Средства массовой информации - мощный фактор в воспитании чувства патриотизма у современной молодёжи
статья

В статье анализируются уровни  патриотического воспитания современной молодёжи. Автор раскрывает роль средств массовой информации в патриотическом воспитании школьников. В статье рассматриваются основные проблемы, возникшие в патриотическом воспитании в настоящее время.

Автор  делится собственным опытом использования местных средств массовой информации, в частности газеты «Оскольский край»  в урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, средства массовой информации,  газета «Оскольский край», исторический факт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акинина Лариса Николаевна

преподаватель общественных дисциплин

ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж»

Г. Старый Оскол

Средства массовой информации  - мощный фактор  в воспитании чувства патриотизма у современной  молодёжи

В статье анализируются уровни  патриотического воспитания современной молодёжи. Автор раскрывает роль средств массовой информации в патриотическом воспитании школьников. В статье рассматриваются основные проблемы, возникшие в патриотическом воспитании в настоящее время.

Автор  делится собственным опытом использования местных средств массовой информации, в частности газеты «Оскольский край»  в урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, средства массовой информации,  газета «Оскольский край», исторический факт

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций, школы и семьи  по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы общества, причем не редко для манипуляции и дезинформации людей.

В средствах массовой информации доминирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, патриотизма как внимания к людям, патриотизма как ответственности, патриотизма как поклонения героям, патриотизма как гордости за свой народ и Отечество.

В последние годы вновь возникла острая потребность в поднятии патриотических настроений россиян, в частности, молодежи, и выстраивании соответствующей государственной политики. Налицо острая необходимость заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР и перехода российской экономики на рыночные отношения, когда активно возрождаются национальные традиции, возрастает влияние религии в жизни общества, произошло изменение социального статуса и функций силовых структур. Как следствие, система образования неминуемо столкнулась с трудностями разработки новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

 В чём заключается роль  СМИ в деле  укрепления патриотического сознания россиян?  Какова роль региональных и муниципальных периодических изданий?

Я активно использую местные средства массовой информации, в частности пошивки  издававшейся газеты «Оскольский край»

Фрагменты  романа Юрия  Градинарова «Боже, укрепи», опубликованные на страницах газеты  используются мною при изучении  истории средневековой Руси.

Большим подспорьем являются  «Записки старожила» местного краеведа Р. Медведева,  использую при изучении истории России  XVII-XIX вв. Они помогают осмыслить место  Оскольского края, его значимость в истории Отечества.

Изучение истории немыслимо без документов. На страницах газеты публиковались оперативные сводки Генерального Штаба Красной Армии из Центрального Архива Министерства Обороны за 1942-1943гг.  Они помогают студентам понять, проанализировать ход боевых действий, масштабность боёв на Оскольской земле. Работая с документальным материалом, будущие медицинские работники с большим интересом воспринимает события  героических лет.

История – это люди, творящие её. Рубрика «Имя в истории» рассказывала о наших земляках, которые добились больших успехов, являются гордостью не только Оскольского края, но и всей России. В качестве примера можно привести статью о Чеснокове Д.И.,  академике АПН СССР, профессоре, докторе философских  наук, уроженце села Каплино  Старооскольского района.

Помимо пошивки местной газеты, я использую документальные фильмы, которые показываются по  всероссийским каналам.

На занятиях по истории мною используются такие фильмы, как «Первая мировая война», фрагменты которого позволяют наглядно увидеть картины войны, подвиги русских солдат и офицеров.

Известный проект «Рюриковичи» позволяет воспитывать чувства национальной гордости за свою Родину на примерах нашей древнейшей истории. По окончании просмотра студенты обмениваются мнениями, часто спорят, устраивают дискуссии.  Одним словом, равнодушных не бывает.

Таким образом, СМИ обладают огромным воспитательным потенциалом, который необходимо использовать в урочной и внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая конференция «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины»

30.01.2014 года, как методист, я организовала педагогическую конференцию «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины». В конференции приняли участие трое преподавателей ...

Средства массовой информации о Тюменском колледже водного транспорта

https://vk.com/video?z=video104834098_456239023%2F30d8e783f944a17235%2Fpl_updateshttps://vk.com/video?z=video104834098_456239024%2F26dc73f1afe0cdf45c%2Fpl_updateshttps://vk.com/video?z=video1048...

Методическая разработка урока «Средства массовой информации

Учебно - методическая разработка занятия по теме: “Mass Media. Средства массовой информации” рассчитана на 2 часа. По типу занятие является комбинированным и содержит: пояснительную записк...

Отчет по самообразованию 2015-2016 учебный год Тема: Воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.

Актуальность темы:             Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине,  родной земле, преданностью своему ...

Мои публикации в средствах массовой информации

Мои публикации в средствах массовой информации...

Методическое пособие "Как формировать и оценивать чувство патриотизма у дошкольников"

Содержание методического пособия базируется на опыте педагогического коллектива учреждения и включает практические материалы для организации работы по формированию чувства патриотизма у детей старшего...

Рабочая программа по профессиональному модулюПМ.02 Защита информации в автоматизированных системах программными и программно-аппаратными средствами МДК.02.01 Программные и программно-аппаратные средства защиты информации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.02 Защита информации в автоматизированных системах программными и программно-аппаратными средствами МДК.02.01 Программные и программно-аппаратные средства...