"Душой болею о России"
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Чтим традиции русского народа.
Преподаватель, мастер п/о - Прядько Тамара Николаевна
В лицее Петербургской моды возрождаются традиции рукоделия в программе «Художественное вязание», «Художественное декорирование изделий», которая используется для подготовки обучающихся по профессии «Художник по костюму», она создана за счёт вариативной части учебного плана.
В образовании России уровень преподавания рукоделия упал в 10 раз от советского периода (из СМИ), а с дореволюционным периодом образования нечего и сравнивать. Рукоделие во все времена служило признаком хорошего воспитания и образования, недаром русское дворянство при воспитании своих детей особое внимание уделяло рукоделию, в крестьянских семьях рукоделию обучали с 8-10 лет девочек, мастерство давало им хороший заработок. Во времена Екатерины II был создан Смольный институт благородных девиц – первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в России.
Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению – главная идея Бецкого И. И. президента Императорской академии искусств.
Наши предки, обучая детей, не забывали приговаривать следующие поговорки и пословицы:
- не учи безделью, а учи рукоделию –
- что ни рукоделие, то и промысел –
- всяко ремесло честно, кроме воровства –
- ремесло за плечами не висит (не тяготит) –
- ремесло – не коромысло, плеч не оттянет –
- ремесло, за плечами не носят, с ним добро –
- ремесло пить, есть не просит, а хлеб приносит –
- не просит ремесло хлеба, а само кормит –
- ремеслу везде почёт –
- где хотение, там и умение –
- ремесло избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды –
- без ремесла – без рук –
- ремеслу учись смолоду, под старость не будешь знать холоду –
- худо языку кричать, когда руки молчат –
- ремесло превращается в творчество, когда душу вкладываешь
Мы имеем хорошую с вами платформу для возрождения традиций рукоделия – генетическую память.
Мой пример: закончила педвуз, получила тему научной работы, ушла с головой в работу, но от физики, как известно, до лирики один шаг. Я увлеклась ручным вязанием (вначале спицы, потом крючок), начинала вязать примитивные вещи: шарфы, отделку, воротнички. Вязание взяло верх над основной профессией, задумалась, откуда это: мама не учила этому, всего лишь пассивно наблюдала, как бабушка чесала стриженую шерсть овцы, затем пряла нить, а после уже вязала необходимые вещи для тепла: носки, варежки, шарфы. Носила я их с удовольствием!
Откуда это? Генетическая память!
Вспомним стихотворение кубанского поэта Н.А.Зиновьева.
Осталась от бабушки прялка
И светлая скорбь на душе.
О, Господи, как же мне жалко,
Что нет её с нами уже.
Никто мне "Мыкола" не скажет,
Но в снах моих, полных тоски,
Я вижу: в раю она. Вяжет
Христу шерстяные носки...
(Н.Зиновьев)
В 2007 году в Петербурге проходила выставка под названием: «100 лет кружевному пути из Хельсинки в Петербург». Тележурналист ( бывший ЦТВ Финляндии),представлявшая выставку, рассказывала историю затерявшегося кружевного пути, о своём пути создания кружевного центра (её русская мама занималась кружевоплетением на коклюшках, она была пассивным наблюдателем, но сработала генетическая память).Девиз этой выставки: показать красоту старинных кружев, которые передают дух и аромат времени, привлечь молодёжь в эту область декоративно-прикладного искусства, она обращалась с такими словами к молодёжи : кружево – предмет роскоши, есть рынок , есть спрос , нет рук .
Зная мировую историю рукоделия, зная, как Европа поднялась в области декоративно-прикладного искусства за счёт русских эмигрантов. Сколько было создано домов Мод в Париже, Лондоне, Нью-орке, услугами наших мастериц пользовались знаменитые французские модельеры Коко Шанель и Поль Пуаре. У русских эмигрантов , выброшенных революцией, бытовало выражение: игла даст пропитание. Они выжили за счёт рукоделия, и нам нельзя нарушать традиции русского народа, необходимо поднимать уровень рукоделия и укреплять в образовании молодёжи.
Что вы получите, освоив «Художественное вязание» вместе с другими предметами: рисунок, материаловедение, технологии, художественное моделирование и конструирование одежды?
Овладев основами рукоделия (вязание крючком), вы:
Научитесь декорировать свою одежду вязаными аксессуарами.
Украшать дом стильными аксессуарами.
Пополнить гардероб неповторимыми авторскими вещами: шапочки, перчатки, шарфы.
Выполнить уникальную отделку любого изделия.
Подготовить оригинальные подарки близким.
Ощутить состояние праздника.
В настоящее время вязание относится к одному из видов декоративно- прикладного искусства для оформления одежды. Веками отточенное мастерство даёт возможность прикоснуться к настоящему искусству и подчеркнуть собственную индивидуальность.
Целью программы является – привить интерес к культуре своего народа, к истокам народного творчества, развить образное мышление, внимание, развить моторные навыки, творческие способности, фантазию, выработать эстетический и художественный вкус в одежде, умение декорировать одежду и почувствовать себя в роли художника – декоратора.
Программа способствует приобщению обучающихся к ручному труду, что способствует воспитанию усидчивости, трудолюбию, аккуратности, умению довести начатое дело до конца, имеет терапевтическое значение- равновесие душевного состояния, развивает и корригирует мелкую моторику и координацию рук, память. Поэтому курс «Основы художественного вязания» введён в программу подготовки коррекционно-развивающей направленности 8 вида.
Основная форма проведения занятий – практическая работа. Данный предмет связан с другими предметами : материаловедение, конструирование, художественное моделирование одежды, история костюма.
Через образцы мы выходим на декоративную отделку костюма, потом на модель, а затем включаемся в коллекцию, выход коллекции осуществляем через «Театр Моды » - это профориентация и приближение обучающихся к профессии.
Ещё раз хочется отметить книгу А.Васильева «Красота в изгнании» ,где красной нитью проводится мысль о том, как игла, крючок, спицы спасли русскую эмиграцию от гибели.
Предварительный просмотр:
Мы участвуем в конкурсах и побеждаем:
2008 г – I место в городском творческом марафоне « Звёзды зажигаются»;
2009 г – II место в городском творческом марафоне « Звёзды зажигаются»;
2010 г – II премия во всероссийском конкурсе « Комната моей мечты »;
2011 г – I место в городском конкурсе « Мозаика ремёсел »;
2010 г – участие в международном конкурсе детей с ограниченной ответственностью « Шаг навстречу», мастер-класс. Специальный диплом за оригинальное композиционное решение творческой работы «Головной убор».
Творческая деятельность позволяет осуществлять благотворительные акции.
Мы возрождаем традиции благотворительности, создаём декоративные полотна, дарим в церковь, чтобы показать уровень профессионального мастерства лицея и чтобы видели, что школа кружевоплетения жива.
Декоративная салфетка-подарок Валааму. Декоративное полотно-подарок в часовню Ксении Блаженной.
II место в городском конкурсе «Мозаика ремёсел».2009-2010 учебный год.
Мы в лицее делаем многое для возрождения традиций рукоделия, чтим память, кто создавал эти традиции, смотрим с надеждой в будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"
Сценарий КТД можно использовать при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

классный час "Душа России - православие"
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию отражает связь православной культуры и литературы. Разработка рассчитана на обучающихся 1 и 2 курсов. Можно использовать для про...

«Афганистан – боль в нашей судьбе»
Сценарий литературно-музыкального вечера «Афганистан – боль в нашей судьбе»,посвященного 25-й годовщине вывода Российских войск из Афганистана....
Афганистан болит в моей душе....
Разработка классного часа об героической и трагической афганской войне....
Литературный праздник по творчеству С.А.Есенина "России стихотворная душа"
Сценарий литературного праздника содержит описание основных этапов жизни и творчества поэта С.Есенина....

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЛИ, ПРИЧИН РАЗВИТИЯ БОЛИ. ИЗУЧЕНИЕ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.
Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал и тесты с эталонами ответов....

Классный час "Афганистан болит в моей душе..."
Классный час "Афганистан болит в моей душе..." для учащихся 5-8 классов...