Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных для группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебной дисциплины
оп.07 основы проектирования баз данных
по специальности
230401 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (по отраслям)
(базовой подготовки)
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский радиотехнический колледж»
Разработчик: Гутянская Елена Михайловна, преподаватель.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский радиотехнический колледж».
Заключение Экспертного совета № 1 от 30 августа 2013 года
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовой подготовки)
Программа учебной дисциплины может быть использована в общепрофессиональной подготовке, в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки работников сферы информационных технологий, в профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, 14995 Наладчик технологического оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проектировать реляционную базу данных;
- использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы теории баз данных;
- модели данных;
- особенности реляционной модели и проектирования баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
- основы реляционной алгебры;
- принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
- средства проектирования структур баз данных;
- язык запросов SQL.
В результате освоения учебной дисциплины техник по информационным системам должен обладать профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы. |
ПК 1.2. | Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. |
ПК 1.3. | Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения. |
ПК 1.7. | Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ. |
ПК 1.9. | Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 | |
в том числе: | ||
теоретическое обучение | 32 | |
лабораторные занятия | 30 | |
практические занятия | 10 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 | |
в том числе: | ||
выполнение индивидуальных заданий по темам | 32 | |
подготовка сообщений | 4 | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. | Введение в базы данных. | 3 | 1 | ||
Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Общая характеристика основных понятий. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений. Примерная тематика сообщений: Примеры систем, основанных на инвертированных списках. Примеры иерархических систем. Примеры сетевых баз данных. | 1 | ||||
Раздел 2. | Теоретические основы реляционных баз данных | 27 | |||
Тема 2.1 Теоретические основы реляционных баз данных | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Базовые понятия реляционных баз данных. Тип данных. Домен. Схема отношения, схема базы данных. Кортеж, отношение. Фундаментальные свойства отношений. Отсутствие кортежей-дубликатов. Отсутствие упорядоченности кортежей. Отсутствие упорядоченности атрибутов. Атомарность значений атрибутов. Реляционная модель данных. Общая характеристика. Целостность сущности и ссылок | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||
Тема 2.2 Проектирование реляционных баз данных | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Проектирование реляционных баз данных с использованием нормализации. Первая нормальная форма. Вторая нормальная форма. | 2 | |||
2 | Третья нормальная форма. Нормальная форма Бойса-Кодда. Четвертая нормальная форма. Пятая нормальная форма. | 3 | |||
Лабораторные работы: | 2 | ||||
1 | Построение ER-модели. | ||||
Практическое занятие: | 4 | ||||
1 | Приведение отношения к третьей нормальной форме. | ||||
2 | Решение задач на семантическое моделирование данных. Построение ER–диаграммы. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||
Раздел 3. | Язык структурированных запросов SQL | 78 | |||
Тема 3.1. История SQL, стандарты и их поддержка в различных СУБД. Статический и динамический SQL. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | История развития языка SQL. Основные стандарты языка (ANSI/SQL, SQL92, SQL2). Уровни поддержки SQL в коммерческих СУБД. Статический и динамический SQL: принципы, различия, области применения. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1 | Подготовка сообщений. Примерная тематика сообщений:
| ||||||
Тема 3.2. Выборка данных. | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Выборка данных из таблиц. Условия отбора, группировка. Создание псевдонимов отношений и атрибутов. | 3 | |||||
2 | Сортировка результатов запроса. Дополнительные условия отбора групп. | ||||||
3 | Виды соединения таблиц. | ||||||
4 | Кванторы выбора. Вложенные запросы. | ||||||
Лабораторные работы: | 12 | ||||||
1 | Выборка с использованием условий отбора. | ||||||
2 | Выборка с использованием условий отбора групп. | ||||||
3 | Соединение таблиц. | ||||||
4 | Выборка с использованием кванторов. | ||||||
5 | Выборка данных с использованием вложенных запросов. | ||||||
Практические занятия: | |||||||
1 | Решение задач по теме «Особенности написания вложенных запросов». | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 10 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.3. Создание таблиц и индексов. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Типы данных в СУБД MySQL. Создание таблиц. Ограничения. Индексы. Поддержка целостности базы данных. | 3 | |||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Создание таблиц и индексов. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.4. Изменение и удаление таблиц и индексов. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Лабораторные работы: | 4 | ||||||
1 | Изменение и удаление таблиц и индексов. | ||||||
2 | Изменение структуры таблиц. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.5. Добавление, обновление и удаление записей из таблиц. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Добавление новых записей. Обновление и удаление. | 3 | |||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Добавление, обновление и удаление записей. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.6. Транзакции. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Транзакции. Роль транзакций в поддержке целостности данных. | 3 | |||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Управление транзакциями. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.7. Триггеры | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Создание и применение триггеров. | 3 | ||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Создание триггеров. | ||||||
Практические занятия: | 2 | ||||||
1 | Решение задач по триггерам. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.8. Хранимые процедуры. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Хранимые процедуры. Циклы в хранимых процедурах. | 3 | ||||||
Лабораторные работы: | 4 | ||||||
1 | Написание хранимых. | ||||||
2 | Написание хранимых. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.8. Роли и пользователи. | 1 | Роли и пользователи. Привилегии доступа к базе данных. | 4 | ||||
2 | Создание резервной копии и восстановление данных. | ||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Создание пользователей базы данных, выдача привилегий. | ||||||
Всего: | 108 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета программирования и баз данных; лабораторий информационных систем.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (ОС Windows и/или Linux, серверная СУБД MySQL или Oracle, интернет браузер) и выходом в сеть Интернет;
- электронный курс по дисциплине «Основы проектирования баз данных»;
- стандартные программы и системные утилиты: текстовый редактор, калькулятор, терминал, архиватор;
- офисные программы: текстовый процессор, табличный процессор, программы создания презентаций, программа для работы с электронной почтой;
- система управления базами данных (серверная СУБД MySQL или Oracle);
- современные антивирусные программные продукты.
- плакаты с моделями баз данных.
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- система управления обучением — lms (Learning Management System), например модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment);
- гипертекстовая среда (обычно веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений — вики (wiki);
- автоматизированная система тестирования;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет;
- электронный курс по дисциплине «Основы проектирования баз данных»;
- стандартные программы и системные утилиты: текстовый редактор, калькулятор, терминал, архиватор;
- SQL – сервер (MySQL или Oracle 11g);
- система управления обучением — lms (Learning Management System), например модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда moodle;
- система тестирования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Голицына О.Л. Базы данных. М.: Форум, Сер: Профессиональное образование. 2009. -399 с.
- Полякова Л.Н. Основы SQL. - Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 224с.
- Хомоненко А. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. -736с.
Интернет-ресурсы:
- www.mysql.ru
- www.sql.ru
Дополнительные источники:
- Кузнецов С.Д. Основы баз данных - Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005. - 488с.
- Марков А.С. Базы данных. Введение в теорию и методологию. —М.: Финансы и статистика, 2006. – 512с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Умения: | ||
проектировать реляционную базу данных | Защита отчёта по лабораторной работе «Построение ER-модели для заданной предметной области» Защита отчета по практическому занятию «Приведение отношения к третьей нормальной форме» | |
использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных | Защита отчетов по лабораторным работам раздела 3 «Язык структурированных запросов SQL» | |
Знания: | ||
основы теории баз данных; | Тестирование по теме 2.1 «Общие понятия реляционного подхода к организации баз данных» | |
модели данных; | Тестирование по темам раздела 1 | |
особенности реляционной модели и проектирования баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании; | Тестирование по теме «Проектирование реляционных баз данных» | |
основы реляционной алгебры; | Тестирование по теме 2.2 «Базовые средства манипулирования реляционными данными» | |
принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных; | Тестирование по теме 2.3 «Проектирование реляционных баз данных» | |
средства проектирования структур баз данных; | ||
язык запросов SQL | Тестирование по темам раздела 3 «Язык структурированных запросов SQL» | |
Результаты обучения (освоенные ПК, ОК) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
ПК.1.1 Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ПК 1.2 Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ПК 1.3 Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ПК 1.7 Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ПК 1.9 Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Экспертная оценка решения ситуационных задач | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач | |
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Анализ полноты, качества, достоверности, логичности изложения найденной информации | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Наблюдение и экспертная оценка коммуникабельности | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы | |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-666106-1511629896.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-666106-1511629896.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/26/picture-933524-1498459703.jpg)
Рабочая программа дисциплины ОП 03. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО среднего профессионального образования п программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по професии 3 5.01....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-1007263-1517845875.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «Основы материаловедения» Профессия: 08.01.08. Мастер отделочных строительных работ
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии:08.01.08.Мастер отделочных строительных работ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-975017-1665902088.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ОСНОВЫ ПРАВА» Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...
Рабочая программа по ОП 08 Основы проектирования баз данных
Рабочая программа по ОП 08 Основы проектирования баз данных...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-1322159-1617768843.jpg)
Рабочая программа по дисциплине ОП 08. Основы проектирования баз данных
Рабочая программа по дисциплине ОП 08 Основы проектирования баз данных. Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...