Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch»
план-конспект занятия

Викторова Юлия Тенгизовна

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2023_sentyabr_1.docx715.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)

Конспект занятия на тему:

«Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch»

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Год обучения: второй

Разработал: педагог

 дополнительного образования

 Викторова Юлия Тенгизовна

Гатчина

2023 год

Пояснительная записка

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.

Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.

Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.

Методические рекомендации:

Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: какие спрайты будут использованы и что они должны делать. В данном случае спрайты букв могут быть из встроенной библиотеки трёх видов на английском языке. Имена могут быть разными: своё, друга, выдуманное. Также следует обращать внимание детей на то, что ненужные блоки для скрипта нужно сразу убирать, перетаскивая их в ту часть окна, где находятся блоки программы.

В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога. Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить добавить персонаж в анимацию, придумать ему аналогичный или чуть скорректированный скрипт и запрограммировать его.

Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер спрайта, скорость, фон, цветовое изменение спрайтов и линий, координаты расположения. 

Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, «Скриншотер». Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.

При выполнении задания на карточке по составлению имён, ребята могут записать имена одноклассников, родственников, друзей и т.д. Затем каждый ребёнок может зачитать свою цепочку слов. С карточкой при поиске 10-ти имён дети могут работать индивидуально или все вместе с педагогом. Найденные имена можно штриховать, обводить, а педагог может их записывать на маркерной доске.

В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.

Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:

Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: практическое.

Форма организации работы: индивидуально-групповая.

Состав учебной группы: до 14 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.

Место занятия в ДОП: раздел «Программно-образовательные комплексы».

Степень сложности занятия: средний уровень сложности.

Цель: создание различных компьютерных анимаций в среде программирования Scratch.

Задачи:

- обучающие:

  • научить создавать различные простые компьютерные анимации в среде программирования Scratch;
  • научить использованию встроенных библиотек персонажей, фонов;
  • актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.

- развивающие:

  • развивать познавательные способности;
  • развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
  • развивать логическое, пространственное и творческое мышление;
  • развивать словарный запас и навыки общения;
  • развивать умения работать индивидуально и в команде.

- воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к оборудованию;
  • воспитывать ответственность за результат труда;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.

Планируемые результаты занятия:

- личностные:

  • формирование интереса к общей теме занятия;
  • развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;
  • понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.

- метапредметные:

  • умение понять задание при создании компьютерных программ в среде программирования Scratch;
  • умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;
  • умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;
  • развитие внимания, усидчивости, логики.

- предметные:

  • формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;
  • умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;
  • понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.

Методы обучения: 

- информационно-рецептивный, репродуктивный.

Технологии:

- информационно-коммуникационные, игровые.

Дидактический материал:

- распечатанная цветная инструкция «Создание компьютерной анимации «Движение букв - имя» в среде программирования «Scratch» (Приложение 1);

- распечатанные карточки на каждого обучающегося (Приложение 2).

Материально-техническое оснащение занятия:

- учебный кабинет;

- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленной программной средой Scratch;

- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);

План занятия:

  1. Организационная часть (2 мин).
  2. Просмотр мультфильма «Чертёнок № 13» (10 мин).
  3. Выполнение практического задания (20 мин).
  4. Интеллектуальная разминка (10 минут)
  5. Подведение итогов (3 мин).

Общая продолжительность занятия: 45 минут.

Ход учебного занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационная часть

Приветствует ребят

Сообщает тему занятия

Рассаживаются

за компьютерные столы

Просмотр мультфильма «Чертёнок № 13»

Запускают мультфильм. Просматривают. Анализируют имена героев.

Выполнение практического задания

Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку.

Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий

Включают компьютеры.  Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции.

Интеллектуальная разминка

Педагог раздаёт каждому ребёнку распечатанные карточки с заданиями (2 шт). При необходимости помогает в решении

Рассаживаются за отдельные столы. Решают задания на карточках. Показывают педагогу цепочки слов и отгаданные имена.

Подведение итогов

Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации

Каждый обучающийся запускает поочередно компьютерную анимацию.

По желанию вносит изменения и коррективы в спрайты, скрипты, фон сцены.



Список литературы

  1. Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.
  2. https://cir.tgl.ru/sp/pic/upload/700700022/05da54cb-e731-4669-8262-ad444896be78/R_R_R_S_R_ReR_R_S_R_R_S_ReS_R_S_R_ReS_S_R_R_R_S_R_R_SCRATCH_R_R_S_R_S_R_S_R_S_S_R_R_R_R_R_R_.pdf.
  3. https://scratch.mit.edu/download

Приложение 1

Создание анимации «Движение букв - имя»

Необходимо создать для каждой буквы свой скрипт анимации. Каждая буква – это готовый спрайт из библиотеки спрайтов.

Спрайты: 

Скрипты для спрайта


Скрипты для спрайта


Скрипты для спрайта

        


Скрипты для спрайта


Скрипты для спрайта


Добавляем фон


Приложение 2

Запиши цепочку из 9-ти имён (мужских и женских) так чтобы первая буква имени
была такой же как последняя буква предыдущего имени.

Например, Артём – Макар – Роман – Ника …

_______________________   -    _______________________   -   _______________________

   

_______________________   -    _______________________   -   _______________________

_______________________   -    _______________________   -   _______________________

Найди 10 имён

В

Ь

У

Д

Э

Т

Г

Я

Ж

Ь

Ы

Е

И

В

С

В

Е

Т

А

П

О

Н

А

Г

К

Э

З

Б

С

Ъ

Б

Ш

Г

И

Д

О

А

М

А

Р

Т

Ё

М

В

Ъ

К

Л

Р

Ф

И

Д

Щ

А

Х

Ч

А

Ю

И

З

У

Р

О

М

А

Р

С

Ы

Л

Ё

Т

К

Н

В

Ф

Ц

Л

Ж

Х

Н

Л

Ц

А

Ю

А

Я

С

О

Ф

И

Я

Т

А

К

Ш

Б

Д

Р

Е

П

Г

И

Д

И

М

А

Ч

О

Я

ОТВЕТЫ: Вика, Рома, Света, Артём, София, Алла, Дима, Никита, Егор, Надя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной игры «Ракетка и мяч» в среде программирования «Scratch»

Занятие на тему «Создание компьютерной игры «Ракетка и мяч»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей програ...

Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Кот рисует фигуры» в среде программирования «Scratch»

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Кот бегает за мячиком»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвив...

Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Акула и рыбка» в среде программирования «Scratch»

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Акула и рыбка»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей пр...

Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Погоня» в среде программирования «Scratch»

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Погоня» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей про...

Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Рисование фигур» в среде программирования «Scratch»

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Рисование фигур» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвив...

Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Открытка ко Дню Матери» в среде программирования «Scratch»

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Открытка ко Дню Матери» в среде программирования «Scratch» в среде программирования «Scratch» является послед...

Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Танцующая балерина» в среде программирования «Scratch»

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Танцующая балерина» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвиваю...