Отчет по самообразованию 2015-2016 учебный год Тема: Воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.
статья

Актуальность темы:

             Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине,  родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu-_sidelnikova_t.d.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

Отчет по самообразованию

2015-2016 учебный год

Тема: Воспитание чувства патриотизма,

              уважения к старшему поколению.

Воспитатель группы 24

Сидельникова Татьяна Демьяновна.

Горнозаводск 2016г

Воспитание чувства патриотизма,

уважения к старшему поколению.

Актуальность темы:

             Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине,  родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости  за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Воспитание у обучающихся любви к своему отечеству – это проблема   всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни. Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становится чрезвычайно сложной. Сложности эти  вызваны переосмыслением в обществе самого понятия – патриотизм.

Истинный патриотизм, гражданственность  предполагают формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого  развития являются духовно-нравственный и социально-культурный компоненты. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать   педагогам и воспитателям в процессе воспитания обучающихся.

       Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным

изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.

         Патриотическое воспитание обучающихся   выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.

Значимость изучения системы патриотического воспитания обучающихся заключается в том, что именно воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

         Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип обучающегося.

Актуальность исследуемой проблемы и позволила мне выбрать тему «Воспитание чувства патриотизма, уважение к старшему поколению».

Цель моей работы состоит в формировании у обучающихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны.

Задачи:

  • Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, к малой Родине, предкам
  • Воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуре края, сохранение традиций
  • Формирование здорового образа жизни
  • Повышение правовой и политической культуры
  • Умение устанавливать контакты с другими людьми

             В своей деятельности в качестве воспитателя коррекционной группы вопросы патриотического воспитания я стараюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом СПЦ. На сегодняшний день мне бы хотелось выделить несколько методов и форм патриотического воспитания:

Методы

Метод

Формы

Методы формирования сознания личности

Убеждение, внушение,

метод положительного примера

Тематические и информационные классные часы, беседы, дискуссии;

тематические линейки, встречи с ветеранами войны и труда

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Педагогические требования,

Общественное мнение, требование коллектива, поручение, создание воспитывающих ситуаций

 Изучение государственной символики Российской Федерации; экскурсии поездки, походы, трудовые дела, смотры,  конкурсы, выставки

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуаций успеха

соревнования

Систему патриотического воспитания в группе я строю, учитывая степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Стараюсь привлекать к активному участию в различных классных мероприятиях и мероприятиях, проводимых в  СПЦ всех обучающих группы. Был разработан  план мероприятий:

Сентябрь

Сообщение об освобождении Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.

Книжная выставка - «Гражданином быть обязан»

Встреча с олимпийской чемпионкой по гимнастике – Хоркиной С.

Октябрь

Информационный кл.  час «Права и обязанности обучающихся»

Участие в областных соревнованиях по легкой атлетике, настольному теннису

Конкурс плакатов ко Дню учителя

Торжественная линейка, посвященная Дню профтехобразования и Дню учителя

Ноябрь

Творческий классный час «Я гражданин России»

«День Матери» - презентация

Конкурс рисунков «Свобода вне зависимости.

Декабрь

Классный час «Мой образ жизни»

Участие в художественном оформление холла и общежития

Участие в спортивно-игровой программе

Участие в соревновании по волейболу

Январь

Классный час « Дни и ночи блокадного Ленинграда»

Беседа, посвященная 50летию трагической гибели экипажей судов НБТФ

Информационный час, посвященный Дню студента

Участие в районных соревнованиях «Открытие зимнего сезона по лыжным гонкам – 2016»

Совместная прогулка на горку

Февраль

Линейка, посвященная Дню вывода советских войск из Афганистана – «А память сердце бережет»

Встреча-беседа с участником боевых действий, награжденного медалью «За Отвагу»

Выставка рисунков «Служу России»

Классный час «Есть такая профессия защищать Родину»

Посещение выставки «Во славу Отечества»

Библиотечный час «Их имена Отчизна не забудет»

Март-Апрель

Участие в спартакиаде по лыжным гонкам

Классный час  «Права и обязанности несовершеннолетних

Участие в спортивной игре «А ну-ка девушки»

«Вахта памяти», посвященная Дню космонавтики

Классный час «Он первый»

Спортивная игра «Три богатыря

Май - Июнь

Конкурс рисунков «Великой Победе посвящается»

Конкурс «Письмо ветерану»

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы

Классный час «Краткая история о ВОВ», «День памяти и скорби»

Участие в акции «Бессмертный полк»

Участие в районных соревнованиях по настольному теннису, по шахматам, по легкой атлетике Сахалинской области среди детей с ОВЗ

Торжественная линейка для выпускников «Пришла пора нам расстаться»

             В течение учебного года обучающиеся  группы,  участвовали в конкурсах, выставках, встречах, соревнованиях  связанных с патриотическим воспитанием молодого поколения России. Ежегодно группа принимает участие в митинге,  посвященном празднованию Дня Победы, систематически группа работает на территории СПЦ, убирая свой участок.

Группа самая активная участница всех  спортивных мероприятий.

Данный вопрос побуждает меня изучать литературу,  которая помогает мне узнать опыт, наработки других педагогов.

  1. Н.Ф. Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г.  В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.
  2. Е.К. Ривина «Государственная символика России».  В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых   мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России.  Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.
  3. Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г. Автор предлагает нам нетрадиционные формы работы.
  4. Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию)

5.Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое  воспитание) Москва 2007г

6.Зенченко В.А.  «Проблемы формирования гражданственности и патриотизма у современной молодёжи/ Минск,2011

Выводы

         Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт, или нет каких либо достижений. Поэтому, считаю, что все проведенные мероприятия способствовали повышению уровня воспитанности личности. У обучающихся повысилась самооценка, сократилось число девиантных поступков, у некоторых появилось желание служить в Российской армии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание, осуществляемое систематически, может приносить существенные результаты в становлении гражданской  личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая конференция «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины»

30.01.2014 года, как методист, я организовала педагогическую конференцию «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины». В конференции приняли участие трое преподавателей ...

Перспективный план работы с родителями разновозрастной старшей группы на 2015-2016 уч.г.

План работы с родителями разновозрастной старшей группы на 2015-2016 уч.г. по темам учебного развития детей и ЗОЖ. Консультации по занятиям для родителей подготовительной группы. Информация о пси...

Отчет о методической работе в ГОБПОУ «ГТК» за 2015-2016 учебный год

Отчет о методической работе в ГОБПОУ «ГТК» за 2015-2016 учебный год...

Средства массовой информации - мощный фактор в воспитании чувства патриотизма у современной молодёжи

В статье анализируются уровни  патриотического воспитания современной молодёжи. Автор раскрывает роль средств массовой информации в патриотическом воспитании школьников. В статье рассматриваются ...

Методическое пособие "Как формировать и оценивать чувство патриотизма у дошкольников"

Содержание методического пособия базируется на опыте педагогического коллектива учреждения и включает практические материалы для организации работы по формированию чувства патриотизма у детей старшего...