Рабочая программа ПМ 03 Выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов.
рабочая программа по теме

Хахалева Надежда Степановна

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО)

19.01.02Лаборант- аналитик

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Адыгея

«Майкопский политехнический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03  ВЫПОЛНЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ АНАЛИЗОВ ПРИРОДНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ХИМИЧЕСКИХ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ И

САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИХ АНАЛИЗОВ

С ПРИМЕНЕНИЕМ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА

Республика Адыгея

г.Майкоп

2016г

     Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО)

19.01.02Лаборант- аналитик

                                                                                                       

   

                                                                   

Организация-разработчик: ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум»

Садова М.А.,   преподаватель ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум»

Хахалева Н.С., мастер производственного обучения ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум».

Директор ГБПОУ РА «МПТ»___________________________ В.Х. Делок

М.П.

«Рассмотрено и одобрено»                                               Программа утверждена

На заседании МК                                                              на заседании Методического совета

___________цикла                                                            ГБПОУ РА «МПТ»

Протокол №___ от «____»                                               Протокол №__ от «___»______20__г

__________20__года.

Председатель МК

_________ Хахалева Н.С.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ       _________      35                                                                                                                                                                                                                                                                      

стр.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                            

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                    

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                              

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)                                     


1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  

ПМ.03  ВЫПОЛНЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ АНАЛИЗОВ ПРИРОДНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ХИМИЧЕСКИХ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ И

САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИХ АНАЛИЗОВ

С ПРИМЕНЕНИЕМ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА

1.1. Область рабочей  программы

     Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии  СПО в соответствии с ФГОС по профессии  СПО 19.02.01 «Лаборант – аналитик» по укрупненной группе направлений подготовке 240000 «Химическая и биотехнологии», направлений подготовке 240700.01  «Биотехнологии»,

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа и микробиологических и санитарно-бактериологических анализов с применением микроскопических и микробиологических методов анализа,

 профессиональных компетенций (ПК):

     ПК3.1. Подготавливать пробу к анализу.

     ПК3.2.Устанавливать градуированную характеристику для химических и физико-химических методов анализа.

     ПК3.3.Выполнять анализы в соответствии с  методиками.  

       Рабочая программа профессионального модуля «Выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа и микробиологических и санитарно-бактериологических анализов с применением микроскопических и микробиологических методов анализа»,  может быть использована в качестве программы по профессии «Лаборанта-аналитика», в профессиональной подготовке рабочих профессий  «Лаборант – микробиолог» и  «Лаборант химико – бактериологического анализа»  

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • подготовки пробы к анализам;
  • установление  градуированной характеристики для физико-химических методов анализа.
  • выполнения измерений в соответствии с методикой;
  • посева, культивирования аэробов и анаэробов;
  • исследования выросших культур.

уметь:

  • выполнять анализы в соответствии с нормативной документацией;
  • выбирать метод анализа согласно нормативной документации;
  • выполнять важнейшие аналитические и микробиологические   операции;
  • определять физические свойства веществ;
  • определять химические показатели веществ;
  • определять микробиологические показатели продукции;
  • снимать показания с приборов

знать:

  • назначение, классификацию, требования  к химико-аналитическим лабораториям;
  • назначение, виды, способы и технику выполнения проб отбора;
  • требования предъявляемые к качеству проб;
  • устройство оборудования для отбора проб;
  • правила  учета проб и оформления соответствующей документации;
  • основные лабораторные операции;
  • контроль качества анализов;
  • показатели качества продукции;
  • нормативную документацию на выполнение анализа химическими и физико-химическими и микробиологическими методами;
  • технологию проведения качественного, количественного анализа веществ химическими и физико-химическими методами;
  • технологию проведения микробиологического анализа;
  • правила эксплуатации приборов и установок;
  • основы выбора методики произведения анализа;
  • основы метрологии

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего    897   часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   219  часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  148 часов;

самостоятельной работы обучающегося    71  часов;

учебной практики  270 часов.

производственной практики  408 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа, микробиологических и санитарно-бактериологических анализов с применением микроскопических и микробиологических методов анализа

в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Подготавливать пробу к анализам

ПК 3.2.

Устанавливать градировочную характеристику для химических и физико-химических методов анализа

ПК 3.3

Выполнять  анализы в соответствии с методиками

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов  ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации  необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


3.Структура и примерное содержание профессионального модуля ПМ 03. «Выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа, микробиологических и санитарно-бактериологических анализов с применением микроскопических и микробиологических методов анализа».

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 03.

Код профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов(макс учебная нагрузка и практика)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная .

часов

Производственная,  часов

Всего,

часов

В т. ч. лабораторные и практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

МДК 03.01

Технология выполнения химических и физико-химических анализов

ПК 3.1-3.3

Раздел 1. Физико-химические анализы, выполненные с помощью приборов.

ПК 3.1-3.3

Раздел 2 Физико-химические анализы, выполненные с помощью установок

Производственная практика

Итого:

МДК 03.02

Технология выполнения микробиологических и санитарно-бактериологических анализов

ПК 3.1-3.3

Раздел 1 Микроскопические методы анализа

ПК 3.1-3.3

Раздел 2 Микробиологические и санитарно-бактериологические методы анализа.

Производственная практика

Итого:

Всего:

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03 «Выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа, микробиологических и санитарно-бактериологических анализов с применением микроскопических и микробиологических методов анализа»

Наименование разделовпрофессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 03.01 Технология выполнения химических и физико-химических анализов

Раздел 1.Физико-химические анализы, выполняемые с помощью приборов.

Тема 1.1 Анализы, проводимые ареометрическим методом

Содержание

1.

Подготовка к проведению анализа.

Определение сухих веществ и сахаристости в соках фруктовых и виноградном сусле. Определение натуральности молока            

Лабораторные работы

1.

Определение сухих веществ и сахаристости в соках фруктовых и виноградном сусле. Определение натуральности молока            

Тема 1.2 Анализы ,проводимые с помощью пикнометра.

Содержание

1.

 Подготовка к проведению анализа: Определение сухих веществ в соках   фруктовых                              

Лабораторные работы

1.

Определение сухих веществ в соках фруктовых. Определение сухих веществ в консервах детского питания                     

Тема 1.3  Анализы проводимые рефрактометрией.

Содержание

1.

Подготовка к проведению анализа: Определение сухих веществ в соках фруктовых                  

Лабораторные работы

1.

Определение сухих веществ и сахаристости в соках фруктовых и виноградном сусле

Тема 1.4 Анализы проводимые методом высушивания в сушильном шкафу.

Содержание

1.

 Анализы, проводимые высушиванием в сушильном шкафу. Подготовка пробы.

2

Определение влажности кормов высушиванием

Лабораторные работы

1.

Определение влажности кормов ускоренным методом и высушиванием до постоянной массы.

Тема 1.5  Анализы, проводимые рН метрией.

Содержание

1.

.Подготовка проб к анализам по определению активной кислотности.

2.

Анализы, проводимые на  рН метре.

3.

Анализы, проводимые на иономере.

Лабораторные работы

1.

Определение рН яиц, зерна, муки на рН метре

2.

Определение активной кислотности зерна и хлеба на иономере

Тема 1.6 Анализы, проводимые колориметрическим методом.

Содержание

1.

Анализы, проводимые колориметрическим методом. Определение свежести и фальсификации молока.

2

Фальсификация меда сахарным сиропом

3

Определение каротина в кормах

4

Определение цветности воды на ФЭКе

Лабораторные работы

1.

. Определение цветности воды на ФЭКе

Тема 1.7 Анализы проводимы е методом центрифугирования.

Содержание

1.

Определение жира в молоке

Определение жира сметане

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Определение сухих веществ и сахаристости в виноградном сусле ареометрическим методом.

2. Определение сухих веществ в соках фруктовых ареометрическим методом.

3. Определение натуральности молока ареометрическим методом.

4.Определение сухих веществ в соках фруктовых с помощью пикнометра.

5.Определение сухих веществ в консервах детского питания с помощью пикнометра.

6.Определение сухих веществ в соках фруктовых с помощью рефрактометра.

7.Определение влажности кормов высушиванием до постоянной массы.

8.Определение влажности кормов высушиванием ускоренным методом.

9.Определение активной кислотности муки на рН метре.

10.Определение активной кислотности зерна на рН метре.

11.Определентие активной кислотности яиц на рН метре.

12.Определение активной кислотности зерна на иономере.

13.Определение активной кислотности хлеба на иономере.

14.Определение активной кислотности соков фруктовых на иономере.

15.Определерие свежести и фальсификации  молока.

16.Определение фальсификации меда сахарным сиропом.

17.Определение каротина в кормах.

18.Определение цветности воды на ФЭКе.

19.Определение жира в молоке.

20.Определение жира в сметане.

Учебная практика

Тема 1.1 Анализы, проводимые ареометрическим методом.

              1.Определение сухих веществ и  сахаристости в соках фруктовых.  

Тема 1.2 Анализы, проводимые с помощью пикнометра.

              1..Определение сухих веществ в соках фруктовых с помощью пикнометра.

       2. Определение сухих веществ в консервах детского питания с помощью                            пикнометра.

Тема 1.3 Анализы, проводимые рефрактометрией.

           1.Определение сухих веществ и сахаристости в соках фруктовых и виноградном сусле

                рефрактометрией.                                      

Тема 1.4 Анализы, проводимые методом высушивания в сушильном шкафу.

             1Определение влажности кормов высушиванием ускоренным методом.

             2.Определение влажности кормов высушиванием до постоянной массы.

Тема 1.5 Анализы, проводимые рН метрией.

              1.Определение рН яиц на рН метре.

              2. Определение активной кислотности зерна и муки на рН метре.

              3.Определение активной кислотности зерна  и хлеба на иономере.

Тема 1.6 Анализы, проводимые колориметрическим методом.

              1..Определение свежести и фальсификации молока.

              2.Оределение фальсификации меда сахарным сиропом.

              3.Определение каротина в кормах.

              4 Определение цветности воды на ФЭКе

              5 Определение цветности воды на ФЭКе

Тема 1.7 Анализы проводимые методом центрифугирования.

              1.Определение жира в молоке и кисло –молочных продуктах.

Раздел 2.Физико-химические анализы, выполняемые с помощью установок.

Тема 2.1 Анализы, проводимые методом титрования.

Содержание

1.

Определение общей кислотности молока

2.

Определение общей кислотности кисло-молочных продуктов.

3.

Определение общей кислотности зерна

4.

Определение титруемой кислотности соков фруктовых

5

Определение жесткости воды

6

Определение остаточного хлора в воде

7

Определение окисляемости сточных вод

8

Определение  инвертированного сахара в меде

Лабораторные работы

1.

Определение титруемой кислотности соков фруктовых и консервов детского питания.  

2.

Определение жесткости воды.

3.

Определение окисляемости сточных вод.

4.

Определение инвертированного сахара в меде

Тема 2.2 Анализы,

Содержание

проводимые методом экстракции и перегонки

1.

Анализы, проводимые методом перегонки.

2

Анализы, проводимые методом экстракции.

 Лабораторные работы

1.

Определение летучих жирных кислот в мясе.

2.

Определение жира в кормах на аппарате Сокслета.

Подготовка к дифзачету

Дифференцированный зачет

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Определение общей кислотности молока

2  Определение общей кислотности кисломолочных продукт

3 Определение общей кислотности зерна.

4 Определение общей кислотности муки

5.Определение титруемой кислотности в соках фруктовых.

6.Определение титруемой кислотности в консервах детского питания.

7 Определение жесткости воды.

8.Определение остаточного хлора в воде.

9.Определение окисляемости сточных вод.

10.Определение инвертированного сахара в меде.

11.Определение летучих жирных кислот в мясе.

12.Определение жира в кормах на аппарате Сокслета

Учебная практика

Тема2.1 Анализы, проводимые методом титрования.

1.Определение общей кислотности молока

2 Определение общей кислотности кисломолочных продуктов.

3.Определение общей кислотности зерна.

4.Определение титруемой кислотности соков фруктовых.

5.Определение титруемой кислотности консервов детского питания.

6.Определение жесткости воды.

7 Определение жесткости воды.

8.Определение остаточного хлора в воде.

9Определение окисляемости сточных вод.

10.Определение инвертированного сахара в меде.

Тема2.2 Анализы ,проводимые методами экстракции и перегонки.

1.Определение летучих жирных кислот в мясе.

2 Определение летучих жирных кислот в мясе

3Определение жира в кормах в аппарате Сокслета.

Дифференцированный зачет:

 Конкурс профессионального мастерства. Контрольный срез знаний

Производственная практика

Тема1.1Анализы, проводимые ареометрическим методом

Приобретение практического опыта по анализам, проводимым ареометрическим методом

Тема1.2 Анализы, проводимым с помощью пикнометра

Приобретение практического опыта по анализам,  проводимым с помощью пикнометра..

Тема1.3 Анализы, проводимым  рефрактометрией.

Приобретение практического опыта по анализам, проводимым рефрактометрией.

Тема 1.4 Анализы, проводимым методом высушивания в сушильном шкафу.

Приобретение практического опыта по анализам, проводимым методом

высушивания в сушильном шкафу.

Тема 1.5 Анализы, проводимым рН метрией.

Приобретение практического опыта по анализам, проводимым рН метрией.

Тема 1.6 Анализы, проводимым колориметрическим методом

Приобретение практического опыта по анализам, проводимым колориметрическим методом

Тема 1.7 Анализы,  проводимым методом центрифугирования

Приобретение практического опыта по анализам, проводимым методом центрифугирования.

Тема 2.1 Анализы,  проводимым методом титрования.

Приобретение практического опыта по анализам, проводимым методом титрования.

Тема 2.2 Анализы,  проводимым методом перегонки.

 Приобретение практического опыта по анализам, проводимым методом перегонки.

Тема 2.2 Анализы,  проводимым методом экстракции

Приобретение практического опыта по анализам, проводимым методом экстракции..

Подготовка к практической квалификационной работе

МДК 03.02 Технология выполнения микробиологических и санитарно- бактериологических анализов.

Раздел 1. Микроскопические методы анализа.

Тема 1.1 Микроскопическое исследование продуктов по неокрашенным бак препаратам.

Содержание

1.

Подготовка пробы сточной воды и дрожжей к анализу. Микроскопическое исследование сточных вод и дрожжей.

2

Подготовка пробы дрожжей к анализу Подсчет клеток дрожжей в 1 г в камере Горяева

Лабораторные работы.

1.

Микроскопическое исследование продуктов по неокрашенным бак препаратам

Тема 1.2 Микроскопическое исследование продуктов по окрашенным бак препаратам.

Содержание

1.

Подготовка пробы кисломолочных продуктов  к анализу Микроскопическое исследование кисломолочных продуктов.

2

Подготовка пробы мяса и рыбы к анализу. Микроскопическое исследование мяса и рыбы.

Лабораторные работы

1.

Микроскопическое исследование сметаны, мяса и рыбы

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Микроскопическое исследование кисломолочных продуктов.

2.Микроскопическое исследование мяса.

3.Микроскопическое исследование рыбы.

4.Микроскопическое исследование сточных вод.

5.Микроскопическое исследование дрожжей.

6.микроскопическое определение клеток дрожжей в 1 г.

Учебная практика

Тема 1.1 Микроскопическое исследование продуктов из окрашенных препаратов

             1.Микроскопическое исследование кисломолочных продуктов.

             2 . Микроскопическое исследование мяса и рыбы.

Тема 1.2 Микроскопическое исследование продуктов из неокрашенных препаратов

          1   Микроскопическое исследование сточных вод и дрожжей.

      .         Подсчет клеток дрожжей в 1 г в камере Горяева-Тома

Раздел2.Микробтологическое и санитарно- бактериологическое исследование продуктов.

Тема 2.1 Микробиологическое исследование продуктов: определение обще микробного числа (ОМЧ)

Содержание

1

Подготовка пробы воды к анализу. Микробиологическое исследование воды на обще микробное число (ОМЧ)

2

2

Подготовка пробы молока к анализу Микробиологическое исследование молока на обще микробное число (ОМЧ)

3

Подготовка пробы колбасных изделий к анализу Микробиологическое исследование колбасных изделий на обще микробное число (ОМЧ)

4

Подготовка пробы муки к анализу Микробиологическое исследование муки на наличие картофельной палочки.

5

Подготовка пробы смыва к анализу Микробиологическое исследование смывов с рук, одежды ,оборудования на ОМЧ.

Лабораторные работы

1.

Микробиологическое исследование воды на ОМЧ

2.

Микробиологическое исследование молока на ОМЧ

3.

Микробиологическое исследование колбасных изделий на ОМЧ

4.

Микробиологическое исследование муки на наличие картофельной палочки.

5.

Микробиологическое исследование смывов с рук, одежды ,оборудования на ОМЧ

Тема 2.2Санитарно-бактериологическое исследование продуктов на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП)

Содержание

1

Подготовка пробы воды к анализу Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). Бродильный метод 1 тест

2

Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). Бродильный метод 2 тест

3

Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП) Бродильный метод 3-4 тест

4

Подготовка пробы воды к анализу Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). Мембранный метод 1 тест

5

Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). Мембранный метод 2 тест

6

Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). Мембранный метод 3 тест

7

Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). Мембранный метод 4 тест

8

Подготовка пробы молока к анализу Санитарно- бактериологическое исследование молока на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). 1-2 тест

9

Санитарно- бактериологическое исследование молока на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). 3-4 тест

10

Подготовка пробы смывов с рук, одежды, оборудования, посуды к анализу. Санитарно- бактериологическое исследование смывов на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). 1-2 тест

11

Санитарно- бактериологическое исследование смывов на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). 3-4 тест

Лабораторные работы

1.

Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП) Бродильный метод 1-2 тест

.2

Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП) Бродильный метод 3-4 тест

3

Санитарно- бактериологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). Мембранный метод

 4

Санитарно- бактериологическое исследование молока на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП).

.5

Санитарно- бактериологическое исследование смывов на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП).

Тема 2.3 Микробиологическое исследование продуктов на наличие анаэробов

Содержание

1.

Подготовка пробы консервов к анализу Микробиологическое исследование продуктов на наличие мезофильных  анаэробов.

2

Лабораторные работы

1.

Микробиологическое исследование консервов на наличие мезофильных анаэробов.

Дифференцированный зачет

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Микробиологическое исследование воды на ОМЧ

2.Микробиологическое исследование молока на ОМЧ.

3. Микробиологическое исследование колбасы на ОМЧ.

4.Микробиологическое исследование муки на наличие картофельной палочки.

5 Микробиологическое исследование смывов с рук, одежды, посуды и оборудования на ОМЧ

6Микробиологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП). Бродильный метод.

7.Микробиологическое исследование воды на наличие бактерий группы кишечных палочек.(ГКП). Мембранный метод.

8.Микробиологическое исследование молока на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП).

9 Микробиологическое исследование консервов на наличие мезофильных анаэробов.

10.Санитарно- бактериологическое исследование смывов с рук, одежды, посуды и оборудования на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП) 

Учебная практика

Тема 2.1 Микробиологическое исследование продуктов по определению общемикробного числа (ОМЧ).

        1.Микроскопическое исследование сточных вод и дрожжей

        2..Исследование колбасных изделий на ОМЧ.

        3..Исследование муки на наличие картофельной палочки.

        4..Исследование смывов с рук, одежды, посуды и оборудования на ОМЧ.

Тема 2.2 Санитарно-бактериологическое исследование продуктов на наличие бактерий группы кишечных палочек (ГКП).

        1.Исследование молока и смывов на наличие бактерий ГКП ( 1 тест).

        2.Исследование  молока и смывов на наличие бактерий ГКП (2 тест).

        3.Исследование  молока и смывов на наличие бактерий ГКП ( 3-4 тест).

        4 Исследование воды на наличие бактерий ГКП бродильный метод (1-2тест).

        5 Исследование воды на наличие бактерий ГКП бродильный метод  (3-4тест).

        6 Исследование воды на наличие бактерий ГКП мембранный метод (1-2тест).

        7 Исследование воды на наличие бактерий ГКП мембранный метод (3-4тест).

Тема 2.3 Микробиологическое исследование продуктов на наличие мезофильных анаэробов.

1.Исследование консервов на наличие мезофильных анаэробов.

Дифференцированный зачет

Олимпиада профессионального мастерства

Контрольный срез знаний

Производственная практика

Тема1.1 Микроскопическое исследование продуктов по окрашенным бак препаратам.

Приобретение практического опыта по микроскопическому исследованию продуктов по окрашенным бак препаратам.

Тема 1.2 Микроскопическое исследование продуктов по неокрашенным бак препаратам.

Приобретение практического опыта по микроскопическому исследованию продуктов по неокрашенным бак препаратам.

Тема 2.1 Микробиологическое исследование продуктов по определению  общего микробного числа (ОМЧ)

Приобретение практического опыта по микробиологическому исследованию продуктов по определению общего микробного числа.

Тема 2.2 Санитарно-бактериологическое исследование продуктов на наличие бактерий группы кишечных палочек(ГКП)

Приобретение практического опыта по санитарно-бактериологическому исследованию продуктов на наличие бактерий группы кишечных палочек.

Тема 2.3 Микробиологическое исследование продуктов на наличие мезофильных анаэробов

Приобретение практического опыта по микробиологическому исследованию продуктов на наличие мезофильных анаэробов.

Практическая квалификационная работа


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает:

наличие учебных кабинетов:

  1. «Химических дисциплин»;
  2. «Биологии и микробиологии»,

  лабораторий:

   1. «Физико-химических и микробактериологических методов анализа»

   Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета : 30 мест

  1. Столы ученические.
  2. Стулья ученические.
  3. Доска учебная.
  4. Стенды.
  5. плакаты по темам

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: 25 мест

Сухожаровой шкаф, электроплитки, вытяжной шкаф, центрифуга, оваскоп, автоклав, термостат, сушильный шкаф.

Приборы лаборатории: техно-химические весы,  аналитические весы, рН метры, иономер  ВР-74, ФЭК -56, аппарат Сокслета, ареометры, пикнометры, рефрактометры, микроскопы «Биолам», спиртовки.

Установки лабораторные: установки для  титрования, установка для  перегонки при  обычном давлении, установка для перегонки с водяным паром, установка для фильтрования под вакуумом.

  Посуда и материалы: химпосуда, бакпосуда,  инструменты, материалы  и др.

    Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

 Плакаты, стенды, инструкционные и инструкционно-технологические карты, макеты, раздаточный материал. 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Воскресенский П.Л. «Техника лабораторных работ» М.1988.

2.Любина А.Я, Неменова Ю.М., Полесс М 2. Чернобельская ГМ. «  Техника лабораторных работ  М-1980.

3. Лерина И.В. «Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии» М 1980.

4. Трушина Т.П. «Микробимология, гигиена и санитария в торговле» 2000.

Дополнительные источники:

1. Крищенко В.П., Агеева В.С. Практикум по технике лабораторных работ М 1997.

2. Минх А.А. Справочник по санитарно бактериологическим исследованиям М.1978.

3. ГОСТы, МУК, методики на  химико - бактериологические анализы.

4. Паспорта на оборудование и приборы.

5. Справочный материал и таблицы.

6. Нормативы на продукцию.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

  Методика освоения программы модуля принципиально отличается от традиционных  лекций и предполагает доминирование  самостоятельного изучения  обучающихся, в рамках которого развиваются умения  и знания, необходимые для  овладения  профессий. Основная нагрузка на основание теоретических знаний ложится на самого обучающегося. Преподаватель выступает как консультант и помощник.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при одной  форме обучения – 36 академических часов в неделю.

Методы обучения: лекционно-семинарские занятия, самостоятельное изучение материала учащимися, лабораторно-практические занятия, демонстрация трудового опыта, производственное обучение.

   При реализации модуля предусматриваются следующие виды практик: учебная  практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся  образовательным учреждением при освоении обучающимися  профессиональных компетенций, реализуются в несколько этапов.

   Цели  и задачи программы и формы отчетности определяются согласно положению по каждому виду практики.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических)  кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие среднего или  высшего профессионального образования, соответствующего профилю  модуля «Подготовка химической  посуды, приборов и лабораторного оборудования»;

Мастера производственного обучения на 1-2 разряда по профессии выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся  профессионального цикла, эти  преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить  стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

 деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки

 результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК.3.1

Подготавливать пробу к анализам

-измельчение проб;

- перемешивание проб;

- высушивание проб до воздушно-сухого состояния;

- разведение проб для микробиологического анализа;

Текущий опрос собеседование, тестовые задания.

Практические задания по отбору и подготовке проб

ПК. 3.2.

Устанавливать градуировочную характеристику для химических и физико-химических методов  анализа.

-  расчитывание   цены деления приборов;

- устанавливание  нужных параметров работы на приборах;

- пользование справочными и поправочными таблицами при определении  точных результатов  работы приборов;

- расчитывание  погрешности приборов.

Текущий опрос  карточки-задания Практические задания по снятию показаний с приборов.

ПК. 3.3.

Выполнять анализы в соответствии методиками

- выбор метода анализа согласно нормативной документации;

- выполнение анализа в соответствии  с нормативными документами;

- выполнение аналитических операций6

- взвешивание;

- отмеривание объема жидкости;

- фильтрование;

- центрифугирование;

- высушивание;

- титрование;

- перегонка;

- экстрагирование;

- выполнение микробиологических операций;

- разведение материала;

- бакпосев;

- культивирование;

- микроскопирование;

- определение физических свойств продукта:

(плотности, жирности, кислотности, цветности, натуральности и др);

- определение химических показателей продукта (наличие гр (-) бактерий) , анаэробов, грибов, дрожжей, плесней и др);

- соблюдение технологии  проведения анализа согласно методики;

- эксплуатация оборудования и приборов согласно паспорта;

- снятие показаний с приборов;

- соблюдение основных параметров оборудования и приборов;

- обоснование вывода по окончании анализа

Текущий опроскарточки-задания, тестовые задания.

Практические задания по выполняемым заданиям, зачетные работы

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК.2.

Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

- ознакомление с заданием;

- понимание  задания данного руководителем;

- планирование работы;

- подготовка лаборанта к выполнению задания;

- организация рабочего места;

- подготовка материалов для выполнения задания

Практические задания по подготовке рабочего места организации всех материалов для выполнения анализа

ОК.3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий  и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- осуществление текущего и итогового контроля собственной деятельности;

- выявление неточностей и погрешностей в технологии проведения анализа и внесение коррективов;

- ответственность за результаты анализа.

Собеседование, текущий опрос, карточки –задания.

Практические задания по анализу сложившейся  ситуации.

ОК.4.

Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач

- осуществление поиска информации для выполнения задания: ГОСТа, методической рекомендации, инструкции, справочных таблиц, паспортов на оборудование.

Задания по поиску необходимой информации в библиотеке производственной лаборатории.

ОК.5.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности 

- использование информационных технологий для выполнения поставленной задачи (методики на анализ паспорта на оборудование)

Задания на прибретение новых технологических информаций во время прохождения практики

Разработчики:

Садова М.А.,   преподаватель ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум»

Хахалева Н.С., мастер производственного обучения ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум».

Эксперты:            

____________________      ________________________  ______________________

(место работы)                         (занимаемая должность)                               ( инициалы,  фамилия)

_________________________   ____________________________________    ___________________

  (место работы)                         (занимаемая должность)                               ( инициалы,  фамилия)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (УП 01) ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ТУГОПЛАВКИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ специальность 240111

Программа учебной практики по профессиональному модулю «ПМ.01 Хранение и подготовка сырья» и «ПМ 03. Ведение технологического процесса»     разработана на основе Федерального госуд...

Рабочая программа дисциплины "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 09.02.03         Программирование в ко...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 проведение анализа характеристик и обеспечение надежности систем автоматизации (по отраслям)

1.1. Область применения программыПрограмма профессионального модуля–является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.0...

Рабочая программа МДК 01.02 Технико-экономический анализ полиграфических технологий

Программа МДК разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобрнауки России от 15.05.2014 №536) программы подготовки специалиста среднего звена ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина: Математика: алгебра и начала анализа; геометрия для специальности: 38.01.02 «Продавец, контролёр-кассир»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: Математика: алгебра и начала анализа; геометрия предназначена для специальности: 38.01.02 «Продавец, контролёр-кассир»...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...