышенная  или заниженная самооценка;

– снижение критичности, что делает личность нечувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;

– неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценивать обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);

– недостаточность финансовых ресурсов;

– неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;

– неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.

Перечисленные факторы позволили специалистам выделить следующие актуальные направления работы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– духовно-нравственное воспитание;

–профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

– формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом и выработка умения культурно проводить досуг;

– обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, содержание комнат в общежитии, дома,  приготовление пищи и др.);

– развитие коммуникабельности, дружелюбия;

– побуждение к трудовой деятельности;

– формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;

– формирование активной жизненной позиции.

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Важной стороной, обеспечивающей адаптацию обучающегося в коллективе, является общение. Особое значение для социального развития обучающегося имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального и духовного порядка. Причины возникновения трудностей вхождения обучающегося в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами требований, которые предъявляет окружающий социум.     

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – социального педагога. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы социального педагога в условиях  профессиональных образовательных учреждений.

 Социальный педагог осуществляет деятельность по оказанию различных видов помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

– социально-правовую;

– социально-психологическую;

– социально-информационную;

– духовно-просветительскую.

         При этом осуществляется взаимодействие с  представителями ОДН муниципальных районов, КДН и ЗП, участковыми инспекторами, работниками краевого психологического центра, представителями церкви, врачом-наркологом.

Ежегодно в колледже проводится мониторинг вовлечённости обучающихся ГБПОУ ГАК с. Московское в употребление ПАВ, алкогольных и табачных изделий, который показал, что проблемы наркотизации обучающихся в колледже нет.

С 2011 года в колледже реализуется программа «Ресоциализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период  обучения в  ГБПОУ ГАК с. Московское». Ресоциализация – это профессионально-организованный процесс компенсирующего наращивания и повышения потенциала личностной и профессиональной адаптации детей-сирот во время их пребывания, обучения и воспитания в колледже.  С 2012 года реализуется программа правового воспитания обучающихся колледжа «Подросток и закон»,  программа гражданско-правового воспитания «Патриот» и программа «Формирование устойчивой и осознанной мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и здоровьесбережению».

    Ежегодно в колледже в начале учебного года социальным педагогом составляется социальный паспорт колледжа. На основании полученных данных  на 1 сентября 2015 г. обучающиеся  колледжа составляют   620 человек, из них 40 человек - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сразу после поступления в колледж социальный педагог выявляет детей-сирот и лиц из их числа путем изучения личных дел обучающихся нового набора, ведет личные дела сирот и осуществляет деятельность по обеспечению условий для их успешной социальной адаптации в учебном заведении. Социальным педагогом проводится диагностика обучающихся и законных представителей с целью выявления проблем в сфере обучения, воспитания и общения. Совместно с руководителями учебных групп проводятся различные диагностики  обучающихся нового набора, направленные на: определение уровня адаптации и социализации; определение круга  интересов; выявление жестокого обращения с детьми; определение мотивов учебной деятельности, анализ результатов которой показал, что мотивация к учёбе у детей-сирот - средняя.

Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают социальные и психологические трудности при обучении в колледже. Это выражается  в отклонении эмоционально-волевой сферы, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, самостоятельности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Взаимодействие с обучающимся начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка.

На основе полученных данных социальный педагог совместно с педагогом-психологом анализирует результаты диагностики, вырабатывает единые условия оказания обучающемуся необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуального плана работы с обучающимся.

Для успешной адаптации  обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно привлекаются к участию в работе кружков и в деятельности по подготовке и проведению различных мероприятий. 

31 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают активное участие в работе кружков и секций; 13 % являются участниками  коллектива художественной самодеятельности;  26 % активно занимаются физической культурой и спортом; 5% входят в состав бракеражной комиссии; 10% входят в состав студенческого самоуправления.

Однако, несмотря на все мероприятия по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводимые  в колледже, в настоящее время существует множество проблем. Основными проблемами являются:

- проблема воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу индивидуальных особенностей обучающихся;

 - проблема здоровья (как физического, так и психического); 

 -проблема неподготовленности к семейной жизни: отсутствие у девушек и юношей ответственного отношения к вопросу создания семьи, сохранению репродуктивного здоровья;

- проблема недостаточного уровня нравственного развития личности, проявляющегося чаще всего в совершении краж, проявлении безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, отсутствии способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений; проблема в  обучении;

- проблема низкого уровня учебных и познавательных способностей.

Самое сложное для детей-сирот – оценка самого себя. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора обучающихся, затрудняют процесс их профессионального самоопределения. Важно своевременно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность и делать это необходимо еще во время их пребывания в интернатном учреждении. Это поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни.

 В результате работы в составе краевой инновационной площадки педагогическому коллективу колледжа удалось выделить наиболее актуальные для организации профессионального образования направления воспитательной деятельности: гражданское и правовое воспитание; формирование профессиональной ответственности; деятельность по подготовке молодых людей  к семейной жизни; деятельность по предупреждению вовлечения молодёжи в деструктивные религиозные секты и экстремистские движения. Кроме того, деятельность социального педагога в области работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стала системной, обрела черты  четкого планирования, моделирования и проектирования; обеспечена постоянным мониторингом и аналитической работой. Это позволяет четко определить планируемые результаты работы. Работа социального педагога колледжа с усвоении учебного материала, является системной и позволяет надеяться на ее определенную эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...

Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида.

Презентация наглядные рекомендаци по работе с родителями одаренных, трудных, пелагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка инвалида....

Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида.

Презентация наглядные рекомендаци по работе с родителями одаренных, трудных, пелагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка инвалида....

Методические материалы предназначены для сотрудников детских домов, школинтернатов, стационаров, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Методические материалы предназначены для сотрудников детских домов, школинтернатов, стационаров, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей....