Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»
методическая разработка

Зацепина Наталья Викторовна

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами на уроках русского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений, а также на первых курсах в профессиональных образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шуточные диктанты30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Ефремовский химико-технологический техникум»

Методическая разработка

по дисциплине «Русский язык»

на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

Автор разработки:

преподаватель русского языка

и литературы Зацепина Н.В.

2018

Аннотация

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами на уроках русского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений, а также на первых курсах в профессиональных образовательных учреждениях.

Содержание

1.Аннотация……………………………………………… 2

2.Содержание……………………………………………3

3.Введение……………………………………………… 4

4. Основная часть……………………………………… 5

5. Заключение……………………………………………8

6. Список использованных источников……………… 8

Введение

В соответствии с ФГОС главной целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции, которая включает не только устные умения и навыки, но и письмо. Наряду с содержательным аспектом высказывания, важной характеристикой письма является его орфографическая нормированность. Работа над правописными привычками предусматривает формирование орфографической внимательности обучающихся.

Проблема формирования орфографической грамотности легла в основу данной разработки. Кроме того, при составлении диктантов меня волновал вопрос: «Как разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости?»

Поэтому цель данной методической разработки – использование дидактического материала на уроках русского языка с целью формирования орфографической зоркости обучающихся.

Для того, чтобы разнообразить уроки русского языка, в течение нескольких лет я сочиняла шуточные диктанты для своих обучающихся. Эти шуточные диктанты можно использовать на разных этапах урока. В качестве дополнительного задания можно попросить обучающихся озаглавить или продолжить текст.

Основная часть

Диктант «Мягкий знак после шипящих»

Колька в походе

Колька решил отправиться с группой в поход. Прослушав напутственную речь мамы, пообещав ей себя беречь, Колька выскочил из дома, прихватив с собой вещь-мешок, лёгкий плащ на случай непогоды и кирпич на всякий пожарный.

Сбор был назначен за городом возле заброшенных дач. Когда ребята встретились, на небе сгустилось множество туч, но туристов это не напугало.

Путь лежал мимо берёзовых рощ, двух старых кладбищ и поля, где колосилась золотая рожь.

Перед грозой кругом стояла тишь. «Увеличьте шаг!» – скомандовал Колька, потому что первые капли уж упали на землю. Всем было невтерпёж добраться до речки и спрятаться от грозы в шалаш.

Вдруг сверкнула молния, прогремел гром. С испугу Таня упала навзничь, послышался громкий плач. «Не плачь, слышишь, - говорили ребята, - впереди столетний дуб, там спрячемся.» Дуб был раскидист и могуч. Под его ветвями дети переждали грозу.

Когда они пришли на место, погода установилась. Тучи умчались прочь, светило солнце, в речке плескался лещ, предвещая хороший улов.

Домой туристы вернулись за полночь…

Диктант «Соединительные гласные в сложных словах. Пол - , полу -»

Колька-кашевар

Колька-кашевар решил приготовить маме сюрприз. Сперва он обошёл полмагазина и истратил баснословную сумму (около восьмисот шестидесяти рублей) на покупку морепродуктов и полуфабрикатов.

Пол-одиннадцатого вернулся домой. Надо поторопиться, потому что мама придёт полчетвертого. В пол-литровую скороварку Колька набрал из водопровода воды и сварил гарнир. Потом запек в духовке до золотисто – коричневой корочки полсёмги, сбрызнув ее соком пол-лимона. При помощи овощерезки приготовил капустно-морковный салат. Теперь можно было сделать получасовой перерыв и посмотреть полуфинал Чемпионата мира по футболу. Пол-России сейчас с учащенным сердцебиением следило за игрой нашей команды…

Полчаса пролетели быстро.

Вскоре с птицефабрики пришла мама и была приятно удивлена.

После вкусного ужина семья устроила чаепитие, заварив душистый зверобой и мяту.

Диктант «О, Ё, Е после шипящих и Ц»

Весенняя прогулка

На улице уже горячо печёт жёлтое солнце, слышится щёлканье скворцов, на крыше большого дома развевается пунцовый флаг…

В этот прекрасный день Колькаа шёл по жёсткому насту, цокал языком, жевал шоколад и шёпотом напевал песенку про чокнутого чёртика в парчовых шортах. Настроение было мажорное. Поздоровавшись со знакомым врачом Петром Кузьмичом и шофёром Иваном Сергеевичем, мальчик свернул в Усачёвский переулок. Вдруг послышался шорох. От страха мальчонка был почти сражён, ручонки его затряслись. В этот миг он был жалок и смешон. Из-за угла чётким шагом шёл некто в чёрном шёлковом капюшоне, ел крыжовник и что-то нашёптывал себе под нос. Когда они поравнялись плечом к плечу, Колька узнал хорошего знакомого. Страх ушёл, на душе стало снова хорошо. Колька с приятелем провели остаток дня вместе, весело о чём-то болтая, как трещотки... Вечер уже ничем не был омрачён.

Диктант «Буквы А, О в корнях кас - кос, лаг - лож»

Колька на море

Колька ехал отдыхать на Каспийское море.

Вещи были уложены. Билеты, как полагается, куплены заранее. На вокзале он внимательно слушал объявления пассажиров, которые касаются пассажиров. При посадке в самолет его руки кто-то коснулся. Колька покосился в ту сторону и увидел Лёшку. Мальчик и не предполагал, что его друг тоже летит на море. Во время полёта друзья весело болтали, при этом неукоснительно выполняя инструкции бортпроводника.

И вот наконец-то море! В прекрасном расположении духа товарищи вышли из самолёта. Ласковый ветерок касался их лиц и трепал волосы. Положившись на носильщика, друзья налегке добрались до отеля. Немного отдохнув в номере под легким пологом, Колька встретился с другом и изложил свой план. По его мнению, весь первый день полагалось провести на море. Так они и сделали, отложив все остальные дела на завтра.

Через полчаса ребята расположились на песчаной косе и стали смотреть вдаль. Вдруг на горизонте показалась касатка, весь пляж оживился.

Неожиданно начался тропический косой ливень, все кинулись в отель.

В тот день друзья долго не ложились спать, делились первыми впечатлениями.

Диктант «Междометия и звукоподражательные слова»

Витька на каникулах

Колька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» - подумал он, потягиваясь.

«Тук-тук-тук,» - это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» - откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» - заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» - прикрикнул на них Колька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь,» - доносился из поля дальний звук колокольчика.

«Ох, боже мой! Куда он подевался?» - охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Кольку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» - мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тс-с-с-с, не выдавай меня,» - шепнул он подбежавшему к нему Шарику.

«Полно! Дай мальчонке отдохнуть,» - вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка.

Диктант «Буквы Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную.»

Витька-вратарь

Небезызвестный всем Колька попал в больницу.

Предыстория была такова. Учитель физкультуры Иван Иванович предложил сыграть в футбол с параллельной группой. Игра обещала быть сверхинтересной, однако среди безынициативных однокурсников никто не хотел быть вратарём. После долгих розысков Иван Иванович уже начал было от безысходности складывать спортинвентарь, но тут вратарь отыскался. Им стал Колька. Мяч разыграли, матч начался. Но доиграть его не пришлось…Колька изысканным движением направил мяч в центр поля, но не рассчитав силы, упал, сломав при этом ногу.

Суперигра была отложена до полного выздоровления вратаря.

Чередование гласных в корне

Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. А Колька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.

“Коль, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. Колька только фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Колька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

Личные местоимения

Вчера у нас была контрольная работа. Мы записывали текст и подчеркивали местоимения с предлогом. Со мной посадили отличницу Лёлю, и я решил все списать у нее.

Колька сидел передо мной и все время оглядывался. Так мы и работали втроем: я списывал у Лёли, Витька – у меня.

Лёлька получила пятерку, я – тройку, а Витька – два! “Это все из-за тебя! – накинулся на меня Колька на перемене. – Не мог списать у отличницы! А я за вас расхлебывай!”

Грамматическая основа предложения

Колька – ученик пятого класса. Сегодня они с Лёлей дежурят. Лёля – отличница. Она старательная и аккуратная. Она быстро подмела пол, вымыла доску и полила цветы. Все! Класс чист!

А что делал Колька? Колька тоже старался! Он опрокинул ведро с водой, натоптал на полу, уронил цветок, сделал Лёле пять замечаний и гордо пошел домой. До чего он устал!

Сложное предложение

Сегодня Коля дома один, потому что мама с папой ушли в театр. Он обещал, что выучит уроки, вовремя поужинает и вымоет посуду.

Просидел Колька три часа перед телевизором и почувствовал, что проголодался. Он сбегал на кухню, включил газ под кашей и снова вернулся к экрану. Показывали потрясающий фильм!

Когда родители возвратились, Колька спал в кресле, а телевизор тускло мигал экраном. В квартире стоял запах сгоревшей каши, и легкий дымок тянулся из кухни.

Когда Колька жил в деревне, он нашел где-то котенка и притащил домой. Глазки зеленые, шерстка рыжеватая. Мы котенку обрадовались и поселили его на кухне.

Прошёл месяц, и котёнок стал большим рыжим котом. Дома он ничего не ел, и мы решили, что он ловит мышей. “Мой Рыжик – настоящий охотник!” – гордо объявил Колька.

Однажды зашла к нам соседка и рассказала, что кто-то у нее цыплят таскает. Мы переглянулись. Рыжик сидел у печки, урчал и смотрел на Кольку хитрыми глазами.

Однокоренные слова и формы слова

Все лето шли грибные дожди, но грибов в лесу почти не было. Вот и сегодня ребята долго бродили по лесу, но только Колька набрал полную корзину.

“Кто нашел хоть один белый?” – спросила бабушка у грибников, когда они вернулись. Коля подошел к столу и высыпал все из корзинки: “У меня одни белые!”

Беленькие грибочки с тоненькими ножками рассыпались по столу. Ребята засмеялись, а бабушка, сдержав улыбку, сказала: “Из поганок, дружок, грибной суп не варят!”

Приставки на -з, -с

Колька обожает опасности! Если препятствий нет, он сам их создает. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по сонному лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти.

На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось… наше родное село.

Корни с чередованием

За лето Колька вырос на целый сантиметр, но в футбольную команду его все равно не брали. “Подрасти ещё!” – смеялись ребята. И Колька рос…

Перед соревнованиями разболелся вратарь, и ребята расстроились. Тогда Колька предложил свою кандидатуру: “Располагайте мной, ребята!”

Игра началась. Волнение на поле возрастало. Раскрасневшийся Колька бестолково метался в воротах и пропускал один мяч за другим.

После игры спортсмены расшумелись, обвиняя Кольку в поражении. Но он не сдавался. “Я худой, а ворота большие!” – твердил он. Потом вздохнул и добавил: “Вот к весне растолстею, тогда уж точно можете на меня положиться!”

Род несклоняемых имен существительных

Колька совсем обессилел. “Вкусное какао, черный кофе, пестрый какаду…” – в отчаянии повторял он, пытаясь запомнить род несклоняемых существительных.

Когда в голове все окончательно перепуталось, он пошел спать.

А ночью ему приснился страшный-престрашный сон. Он плывет на старом каноэ по широкой Миссисипи, а его преследует громадный какаду и разъяренно кричит: “Где здесь живет большой серый кенгуру?!”

Бедняга в ужасе проснулся.

НЕ с существительными

Колька – вьюн и непоседа!

Весь урок толкал соседа.

– Не мешай! – сказал Серега.

Колька фыркнул: – Недотрога!

Блеснула молния, загремел гром, и неожиданно разразилась небывалая гроза. На землю обрушился не просто дождь, а ураган.

Ребята сбежались в небольшую беседку. Все приуныли из-за непогоды, и Колька решил приободрить друзей. “Это вовсе не страшный ураган! Вот в тропиках – это да!” – заявил он. И начал врать про тропические ливни. И как врать!

Скоро ребята забыли про ненавистный дождь. Они уже не различали, где правда, а где неправда. Колькины выдумки были неправдоподобны, но захватывающе интересны.

Никто и не заметил, как дождь прекратился, а из-за туч выглянуло вымытое солнце.

Имя числительное

Колька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник.

Сначала он выучил девяносто новых слов и в два счета сделал пять упражнений. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!

Но на уроке выяснилось, что из девяноста слов он восемьдесят забыл, а еще десяток вылетел у него из головы. Текст он в двух словах пересказал, но в обоих словах допустил ошибки… В дневнике появилась еще одна двойка.

Вечером Колька а решил, что пора исправить оценку по географии. Он раскрыл учебник…

Неопределенные местоимения

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Колька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределенными: некто, кое-кто, кое в чем… Он задумывается. Мечты у него тоже какие-то неопределенные, неясные. “Хоть бы кто-нибудь с кем-либо зашел кое за кем”, - вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Колька зубрит дальше.

Н и НН в суффиксах прилагательных

Бутерброд упал на новую льняную скатерть, и на ней появилось небольшое масляное пятнышко. Колька попытался оттереть его, но только перепачкал все грязными руками. А мама так любит эту необыкновенную скатерть с длинной бахромой!

Колька прикрыл пятно глиняной вазочкой с клюквенным вареньем. “А ничего получилось!” – подумал он и потянулся за вареньем…

Повторение темы “Имя прилагательное”

В стенной газете появилась резкая статья о недобросовестных дежурных.

– Обвинения несправедливы! – заявил Колька.

– На воре и шапка горит! – засмеялась Лёля.

Весь день Колька был мрачен и неприветлив. А после французского он уверенно вошел в пустой класс. В руках он нес неполное ведро воды и деревянную щетку.

Через три часа пол блестел от луж. Тут Колька вспомнил, что не полил цветы. Он сдвинул тяжелые столы, зачерпнул в стеклянную банку мутно-черной воды из ведра и стал взбираться наверх. Вода расплескалась, но незадачливый уборщик этого не заметил.

На следующий день в газете появилась длинная заметка, которая называлась “Юные неумейки”.

Повторение темы “Глагол”

Колька обучал собаку собачьей премудрости. Он положил перед ней кусочек сахара и скомандовал: “Не трогай, Волчок!” Волчок беспокойно тявкнул. “Не бери, а то попадет!” – снова пригрозил дрессировщик.

Волчок отошел в сторону и сделал вид, что его это все не касается. Он стал почесываться, зевать, скрести за ухом. Довольный Колька отвернулся, и тут “ученик” схватил сахар и громко зачавкал под обеденным столом.

Колька хотел вытащить его за хвост, но Волчок зарычал. “Не трогай, Колька, а то укушу!” – слышалось в этом рычании.

Хороша дрессировка!

Заключение

Надеюсь, данный дидактический материал поможет разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости, а также послужит другим преподавателям русского языка отправной точкой для работы над данной темой.

Добавлю, что в качестве самостоятельной работы можно попросить обучающихся самим составить подобный диктант, используя слова на изученную орфограмму. Эта работа будет способствовать развитию не только орфографического внимания, но и творческого воображения, а также поддержит интерес обучающихся к урокам русского языка.

Список использованных источников

  1. http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/metodicheskie-razrabotki-rekomendatsii
  2. http://festival.1september.ru/articles/102447/
  3. http://festival.1september.ru/articles/100841/
  4. http://zanimatika.narod.ru/Book4.htm
  5. http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/86587


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка по теме "«Enjoying your home»

В данной работе представлена  разработка открытого урока английского языка с подробным описанием всех его этапов: приветствие, фонетическая зарядка, отработка лексики и грамматики....

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Презентация по теме СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ для уроков русского языка

Данная презентация послужит хорошим помощником в проведении уроков русского языка в 10 классе для школ и для 1 (2) курсов для СПО....

Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык".

Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык" к УМК 10-11 В.П.Кузовлев и др....

Методическая разработка урока английского языка по теме «Обучение технологии написания личного письма на английском языке»

Методическая разработка урока английского языка по теме  «Обучение технологии написания личного письма  на английском языке»...

Методическая разработка урока английского языка по теме "Уроки победы"

Разработку можно использовать для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме "Уроки победы: герои моряки"....