«Оценка эффективности внедрения современных педагогических технологий: критерии и инструменты мониторинга качества образования в системе СПО»
методическая разработка
Методическая разработка на тему: «Оценка эффективности внедрения современных педагогических технологий: критерии и инструменты мониторинга качества образования в системе СПО»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехнический колледж»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехнический колледж»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Оценка эффективности внедрения современных педагогических технологий: критерии и инструменты мониторинга качества образования в системе СПО»
Выполнила:
Ивашова Анна Николаевна
преподаватель
Целевая аудитория: преподаватели, методисты, мастера производственного обучения, руководители учебных подразделений учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Актуальность: Внедрение современных педагогических технологий (СПТ) является ключевым условием повышения качества образования в СПО, его соответствия требованиям ФГОС и профессиональных стандартов. Однако сам факт внедрения не гарантирует результата. Необходима системная оценка эффективности каждой технологии для доказательства её педагогической и экономической целесообразности, корректировки образовательного процесса и принятия управленческих решений.
Раздел 1. Теоретико-методологические основы оценки эффективности СПТ
Цель оценки: определить степень достижения планируемых образовательных результатов через использование конкретной педагогической технологии и её влияние на различные аспекты учебного процесса.
Задачи системы оценки:
- Диагностировать изменения в уровне сформированности профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций.
- Оценить динамику мотивации и познавательной активности обучающихся.
- Выявить изменения в деятельности педагога (методический рост, цифровая грамотность).
- Определить ресурсоемкость технологии (временные, материальные, технические затраты).
- Обеспечить обратную связь для управления качеством образования.
Принципы мониторинга:
- Системность: Оценка по взаимосвязанному комплексу критериев.
- Объективность: Использование валидных и надежных инструментов, учет данных от разных участников.
- Динамичность: Оценка на разных этапах (входной, текущий, итоговый контроль).
- Практикоориентированность: Связь результатов оценки с реальными показателями успешности (результаты демонстрационного экзамена, трудоустройство).
- Этичность: Открытость целей мониторинга для всех участников.
Раздел 2. Критерии и показатели эффективности внедрения СПТ
Эффективность рассматривается по 4 основным критериям.
Критерий 1. Результативно-содержательный (Достижение образовательных результатов)
- Показатели:
- качество знаний и умений (средний балл, процент успеваемости, результаты дифференцированного зачета);
- уровень сформированности практических навыков (оценка на лабораторных работах, при выполнении учебной практики);
- результаты независимой оценки (демонстрационный экзамен по стандартам worldskills, внешний аудит, тестирование от работодателя);
- уровень сформированности soft skills (работа в команде, презентация проекта, решение кейса).
Критерий 2. Деятельностно-процессуальный (Изменения в учебном процессе)
- Показатели:
- уровень познавательной активности и мотивации обучающихся;
- степень интерактивности занятий (доля самостоятельной, поисковой, исследовательской работы студента);
- сформированность навыков самоорганизации и рефлексии;
- эффективность обратной связи (частота, содержательность, индивидуальный подход).
Критерий 3. Личностно-развивающий (Изменения у субъектов образования)
- Показатели у студентов:
- удовлетворенность образовательным процессом;
- учебная самооценка и уверенность;
- развитие креативности и критического мышления.
- Показатели у педагога:
- рост методической и икт-компетентности;
- удовлетворенность профессиональной деятельностью;
- готовность к инновациям и тиражированию опыта.
Критерий 4. Ресурсно-организационный (Затраты и условия)
- Показатели:
- временные затраты на подготовку и проведение занятия;
- необходимость в специальном оборудовании, по, цифровых платформах;
- методическая обеспеченность (скрипты, инструкции, шаблоны);
- адаптивность технологии к разным дисциплинам и специальностям.
Раздел 3. Инструменты мониторинга и оценки (с примерами и инструкциями)
Для каждого показателя подбирается адекватный инструмент.
Критерий/Показатель | Инструмент оценки | Пример применения и инструкция |
1.1. Качество знаний | Статистический анализ результатов аттестации (срезы, тесты, практические работы). | Пример для технологии «Перевернутый класс» по дисциплине «Техническая механика». |
1.3. Независимая оценка | Карта оценки демонстрационного экзамена или решение производственного кейса. | Пример для технологии «Проектное обучение» по специальности «Программирование». |
2.2. Интерактивность | Карта хронометража занятия (наблюдение). | Пример для любой интерактивной технологии (кейс-метод, групповая работа). |
2.4. Обратная связь | Анализ цифрового следа и комментариев. | Пример для использования LMS (Moodle, Яндекс.Учебник) или инструментов типа Padlet, Google Docs. |
3.1. Удовлетворенность студентов | Анкетирование (опросник с использованием шкалы Ликерта). | Пример анкеты после серии занятий с использованием «Деловых игр» по специальности «Экономика». |
3.2. Развитие педагога | Анализ методического портфолио и самоотчет. | Инструкция: Попросить педагога оформить краткий отчет-рефлексию по схеме: |
4.1. Временные затраты | Дневник учета времени (timesheet). | Инструкция для педагога: Вести простую таблицу в течение месяца для новой технологии (например, «Создание интерактивных материалов в H5P»). |
Раздел 4. Алгоритм организации мониторинга эффективности СПТ
Шаг 1. Подготовительный.
- выбор технологий для внедрения (актуально для дисциплины/пм);
- формулировка конкретных, измеримых целей (например, «повысить процент выполнения практического задания на сборку электрической схемы с 70% до 85% с использованием симулятора everycircuit»);
- определение критериев и подбор инструментов оценки;
- подготовка необходимых ресурсов и инструкций для студентов.
Шаг 2. Пилотное внедрение и сбор данных.
- применение технологии в одной/двух учебных группах;
- параллельный сбор данных по выбранным инструментам (проведение анкетирования, наблюдение, сбор статистики успеваемости);
- фиксация «побочных» эффектов и неформальных наблюдений.
Шаг 3. Анализ и интерпретация.
- обработка количественных данных (построение графиков, расчет средних значений);
- качественный анализ анкет, обратной связи, рефлексивных отчетов;
- сопоставление результатов с поставленными целями. ответ на вопрос: «была ли технология эффективной и в чем именно?».
Шаг 4. Принятие решений и корректировка.
- если эффективность доказана: принятие решения о масштабировании технологии, оформление методических рекомендаций для коллег;
- если результаты неоднозначны: выявление «узких мест» и корректировка методики применения технологии (например, давать больше инструкций для самостоятельной работы);
- если эффективность низкая: анализ причин (неподготовленность студентов, высокая ресурсоемкость, несоответствие содержанию) и отказ от технологии или ее глубокая модернизация.
Шаг 5. Диссеминация опыта.
- презентация результатов мониторинга на методическом совете, педагогическом совете;
- публикация статей, выступление на конференциях;
- размещение разработанных материалов в общем банке данных колледжа.
Заключение
Представленная система оценки эффективности СПТ носит комплексный и практикоориентированный характер. Её внедрение позволит перейти от стихийного использования новых методов к осознанному педагогическому проектированию, где каждый технологический выбор обоснован и направлен на гарантированное повышение качества подготовки конкурентоспособных специалистов в системе СПО.
Приложения (рекомендуемая форма):
- Образец карты хронометража учебного занятия.
- Пример анкеты для студентов (шаблон со шкалой Ликерта).
- Пример таблицы для сводного анализа данных по критериям
РАЗДЕЛ 5. РИСКИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА (РАЗВЕРНУТАЯ ТАБЛИЦА)
Риск (Что может пойти не так) | Причины возникновения риска | Последствия | Конкретные меры по минимизации (инструкции для методиста/завуча) |
1. Формализация и профанация процесса («Отчитались бумажкой и забыли»). | • Отсутствие личной заинтересованности педагога. | Данные не отражают реальность. Принятие неверных управленческих решений. Потеря доверия к системе оценки. | 1. Связь с развитием: Внести результаты успешного мониторинга и внедрения в портфолио для аттестации как обязательный раздел «Инновационная деятельность». |
2. Субъективность и низкая валидность данных. | • Применение неадекватных инструментов (опрос без шкал, наблюдение без чек-листа). | Невозможность сравнения результатов. Необъективные выводы об эффективности технологии. | 1. Триангуляция – золотое правило: По каждому ключевому показателю использовать минимум 2 разных источника. Пример: оценка навыка = балл за тест (знание) + оценка по рубрикатору за практическую работу (умение) + самооценка студента по чек-листу. |
3. Сопротивление изменениям со стороны ППС. | • Страх перед новым. | Саботирование внедрения, искажение данных, негативный психологический климат. | 1. Обучение, а не контроль: Провести не одноразовый семинар, а практикум-погружение «Оцени свою технологию за 4 шага». Дать работающие шаблоны. |
4. Перегрузка студентов измерительными процедурами. | • Стремление измерить все и сразу. | Снижение учебной мотивации, негативное отношение к инновациям, искажение результатов из-за усталости. | 1. Интеграция в учебный процесс: Измерительные инструменты должны быть естественной частью задания, а не отдельным актом. Пример: итогом работы в симуляторе является автоматический отчет (данные собраны), защита проекта – это и есть итоговая аттестация (оценка произведена). |
5. Отсутствие управленческих решений по итогам мониторинга. | • Данные собираются, но не анализируются и не обсуждаются. | Полная дискредитация системы мониторинга. Потеря времени всеми участниками. | 1. Обязательные аналитические справки: По итогам учебного модуля/семестра ответственный (преподаватель, руководитель ПЦК) готовит краткую справку (1-2 стр.) с выводами и предложениями. |
РАЗДЕЛ 6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ: ОТ ДАННЫХ К РЕШЕНИЯМ
Этот раздел – алгоритм действий после сбора информации.
Шаг 1. Консолидация и визуализация данных.
- Свести все количественные данные (баллы, проценты, время) в одну сводную таблицу по оцениваемой технологии.
- Построить простые графики динамики (например, рост среднего балла от этапа к этапу) и сравнительные гистограммы (экспериментальная vs контрольная группа).
- Важно: Не требовать сложной статистики. Часто достаточно наглядного графического представления.
Шаг 2. Качественный анализ и поиск «историй».
- Сгруппировать ответы на открытые вопросы (из анкет, рефлексий). Что студенты хвалят? Что критикуют? Появились ли неожиданные эффекты?
- Проанализировать комментарии из карт наблюдения. Что было самым трудным для групп? Какие роли не выполнялись?
- Выявить 2-3 яркие «истории успеха» (студент/группа, которая показала максимальный прогресс) и 1-2 случая «неудачи» для глубинного разбора причин.
Шаг 3. Формулировка выводов по каждому критерию.
- По Критерию 1 (Результат): «Применение кейс-метода позволило повысить средний балл за практическую работу по расчетам с 3.5 до 4.1. 70% студентов достигли продвинутого уровня по критерию «анализ рисков» против 30% ранее».
- По Критерию 2 (Процесс): «Доля времени активной работы студентов на занятии выросла до 80%. Однако наблюдение выявило проблему: 40% студентов пассивны на этапе генерации идей».
- По Критерию 3 (Личность): «Опрос показал рост удовлетворенности (с 65% до 85%). При этом 25% студентов отметили повышенный уровень стресса из-за групповой работы».
- По Критерию 4 (Ресурсы): «Затраты времени преподавателя на подготовку первого кейса составили 20 часов, на повторное использование – 3 часа».
Шаг 4. Принятие взвешенных управленческих решений.
На основе сводных выводов принимается одно из следующих решений, которое официально фиксируется (приказ, протокол):
Ситуация по итогам анализа | Возможное управленческое решение | Мероприятия |
Технология доказала высокую эффективность по всем ключевым критериям. | Масштабирование и тиражирование. | 1. Включить технологию в рабочую программу дисциплины/ПМ как рекомендуемую. |
Технология показала смешанные результаты: есть рост по одним показателям, но проблемы по другим. | Корректировка и доработка методики применения. | 1. Сформировать рабочую группу для анализа «узких мест» (напр., проблема пассивности в группах). |
Технология не показала значимых преимуществ, либо негативные эффекты перевешивают. | Отказ от дальнейшего использования в данном формате. | 1. Важно: Не считать это провалом преподавателя. Это результат грамотного эксперимента. |
Шаг 5. Диссеминация и институционализация.
- Создание «Банка успешных практик» на внутреннем портале колледжа, где каждый кейс содержит: описание технологии, целевые ПК/ОК, инструменты мониторинга, шаблоны документов, выводы и рекомендации.
- Закрепление процедуры в локальном нормативном акте «Положение о мониторинге и оценке эффективности педагогических технологий в колледже».
Данная детализация обеспечивает практическую готовность методической службы и преподавателей к внедрению системной оценки инноваций.
Раздел 8. Глоссарий ключевых терминов
Повысит методологическую грамотность пользователей разработки.
- Современные педагогические технологии (СПТ) – продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с гарантированным достижением диагностируемых целей.
- Мониторинг качества образования – систематическое, целенаправленное отслеживание процесса и условий достижения качества образования на основе сбора, обработки и анализа информации.
- Критерий эффективности – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
- Индикатор (показатель) – количественная или качественная мера, позволяющая судить о состоянии или изменении оцениваемого объекта.
- Триангуляция данных – использование нескольких независимых методов или источников данных для проверки и повышения достоверности результатов оценки.
- LMS (Learning Management System) – система управления обучением (например, Moodle, Яндекс.Учебник).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования
В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования" рассказывается об ообоснованном выборе возд...

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Программа «Современные педагогические технологии – как инструмент совершенствования методов обучения ,воспитания и педагогического мастерства»
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподава...

Обзор современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального образования
Обзор современных педагогических технологий, используемых в системе профессионального образования...

Использование ЭОР как эффективный инструмент повышения качества образования
В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, ...

Статья "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в колледже", 2020 г.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффек...
Особенности проведения мониторинга качества образования в дополнительном образовании
В статье представлены результаты работы по проведению мониторинга в дополнительном образовании. Наличие таблиц и комментарии к ним позволяют использовать данный мониторинг в своей образовательной орга...

