Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
рабочая программа по теме

Якушкина Валентина Сергеевна

Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специалности :повар (100 ч.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_100_ch._professiya_povar.docx91.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище № 85

«Утверждаю»

Директор ГОУ НПО №85

______________ И.В. Ефремова

2012-2013 уч. год

Рабочая программа

по предмету: «Химия»

Профессия: повар, кондитер

Количество часов

по учебному плану: 100 ч.:

                          2 к. – 100 ч. .                          

                                                         Разработал: преподаватель химии

 Якушкина В.С.

г. Зарайск

2012 г.

Рассмотрена на                                            Составлена в соответствии с

заседании методического совета               государственными требованиями                      

«_____» ___________20___г.                     к минимуму содержания

Председатель м/с                                         и уровню подготовки

___________ Дорофеев И.П.                      выпускников.

Пояснительная записка

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) учебная дисциплина «Естествознание» вводится как обязательный предмет.

Курс учебной дисциплины УНПО «Естествознание» чётко делится на 3 основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» и изучается как базовый учебный предмет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» составлена на основе

  1. Примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей (Авторы: Пентин, А.Ю., Боровских, Т.А., Рохлов, В.С.)
  2. Примерной программы  учебной дисциплины «Химия» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Авторы: кандидат педагогических наук, профессор Габриелян О.С., доктор химических наук, профессор Остроумов И.Г.. – М.: 2008 г.)
  3. Примерной программы  учебной дисциплины «Биология» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Автор: доктор биологических наук, профессор Константинов В.М. – М.: 2008 г.)

Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  3. развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  5. применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В соответствии с учебным планом ГОУ НПО №85 (профессии и специальности: повар, кондитер):

Химия – 100 часов (II курc – 100 ч.);

биология –

физика –

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен:

знать/понимать:

  1. смысл понятий: периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, организм, популяция, экосистема, биосфера, самоорганизация;
  2. вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;

уметь:

  1. приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
  2. объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
  3. выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  4. работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  2. профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  3. осознанных личных действий по охране окружающей среды.

Пояснительная записка к разделу химии

 Рабочая   программа   по   химии  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы  учебной дисциплины «Химия» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Авторы: кандидат педагогических наук, профессор Габриелян О.С., доктор химических наук, профессор Остроумов И.Г.. – М.: 2008 г.)

Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  4. воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В соответствии с авторской программой и учебным планом курса химии  ГОУ НПО №85 (профессии: автомеханик) предусмотрено 100 часов химии:    

                                                        IIк. – 100 ч..  

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены:

4  – контрольных работ; 5  – практических работ.

Курс химии делится на 2 раздела: общую химию (40ч.) и органическую химию (60 ч.).

В первом разделе рабочей программы предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы: сокращено число часов на изучение темы: «Основные понятия и законы» (с 5 ч. до 2 ч.). Данные изменения были внесены  в связи с тем, что данная тема  подробно изучалась в курсе общей химии основной школы. Высвободившиеся часы были отведены  на подготовку к контрольным работам  и систематизации знаний по курсу общей и неорганической химии.

Во втором разделе рабочей программы внесены следующие изменения:

  1. увеличено количество часов на изучение темы: «Углеводороды и  их природные источники» (с 9 ч. до 11 ч.), так как в неё включены вопросы, которые не изучались в курсе химии основной школы;
  2. увеличено количество часов по теме: «Кислородосодержащие органические соединения» (с 8 ч. до 25 ч.): в  целях создания прочной основы знаний учащихся по теме, напрямую связанной с профессиональной деятельностью учащихся;
  3. увеличено число часов на изучение темы: «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры» (с 8 ч. до 19 ч.), так как данная тема относится к числу ключевых тем курса органической химии, и многие вопросы изучаемого материала требуют дополнительных лекционных пояснений учителя;
  4. исключены  некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами.

Все изменения, внесённые в рабочую программу, производились с учётом резервного времени, предусмотренного в авторской программе и в учебном плане ГОУ НПО № 85, с целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса химии.

Для реализации учебного процесса используются технологии дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования, формы уроков носят традиционный характер (комбинированный), методы обучения: репродуктивный, (объяснительно–иллюстративный) и продуктивный (частично–поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. 

Программа учебного курса ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе занятий предусмотрены  зачёты, семинары и   контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применять умения, приобретённые при изучении биологии.

Конкретные требования к уровню подготовки учащихся определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006. – 218,  [6] с.: ил.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006. – 218,  [6] с.: ил.

Содержание рабочей программы

2 курс

                                          Введение  (1ч.)

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (40 ч.)

1.Основные понятия и законы химии (2 ч.)

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома (4 ч.)

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

3. Строение вещества (8 ч.)

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация (5 ч.)

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

5. Классификация неорганических соединений и их свойства (8 ч.)

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

6. Химические реакции (5 ч.)

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

7. Металлы и неметаллы (7 ч.)

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (60 ч.)

1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений (5 ч.)

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

2. Углеводороды и их природные источники (11 ч.)

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

3. Кислородсодержащие органические соединения (25ч.)

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.

4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры (19ч.)

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Консультации

10 часов

  1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов    Д.И. Менделеева (1 ч.).
  2. Химическая связь (1 ч.).
  3. Типы химических реакций в неорганической химии (1 ч.).
  4. Типы химических реакций в органической химии (1 ч.).
  5. Вещества и их свойства в неорганической химии (1 ч.).
  6. Вещества и их свойства в органической химии (1 ч.).
  7. Генетическая связь между классами неорганических соединений (1 ч.).
  8. Генетическая связь между классами органических соединений (1 ч.).
  9. Решение экспериментальных задач (1 ч.).
  10.  Химия и повседневная жизнь человека (1 ч.).


Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

Раздел I. Общая и неорганическая химия

40

-

-

Введение

1

1. Основные понятия и законы

2

-

-

2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

4

-

-

3. Строение вещества

8

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

-

4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

5

-

Контрольная работа № 1

5. Классификация неорганических соединений и их свойства

8

Практическая работа №2. «Свойства неорганических соединений»

-

6. Химические реакции

5

-

7. Металлы и неметаллы

7

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических»

Контрольная работа №2

Раздел II. Органическая химия

60

-

-

1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

5

-

-

2. Углеводороды и их природные источники

11

-

Контрольная работа №3

3. Кислородсодержащие органические соединения

25

-

-

4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

19

Практическая работа № 4 «Распознавание пластмасс и волокон». Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений».

Контрольная работа № 4

Итого:

100

5

4


Химический практикум.

Цель: 1) закрепить умения и навыки учащихся при работе с лабораторным  оборудованием;

         2) закрепить умения учащихся применять теоретические знания на практике.

  1. Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» (Гл. 6 с. 350 учебника 11 класса, вариант – 2).
  2. Практическая работа №2 «Свойства неорганических соединений»   (Гл. 6 с. 354 учебника 11 класса, опыт 3 (а)).
  3. Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений» (Гл. 6 с. 356 - 357, №2, 4).
  4. Практическая работа № 5 «Распознавание пластмасс и волокон» (Гл. 6, с. 359, вариант 2).
  5. Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений». (Гл.6 с.357-358, №1, 5, 6).


Календарно-тематическое планирование по неорганической химии

 100 часов

2 курс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Прогнозируемый

результат  ЗУН

Эксперимент

Д- демонстрац.

      Л- лабораторный

Дом. задание

Введение (1 ч.)

1

Научные методы познания веществ и химических явлений.

1

Знать/понимать

- роль эксперимента и теории в химии.

Записи в тетр.

Тема 1. Основные понятия и законы химии (2 ч.)

2

Основные понятия химии.

1

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы;

П.1-2

3

Основные законы химии.

1

Знать/понимать

 - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ

П.3-4

Тема 2 . Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома (4ч.)

4

Периодический закон Д.И. Менделеева.

1

Знать/понимать

- основные законы химии:

- периодический закон Д.И.Менделеева.

Уметь

- характеризовать:

элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева.

П.5, с. 26-36, упр.1

5

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1

П. 5, с.36-40

6

Строение атома

1

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы.

П. 5, с.36-40, упр.7

7

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки

1

Знать/понимать

- основные законы химии:

- периодический закон Д.И.Менделеева.

Уметь

- определять: значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки

Д. Различные формы периодической системы химических элементов      Д.И. Менделеева

Л. Конструирование периодической таблицы с использованием карточек

С. 40-42 учебника

Тема 3. Строение вещества (8 ч.)

8

Ионная химическая связь

1

Знать/понимать

- важнейшие  химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки);

ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения);

Уметь

- определять: заряд иона, ионную связь в соединениях;

- объяснять: природу ионной связи.

Д.Модель кристаллической решетки хлорида натрия.

Д. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита

П.6,с. 44-46

9

Ковалентная химическая связь

1

Знать/понимать

-химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения.

Уметь

- определять:

валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную (полярную и неполярную) связь в соединениях.

- объяснять:

природу ковалентной связи.

Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

П.6, с 46-51, табл. 7

10

Металлическая химическая связь

1

Знать/понимать

- химическое понятие:

металлическая связь, вещества металлического строения.

Уметь

- объяснять: природу металлической связи

- определять: металлическую связь.

Д. Модели металлических кристаллических решеток.

П.6, с.51-52

11

Водородная химическая связь

1

Знать/понимать

- химическое понятие:

водородная химическая связь;

Уметь

- объяснять: природу металлической связи

- определять: водородную связь.

Д. Модель молекулы ДНК

П.6, с.52-53

12

Газообразное состояние вещества

1

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

моль, молярная масса, молярный объем.

Уметь

-выполнять химический эксперимент: по распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, этилена

Д. Модель молярного объема газов.

Д. Три агрегатных состояния воды

Записи в тетр., подготовка к пр.р.

13

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

1

Гл. 6  учеб. с. 350

14

Чистые вещества и смеси

1

Знать/понимать

- важнейшие  химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

- основные законы химии:

закон постоянства состава веществ

Д. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления

Д. Приборы на жидких кристаллах

Л. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды

Л. Ознакомление с минеральными водами

Записи в тетр.

15

Дисперсные системы

1

Знать/понимать

- важнейшие  химическое понятие:

электролитическая диссоциация

Д. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля

Л. Ознакомление с дисперсными системами.

П.8, табл. 9 с. 66

Тема 4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация (5 ч.)

16

Вода как растворитель.

1

Записи в тетр., подготовить сообщения

17

Роль воды в химических реакциях

1

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,

- основные теории химии:

теория электролитической диссоциации

Уметь

- определять: заряд иона

Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш)

Сообщения учащихся

Записи в тетр.

18

Решение задач на массовую долю растворенного вещества.

1

Уметь

 - решать задачи на массовую долю растворенного вещества.

19

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

Знать/понимать

- основные теории химии:

теория электролитической диссоциации

П.15, подготовка к к.р.

20

Контрольная работа № 1

1

Тема 5. Классификация неорганических соединений и их свойства (8 ч.)

21

Классификация кислот.

1

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная ,азотная, уксусная кислоты

Уметь

- характеризовать:

общие химические свойства кислот

-называть: кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре:

- определять: характер среды водных растворов кислот

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических кислот

Д. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью

Л. Ознакомление с коллекцией кислот

Л. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями.

П.20, табл. 17 с.246-247

22

Химические свойства кислот в свете ТЭД

1

П. 20,

с. 245-249, упр.4         (с. 251)

23

Классификация оснований

1

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: нерастворимые основания, щелочи

Уметь

 -называть: основания по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах щелочей;

- характеризовать:

-общие  химические свойства оснований

- объяснять: зависимость свойств оснований от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических оснований

Л. Ознакомление с коллекцией оснований

П.21, табл. 19, с. 252-253

24

Химические свойства оснований в свете ТЭД

1

Л. Получение и свойства нерастворимых оснований

П. 21, с. 254-255

25

Соли.  Химические свойства солей в свете ТЭД

1

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: соли, минеральные удобрения

Уметь

 -называть: соли по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: характер среды в водных растворах солей;

- характеризовать:

-общие  химические свойства солей

- объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей

Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом.

Д. Качественные реакции на катионы и анионы

Л. Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли

Л. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов

Записи в тетр.

26

Оксиды, их классификация и свойства

1

Записи в тетр.

27

Генетическая связь между классами неорганических соединений

1

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений

П. 23, упр. 1 (а) с. 269

28

Практическая работа №2. «Свойства неорганических соединений»

1

Гл. 6 с. 354 учеб.

Тема 6. Химические реакции (5 часов)

29

Классификация химических реакций  

1

Знать/понимать

- химические понятия:

аллотропия, изомерия, гомология, углеродный скелет,

тепловой эффект реакции

 - основные теории химии:

строения органических соединений

Д. Модели молекул изомеров и гомологов.

Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора

Д. Озонатор

Л.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса

П. 11, 12

схема 3

с. 115

30

Скорость химической реакции

1

Знать/понимать

- химические понятия: скорость химической реакции, катализ.

Уметь

- объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

Д. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой

Модель  « кипящего слоя»

Л. Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля)

П. 13, упр.4

с. 140

31

Обратимость химических реакций

1

Знать/понимать

 - важнейшее химическое понятие: химическое равновесие

Уметь

- объяснять: зависимость положения химического равновесия от различных факторов

П. 14, упр.1 (а,б)

32

Окислительно-восстановительные реакции

1

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь

- определять:

степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель

Д. Простейшие окислительно-восстановительные  реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П)

Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

П.11

с. 107-108, подготовка к письменной работе

33

Обобщение и систематизация знаний по теме 6.

1

Тестирование

Тема 7. Металлы и неметаллы (7ч.)

34

Общая характеристика  металлов.

1

Знать

- важнейшие вещества и материалы:

основные металлы и сплавы.

Уметь

- характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов;

общие химические свойства металлов;

- объяснять: зависимость свойств металлов от их состава и строения

Д. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой Взаимодействие меди с кислородом и серой. Алюминотермия

Л. Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами

П. 18, упр. 1

35

Общие химические свойства металлов.

1

П. 18,

 с. 201-206,

упр. 13 (3)

36

Неметаллы - простые вещества

1

Уметь

- характеризовать: элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов; общие химические свойства неметаллов;

- объяснять: зависимость свойств неметаллов от их состава и строения

Д. Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. Горение серы и фосфора в кислороде

П. 19,

с. 226-231, упр.1

37

Окислительные и восстановительные свойства простых веществ - неметаллов

1

П. 19,

 с. 231 – 236, упр. 5 (1, 3)

38

Практическая работа №3.

«Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений»

1

Уметь

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений

Гл. 6

 с. 356 - 357

39

Обобщение и систематизация знаний по курсу неорганической химии. Подготовка к контрольной работе.

1

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов и  основных классов неорганических и органических соединений

Подготовка к к.р.

40

Контрольная работа №2

1

Раздел II. Органическая химия (60 ч.)

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений (5 ч.)

41

Введение. Предмет органической химии

1

Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

Д. Коллекция органических веществ и изделий из них

П. 1, упр. 1,3

Вводный инструктаж по технике безопасности.

42

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

1

Знать/понимать

-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;

-теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова

П.2, упр. 1, 4

43

Классификация органических веществ

1

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа;

Уметь

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

П.5, упр. 2,3

44

Классификация реакций в органической химии.

1

Записи в тетр.

45

Систематизация и обобщение знаний по теме № 1

1

Уметь

-называть органические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре

Л. Изготовление моделей молекул углеводородов

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (11 часов)

46

Природный газ

1

Уметь

-использовать приобретенные знания для безопасного обращения с природным газом

П.10.упр. 1-3

47

Алканы

1

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

Уметь

-называть: алканы по международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана

-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их  состава и строения

Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде

Л. Изготовление моделей молекул алканов

П.11, упр. 1,2

48

Алкены.

1

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, его применение;

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать: строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия.

Л. Изготовление моделей молекул алкенов

П.12, упр. 1,2.4.

49

Алкадиены.

1

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение

Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность

П.14, упр. 1-3

50

Каучуки

1

51

Алкины. Ацетилен

1

Знать/понимать

строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;

Уметь

-называть:  ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств этина от строения

Д. Получение и свойства ацетилена

Л. Изготовление модели молекулы ацетилена

П.13, упр. 1-3

52

Нефть

1

Знать/понимать

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь

-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды

-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов

Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Повт. п.10

53

Арены. Бензол

1

Знать/понимать

строение молекулы бензола;

Уметь

-характеризовать: химические свойства бензола

-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения

Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде

П.16, упр. 1-3

54

Генетическая связь углеводородов с классами неорганических соединений

1

Уметь

-характеризовать химические свойства и получение углеводородов

Д. Переходы: 1) карбид кальция→ацетилен→оксид углерода (IV)

2) этанол→этилен→оксид углерода(IV)

Записи в тетр.

55

Решение расчётных задач

1

Уметь

-вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

Повт. п.11-16, подготовка к к.р.

56

Контрольная работа №3

1

Тема № 3. Кислородсодержащие органические  соединения (25 ч.)

57

Предельные одноатомные спирты

1

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа спиртов;

-вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола;

Уметь

-называть спирты              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу спиртов

П. 17,

 с. 138-143

58

Химические свойства предельных одноатомных  спиртов

1

П. 17,

с. 143 - 148

59

Применение этанола на основе его свойств

1

Подготовить сообщения

60

Алкоголизм и его последствия

1

Сообщения учащихся

61

Многоатомные спирты

1

Знать/понимать

-вещества: глицерин;

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов

Л. Свойства глицерина

П.17, упр.7,8

62

Глицерин как представитель многоатомных спиртов

1

Записи в тетр.

63

Фенол.

1

Использовать приобретенные знания и умения для

-безопасного обращения с фенолом;

-для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании

П.18, упр.1,2

64

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

1

П. 18, упр. 2

65

Генетическая связь спиртов с другими классами органических соединений

1

Записи в тетр.

66

Понятие об альдегидах

1

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа альдегидов;

Уметь

-называть альдегиды              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов;

-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида;

-объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов

Д. Окисление спирта в альдегид

Д. Реакция «серебряного зеркала»

Д. Окисление альдегидов с  помощью гидроксида   меди (П)

Л. Свойства формальдегида

П.19.

упр. 4,5

67

Свойства альдегидов

1

П. 19,

 с. 167 - 172

68

Понятие о карбоновых кислотах.

1

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот,

Уметь

-называть уксусную кислоту           по международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот;

-характеризовать строение  и химические свойства уксусной кислоты;

-объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот

Л. Свойства уксусной кислоты

П.20,

упр. 2-5

69

Химические свойства уксусной кислоты

1

Записи в тетр.

70

Применение уксусной кислоты на основе свойств.

1

П. 20,

схема 9

71

Сложные эфиры и их свойства

1

Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров

Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров

Д. Коллекция эфирных масел

П.21, упр.1-3

72

Применение сложных эфиров на основе свойств.

1

П. 20,

схема 10

73

Жиры и их свойства

1

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам;

-характеризовать строение и химические свойства жиров

Л. Свойства жиров

Л. Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка

П.21,

упр. 4-6, подготовить сообщения

74

Применение жиров на основе свойств.

1

Сообщения учащихся

75

Углеводы и их классификация

1

Знать/понимать

важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка

Уметь

-объяснять химические

явления, происходящие с углеводами в природе

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала

Д. Ознакомление с образцами углеводов

Л. Свойства крахмала

П.22, упр.1,3. Подготовить сообщения

76

Моносахариды

1

П. 23, упр. 3

77

Дисахариды

1

Записи в тетр.

78

Полисахариды

1

П. 24, упр. 5 (в), подготовить сообщения

79

Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

1

Сообщения учащихся

Записи в тетр.

80

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

Д. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота

Подготовка к тестированию

81

Обобщение знаний по теме: «Кислородосодержащие органические соединения».

1

Тестирование

Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры (19 ч.)

82

Понятие об аминах

1

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу аминов;

-характеризовать строение  и химические свойства аминов

П.25, упр.1,3,5

83

Химические свойства аминов

1

П. 25, с. 216-218

84

Анилин – представитель аминов

1

Уметь

-характеризовать строение  и химические свойства анилина

Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Д. Реакция анилина с бромной водой

Записи в тетр.

85

Применение анилина на основе свойств

1

П. 25, схема 11

86

Аминокислоты и их свойства

1

Уметь

-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу аминокислот;

- характеризовать строение и химические свойства аминокислот

Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот

П.26, упр. 2,3,4

87

Применение аминокислот на основе свойств.

1

Записи в тетр.

88

Белки и их свойства

1

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства белков;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков

Д. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Л. Свойства белков

П.27, упр.1-3

89

Биохимические функции белков.

1

Записи в тетр.

90

Нуклеиновые кислоты

1

Д. Модель молекулы ДНК

П. 28, упр. 2-5

91

Решение расчетных задач. Выполнение упражнений

1

Подготовка к к.р.

92

Контрольная работа № 4

1

93

Анализ контрольной работы

1

94

Искусственные и синтетические полимеры

1

Знать/понимать

- важнейшие материалы – искусственные волокна ,пластмассы ,синтетические полимеры

Уметь

-характеризовать строение полимеров

Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон

П.10 (уч.11кл.),      с. 87-92, схема 2 с. 99

95

Синтетические пластмассы

1

Знать/понимать

- важнейшие материалы синтетические пластмассы

Д. Коллекция изделий из пластмасс

П.10, с. 93-94

96

Синтетические волокна

1

Знать/понимать

- важнейшие материалы -синтетические волокна

П.10, с. 94-95

97

Биополимеры

1

Знать/понимать

- важнейшие материалы

4 уровня структуры белков

П.10, с. 95-96, подготовка к пр. р. №5, 6 с.357-359

98

Практическая работа № 5 «Распознавание пластмасс и волокон».

1

Гл. 6 с. 359

99

Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений».

1

Гл.6 с.357-358

100

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии

1

Тест

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

знать/понимать:

  1. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  3. основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  4. важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  1. называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  3. характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  5. выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  6. проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  7. связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  8. решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн:

  1. для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  2. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  3. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  5. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  6. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  7. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

.


Учебно-методический комплект

  1. Боровских, Т.А., Рохлов, В.С. Естествознание. В 2 ч. Ч.2. Химия. Биология.: Учеб.пособие/ Т.А. Боровских, В.С. Рыхлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Пентин, А.Ю., Боровских, Т.А., Рохлов, В.С. Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей. – М.:  ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Примерная программа для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования
  4. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
  5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006. – 218,  [6] с.: ил.
  6. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
  7. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
  8. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.
  9. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
  10. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные  работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
  11. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.

Дополнительная литература для преподавателей

  1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
  4. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
  5. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
  6. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
  7. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.

Дополнительная литература для обучающихся

  1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
  2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
  3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
  4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
  5. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
  6. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
  7. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
  8. Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
  9. Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
  10.  Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.
  11.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2005.
  12. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
  13.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
  14. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.
  15. Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.
  16. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
  17. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
  18. Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.
  19. Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)

Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...

Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)

Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности :повар (100 ч.)...

Рабочая программа по химии для специальности СПО "Технология продукции общественного питания"

Рабочая программа по химии I курс для обучающихся по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" составлена в соответствии с новыми ФГОС третьего поколения....

Рабочая программа по химии для специальностей СПО технического профиля

Программа разработана на основе примерной  учебной программы  дисциплины «Химия»  для специальностей среднего  профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаме...

Образовательная рабочая программа по общему фортепиано для учащихся музыкального отделения (5 лет обучения)

Музыкальное воспитание осуществляется как в специальных классах, так и в классе общего фортепиано. В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть техническими приемами игры на фортеп...

Рабочая программа по химии для специальности 19. 02. 01 Технология продукции общественного питания

Рабочая программа учебной дисциплины Химия является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по специальности19. 02. 01Технология продукции общественного ...

Рабочая программа Спец курса «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО»

Программа спецкурса: «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО», направлена на развитие художественно - творческой деяте...