Методические указания "Кислородсодержащие соединения"
методическая разработка на тему

Тюрнева Антонина Алексеевна

Серия методических разработок посвящена разделу «Кислородосодержащие органические соединения». Состоит из двух уроков - «Спирты», «Многоатомные спирты» и внеклассного мероприятия «Опасное удовольствие», в которых раскрываются основные принципы использования модульного обучения на уроках, что позволяет формировать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, способствует пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кислородсодержащие соединения108.37 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: ГЕРБ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«АНГАРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ ИО АИТ)

Методическая разработка уроков химии

по разделу « Кислородсодержащие органические соединения»

Ангарск 2015

Методическая разработка урока по дисциплине химия. Автор работы: Тюрнева Антонина Алексеевна преподаватель химии и биологии. ГАПОУИО «Ангарский индустриальный техникум» — Ангарск: ГАПОУИО АИТ, 2015.

Методическая разработка предназначена для использования преподавателями в работе со студентами.

Обсужден на заседании ДЦК «естественно-математического цикла»

«____» __________ 2015 г.

ПредседательДЦК:
Степанова Т.Г.

Согласовано

Зам. директора по МР

Каштанова Л.В.

«___» ________2015г.

Пояснительная записка

Серия методических разработок посвящена разделу «Кислородосодержащие органические соединения». Состоит из двух уроков - «Спирты», «Многоатомные спирты» и внеклассного мероприятия «Опасное удовольствие», в которых раскрываются основные принципы использования модульного обучения на уроках, что позволяет формировать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, способствует пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем.

 При выполнении этих заданий у студентов развиваются общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способа ее достижения.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 8. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результаты выполнения заданий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….5

Методическая разработка урока «Спирты»………………………........6

Методическая разработка урока «Многоатомные спирты»…………..11

Внеклассное мероприятие «Опасное удовольствие»…………….........134

Список литературы………………………………………………………24

Приложение 1. «Немного из истории этилового спирта»………...….. 25

Приложение 2. Презентация «Спирты»………………………………...26

Приложение 3. «Влияние этанола на организм человека»……………20

Приложение 4. Тестовые задания по теме «Спирты»…………………33

Приложение 5. Тест «Определение группы риска подростка»……….36

Введение

Совершенствование системы образования предполагает применение в учебном процессе новых форм и методов обучения. Одна из современных технологий учебного процесса – модульная система обучения, позволяющая с большой эффективностью изложить материал  учебной программы и выработать у учащихся соответствующие навыки и умения, способствующая развитию самостоятельной деятельности студентов.

При изучении органической химии модульная система обучения обеспечивает методическую реализацию задач, поставленных перед студентами. Эта система обучения позволяет экономить время, изучать вещества и их свойства в системе. Остается время на решение задач, выполнение упражнений, самостоятельную работу и т. д.

Преимущества и особенности модульной системы обучения в следующем:

  • разбивка материала на законченные части (модули или его элементы), имеющие самостоятельное значение;
  • отсеивание материала, лишнего для данного вида работ;
  • максимальная индивидуализация при обучении.

Актуальность изучения темы «Спирты» совершенствует умения составлять характеристику кислородосодержащих органических соединений. Тема раскрывает роль химических знаний для безопасного обращения со спиртами и вопросы профилактики страшного заболевания – алкоголизма, выработки негативного отношения к веществам, вызывающих эту болезнь. Так, потребление алкогольных напитков часто является причиной тяжелых дорожно-транспортных аварий, несчастных случаев на производстве и бытовых преступлений. Об этом мы читаем в газетах, видим по телевидению, слышим по радио. Нередко наблюдаем это в повседневной жизни. Проблемные вопросы, которые ставятся перед студентами, способствуют активизации их мыслительной деятельности, формированию нестандартных подходов к решению проблем.

Методическая разработка урока «Спирты»

Тема урока: "Спирты" 

Продолжительность: 2 часа

Курс: 1

Тип урока: изучение нового учебного материала с практическим  исследованием.

Вид урока: самостоятельная работа с элементами исследовательской деятельности.

Технология: модульное обучение, с использованием элементов информационных технологий.

Структура урока:

Модуль «Спирты»

В содержание модуля входят следующие учебные элементы:

УЭ-0 – Установка целей и мотивация;

УЭ-1 – Состав, классификация, номенклатура и изомерия спиртов;

УЭ-2 – Исследование физических свойств спиртов;

УЭ-3 – Получение спиртов;

УЭ-4 – Исследование химических свойств спиртов;

УЭ-5 – Положительное и отрицательное применение этанола.

Рефлексия

Методическая цель урока: познакомить студентов с содержанием модуля, поставить учебные цели и показать пути их достижения, ознакомить с предполагаемыми результатами данного модуля, возможными способами проверки его усвоения.

Цели урока:

Образовательные – формирование новых знаний по теме “Спирты”: номенклатура, классификация спиртов, их физические и химические свойства, способы получения и применение.

Развивающие – развивать познавательную активность, совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать логическое мышление, умение самостоятельно формулировать выводы;

Воспитательные – формировать умение работать индивидуально и коллективно, оценивать возможности, проводить антиалкогольную пропаганду.

Оборудование: модели молекул метанола, этанола и глицерина, этанол (95%), глицерин, натрий, фенолфталеин, кристаллизатор или широкий стакан, фарфоровая чашка, пробирки, спички, спиртовка, медная проволока (спираль), раствор гидроксида натрия и сульфата меди, серная кислота ,стакан с водой, заранее подготовленные сообщения  учащихся: «Немного из истории этилового спирта», «О влиянии спирта на организм человека», инструкционные карты.

Ход урока

I. Организационный момент.

На протяжении всего урока используется презентация “Спирты”(слайд 1,2)

II. Изложение нового материала.

Объясняю план изучения нового материала (слайд 3) и как правильно работать с учебными модулями.

Знакомлю студентов с содержанием модуля по инструкционной карте, обращаю внимание на то, что они должны знать и уметь. После этого предлагаю  работу в подгруппах (группа делится на три подгруппы).

 В подгруппе выбирается организатор .

Организатор распределяет свою группу на подгруппы для выполнения определенных заданий, отвечает за представление отчетов о проделанной работе.

Вступительное слово: Сообщение студента: «Немного из истории этилового спирта» (приложение №1) ( слайд 4)

Инструкционная карта

УЭ

Содержание учебных элементов

Работа студента

УЭ 0

Цель: освоив материал данного модуля, вы…

- сформируете понятие о спиртах;

- продолжите формирование умения составлять формулы изомеров, давать веществам названия по систематической номенклатуре;

- сформируете представления о свойствах и способах получения спиртов;

- выясните влияние спиртов на организм человека.

Внимательно изучите

Организация работы  в подгруппах (группа делится на 3 подгруппы)

У вас на парте – план работы каждой подгруппы.

Каждая подгруппа:

  • работает над своими вопросами с помощью учебника;
  • готовит ответы у доски по своим вопросам;
  • изучив свой вопрос,  объясняет свои выводы.

Группа:

  • внимательно слушает объяснения, делает записи в своих тетрадях;
  • участвует в обсуждении;
  • подводит итог работы подгруппы

УЭ 1

Подгруппа  1

Цель: актуализировать знания о составе и номенклатуре спиртов.

Самостоятельно  работайте по учебникам О.С.Габриеляна § 11(базовый уровень) и § 17   и ответьте на вопросы: (Слайды 5-7)

1) Что такое функциональная группа

2) Какие вещества называют спиртами?

3) По каким признакам классифицируют спирты?

4) Назовите формулы отдельных представителей спиртов. (слайд 8)

Задание 1 - найдите соответствие между названиями и формулами спиртов:

1. Метанол                  а) СН3-СН2-ОН

2. Этанол                    б) СН3-СН-СН2 -СН3   

3. Бутанол – 2                                            |

4. 2 – метилпентанол – 1                        ОН

                                    в) СН3-СН2-СН2-СН-СН2-ОН

                                                                      |

                                                                     СН3

                                    г) СН3-ОН    

5) Какие виды изомерии характерны для спиртов?

Задание 2 – составьте всевозможные изомеры состава С4Н10О. (При составлении формул спиртов учитывайте, что углерод – IV валентный, кислород –II валентный, водород – I валентный).  (слайд 9)

Работайте самостоятельно в подгруппе.

Результаты работы обсудите вместе со всей группой

УЭ 2

Подгруппа 2

Выполните исследование:

Цель: изучите и опишите физические свойства этанола и глицерина.

1) агрегатное состояние, запах;

2) вязкость (капните с помощью пипетки на палец, разотрите);

3) испаряемость (капните с помощью пипетки на фильтровальную бумагу, проследите за временем испарения);

4) растворимость в воде (налейте в одну пробирку 1 см – этанола, в другую 1 см  - глицерин, добавьте в обе по 1 см окрашенной воды. Что наблюдаете? Встряхните обе пробирки, сделайте вывод).

Что общего в свойствах этанола и глицерина, чем  они различаются? Чем объяснить сходства и различия в свойствах этих спиртов?

Работайте в подгруппе.

Результаты работы обсудите вместе со всей группой

УЭ 3

Подгруппа 3

Цель: актуализировать знания о некоторых способах получения метанола, этанола.

Изучите самостоятельно в учебнике «Получение спиртов» Вспомните уравнение реакции гидратации этилена( слайд 9-13)

Запишите уравнения реакций.

Проведите опыт: получение этанола

Опровергните или подтвердите высказывания о способах получения спиртов:

Вопросы:

1) Можно ли получить спирт из этена?

3) Брожением сахаристых веществ получают метанол?

2) Этанол содержится в листьях растений?

4) Из древесной стружки сбраживанием можно получить этанол?

5) Если картофель заморозить, то можно получить этиловый спирт?

Работайте в подгруппе.

Результаты работы обсудите вместе со всей группой

УЭ 4

Цель: научиться записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства спиртов:

1. Посмотрите демонстрационный опыт и запишите уравнение реакции горения этилового спирта.

- Какие продукты образуются при горении?

- К какому типу химических реакций относят горение этилового спирта по признаку «выделения и поглощение теплоты»?

- Для чего используют данную реакцию?

2. Посмотрите демонстрационный опыт и запишите уравнение реакций: взаимодействие этанола и глицерина с натрием; Чем обусловлено это свойства?

3. Просмотрите демонстрационный опыт и запишите уравнение реакции межмолекулярной дегидратации этилового спирта. К какому классу относится полученное соединение?

4. Просмотрите демонстрационный опыт и запишите уравнение реакции окисления этилового спирта на медном катализаторе. Какое вещество получается при окислении этанола? Обсудить вопрос об использовании реакции окисления спиртов.

Задание - осуществите превращения:

CO2 ←С2Н5ОН → С2Н5Сl → C2H5OH → C2H5OC2H5

(слайд 14, 15)     

Работа вместе со всей группой.

Сделайте записи в своих тетрадях

Выполняйте индивидуально

УЭ 5

Цель: познакомиться с  областями применения этанола

получить информацию о влиянии этилового спирта на организм человека (подготовить заранее)

Сообщения учащихся “Влияние этанола на организм человека” (приложение №3)

Прокомментируйте выражение Эдгара По “Спирт и опиум – близнецы ада и гибели”

Выслушайте сообщение, обсудите.

Выскажите собственное мнение

Рефлексия:

Прочитайте фразу «Успех дарит радость». Все ли вы получили радость от совместного изучения, взаимопомощи в решении поставленных проблем? Оцените свою работу. 2. Ваши успехи оправданы (комментирование оценок).

Методическая разработка урока «Многоатомные спирты»

Продолжительность:  - 2 часа

I курс

Тип урока: комбинированный

Вид урока: самостоятельная работа с элементами исследовательской деятельности.

Технология: модульное обучение

Структура урока:

Модуль «Многоатомные спирты»

В содержание модуля входят следующие учебные элементы:

УЭ - 0 – Установка целей и мотивация;

УЭ - 1 – Актуализация знаний;

УЭ - 2 – Формулирование темы и цели урока;

УЭ - 3 – Состав многоатомных спиртов;

УЭ - 4 – Свойства многоатомных спиртов спиртов;

УЭ – 5 Закрепление

Рефлексия.

Цели урока:

Образовательные – формирование знаний о строении и свойствах многоатомных спиртов, максимально используя имеющиеся у студентов знания о составе, строении и свойствах одноатомных спиртов. Показать взаимосвязь многоатомных и одноатомных спиртов. Изучить специфические свойства многоатомных спиртов.

Развивающие: развивать познавательную активность, совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать логическое мышление, умение решать проблемные вопросы;

Воспитательные: формировать умение работать индивидуально и коллективно, оценивать свою работу.

         Оборудование: модели молекул глицерина и этиленгликоля, этанол, глицерин, натрий,  кристаллизатор или широкий стакан, фарфоровая чашка, пробирки, спички, спиртовка, раствор гидроксида натрия и сульфата меди;, презентация “Спирты”, инструкционные карты.

Ход урока

  1. Организационный момент. План изучения материала и как правильно работать с учебными модулями.

  1. Инструкционная карта урока

УЭ

Содержание учебных элементов

Действия студентов

УЭ-0

Цель: освоив материал данного модуля, вы…

- рассмотрите строение и свойства многоатомных спиртов, максимально используя

имеющиеся у вас знания о составе, строении и свойствах одноатомных спиртов; что позволит закрепить и расширить понятия о функциональных группах и водородной связи;

- познакомитесь со специфическими свойствами  многоатомных спиртах;

УЭ-1

Цель: проверка и актуализация знаний

1. Выполните тестовое задание по вариантам (приложение №4)- раздать каждому на парту

2.Дайте определение спиртам. Что такое функциональная группа?

3. Как классифицируют спирты по числу функциональных групп, по характеру углеводородного скелета, по характеру углерода, с которым связана гидроксогруппа?

Выполните самостоятельно тест.

Оцените свои знания

«5»-10 ответов

«4»-8 ответов

«3»-5 ответов

ответьте устно на вопросы

УЭ-2

Цель: формулирование темы и цели урока

Подгруппе 1:

Подготовьте ответ на вопрос: Определите отношение метана и метанола к веществам – натрию, хлороводороду, хлору. Запишите уравнения возможных реакций. Сделайте вывод о влиянии функциональной группы на свойства спиртов.

Подгруппе 2:

Решите задачу: Относительная плотность паров органического вещества по водороду равна 45. При сжигании 10,6 г этого вещества образовалось 8,96 л углекислого газа (н.у.) и 9 г воды. Выведите молекулярную формулу органического вещества.

Подгруппе 3:

Запишите уравнения реакции в соответствии со схемой превращений:

 Карбид кальция → ацетилен→ этилен→ →дихлорэтан → этиленгликоль

Обсудите результаты групповой работы  (подгруппы 1,2,3). Сформулируйте тему урока.

Работайте в подгруппах,

Результаты работы обсудите вместе с группой

УЭ-3

Цель: изучить состав веществ – многоатомных спиртов.

Дайте названия веществам:

а) СН3-ОН,   б) НО-СН2-СН2-ОН,

в) НО-СН2 – СНОН – СН2ОН

Что их объединяет? Являются ли они гомологами? Какие химические свойства характерны для этих веществ?

Работайте вместе с группой, сделайте записи в своих тетрадях

УЭ-4

Цель: Изучить свойства многоатомных спиртов.

1. Составьте сравнительную таблицу физических свойств:

Вещество

Этан

Этанол

Этиленгликоль

Глицерин

Агрегатное состояние

t0 кип

Растворимость в воде(+/-)

*в природе

*применение

Проблема: Как объяснить разные температуры кипения исследуемых веществ, растворимость в воде?

2. Посмотрите демонстрационный опыт и запишите уравнение реакций взаимодействия этанола и глицерина с натрием. Чем обусловлено это свойство?

3. Посмотрите демонстрационный опыт взаимодействия этанола и глицерина со свежеприготовленным гидроксидом меди (II). Запишите уравнение реакции.

Работайте самостоятельно

Учебник «Химия 10 класс»/ О.С.Габриелян

УЭ-5

Цель: закрепить полученные знания.

Вопросы для обсуждения:

1. Являются ли этиленгликоль и глицерин членами одного гомологического ряда? Почему? Напишите два гомолога глицерину и этиленгликолю.

2. Назовите написанные спирты по заместительной номенклатуре. Как формируется их название?

3. Охарактеризуйте глицерин и этиленгликоль по физическим свойствам. Напишите уравнения реакций многоатомных спиртов с натрием и хлороводородом ( общие свойства с одноатомными спиртами).

4. Как отличить многоатомные спирты от одноатомных? Расскажите о качественной реакции на многоатомные спирты.

5. Из каких веществ можно получить глицерин?

6. Расскажите о применении многоатомных спиртов в промышленности, быту, медицине.

Результаты работы обсудите вместе с группой.

Рефлексия.

1. Что изучали на уроке?

2. Какое практическое значение имеют полученные знания?

Внеклассное мероприятие «Опасное удовольствие»

Продолжительность:– 45 минут.

1курс.

Цели: 

  • обратить учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека это — путь к самоуничтожению жизни земного сообщества;
  • донести статистическую и ситуативную информацию о вреде алкоголя;
  • показать, что алкоголь является наркотическим средством, влияющим на физиологическое, психическое и социальное здоровье человека.

Форма проведения:

Лекционно-информационный семинар, с игровыми моментами.

Подготовка:

  1. Провести предварительную работу по пропаганде здорового образа жизни.
  2. Подобрать совместно материал о вреде алкоголя на организм человека.
  3. Провести диагностику «Группа риска».
  4. Объявить конкурс на лучшую антирекламу алкоголя.
  5. Конкурс на лучший антиалкогольный плакат.

«Не пейте спиртных напитков.

Пьющим – яд, окружающим пытка»

Часть первая

«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ СУЩЕСТВО ПРИРОДНОЕ И ДУХОВНОЕ»

Доклад № 1

Путь к Красоте, к Истине, к Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, сегодня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поколения, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер. Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации.

Сегодня перед человеком остро стоят вопросы о Духе, Духовности, Душе. Душа человека — загадочное и великое понятие. В словаре русского языка С.И. Ожегова значение этих слов истолковываются так:

Дух — сознание, мышление, психические способности.

Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Душа — внутренний, психический мир человека, его сознание.

Проследим дальше словарную работу.

Мышление — работа мысли,• ума сопоставлять данные и обобщать познанное; высшая ступень познания — ее отражение объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Психика — совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека.

Согласие — единомыслие, общность точек зрения; дружественные отношения, единодушие.

Единодушие — полное согласие в мнениях, действиях.

Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Душу человека творит окружающая действительность, культура и общество. По словарю СИ. Ожегова — культура есть совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Каковы будут культура и общество, такой будет и душа человека. В настоящее время кризис культуры в обществе повлек за собой весьма плачевные явления — это неустойчивые, слабые, больные и безвольные люди с разрушенной психикой, богатые и бедные — живут без высокой гуманной цели, ради денег, а это в глобальном смысле говорит о деградации личности. Это ведет к тому, что миром будут править люди бездуховные, нездоровые. Поэтому надо трубить во всеуслышание, что наступает эпоха кризиса человеческой Души. «SOS! — Люди, спасайте свои Души!»

Из словаря СИ. Ожегова

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Призвание — склонность к тому или иному делу.

Надо уметь защитить внутреннюю склонность человека к положительным качествам. Укреплять в себе способность оберегать все свои стремления к лучшему, быть внутренне крепким и сильным человеком при любых обстоятельствах. То есть быть настоящим, честным, добрым и чистым человеком. По сути близко подойти или быть похожим на идеального человека, состоящего из «положительных полюсов». В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать из глубины души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой.

Как найти путь очищения, оздоровления своего «Я, как найти силу для этого очищения?

Сколько всего «отрицательного» окружает сразу ребенка после его рождения. Как выстоять ему в школьный период — еще одна проблема.

Доклад № 2. Здоровье — прежде всего

Каждый человек должен иметь представление о жизнедеятельности своего организма. Такие знания составляют один из элементов общей культуры, они необходимы, чтобы сохранить свое здоровье. Хорошее здоровье отражает хороший дух, опять-таки согласие с самим собой, что влечет за собой любовь, веру, надежду, совесть и долг.

Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи. 1/3 часть интеллекта ребенка формируется до 6 лет, 1/5 часть до 12 лет, 2/3 части до 18 и полное формирование интеллекта завершается в 20 лет.

Духовный мир состоит из строительства трех «Я». Это выращивание своего «Я», «"Я"» и другие» и «"Я" и природа». В то же время «Я» состоит из таких позиций: Я - человек, в отличие от других живых существ. Я стремлюсь оградить себя от зла.

К злу можно отнести вредные привычки, среди которых следует назвать употребление алкогольных напитков. По справедливости, это зло есть пагубное пристрастие.

Человек должен стремиться к прекрасному: увлекаясь музыкой, писать стихи, укреплять свое здоровье — занимаясь спортом.

Я — человек, потому что у меня есть права и обязанности, принятые в Законе РФ «О правах ребенка».

Я — индивид. Да, моя внешность — это мое богатство, я не стесняюсь своей внешности, это моя гордость, так как нет людей с такой внешностью, как моя.

Я — индивид, потому что отличаюсь от других своими желаниями и поступками. Поступки могут быть и хорошими, и плохими. За свои поступки я отвечаю сам.

Я — индивид, потому что я учусь, я занимаю себя сам. Это моя основная обязанность.

Я должен уметь организовать свою деятельность, ставить цель, планировать, анализировать, реализовать, понимать, выражать свои мысли, свое мнение, отстаивать свою точку зрения, уметь общаться.

Я обязан заниматься самовоспитанием. А для этого мне необходимо знать свои достоинства и недостатки.

Знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостатков мобилизует на их преодоление. Кроме того, зная себя, лучше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Часть вторая

ЛУЧШЕ — ГОРЬКАЯ ПРАВДА, ЧЕМ СЛАДКАЯ ЛОЖЬ...

Викторина «Влияние алкоголя на организм человека»

1. Почему такая прицельная избирательность алкоголя направлена именно на нервные клетки?

•В первую очередь от поступления в организм алкоголя страдает нервная система. Сначала нарушается деятельность клеток коры полушарий головного мозга, а затем его действие распространяется на клетки спинного мозга. Ученые установили, что липиды (жировые образования), содержащиеся в большом объеме в нервных клетках, легко растворяют спирт. Алкоголь, проникший в нервную клетку, снижает ее реактивность и работоспособность. Систематическое употребление алкоголя ведет к перерождению, а затем и к гибели нервных клеток.

2. Сколько погибает нервных клеток при сильном опьянении человека?

•Известно, что при сильном опьянении гибнет сразу около 20 тыс. нервных клеток. А это очень много, даже, если известно, что у нас около 14 миллиардов нервных клеток.

3. На какие процессы нервной клетки направлено угнетающее действие алкоголя?

•Известно, что деятельность нервной клетки включает процессы возбуждения и торможения. Алкоголь угнетающе действует на процессы торможения.

4. Почему после принятия спиртного человек находится в состоянии возбуждения?

•Вследствие угнетения процессов торможения в коре головного мозга происходит растормаживание подкорковых центров нервной системы.

5.        Как изменяется состояние, настроение, мышление человека при легкой степени опьянения?

•При легкой степени опьянения у человека возникает чувство бодрости, желание общаться с окружающими, мышление ускоряется, но нарушается его последовательность и логичность, снижается глубина и живость восприятия.

6.        По каким внешним признакам можно определить степень легкого опьянения у человека?

  • У такого человека движения становятся порывистыми, подчеркнуто экспрессивными, речь излишне громкая. Наблюдается излишняя размашистость движений, снижение точности координации.
  • Как правило, происходит покраснение, реже побледнение кожных покровов, учащение пульса, повышение аппетита, нередко усиление полового влечения.

7.        Как действует алкоголь на нервную систему человека при средней степени опьянения?

•При средней степени опьянения угнетение распространяется не только на кору головного мозга, но и на подкорковые центры головного мозга.

8.        Как изменяется состояние, настроение человека при средней степени опьянения?

•При средней степени опьянения повышенное настроение сменяется состоянием раздражения и придирчивости, недовольства окружающими, обидой.

9.        По каким внешним признакам можно определить степень среднего опьянения человека?

  • В таком состоянии человек утрачивает способность оценивать ситуацию в целом, свое место в ней и взаимоотношения с окружающими, что может привести к неадекватным поступкам, в том числе представляющим угрозу для него самого и окружающих.
  • В таком состоянии речь становится нечеткой, смазанной, нарушается артикуляция. Усугубляется нечеткость в движениях, походке, что объясняется расстройством функций вестибулярного аппарата, регулирующего равновесие.

•Затрудняется восприятие окружающего — увеличивается порог слухового и зрительного восприятия, расстояния, скорости.

10. Как себя чувствует человек после средней степени опьянения?

∙Средняя степень опьянения обычно сменяется глубоким сном, после которого человек обычно испытывает разбитость, слабость, вялость, апатию, отсутствие аппетита, сухость во рту, повышенную жажду.

•Настроение, психическая и физическая работоспособность снижены.

11. Почему прием алкоголя приводит к нарушению деятельности различных систем организма?

•Прием алкоголя, воздействуя на нервную систему и нарушая ее функции, приводит к дисбалансу различных систем организма.

12. Как действует алкоголь на желудочно-кишечный тракт?

•Алкоголь стимулирует секрецию желудочного сока, однако выделяемый при этом сок содержит значительно меньше нормы пищеварительных ферментов, сильно снижается пищеварительная способность.

13. Правы ли те, кто говорит о согревающем действии алкоголя?

•Алкоголь, воздействуя на подкорку, вызывает поражение сосудодвигательного центра, регулирующего, в частности, тонус сосудов кожи. Расширение этих сосудов после приема алкоголя субъективно воспринимается как ощущение тепла. Отсюда широко бытующее заблуждение о согревающем действии алкоголя. На самом деле, расширение кожных сосудов приводит к повышенной теплоотдаче.

14. Почему пьяный человек подвержен быстрому обмораживанию?

•Чем сильнее опьянение, тем более токсичнее эффект алкоголя в отношении сосудодвигательного центра, тем выше теплоотдача и тем быстрее понижается температура тела. Это может привести к замерзанию пьяного человека, поскольку он не контролирует свои действия.

15. Почему прием алкоголя приводит к дрожанию рук, тела, судорогам, повышению артериального давления?

•Алкоголь быстро всасывается в кровь, и действие его распространяется на все органы. Фильтруясь из крови через почечные канальцы, алкоголь не только раздражает их, но и вместе с ним выделяются многие ценные и необходимые для нормальной жизнедеятельности организма вещества. В частности, нарушается содержание в крови калия, натрия, кальция, магния. Недостаток в крови магния приводит к раздражительности, дрожанию рук, тела, судорогам, повышению давления. Избыток натрия обусловливает задержку и накопление в организме жидкости.

16. Можно ли употреблять алкоголь кормящей матери?

Ни в коем случае нельзя! Алкоголь очень быстро проникает в молочные железы. После 50 г спиртного содержание алкоголя в молоке достигает 25%, а у ребенка после такого кормления содержание в крови алкоголя составляет 0,1%. При хрупкости нервной системы новорожденного такой концентрации достаточно, чтобы нанести ей необратимые повреждения.

17. Как алкоголь влияет на обменные процессы в организме?

Алкоголь приводит к нарушению белкового, углеводного, жирового и витаминного обмена веществ не только на уровне систем органов, но и на клеточном и молекулярном уровнях. Это способствует изменению активности дыхательных ферментов, что тесно связано с состоянием коры надпочечников и функционированием такой сложной системы, как гипоталамус — гипофиз — надпочечники.

•Нарушение тканевого дыхания клеток печени ведет к изменению углеводного обмена, а это, в свою очередь, сильно снижает иммунологические реакции, обеспечивающие защитные свойства организма.

МИНИ-ВЫВОД:

Итак, теперь все знают о действии алкоголя на физиологические процессы нашего организма. Из нашего разговора мы выяснили, насколько глубоко и пагубно распространяется действие алкоголя, в первую очередь поражая нервную систему. Кровоснабжение головного мозга в 16 раз лучше и активнее, чем, например, конечностей. Не зря в древности китайцы называли пьянство добровольным сумасшествием.

Часть третья

ПРИЧИНА ОДНА, ПОСЛЕДСТВИЙ — МНОЖЕСТВО...

Пьянство — употребление алкогольных напитков в таких количествах, что это наносит вред здоровью, препятствует физической, общественной, интеллектуальной и профессиональной деятельности или же проявляется в опасном для окружения поведении.

Преподаватель: давайте разберем еще некоторые вопросы и проблемы, связанные с алкоголем.

Перечень вопросов к обсуждению

1.Является ли алкоголь наркотиком?

•В 1985 г. Международное Общество Здравоохранения официально признало алкоголь наркотическим средством.

2.Нарушают ли работники торговли закон, продавая детям 15—16 лет спиртное?

  • Молодые люди начинают выпивать раньше, чем им разрешено покупать спиртные напитки или допускают в бары и рестораны. Взрослые забывают об этих возрастных ограничениях или не придают им значения.
  • Даже в ночные заведения широко открыт доступ тем, кому нет еще 18, а о 21-летнем возрасте никто и не вспоминает.

3.С какого возраста зафиксировано употребление детьми алкоголя? С чем это связано?

•Пьянство и алкоголизм невероятно помолодели, даже 8—9-летние дети с восторгом заявляют о том, что на праздник родители дали попробовать настоящее шампанское.

  • Алкоголь наиболее распространенный среди молодых людей наркотик! Многие подростки употребляют алкогольные напитки. 86% молодых в возрасте до 17 лет уже их употребляли. Поскольку у нас в стране они весьма популярны, то нет ничего удивительного в том, что молодежь в этом отношении не отстает от старшего поколения.
  • Большинство из начинающих употреблять алкоголь делают это дома, не встречая возражений со стороны родителей. Как правило, это происходит по праздникам, выходным дням, семейным торжествам и по иным особым поводам. По мере того как дети вырастают, они начинают выпивать вне дома, обычно в компании без родителей. Среди них даже стала проявляться такая тенденция: приходить на дискотеку или другое увеселительное мероприятие трезвым считается признаком дурного тона. Веселиться и чувствовать себя непринужденно без алкоголя они уже не могут. В этом тоже проявляется алкогольная зависимость и большая опасность, так как в данном случае снижается самоконтроль, что ведет к совершению правонарушений и несчастных случаев.

4. Почему пьют подростки?

           *Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение говорит о существовании серьезных личных проблем. Такие подростки плохо контактируют с членами семьи и одноклассниками, хуже учатся, более склонны к совершению правонарушений.

Способы и манеры употребления молодыми людьми алкогольных напитков, как правило, отражают соответствующее поведение взрослых. У пьющих или поощряющих употребление алкоголя родителей дети, скорее всего, тоже будут злоупотреблять спиртным. У родителей, чей уровень колеблется от умеренного до высокого, дети также будут употреблять алкоголь в этих пределах. Хронический алкоголизм, как правило, развивается в семье. Примерно у одной трети опрошенных алкоголиков один из родителей был алкоголиком. К счастью, не всегда дети, которые постоянно видят пьянство родителей, становятся алкоголиками.

*Филипп Райе выявил три важных фактора, которые способствуют развитию алкоголизма у несовершеннолетних:

—отклонения от общепринятых норм поведения (а также терпимость к таким отклонениям со стороны взрослых) и поиски необычных ощущений;

—факторы влияния сверстников (употребление алкоголя ровесниками и одобрение с их стороны);

—факторы, связанные с отношениями в семье, такие как употребление алкоголя родителями или протест против власти родителей.

*Немногие из подростков в городе пристрастились к алкоголю настолько, что приблизились к опасной черте алкоголизма, но уже сейчас в поведении большинства из них видна психологическая неуравновешенность, которая заставляет выражать протест, самоутверждаться или искать убежище от проблем с помощью спиртного.

5.         Почему мы говорим о том, что алкоголь приводит к распаду личности, его деградации?

         *Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению правонарушений.

*Алкоголь повинен в половине всех совершенных убийств.

           *Это главный фактор жестокого обращения с детьми и насилия в семье, преждевременных смертей едва успевших родиться детей.

6.         Знаете ли вы признаки, указывающие на развитие алкогольной зависимости?

Некоторые признаки, указывающие на развитие алкогольной зависимости:

  • Вы пьете больше, чем обычно, и стараетесь выпивать рюмку одним глотком.
  • После того как вы выпьете с кем-либо из друзей или в компании, вам всегда хочется добавить еще.
  • Вы начали выпивать в одиночестве.
  • Во время каких-то важных, с вашей точки зрения, событий вы всегда сильно напиваетесь.
  • У вас появилась привычка опохмеляться после вчерашних возлияний.
  • Вы пьете, чтобы освободиться от душевной скуки, депрессии, тревоги или неудовлетворенности.
  • Вы начали пить в определенные моменты времени, в трудных ситуациях или когда у вас возникают проблемы.
  • Вы много пьете в выходные и опохмеляетесь в понедельник.
  • Вы начинаете терять контроль над количеством выпитого; вы выпиваете больше, чем планировали, и напиваетесь тогда, когда этого не желаете.
  • Вы обещаете пить меньше, но -не выполняете своего обещания.
  • Вы сожалеете о том, что сказали или сделали в состоянии опьянения.
  • У вас появляется чувство вины от того, что вы пьете.

• Вас очень раздражает, когда другие люди обсуждают ' ваше пьянство.

  • Вы начали отрицать, что вы пьете, или говорите об этом неправду.
  • У вас появляются провалы в памяти после того, как вы напиваетесь.
  • Ваше пьянство сильно влияет на ваши отношения с друзьями или семьей.
  • Вы прогуливаете работу или учебные занятия из-за пьянства.
  • Вы избегаете общества непьющих людей.

Заключение: Тест «Определение группы риска изучаемого подростка» (приложение 4)

Задание: Создайте портрет зависимого человека от алкоголя. Это может быть и символическое изображение. Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает. Время работы группы – 10-15 мин. (После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются на одном столе, и ребята делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости).

Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя — свой Мозг, свою Печень, Почки, свое Сердце — они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!!

Не становитесь рабами вредных привычек!

Список литературы

  1. Журнал «Химия в школе», 2002 г
  2. Классные часы в выпускных классах/ Е.П.Сгибнева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с. – (Сердце отдаю детям).
  3. Классные часы / авт. – сост. А.М.Байдаков и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
  4.  Сборник задач по органической химии. 10-11 классы. – СПб.: «Паритет», 2000. – 96 с.
  5. Химия и экология. 8-11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию/ Сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005.-118 с.
  6. Химия. 10 класс. Базовый уровень: метод. пособие / О.С.Габриелян, А.В.Якушкова. – М.: Дрофа, 2008. – 222, [2], с.
  7. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень»/ О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2008. – 253, [3] с.

Приложение 1

Немного из истории этилового спирта

Самыми известными органическими соединениями с гидроксильной группой являются спирты (алкоголи). Мы же начнем разговор с самого известного спирта — этилового (этанола) С2Н5ОН.

История этилового спирта теряется в глубине веков. Более чем за четыре тысячи лет до нашей эры древние народы Средиземноморья умели делать опьяняющий напиток — вино, сбраживая виноградный сок. Такой процесс сейчас называют брожением. Он состоит в том, что в фруктовые соки, стоящие продолжительное время на воздухе, попадают микроорганизмы, которые способны питаться содержащимся в соке сахаром.

При этом они превращают сахар в спирт, а выделяющуюся энергию используют для своего размножения и роста. Перебродивший виноградный сок называется вином.

Однако прошло достаточно много времени, прежде чем химики научились выделять из вина винный спирт (т. е. чистый этиловый спирт).

Первые это проделали в Италии в XI в. Вино нагревали в реторте до кипения, а потом охлаждали образующиеся пары, пропуская их через согнутую в спираль медную трубку. Эта трубка играла роль холодильника, и ее часто опускали в бочку с водой.

В средние века люди считали этиловый спирт одним из сильнейших лекарственных средств и поэтому называли его «жизненной водой» (aqua vitae). Знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493—1541) — первый, по словам А. И. Герцена, «профессор химии от сотворения мира», назвал этиловый спирт алкоголем (от араб. alkohol1 — тонкий порошок). В XIX в. это название по предложению И. Берцелиуса было распространено на весь класс спиртов.

Долгое время химики не могли установить эмпирическую формулу этилового спирта, хотя еще в 1780 г. А. Лавуазье определил, что «жизненная вода» состоит из углерода, водорода и кислорода. Наконец, в 1833 г. эта формула была установлена, и заслуга в этом принадлежит И. Берцелиусу.

 

Приложение 3

Влияние этанола на организм человека

(каждый студент делает сообщение с точки зрения врача)

Терапевт. Алкоголь - наркотическое вещество. Этиловый спирт - вещество, образующееся в процессе брожения углеводов в результате жизнедеятельности дрожжевых грибков. В организме он ослабляет процессы торможения в центральной нервной системе и ведет к временной, а при регулярном употреблении к постоянной утрате таких качеств, как самообладание, самоконтроль, самокритика, осторожность. Алкоголь заметно снижает умственную и физическую работоспособность, остроту зрения.

Систематическое употребление алкоголя способствует возникновению опасного заболевания — алкоголизма. В его появлении и развитии повинен только сам человек, злоупотребляющий спиртным. Человек тем скорее становится алкоголиком, чем в более раннем возрасте он приобщается к алкоголю. Слова поэта В. В. Маяковского : «Не пейте спиртных напитков. Пьющим - яд, окружающим - пытка».

Травматолог. Алкоголь ухудшает координацию движений и точность выполнения различных действий, что нередко ведет к дорожно-транспортным происшествиям, тяжелым травмам и несчастным случаям.

Две третьих ДТП происходят по вине водителей, находящихся в стадии алкогольного опьянения. Еще в древности опьянение называли «добровольным безумием». В состоянии алкогольного опьянения совершается 55 % всех краж, происходит 69 % всех падений

Невропатолог. Я начну с вопроса: «Что же происходит в мозгу под влиянием алкоголя?». Клетки мозга совершают колоссальную работу. Они очень нежны, легко ранимы. В лаборатории И. П. Павлова было доказано, что после однократного введения алкоголя условные рефлексы у собак нарушались на 8-9 сутки. Длительное употребление спиртных напитков приводит к размягчению коркового слоя. Наблюдаются многочисленные почечные кровоизлияния, нарушается передача возбуждения с одной нервной клетки на другую. Под влиянием алкоголя повышаются процессы возбуждения и ослабевает торможение. Нервные клетки у алкоголика гибнут, а отдельные участки мозга становятся бездеятельными. Народ издавна подметил: «Выпьешь много вина, так убавится ума». Даже малые дозы спирта вредно влияют на высшую нервную деятельность, на координацию движений, психические функции. Острое опьянение, по существу, является психическим заболеванием. По мнению Пифагора, пьянство есть упражнение в безумии.

Пьянство ослабляет умственные способности, снижает сообразительность, у пьяниц развивается забывчивость, неспособность сосредоточиться на чем-либо, кроме мыслей о спиртном. Характер поведения меняется от бестактной общительности до угрюмой замкнутости. Слабоволие, грубость, черствость, эгоистичность, бесцеремонность становятся основными чертами в характере алкоголика. Так происходит деградация личности алкоголика. Алкоголизм требует себе в жертву не только взрослых людей, но и детей. Он избирает себе в жертву не всех подряд. Есть у него любимчики, которых он прибирает в первую очередь. Как правило, это молодой человек в возрасте 14-15 лет, не очень стремящийся к знаниям, а потому имеющий массу свободного времени. А растущий организм наиболее быстро привыкает к алкоголю, последствия же - катастрофические! Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Такие дети часто стоят на учете у врача-психиатра или помещаются в психиатрические клиники.

Акушер. По выражению швейцарского ученого-невропатолога О. Фореля, «алкоголь - самый заклятый враг будущности человеческого рода». Систематическое употребление алкоголя вызывает повреждение зародышевых клеток - сперматозоидов и яйцеклеток, что может вызвать болезни плода и ребенка. Может родиться ребенок с отставанием в длине и массе тела, плохо развивающийся физически, предрасположенный к заболеваниям.

Центральная нервная система у ребенка, рожденного от алкоголика, особенно тяжело поражена, становится заметной умственная отсталость - от сравнительно легкой дебильности до полной идиотии. Состояние таких детей необратимо, и никто помочь им не может: имеющийся дефект остается на всю жизнь. В пьющих семьях 38,6 % детей оказываются недоразвитыми и больными. В таких семьях в 2 раза чаще дети рождаются мертвыми, а их смертность в раннем возрасте в 3 раза выше, чем в семьях непьющих родителей.

Прошу обратить ваше внимание, что ученые Балаян и Казьмин установили, что 90 % умственно отсталых детей, которые занимаются во вспомогательных школах и интернатах, - это дети или пьющих родителей, или алкоголиков.

Справедливо писал Л. Н. Толстой, что вино губит телесное здоровье и умственные способности; губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство.

           Гастроэнтеролог. Вредно влияние алкоголя на все органы. Алкоголь как бы обжигает слизистые оболочки рта, пищевода, желудка. Пищеварительная сила желудочного сока при действии алкоголя значительно снижается, так как он разрушает ферменты, хотя и усиливает аппетит.

Спирт - сильный яд для печени. Он может привести к перерождению и распаду ее клеток и в результате к сморщиванию печени, и печень перестает выполнять свои многочисленные функции. Больные жалуются на нарушение пищеварения, боли в правом подреберье, страдают от сильного зуда кожи, возникающего вследствие раздражающего действия желчных ферментов, обмен которых при алкогольном поражении печени резко нарушен. Часто алкоголики страдают гастритом и язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Приложение 4

Тестовые задания по теме «Спирты»

Выберите правильные ответы.

1. Общая формула предельных одноатомных спиртов:

а) СnH2n(ОН)2

б) СnH2n+1ОН

в) R(ОН)n

г) СnH2nСОН

2. Назовите соединение  СН3─СН─СН2─СН2ОН

                                                    |

                                                    СН3

а) 3-метилбутанол-1

б) 2-метилбутанол-4

3. Укажите тип спирта СН3─СН2─СН─СН2ОН

                                                              |

                                                              СН3

а) одноатомный

б) многоатомный

в) предельный

г) непредельный

д) ароматический

4. Укажите тип изомерии предельных одноатомных спиртов:

а) углеродные цепи

б) положение ОН-группы

в) цистрансизомерия

г) межклассовая

5. Распределение электронной плотности в молекуле:

а)          Н   Н

             ↓     ↓

     Н→С→С→О←Н

             ↑     ↑

             Н   Н

б)

             Н   Н

             ↓     ↓

     Н→С→С←О←Н

             ↑     ↑

             Н   Н  

6. Химические свойства одноатомных спиртов.

а) гидратация

б) дегидратация

в) взаимодействие с Br2

г) горение

д) взаимодействие с активными металлами

е) полимеризация

7. Виды связей в молекулах одноатомных спиртов:

а) σ-Связь

б) π-Связь

в) водородная

8. Промышленный способ получения этилового спирта:

а) СН2=СН2 + Н2О →С2Н5ОН

б) С2Н5Сl + Н2О → С2Н5ОН + НСl

9, Формула спирта:

а) СН3─СН2─СН2ОН

б) СН3─СН2─СОН

в) СН3─СО─СН3

г) С6Н5ОН

10. Названию 2-метилпропанол-2 соответствует формула:

а) СН3─СН(СН3)─СН2ОН

б) СН3─С(ОН)─СН3

             |

             СН3

в) Н3С─(СН3)2─СН2─СН3

г) СН3─СН─СН3

             |

             СН2ОН

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

№ вопроса

 вариант

1

б

2

а

3

а, в

4

а, б

5

а

6

б, г, д

7

в

8

а

9

а

10

б

Приложение 5

Тест «Определение группы риска подростка»

1. Проявляете ли вы низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2. Проявляете ли часто неуверенность в себе и имеете ли низкую самооценку.

3. Испытываете ли трудности в общении со сверстниками на улице.

4. Тревожен ли, напряжен ли в общении, в училище.

5. Стремитесь ли к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.

6. Зависите ли избыточно от своих друзей, легко ли подчиняетесь мнению знакомых, готовы ли подражать образу жизни приятелей.

7. Имеете ли отклонения в поведении, вызванными травмами мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.

8. Свойственна ли вам непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзионный мир благополучия.

9. Отягощена ли наследственность - заболевания отца (матери) алкоголизмом.

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 - пять баллов. За ответ «да» на любой из вопросов 6, 8 - по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 - по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы ноль баллов.

Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в «группу риска» не входит.

От 15 до 30 баллов - средняя вероятность вхождения в «группу риска», требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате свыше 30 баллов следует незамедлительно посоветоваться с психологом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Фосфор и его соединения"

Методическая разработка по химии на тему "Фосфор и его соединения", написана с использованием современных педагогических технологий...

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"

Методическая разработка на тему "Соединение и разработка боковых срезов, обработка верхнего среза юбки притачным поясом с эластичной тесьмой"...

"Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение."

Лекция по гармонии "Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение." Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом...

« D - ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА». «D-ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VIII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА»

Лекция по учебной дисципдине "Общая и неорганическая химия" для студентов фармацевтических колледжей...

Обобщение знаний классы неорганических соединений соединений 8 класс химия

Самостоятельно выполните задания, используя учебник, а также, опираясь на ранее полученные знания. ...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...