«Внутриаптечный контроль лекарственных форм» , «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической системы химических элементов им.Д.И.Менделеева»
методическая разработка на тему

Аннотация

на методическую разработку лекции

«Внутриаптечный контроль лекарственных форм»,

«Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической системы химических элементов им.Д.И.Менделеева»

преподавателя ГАПОУ КО «Калужский базовый медицинский колледж» Галузиной Тамары Ананьевны.

В методической разработке представлен вариант проведения семинарского занятия. Семинар носит информационно-репродуктивный метод обучения с элементами проблемности. Входе семинара используется несколько видов контроля знаний, самостоятельная работа студентов на местах, решающих производственную ситуационную задачу. Рабочая ситуационная задача позволяет активизировать профессиональную позицию будущего специалиста. Решение ситуационных заданий способствует усилению профессиональной деятельности студентов и формированию их профессиональных компетенций. Предложенная форма проведения занятий позволяет проверить теоритические знания студентов и готовность их к профессиональной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kkls_s_no1.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МДК 02.02. Семинар №1                                                                                                                                      

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании ЦМК

химических дисциплин

Протокол №11

от «12» мая 2016 г.

Председатель ЦМК: ___________

                                  Т.А.Галузина

УТВЕРЖДАЮ

        Зам. директора по учебной работе

Л.А.Назарова

_______________

ФГОС

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01. «Фармация»

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПМ.02:

«Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

РАЗДЕЛ ПМ 2.: «Организация контроля качества лекарственных средств»

МДК 02.02.: «Контроль качества лекарственных средств»

РАЗДЕЛ МДК 02.02.1.: «Общая фармацевтическая химия»,

РАЗДЕЛ МДК 02.02.2: «Контроль качества жидких лекарственных форм».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА:

1.4.: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм»

2.1.: «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы периодической системы химических элементов им.Д.И.Менделеева»

Подготовила: Галузина Т.А.,

преподаватель высшей квалификационной категории

г. Калуга, 2017 г.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

МДК 02.02.: «Контроль качества лекарственных средств»

РАЗДЕЛ МДК 02.02.1.: «Общая фармацевтическая химия»,

         МДК 02.02.2.: «Контроль качества жидких лекарственных форм».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО САМОПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1

ТЕМА:

1.4.: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм».

2.1.: «Контроль качества неорганических лекарственных

          средств элементов VII группы периодической системы

         химических элементов им. Д.И.Менделеева».

         

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:

     Студенты, изучающие предмет должны чётко представлять какими вопросами занимается предмет Контроль качества лекарственных средств, понимать важность этой дисциплины в их будущей специальности, теоретически и практически владеть всеми методами анализа, используемыми во внутриаптечном контроле, безупречно знать НД, нормирующую качество лекарственных средств, приказы МЗ РФ, регламентирующие внутриаптечный контроль. Ввиду того, что концентраты есть в каждой аптеке, необходимо владеть навыками анализа концентратов и расчёта на них.

Лекарственные средства VII группы ПСХЭ Д.И.Менделеева, часто назначаются врачом в различных лекарственных формах. Особенно часто в аптеках готовят лекарственные формы с иодидами, так как в нашей области распространенно заболевание щитовидной железы, что связанно с радиационными фоном (повышение уровня радиации вследствие Чернобыльской аварии).  

ЦЕЛИ  САМОПОДГОТОВКИ:

  • Изучить  и  закрепить  вопросы  раздела МДК 02.02.1 «Общей  фармацевтической  химии» и МДК 02.02.02 «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов VII группы ПСХЭ им. Д.И.Менделеева».
  • Систематизировать  знания  по  разделу  «Общей  фармацевтической  химии»;

  • Проверить знания студентов по вопросам общей фармацевтической химии и лекарственным  средствам  VII  группы  ПСХЭ  им.  Д.И. Менделеева.

ДЛЯ  УЧАСТИЯ  В  СЕМИНАРЕ  СТУДЕНТЫ  ДОЛЖНЫ  ИМЕТЬ:

ЗНАНИЯ:

  • методы  анализа  лекарственных  средств;
  • структура  ГФ;
  • приказы  МЗ  РФ  № 214, 305;
  • расчёты  во  внутриаптечном  контроле;
  • лекарственные средства: кислота хлористоводородная, натрия и калия хлориды, натрия и калия бромиды, натрия и калия иодиды, йод, раствор йода спиртовой 5%, 10%.

УМЕНИЯ:

  • решать  ситуационные  задачи;
  • выполнять  все  виды  расчётов.

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ:

  • Изучить материал учебника «Фармацевтическая химия» Н.Н.Глущенко, Т.В.Плетнёва, В.А.Попков стр. 8 – 10, 19 – 31, 44 – 49, 64 – 76 (выборочно).

  • В  тетрадях  для  самостоятельной  работы  решить  ситуационные  задания:

  1. В  аптеку  поступил  рецепт  по  прописи:

Возьми:  Раствора  калия  иодида  2% - 10  мл

  Дай.

 Обозначь:  По  2  капли  в  оба  глаза.

Студенты  должны  уметь:

-  выписать  рецепт  на  латинском  языке;

-  обосновать  контроль  качества  по  приказу № 214;

-  описать  полный  химический  экспресс-анализ.

  1. На анализ поступил концентрированный раствор натрия бромида 20%, показатель  преломления  раствора  n = 1,3587.

Студенты  должны  уметь:  

-  обосновать  контроль  качества  по  приказу № 214;

-  описать  качественный  анализ;

-  выполнить  расчёты.

  1. На  анализ  поступила  лекарственная  форма  по  прописи:

Возьми:  Раствора  кислоты  хлороводородной  1% - 50  мл

   Пепсина  1,0

   Смешай.

   Дай.

   Обозначь:  По  1  десертной  ложке  2  раза  в  день.

Студенты  должны  уметь: 

-  выписать  рецепт  на  латинском  языке;

   -  обосновать  контроль  качества  по  приказу № 214;

   -  выполнить  предварительный  расчёт;

   -  сделать  вывод  из  предварительного  расчёта;

   -  описать  полный  химический  анализ.

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Какие  вопросы  изучает  фармацевтическая  химия?
  2. С  какими  дисциплинами  связана  фармацевтическая  химия  и  почему?
  3. Какие  задачи  решает  фармацевтическая  химия?
  4. Что такое Государственная фармакопея? Фармакопейная статья? Временная фармакопейная  статья?
  5. Какие  требования  предъявляет  ГФ  к  лекарственным  средствам?
  6. Что  подтверждает  подлинность  лекарственного  средства?
  7. Что  называется  допустимыми  примесями?
  8. Источники  примесей  в  лекарственных  препаратах.
  9.  Что  такое  эталонный  раствор  и  для  чего  он  применяется?
  10. Требования  работы  с  эталонными  растворами.
  11. Какие  химические  методы  анализа  применяются  во  внутриаптечном  контроле?
  12. Какие  физические  методы  анализа  Вы  знаете?
  13. Какие  физико-химические  методы  анализа  Вы  знаете?
  14. Какие  две  ветви  включает  в  себя  контрольно-разрешительная  система?
  15. Какие  требования  предъявляет  приказ  № 214  к  воде  очищенной?

Для участия в семинаре каждый студент должен владеть теоретическими знаниями по лекарственным средствам, предложенным для изучения, уметь ориентироваться в выборе реакций идентификации в экспресс-анализе, методов количественного  анализа,  уметь  писать  уравнения  реакций,  решать  ситуационные  задачи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Изучить материал учебника «Фармацевтическая химия» Н.Н.Глущенко, Т.В.Плетнёва, В.А.Попков стр. 8 – 10, 19 – 31, 44 – 49, 64 – 76 (выборочно).

  1. Конспект  лекций.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

МДК 02.02.: «Контроль качества лекарственных средств»

РАЗДЕЛ МДК 02.02.1.: «Общая фармацевтическая химия»,

         МДК 02.02.2.: «Контроль качества жидких лекарственных форм».

ПЛАН – КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

СЕМИНАР  № 1

ТЕМА:

1.4.: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм».

2.1.: «Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов              

          VII группы периодической системы химических элементов

           им. Д.И.Менделеева».

ЦЕЛИ  ЗАНЯТИЯ: 

Образовательные:

  1. Систематизировать  и  обобщить  знания  и  умения  студентов  по  данной теме.
  2. Контроль  и  коррекция  знаний  и  умений  студентов.
  3. Показать практическое значение изучения свойств лекарственных субстанций VII группы ПСХЭ им Д.И.Менделеева, применяемых для изготовления простых и сложных ЛФ.

II. Развивающие:

  • Развивать логическое мышление умение анализировать, сравнивать, делать выводы (ОК 3).

  • Развивать способность выполнять обязательные виды внутриаптечного контроля лекарственных средств (ПК 2.3.).

  • Вести оформление документов первичного учета (ПК 2.5.).

III. Воспитательные:

Воспитывать:

  • устойчивый интерес к своей будущей профессии, понимая сущность и её социальную значимость (ОК 1).

  • способность организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК 2).

ОСНОВНЫЕ  ЗНАНИЯ:

  1. Качественные фармакопейные реакции на лекарственные средства, качественные реакции, применяемые во внутриаптечном контроле.

  1. Методы количественного анализа (фармакопейные, применяемые во внутриаптечном контроле).

ТИП  ЗАНЯТИЯ:  семинар.

ВИД  СЕМИНАРА:  контроль и коррекция знаний студентов.

МЕТОД ОБУЧЕНЯ: информационно-репродуктивный с элементами

                                      проблемности.

НАГЛЯДНОСТЬ: Нормативно-техническая  документация.

М П С:

ПМ. 02 МДК 02.01.:  темы:  «Порошки»,  «Растворы».

Фармакология: темы: «ЛС, угнетающие ЦНС (Седативные средства)», «ЛС, влияющие на ССС (Противоаритмические средства)», «ЛС, влияющие на ЖКТ», «Кровозамещающие жидкости», «ЛС, влияющие на функцию органов дыхания»,  «Гормональные  средства».

ОЭФ: тема: «Организация хранения ЛС и ИМН».

СТРУКТУРА  ЗАНЯТИЯ  И  РЕЖИМ  ВРЕМЕНИ:

  1. Организационный  момент (мобилизация  аудитории)  до                минут.
  2. Постановка  цели  и  мотивация  занятия                           до                минут.
  3. Контроль  знаний:
  1. Фронтальный  опрос  или  химический  диктант            до                минут.
  2. Компьютерное  (письменное)  тестирование              до                минут.
  3. Индивидуальный  опрос  у  доски                                до                минут.
  1. Подведение  итогов                                                             до                минут.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

Принять рапорт дежурного. Отметить готовность студентов к проведению семинарского  занятия.

  1. ПОСТАНОВКА  ЦЕЛИ  ЗАНЯТИЯ.  ЕЁ  МОТИВАЦИЯ.

Студенты, изучающие предмет должны чётко представлять какими вопросами занимается предмет контроль качества лекарственных средств, понимать важность этой дисциплины в их будущей специальности, теоретически и практически владеть всеми методами анализа, используемыми во внутриаптечном контроле, безупречно знать НД, нормирующую качество лекарственных средств, приказы МЗ РФ, регламентирующие внутриаптечный контроль. Ввиду того, что концентраты есть  в  каждой  аптеке,  владеть  навыками  анализа  концентратов  и  расчёта  на  них.

Лекарственные средства VII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева, часто назначаются врачом в различных лекарственных формах. Особенно часто в аптеках готовят лекарственные формы с иодидами, так как в нашей области распространено заболевание щитовидной железы, что связано с радиационным фоном (повышение  уровня  радиации  вследствие  Чернобыльской  аварии).

Поэтому, цель занятия – проверить знания, умения студентов по предложенной  теме.

  1. КОНТРОЛЬ  ЗНАНИЙ:
  1. Фронтальный  опрос  (приложение  № 1).
  2. Химический  диктант  (приложение  № 2).
  3. Компьютерное (письменное) тестирование – варианты идентичны  

    (приложение  № 3).

  1. Индивидуальный  опрос  у  доски  (приложение  № 4).

5. Критерий  оценки  (приложение  № 5).

Во  время  работы  у  доски  студенты  работают  над  вопросами:

1) В  аптеку  поступил  рецепт  по  прописи:

Возьми:  Раствора  калия  иодида  3% - 200  мл

Дай.

Обозначь:  По  1  ст. л.  7  раз  в  день

Выполнить  предварительный  расчёт.  То = 0,0166  г/мл.

2) Фактическая концентрация 33% раствора магния сульфата равна 32,7%. Сделать вывод, как приготовлен концентрат по количественному содержанию.

3) Натрия хлорид – количественное определение. Метод нейтрализации с применением ионно-обменной хроматографии. Колонка заполнена катионитом.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ:
  1. Каждая работа студента оценивается, комментируется и выставляется общая  оценка.

Задание  на  дом:

1. Изучить материал учебника «Фармацевтическая химия» Н.Н.Глущенко,

    Т.В.Плетнёва, В.А.Попков стр.  102 – 116,  130 – 131.

 

2. Конспект  лекций.

Приложение №1

ВОПРОСЫ  ФРОНТАЛЬНОГО  ОПРОСА

  1. Какие вопросы изучает фармацевтическая химия?
  2. С какими дисциплинами связана фармацевтическая  химия?
  3. Что  такое  фармацевтический  анализ?
  4. Какие виды фармацевтического анализа вы знаете?
  5. Какой  анализ  называется  экспресс-анализом?
  6. Что  регламентирует  приказ  МЗ РФ  № 214?
  7. Что  регламентирует  приказ  МЗ РФ  № 305?
  8. Перечислить все виды обязательного контроля для  любой  ЛФ,  изготовленной  в  аптеке?
  9. К  чему  сводится  физический  контроль ЖЛФ?
  10. К чему сводится физический контроль порошковой  ЛФ?
  11. Какими терминами оценивается качество приготовленной  ЛФ,  концентрата?

Приложение №2

ХИМИЧЕСКИЙ  ДИКТАНТ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ  СРЕДСТВА

1  ВАРИАНТ                        2  ВАРИАНТ                        3  ВАРИАНТ

HCl  разведённая                       NaBr                                         KBr

KI                                               KCl                                        NaI

       2, 3, 5, 6, 8                            1, 4, 5, 6, 7                              1, 3, 4, 5, 6

УТВЕРЖДЕНИЯ

  1. Особое свойство лекарственного средства – гигроскопичность.
  2. Лекарственное  средство  хранится  по  списку Б.
  3. Лекарственное средство применяется в офтальмологической практике.
  4. Эффект реакции подлинности – слой хлороформа жёлто-бурого  цвета.
  5. Количественное определение можно проводить методом Фаянса.
  6. Лекарственное средство даёт положительную реакцию с раствором  серебра  нитрата.
  7. Лекарственное средство применяется как антиаритмическое средство.
  8. Количественное определение проводят с индикатором метиловым  оранжевым.

ОЦЕНКУ  ВЫСТАВИТЬ  ПО  КОЛИЧЕСТВУ  ПРАВИЛЬНЫХ  ОТВЕТОВ

Приложение №4

ВОПРОСЫ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ОПРОСА

Вариант  № 1

Калия  хлорид – до  количественного  определения.

Вариант  № 2

Калия  хлорид – получение,  описание  растворимость.

Вариант  № 3

Натрия  иодид – до  количественного  определения.

Вариант  № 4

Калия бромид – от количественного определения. Раскрыть метод Фаянса, ионно-обменной  хроматографии  (колонка  заполнена  катионитом).

Вариант  № 5

На анализ поступил 10% концентрат натрия бромида 500 мл. Сделать заключение  о  качестве  концентрата, если  n = 1,3462.

Вариант  № 6

В  аптеку  поступил  рецепт  по  прописи:

Возьми:  Раствора  кальция  иодида  2% - 10  мл

Д. О.  По  2  капли  в  оба  глаза.

Выписать рецепт на латинском языке, обосновать контроль качества по приказу № 214.  Описать  качественный  анализ.

Вариант  № 7

На  анализ  поступила  ЛФ  по  прописи:

Возьми:  Раствора  натрия  хлорида  0,9% - 50  мл

Простерилизуй!

Д. О.  Для  внутривенного  введения.

Выписать рецепт на латинском языке, обосновать контроль качества ЛФ по приказу № 214. Выполнить предварительный расчёт, То = 0,005844 г/мл; рассчитать  интервал  расхода  рабочего  раствора.

Вариант  № 8

Натрия бромид – от  количественного  определения.  Раскрыть  метод  Мора.

Вариант  № 9

Натрия  иодид–от  количественного  определения.  Раскрыть  метод  Фольгарда.

Вариант  № 10

Выполнить  заключительный  расчёт  на  ЛФ  по  прописи:

Возьми:  Раствора  кислоты  хлористоводородной        1% - 80 мл

Пепсина                                                        1,0

С. Д. О.  По  1  дес. л.  2  раза  в  день.

На титрование 1 мл ЛФ было израсходовано 1,2 мл 0,02 моль/л раствора натрия гидроксида. То = 0,04393 г/мл. Сделать вывод о качестве приготовленной ЛФ по количественному  содержанию.

Приложение №6

ОТВЕТЫ  НА  РАСЧЁТЫ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ОПРОСА

Вариант  № 5

10%  концентрат  натрия  бромида.

nф = 1,3462.

1) Чему  равна  фактическая  концентрация  анализируемого  раствора?

    Сф =

     Сф =                                = 10%

2) Чему  равно  допустимое  отклонение  по  приказу  № 305?

    Допустимое  отклонение  на  10%  равно  + 2%.

3) Чему равна минимальная и максимальная концентрация для анализируемого  раствора?

Находим  2%  от  10%:

10% – 100%

  х% – +2%                        х =                        = + 0,2%

Сmin = 10% - 0,2% = 9,8%

Cmax = 10% + 0,2% = 10,2%

4) Вывод: фактическая концентрация укладывается в интервал 9,8% – 10,2%.

                  Следовательно,  концентрат  приготовлен  удовлетворительно.

                  Анализ  регистрируем  в  журнале.

Вариант  № 7

Возьми:  Раствора  натрия  хлорида  0,9% - 50  мл

                 Простерилизуй!

                 Д. Об.:  Вводить  внутривенно.

Предварительный  расчёт:

1) Сколько граммов натрия хлорида содержится в ЛФ по рецепту (теоретически)?

0,9 – 100,0

х – 50,0                     х =                     = 0,45  (mт)

2) Чему  равна  навеска  ЛФ  для  анализа?

     В = 1  мл

3) Сколько  граммов  натрия  хлорида  содержится  в  навеске  ЛФ  (в  1  мл)?

0,9 – 100,0

х – 1,0                        х =                   = 0,009

4) Сколько мл 0,1 моль/л раствора серебра нитрата пойдёт на титрование навески  ЛФ,  содержащей  0,009  натрия  хлорида,  если  То = 0,005844  г/мл.

1  мл  0,1  моль/л  раствора  AgNO3  оттитровывает  0,005844  г  NaCl

х  мл  0,1  моль/л  раствора  AgNO3  оттитровывает  0,009  г  NaCl

х =                      = 1,540041 ≈ 1,54  мл  (Ат)

Вывод: расход рабочего раствора укладывается в интервал 1 – 3 мл, следовательно, на титрование берём навеску 1 мл и титруем 0,1 моль/л рабочим  раствором.

Расчёт  интервала  расхода  рабочего  раствора:

По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,45 составляет + 8%

(строка  свыше  0,2  до  0,5  включительно).

Аmin = 1,54 • 0,92 = 1,4168 ≈ 1,42  мл

Аmax = 1,54 • 1,08 = 1,6632 ≈ 1,66  мл

Титруем  из  пипетки  на  2  мл,  цена  деления  0,02.

Вариант  № 10

Возьми:  Раствора  кислоты  хлороводородной        1% - 80  мл

                 Пепсина                                                1,0

                 М. Д. О.:  По  1  ст. л.  2  раза  в  день.

Заключительный  расчёт:

1) Сколько  граммов  кислоты  хлороводородной  фактически  содержится  в  ЛФ?

      mф = 

mф =                                               = 0,843456 ≈ 0,84

2) Чему равно допущенное отклонение в весе кислоты хлороводородной от  

     прописанного  по  рецепту  в  граммах?

     mф – mт = 0,84 – 0,8 = + 0,04

3) Чему равно допущенное отклонение в весе натрия хлорида от прописанного по  

     рецепту  в  процентах?

     0,8 – 100%

+ 0,04 – х%                х =                       = + 5%

По приказу № 305 допустимое отклонение на вес 0,8 составляет + 7%.

(строка  свыше  0,5  до  0,8  включительно).

Вывод: лекарственная форма приготовлена удовлетворительно.

              Анализ регистрируем  в  журнале.

Приложение №7

КРИТЕРИЙ  ОЦЕНКИ

СЕМИНАРСКОГО  ЗАНЯТИЯ

Индивидуальный  опрос

у  доски                                                                2  балла

Компьютерное  (письменное)

тестирование                                                        2  балла

Фронтальный  опрос

(химический  диктант)                                        0,5  балла

Работа  на  местах

(черновик,  рецензия  ответа)                                0,5  балла

«5» – 5 баллов – 4,55 балла – 100% - 91%

«4» – 4,5 балла – 4,05 балла – 90% - 81%

«3» – 4 балла – 3,55 балла – 80% - 71%

«2» – 3,5 балла и менее – 70% и менее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по фармацевтической химии для преподавателя Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы» Специальность 33.01.02«Фармация» II курс

Методическая разработка практического занятия по теме: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия ги...

Контроль качества неорганических лекарственных средств производных карбоновых кислот и аминокислот

Аннотацияна методическую разработку лекции«Контроль качества неорганических лекарственных средств производных карбоновых кислот и аминокислот»преподавателя ГАПОУ КО «Калужский базовы...

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Конспект обычного урока по химии в 8 классе....

Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов IV и III группы периодической системы Д.И.Менделеева

Презентация содержит: цели, план, общие характеристики IV и III групп периодической системы химических элементов имени Д.И. Менделеева. В ней дана информация по лекарственным субстанциям: натрия гидро...

Методическая разработка конференции по теме: "Современные лекарственные формы и системы доставки лекарственных средств"

Методическая разработка для преподавателей по проведению конференции на тему:" Современные лекарственные формы и системы доставки лекарственных средств "...

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Содержание учебного материалаОткрытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» учебной дисциплины ОП. 08. Общая и неорганическая химия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Характеристика элементов по их положению в Периодической...