ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ
статья

В статье рассматриваются вопросы, посвященные актуальной в настоящее время проблеме дистанционного обучения студентов и использования при этом информационно-коммуникационных технологий для осуществления образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахметгареева А.Р.,

Преподаватель высшей категории

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, посвященные актуальной в настоящее время проблеме дистанционного обучения студентов и использования при этом информационно-коммуникационных технологий для осуществления образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистант, учебные платформы.

Реальность нашего времени  диктует новые требования, новые подходы в освоении информационно-коммуникативных технологий.

В свете настоящих событий (в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией) преподаватель должен быть готов к работе с обучающимися  в дистанционном режиме, а этот подход к учебной деятельности подразумевает другой уровень владения ИКТ. Педагоги сталкиваются с тем, что необходимо активно использовать цифровые образовательные ресурсы в своей работе. Чтобы грамотно и интересно провести урок педагог должен владеть программами дистанционного обучения, цифровыми образовательными ресурсами для объяснения материала, методами проверки знаний.

При проведении занятий в дистанционой форме  учебные материалы, применяемые преподавателем в учебном процессе,  должны быть выложены на интернет – ресурсе таким образом, чтобы обучающиеся могли  использовать их,  имея даже самые простые навыки пользователя персонального компьютера и  интернет-пользователя.

В качестве учебной площадки можно использовать сайт преподавателя, платформы взаимодействия с обучающимися, такие как ГуглКласс, Moodle,  где преподаватель будет выкладывать материалы к урокам, задания, проверочные материалы и вести обратный диалог с обучающимися.

Общеобразовательные предметы можно организовать на широко распространенных учебных платформах LECTA, InfoUrok, InternetUrok, Фоксфорд, Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс, Desmos, LearningApps.

Важно также личное общение преподавателя и обучающихся, поэтому я считаю необходимо проводить  занятия в режиме онлайн. Так студенты лучше воспринимают информацию, понимают задания и могут задать преподавателю возникающие вопросы, да и сам преподаватель видит отдачу от студентов: понятен ли материал и поставленная перед ними задача, обеспечен ли полноценный доступ к материалу.  Для проведения онлайн занятий можно воспользоваться бесплатными системами видеоконференций (например,   Zoom, Skype,  Google Hangouts,  Discord, бесплатный сервис  «Виртуальный класс» от Учи.Ру  и др.). Если же Вы хотите построить урок с использованием собственных материалов, удобным инструментом выступает электронный дневник с модулем домашних заданий.

Также педагогу пригодятся такие программы, где можно проводить быстрые консультации, обмениваться фото, видео, документами. Это могут быть такие популярные мессенджеры и социальные сети, как  WhatsApp, Viber, ВКонтакте.

При правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения, занятия могут быть очень интересными. Использование ИКТ на занятиях позволяет:

− индивидуализировать, дифференцировать процесс обучения за счёт возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

− сделать урок более интересным, наглядным;

 − осуществлять самоконтроль;

− формировать у студентов умение работать с информацией;

 − развивать познавательные навыки исследовательской деятельности,

 − развивать коммуникативные способности.

На занятиях дистанционного обучения возможно использование:

− презентаций;

− фрагментов электронных учебников;

− обучающих видео, демонстрирующих новые приемы работы или принцип действия механизмов и др.;

− проведение практических занятий на персональном компьютере;

− применение тренажеров;

− применение тестовых оболочек;

− использование QR-кодов;

− применение облачных хранилищ;

− использование общих документов для совместной работы обучающихся, например, рабочие листы в документах Google.  

Возможны занятия с применением активных форм обучения. Преподаватель может выдать нестандартные задания, при решении которых студенты имеют время для обдумывания и реализации.

Чтобы использовать данные возможности для разнообразия методов проведения уроков преподаватель в настоящее время должен уметь не только использовать готовые материалы к уроку, но и сам уметь создавать и редактировать их в различных программах. Например, создавать тесты, викторины, кроссворды в программах MyTest, Madtest, Online Test Pad, Google Forms и др., создавать практические работы с использованием общих документов для совместной работы в документах Google, уметь использовать облачные хранилища Google Диск, Amazon Cloud Drive, Dropbox, Microsoft One Drive, Крок Диск.

Одно из условий эффективной удаленной работы – это частая смена заданий и много практики. Ведь обучающимся сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание. Необходимо использовать на уроке нескольких видов заданий, например, 5–10 минут на просмотр видео, 10 минут на выполнение упражнений, 5 минут на тестирование, 10-15 минут на выполнение задания и т.д.

 При организации дистанционного обучения очень важно не перегружать обучающихся обилием материала и заданий, стараться, чтобы освоение материла и выполнение заданий одного урока занимало в среднем 45 минут – 1 час.

Мы не можем отрицать многочисленные преимущества новой формы обучения. Живя в XXI веке- веке информационных технологий, человек напрямую связан с работой за компьютером. Цифровая форма обучения должна способствовать развитию мобильности, внимательности, умению самостоятельно добывать информацию. Именно эти качества ценят современные работодатели. Но и она имеет недостатки: необходима жесткая самодисциплина, а результат дистанционного обучения напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося, нужна хорошая техническая оснащенность, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий, обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны.

Как отмечено в статье Степанова С.Ю. «К проблеме выбора стратегии развития цифрового образования как непрерывного» основные формы дистанционного образования офф-лайн (электронных и электронно-сетевых учебников, интернет-уроков, сетевых тренажеров и т. п.) имеют преимущественную реализацию репродуктивной направленности, где учебный материал преподносится обучающимся в максимально логичном и готовом виде, компетенции формируются на основе действий по образцам и алгоритмам, не обсуждаются с обучающимися проблемы, возникающие в процессе познания. Без активного взаимодействия преподавателя с учениками в режиме реального времени практически невозможно реализовать продуктивную стратегию обучения, поскольку «живая ткань» совместного мышления может существовать только при непосредственном образовательном взаимодействии учителя и учеников [1].

Именно поэтому, я считаю, необходимо проводить обучение в смешанном формате, чтобы обучающийся и педагог могли общаться, обсуждать возникающие вопросы, решать проблемные ситуации.

Я считаю, что дистанционная форма обучения это эффективная в нынешних условиях, но вынужденная мера осуществления непрерывного образования, требующая от преподавателя большой подготовки и уровня ИКТ компетентности.  

Список использованных источников

  1. Степанов С. Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. К проблеме выбора стратегии развития цифрового образования как непрерывного // Непрерывное образование: XXI век. – 2020 - № 2
  2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования/ под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина: М. Издательский дом Высшей школы экономики, 2019
  3. https://www.skype.com/ru/
  4. https://discord.com/
  5. https://www.google.ru/
  6. https://zoom.us/

Сведения об авторе: Ахметгареева Альбина Рамилевна, преподаватель высшей квалификационной категории, БУ «Лангепасский политехнический колледж», г.Покачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии»

Статья «Использование информационных технологий на занятиях по английскому языку при обучении медицинской терминологии» представляет собой обзор опыта работы с информационными технологиями при обучени...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

«Использование информационных технологий на занятиях по профессиональному модулю приемка, убой и первичная переработка скота, птицы и кроликов»

«Использование информационных технологий на занятиях по профессиональному модулю приемка, убой и первичная переработка скота, птицы и кроликов»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКУМЕ

Интерактивное обучение - это, прежде всего, активное диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Однако, в современном образовательном процессе преобладает пассивная форма обуч...