"Вселенная химических элементов"
учебно-методический материал

Методическа разработка "Интеллетуальной викторины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

 «Алексинский химико-технологический техникум»

Методическая разработка интеллектуальной викторины 
«Вселенная химических элементов»

                                                                                           Преподаватели:

Разработали:                                                        Серегина В.И.

                                                                        Пронина И.А.

                                                                        Лаптева Т.М.

                                                                        Селин И.И.

                                                                        Командин И.П.

Никитина Е.А.

                                                

2019г.

Аннотация

На основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования резко возрастает значение внеаудиторной работы. Достаточно эффективными видами внеаудиторной работы являются различные интеллектуальные и интерактивные викторины.

Викторина вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.

Положительное влияние на личность студентов оказывает также и групповая деятельность. Ключевой особенностью викторины является ориентация на коллективную работу.

Для участия в викторине не требуется углубленных знаний по указанным темам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения смежных дисциплин, дополнительных занятиях и общая эрудиция.

В ходе викторины обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Цели и задачи
Цели:

Обучающая:

  • расширение кругозора студентов,
  • активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры;
  •  формирование внимательного отношения к дисциплинам.

Развивающая:

  • формирование умений обдумывать и принимать решения,
  • развитие мышления, памяти, эрудиции.

Воспитательная:

  • развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а также воспитание у студентов самостоятельности как черты личности, без которой невозможна деятельность современного специалиста.
  • активизировать познавательный интерес к химии;
  • предоставить участникам возможность в конкурсной форме продемонстрировать свои способности.      

Задачи: 

  • формирование интереса обучающихся к исследовательской деятельности;
  • формирование у обучающихся навыков работы в команде;
  • умение поиска и анализа информации;
  • обобщения знаний о значении работы Д.И. Менделеева в становлении развитии химии;
  • развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации.

Оборудование и реактивы
Таблица Д.И. Менделеева, столы, стулья, диван, компьютер, шкаф, вешалка 

Мастер класс

1. Строение атомов и молекул,

2.  Конструктор

3. Опыты

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

Ведущий. Мы рады приветствовать Вас на нашей интеллектуальной викторине «Вселенная химических элементов». Сегодня исполняется 185 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. Организация Объединенных Наций объявила 2019 год годом Периодической таблицы химических элементов. 

Слово для приветствия предоставляется директору Алексинского химико-технологического техникума Анохиной Ольге Николаевне.

Ведущий.  В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали прогрессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использованию их на благо человечества. В истории человеческих знаний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Дмитрием Ивановичем Менделеевым – открытие периодического закона химических элементов. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается временем, но продолжает расти.

Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа. Давайте перенесемся в 19 век  и посмотрим, как непросто даются великие открытия.

Театрализованное представление

«История про таблицу  Менделеева и  про то, как  непросто утверждаются великие  открытия»

Ведущий 1

Мир сложен,
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо природы, является гений,
И в хаосе этом,
Находит порядок…

Менделеев

Весь мир большой;
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Всё то,
Что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдётся ль правило простое,
Что целый мир объединит?

Ведущий 1

Таблицу Менделеев строит.
Природы ищет алфавит.

Санкт-Петербург,1868-1869гг.

Случилось в Петербурге это.
Профессор  университета
Писал учебник для студентов.
Задумался невольно он:

Менделеев

«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»

Ведущий 1

Искали многие решенья, 
Но, проходя  лишь  полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из Элементов.
(В то время знали 60).

Менделеев

А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.

Ведущий 1

Но не гадал, а верил он:

Менделеев

«Тут должен, должен быть закон!»

Ведущий 1

Менделеев тщательно изучил описание свойств элементов и их соединений.

Был Труд, Надежда и Терпенье,
и Вера в то, что он найдёт!
Он так работал целый год.

Ведущий 2

Университетская квартира Менделеева, 17 февраля 1869 года.

Но вот дела отложены,
расчёты прерываются.
С утра в поездку дальнюю
Учёный собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
а барин всё копается!»
А барин одевается.
Он к двери на-прав-ля-ет-ся…
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу
И строчить карандашом.
Наконец-то! Он нашёл!
Он на чём попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он,
в чём разгадка, в чём закон!

Ведущий 1

В любом труде, в любом творенье
необходимо вдохновенье.
И озарения момент
порой – важнейшей Элемент!
Из кабинета не выходит:

Менделеев

«Не упустить бы мысли той!»

Ведущий 1

Он элементы ставит в строй,
но всё ж Таблица не выходит…
Тогда усталостью сражён,
лег на диван и видит сон…

Ведущий 2

То кружились, 
то мелькали,
то водили хоровод,
то взрывались, 
то пылали,
то шипели,
то сверкали,
то в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий, 
Фтор, Бериллий, Водород…
Перепутались все свойства,
недалёко до беды.
Вдруг команда:

Кислород

– Стройся войско!

Ведущий 2

Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье:
все боятся окисленья.
Литий
– Поглядите! –
злится Литий. –
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд.
Пусть другие здесь горят! –

Ведущий 2

И бериллий мрачно мыслит:

Бериллий

– Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор:
как не сносен этот Фтор! –

Ведущий 2

Бор
кивает головой,
но не рвётся сразу в бой!
И Азот
не лезет в спор.
Но зато взорвался Фтор.

Фтор

– Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород!
Поддай им жару!
Окисляй! 
За мной!
Вперёд!

Углерод

– Стойте – крикнул Углерод –
Я и уголь,
И алмаз.
И за них я и за вас!
Я сражаться
не горю,
я вас лучше помирю!
Встану я посередине!

Кислород

Третий ряд! Трубите сбор!

Ведущий 2

Натрий,
Магний,
Алюминий,
Кремний,
Фосфор,
Сера,
Хлор!
По порядку, 
по закону
элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонку
все похожие стоят!

Углерод

Кремний встал под Углеродом.

Кислород

Сера схожа с Кислородом.
Алюминий встал под Бор –
замечательный подбор!

Ведущий 2

Ряд пристраивается к ряду.
А рядов – то 10 кряду.
Металлы под металлами,
Едкие
под едкими,
ковкие 
под ковкими
идут своими клетками.
По порядку всё стоит –
Вот Природы Алфавит!

Ведущий 2

Менделеева бросило в жар.

Менделеев

Получилось, получилось!

Ведущий 2

Руки Менделеева дрожали от волнения, он возбуждённо зашагал по кабинету.

Менделеев (подходит к таблице).

Был четвёртый ряд нарушен,
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство:
Существует где – то он!
Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!

Ведущий 1

Кому-то сон весёлый снится,
кому – то страшный снится сон.
А Менделееву – Таблица
приснилась. Он открыл закон, 
а также правило простое:
«Учёный должен отдыхать,
но и во сне не знать покоя,
тогда открытие любое
вовек не сможет он проспать»

Ведущий: Госпожа удача дается в руки, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, найти и не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые и эрудированные ребята.

Команды

Щекинского политехнического колледжа

Новомосковского политехнического колледжа

Ефремовского химико- технологического техникума

Алексинского  химико- технологического техникума

На нашей викторине присутствует многоуважаемое жюри.....

Шалынина Римма Раифовна, Главный технолог Алексинского химического комбината

Новик Елена Викторовна, Начальник Центральной заводской лаборатории Алексинского химического комбината

Кисилёва Вера Николаевна, Заместитель начальника Центральной заводской лаборатории Алексинского Опытно Механического завода

Казакова Ольга Анатольевна, Начальник  Начно исследовательской лаборатории Алексинского химического комбината

Бондарь Софья Олеговна, ведущий инженер  лаборатории основной продукции

 

Ведущий. Перед вами таблица Менделеева. За каждым элементом спрятан вопрос. Команда по очереди называет элемент и отвечает на вопрос. А многоуважаемое жюри оценивает. Каждый правильный ответ дает команде 1 балл. Если команда не отвечает или дает неправильный ответ, то вопрос переходит к команде первой поднявшей руку.  Команда, набравшая наибольшее количество баллов побеждает в нашей викторине. Чтобы определить, кому выпадет честь открыть нашу  интеллектуальную викторину, предлагаем вам вытянуть жребий. Капитанов прошу подойти ко мне.

Кто вытянул первый номер начинает открывать элементы.

Итак, будьте внимательны!

0 группа

1. (Не - гелий) Необычное хобби Д.И Менделеева?

(изготовление чемоданов)

2. (Ne - неон) Во Вселенной этот газ занимает второе место по распространенности после водорода.

(Гелий)

3.(Ar - аргон) Менделеев говорил ,что дети и внуки самое дорогое в жизни. А сколько детей было у Менделеева?

 (6 детей)

4.(Kr - криптон) У незадачливого химика на лабораторном столе загорелся магний. Недолго думая, химик схватил углекислотный огнетушитель, направил его пламя и нажал рычаг. Но магний продолжал гореть как ни в чем не бывало. Тогда он стал засыпать горящий магний речным песком. Однако пламя даже стало ярче. Химик был в отчаянии: пожар не унимался. Что бы вы сделали на его месте?

Горящий магний может взаимодействовать с углекислым газом (диоксидом углерода) и речным песком (диоксидом кремния):

2Mg + С = 2MgO + С

Si

2Mg + Si = 2MgO+Si

Для того чтобы потушить горящий магний, следует засыпать пламя

порошком оксида магния или прекратить доступ воздуха с помощью Асбестового одеяла (кошмы). +

6. (Xe - ксенон) В четырех закрытых сосудах емкостью по 1 л находятся газы азот, неон, водород и гелий. Давление в сосудах равно 1 атм, а температура 25ОС. В каком сосуде молекул газа больше?

В соответствии с законом Авогадро равные объемы газов при одинаковых температуре и давлении содержат одинаковое число молекул.

 

1 группа

1. (Н-водород) «Как называется процесс распада электролита на ионы

(диссоциация)

2. (Li-литий) Сегодня данный металл довольно дешевый и широко распространен, а в 1854г. его стоимость составляла 1200 руб. за 1 кг, что в 270 раз дороже серебра. На Всемирной выставке в 1855г. его демонстрировали как материал для ювелирных украшений.

(Алюминий)

3. (Na-натрий)  М.В. Ломоносов писал в 1745 г.: «При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из

отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой не что иное, как флогистон». Термин «флогистон» в переводе с греческого означал «воспламеняющий», «горючий». Переведите слова Ломоносова на современный язык.

(Ломоносов писал о получении водорода, который он называл «горючим паром», или «флогистоном». При действии кислот («кислотных спиртов») на железо шла реакция:

Fe + 2НС1 = FeCl2 + Н2)+

4. (К-калий) Когда пришло время изучать в школе химию, родители купили сыну две карточки с изображением Периодической системы Д.И. Менделеева. Но они оказались разными. На одной карточке было 8 групп элементов да еще какие-то «подгруппы» - у всех групп по две, а у VIII – даже 4! На другой карточке в таблице было целых 32 группы, причем среди них было 14, содержавших всего по 2 элемента. Уж не попала ли в продажу таблица с полиграфическим браком?

Две таблицы — две формы изображения Периодической системы. Таблица с восемью группами — короткопериодная форма, таблица

прошлого века, времен Менделеева. Число восемь означает полное заселение s- и р-орбиталей. Длиннопериодная форма Периодической системы — современное табличное изображение Периодического закона.

В ней каждая группа содержит элементы с однотипным строением электронной оболочки атомов. Число 32 отвечает полному заселению  

электронами s-, р-, d- и f-орбиталей B + 6 + 10 + 14 = 32

5. ( Cu-медь)Жидкий неметалл?

(Бром)

6. (Rb-рубидий) На что указывает номер группы в периодической таблице Менделеева?

(Количество электронов на внешнем энергетическом уровне.)

7. (Ag-серебро) Самый тяжелый метал?

(Осмий)

8. (Cs-сезий) Про что  писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал:"Нельзя сказать,что ты необходима для жизни:ты сама жизнь"?

(вода)

9. (Au-золото) В каком году родился Д.И.Менделеев?

(27 января 1834г)  по старом стилю, а по новому 8 февраля 1834г.

2 группа

1. (Be-берилий) От каких металлов зависит зеленая окраска растений и красный цвет крови?

(магний в хлорофилле и железо  в гемоглобине)

2. (Mg-магний)  За каким великим русским поэтом была замужем дочь Люба Д. И. Менделеева?

 (А. Блок)

3. (Ca-кальций) Естественное семейство химических элементов, расположенное в VII группе главной подгруппе это…

 (галогены)

4. (Zn-цинк) Самый распространённый элемент на земле?

(Кислород)

5. (Sr-стронций) Недобросовестные производители разбавляли молоко водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как можно распознать фальсификацию?

 Капнуть спиртовой раствор йода. Синее окрашивание изобличало нечестных торговцев.

6. (Cd-кадмий) Какой элемент называется «Оружейным металлом»?

(свинец)

7. (Ва-барий) Металл, дающий при сгорании яркий белый свет, что ранее находило применение в качестве вспышки при фотографировании?

(Магний).

8. (Hg-ртуть) Какой элемент используется при пайке радиоэлектронных элементов?

9. (Rb-радий) В каком качестве начал свою профессиональную деятельность Д.И. Менделеев?

 (преподаватель математики, физики и естественных наук)

3 группа

1. (B-бор) Наивысшая награда, полученная Д. И. Менделеевым

 ( Награда Российской Академии Наук).

2. (Al-алюминий) Амальгамы - это растворы металлов в ...?

(Ртути)

3. (Sc-скандий) Жидкий металл?

(Ртуть)

4. (Ga-галий) Какой металл плавится в руках?

(галий)

5. (Y-итрий) Газ, образующийся во время грозы?

(озон)

6. (In-индий) Самый легкий металл?

(литий)

7. (Lа-лантань) Этот элемент утверждает, что он – это не он?

(неон)

8. (Yb-иттербий) Какой элемент обладает свойством люминесценции?

(Фосфор)

9. (Tl- талий) Виновник коррозии металлов?

(кислород)

4 группа

1. (С-углерод) Чтобы получить этот оксид в твердом виде, достаточно взять его в жидком состоянии и … вылить в бумажный пакет. Получится белый порошок, с которым хорошо знакомы уличные продавцы мороженного. Этот оксид честно служит людям: его хорошо знают те, кто хотя бы однажды пользовался огнетушителями или пил газированную воду. А голландский ученый Ян Баптист ванГельмонт в 1620 г. назвал этот оксид «лесным духом». Что это за вещество?

Это диоксид углерода (температура возгонки -78,5 °С). Твердый диоксид углерода («сухой лед») используется как хладоагент, газообразный диоксид углерода (углекислый газ) применяется для приготовления газированных напитков, жидким СО2 наполняют «углекислотные» огнетушители.+

2. (Si-кремний) Этот чрезвычайно агрессивный неметалл –

 фтор

3. (Ti-титан)  Открытие этого широко используемого в медицине препарата приписывается коту. По милой кошачьей привычке он ухитрился запрыгнуть на стол в самое неподходящее время и опрокинул пробирки со смесью серной кислоты и железа с настоем водорослей. Все это, пролилось на пол, где и перемешалось. Над столом мгновенно поднялось фиолетовое облако, что в свою очередь, заинтересовало хозяина кота, химика Куртуа. Он начал изучать свойства получившегося вещества, и оказалось, что свойства – то почти волшебные. О каком веществе идет речь?  

 ( йод, открыл французский химик –технолог Б.Куртуа в 1811г)

4. (Ge-германий) Какой элемент назван в честь планеты?

(уран)

5. (Zr-цирконий) Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев?

 (Главный педагогический институт в Петербурге)

6. (Sn-олово) Положительная частица ядра?

(протон)

7. (Ce-церий) Почему свежий разрез яблока постепенно буреет и приобретает цвет ржавчины?

(так как содержащиеся в яблоке железо быстро окисляется)

8. (Pb-свинец) Какой радиоактивный элемент использовался людьми еще в глубокой древности?

(уран)

9. (Th-торий) Элемент который применяется при транспортировке радиоактивных элементов)

(свинец)

5 группа

1. (N-азот) Самое твердое природное вещество?

(алмаз)

2. (Р-фосфор) Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»?

(Тантал испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды. Стоя по горло в воде, он не может достать воды и, видя близ себя роскошные плоды, не может овладеть ими: как только он открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, или поднимает руки, чтобы сорвать плод, вода утекает и ветвь с плодами отклоняется.)

3. (V-ванадий) Сколько процентов золота содержится в кольце 585 пробы?

(58,5%)

4. (As-мышьяк)  С греческого переводится как желто-зеленый, именно такое цвет имеет этот газ, обладает удушливым действием. О каком газе идет речь?

(Хлор)

5. (Nb-ниобий) Какой металл алхимики обозначали в виде копья и щита - характерных атрибутов войны бога Марса?

(Железо)

6. (Sb-сурьма) Какой неметалл алхимики назвали желчью бога вулканов?

(сера)

7. (Та-тантал) Какой цвет приобретает метиловый оранжевый при попадании в щелочную среду?

(становится жёлтым)

8. (Bi-висмут) Самый «красивый» элемент таблицы Д.И Менделеев?

(висмут)

6 группа

1. (О-кислород) Какой газ используется  в производстве газированной воды и тушения пожара?

(Углекислый газ)

2. (S-сера) В IV веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись в Индию. На берегах реки в Индии. В войсках разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного из военноначальников. Оказалось, что простые воины пользовались оловянной посудой, а их командиры – посудой из этого химического элемента.

Тогда и вспомнили, что персидский царь Кир II Великий во время военных походов приказывал хранить питьевую воду в сосудах из этого вещества. Много позже римские легионеры стали носить панцири, наколенники из него же. О каком элементе идет речь?

 (Серебро).

3. (Cr-хром) Какой химический элемент назван в честь Луны?

(Селен  имя богини Луны в греческой мифологии )
4.
(Se-селен) Где и кем работал отец Дмитрия? (директором Тобольской гимназии)

5. (Мо-молибден) Какой металл называют элементом плодородия?

(калий)

6. (Те – теллурия)   Какой цвет приобретает фенолфталеин в щелочной среде?

(малиновый цвет)

7. (W-вольфрам) Какой элемент носит имя гиганта, персонажа древнегреческой мифологии?

(Титан)

8. (U-уран) На что указывает номер периода в периодической таблице Д.И. Менделеева?

(Он указывает на количество энергетических уровней)

7 группа

1.(F-фтор) Этот элемент – неотъемлемая часть живых организмов, но своим греческим названием он отрицает жизнь?

(азот)

2. (Cl-хлор)  Профессором, какого университета был Менделеев, когда открыл Периодический закон?

(Петербургского)

3 (Мn-марганец) Что такое менделеевские среды?

 (по средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые).

4. (Br-бром) Какой металл называют свидетелем гения Менделеева?

(галлий)

5. (I-йод) Какой неметалл получил свое название в связи с неприятным запахом его паров?

(Бром его название переводится как вонючий)

Ведущий. К сожалению, все элементы названы.

Пока многоуважаемое жюри подсчитывает баллы, для вас выступает творческий  коллектив Алексинского химико-технологического  техникума.

Танец вальс.

(на крайней случай)

Ведущий.  Уважаемые игроки и гости нашей викторины, предлагаем ответить на наши загадки.

1. Быть символом не каждому дано,

Но именем моим не без причины

Сечение и мнений середину,

И в честь меня был назван даже век,

Когда был счастлив человек.

Что ныне в имени моем? А встарь

Считали все, что я – металлов царь, (золото)

2. А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

Я вездесуща и легка, -

Я лед, я - пот, я - облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

Когда мороз - я застываю (вода)

3.Он хвалился: «Нет мне равных!

Галоген я самый главный.

Зря болтать я не люблю:

Все на свете отбелю!» (хлор)

4. Вы со мною уже встречались-

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду. (водород)

5. Мой первый слог найдете в сере,

А два других есть в нашем теле,

А в целом я в кольце, сережках,

Цепочках, вилках, даже в ложках. (Серебро)

Ведущий: Слово предоставляется многоуважаемому жюри  

Выступление жюри

Подведение итогов викторины и награждение

Ведущий: Мы с вами не прощаемся, а говорим до свидания, до скорой встречи

Заключение

Обучающимся на викторине было интересно, так как использовался метод соревнования, который заставляет активизироваться учащихся. Считаем, что цель достигнута – выявлен победитель.

Подростки, переступив порог техникума, ждут от нас чего-то совершенно нового, необычного. Нетрадиционная форма обучения это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций, путь к профессии. Производству требуется не пассивный исполнитель, а ответственный деятель, способный развивать производство, удерживать динамику профессии, стремиться к профессионализму. 

Список использованных источников

  1. М., Просвещение, 2015.
  2. С.А. Балезин., С.Д. Бесков Выдающиеся русские ученые – химики. Пособие для учителей. Изд.2-е, перераб. М., Просвещение,  2016.
  3. Соловьев Ю.И. и др. История химии. Развитие основных направлений современной химии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2014.
  4. Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы: Пособие для учащихся – М., Просвещение, 2016.
  5. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.,  Просвещение, 1982.
  6. Научно-методический журнал «Химия в школе» № 6, 1999.
  7. Материал в ресурсах ИНТЕРНЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Химический элемент. Расположение ХЭ в периодической системе Д.И. Менделеева».

Мною представлена презентация по теме: «Химический  элемент. Расположение  ХЭ в периодической системе Д.И. Менделеева». ». Основная задача:  создать необходимые условия для использовани...

«Внутриаптечный контроль лекарственных форм» , «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической системы химических элементов им.Д.И.Менделеева»

Аннотацияна методическую разработку лекции«Внутриаптечный контроль лекарственных форм», «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической сис...

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Конспект обычного урока по химии в 8 классе....

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ - КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ТЕМА: «Неорганические лекарственные средства VII, VI, IV, III, II, I групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС. По разделам МДК 02.02.1 "Общая фармацевтическая химия" и МДК 02.02.2 "Контроль качества жидких лекарственных форм...

Моделирование построения ПТ химических элементов

Моделирование  построения ПТ химических элементов...

«Из каких химических элементов состоят автомобили»

Из 118 открытых на сегодняшний момент элементов Периодической системы Д.И. Менделеева активно в автомобилестроении применяется 29. В статье подробно раскрыта роль этих элементов, и их место в современ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» учебной дисциплины ОП. 08. Общая и неорганическая химия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Характеристика элементов по их положению в Периодической...