Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
рабочая программа
В рабочей программе профессионального модуля представлены тематический план и содержание ПМ для
МДК 04.01. "Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования" на 177 ч.
МДК 04.02. "Выполнение качественных и количественных химических и физико-химических анализов" на 309 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_pm_04_dlya_27.02.07.docx | 75.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
Дятьковский филиал государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
ОДОБРЕНО на заседании МО Общетехнических и специальных дисциплин _________ / Ю.А. Осипова / Протокол №___ | УТВЕРЖДАЮ _________ / И.С. Иванов / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа"
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
Дятьково 2020 г.
Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС СОО) (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
Организация-разработчик: Дятьковский филиал ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
Разработчики:
Лихачева С.М., преподаватель ДФ ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева».
Осипова Ю.А., преподаватель ДФ ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева» первой категории.
Рекомендована Методическим советом ДФ ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
Протокол заседания №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 8 |
| 20 |
| 22 |
| 25 |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)» квалификация Контролер качества входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки специальностей 27.00.00 «Управление в технических системах» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВД): Проведение несложных (простых однородных и средней сложности) анализов (испытаний) материалов и веществ по установленной методике без предварительного разделения компонентов с регламентированным отбором проб (ПК):
- Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.
- Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.
- Подготавливать для анализа приборы и оборудование.
- Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.
- Определять концентрации растворов различными способами.
- Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.
- Определять химические и физические свойства веществ.
- Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.
- Проводить качественный и количественный анализ веществ.
- Осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды.
- Оценивать экологические показатели сырья и экологическую пригодность выпускаемой продукции.
- Осуществлять контроль безопасности отходов производства.
- Снимать показания приборов.
- Рассчитывать результаты измерений.
- Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.
- Оформлять первичную отчетную документацию.
- Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области управления техническими системами при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Проведение несложных (простых однородных и средней сложности) анализов (испытаний) материалов и веществ по установленной методике без предварительного разделения компонентов с регламентированным отбором проб и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 4.1. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.
ПК 4.2. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.
ПК 4.3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.
ПК 4.4. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.
ПК 4.5. Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.
Содержание профессионального модуля состоит из набора разделов, каждый из которых соответствует конкретной профессиональной компетенции или нескольким компетенциям, и направлено на развитие набора универсальных компетенций.
Формируемые компетенции | Название раздела | ||
Действия (дескрипторы) | Умения | Знания | |
ПК 4.1. Подготавливать для анализа приборы и оборудование. | Выполнять работы с приборами и оборудованием для проведения анализов. | подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов; пользоваться лабораторными приборами и оборудованием; | правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов; правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования; свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам; |
ПК 4.2. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа. | Выполнять простейшие манипуляции с химической посудой | Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа; готовить растворы для химической очистки посуды; | Правила обращения, хранения, сушки химической посуды; правила мытья химической посуды; назначение и классификацию химической посуды; |
ПК 4.3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды. | Работа с мониторингом загрязнения окружающей среды. | Умение определять и работать с показателями, необходимыми для мониторинга загрязнения окружающей среды. | Правила мониторинга загрязнения окружающей среды |
ПК 4.4. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов. | Выполнять работы с приборами и оборудованием для проведения анализов. | выбирать приборы и оборудование для проведения анализов; пользоваться лабораторными приборами и оборудованием; | правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов; правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования; свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам; |
ПК 4.5. Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов. | Соблюдение правил техники безопасности и выполнение приёмов техники безопасности при выполнении лабораторных анализов. | Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов | приемамы техники безопасности при проведении химических анализов |
1.3 Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля.
Максимальная учебная нагрузка и практика обучающегося – 766 часов, включая:
- обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 398 часа;
- лекции - 179 часов;
- лабораторные работы - 587;
- учебную и производственную практики – 180 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1 Структура профессионального модуля
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Суммарный объем нагрузки, час. | Объем профессионального модуля, час. | Экзамен | Самостоятельная работа | ||||
Обучение по МДК | Практики | ||||||||
Всего | В т.ч. лабораторных и практических занятий | В т.ч. курсовых работ (проектов) | Учебная | Производственная | |||||
ПК 4.1-4.5 ОК 1-11 | МДК 04.01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования | 177 | 177 | 58 | 72 | 108 | |||
ПК 4.1-4.5 ОК 1-11 | МДК 04.02. Выполнение качественных и количественных химических и физико-химических анализов | 309 | 309 | 309 | 6 | ||||
МДК 04.03. Основы экологического контроля производства и технологического процесса | |||||||||
Экзамен по МДК 04.02 | |||||||||
Всего: | 766 | 398 | 587 | 72 | 108 |
2.2 Тематический план и содержание профессионального модуля.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
МДК 04.01. Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования | 1
| ||||||
Раздел 1. Использование лабораторной посуды различного назначения, мытье и сушка посуды в соответствии с требованиями химического анализа. | 52 | 3 | |||||
Тема 1.1.Общие требования к санитарно-техническому оборудованию лаборатории | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 | Лаборатории: назначение, классификация, требования Требования к помещению и оборудованию химической лаборатории Требования к работающему в лаборатории. Факторы, влияющие на условия труда в лабораториях. Помещения для специальных лабораторий и требования к ним. Противопожарная безопасность в лабораториях Санитарно-техническое оборудование лаборатории. Назначение, виды, характеристика, требования, правила обращения Водоснабжение. Вентиляция лаборатории. Назначение, виды, характеристика, требования, правила обращения. Газо- и электроснабжение лаборатории, виды, назначение. Оборудование газовой и электросети: назначение, виды, устройство, требования, правила обращения Лабораторные столы различного назначения, их устройство. Стулья и табуреты для лабораторий. Покрытия лабораторных столов. Обработка лабораторного стола. Приготовление пасты для натирания лабораторного стола. Лабораторные работы: Оборудование лаборатории
| 20 | ||||
Тема 1.2 Лабораторная посуда и её назначение | Содержание | 14 4 | 1
| ||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 | Лабораторная посуда, назначение, классификация, устройство, правила обращения. Элементарные сведения о работе со стеклом. Стеклянная посуда общего и специального назначения Мерная лабораторная посуда. Правила обращения и хранения в лаборатории. Правила работы со стеклом. Техника выполнения основных стеклодувных операций. Резка, оттягивание, запаивание и сгибание трубок и палочек. Сверление шлифование стекла. Травление стекла. Огнеупорная посуда. Кварцевая, фарфоровая посуда. Посуда из высокоогнеупорных материалов. Посуда и принадлежности лабораторного обихода из металла, назначение, правила обращения и хранения. Соединительные элементы. Химическая посуда из новых материалов. Пробки корковые, резиновые, стеклянные, назначение, правила обращения и подбора. Сверление и обжим пробок. Заменители пробок. Лабораторные работы: Классификация посуды. Работа со стеклом Техника работы с лабораторной посудой | ||||||
Тема 1.3 Очистка и сушка лабораторной посуды | Содержание | 6 6 | 3 | ||||
1 2 3 4 5 6 1 2 3 | Мытье химической посуды. Механические и химические методы очистки лабораторной посуды Моющие растворы, правила их приготовления Смешанные способы мытья посуды. Правила мытья лабораторной посуды Методы горячей и холодной сушки лабораторной посуды Методы определения качества чистоты химической посуды Лабораторные работы: Приготовление моющих растворов Очистка лабораторной посуды Применение различных видов сушки лабораторной посуды | ||||||
Тема 1.4 Правила обращения и хранения лабораторной посуды и реактивов в химической лаборатории | Содержание | ||||||
1 2 3 | Правила обращения и хранения лабораторной посуды в химической лаборатории Правила обращения и хранения реактивов в химической лаборатории. Ведение учёта реактивов. Свойства реактивов. Требования, предъявляемые к реактивам. | 6 | |||||
Раздел 2. Выбор приборов и оборудования для проведения анализов. | 2 3 | ||||||
Тема 2.1. Назначение, устройство и правила обращения с приборами и лабораторным оборудованием | Содержание | 50 28 | 1 | ||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Металлическое оборудование и лабораторный инструментарий Приборы для измельчения и смешивания. Нагревательные приборы. Подготовка оборудования к работе Газовые горелки. Жидкостные горелки и твердое горючее Электрические плитки, трубчатые электронагреватели закрытого типа, колбонагреватели и токопроводящие пленки Электропечи. Газовые печи. Сушильные шкафы. Бани. Средства и приборы для охлаждения. Виды и назначение холодильников Весы технические, аналитические, электронные. Устройство, техника взвешивания, разновесы. Центрифуги, центрифугирование, фильтрование, вакуумный, водоструйный насос, колба Бунзена, фильтровальные воронки Электронагревательные приборы. Нагревание, прокаливание, выпаривание Термометры, термопары, манометры. Устройство. Стерилизация. Реактивы, их классификация по агрегатному состоянию, по количеству примесей. Свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам. Деление реактивов на классы опасности. Реактивы общеупотребительные и специальные. Упаковка, расфасовка и маркировка реактивов. Тара для хранения сыпучих веществ, жидкостей, газов. Правила хранения реактивов. Назначение, устройство и оборудование химических складов и хранилищ. Организация складских помещений при лабораториях. Правила хранения драгоценных и особо чистых веществ Ядовитые вещества. Хранение ядовитых веществ. Взрывоопасные и пожароопасные реактивы. Правила обращения и хранения реактивов. Хранение кислот и щелочей. Утилизация реактивов. Учет реактивов. Классификация реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе. Методы регистрации ионизирующих излучения. Основы радиационной безопасности. Методы дозиметрического контроля. Понятие о предельно допустимых дозах облучения (ПДД). Методы дозиметрическогo контроля Лабораторные работы: Техника безопасности при работе с оборудованием в химической лаборатории Меры первой медицинской помощи при электротравмах, термических ожогах Первая медицинская помощь при химических ожогах отравлениях Измельчение и смешивание веществ Работа на технических и аналитических весах. Растворение. Фильтрование растворов Получение дистиллированной воды в лаборатории Выпаривание, упаривание, прокаливание. Кристаллизация веществ Определение плотности веществ Стерилизация. Измерение температуры Классификация химических реактивов и способы их хранения, техника безопасности при работе Использование нагревательных приборов в аналитических операциях Сборка оборудования для работы с вакуумом | ||||||
Тема 2.2 Выбор приборов и оборудования для проведения анализов | Содержание | 3 | |||||
1 2 3 4 | Требования ГОСТ к подготовке химической посуды. Правила подготовки посуды, сборки приборов и оборудования для проведения всех видов химического анализа Правила выбора приборов и оборудования для проведения анализов Выбор весов для проведения анализов Выбор нагревательных приборов для проведения анализов | 8 | 3 | ||||
Тема 2.3 Приборы для контроля состояния окружающей среды | 1 2 3 4 | Приборы для измерения концентрации вредных примесей в атмосфере. Изучение инструкции работы приборов: Газоанализаторы различного типа Приборы для определения качества воды. Изучение инструкции работы приборов: Фотоэлектрокалориметры, ионометры, рефрактометры, мутномеры Приборы для исследования состояния почвы и твердых веществ. Изучение инструкции работы приборов: Спектрометры, флуориметр Оборудование для измерения шума и вибраций | 8 | ||||
Раздел 3. Подготовка для анализа приборов и оборудования | 1 | ||||||
Тема 3.1 Правила сборки и наладки лабораторных установок и приборов | Содержание | 6 | 3 | ||||
1 2 3 | Правила подготовки к работе основного оборудования. Правила подготовки к работе вспомогательного оборудования. Правила сборки основного оборудования. Правила сборки вспомогательного оборудования. Правила наладки основного оборудования. Правила наладки вспомогательного оборудования | ||||||
Тема 3.2 Техника подготовки приборов и оборудования для анализа | Содержание | 1 18 | 3 | ||||
1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Подготовка приборов и оборудования для проведения качественного и количественного анализа Лабораторные работы: Подготовка оборудования для титрования Подготовка оборудования для дистилляции Техника подготовки приборов для возгонки Техника подготовки приборов для проведения кристаллизации Техника подготовки приборов для проведения экстракции Техника подготовки оборудования для измельчения и смешивания веществ Техника подготовки оборудования для прокаливания веществ | ||||||
МДК 04.02. Выполнение качественных и количественных химических и физико-химических анализов | |||||||
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовой проект | Объем часов | Уровень освоения | ||||
МДК 04.02 Выполнение качественных и количественных химических и физико-химических анализов | 309 | ||||||
Введение | Лабораторные работы | 6 | |||||
1 | Цель и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | |||||
2 | Требования, предъявляемые к химической и технологической лабораториям | 2 | |||||
3 | Первая помощь при несчастных случаях в лаборатории: порезах, ожогах, отравлениях и травмах. | 2 | |||||
Раздел 1. Основы техники лабораторных работ | 60 | ||||||
Тема 1.1 Лабораторное оборудование | Лабораторные работы | 16 | |||||
1 | Ассортимент химико-лабораторной посуды и ее назначение. | 2 | 2 | ||||
2 | Стеклянная посуда и приборы специального назначения. | 2 | |||||
3 | Градуированная посуда. Фарфоровая посуда | 2 | |||||
4 | Подготовка посуды к работе. Мытье водой. Щетки и ерши для мытья посуды. | 2 | |||||
5 | Химические методы очистки посуды. | 2 | |||||
6 | Сушка посуды | 2 | |||||
7 | Работа с измерительными пипетками. Работа с бюретками. | 2 | |||||
8 | Работа с мерными колбами, цилиндрами. | 2 | |||||
Тема 1.2 Фильтрование | Лабораторные работы | 14 | 2 | ||||
1 | Знакомство с видами фильтровальных материалов. Выбор способа фильтрования. | 2 | |||||
2 | Фильтрование под атмосферным давлением. Воронки для фильтрования. | 2 | |||||
3 | Фильтрование с применением фильтровальной бумаги и беззольных фильтров. | 2 | |||||
4 | Типы беззольных фильтров для различных осадков, складывание фильтра и помещение его в воронку. | 2 | |||||
5 | Изготовление складчатых бумажных фильтров. Техника фильтрования на обычных и складчатых бумажных фильтрах. | 2 | |||||
6 | Перенос осадка на фильтр, промывание осадка не фильтре методом декантации. | 2 | |||||
7 | Проба на полноту промывания осадка. | 2 | |||||
Тема 1.3 Нагревательные приборы. Прокаливание. Выпаривание. Высушивание. | Лабораторные работы | 18 | 2 | ||||
1 | Типы нагревательных приборов. | 2 | |||||
2 | Электрические нагревательные приборы, электроплитки. | 2 | |||||
3 | Сушильные шкафы различных типов. | 2 | |||||
4 | Муфельные печи. | 2 | |||||
5 | Выпаривание в выпаривательных чашках на асбестовой сетке, песчаных, водяных и масляных банях. | 2 | |||||
6 | Прокаливание. Прокаливание испытуемого материала в таре (тиглях, чашках) | 2 | |||||
7 | Высушивание образца в сушильном шкафу. | 2 | |||||
8 | Выпаривание раствора соли. | 2 | |||||
9 | Прокаливание образца в муфельной печи. | 2 | |||||
Тема 1.4. Измерение температуры различных сред. | Лабораторные работы | 6 | |||||
1 | Определение понятия "температура". Термометры. | 2 | 2 | ||||
2 | Жидкости, применяемые для наполнения термометров. | 2 | |||||
3 | Измерение температуры двух жидкостей лабораторными жидкостными термометрами | 2 | |||||
Тема 1.5. Весы и взвешивание | Лабораторные работы | 6 | |||||
1 | Типы весов и их назначение. Весы для грубого взвешивания. | 2 | 2 | ||||
2 | Весы аналитические. Правила взвешивания. Тара для взвешивания. | 2 | |||||
3 | Установка технических весов. Взвешивание на установленных весах различных предметов | 2 | |||||
Раздел 2. Основы аналитической химии | 16 | ||||||
Тема 2.1 Химический анализ. Виды анализа. | Лабораторные работы | 16 | |||||
1 | Предмет, задачи и методы аналитической химии. Анализ и синтез. | 2 | 2 | ||||
2 | Аналитическая химия-наука о методах анализа вещества. Химический анализ. | 2 | |||||
3 | Виды химического анализа. Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Количественный анализ. | 2 | |||||
4 | Стадии аналитического процесса: отбор пробы, подготовка пробы к анализу, измерение, оценка результатов измерения. | 2 | |||||
5 | Значение аналитического контроля в народном хозяйстве и охране окружающей среды | 2 | |||||
6 | Решение задач по теме: «Способы выражения концентрации растворов». | 2 | |||||
7 | Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией | 2 | |||||
8 | Изучение окислительно–восстановительных свойств перманганата калия и перекиси водорода | 2 | |||||
Раздел 3. Основы качественного анализа | 28 | ||||||
Тема 3.1. Основные принципы качественного анализа | Лабораторные работы | 18 | |||||
1 | Классификация реакций в качественном анализе. Основные принципы качественного анализа. | 2 | 2 | ||||
2 | Дробный и системный анализ. | 2 | |||||
3 | Классификация катионов по аналитическим группам (6 групп). | 2 | |||||
4 | Обнаружение катионов 1 аналитической группы (Na+, K+, NH4+). | 2 | |||||
5 | Обнаружение катионов 2 аналитической группы (Ag+, Pb2+). | 2 | |||||
6 | Обнаружение катионов 3 аналитической группы (Са2+, Ва2+). | 2 | |||||
7 | Обнаружение катионов 4 аналитической группы (Al3+, Cr3+, Zn2+). | 2 | |||||
8 | Обнаружение катионов 5 аналитической группы (Fe2+, Fe3+, Mn2+, Mg2+). | 2 | |||||
9 | Обнаружение катионов 6 аналитической группы (Со2+, Сu2+, Ni2+, Cd2+) | 2 | |||||
Тема 3.2. Классификация анионов на аналитические группы | Лабораторные работы | 10 | |||||
1 | Классификация анионов по растворимости солей бария и серебра и окислительно-восстановительным свойствам. | 2 | 2 | ||||
2 | Качественные реакции анионов разных аналитических групп (3 группы) | 2 | |||||
3 | Обнаружение анионов 1аналитической группы (SO42-, SO32-, S2O32-, CO32-, PO43-) | 2 | |||||
4 | Обнаружение анионов 2 аналит. группы (Cl–, Br–, I–, S2–) | 2 | |||||
5 | Обнаружение анионов 3 аналитической группы (NO3–, MnO4–, CH3COO–). | 2 | |||||
Раздел 4. Основы количественного анализа | 18 | ||||||
Тема 4.1 Основные принципы количественного анализа | Лабораторные работы | 18 | |||||
1 | Задачи и методы количественного анализа: гравиметрический и титриметрический. | 2 | 2 | ||||
2 | Классификация титриметрических методов по видам реакций; по применяемым растворам | 2 | |||||
3 | Основные операции количественного анализа: взвешивание, отмеривание, титрование, фильтрование. | 2 | |||||
4 | Титрование. Сущность метода. Установление точки эквивалентности. | 2 | |||||
5 | Индикаторы. | 2 | |||||
6 | Стандартный (титрованный) раствор, способы его приготовления. | 2 | |||||
7 | Жесткость воды, причины её возникновения. Виды жесткости. Способ устранения. | 2 | |||||
8 | Приготовление и стандартизация 0,1 н. раствора соляной кислоты | 2 | |||||
9 | Определение временной жесткости воды кислотно-основным титрованием | 2 | |||||
Раздел 5. Применение методов химического анализа в охране окружающей среды и контроле качества продуктов питания. | 22 | ||||||
Тема 5.1 Применение методов химического анализа в охране окружающей среды и контроле качества продуктов питания | Лабораторные работы | 22 | |||||
1 | Человек и биосфера, атмосфера, гидросфера. | 2 | 2 | ||||
2 | Уровни экологических проблем. | 2 | |||||
3 | Антропогенные источники загрязнения окружающей среды. | 2 | |||||
4 | Характер воздействия вредных веществ на человека. | 2 | |||||
5 | Понятие ПДК (предельно-допустимые концентрации) вредных веществ в атмосфере, гидросфере, пищевых продуктах. | 2 | |||||
6 | Применение методов химического анализа в охране атмосферы, гидросферы, литосферы. | 2 | |||||
7 | Определение содержания хлоридов в пробах природных и очищенных сточных вод. | 2 | |||||
8 | Химический состав пищи. | 2 | |||||
9 | Питательные вещества, жиры, углеводы, белки, вода, минеральные вещества, витамины, макро и микроэлементы. | 2 | |||||
10 | Пищевые добавки. | 2 | |||||
11 | Контроль качества продуктов питания. | 2 | |||||
Раздел 6. Технический анализ | 144 | ||||||
Тема 6.1 Анализ неорганических веществ | Лабораторные работы | 78 | |||||
1 | Анализ воды. | 2 | |||||
2 | Классификация природных вод. | 2 | |||||
3 | Примеси, содержащиеся в воде (взвешенные вещества, коллоидно-растворённые вещества, истинно-растворённые вещества). | 2 | |||||
4 | Показатели качества воды. | 2 | |||||
5 | Требования, предъявляемые к питьевой воде. | 2 | |||||
6 | Характеристика воды для промышленных целей. | 2 | |||||
7 | Методы определения основных характеристик воды и их метрологические характеристики. | 2 | |||||
8 | Оформление результатов анализа проб воды. | 2 | |||||
9 | Анализ газов. | 2 | |||||
10 | Группы промышленных газов: горючие газовые смеси, газы, применяемые как сырьё в химической промышленности, отбросные газы топок и химических производств, газы воздуха помещений промышленных предприятий. | 2 | |||||
11 | Методы анализа газов и их метрологические характеристики. | 2 | |||||
12 | Хроматографический анализ газов. | 2 | |||||
13 | Расчеты в газовом анализе. Объемные газоанализаторы. | 2 | |||||
14 | Измерение концентрации вредных веществ индикаторными трубками. Воздухозаборные устройства для индикаторных трубок. Комплекты индикаторных средств. | 2 | |||||
15 | Оформление результатов анализа проб газа. | 2 | |||||
16 | Анализ металлов и сплавов. Черные и цветные металлы. Общие сведения о металлах и сплавах. Чугуны и стали. | 2 | |||||
17 | Методы определения содержания углерода | 2 | |||||
18 | Основные методы определения серы. | 2 | |||||
19 | Определение никеля фотометрическим методом. | 2 | |||||
20 | Определение хрома фотометрическим методом. | 2 | |||||
21 | Анализ медных и алюминиевых сплавов | 2 | |||||
22 | Контроль в производстве серной кислоты. | 2 | |||||
23 | Анализ колчедана. Анализ серной кислоты | 2 | |||||
24 | Определение содержания моногидрата. Анализ олеума. | 2 | |||||
25 | Анализ фосфорной кислоты. | 2 | |||||
26 | Анализ кальцинированной соды. | 2 | |||||
27 | Анализ силикатных материалов. | 2 | |||||
28 | Анализ удобрений. | 2 | |||||
29 | Анализ фосфорных удобрений | 2 | |||||
30 | Усвояемые и неусвояемые фосфорные удобрения. | 2 | |||||
31 | Анализ суперфосфатов | 2 | |||||
32 | Контроль в производстве азотных удобрений. | 2 | |||||
33 | Определение азота в нитратах и нитритах. | 2 | |||||
34 | Определение аммиачного азота. | 2 | |||||
35 | Контроль в производстве соды. | 2 | |||||
36 | Анализ кальцинированной соды | 2 | |||||
37 | Определение аммонийного азота в азотных удобрениях методом отгонки | 2 | |||||
38 | Определение SO3 в концентрированной кислоте | 2 | |||||
39 | Определение никеля в сплавах фотометрическим методом | 2 | |||||
Тема 6.2 Анализ органических веществ | Лабораторные работы | 66 | |||||
1 | Константы, характеризующие чистое органическое вещество. | 2 | |||||
2 | Определение температуры плавления и затвердевания. | 2 | |||||
3 | Определение температуры кипения методом перегонки. | 2 | |||||
4 | Определение влаги органических веществ. | 2 | |||||
5 | Определение элементарного состава органических веществ. | 2 | |||||
6 | Определение функциональных групп. | 2 | |||||
7 | Определение йодного, бромного, кислотного, эфирного, перекисного числа в и числа омыления | 2 | |||||
8 | Анализ твердого топлива. | 2 | |||||
9 | Классификация твердого топлива. | 2 | |||||
10 | Виды влаги в твердом топливе: внешняя влага, аналитическая влага, химически связанная влага. | 2 | |||||
11 | Сухая масса топлива. | 2 | |||||
12 | Горючая масса топлив. | 2 | |||||
13 | Минеральная часть топлива. | 2 | |||||
14 | Негорючая часть топлива. | 2 | |||||
15 | Теплотворная способность топлива. | 2 | |||||
16 | Методы определения влаги в твердом топливе. | 2 | |||||
17 | Определение содержания серы в твердом топливе. | 2 | |||||
18 | Определение содержания золы в твердом топливе. | 2 | |||||
19 | Определение выхода летучих веществ. | 2 | |||||
20 | Оформление результатов анализа твердого топлива. | 2 | |||||
21 | Анализ нефти и нефтепродуктов. | 2 | |||||
22 | Топливо жидкое и газообразное. | 2 | |||||
23 | Нефтяные масла и пластичные смазки. | 2 | |||||
24 | Нефтепродукты промышленного и бытового назначения. | 2 | |||||
25 | Определение основных показателей нефтепродуктов: плотности, вязкости, температуры каплепадения, температуры застывания и текучести, температуры вспышки и воспламенения; фракционного состава, содержания влаги, содержания сернистых соединений, содержания кислот и щелочей, содержания механических примесей. | 4 | |||||
Определение плотности нефтепродуктов ареометром | |||||||
26 | Пробоподготовка нефтепродуктов. | 2 | |||||
27 | Оформление результатов анализа нефтепродуктов. | 2 | |||||
28 | Определение кислотного числа в маслах | 2 | |||||
29 | Анализ формалина йодометрическим методом | 2 | |||||
30 | Определение относительной плотности дизельного топлива | 2 | |||||
31 | Определение условной вязкости моторного масла | 2 | |||||
32 | Определение температуры вспышки топлива в закрытом и открытом тигле | 2 | |||||
33 | Определение выхода летучих веществ в твердом топливе | 2 | |||||
Экзамен | 6 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличие химико-аналитической лаборатории и лаборатории физической и коллоидной химии.
Оборудование лаборатории:
- рабочие места для обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- химическая посуда для выполнения эксперимента;
- химические реактивы;
- приборы для титрования;
- муфельная печь;
- сушильный шкаф;
- аналитические весы;
- технические весы;
- электрические плитки;
- дистиллятор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
Учебники:
- Техника и технология лабораторных работ. Б.М. Гайдукова, С.В. Харитонов. М.: Академия, 2018.
- Аналитическая химия: Учебник для учащихся техникумов. С.А. Шапиро, М.А. Шапиро. М.: Высш. школа, 2019.
- Начало техники лабораторных работ. Л.Н. Захаров. Л: Химия, 2018.
Дополнительные источники:
Учебники:
- Химический эксперимент в школе. О.С. Габриелян, Л.П. Ватлина. М.: Дрофа, 2018
- Вода и соль. Шокирующая правда. Брэгг П. М.2018.
- Сборник элективных курсов. Ширшина Н.В. Волгоград: Учитель 2019.
- Аналитическая химия и технохимический контроль в общественном питании. Ю.Н. Жванко, Г.В. Панкратова, З.И. Мамедова. М.: Высшая школа, 2018.
- Аналитическая химия для учащихся медицинских училищ. В.Д. Понамарёв. М.: Просвещение, 2018
- Справочник молодого химика. Я.А. Гурович. М.: Химия, 2019 г.
2. Справочник:
Справочник по аналитической химии Лурье. Ю.Ю. М.: Химия, 2019.
Интернет источники:
- http://www.pochva.com/?content=3&book_id=1172 (Электронная библиотека. Факультет почвоведения МГУ им М.В. Ломоносова)
- http://bookash.pro/ru/book/182140/analiticheskaya-himiya-kniga-2-fiziko-himicheskie-metody-analiza-vladimir-vasilev (Аналитическая химия. Книга 2. Физико-химические методы анализа)
- http://bookash.pro/ru/book/18157/vvedenie-v-analiticheskuyu-himiyu-yu-a-zolotov (Введение в аналитическую химию)
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Подготавливать для анализа приборы и оборудование. | - подготовка лабораторного оборудования к проведению анализов; - пользоваться лабораторными приборами и оборудованием; | Текущий контроль в форме защиты практических работ, контрольных работ по темам МДК. Комплексный экзамен по профессиональному модулю. Зачеты по производственной практике, по разделам профессионального модуля. |
ПК 4.2. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа. | - пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа; - готовить растворы для химической очистки посуды; | |
ПК 4.3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды. | - определение и работа с показателями, необходимыми для мониторинга загрязнения окружающей среды. | |
ПК 4.4. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов. | - выбирать приборы и оборудование для проведения анализов; - пользоваться лабораторными приборами и оборудованием; | |
ПК 4.5. Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов. | - владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов. | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение за выполнением работ |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиаресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | - демонстрация ответственности за принятые решения - обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы; | |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | - взаимодействовать с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; - обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) | |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Демонстрировать грамотность устной и письменной речи, - ясность формулирования и изложения мыслей | |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. | - соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик, | |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | - эффективное выполнение правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; - демонстрация знаний и использование ресурсосберегающих технологий в профессиональной деятельности | |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. | - эффективность использовать средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья при выполнении профессиональной деятельности. | |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | - эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности согласно формируемым умениям и получаемому практическому опыту; | |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | - эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке. | |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | -умение брать ответственность на себя; - четкое аргументирование выбранного плана действий |
5 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Изучение профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" предусматривается в учебных планах по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПМ.07Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
На современном этапе развития здравоохранения специалист в области лечебного дела должен знать принципы охраны труда, уметь общаться с пациентом и его родственниками, обучать пациента и его окружение,...
Рабочая программа ЕН.02 Компьютерное моделирование для специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг
Рабочая программа учебной дисциплины "Компьютерное моделирование" для специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг...
Рабочая программа ПМ06 "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: Контролер качества продукции и технологического процесса"
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид профессиональной деятельности Организация и реализации профессиональной деятельности по профессии Контролер качества продукции...
Рабочая программа учебной практики для специальности 27.02.07 "Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)"
Рабочая программа учебной практики ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих...
Рабочая программа по учебной дисциплине ЕН.01 Математика по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг
Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс по ОУП.12 «Математика» программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) для специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Математика"...
Методические указания для выполнения лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для студентов, обучающихся по специальности: 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) очной формы обучения разр
Методические указания для проведения практического занятия «Определение параметров движения при поступательном и вращательном движениях» по разделу "Кинематика&q...