Рабочая программа ОП. 07 Основы проектирования баз данных
рабочая программа

Зайцев Николай Фёдорович

Программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС  по специальности среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) базовой подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.07_osnovy_proektirovaniya_baz_dannyh_-_kopiya.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАВАШИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 07 Основы проектирования баз данных

по специальности среднего профессионального образования

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

базовой подготовки

г. Навашино

2019 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) базовой подготовки.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Навашинский политехнический техникум»

Разработчик: Завьялова О.В.  – преподаватель  ГБПОУ  «Навашинский политехнический техникум»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 Основы проектирования баз данных

1.1. Область применения  программы

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) базовой подготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проектировать реляционную базу данных;
  • использовать язык запросов для программного извлечения сведений

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы теории баз данных;
  • модели данных;
  • особенности реляционной модели и проектирование баз данных,
  • изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
  • основы реляционной алгебры;
  • принципы проектирования баз данных,
  • обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
  • средства проектирования структур баз данных;
  • язык запросов SQL

Изучение данной дисциплины направлено на формирование общих и профессиональных компетенций.

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы

ПК 1.2

Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3

Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, находить ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы, документировать выполняемые работы

ПК 1.7

Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

ПК 1.9

Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организация собственной деятельности, исходя из типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, занятие самообразованием, осознанное планирование повышения квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;

самостоятельной работы обучающегося  44 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

88

в том числе:

        практические занятия

44

Самостоятельная работа обучающегося

44

в том числе:

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

44

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.07 Основы проектирования баз данных

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Введение

2

Раздел 1.

Теория проектирования баз данных.

Содержание учебного материала

Основные понятия теории баз данных. Виды моделей данных Типы баз данных. Реляционные базы данных.  Основы реляционной алгебры Типы связей между таблицами. Нормализация отношений. Поиск в базах данных Этапы проектирования баз данных.

18

Самостоятельная работа

6

Модель "сущность-связь"

2

Методические основы проектирования серверной части приложения

2

Этапы проектирования многопользовательских баз данных.

2

Раздел 2 Системы управления базами данных.

Тема 2.1  Основные функции и характеристика СУБД. Классификация СУБД.

Содержание учебного материала

10

Основные функции и характеристика СУБД. Классификация СУБД. Обзор наиболее популярных СУБД. Объектно-ориентированные СУБД. Обеспечение безопасности данных. Юридические и программные средства защиты БД.  Администрирование баз данных. Web-технологии в разработке удаленных баз данных.

Самостоятельная работа

16

Архитектура клиент-сервер в технологии управления удаленными базами данных

2

Двухуровневые модели

2

Основные свойства распределенных баз данных

2

Администрирование баз данных

2

Методы интеграции удаленных баз данных в среду Web

2

Защита информации и управление доступом к данным

2

Постреляционные системы управления удаленными базами данных

2

Объектно-ориентированные СУБД

2

Тема 2.2   СУБД MS Access. Объекты MS Access.      

Содержание учебного материала

Работа с таблицами в однопользовательской СУБД. Запросы. Формирование запросов. Формы. Использование форм для ввода и отображения данных. Элементы управления  Формирование и вывод отчетов.

4

Практические работы

28

1

Знакомство с СУБД. Создание таблиц.

2

2

Создание связей между таблицами.

2

3

Создание простых и параметрических запросов.

2

4

Создание вычислений в запросах.

2

5

Создание перекрестных запросов и запросов с группировкой данных.

2

6

Создание запросов на изменение записей.

2

7

Использование форм в базе данных.

2

8

Создание многостраничных и многотабличных форм.

2

9

Вставка графических объектов в базу данных.

2

10

Создание кнопочных форм.

2

11

Создание отчетов.

2

12

Создание макросов.

2

13

Анализ таблиц

2

14

Создание и работа с БД.

2

Самостоятельная работа

10

Применение СУБД MS Access для разработки проекта удаленных баз данных

2

Основные требования к разработке пользовательского интерфейса

2

Разработка пользовательского интерфейса средствами визуального проектирования VS Access

2

Технологии разработки форм пользовательских приложений

2

Генерация Web-страниц визуальными средствами Microsoft Access

2

Тема 2.3  Работа с СУБД MySQL.

Содержание учебного материала

СУБД MySQL: возможности, характеристика, особенности. Структурированный язык запросов SQL. Особенности языка запросов SQL. Создание запросов в MySQLс использованием команды SELECT. Права пользователей. Восстановление и резервирование баз данных. 

10

Практические работы

16

1

Основы проектирования и создания баз данных MySQL.

2

2

Основы работы с таблицами MySQL.

4

3

Создание запросов в MySQL

4

4

Управление правами пользователей в MySQL.

2

5

Восстановление и резервирование БД.

2

6

Работа с базой данных MySQL в программе Heidi SQL.

2

Самостоятельная работа

12

1

Технологии разработки и управления базами данных средствами языка SQL

2

2

Управление удаленными базами данных в системе SQL Server

2

3

Управление удаленными базами данных в системе Oracle

2

4

Технологии доступа к удаленным базам данных

2

5

Разработка программ управления удаленными базами данных с применением операторов SQL

2

6

Восстановление данных в критических ситуациях

2

Всего:

132

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета программирования баз данных

Оборудование кабинета программирования баз данных

Технические средства обучения (компьютеры, принтеры, сканер, экран, проектор - переносной)

Основное и вспомогательное оборудование (аудиторная доска, столы, стулья)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Э.В.Фуфаев, Д.Э.Фуфаев. Разработка и эксплуатация удаленных баз данных: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования.-М.:Издательский центр "Академия", 2012.
  2. Фуфаев Э.В. Базы данных: Учеб.пособие для студ.сред.проф.образования – 7-е изд. / Э.В.Фуфаев, Д.В.Фуфаев.- Издательский центр "Академия", 2012

l 

Дополнительные источники:

  1. Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учебное пособие - 2-е изд., испр. и доп..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
  2. Кузин А.В., Демин В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft Access: Учебник. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
  3. В.П.Мельников, С.А.Клейменов, А.М.Петраков. Информационная безопасность: Учеб.пособие для СПО.- М.:Издательский центр "Академия", 2012.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • проектировать реляционную базу данных;
  • использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных;

  • устный опрос (фронтальный и индивидуальный);
  • интерпретация результатов опроса;
  • наблюдение за выполнением практической работы;
  • интерпретация результатов наблюдения;
  • проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Знания:

  • основы теории баз данных;
  • модели данных;
  • особенности реляционной модели и их влияние проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
  • основы реляционной алгебры;
  • принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
  • средства проектирования структур баз данных;
  • язык запросов SQL
  • устный опрос (фронтальный и индивидуальный);
  • интерпретация результатов опроса;
  • тестирование;
  • проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
  • наблюдение за выполнением практической работы;
  • интерпретация результатов наблюдения.

Контроль и оценка результатов освоения ПК

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы

  • умение проектировать реляционную базу данных;
  • умение использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных;

Наблюдение и оценка

деятельности в процессе

освоения программы

дисциплины.

Наблюдение и оценка

деятельности при выполнении практических заданий,

самостоятельных работ, внеаудиторной

деятельности.

Самооценка, направленная на

самостоятельную оценку студентом

результатов деятельности.

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности

ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, находить ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы, документировать выполняемые работы

ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией

Контроль и оценка результатов освоения ОК

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- расширение кругозора по избранной профессии;

- эффективность выполнения заданий в рамках обучения по специальности;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2  Организация собственной деятельности, исходя из типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- рациональность планирования и организации собственной  деятельности в соответствии с профессиональными  целями;

- выбор и применение методов в области

 разработки технологических процессов в соответствии с целями и задачами деятельности;

- объективность анализа профессиональной деятельности;

 - аргументированность оценки качества выполнения профессиональных задач;

ОК 3  Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- анализ ситуации с позиции возможностей и ожидаемых рисков;

- решение стандартных и нестандартных задач;

- результативность решения

профессиональных проблем;

ОК 4  Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- оперативность поиска необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные;

 - обоснованность выбора и оптимальность состава источников информации для решения профессиональных задач и самообразования;

ОК 5 Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

- эффективность использования прикладного программного обеспечения, информационных ресурсов и возможностей сети Интернет;

ОК 6  Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями  в ходе обучения;

-  работа в команде;

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

определение функций и задач руководителя;

-выбор и использование управленческих стилей;

-нахождение и реализация управленческих решений;

ОК 8 Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, занятие самообразованием, осознанное планирование повышения квалификации.

- организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины;

ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • анализ инноваций в области разработки технологических процессов создания информационных систем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных

Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных для группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Рабочая программа учебной  дисциплины «Основы проектирования баз данных»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...

Рабочая Программа "Основы Проектирования баз данных"

Рабочая Программа "Основы Проектирования баз данных" для студентов СПО...

Рабочая программа по ОП 08 Основы проектирования баз данных

Рабочая программа по ОП 08 Основы проектирования баз данных...

Рабочая программа ОП.05 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 «Информационные системы и программи...

Рабочая программа по дисциплине ОП 08. Основы проектирования баз данных

Рабочая программа по дисциплине ОП 08 Основы проектирования баз данных. Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  ста...

Рабочая программа дисциплины Основы проектирования баз данных

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы по специальности среднего профессионального обучения 09.02.07 Информационные системы и программирование в соотве...