Старый бабушкин сундук.
план-конспект урока по теме

Кирова  Людмила  Николаевна

УРОК- ПРАКТИКУМ      «Старый бабушкин сундук»

         Посвященный русским традициям, обычаям и  русскому костюму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staryy_babushkin_sunduk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         УРОК- ПРАКТИКУМ    

                                               ПЛАН   УРОКА

                               «Старый бабушкин сундук»

         Посвященный русским традициям, обычаям и  русскому костюму.

Действующие лица и исполнители: бабка Катя, двое ведущих,  пятиклассники.

Оформление сцены: окно с названием. стол, покрытый скатертью, на нем самовар и пироги, сундук, в котором полотенца, скатерть, сарафаны, куклы и другие  декоративные  изделия  и   поделки.

Кабинет оформлен: творческими работами учащихся на стендах и манекенах.

Вступление: звучит русская народная музыка.

1 ведущий: «От того. как мы относимся к родной старине, зависит. Быть или не быть родной культуре…

                                             Среди горя и обид Бес не дремлет, Бог не спит,

                                     Иль безверье одолеет или вера исцелит…»

2 ведущий: « Многое забыли, растеряли…Давайте по крохам собирать то что уцелело. И как пригодится нам для этого СТАРЫЙ БАБУШКИН СУНДУК ! Сколько интересного

может рассказать нам его содержимое. А главная хранительница  сундука баба Катя считает ,что это не только скопленное богатство , это - целая жизнь.

                                                              Мы чуем с предками родство,

                                                                  Их золотое мастерство,

                                                                    Одолевая жизни зло,

                                                             Хотим,  чтобы  к  потомкам  перешло.»

1  ведущий:  «Тихо!  Тихо!  Спит  баба  Катя…Что  снится  ей?  Может,  видит  во сне,  как  была  молодой,   водила  хороводы,  пела  песни.»

Звучит песня «Летят утки» или «Соловушка».

2 ведущий:  «Хлебосольством и радушием знаменит родимый край,

Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай.

И места всегда почетный за обеденным столом,

Ведь сегодня радость светлая входит в наш прекрасный дом.»

1 ведущий: « Есть в природе нашего народа вечные особые черты-

Не берут ни годы, ни невзгоды , ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты! Гость, войди! Традиций не нарушим…»

Стук в дверь, входят двое и малышей.

Баба  Катя:  «Проходите, проходите, красавицы  мои  ненаглядные,  Самовар  готов.  Чайком  угощайтесь,  пироги  мои  попробуйте.  Напекла,  а  есть-то   некому.»

1 ведущий: «Зачем  много печешь, баба  Катя?»

Баба Катя : «По привычке ,девоньки , по привычке. Раньше-то семьи большие были, вот и пекли много»

2 ведущий: «Баба Катя, какой у вас сундук большой, старый,  да под замком!

Видно, много добра в нём».

1 ведущий: «Открой-ка, хозяюшка, свой заветный ларец, да покажи, что в нем хранишь».

Баба Катя: «Старый, верно, старый, ему уже больше ста лет. Все покажу что так долго хранила».

1 ведущий: «Покажи , бабуленька!»

Баба Катя достает полотенце, скатерть,  декоративные  издделия из сундука. Малыши рассматривают.

Баба Катя: « А знаете, чем русский лен знаменит? Лен кормил, одевал, помогал дома строить. Лен- богатство нашей земли, её украшение. Это-гордость и слава России».

Наташа с полотенцем: « На поле вешнем в косынке синий -это лен,

И с бурной силою по-прежнему

Бутоны к солнцу тянет он.

Цвести вам вечно, земли Русские,

Звенеть волною голубой.

А как же тайны стариковские?

Их нам разгадывать с тобой».

Настя со скатертью: «Действительно, как красиво. Хочется обо льне стихами:

Если парус белеет над волной серебристой,

Если девушка в платье цвета батиста,

Если в бурю не рвутся корабельные снасти,

Это-лен ,это наши дары вам на счастье!

Если мчаться стрелою к небесам самолеты,

Если видишь ты скатерть самой тонкой работы,

Если в доме хозяйки самые вкусные сласти,

Это-лен, эта наши дары вам на счастье!»

 Миша  с  матрешками: рассказ –презентация.

Коля   с  ковшами: рассказ  о  изделии.

Дима   с  кубком:    рассказ  о  изделии.

Младшие уходят. Старшие в это время примеряли сарафан.

Идет показ моделей Русской народной одежды.

Баба Катя: «Что, девоньки, интересно? Гляжу на вас юных, красивых и себя, свою молодость вспоминаю. Тут и сердце радуется, и слезы наворачиваются…

Ведь и мы когда-то на посиделки собирались, песни пели, за работой до самых петухов засиживались».

1 ведущая: «Баба Катя, а хочешь, мы тебе песню споём твою любимую «Не шей ты мне, мама, красный сарафан?»

2 ведущая: «А знаешь, какой смысл этой песни ? В старину невесту наряжали в платье красного цвета.»

Звучит песня «Не шей мне, мама, красный сарафан…»

Баба Катя: «Растрогали вы меня, расскажу вам, как суженого в старину выбирали и на святочной неделе девушки гадали».

Оля: «Раз в году по народному обычаю можно было погадать на суженого, узнать , хорош ли , плох ли. Ласков или сердит жених будет. О том, как народ встречал Крещение, об обычае гадать в этот праздник можно прочесть у русских поэтов».

Таня: «Например, в стихотворении В. Жуковского «Светлана».

Трое девочек показывают святочные гадания (бросание башмачка,  со  свечой  и  зеркалом , с  растопленным  воском.)  Звучит  песня  «Живет  моя  отрада».

1 ведущая: «Баба Катя, а веселиться-то умели?

Праздники-то праздновали?»

Баба Катя: «Все было - и песни пели , и частушки ,и гадали ,и хороводы водили. А

Игры !  Какие весёлые забавы были  на Масленицу!»

2 ведущая : «Глянь ,какой стоит пирог,

Блины, да ватрушки!

Так споём же под чаек

Весёлые частушки!»

1ведущая: «В пляске не жалей туфель,

За столом – заварки.

То-то станет жарко!»

Пятиклассники  поют  частушки:

«На весёлое гулянье я пришёл без ремешка,

Девяносто песен знаю, да ещё дома полмешка!

                    Моя прялка не прядёт , колесо не вертится,

                    Не дождаться милого, он, наверно, сердится

Ой, подружка  моя , Оля ! Дай-ка подрумяниться,

Моё белое лицо никому не нравится!

                    Полотенце вышивала петухами, утками

                    Я миленка поджидала часами и минутками.

Ой, ног мои , что мне делать с вами ?

Для хороших друзей пляшете вы сами.

                    Ой, пол, провалились, потолок, обвалились

            На доске остануся, с частушкой не расстануся!

Эх, топни, нога, топни правенькая!

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Баба Катя: «Вы работали ногами ,трудно было говорить,

Так что надо пирогами вас в дорогу одарить.

Принимай ,бери ,дружок ,этот сладкий пирожок !»

Оля: «Хороводы в русских деревнях начинали водить с Красной горки, с появления первой зелёной травки. В народе говорили : «Весна пришла – игра пошла».

Все  играют  в  «Ручеёк».

Игра «Бояре»

Аня : «Эй, на танец собирайтесь в хоровод!

Эх, топну ногой, да притопну другой. Сколько я не топчу, всё равно плясать хочу!»

Все перестраиваются в хоровод и под музыку водят хоровод.

Заключение:

1 ведущий: «Есть у России берёзоньки белы,

Кедры, забывшие , сколько им лет,

Горы от вечных  снегов поседелые,

Реки, которым названия нет».

2 ведущий: «Есть соловьиные песни бессвязные.

Зори полей  и  огни городов,

Есть у России  сердца безотказные,

Мудрые руки её мастеров».

Итог  урока ,   объявление   оценок.