Педагогическое проектирование эстетического образования
статья на тему

Актуальные проблемы современного образования: выход из тупика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_nauchnom_sovete.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое проектирование эстетического образования.

В настоящее время система российского образования находиться в состоянии реформирования. Это касается и системы профессионального образования. Периодически провозглашаются те или иные подходы к образованию: природосообразный, культуросообразный и т.д. В настоящее время определился социокультурный подход к образованию, когда система образования исследуется и формируется в сложном противоречивом соотношении общества и культуры, их динамике, историческом развитии.

Искусство – самосознание культуры. Напомню, что самосознание – «это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе, на основе которой выстраивается взаимодействие с Другими и отношение к себе» (Психология. Словарь. Сост. Л.А.Карпенко. М., 1990. – 494 с. С. 475). Самосознание определяет «программу жизнедеятельности» того или иного человека, её успешность во всех сферах. Поэтому уровень развития самосознания для человека и для общества в целом трудно переоценить.

Основной целью образования в рамках социокультурного подхода является формирование и развитие надпрофессиональных, так называемых ключевых компетенций. Коротко напомню, что ими являются познавательная активность, рефлексивность сознания, информационо-коммуникативная деятельность.

Любая человеческая деятельность протекает по законам универсальной формы человеческой деятельности – эстетического, и в частности по законам красоты. Что бы не делал человек, он стремиться создать не только полезное, но и красивое. То есть в каждом виде деятельности априори присутствует элемент прекрасного. Это родовой признак именно человека, как биологического рода, в отличие от животных.

И очень прискорбно, что на основе статистических данных, представленных на последнем педсовете, красота в природе и искусстве как духовная ценность личности, стоит у наших студентов на одном из последних мест.

Освоение мира человеком должно осуществляется непременно в эстетической форме; все виды человеческой деятельности, при всём их историческом и национальном своеобразии, подчиняются эстетике и не могут быть совершенны без эстетического начала в человеке. Эстетика входит в труд, быт, в профессиональную деятельность, формируя в человеке созидательное начало и способность воспринимать  и творить красоту.

Напомню, что эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде всего, в искусстве.

Таким образом, эстетика и искусство – фокус всей мировой культуры и средоточие опыта человечества.

К сожалению, эстетическое образование и его важнейшая составляющая – искусство – присутствуют в профессиональных образовательных учреждениях больше на декларативном уровне.

Мировая история педагогики наглядно показывает нам результат данного процесса – Европа и страны юго-восточной Азии, Англия и Япония. Британское королевство, будучи в начале прошлого века самым процветающим и стабильным государством мира, постепенно сдаёт свои позиции целому ряду других стран, и усиление акцента на профессионально-техническое обучение, на технологию, абсолютно не решает обозначенной проблемы. По мнению американских экспертов, одна из наиболее серьёзных причин технического и технологического опережения Японией США и других развитых стран Европы кроется в системе образования, важнейшим составляющим звеном которого является система эстетического воспитания. Учебные планы образовательных учреждений Японии включают 8-12 часов в неделю на освоение предметов эстетического цикла, это музыка, ИЗО, народное творчество, эстетика. В России, к примеру, это 2, в лучшем случае 3 часа в неделю. Предполагается, что у нас эстетические темы включены в учебные планы большинства предметов общеобразовательного и профессионального циклов. Но на деле это не всегда соответствует действительности. Данные темы осваиваются вскользь, не лежат в основе базовых вопросов того или иного предмета. Художественные произведения используются довольно редко и эпизодически, в лучшем случае в качестве красивой иллюстративной наглядности.

То есть сегодня следует констатировать, что сложилось противоречие между потребностью в повышении уровня нравственно-эстетической воспитанности студентов и реально сложившейся практикой преподавания, для которой характерны слабо развитые или устаревшие формы и средства педагогического воздействия и взаимодействия. На сегодняшний день выход из данной ситуации видится в реализации определённых педагогических проектов.

Проект – достаточно сложная система преобразований. Его замысел зависит от субъективных факторов – понимания автором целей, задач, условий реализации проекта. Педагогическое проектировании отличается целенаправленным воздействием на социально-педагогическое пространство и основывается на самоопределении преподавателя, его мировоззренческих позициях и методологических установках. В педагогическом проектировании, так или иначе, учитываются личностные возможности и особенности педагога, и находят отражение этическая и эстетическая позиции.

Педагогическая наука выработала особую отрасль – художественную педагогику, которая в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях слабо стыкуется с общей педагогикой.

Основными принципами художественной педагогики являются образность, ассоциативность, целостность мышления, эмоциональная окрашенность, связь искусства с жизнью. А образовательные предметы учебных заведений, на основе принципов общей педагогики развивают рационально-логическое мышление.

Всем известно, что образно-художественным (синтетическим) мышлением руководит правое полушарие человеческого мозга, рационально-логическим (аналитическим) – левое. У каждого человека больше развито от природы либо правое, либо левое полушарие. Это определяет характер протекания информационных процессов.

Естественно, учебная группа состоит из студентов с разным типом мышления. И строго дифференцировать их по данному признаку практически не представляется возможным. К тому же, полушария головного мозга должны развиваться параллельно. Общая педагогика больше ориентирует на развитие рационально-логического мышления. Общепризнано, что это более совершенная его форма. Но базой для рационально-логического мышления является его образно-художественная форма, поэтому в рамках изучения практически любой дисциплины нужно применять и методы художественной педагогики, а не только общей.

Мировое искусство даёт нам эти методы в качестве анализа художественных произведений с позиций целей и задач того или иного предмета.

Общеобразовательное содержание произведений художественной культуры выражается в следующих аспектах:

- художественная культура как часть социума (историко-социологический (культурологический ?) аспект);

- художественная культура как сокровищница универсальных ценностей (эстетический и этический аспекты);

- художественная культура как история создания и восприятия эстетических ценностей (искусствоведческий аспект);

- художественная культура России и родного края в контексте мировой художественной культуры и во взаимосвязи с другими национальными культурами (национально-региональный аспект);

- художественная культура как способ познания духовной сущности человека (психологический аспект);

- художественная культура как ключ к пониманию эмоционально-духовной сущности и социальной значимости избранной профессии (профессиональный аспект).

Так как содержание современного образования признаётся изоморфным культуре, включает в себя все компоненты социального опыта, направлено на формирование человека культуры, то важнейшим средством педагогической коррекции личности выступает художественное произведение. Оно, в самом широком понимании выполняет роль культурной памяти человечества, и поэтому общение с ним и по поводу его выступает как активная форма смысло-творческой деятельности, необходимая и детям и подросткам и взрослым для обретения личностной зрелости.

Поэтому, уважаемые коллеги, чаще используйте шедевры мирового искусства на своих предметах. Если нужны конкретные произведения, обращайтесь за помощью. В кабинете МХК ОЗО представлено множество шедевров мирового искусства на бумажных, электронных, аудиальных и аудиовизуальных носителях.

Это относится к предметам гуманитарного цикла, общественным наукам, к профилирующим предметам - педагогике, психологии и т.д. По каждому отдельному предмету нужно говорить уже конкретно. В будущим я планирую выступить на всех предметно-цикловых комиссиях с подробным и конкретным раскрытием этого вопроса.

Но в любом случае эстетическое образование ставит одной из своих главных задач формирование в человеке потребности к самосовершенствованию, развитие способности к духовному саморазвитию личности и её включённости в отечественную культуру и мировую цивилизацию.

Ещё считаю необходимым добавить, что богатейший и разносторонний опыт по формированию собственного жизненного идеала даёт нам содержание курса МХК, то есть мы рассматриваем те общечеловеческие и жизненные проблемы и события, которые отражены в произведениях различных видов искусства и волнуют человечество на протяжении многих тысячелетий его существования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: Проектная методика - педагогическая технология нового образования

Краткая телрия о проектной методике и подробный конспект конкурса основанного на данной методике....

Статья "Педагогическое проектирование"

В данном материале рассматриваются следующие вопросы: 1. Понятие педагогического проектирования;2. Этапы проектирования;3. Принципы проектной деятельности...

"Педагогическое проектирование"

В презентации рассматривается общепедагогическое представление о проектировании. указаны и описаны виды проектов. Дан список литературы....

ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.

Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...

Педагогические технологии инклюзивного образования

Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной...

участие в I Всероссийских (с международным участием) педагогических чтениях «Педагогическая мастерская профессионального образования» 30 апреля 2021 года

участие в I Всероссийских (с международным участием) педагогических чтениях «Педагогическая мастерская профессионального образования» 30 апреля 2021 года, тема "Формирование проф...