РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 «Выполнение исследовательских и экспериментальных работ» Специальность:18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ» (углубленная подготовка)
рабочая программа

Жевелюк Альбина Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 ПМ.05 «Выполнение исследовательских и экспериментальных работ»

Специальность:18.02.03  «Химическая технология неорганических веществ»

(углубленная подготовка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm_05_vypolnenie_issledovatelskih_i_eksperimentalnyh_rabot.docx100.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПОВОЛЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕНЕДЖМЕНТА»

(ГАПОУ СО «ПКТиМ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 ПМ.05 «Выполнение исследовательских и экспериментальных работ»

Специальность:18.02.03  «Химическая технология неорганических веществ»

(углубленная подготовка)

Балаково, 2019

        Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена  специальности  18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ»

РАССМОТРЕНА

на заседании ПЦК  ХТ

Протокол №_____от «__»_______2019г.

Руководитель ПЦК _________

____________/___О.С.Спирина__/
«______»___________2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УПДП

___________________В.А.Донской

«    »            _________  2019 г.

ОДОБРЕНО

Зам. директора по УМНД

____________ Е.Ю. Шепелева

Разработчики:

Жевелюк Альбина Сергеевна, преподаватель специальных  дисциплин государственного автономного  профессионального учреждения Саратовской области «Поволжский колледж технологий и менеджмента»

Тимошенко Елена Александровна, мастер производственной практики отделения  химических технологий государственного автономного  профессионального учреждения Саратовской области «Поволжский колледж технологий и менеджмента»

Согласовано:

 

БФ  АО «АПАТИТ»

                                                                             -----------------------/                               /

                                                                                                                                                                                                    Ф.И.О.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

20

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

24

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 ПМ.05 Выполнение исследовательских и экспериментальных работ

  1.1. Область  применения  программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.03 Химическая технология неорганических веществ в части освоения основного вида (ВД): выполнение экспериментальных  и исследовательских работ;

1.2. Цели  и задачи модуля – требования  к результатам освоения  модуля:

        С целью  овладения  указанным видом  деятельности и  соответствующими  профессиональными компетенциями обучающийся  в ходе освоения  профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • ПО 1.Поиска информации для выполнения исследований;
  • ПО 2.Выполнения исследовательских работ;
  • ПО 3.Подготовки и проведения лабораторного эксперимента;
  • ПО 4.Ведения технологического процесса на установках опытного производства;
  • ПО 5.Предложения по усовершенствованию технологии, оборудования производства неорганических веществ;
  • ПО 6.Оформления технического предложения;
  • ПО 7.Компьютерного моделирования;

 уметь:

  • У1.Осуществлять поиск научной информации;
  • У 2.Выполнять исследовательские работы.
  • У 3.Проводить эксперимент;
  • У 4.Выявлять оптимальные условия и параметры получения продукта с максимальным        выходом и высокого качества;
  • У 5.Выполнять несложные анализы и испытания опытных образцов;
  • У 6.Рассчитывать на основе экспериментальных данных основные технологические характеристики процессов;
  • У 7.Оформлять заявки на изобретения и работать с патентами;
  • У 8.Использовать компьютерные программы для проектирования и моделирования технических объектов.

знать:

  • З 1.Методологию подготовки и проведения эксперимента;
  • З 2.Способы изучения, анализа и фиксации условий проведения процессов опытных производств;
  • З 3.Правила безопасности при проведении экспериментов;
  • З 4.Основы изобретательской деятельности и патентоведения.
  • З 5.Основы научной организации труда;
  • З 6.Методы получения и испытаний, опытных образцов неорганических веществ;
  • З 7.Устройство приборов и оборудования для испытаний опытных образцов;
  • З 8.Правила безопасности при работе с новыми образцами неорганических веществ;
  • З 9.Новые направления развития науки и техники в области химической технологии неорганических веществ;
  • З 10.Основные принципы создания безотходных, ресурсов и энергосберегающих технологий;

1.3. Количество часов  на освоение  программы профессионального модуля:

Всего – 600   часов,  в том числе:

максимальной  учебной  нагрузки обучающегося – 420 часов, включая:

обязательной аудиторной  учебной нагрузки обучающегося – 280 часов;

самостоятельной работы  обучающегося – 140 часов;

производственной практики –180;

2. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом деятельности:  

выполнение экспериментальных  и исследовательских работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Проводить экспериментальные работы по отработке режимов и внедрению новых технологических процессов производства неорганических веществ.

ПК 5.2

Получать и испытывать опытные образцы продукции.

ПК 5.3

Участвовать в разработке новых технологий, реконструкции производств, инновационных процессах

ПК 5.4

Разрабатывать технические предложения

ПК 5.5

Участвовать в составлении заявок на изобретения, патентов.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку  информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

 3. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический  план  профессионального модуля ПМ 05

Коды  

профессиональных

компетенций

Наименование  разделов  профессионального модуля ПМ 05

Всего часов

Объем времени, отведенный  на освоение  междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная  аудиторная  учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа  обучающегося

Учебная, часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов

всего, часов

в т.ч. лабораторные  работы и  практические  занятия, часов

 в т.ч. курсовая работа (проект), часов

Всего, часов

В т.ч. курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 5.1

ПК 5.2

ПК 5.3

ПК 5.4

ПК 5.5

МДК05.01 Исследовательская и экспериментальная  деятельность 

420

280

90

-

140

-

-

ПК 5.1

ПК 5.2

ПК 5.3

ПК 5.4

ПК 5.5

ПП.05  Производственная практика по специальности

180

180

Всего:

600

280

90

-

140

-

-

180

3.2. Содержание  обучения по  профессиональному  модулю ПМ 06.  «Выполнение исследовательских и экспериментальных работ»

Наименование  разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание  учебного материалы, лабораторные работы и практические  занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень  освоения

1

2

3

4

ПМ 05.  «Выполнение исследовательских и экспериментальных работ»

528

МДК 05.01 «Исследовательская и экспериментальная деятельность»

420

Раздел 1. Технология получения продукции  на установках опытного производства

240

Тема 1.1 Подготовка и проведение лабораторного эксперимента

Содержание учебного материала

36

Содержание учебного материала

24

1

Технология получения продукции  на установках опытного производства.

2

2

Новые направления развития науки и техники в области химической технологии неорганических веществ.

3

Инновационные процессы на предприятиях по производству минеральных удобрений

4

Инновационные процессы на предприятиях по производству минеральных удобрений

(на БФ АО Апатит)

5

Способы изучения, анализа и фиксации условий проведения процессов опытных производств.

6

Основы научной организации труда.

7

Устройство приборов и оборудования для испытаний опытных образцов

8

Устройство приборов и оборудования для испытаний опытных образцов (на БФ АО Апатит)

9

Подготовка и проведение лабораторного эксперимента

10

Методология  подготовки и проведения эксперимента

11

Выявление оптимальных  условий  и параметров  получения продукта с максимальным   выходом и высокого качества.

12

Правила безопасности при работе с новыми образцами неорганических веществ.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка их к защите. Решение исследовательских задач.

Посетить сайты:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Инновационные направления развития науки и техники в области химической технологии неорганических веществ

2.Зависимость от  оптимальных  условий  и параметров  получение продукта с максимальным   выходом и высокого качества.

3.Устройство приборов и оборудования для испытаний опытных образцов  в Центре аналитики и контроля качества (ЦАКК) на БФ АО Апатит

4.Научная организация труда на современном предприятии отрасли

12

Тема 1.2 Экспериментальные работы по отработке режимов и внедрению новых технологических процессов производства неорганических веществ

Содержание учебного материала

66

Содержание учебного материала

20

2

13

Очистка воды с применением ионообменных смол

14

Очистка воды для нужд Балаковской АЭС с применением ионообменных смол

15

Обессоливание воды, установки мембранного обессоливания

16

Мембранные и ионообменные  технологии  на установках обратного осмоса для обессоливания воды

17

Использование новых  видов катализаторов  в производстве серной кислоты контактным методом

18

Использование новых  видов ванадиевых  катализаторов  в производстве серной кислоты контактным методом

19

Новые фильтровальные ткани для цеха фосфорной кислоты

20

Очистка экстракционной фосфорной кислоты современными методами

21

Очистка экстракционной фосфорной кислоты от сульфат-ионов,  соединенений   стронция

22

Очистка сточных вод экстракционной фосфорной кислоты от побочных продуктов с применением полиакриламида 

Практические занятия

24

3

23-24

Экспериментальное изучение в лабораторных условиях геометрической модели промышленного аппарата

25-26

Ознакомление с новыми видами катализаторов  

27-28

Ознакомление с процессом ультрафильтрации  станции химводоподготовки на БФ АО «Апатит»

29-30

Очистка экстракционной фосфорной кислоты от сульфат-ионов соединенями  стронция

31-32

Обессульфачивание  фосфорной кислоты апатитом

33-34

Определение и сравнение фильтрующих свойств фильтровальных тканей для ЦФК-2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка их к защите. Решение исследовательских задач.

Посетить сайты:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Экспериментальные работы по отработке режимов и внедрению новых технологических процессов производства неорганических веществ на предприятии отрасли

2.Использование современных видов ванадиевых  катализаторов  в производстве серной кислоты ;

3.Очистка сточных вод от побочных продуктов с применением полиакриламида  на БФ АО Апатит

4.Новые  виды ванадиевых  катализаторов  в производстве серной кислоты на БФ АО Апатит;

5.Анализ исследования характеристик фильтровальных тканей для ЦФУ -2  в Центре аналитики и контроля качества (ЦАКК) на БФ АО Апатит

6.Очистка экстракционной фосфорной кислоты от фтора современными методами

22

Тема 1.3 Способы изучения, анализа и фиксации условий проведения процессов опытных производств

Содержание учебного материала

48

Содержание учебного материала

24

2

35

Выбор стратегически перспективных направлений переработки и использования фосфогипса с целью строительства автомобильных дорог 

36

Устройство оснований дорожных одежд с использованием свежего фосфополугидрата  сульфатата кальция

37

Выбор стратегически перспективных направлений переработки и использования фосфогипса   для производства гипсовых вяжущих и изделий из них

38

Основные результаты оценки влияния фосфогипсовой  дороги на окружающую среду

39

Перспективные направления  использования фосфогипса   как вторичного сырья

40

Технология  переработки фосфогипса с извлечением редкоземельных элементов

41

Разработанные технологии комплексной переработки фосфогипса, защищенные патентами

42

Инженерные решения по природоохранным мероприятиям в проектах расширения полигонов складирования фосфогипса на БФ АО «АПАТИТ»

43

Способы производства гипсовых вяжущих из природного сырья и фосфогипса

44

Сухие строительные смеси на основе гипсового вяжущего

45

Гипсовые плиты для внутренней отделки

46

Использование фторсодержащих газов производства экстракционной фосфорной кислоты для получения неорганических солей

Практические занятия

8

3

47-48

Получение β-вяжущего из отмытого отвального фосфогипса и испытание полученного вяжущего на сроки схватывания

49-50

Полигон складирования фосфогипса на БФ АО «Апатит»

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка их к защите. Решение исследовательских задач.

Посетить сайты:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Способы изучения, анализа и фиксации условий проведения процессов опытных производств на современном предприятии отрасли;

2.Возможность устройства оснований  дорог с использованием свежего фосфополугидрата  сульфатата кальция;

3. Перспективы переработки фосфогипса с извлечением редкоземельных элементов;

4.Природоохранные мероприятия в проектах расширения полигона складирования фосфогипса на БФ АО «АПАТИТ»

5.Перспективы использования отвального фосфогипса   как вторичного сырья

16

Тема 1.4 Новые направления развития науки и техники в области химической технологии неорганических веществ

Содержание учебного материала

90

Содержание учебного материала

32

51

Влияние сульфатов на качественные характеристики кремнефтористого натрия

3

52

Исследования в области повышения качества кремнефторида натрия путём снижения сульфат ионов в готовом продукте

53

Подбор кондиционирующих добавок для стабилизации физико-химических свойств минеральных удобрений

54

Подбор кондиционирующих добавок для фосфорсодержащих  удобрений на БФ АО «Апатит»

55

Увеличение выхода товарной фракции кормового монокальцийфосфата  при замене части мела на известь

56

Особенности производства  кормового монокальцийфосфата  при замене части мела на известь

57

Схема откачки  абсорбционных стоков в ЦНОСВиВ  с целью  исключения накопления фтористых соединений в абсорбционном раствор

58

Схема откачки  абсорбционных стоков в ЦНОСВиВ  с целью  исключения накопления фтористых соединений в абсорбционном раствор на БФ АО «Апатит»

59

Использование комовой извести различных производителей с целью нейтрализации кислых стоков

60

Использование  коагулянтов ПАА для очистки промышленных сточных вод  в схемах водооборотного водоснабжения

61

Использование  коагулянтов ПАА для очистки промышленных сточных вод  в схемах водооборотного водоснабжения на БФ АО «Апатит»

62

Основные принципы создания безотходных, ресурсо и энергосберегающих технологий производства минеральных кислот и удобрений

63

Основные принципы создания безотходных, ресурсо и энергосберегающих технологий производства минеральных кислот и удобрений на БФ АО «Апатит»

64

Комплексы измерительно-вычислительные CENTUM модели CS3000.Концепции построения системы.

65

Функции интегрированной системы CENTUM для  управления производством

Практические занятия

28

66-67

Определение массовой доли сульфатов в натрии кремнефтористом

3

68-69

Определение сыпучести гранулированных удобрений

70-71-

Определение равномерности нанесения модифицирующих добавок на гранулы удобрений с использованием ультрафиолетовой лампы

72-73

Подбор кондиционирующих добавок для стабилизации физико-химических свойств минеральных удобрений на базе БФ АО «Апатит»

74-75

Исследование результатов испытаний выпуска кормового монокальцийфосфата улучшенного качества при замене части мела на известь

76-77

Испытание характеристик комовой извести ЗАО«Елецизвесть» в производстве ЦНОСВ иВ

78-79

Подбор эффективных марок флокулянтов извести в нейтрализованных стоках на участке станции нейтрализации

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка их к защите. Решение исследовательских задач: 

Посетить сайты:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Современные направления развития науки и техники в области химической технологии неорганических веществ;

2.Экспериментальные работы по отработке режимов технологических процессов производства неорганических веществ;

3.Новые марки коагулянтов для очистки промышленных сточных вод  в схемах водооборотного водоснабжения;

4.Современные задачи для создания безотходных, ресурсо и энергосберегающих технологий производства минеральных кислот и удобрений

5.Основные отличия моделей комплексов CENTUM в зависимости от операционной системы

6.Виды и подбор кондиционирующих добавок для стабилизации физико-химических свойств минеральных удобрений

7.Интегрированная система управления производством CENTUM

30

80

Дифференцированный зачет

Раздел 2  Современный подход к  разработке новых технологий, реконструкции производств и инновационным  процессам

117

Тема 2.1 Усовершенствование технологии, оборудования производства неорганических веществ

Содержание учебного материала

117

Содержание учебного материала

54

81

Модернизация производства серной кислоты на БФ АО «Апатит»

3

82

Печное отделение СК-17. Установка и обвязка нового котла РКС-95/4.0-440

83

Ввод в эксплуатацию производства СК- 650

84

Реконструкция  производства экстракционной фосфорной кислоты  с увеличением мощности производства на БФ АО «Апатит»

85

Реконструкция ЭФК-3,4  с переводом в полугидратный режим

86

Реконструкция узла приема апатита в расходные бункера и дозировка апатита в экстрактор

87

Реконструкция ЭФК-3,4 с установкой импортного ленточного вакуум-фильтра

88

Компоновочные решения по механизации трудоемких процессов при реконструкции ЭФК 3,4

89

Реконструкция узла обесфторивания существующей установки концентрирования экстракционной фосфорной кислоты

90

Расширение производства кормовых фосфатов кальция по гибкой технологической схеме на БФ АО «Апатит»

91

Материальный баланс процесса получения кормового монокальцийфосфата на 1 т натуры

92

Нормы технологического режима процесса получения кормового монокальцийфосфата

93

Модернизация производства частично обессоленной воды, предназначенной для питания котлов-утилизаторов сернокислотных производств на БФ АО «Апатит»

94

Описание технологического процесса и схемы производства частично обессоленной воды

95

Использование ультрафильтрации для осветления воды

96

Режимная карта водоподготовки

97

Технологический расчет водород-катионитового фильтра 1-ой ступени, анионитного фильтра, натрий-катионитного фильтра 1-ой ступени

98

Модернизация утилизационной  теплоэлектроцентрали на БФ АО «Апатит»

99

Описание технологического процесса утилизационной  теплоэлектроцентрали

100

Использование низкопотенциального пара в заводской теплосети

101

Анализ показателей работы и основные направления энергосбережения утилизационной  теплоэлектроцентрали

102

Варианты модернизации энергетического хозяйства с установкой дополнительного электро-и парогенерирующего оборудования.

103

Модернизация цеха нейтрализации и очистки сточных вод и водоснабжения на БФ АО «Апатит».

104

Реконструкция узла отстаивания и фильтрации.

105

Использование  компьютерных  программ  для проектирования и моделирования технических объектов.

106

Автоматизация выполнения чертежей в программе  АСКОН

107

Современные твердотельные 3D технологии. Приемы работы в КОМПАС -3D

Практические  занятия

24

108-109

Ознакомление с производством серной кислоты СК-650

3

110-111

Ознакомление с работой производства фосфорной кислоты после  модернизации

3

112-113

Реконструкция ЭФК-3 для работы в полугидратном режиме. Восстановление ленточного вакуум-фильтра № 5

3

114-115

Ознакомление с работой производства кормовых фосфатов после  модернизации

3

116-117

Расчет декарбонизатора пленочного типа с насадкой из колец Рашига

3

118-119

Расчет показателей работы турбины Р-12-35/5М-4

3

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка их к защите. Решение исследовательских задач.

Посетить сайты:

  • Юрайт https://biblio-online.ru/ЭБС - электронная библиотека для ВУЗов, СПО (ссузов, колледжей), библиотек. Учебники, учебная и методическая литература по различным ...
  •  Научные журналы открытого доступа eLIBRARY.RU elibrary.ruhttps://elibrary.ru/project_free_access.asp;
  • Официальный сайт компании «ФосАгро» входят АО «Апатит» в Череповце (Вологодская обл.), его филиал Балаково (Саратовская обл.),https://www.phosagro.ru/about/ ;

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Модернизация  оборудования  производства  и  совершенствование технологии неорганических веществ

2.Экспериментальные работы по отработке режимов технологических процессов производства неорганических веществ;

3.Новые марки коагулянтов для очистки промышленных сточных вод  в схемах водооборотного водоснабжения;

4.Основные направления энергосбережения на УТЭЦ

5.Модернизация производства серной кислоты на БФ АО «Апатит»»;

6.Модернизация производства фосфорной кислоты на БФ АО «Апатит»»;    

 7.Модернизация производства кормовых фосфатов на БФ АО «Апатит»»;

 8.Модернизация отделения химводоочистки на БФ АО «Апатит»»;

39

Раздел 3. Основы изобретательской деятельности и патентоведения

63

Тема 3.1  Теоретические основы исследовательской деятельности

Содержание учебного материала

30

Содержание учебного материала

20

120

Место и роль научных исследований в познавательной деятельности студента

3

121

Уровни решения научно- исследовательских задач (ТРИЗ) в научном творчестве

122

Общее понятие о науке. Классификация наук.

123

Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей

124

Теоретические и эмпирические методы исследовательского процесса.

125

Этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностирующий, организаторский, обобщающий, внедренческий, их специфика.

126

Способы представления результатов исследовательской деятельности. Доклад, научное сообщение. Статья, тезисы научного доклада

127

Требования к содержанию, структуре, языку, стилю.

128

Методы теоретических и эмпирических исследований.

129

Логические законы и правила в практике научного исследования.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка их к защите. Решение исследовательских задач.

Посетить сайты:

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей :

2.Логические законы и правила в практике научного исследования;

3.Роль научных исследований в познавательной деятельности студента

4.Место и роль научных исследований в познавательной деятельности;

5.Общее понятие о науке. Классификация наук;

6.Место и роль научных исследований в познавательной деятельности;

7.Общее понятие о науке. Классификация наук;

8.Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей;

9.Исследования и их роль в практической деятельности человека

10.Основные методы и этапы исследовательского процесса.

11.Способы представления результатов исследовательской деятельности.

12.Методы научного познания.

13.Логические законы и правила в практике.

10

Тема 3.2.Патентование изобретений и патентование полезных моделей.

Содержание учебного материала

33

Содержание учебного материала

16

130

Основные положения патентного законодательства РФ. "Патентный закон Российской Федерации" от 23.09.1992 N 3517-1

3

131

Условия патентоспособности изобретения ,полезной  модели, промышленного образца

132

Авторы изобретения ,полезной  модели, промышленного образца ;

133

Патентообладатели

134

Исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец

135

Получение патента. Прекращение и восстановление действия патента

136

Защита прав патентообладателей и авторов

137

Техническое предложение. Виды конструкторских документов разрабатываемых на стадиях эскизного и технического проектов

Практические  занятия

6

3

138

Оформление заявки на выдачу патента на промышленный образец;

139

Оформление е заявки на изобретение;

140

Единое окно онлайн-доступа в Роспатент https://onlinepatent.r

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка их к защите. Решение исследовательских задач.

Посетить сайты:

  • Юрайт https://biblio-online.ru/ЭБС - электронная библиотека для ВУЗов, СПО (ссузов, колледжей), библиотек. Учебники, учебная и методическая литература по различным ...
  •  Научные журналы открытого доступа eLIBRARY.RU elibrary.ruhttps://elibrary.ru/project_free_access.asp;
  • Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_979/
  • Единое окно онлайн-доступа в Роспатент https://onlinepatent.r

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.Патентование;

2.Принципы проведения патентного поиска

3.Виды ответственности за нарушение прав автора и патентообладателя.

4.Действия, не признаваемые нарушением исключительного права патентообладателя

5.Понятие изобретения.

6.Принципы проведения патентного анализа.

7.Международная классификация изобретений.

8.Лицензионный договор. Ответственность за нарушение прав автора или патентообладателя.

11

    Промежуточная аттестация:  экзамен

Производственная практика 

Виды работ

  1. Поиска информации для выполнения исследований;
  2. Выполнения исследовательских работ;
  3. Подготовки и проведения лабораторного эксперимента;
  4. Ведения технологического процесса на установках опытного производства;
  5. Предложения по усовершенствованию технологии, оборудования производства неорганических веществ;
  6. Оформления технического предложения;
  7. Компьютерного моделирования;

180

Экзамен квалификационный

Всего

600

4. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования  к минимальному  материально-техническому  обеспечению

        Реализация  программы модуля  предполагает  наличие:

  • учебного кабинета Химических дисциплин;
  • Слесарной мастерской;
  • Лаборатория неорганического синтеза;
  • Действующие лаборатории Центра аналитики и контроля качества  БФ АО «Апатит»;

Оборудование  учебного кабинета и рабочих мест кабинета :

Интерактивный комплекс Classus-66 для группового пользования в составе: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер –сервер преподавателя ( с набором обучающих программм), компьютеры студентов с локальной сетью, посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;  комплект учебно-методического обеспечения, принтер.

Средства обучения: Комплект бланочной документации, лицензионное программное обеспечение,  АРМ *(автоматизированное рабочее место, коллекция макетов  аппаратов химических производств, коллекция конструкционных материалов.

4.2. Информационное обеспечение обучения

  1. Операционная система Windows7
  2. Пакет прикладных программ MS Office 2007

Основные источники:

  1. Дрещинский, В. А. Основы научных исследований : учебник для СПО / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 274 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10329-8.
  2. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для СПО / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2.
  3. Байбородова, Л. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для СПО / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 221 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10316-8.
  4. Бурова Е.М.        Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации: В 2 частях. Часть 2        2015        ОИЦ «Академия», прошло рецензирование в ФГАУ «ФИРО»;
  5. Виноградова Н.А. Научно-исследовательская работа студента:Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-10- е изд., переработ. и  доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-128с.
  6. Карнаух, Н. Н. Охрана труда : учебник для СПО / Н. Н. Карнаух. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 380 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02527-9.
  7. Черткова, Е. А. Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 250 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-07491-8.

Дополнительные источники:

  1. Горбатенко Н. И.   Планирование эксперимента : учеб. пособие / Ланкин М. В. , Шайхутдинов Д. В.; ЮРГТУ (НПИ);  -  Новочеркасск: Оникс+, 2007.  - 120 с. - ISBN 978-5-91364-010-9: 82-00
  2. Основы исследовательской деятельности: триз : учебное пособие для СПО / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М. Горев, В. В. Утёмов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 112 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10333-5.
  3. Афанасьев, В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для СПО / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 154 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10342-7.
  4. Оборудование и автоматизация перерабатывающих производств. В 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / А. А. Курочкин, Г. В. Шабурова, А. С. Гордеев, А. И. Завражнов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 262 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09191-5.
  5. Оборудование и автоматизация перерабатывающих производств. В 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / А. А. Курочкин, Г. В. Шабурова, А. С. Гордеев, А. И. Завражнов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 331 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09256-1.
  6. Агапьев  Б.Д., Белов В.Н., Кесаманлы Ф.П., Козловский В.В., МарковС.И. Обработка экспериментальных  данных в химической промышленности неорганических веществ: Учеб. пособие /СПбГТУ, 2008.-120с.
  7. Технологические регламенты производства БФ АО «Апатит» на бумажной основе. Технологический  регламент  участка нейтрализации, очистки от фтора промышленных сточных вод Цеха нейтрализации и очистки промышленных сточных вод и водоснабжения (ЦНиОСВ). 045 - ТР– 014- 2009

Специализированное программное обеспечение

  1. Операционная система Windows7
  2. Пакет прикладных программ MS Office 2007

Использование ресурсов сети Интернет

  1. Электронный ресурс «Скайп», https://www.skype.com/ru/,  (для проведения консультаций и решения текущих вопросов)
  2. Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: http://window.edu.ru
  3. Правовая, техническая документация, ГОСТы, законы. http://www.strti.ru
  4. Юрайт https://biblio-online.ru/ЭБС - электронная библиотека для ВУЗов, СПО (ссузов, колледжей), библиотек. Учебники, учебная и методическая литература по различным ...
  5. Электронный ресурс «Инженерный справочник. Таблицы DPVA.info». Форма доступа:http://www.dpva.info
  6. Портал по охране труда для инженеров и специалистов охраны труда Режим доступа: http://www.trudohrana.ru/
  7. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_979/
  8. Единое окно онлайн-доступа в Роспатент https://onlinepatent.r

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение исследовательских и экспериментальных работ  реализуется в течение 2-х семестров пятого  курса обучения.  

Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля в современных условиях должны основываться на инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки обучающихся.

Освоению данного модуля должны предшествовать дисциплины из общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов: 

ОП.01 «Инженерная графика»;

ОП.03 «Метрология, стандартизация и сертификация»;

ОП.09 «Процессы и аппараты»,

ОП.08 «Теоретические основы химической технологии»;

ОП.11 «Охрана труда и техника безопасности»;

Профессиональных модулей:

ПМ.01 «Эксплуатация и обслуживание технологического оборудования»;

ПМ.02 «Контроль качества сырья, материалов и готовой продукции»;

ПМ.03 «Ведение технологических процессов производства неорганических веществ»;

ПМ.04 «Планирование и организация работы подразделения»;

В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, а также самостоятельная работа обучающегося.

Для успешного освоения профессионального модуля ПМ.05 Выполнение исследовательских и экспериментальных работ каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (методическими указаниями по выполнению практических занятий, учебно-методической литературой, типовыми тестовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями и рекомендациями по самостоятельной работе).

Лекции формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах профессионального модуля, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, готовность к восприятию профессиональных технологий  и инноваций, а также  способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет 1/2 от общей трудоемкости междисциплинарных курсов. Самостоятельная работа включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности, творческого мышления обучающихся, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации, формированию общих компетенций.

Оценка теоретических и практических знаний студентов осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, оценки практических умений. В конце изучения профессионального модуля  проводится экзамен.

Производственная практика   проводится как итоговая (концентрированная) практика по завершению модуля. Базами  производственной практики являются предприятия и организации, с которыми колледж заключает договор о взаимном сотрудничестве. Основными условиями прохождения производственной практики в данных предприятиях и организациях являются наличие квалифицированного персонала, оснащенность современным оборудованием.

Производственная  практика проводится под руководством мастеров по практике и специалистов предприятия-базы практики. В обязанности руководителя практики входит: контроль выполнения программы практики, оказание методической и практической помощи студентам при отработке практических профессиональных умений и приобретения практического опыта, проверка заполнения дневника по производственной практике.

Руководители практики студентов от предприятия-базы практик назначаются приказом руководителя предприятия до начала практики, из числа специалистов имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля ПМ.05 Выполнение исследовательских и экспериментальных работ является освоение  междисциплинарных курса МДК05.01 Исследовательская и экспериментальная  деятельность

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика», соответствующего профилю модуля «Выполнение исследовательских и экспериментальных работ» и специальности  «Химическая технология неорганических веществ» или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, в областях соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Преподаватели, мастера производственного обучения, должны регулярно, повышать свою квалификацию по профилю преподаваемых дисциплин или программы практического обучения на курсах повышения квалификации, а также проходить стажировку на предприятиях отрасли не реже 1 раза в 3 года.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1. Проводить экспериментальные работы по отработке режимов и внедрению новых технологических процессов производства неорганических веществ.

- проводит

экспериментальные работы по отработке режимов и внедрению новых технологических процессов производства неорганических веществ согласно методикам;

Экспертная оценка

ПК 5.2. Получать и испытывать опытные образцы продукции.

 участвует в получении и испытании опытных образцов продукции;

Экспертная оценка

ПК 5.3. Участвовать в разработке новых технологий, реконструкции производств, инновационных процессах.

- выполняет определённую функцию в разработке новых технологий, реконструкции производств, инновационных процессах в соответствии с заданными условиями;

Экспертная оценка

ПК 5.4. Разрабатывать технические предложения.

-принимает участие в разработке технических предложений в соответствии с требованиями специфики производства;

Экспертная оценка

ПК 5.5. Участвовать в составлении заявок на изобретения, патентов.

Составляет заявки на изобретения,

ведёт патентный поиск ;

Экспертная оценка

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • выбор метода и способа решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной ситуации;

-оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации;

Оценка решения ситуационных профессиональных задач.

Наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

-решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в соответствии с поставленной задачей;

Наблюдение и оценка решения ситуационных профессиональных задач

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

  • информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией.

Наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

Наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной практике.

Наблюдение и экспертная оценка при выполнении работ на производственной практике.

Оценка содержания рефератов.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

-демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией.

Наблюдение за поведением и ролью обучающегося в группе.

Наблюдение за поведением и ролью обучающегося в процессе учебной практики.

Оценка содержания портфолио обучающегося.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

-анализ инноваций в области профессиональной деятельности.

Наблюдение за поведением и ролью обучающегося в процессе обучения и практики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля "Выполнение работ по рабочей профессии кассира"

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл...

Рабочая программа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский уч...

Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»

Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»...

Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарная безопасность

Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарна...

Рабочая программа ОП.04 Материаловедение по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (углубленная подготовка)

Программа учебной дисциплины по специальности СПО 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»   от  22.04.2014 года № 383 разработана на основе Фе...

Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

В рабочей программе профессионального модуля представлены тематический план и содержание ПМ для МДК 04.01. "Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования" на ...

Рабочая программа дисциплины "Английский язык" для студентов 2 курса специальности 18.02.06 Химическая технология органических веществ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 18.02.06 «Химическая т...