Воспитание у студентов уважения к народным традициям
статья по теме

Голубенцева Валентина Александровна

Статья  о работе курсов  по изготовлению народных кукол и знакомсту с традициями русского народа (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_kuklah_na_sayd_nsportal.ru_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ  У СТУДЕНТОВ УВАЖЕНИЯ

К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

(Из опыта работы)

Голубенцева В.А., преподаватель ГБОУ СПО

Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга

В современном образовании большое значение уделяется изучению традиционной народной культуры. Можно много и убедительно дискутировать об игровом и культовом значении куклы в истории человечества и на современном уровне развития.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов.

Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в мир полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т.д.

Изготовленные своими руками традиционные русские куклы несут черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось и имущественное состояние человека, и его положение в обществе. В традиционной русской кукле закрепились наиболее устойчивые формы русской одежды, характерные для той или иной губернии.

 В этой статье я хочу поделиться опытом использования практических занятий по изготовлению народных кукол для приобщения студента к чарующему миру куклы, дать ему возможность попробовать изготовить ее своими руками, вернуться еще раз в волшебный мир детства.

Как проходили наши занятия?

Вначале  мы беседовали  об особом месте куклы в жизни человека. Кукла- первая  среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной и сопровождала человека с рождения до глубокой старости.

  Так как куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях, то считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Безликость традиционной куклы идет из древности. Это связано с обереговой функцией: взгляд  куклы может передать ребенку плохую энергетику.

 Изготовление каждой куклы сопровождалось рассказом о предназначении данной куклы, затем студенты подбирали материал и …начиналась творческая работа по изготовлению. Пусть в самодельной кукле  не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Материал, из которого изготавливались куклы, разнообразный: это и мочало, и солома, текстиль, нитки, вата и т. д.

Первые куколки изготавливаются без помощи иглы (на конструктивной основе-скрутке) простым кручением лоскутков, закрепленных нитками. Такие куклы могут делать дети 4-5 лет-будущие воспитанники студентов.

При изготовлении игровых кукол, более сложных по технологии, участникам занятий предлагается сшить целую семью. С такими куклами можно уже проводить сюжетно-ролевые игры: свадьба, семья и т.д.

На современном этапе «игровое» направление в образовании – новое для нашей страны, но быстро распространяющееся по всем категориям учащихся (особенно в дошкольных учреждениях и в младших классах школы). Игра для детей – прекрасное занятие, способствующее развитию и так же облегченный способ приобретения полезных знаний.

При изготовлении обрядовых кукол: масленица, коза, мировое древо и т. д. участники занятий знакомятся с бытом и традициями русского народа. В народном сознании мирно уживаются христианские праздники и более древние языческие приметы и обряды, существовавшие на Руси до введения христианства. Знакомимся мы на занятиях и с традиционными русскими праздниками, которые в той или иной мере связаны с обязательным изготовлением традиционной русской куклы.

Мы считаем, что ручные умения, приобретенные на занятиях студентами, в сочетании со знаниями обрядов и традиций русского народа, формируют у учащихся интерес к русской культуре и желание передать свой опыт будущим воспитанникам.

По окончании курса изготовления кукол мы организовывали выставки творческих работ студентов. Фото  наших русских кукол можно увидеть на сайте колледжа:

www. kollege 4@mail.ru.

Надеемся, что наше увлечение найдет сторонников и среди студентов, и у руководителей кружков и студий для организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература.

Берстенева Е., Догаева Н.. Кукольный сундучок. Традиционные народные куклы своими руками. Белый город.2011.

Котова И.Н.,.Котова А.С. Русские обряды и традиции. Санкт-Петербург. Паритет. 2009.

Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. АППО.С-Петербург. Кафедра истории педагогики. 2005.

Шайдурова Н.В. Традиционные тряпичные куклы. Детство-Пресс. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР: Народные традиции как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры

Рецензия на выпускную квалификационную работу       студентки Гумаровой Аксаны Собировны.       Специальность 050704 52Дошкольное образовани...

Роль народного сценического танца в сохранении традиций народной культуры среди учащихся детских школ искусств

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и р...

Кураторский час для студентов, посвященный Дню народного единства

Цель: дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси.Образовательная цель: фо...

Уроки ОРКСЭ в 4 классе «Беседа о посте и праздниках православных и мусульман с целью воспитания терпимости и уважения к людям других культур»

Опыт работы, как  учителя по предмету ОРКСЭ и педагога воскресной школы. Сравнение направлений работы на Урале и в Воронежской области.История взаимоотношений православных детей и мусульман, объя...

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям.

На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» - любому из нас ответить проще простого. Ещё бы! Каждый дошколёнок знает: это Корней Чуковский. Так же легко назовёте, наверное, и автора «...

Дипломная работа на тему "Народные традиции как средство эстетического воспитания младших школьников"

Дипломная работа на тему "Народные традиции как средство эстетического воспитания младших школьников"...


 

Комментарии

Голубенцева Валентина Александровна

Статья об опыте использования практических занятий по изготовлению народных кукол для формирования у студентов интереса к русской культуре

Голубенцева Валентина Александровна

Статья о использовании практических занятий по изготовлению народных кукол для формирования у студентов интереса к русской культуре