ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»
рабочая программа

Князева Маргарита Леонидовна

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, здоровья, материального благополучия.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации жизни образовательного учреждения, включая инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.

Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является работа с родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с обучающимися. Необходимо сформировать нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании вести здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

ПРОГРАММА

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

 

Смоленск

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета                              

Протокол № _______

от «____»___________20_______ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ______________ В.В. Лунев

Составители: Князева М.Л., Ковшик А.В., Кудрявцева Н.В., Лепешкова Ж.В преподаватели ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»


Введение

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, здоровья, материального благополучия.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Основным направлением работы является сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасности и формирование экологической культуры обучающихся.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации жизни образовательного учреждения, включая инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.

Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является работа с родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с обучающимися. Необходимо сформировать нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании вести здоровый образ жизни.


Цели и задачи программы:

  • Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • Формирование личности, заботящейся о сохранении окружающей среды;
  • Формирование гражданской активности путем привлечения молодежи к охране окружающей среды;
  • Обучение безопасному поведению в окружающей среде и навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
  • Формирование навыков позитивного общения;
  • Обучение осознанного выбора поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Нормативно – правовая база  Программы  формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни обучающихся:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N273;
  • Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.93 № 5487-1 (ред. от 7.12.2011) «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 2.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 №52-Ф/З «О санитарно – эпидемическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
  • «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 30.04.2012;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002);
  • Сборник инструкций по охране труда ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына».


Направления реализации программы

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся необходимо вести по следующим направлениям:

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Для создания здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения необходимо провести:

  • общие организационно-распорядительные мероприятия;
  • организовать безопасность образовательного процесса;
  • обеспечить пожарную безопасность;
  • обеспечить электробезопасность.

В образовательной организации назначаются ответственные лица за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий труда и обучения, осуществление непосредственного руководства и контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. Для организации безопасности образовательного процесса необходимо проводить инструктажи по охране труда. Преподаватель  должен формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности, прививать им навыки распознавания и оценки опасностей и безопасного поведения.

Необходимо поддерживать соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В колледже создана и совершенствуется материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

 – спортивный зал, имеется спортивная площадка, с необходимым игровым и спортивным инвентарём. Это позволяет реализовать спортивные и физкультурные программы не только в урочное время, но и во внеурочных занятиях;

– медицинский кабинет (медицинский работник ведет профилактическую работу, проводится вакцинации обучающихся, медицинский осмотр обучающихся, контроль студентов состоящих на диспансерном учете);

–   столовая;

– учебные кабинеты соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

  1. Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки обучающихся на всех этапах обучения;
  • использование методов обучения, адекватных возрастным особенностям;
  • соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализацию обучения, учёт индивидуальных особенностей развития обучающихся: темпа развития и темпа деятельности, обучение по индивидуальным образовательным траекториям;

В организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся можно выделить несколько уровней:

  • первый уровень – образовательный. Включает в себя рассмотрение вопросов экологии в ходе освоения различных учебных дисциплин. Экологическое образование осуществляется в разных формах: на классных часах, научно-практических конференциях;
  • второй уровень – исследовательский. Предполагает самостоятельное изучение студентами вопросов экологии через написание докладов, рефератов, статей, выполнение творческих работ;
  • третий уровень – практический. Предполагает осуществление пропаганды здорового образа жизни через участие деятельности в экологических и волонтёрских отрядах, выпуск студенческих газет, участие студентов в областных конкурсах, экологических субботниках.

Таким образом, экологическое просвещение и воспитание обучающихся колледжа осуществляется через организацию учебных занятий и внеклассных мероприятий. Такой подход позволяет осуществить переход от осмысления и понимания природных явлений к социальным действиям и нравственным поступкам, что, в свою очередь, способствует воспитанию экологической ответственности.

  1. Организация взаимодействия с родителями (законными представителями). 

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется в различных формах, которые делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы преподавателей с коллективом родителей.

К коллективной форме относится совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы преподавателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Наглядно-информационные методы включают в себя привлечение родителей к проведению мероприятий: создание «Экологической газеты», «День открытых дверей» и т.д.

  1. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • организацию часа активных движений (динамической паузы);
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).


Условия реализации программы

         

Для внедрения программы необходимо реализовать:

  1. Изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.
  2. Корректировку учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, составление и разработка специальных учебных программ по физической культуре для обучающихся.
  3. Повышение  квалификации преподавателей, оснащение учебных кабинетов.
  4. Обеспечение необходимыми методическими пособиями, наглядными, раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.

Формы работы

При реализации программы используются формы работы:

  1. открытые классные и общеколледжные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
  2. спортивные праздники;
  3. мероприятия, приуроченные к памятным датам;
  4. соревнования по различным видам спорта;
  5. экскурсии, походы;
  6. формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности;
  7. анкетирование на уроках;
  8. мониторинг уровня физического развития обучающихся;
  9. беседы, тренинги, классные часы;
  10. посещение спортивных секций по различным видам спорта;
  11. анализ медицинских карт, определение группы здоровья;
  12. мониторинг санитарно-гигиенических условий и режима работы всех участников образовательного процесса;
  13. проведение профилактических и просветительных мероприятий с привлечением специалистов сторонних организаций;
  14. родительские собрания, индивидуальная работа с родителями;
  15. психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.

Показатели эффективности деятельности образовательного учреждения

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся оценивается в рамках мониторинга, предусматривающего выявление: динамики сезонных заболеваний; утомляемости обучающихся.

В целях получения объективных данных о результатах реализации программы целесообразно проводить систематический мониторинг в образовательном учреждении.

Мониторинг реализации Программы  включает:

• аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в учебном заведении;

• отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни.

Выделяются следующие критерии эффективной реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

• отсутствие нареканий к качеству работы преподавателя  со стороны органов контроля и надзора, родителей (законных представителей) и обучающихся;

• повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся;

• снижение уровня социальной напряжённости в подростковой среде;

• положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности обучающихся, анкет для родителей (законных представителей).

Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся, оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей, самооценочные суждения студентов.

В качестве содержательной базы  оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

• элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знания о возможном негативном влиянии  компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей.

Модель здоровья обучающегося

 Здоровье физическое

Здоровье социальное

Здоровье психическое

Гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Высокое сознание, развитое мышление, внутренняя моральная сила, побуждающая к действию.

       

Планируемые результаты

Направление

Планируемые результаты

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1.У обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

2. Обучающиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

3. Обучающиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей  деятельности.

4. Обучающиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5. Обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Рациональная организация образовательного процесса

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на занятиях физкультуры, в секциях).

Рациональная и соответствующая организация занятий физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Просветительская работа с родителями

Эффективная совместная работа педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.


Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована во время занятий по предметам. С этой целью можно использовать соответствующие разделы и темы. Их содержание может быть направлено на обсуждение с обучающимися проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья.

  1. Дисциплина «Математика» является профильной, поэтому затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности обучающихся, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно к снижению качества здоровья. Основные направления работы по формированию здорового образа жизни на уроках математики: увеличение двигательной активности обучающихся на занятии; применение учебного материала (тексты задач) с валеологическим содержанием; учет возможностей студентов, их индивидуальных особенностей на занятиях. Увеличение двигательной активности обучающихся можно обеспечить за счет проведения физкультминуток. Физкультминутки можно разделить на две группы. К первой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами, которые не связаны по содержанию с процессом обучения математике. Ко второй группе - упражнения, организующие процесс усвоения учебных знаний: движение руками с целью изображения геометрических фигур, эстафеты по решению примеров и т.п. Например, показываются карточки с примерами, называется ответ. Если верно - наклон влево, неверно – вправо. Можно работать над развитием воображения обучающихся. С этой целью выполняются следующие упражнения. Дыхательная гимнастика: голову влево, глубокий вдох через нос, медленный поворот головы с продолжительным выдохом - рисуем прямую линию,  ломаную,  круг,  пунктирную линию и т.д.
  2. При изучении предмета «Информатика» темы уроков могут содержать полезную и важную информацию, связанную с сохранением здоровья человека. При изучении прикладных программ эффективно использовать информацию о здоровьесбережении: тексты для обработки текстовыми редакторами, темы презентаций, изображения в графических редакторах, материалы для компьютерной верстки.

На занятиях по информатике важную роль имеет соблюдение гигиенических норм  использованию компьютеров. Неблагоприятное воздействие от работы на компьютере может быть уменьшено путем: сокращения продолжительности работы обучающихся за ПК; кондиционирования воздуха; использования программ, способствующих расслаблению глаз и снятию зрительной усталости.

  1.  В МДК 02.01 в  разделе «Автомобильные эксплуатационные материалы» большинство эксплуатационных материалов в той или иной степени токсичны или опасны, а топливо и растворители как правило пожаро- и взрывоопасны. В связи с этим, для безопасного обращения с ними необходимо знать и строго выполнять определенные требования техники безопасности.  

Во время изучения подраздела «Топливо», «Смазочные материалы», «Специальные жидкости» рассматриваются вопросы не только использования и оценки качества  автомобильных бензинов, дизельных топлив и газообразных источников топлив, моторных и трансмиссионных масел, пластичных смазок и специальных жидкостей, но и вопросы, связанные с безопасностью использования, применения и хранения данных материалов. Поднимаются вопросы, связанные с безопасным обращением и использованием различных топлив, масел, охлаждающих и тормозных жидкостей. Происходит апробация данных знаний  и прививается навык выполнения  и соблюдения правил техники безопасности при проведении лабораторных работ по исследованию качеств автомобильного бензина, дизельного топлива, моторного масла, пластичных смазок, антифризов и лакокрасочных материалов. Поднимаются вопросы, связанные с правилами пожарной эвакуации и навыками использования средств пожаротушения, работы со стеклянной посудой, средства измерений (нефтеденсиметрами, вискозиметрами, термометрами, аппаратами для фракционной перегонки, гидрометрами), химическими реактивами, средствами индивидуальной защиты, спецодеждой.

Устанавливается соотношение ПДК,  токсичности автомобильных эксплуатационных материалов и средств индивидуальной защиты, приемов безопасной работы.

На занятиях устанавливается взаимосвязь природы и человека. Охраны окружающей среды по месту проживания и учебы. Формируется бережное отношение к природе и окружающей среде, человеку. Материал способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни, на защиту здоровья. На это ориентированы все разделы программы.

  1. В курсе предмета «Правовое обеспечение профессиональной деятельности  затрагиваются вопросы,  связанные с правовым регулированием безопасности  жизнедеятельности и охраной труда при осуществлении профессиональной деятельности. Студент получает комплекс знаний в области защиты прав и здоровья, знакомится с основными группами правонарушений в рамках хозяйственного, трудового, административного и уголовного права, производит оценку санкций за указанные правонарушения.  Весь материал способствует выработке установки на безопасный труд на защиту здоровья, на ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.   На это ориентированы все разделы программы.


 Приложение

Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения аудитории, звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос, конспектирование, чтение, заслушивание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (4-7 видов за занятие);

3) продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (не менее трех);

5) чередование видов преподавания (не позже чем через 10-15 минут);

6) использование активных методов обучения. Таких, как: взаимообучение, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, студент как исследователь; методы, направленные на развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);

8) позы обучающихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность;

10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые преподавателем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения;

12) психологический климат на занятии;

13) наличие на занятии эмоциональных разрядок (шуток, улыбок);

14) момент наступления утомления у обучающихся и снижения их учебной активности.

15) темп и особенности окончания занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА организации самостоятельной работы обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Настоящая Программа разработана согласно:-        Федерального закона от 29.12.2012 N273.-        ФЗ «Об образовании в РФ&ra...

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)

Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы...

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни «Экологическая тропа»

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, ...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа содержит информацию о условиях формирования элогической культуры у студентов....

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов Смоленского автотранспортного колледжа имен Е.Г.Трубицына...

Рабочая программа по пропаганде здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся

Рабочая программа создана с целью развития у обучающихся ЗОЖ....